Просыпаться ранним утром
И купаться в лучах солнца,
И идти на встречу ветру
в набежавшую волну...
ЯПОНСКИЕ СТИХИ. КАК ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ В ЯПОНСКОМ СТИЛЕ. |
Японские стихи. Как правильно писать в японском стиле.
ХАЙКУ И ХОККУ - ОСТОРОЖНО! НЕ СПУТАЙТЕ!
Публикую статью Юрия Рунова полностью, т.к. она интересна и познавательна. Приятного чтения!
Я уже писал раньше, что по поводу хайку и хокку многие не понимают, что это не синонимы. О чем и хочу написать подробнее, а заодно и о том, откуда есть пошла хайку. В принципе, многие читали что-то по этой теме, но где-то какие-то существенные моменты зачастую проскальзывали мимо сознания читателя, что порождало споры, борьбу самомнений и тп.
ПРЕДЫСТОРИЯ ХАЙКУ
Прародитель хайку как известно, танка - а конкретнее ее первое трехстишие. Меня удивило, когда я узнал, как рано началось это разделение танка на трех и двухстишия. Оказывается, уже великий поэт танка Сайгё принимал участие в нанизывании строф - а это ХП век. Один поэт писал первые три строки, другой добавлял две строки, чтобы образовалась танка, но при этом и двустишье и трехстишье должны были читаться и как отдельные стихи. Затем первый поэт или третий писал следующее трехстишье которое бы с предыдущим двустишьем образовывало бы "обратную" танку - т.е. сначала читалось новое трехстишье и к нему добавлялись предыдущие две строки для полной танка. Далее новое двустишье и т.д. И уже тогда за отдельными строфами в коллективном труде поэтов закреплялись отдельные темы.
Известна история, когда к Сайге пришли его знакомые поэты и пожаловались, что никто не знал как продолжить цепочку строф после этой строфы посвященной войне, известной поэтессы того времени Хеэ-но Цубоне:
Озарено поле сраженья -
Месяц - туго натянутый лук.
Тут сам Сайге написал новую строфу:
Сердце в себе умертвил.
Подружилась рука с "ледяным клинком",
Или он - единственный свет?
Чем не хайку? Почитайте теперь эту строфу, добавив за ней двустишье поэтессы. Вот и танка...
В течение нескольких последующих веков такое нанизывание строф становилось все популярнее и где-то к 16 веку стало любимым рзвлечением грамотного населения городов Японии. Но чем оно становилось популярнее, тем меньше в нем оставалось поэзии - написание ренга стало забавой, где ценились юмор, насмешки, различные словесные выкрутасы. Потому этот вид поэзии стал называться хайкай - т.е. юмористическая смесь. В начале 17 века появляется и термин хайку (комичное стихотворение), потом, правда, забытый на несколько сот лет. В это время уже пишутся и отдельные трехстишия - не в составе ренга. Устраиваются даже соревнования, кто больше напишет хайку за определенный промежуток времени - например, за сутки. Результаты были феноменальные, но о качестве таких стихов никто особенно не пекся.
ХОККУ
Затем появился Басе возвеличивший "комические стишки" до уровня глубокой поэзии. И здесь начинают появляться отличия между хокку и остальными видами трехстиший. Хокку - это начальный стих ренга, к которому применялись довольно строгие правила. Он обязательно должен был быть связян с сезоном - потому что ренга делились пр сезонам. Он обязательно должен был быть "объективным", т.е. основанном на наблюдении природы и не должен был быть "личностным" - ибо это не была ренга Басе или Рансэцу - а коллективный труд поэтов. Усложняющие элементы - метафоры, аллюзии, сравнения, антропоморфизм здесь тоже не допускались. И т.д. Как раз все то, что специалисты по хайку на Западе считают незыблемыми правилами хайку. Отсюда и начинается путаница с хайку и хокку.
При всем этом, хокку должна была нести мощный эстетический заряд - задавать тон всей цепочке нанизанных строф. Их писали заранее для всяких возможных сезонов. Хорошие хокку очень ценились, поскольку их трудно было написать - требовалось настоящее мастерство, а писать-то ренга хотелось так многим. Тогда и появляются первые сборники хокку - специально для удовлетворения массового спроса на начальные строфы. Сборники внутренних трехстиший ренга просто не могли писаться заранее - они создавались только в ответ на предыдущую строфу в реальной ренге и поэтому сборников этих строф никогда не было, кроме как в самих ренга.
