
Катары считали, что церковь сознательно извратила христианство. Церковь они уподобляли синагоге Сатаны. По их мнению, между Богом и человеком не должно быть посредника, и все церковные таинства придуманы для того, чтобы заморочить разум человека и владеть его душой, отвратив ее от истинного пути просветления. Они не верили, что души умерших попадают в чистилище, считали ненужными и вредными существование икон и крестов, потому что в них нет ничего святого, и они не помогут человеку стать лучше и чище. От зла и греха не сможет защитить святая вода, потому что она всего лишь вода и нет в ней никакой святой силы. Индульгенции не могут отпустить человеку грехи, потому что нельзя купить чистоту за деньги, ее можно только достичь. Они выступали против крещения водой, считая, что этого недостаточно, а крещение детей и вовсе отрицали, так как принятие веры – акт осознанный. А Римская Церковь крестила маленьких детей, которые не могли еще не верить, ни видеть разницу между добром и злом. Римская Церковь говорит, что крещению их научил Христос, но еще до Христа совершали крещение водой… Вот что пишет о крещении в Деяниях Апостолов Святой Лука (19,1-6): «Когда Павел прибыл в Эфес, то нашедши там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Духа Святого, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. И Павел сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал! Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть в Иисуса. Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и когда Павел возложил на них руки, низошел на них Дух Святой». Катары верили, что крещение, совершенное недостойным человеком, не дает никакой благости. Они отрицали церковное таинство брака, поскольку брак – это совершенно земное мероприятие.
Но основное разногласие было в признании–непризнании Евхаристии. Римская Церковь утверждала, что повторение обряда Тайной Вечери дает каждому причащающемуся «пресуществление» души. Катары в такую глупость не верили. Да, они освещали хлеб перед едой и разламывали его на части, чтобы достался каждому, но при этом они не нарекали хлеб плотью Христовой. Они вообще избегали употреблять в пищу любую плоть, даже символическую. Вместо всех церковных таинств они практиковали только крещение Огнем и Святым Духом, и такие крещения проводились простым наложением рук. Во власти церкви катары видели «огромную машину, стремившуюся подчинить себе всех людей, которые имели несчастье получить крещение». Они воспринимали власть церкви как насилие. В XII-XIII веках вера катаров была первым мощным сопротивлением власти церкви, когда в еретиках внезапно оказалось население огромной территории, причем люди самых разных сословий – крестьяне, горожане, рыцари и даже крупные феодалы. Поскольку официальная церковь вела борьбу с катарами как с еретиками, то катары создали систему управления своими сторонниками и систему тайных храмов.
Богослужения катаров проводились очень просто: на столе, покрытом белой тканью (алтарь) лежал Новый Завет, открытый на первой главе Евангелия от Иоанна; шло чтение мест из Нового Завета, потом трижды благословлялись ведущие; после благословления все читали вслух «Отче наш» - это была единственная молитва, признаваемая в Церкви Любви. Вместо «Хлеб наш насущный…» они говорили: «Хлеб наш духовный…», потому что просьбу о хлебе земном в молитве они считали недопустимой. Катары считали, что «нет одного бога, есть два, которые оспаривают господство над миром. Бог Любви и Князь Мира Сего. По духу, составляющему его величие, человек принадлежит первому, по бренному телу он подчиняется второму…»
«Мир существует вечно, он не имеет ни начала, ни конца… Земля не могла быть сотворена богом, ибо это значило бы, что бог сотворил порочное… Христос никогда не умирал на кресте, евангельский рассказ о Христе является выдумкой попов… Крещение бесполезно, ибо оно проводится над младенцами, не имеющими разума, и никак не предохраняет человека от грядущих грехов… крест не символ веры, а орудие пытки, на нем распинали людей…»
К Иисусу у них было какое-то глубокое личное отношение. По словам Анны Бретон, «Отец отправил Своего Сына на землю не для страданий и смерти на кресте, а как посланца, принявшего образ человека, но не в отягощенной злом плоти. Словом Евангелия, «Благой Вестью», пришел Христос научил апостолов правилам «закона жизни», то есть «дороги справедливости и правды». Добрых людей, отказавшихся от насилия, лжи и клятв, - таинству, обеспечивающему спасение. Прямые наследники апостолов, Добрые Христиане (катары), в свою очередь, претендовали на то, что они являются хранителями дара связывать и развязывать и отпускать грехи, который Христос передал Своей Церкви. Именно это является главным признаком христианской Церкви, и они демонстрировали это наследие, произнося «Отче Наш», благословляя и преломляя за своим столом хлеб слова Божьего в память о Христе. Как и протестанты, они не верили в его реальные превращения в тело Христово».
