Японская чайная церемония |
Первый чай проник в Японию в расцвете ее культурных связей с Китаем династии Танг. Дайши (Кукаи), патриарх буддистской секты Шингона, доставил к японскому двору чай в слитке в начале IX века. С тех пор вплоть до XII века чаепитие ограничивалось пределами императорского двора и буддистских церемоний.
Первые чайные ростки завез в Японию возвращающийся из Китая буддистский монах Йесеи Миоан (1141-1215), который оценил его способность усиливать религиозную медитацию. Он высадил ростки во дворе своего монастыря в Киото. Он называл чай «божественным лекарством и высочайшим даром небес» за его способность поддерживать человеческие силы. Вскоре чай получил почти постоянную поддержку императорского двора и быстро проник из двора и монастырей в остальные слои японского общества. Особое значение для развития чайных традиций в Японии имели такие фигуры, как Мурата Дзюко, Такено Йоо, Сен Рикью.
С чайной традицией Мурата Дзюко (1422-1503) пришло понимание того, что концепция чая выходит далеко за пределы зрелищного действия, целебных свойств или храмовых церемоний, но его приготовление и употребление является шагом к просветлению. Мурата первым из чайных мастеров построил в Киото маленький чайный домик с комнатой в 4,5 татами. Мурата считал себя наследником китайского «чайного святого» Лу Юя, который проводил церемонии чаепития в атмосфере отделенности от всего мира в специально отведенном месте. Церемония Дзюко подчеркивала дух и разум, а не внешнюю форму. С Дзюко началась и еще одна чайная традиция. По преданию, Юан Ву, китайский мудрец, дал Дзюко свиток с каллиграфическими письменами (какемоно), который он повесил в своей чайной комнате. С тех пор в каждом чайном доме в Японии в специально отведенной нише, называемой токонама, висят свитки с живописью и каллиграфическими письменами.
Мурата утверждал, что чайная церемония – это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая, метод единения с окружающим миром, молитва, вознесенная божеству, и стремление познать Истину Будды. В связи с этим, хорошая чайная церемония должна строиться на четырех основных принципах:
• Гармония. Достижение гармонии – это одна из важнейших задач всего ритуала чайной церемонии. Ко-гда человек отрешается от посторонних мыслей, забот, освобождается от отвлекающих ощущений, когда он не чувствует различия между другими людьми и полностью сливается с ними воедино – это и есть принцип гармонии.
• Почитание. Уважение к старшим, да и просто к людям, сидящим напротив, во время чайной церемонии прививается японцам еще с молоком матери. Участник чаепития должен с вниманием относиться к своим ощущениям, чувствам и настроениям во время чайной церемонии, но при этом быть тактичным, вежливым и учтивым с людьми, которые сидят рядом в чайной комнате.
• Чистота. Чистота также необходима каждому участнику чайной церемонии. Причем не только душевная, но и физическая. Каждый человек должен прийти на чаепитие с чистыми и светлыми помыслами, без каких-либо корыстных намерений, которые могли бы плохо повлиять на самого человека или других участников чайной церемонии. Чистота олицетворяет добро и освобождение от нечистот. На церемонию чаепития, люди должны были прийти чистыми телом и духом. Чистые люди, по поверью, получали хорошее здоровье и все-возможные блага.
• Покой. Гости чайной церемонии, а также пригласивший их устроитель церемонии, должны находиться в спокойном состоянии духа, и с полным умиротворением, без волнения и раздражения отнестись к таинственному действу, именуемым чайным ритуалом. Отношения между людьми за чаепитием должны также носить вежливое, тактичное и дружественное отношение. Чайная церемония должна скрепить их сердца и принести состояние глубокого покоя.
Японская чайная церемония – тяною – относится к наиболее самобытным, уникальным искусствам, и играет существенную роль в духовной и общественной жизни на протяжении многих веков. Это строго расписанный ритуал, в котором участвуют мастер чая – тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. У каждого участника церемонии – свой стиль поведения, охватывающий и позу при сидении, и все движения, и выражение лица, и манеру речи.