ХОККУ И ИНЫЕ ТРЕХСТИШИЯ
Но вот тут надо понять, что все великие мастера хайку принимали участие в создании ренга и писали не только хокку но и внутренние стихи ренга - которые невероятно расширяли возможности трехстиший - были трехстишия, которые поэт был обязан писать от первого лица, были стихи о человеческих делах а не о природе, допускались и использовались и метафоры, и антропоморфизация, необязательным становились во многих строфах киго и киредзи. Кроме того, хайку сочинялись и как дневниковые записи, и как подарок от поэта знакомому или другу, и как отклики на разные события. Тут могли использоваться и хокку-подобные стихи но и простые строфы. И все это объединялось общим понятием поэзия хайкай - которую через пару веков Сики заменит на возрожденный им термин хайку. Уж никак не запишешь в хокку это трехстишие, написанное Басе при посещении выставки рисунков своего друга:
Художник ты так себе,
но этот твой вьюнок -
он, право, как живой!
НА ХАЙКУ НАДЕВАЮТ СМИРИТЕЛЬНУЮ РУБАШКУ
Поскольку первые западные исследователи имели дело только со сборниками хокку, они проигнорировали все остальные виды трехстиший и утвердили таким образом правила хокку как правила хайку. Отсюда и пошли те нелепые ограничения, налагаемые и по сей день на хайку многими авторитетами на Западе. Ведь там некоторые до сих пор считают Исса неуравновешенным бунтарем, чьи отклонения от "норм хайку" только подтверждают их правоту, как исключения подтверждают правила. А Исса никаким бунтарем не был, он просто выходил по временам за рамки хокку но не поэзии хайкай - или хайку по-новой терминологии. Кстати, в его знаменитом "Улитка на склоне Фудзи" он, конечно, не смотрит на реальную улитку на склоне реальной Фудзи а на улитку на макете Фудзи - священной горы - установленном во многих
ДОЛОЙ ХОККУ :-)
В России мы в несравненно более выгодном положении чем на Западе - во всех наших сборниках хайку великих мастеров, присутствуют не только хокку, но и стихи из дневников, стихотворные подношения, трехстишия из ренга. Потому у нас никогда не создавались эти своды законов для хайку. Единственное, что у нас путают это хайку и хокку - до сих пор на сайтах наших энтузиастов можно прочитать "Мои Хокку", где может не оказаться вообще ни одного стихотворения, которое имело бы право именоваться хокку (отсутствуют сезонные слова, нет киредзи, но есть метафора и тп). Я бы вообще отказался от термина хокку, как запутывающего мозги и оставил бы один термин - хайку. Хокку же пригодится только для написания ренга. А там все должно быть по правилам, если мы сами не придумаем новые!
(с) Юрий Рунов
Метки: поэзия |
АКВАРЕЛЬНОКИТАЙСКОПЕЙЗАЖНОЕ|СЯН МИНЬ ЦЗЭН |
Метки: цветы художники |
ЛЮБОВЬ.ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ |
Метки: фото |
САМОУЧИТЕЛЬ ИВРИТА ОНЛАЙН |
Метки: иврит |
Идеи газонов |
Метки: дизайн. красота |
СВЕЧА С АРОМАТОМ КОФЕ |
Завораживающее это мероприятие - свечеварение. Сварила один раз "ледяную свечу " и вошла во вкус. Блуждаю со страницы на страницу, смотрю разные рецепты, разглядываю фотографии. Чего только не делают девушки своими руками, настоящие дизайнерские работы. От фотографий всевозможных свечей глаз не оторвать. Одна красивее другой. Очаровала меня "кофейная" свеча. Решила попробовать сделать её, все получилось. Эта свеча делается еще проще, чем "ледяная". Как говорится, " проще простого". Делюсь приобретенным опытом. Свечи получаются очень милые, даже жечь жалко. Для приготовления кофейной свечи потребуется: кофе в зернах (горсть или немного больше) парафиновые свечи ( в зависимости от желаемого размера. Я делала широкую, квадратную 3 шт.) форма ( пакет из под сока), кастрюля для паровой бани и емкость для плавки парафина. Процесс изготовления: свечи нарезаем мелкой стружкой и растапливаем на паровой бане. Пока парафин плавится бросаем в него немного кофейных зерен, можно еще палочку корицы, для аромата.Не забудьте оставить фитиль от свечи! Привяжите его на середину к какой - нибудь длинной палочке, я привязала на карандаш. Затем добавляем в парафин весь кофе,выдерживаем на паровой бане еще примерно 10 минут. Потом аккуратно берем ложкой парафин с кофе и наполняем форму, при этом в середину формы опускаем фитиль, чтобы он не утонул в парафине мы его привязали к карандашу и положили его на края формы. Кофейные зерна опускаются вниз, можно их слегка помешать, приподнять немного, а затем дать парафину немного застыть и после этого выливаем в форму остатки парафина. И даем ему остыть и затвердеть. Когда парафин хорошо застынет, это не меньше четырех часов, свечу вынимаем из формы. Если это картонный пакет, мы его разрезаем,свечу достаем и можно края немного оплавить огнем-так лучше видны зерна.
