http://www.tourtrans.ru/ipb/uploads/post-30210-0-96676900-1446832799_thumb.jpg
Заинтересовала меня личность князя-епископа Вольфа Дитриха фон Райтенау, правившего в Зальцбурге четверть столетия в XVI веке. Именно при нём город достиг своего наивысшего пика развития. Фигура эта была во многом одиозная. Авторитарность и абсолютизм были его жизненными правилами. Назначенный сюда Папой Римским, он вместе с саном привёз и все замашки понтификов. Впрочем, в городе, где из десяти тысяч жителей, семь тысяч были монахами, прослыть экстравагантным не трудно. Перво-наперво, он разметал в прах полсотни домов в самом центре и повелел итальянским архитекторам возвести здесь собор. Опыт с итальянским барокко удался, и чужеземные архитекторы обосновались здесь на всё время правления фон Райтенау, став законодателями градостроительных вкусов и предопределивших архитектурный облик города.
Порядки в то средневековье были суровые – с наступлением темноты всех неприкаянных выпроваживали за крепостную стену. Чтобы не страдало дело, купцы были вынуждены строить собственные дома в центре города, да не какие-нибудь лачуги, а каменные 3-4 этажные особняки. Так они и стоят до сих пор, с двумя датами на фасаде - дата строительства и дата реставрации. Зачастую эти даты разделяют 700-500 лет.
То, отчего монахи просто пошли «в разнос» и начали строчить ябеды во все инстанции, составило, наверное, главное дело в жизни фон Райтенау. Несмотря на целибат (обет безбрачия, положенный по сану), епископ завёл семью с дочерью местного купца Саломеей Альт.
Конечно, учитывая сан «жениха», брак этот был не освящён и не узаконен. Священникам той поры запрещалось только жениться, а вот содержать любовниц – это хоть целый гарем, на сколько хватит денег и здоровья. Назывались эти сожительницы изящным словом «конкубины». Вот только дети от таких связей считались незаконнорожденными, со всеми вытекавшими тогда последствиями. А их у Вольфа и Саломеи за 25 лет совместной жизни народилось аж 15 душ (выжило 10). Но епископ оказался трепетно любящим отцом и супругом, и позаботился обезопасить будущее своей семьи. Он добился, чтобы император Рудольф II подписал жалованную грамоту на пожизненное наследуемое дворянство Саломее и всем детям. А чтобы клерикальные монахи не докучали семье, он повелел на правом берегу Зальцаха (тогда это – за городом) выстроить дворец и разбить вокруг него сад. Назвал он его «Альтенау» - в честь своей любимой. Ну, и чтобы уж совсем осадить ретивых монахов и указать «кто есть кто», повелел снести в городе все башни, с которых мог бы просматриваться внутренний двор этого дворца и сад.
http://www.tourtrans.ru/ipb/uploads/post-30210-0-63578700-1446832800.jpg
Сад этот, облагороженный в конце XVII в., представляет, по сути, семейную «песочницу», где резвились многочисленные отпрыски фон Райтенау, а мама-Соломея надзирала за ними с балкона дворца: «Карл!.. Михель!.. немедленно вылезайте из фонтана! Лизхен! Прекрати колотить Алоиза совочком по голове и не складывай глину в передник!.. Вот придёт отец с работы – всё расскажу! Дети, обедать!..».
В Мирабель замок был переименован при печальных обстоятельствах: в 1612 году племянник князя-архиепископа (по другим данным - двоюродный брат) Маркус Ситтикус фон Хоэнемс (1612-1619) отстранил его от власти и отправил в крепость Хоэнзальцбург, где тот содержался в строгом одиночном заключении до самой своей смерти в 1617 году. Умирая, архиепископ произнёс: "amor est principium doloris" (любовь есть страданий начало (лат.) Маркус Ситтикус фон Хоэнем изгоняет Саломею с детьми из Зальцбурга и дворец становится постоянной резиденцией Зальцбургского архиепископа. Чтобы искоренить память о «позорных» деяниях своего родственника, Маркус Ситтикус приказал переименовать замок в Дворец Мирабель (от итал. «mirabile» – удивительный, чудесный).
В Мирабель-гартен, ныне спланированному как регулярный французский парк, помимо аллей стриженых деревьев и фигурных клумб, устроено несколько фонтанов (мы насчитали 4) и установлено множество статуй. В центре парка обустроен аллегорический фонтан «Четыре стихии», где античные герои представляют аллегории: Парис, похищающий Елену, символизирует водную стихию; Эней, выносящий на плечах отца из пылающей Трои символизирует огонь; Геракл, поднимающий в воздух Антея – воздух; Аид, уводящий в воё царство Персефону – землю.
В саду есть ещё два фонтана с женскими фигурами. Один из них (может, потому что он на виду) постоянно выдают за изображение самой Саломеи. Однако, это не так.
http://www.tourtrans.ru/ipb/uploads/post-30210-0-10215900-1446832809_thumb.jpg http://www.tourtrans.ru/ipb/uploads/monthly_08_201...-34401900-1313500226_thumb.jpg
Саломея, изображённая в образе купающейся Сусанны стараниями итальянского скульптора, прячется в кустах. Этого фонтана раньше здесь вообще не было. Эту скульптуру изначально князь-епископ приказал установить в личном саду при своей резиденции, и только гораздо позднее она была перенесена в Мирабель-гартен - удивительно, что вообще сохранили в свете тех событий, которые завершили период правления фон Райтенау.