Римская Церковь же распространяла негативные слухи о катарах, приписывала им «ночные оргии, на которых катары якобы придавались всем смертным грехам» и то, что они приносили в жертву младенцев и вкушали его. Катары, конечно же, никаких оргий и жертвоприношений не устраивали. Они были против сношений между мужчиной и женщиной и в браке видели только продолжение рода человеческого. Они говорили, что жертвоприношения угодны Римской Церкви, они же были против любого жертвоприношения. Катары были скорее аскетичны, как первые христиане или отцы-пустынники - отказывались от мяса, яиц, рыбы, молока, стремились питаться только растительной пищей. К сожалению, до нас дошли очень немногие катарские тексты. Наиболее известен документ из Каркассона под названием «Тайная книга альбигойцев» (X-XII века). Этот документ был очень популярен в то время и сохранился до наших дней без искажений. В тексте говорится о поисках Пути. Текст имеет второе название: «Вопросы Иоанна на тайной трапезе Царя Небесного». Имеется в виду Иоанн Богослов, которого катары любили и почитали. Приводим этот текст.
Вопросы Иоанна, апостола и Евангелиста, на тайной трапезе Царя Небесного: об устройстве этого мира, и о Творце, и об Адаме.
«I. Я, Иоанн, брат ваш, имеющий долю в несчастье и доли в Царствии Небесном чающий, сказал, когда возлежал я на груди Господа нашего Иисуса Христа: «Господи, кто предаст Тебя?» И отвечая, сказал он: «Тот, кто вместе со Мною омочил руку в чаше. Тогда вошел в него Сатана и потребовал, чтобы он предал Меня».
II. И сказал я: «Господи, прежде чем пал Сатана, в какой славе пребывал он у Отца Твоего?» И сказал Он мне: Я же сидел возле Отца Моего. Он (Сатана) управлял всеми, следовавшими за Отцом, и нисходил с небес в преисподнюю, и восходил от низших до самого престола невидимого Отца. Он оберегал славу, что приводит в движение небеса, и замыслил поставить трон свой за облаками небесными, и пожелал уподобиться Вышнему. И кода низошел он в воздух, сказал ангелу воздуха: «Открой мне врата воздушные», и тот открыл ему врата воздушные. Стремясь вниз, он увидел ангела, который держал воды, и сказал ему: «Открой мне врата водные», и открыл ему. И, проходя сквозь пределы, увидел весь облик земли, покрытой водами. Проходя под землею, увидел он двух рыб, лежащих под водами; как быки, впряженные в плуг, они держали всю землю, повелением невидимого Отца, от захода до самого восхода солнца. А когда спустился еще ниже, увидел преисподнюю, которая есть род огня, и дальше не смог нисходить из-за пламени огня пылающего. И возвратился Сатана назад, исполнился злобы, подступил к ангелу воздуха и к тому, который был над водами, и сказал им: «Все это мое; если послушаете меня, поставлю трон свой над облаками и уподоблюсь Вышнему; удаляя воды с высоты этой тверди, заполню прочие места морями и потом не будет воды на лице земли, и воцарюсь вместе с вами на веки веков». И, сказав это ангелам, взошел к другим ангелам, до пятого неба, и так говорил каждому их них: «Сколько ты должен Господу своему?» Тот сказал: «Сто мер пшеницы». И сказал ему Сатана: «Возьми перо и чернила и напиши: шестьдесят». И другому сказал: «А ты сколько должен Господу своему?» Тот ответил: «Сто кувшинов елея». И сказал Сатана: «Сядь и напиши: пятьдесят». И восходя на все небеса, вплоть до пятого неба, так говорил, прельщая ангелов невидимого Отца.
III. И раздался голос от престола Отца: «Что делаешь, отрицатель Отца, отвращающий ангелов? Делатель греха, быстро делай то, что задумал». Тогда повелел Отец ангелам своим: «Совлеките с них одежды». И совлекли одежды их и короны их - всех ангелов, которые его (Сатану) слушали. И спросил я Господа: «Когда пал Сатана, в каком месте он стал обитать?» И ответил Он мне: «Отец Мой преобразил его за гордыню его, и отнят был от него свет, и стал облик его, как железо раскаленное, и как у человека, стал весь облик его; и увлек он хвостом своим третью часть ангелов Божьих, и был изгнан от трона Божья и от устроения небесного. И низойдя в эту твердь, не мог Сатана создать никакого покоя ни себе, ни тем, кто был с ним. И он попросил Отца: «Имей ко мне снисхождение, и все верну Тебе». И сжалился над ним Отец, и дал покой ему и тем, кто с ним был, насколько он пожелает, вплоть до семи дней.