Метки: интерьер красота |
ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ, ПОХОЖИЕ НА СОЛНЦЕ |
Говард Роджерс родился в 1932 г, Сан-Диего штат Калифорния. Родители Говарда всегда поощряли его стремление к художественному мастерству. Будучи преисполнен решимости исполнить свою мечту и стать художником, поступил в Гарвардский университет. После окончания университета стал работать в Детройте художником-иллюстратором. |
![]() |
Оставайтесь, пожалуйста, Женщины,
Вы такими же нежными, милыми,
Как в начале начал нам завещаны...
С мужиками не меряйтесь силами.
Сохраняйте святую божественность,
Пресловутую "женскую логику",
Ведь на Вас возложили ответственность
За семейную всю "экологию".
Берегите свою исключительность,
Не питайтесь одними диетами -
Худобы обаянье сомнительно,
И в стихах не воспето поэтому.
Позабудьте про эмансипацию,
Не стригите так коротко волосы,
Сохраняйте в движениях грацию -
И мужчины тогда будут в тонусе.
Позабросьте Вы джинсы с ботинками,
Надевайте-ка туфельки, юбочки,
Иногда притворяйтесь блондинками,
Не стесняясь сложить губки трубочкой.
Ежедневно светитесь улыбками,
Не храните их прелесть для праздников.
Будьте "Кисками", "Зайками", "Рыбками"
И всегда оставайтесь прекрасными!
© Николай Козакевич
|
Есть женщины, похожие на Солнце -
От их присутствия становится теплей.
Когда улыбка их лица коснется,
Мир кажется красивей и добрей.
Есть женщины, похожие на Ветер -
Они изменчивы, легки и веселы,
Они, как бабочки, нужны нам на планете,
Чтоб любоваться ими все могли.
Есть женщины, похожие на Море -
Нельзя измерить глубину их глаз,
И в их таинственно манящем взоре
Сокрыты тайные знамения для нас.
Ты вся одновременно: Море, Ветер, Солнце.
Где ты, там звезды приближаются к Земле.
Пусть всё тебе на свете удается,
Желаю, чтоб всегда везло тебе!
Пусть счастье в тебе будет бесконечно,
Пускай любовь живет в тебе всегда.
Старайся быть, как прежде, безупречной,
Пусть сердцем твоим правит доброта!
|
Серия сообщений "Живопись 4":
Часть 1 - Владимир Гусев - один из талантливейших художников России
Часть 2 - Художник Mark Keathley. Зимняя сказка
...
Часть 24 - Такие есть горы - Карпаты! Художник Александр Найденов
Часть 25 - Поэзия природы в работах художника Владимира Чиканова
Часть 26 - Есть женщины, похожие на Солнце - от их присутствия становится теплей
Метки: стихи |
ЛАРИАТЫ. |
|
БИСЕРНАЯ СЕТКА. МАСТЕР КЛАСС. |
Приветствую вас в моем блоге. Этот пост специально подготовлен для новичков в бисероплетение, так как он будет дополнять следующий пост и может вам пригодится.
"Бисерные сетки являются классическим бисерным украшением. Они прекрасно смотрятся и в качестве самостоятельного украшения и расшитыми различными способами.
|
МАСТЕР КЛАСС ПО ПЛЕТЕНИЮ СЕРЕЖЕК *ИСТОЧНИК АРТЕМИДЫ* |
В этом мастер-классе показано, как сплести вот такие сережки с чешскими бусинами и риволи Сваровски.
На создание одной сережки уходит примерно 4 часа. Так как даны подробные схемы, сплести их сможет мастерица с начальными знаниями техник бисероплетения.
|
ОРХИДЕЯ ИЗ БИСЕРА. РАБОТЫ МАСТЕРА И МК |
|
Жасмин из бисера |
Жасмин из бисера
автора МК - Вероника Моисеева.
Жасмин |
Фото 1 |
Фото 2 |
Фото 3 |
Фото 4 |
Фото 5 |
Схема 1 |
Схема 2 |
Схема 3 |
Схема 4 |
Схема 5 |
Схема 6 |
Схема 7 |
Схема 8 |
Фото 6 |
Фото 7 |
ЛЕПЕСТКИ ЦВЕТКА:
Цветок состоит из четырех лепестков.Каждый лепесток состоит из двух половинок.