Чайная церемония как искусство «тяною» оформилась в своеобразную систему отдыха от будничных забот. В наиболее классической форме она стала совершаться в чайных домиках – тясицу.
Для Японии были характерны чайные сады – тянива. Чайный сад невелик. В целом он обычно является своеобразной моделью небольшого фрагмента горного склона, поросшего лесом. Все его элементы подбираются так, чтобы создавать настроение спокойной отрешенности. В ясную погоду он защищает от яркого солнца, создавая спокойный полумрак. В саду высаживают различные вечнозеленые кустарники, бамбук, сосны, кипарисы. Также в нем в «естественном» порядке, имитирующем природный беспорядок и случайность, располагаются камни, поросшие мхом, и старые каменные фонари. Если церемония проводится в темное время суток, фонари зажигают, чтобы осветить путь гостей к чайному домику. Свет фонарей неяркий, достаточный лишь для того, чтобы видеть путь, он не должен сам по себе привлекать внимание и нарушать сосредоточение.
Отдельного описания заслуживает дорожка, ведущая от входа через сад к чайному домику (на японском дорожка имеет специальное название – родзи, что в буквальном переводе означает «земля, покрытая росой»). Она выложена камнями (обычными, природными, имеющими разные формы и размеры) и выглядит не как искусственный тротуар, а как каменистая тропинка в горах, естественно вписываясь в картину чайного сада.
Проход через сад буквально символизирует переход от одного состояния к другому, когда сознание переключается с мирских дел на эстетические переживания. Сад – это своеобразная граница двух миров, переход через которую готовит человека к постижению искусства, чистой красоты и гармонии.
Особое значение придавалось и устройству чайного домика. Литературные источники указывают, что первый такой домик был построен в 1473 году. Чайные домики походили на крошечные хижины восточных мудрецов, они были предельно скромны как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству.
Чайный домик представляет собой небольшую комнату с узким и низким входом, который вынуждал бы всех участников церемонии независимо от их статуса, чина, состояния нагнуться и тем самым подчеркнуть, что все участники чайной церемонии равны. В чайный домик нельзя было входить с оружием, его нужно было оставлять за порогом, как и все мирское, чтобы войдя, сосредоточиться на духовном.
Помещение чайного домика разделено на три части: саму чайную комнату, комнату ожидания и дополнительное подсобное помещение. Пол чайной комнаты устилают бамбуковые циновки – татами. Все элементы и предметы интерьера выполнены исключительно из натуральных неокрашенных материалов, что символизирует максимальную приближенность к природному и естественному. В домике имеются 6-8 разных по размеру окон, обеспечивающих нужное (неяркое и не слишком тусклое) освещение.
Самый важный элемент интерьера чайного домика это специальная ниша – токонома, в которой размещают свиток с каллиграфией либо живописью, икебану и курильницу с благовониями. Токонома находится напротив входа, и каждый гость, входя, первым делом обращает внимание на свиток или букет, которые подбирались всегда с особой тщательностью и были частью церемонии.
Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следовало путем философского осмысления реальности. Чайный домик – это гармоничное сочетание изысканности и простоты, покоя и печали, лаконичной красоты и смысловой законченности.
Посуда для чайной церемонии отличается простотой и чистотой. В отличие от падких на сияющее новое начищенное столовое серебро европейцев, японцы предпочитают матовость, потертость, следы человеческого употребления, старину и потемневший от времени металл. Медный чайник, керамические чашки, бамбуковая мешалка, деревянная ложка для чая, коробочка для хранения чая – все простое, чистое, имеющее налет времени и завораживающее.