IV. Тогда воссел Сатана на тверди и повелел ангелу, который был над воздухом, и тому, который был над водами, и подняли они вверх, в воздух, две части вод, а из третьей части создали пятьдесят морей, и свершилось разделение вод по предначертанию невидимого Отца. И вновь повелел Сатана ангелу, который был над водами: «Встань на двух рыб», и встал он, и поднял головой своей третью, и она явилась сухой. Когда принял Сатана корону от ангела, который был над воздухом, из половины ее создал трон свой, а из половины – свет солнца. Приняв же корону от ангела, который был над водами, из половины создал свет луны, а из половины – свет дня. Из камней создал он огонь, а из огня – все воинство и звезды. Из них создал он ангелов ветра, служителей своих, по образу Высшего устроителя, и создал громы, дожди, град и снег, и послал на них ангелов – служителей своих. Земле же повелел, чтобы она произвела все живое: животных, деревья и травы. А морю повелел, чтобы произвело оно рыб птиц небесных.
V. Затем придумал Сатана и сотворил человека по своему подобию, и повелел ангелу третьего неба войти в глиняное тело. И взял от него часть, и сделал другое тело, в образе женщины, и повелел ангелу второго неба войти в тело женщины. Ангелы же горько возрыдали, увидев в себе смертный образ и будучи не сходного с ним образа. И повелел Сатана сотворить плотское дело в глиняных телах, и не поняли они, как сотворить грех. Тогда возбудитель зла умом своим задумал сотворить рай, ввести туда людей и запретить им выходить из него. И посадил Диавол тростник в середине рая, и так скрыл свою выдумку негодный Диавол, чтобы они не поняли его обман. И входил он, и так говорил с ними: «Вкушайте от всякого плода, который есть в раю, от плода же познания добра и зла не вкушайте». Диавол же вошел в змея негодного и обманул ангела, который был в образе женщины, и преисполнился брат его (Адам) желания греха с Евой в прославление змея. Потому называют сыновьями Диавола и сыновьями змея тех, кто совершает желание диавола, отца своего, вплоть до скончания этого века. И вновь Диавол излил в ангела, который был в Адаме, яд свой и желание, порождающее сыновей змея и сыновей Диавола, вплоть до скончания этого века.
VI. И затем я, Иоанн, спросил Господа: «Почему говорят люди, что Адам и Ева богом сотворены и помещены в раю, чтобы соблюдать предначертания Отца, и в то же время утверждают, что они смертны? » И сказал мне Господь: «Слушай, любезнейший Иоанн: неразумные люди так говорят, что Отец Мой лицемерно сотворил глиняные тела; но все силы небесные сотворил Он из Духа Святого, эти же два ангела по их вине были явлены с глиняными телами, и их называют смертными». И вновь я, Иоанн, спросил Господа: «Как же человек начинает бытие свое от духа, пребывая в теле из плоти?»И сказал мне Господь: «От падших ангелов небесных зачинаются в женских телах и получают плоть от желания плоти, и рождается дух от духа, а плоть от плоти; так осуществляется власть Сатаны в этом мире и во всех родах».
VII. И спросил я Господа: «Доколе Сатана будет властвовать в этом мире над сущностью людской?»И сказал мне Господь: «Отец Мой предоставил ему властвовать семь дней, которые суть семь веков». И спросил я Господа, и сказал: «Сколько это будет по времени?» И сказал Он мне: «Когда отпал Диавол от славы Отца и от славы своей отказался, воссел он над облаками и послал своих служителей ангелов – огонь палящий – к людям, внизу пребывающим, от Адама и до Еноха, служителя своего. Вознес он Еноха на твердь небесную и показал величие свое, и повелел дать ему перо и чернила, и сев, написал Енох шестьдесят семь книг. И повелел Сатана, чтобы Енох отнес их на землю и передал сыновьям. И поместил Енох книги на землю, и передал их сыновьям своим, начал обучать их, как совершать жертвоприношения и таинства противозаконные, и так сокрылось перед людьми Царство Небесное». И говорил еще Господь: «Узрите, что Я – Бог ваш, и нет другого Бога кроме Меня. Потому послал Меня Отец Мой в этот мир, чтобы Я объяснил людям, и поняли бы они злую природу Диавола. И в то время, когда узнал Диавол, что Я низошел с неба в мир, послал ангела, взял древесину от трех деревьев для распятия Моего и дал ее Моисею, и доныне она для Меня сохраняется. Он же Моисей тогда предвозвещал о Божестве народу своему и повелел дать закон сынам Израиля, и вывел их посуху через море.
VIII. Когда помыслил Отец Мой послать Меня в мир, послал передо Мной ангела Своего, по имени Мария, что - бы Она приняла Меня. Я же, нисходя, вошел и Нее через слух и через слух вышел. И узнал Сатана, властелин мира сего, что нисхожу Я разыскивать и спасать погибающих, и послал ангела – Илию – пророка, которого называют Иоанн Креститель, крестящего водой Илия же спросил властелина мира сего: «Как смогу я Его узнать?» Тогда Сам Господь сказал: «Над кем увидишь ты Духа, нисходящего подобно голубю и на Нем пребывающего, Тот имеет власть уничтожать и спасать».
Продолжение следует.
http://yugsegodnya.ru/enio/content/view/1134/73/