Два лепестка плетем в технике параллельного плетения половину лепестка по схеме 1. Фото 1. Берём белую леску длиной 45см. Далее, продев отдельную проволоку между первым и вторым рядом, приплетаем вторую половину лепестка по той же схеме, сцепляя ее с первой после каждого ряда, как на фото 2, 3.
Два лепестка плетем аналогично , по схеме 2.
ПЕСТИК делаем из зеленого бисера . Из трех петелек по три бисерины и по три бисерины на ножку. Схема 3. Нужно 3 зелёных проволочки по 10 см (или 1 проволочка на 15 см)
ТЫЧИНКИ делаем в игольчатой технике, из 12-ти белых бисеринок и трех желтых. Фото 4. Для одного цветка количество тычинок 30шт. (берём 3 белых проволочки по 60 см) Схема 3
БУТОН состоит из четырех лепестков. которые плетутся по схеме 4. ( берём белую проволоку - 40 см)Фото 5.
ЧАШЕЛИСТИК : Состоит из 4- х лепесточков.(зелёная проволока - 45см)
Лепесток чашелистика плетем по схеме 5. Сцепляя последующие два лепестка между собой, начиная с шестого ряда ( 4-3-2-1 ). Четвертый сцепляем с первым и треьим.
ЛИСТИКИ для жасмина плетутся в технике параллельного плетения .
Каждый листик состоит из двух половинок .
Выполняется по схемам: большой – схема 6, средний –схема 7, малый –схема 8.
Количество листов выбирается произвольно.
Собираем – пестик, тычинки . лепестки, чашелистик, добавляя листочки.
Мой жасмин состоит из пяти распушенных цветочков, одного полу распущенного цветка и одного бутона.
Фото 6 и 7.
|
Мастер-класс.Брошь |
Сразу оговорюсь, никаких сверхсекретных секретов не открою, все уже было многократно рассказано до меня. И даже как-то не хочется именовать все это мастер-классом, уж больно пафосно звучит. Просто поделюсь одним из многих рецептов.))
Народ сказал: "Брошь!" Стало быть, брошь. Riders on the storm потому, что делалась именно под эту песню. Люблю Дорз со страшной силой, чего и всем желаю.
|
С Днём Поэзии! |
Метки: стихи |
Интернет-зависимость |
Честно говоря, порой немного страшно, что может быть, когда вдруг что-то сломается и не станет Интернета... Интернет - не свет, не кислород, но все же, очень сильно мы к нему привыкли и от него зависим. Многие посредством Интернета находят общение, кто-то использует его для получения новой информации, а для кого-то это возможность заработать - предложить свои услуги или найти работодателя. Говорят, кстати, неплохой заработок https:///perkinessgdfiff.html, что ж - всегда можно попробовать и определить ваше ли это. Я никогда не верила в то, что в Интернете можно зарабатывать, но нужно понимать о чем идет речь и что продается-покупается. Потому что шарлатанов вокруг немало, тем не менее, если использовать Интернет как рынок сбыта, возможность рекламы и т.п. - не про кликанье идет речь, то, естественно, достичь можно многого.
В любом случае, Интернет очень сильно изменил нашу жизнь. Я даже при наличии дома инструкции к какому-либо лекарственному средству не удосуживаюсь ее поискать на полке, мне проще открыть страницу сети и почитать что там и как... Конечно, это неправильно, но есть ли смысл смотреть фильм на записанном диске, если можно посмотреть онлайн?.. Правда, к кино это не относится - серьезные картины стоит смотреть на большом экране - это однозначно.
В общем, хочется верить, что Интернет далее останется одним из многих средств общения, но не займет большую его долю.
Всем приятного вечера и доброй ночи!
Метки: инет |
КОРРЕКЦИЯ ПОЗВОНОЧНИКА С ПОМОЩЬЮ ВАЛИКА. ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЮ! |
Вот уже десять лет японский врач Фукуцудзи помогает женщинам стройнеть в
самые короткие сроки. И это без диет, изнуряющих физических упражнений и
траты денег.
Способ, описанный японцем в своей книге, которая разошлась по Азии тиражом в шесть миллионов копий, говорит о том, что не нужны никакие специальные средства для быстрого похудения. Понадобятся лишь большое полотенце, крепкая нить, горизонтальная поверхность и пять минут в день.
Метки: здоровье |