Набор посуды для японской чайной церемонии:
нацумэ – керамическая чашка для слабо заваренно-го чая;
чашаку – бамбуковая либо деревянная чайная лож-ка;
чаван – чайная чашка;
часен – венчик для взбивания чая;
мидзукаси – сосуд для воды, которой заваривают чай;
хишаку – ковш, которым разливают горячую воду по чашкам;
фукуса – ткань, для протирания хозяином чайной посуды;
кобукуса – ткань, на которой гостю подается чашка с горячим крепким чаем.
Утварь, используемая в ходе чайной церемонии, должна составлять единый художественный ансамбль, что не означает непременного однообразия, но требует, чтобы предметы подходили друг к другу и ни один из них не выделялся резко из общего набора. Для церемонии необходима шкатулка для хранения чая, котел или чайник, в котором кипятится вода, общая чаша для совместного питья чая, чаши для каждого из гостей, ложка для насыпания чая и мешалка, которой хозяин размешивает чай во время приготовления. Все предметы должны быть простыми, скромного вида и почтенного возраста, отражающегося в их виде. Как правило, чай хранится в простом деревянном ящичке, котел или чайник – вполне обычный, медный, ложка для чая и мешалка – бамбуковые. Чаши применяются в стиле керамики Раку – простые, керамические, достаточно грубой работы, без нарочитых украшений. Вся утварь безукоризненно чиста, но при этом никогда не начищается. В отличие от европейцев, натирающих металлическую посуду до зеркального блеска, придающего предметам вид новых, только что изготовленных, японцы предпочитают, чтобы предметы сохраняли «память о своем прошлом» – потемнение от времени, следы длительного использования. «Старый» вид утвари – один из элементов эстетики чайной церемонии.
Чайная церемония распространилась во всех слоях японского общества, превратилась из простого коллективного чаепития в мини-спектакль, в котором каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония – искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя». Японцы признают и тщательно культивируют каноны чайной церемонии не только потому, что она дает им возможность эстетического наслаждения. В ритуале этой церемонии они ощущают самих себя: строгая регламентация поведения, точно установленные предлоги для церемонии, вполне определенная утварь. Перед церемонией хозяин посылает приглашения друзьям, и те за 2-3 дня до чая благодарят его за оказанное внимание. В день чаепития гости собираются за 15-20 минут до назначенного времени в специально отведенной комнатке и выбирают почетного гостя, которым обычно становится старший по возрасту человек. Именно он первым будет мыть руки и входить в чайный домик.
Официальному чаепитию предшествует кайсэки, то есть угощение разнообразным набором еды: здесь и суп, и рис, и рыба, и картофель с приправой. Угощают гостей и сакэ.
В Японии существует много форм чайной церемонии, но основных насчитывают шесть:
• Ночная. Как следует из названия, проводится она ночью, обычно при луне. Гости собираются около полуночи, и расходятся не позже четырех часов утра. Она отличается тем, что чайные листья перетирают в порошок не перед церемонией, а во время.
• Чайная церемония на рассвете. Начинается незадолго до восхода, в три-четыре часа утра.
• Утреннее чаепитие. Обычно проводится летом, когда утро – самое прохладное время.
• Полуденная (иногда называемая послеобеденной). Начинается около часа дня, к чаю из еды подаются только сладости.
• Вечерняя, или ночная. Начало церемонии варьируется от часов так шести пополудни до заката.
• Специальная церемония. Обычно приурочивается к какому-то важному событию. Отличается строгими требованиями к одежде участников и крайней формальностью.
В Японии существуют даже специальные школы искусства чая. Весь ритуал чайной церемонии делится на два действия.
Первое действие чайной церемонии. Гости следуют в сопровождении хозяина по специальной дорожке сквозь полумрак чайного сада. Подойдя к небольшому бассейну с прозрачной водой, омывают руки и рот. За-тем они вползают в чайный домик. Входя в чайную комнату, гость вежливо кланяется. Затем, держа перед собой складной веер, выражает восхищение висящим в нише свиткам. После этого гости садятся и приветствуют хозяина. Присев, гости приступают к сладостям до тех пор, пока хозяин не пригласит всех в сад. О начале церемонии возвещает гонг – гости покидают сад и воз-вращаются в чайную комнату. В комнате теперь светлее, отодвинута бамбуковая штора, а вместо свитка в нише – ваза с цветами. Подбору цветов хозяин уделял особое значение. Хозяин вытирает чайницу и ложку специальной тканью и моет венчик в горячей воде, которую наливает из чайника ковшом. Затем кладет три ложки растертого зеленого чая в чашу, заливает ковшом горячей воды и взбивает чай, пока он слегка не загустеет. Крепкий зеленый чай готовится из молодых листьев чайных кустов в возрасте от 20 до 70 и более лет. Важной особенностью японского способа является то, что не только чайник, но сама вода для заваривания чай должна быть не более 80 градусов. Время заваривания чая – 3-5 минут.
Второе действие чайной церемонии. Главный гость кланяется, ставит чашку на ладонь левой руки, поддерживая правой. Размеренным движением рук чашка медленно подносится ко рту. Сделав небольшой глоток, гость оценивает вкус чая; делает еще несколько глотков, вытирает пригубленное место специальной бумагой и передает чашу следующему гостю, который поле нескольких глотков отправляет ее дальше. На Японская чайная церемониявкус чай терпок. Но в то же время такой чай очень ароматен. Присутствию в чае аромата японцы придают особое значение. Разговоров во втором действии не ведется, все сидят чинно и ровно, в строгих парадных одеяниях.
Закуски к чаю могут быть самыми разными – сконы, имбирные торты, вафли с крупными ячейками, кремы, джемы, тикейки, соленое масло. Единственное правило
– выпечка не должна перебивать вкус чая, поэтому от излишне ароматных тортиков и пирожных придется отказаться.
Японский чай Японский чай «Гекуро». Это лучший японский чай, который называется также «Жемчужная роса». Его выращивают и производят только в горных районах. Этот чай изготавливают из самых верхушечек чайной флеши. В начале мая, когда набиваются почки, ряды чайных кустов затеняют от сильных солнечных лучей специальными циновками. Это способствует накоплению в почках тенина («чайного тоника») и делает особенно приятным и ароматным. Кроме того, они обогащаются хлорофиллом, который придает готовому чаю насыщенный зеленый цвет. При этом уменьшается содержание танина, что при заварке делает вкус настоя мягким и сладковатым. Сбор флеши производится вручную или специальными ножницами, после чего сбор немедленно поступает на фабрику. Первым делом его обдают паром, чтобы законсервировать вкусовые и ароматические качества и не допустить ферментации. Только после этого идет сушка, скручивание и дальнейшая обработка. В готовом виде «Гекуро» напоминает темно-зеленые иголочки. Японцы заваривают чай остуженным кипятком (60 градусов) в течение 1-1,5 минут, также заливают повторно.
Японский чай Японский чай «Сенча». Процесс изготовления чая «Сенча» проходит лишь три стадии: пропаривание листа, скручивание и сушку. В зависимости от сбора, размера листа и метода сушки готовый чай выглядит по-разному – по форме и по оттенкам зеленого цвета. Вкус обладает заметными горьковатыми оттенками. Заваривают его как и «Гекуро».
Японские чаи «Банча», «Генмайча», «Кукитя» весьма недорогие и относятся к повседневным.
Японский чай «Банча» представляет собой более низкий сорт чая «Сенча», и в настое он не столь насыщенный, сладкий. Однако его можно пить в большом количестве, особенно для утоления жажды.
«Генмайча» готовится путем подмешивания неочищенного и слегка обжаренного риса в готовый чай «Сенча» или «Банча». При заваривании получается очень ароматный настой. Заваривать его можно не более двух раз.
Японцы часто устраивают чаепития, превращая их в эстетическое наслаждение и расценивая как способ единения с природой. Правило пить полезный и ароматный зеленый чай для японца – закон. Возможно, этим и объясняется завидное японское долгожительство.
Многие из нас не понаслышке знакомы с китайской чайной церемонией. Сегодня в каждом уважающем себя городе есть клубы чайной церемонии, где-то даже музеи чая. В каждом китайском чайном магазине такие церемонии проводятся регулярно, практически, для всех желающих.
Однако немногие знакомы столь же хорошо с японской чайной церемонией.
Если попробовать объяснить кратко, чем же отличается японская чайная церемония от китайской, ответ будет, действительно, кратким – ВСЕМ!
Ведь, кроме самого напитка, это, в самом деле, две совершенно разные церемонии.
Если взглянуть на них внешне – это разная обстановка, разный антураж, разная посуда, разный чай…
Но давайте поговорим об этом подробнее.
Для этого совершим небольшой экскурс в историю.
Многие слышали, что китайцы часто обижаются на японцев, за то, что «японцы украли китайскую культуру». Отчасти, в этом что-то есть.
Но лишь отчасти.
Если говорить о японской чайной церемонии, то японцы, действительно, переняли чайную церемонию у китайцев. Но не для того, чтобы ее украсть. А для того, чтобы сохранить. Кстати, в отличии от самих китайцев.
К примеру, когда-то китайцы относились к чаю как к лекарству, и растирали его в порошок. Японцы и сегодня продолжают растирать чай для чайной церемонии в порошок, китайцы же заливают кипятком просто листья чайного дерева. Но дело не в сорте и не в структуре чая.
Японский чайный дом не имеет скамеечек, участники церемонии сидят на татами. Но это не главное.
Существует специальная посуда для японской чайной церемонии, она отличается от посуды для китайского чаепития, но это тоже не главное.
Китайская чайная церемония – это процесс общения во время чаепития.
Японская чайная церемония – это, прежде всего, единение разума с душой.
Она предполагает сосредоточение, молчаливое наблюдение за собой, за своими внутренними процессами. Японская чайная церемония – это медитация в самом высоком смысле этого слова.
Участники чайной церемонии за несколько часов могут не проронить ни слова.
Даже если кто-то произнес «朝が良いです» (это утро хорошее), другие не воспринимают его слова как повод продолжить обсуждение утра, или погоды, или вообще чего бы то ни было.
Цель японской чайной церемонии – погружение в себя.
В бешеном ритме японской жизни чайная церемония – это не мероприятие, даже не процесс. Без преувеличения можно сказать, что это культ, почитаемый каждым японцем.
Японская чайная церемония – это духовная практика.
Существует множество разновидностей чайной церемонии, из которых выделяется шесть традиционных: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя, специальная.
- Ночная церемония. Обычно проводится при луне. Сбор гостей происходит незадолго до полуночи, завершается церемония не позже четырёх часов утра. Особенностью ночной церемонии является то, что порошковый чай готовят непосредственно во время церемонии, перетирая в ступке чайные листья, и заваривают очень крепко.
- На восходе солнца. Церемония начинается в три-четыре часа утра и продолжается до шести утра.
- Утренняя. Проводится обычно в жаркую погоду (когда утро — наиболее прохладное время), начинается около шести утра.
- Послеобеденная. Начинается около часа пополудни, из еды подаются только пирожные.
- Вечерняя. Начинается около шести часов вечера.
- Специальная (риндзитяною) церемония проводится по особым случаям: праздник, специально организованная встреча друзей, празднование какого-либо события. Чайную церемонию могли проводить, готовясь и к важнейшим событиям, например, к битве или к ритуальному самоубийству. Тут особую роль играл «мастер чая». Он должен был обладать великими внутренними качествами. Ему предстояло укрепить своего гостя или гостей перед ответственным шагом.
Чайная лавка при храме Киёмидзу. Коицу Цутия (1870-1949)
Рубрики: | ЧАЙ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |