Прием практической части государственного экзамена на кафедре ортопедической стоматологии Харьковского национального медицинского университета. Принимают экзамен профессор Виктор Павлович Голик и доцент Геннадий Григорьевич Гришанин
Первым этапом профессионально-ориентированного экзамена по ортопедической стоматологии является обследование пациента.
Исходная дефиниция: обследование – комплекс исследований пациента, проводимых в определённой, традиционно сложившейся последовательности для установления индивидуальных особенностей клинических проявлений и течения заболевания – диагноза.
Схема обследования пациента клиники ортопедической стоматологии.
Цель задания: освоение и закрепление навыков, необходимых для обследования пациентов в клинике ортопедической стоматологии, работы с амбулаторной картой стоматологического больного.
Материальное обеспечение:
· - фантом головы пациента, пациент;
· - модели протезных лож с интактными или пломбированными зубами;
· - стоматологическая установка;
· - большой почкообразный лоток с инструментами для осмотра: стоматологическое зеркало, горловой шпатель.
Требования к врачу:
- необходимо удобно разместить пациента в стоматологическом кресле: голову расположить на уровне локтя врача;
- одеть латексные перчатки и маску;
врач располагается впереди пациента, большой палец его правой руки фиксируют на верхней губе пациента при исследовании зубов верхней челюсти или на подбородке - при исследовании области зубов нижней челюсти в этой же руке врач держит зонд, в левой руке - стоматологическое зеркало
Методика проведения:
Субьективное исследованние.
Метод исследования - расспрос.
Последовательность :
Жалобы.
Обследование пациента начинают с выяснения жалоб. При этом жалобы не записывают механически в раздел «Жалобы», составляя реестр жалоб, а выясняют, а затем уточняют основную, наиболее актуальную, и далее менее актуальные мотивации обращения за медицинской помощью к стоматологу ортопеду.
Следует помнить, что тщательное, выяснение побудительных мотивов обращения за ортопедической стоматологической помощью играет определяющее значение для удовлетворения пациентом результатоми лечения.
Мотивация обращения пациента за стоматологической помощью создает модель положительной эмоции выздоровления, создаваемую пациентом еще до посещения стоматологической клиники.
Такими мотивациями, как правило, являются реабилитация функций: откусывания, жевания, а также эстетических норм: улыбки и/или лица, устранение разбрызгивания слюны при общении, нормализация дикции.
При выяснении и уточнении актуальности жалоб выясняют, уточняют и корректируют модель положительной эмоции выздоровления: реабилитация функций, эстетических норм и дикции.
Жалобы пациентов, как правило, несут функциональную направленность и врачу-стоматологу необходимо установить причинно-следственную связь жалоб с анатомическими нарушениями, такими как дефекты коронковых частей зубов и/или зубных рядов.
Например, затруднения или нарушения функции откусывания жевания, снижение эстетических норм улыбки и лица, вследствие дефектов коронковых частей зубов, дефектов зубных рядов, вследствие беззубых челюстей.
Пациент может предъявлять жалобы на изменение цвета и нарушение анатомической формы коронковых частей зубов, разбрызгивание слюны при общении, нарушение дикции, нарушения эстетических норм улыбки и лица.
Anamnesis morbi (припоминание болезни).
Во время исследования подробно расспрашивают пациента, а затем записывают в графу «Развитие настоящего заболевания» сведения о том, сколько времени прошло после появления первых признаков заболевания. А далее уточняют, вследствие осложнений течения каких именно заболеваний кариеса, пародонтита, пародонтоза или травмы проводились операции удаления зубов. Выясняет, в течение какого промежутка времени проводились операции удаления зубов, и сколько времени прошло после последней операции. При этом вопросы необходимо ориентировать на проявление клинических симптомов, течения заболеваний, либо на обстоятельства получения травмы. Обязательно выясняют, оказывалась ли ранее ортопедическая стоматологическая помощь, и если оказывалась – устанавливает, какими конструкциями протезов, и в течение какого промежутка времени пользовался и/или пользуется пациент.
Anamnesis vitae (припоминание жизни).
Методом расспроса, получают сведения, как со слов пациента, так и на основании документов, полученных от других специалистов, анализирует полученные сведения и заносит в графу «Перенесенные и сопутствующие заболевания».
Об источнике сведений делают специальную отметку: «Со слов больного...», «На основании выписки из истории болезни...» «На основании справки .…» При этом врач обязательно выясняет, состоит или состоял ранее пациент на диспансерном учете, проводилось ли лечение и в течение какого промежутка времени.
Расспрашивают, проводилось лечение по поводу заболеваний: гепатитом, туберкулезом, и другими специфическими инфекциями, представляющих эпидемиологическую опасность инфекционного заражения окружающих.
Отдельной строкой отмечают, страдает ли пациент в настоящее время сердечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями, представляющими угрозу обострения или кризисного течения в ходе лечения.
Тщательно выясняют наличие сопутствующих заболеваний для того, чтобы принять меры для предупреждения и терапии возможных осложнений (обморок, коллапс, гипер- и гипотонический кризы, приступ стенокардии, гипо- и гипергликемическая комы, эпилептический припадок). Обращают внимание на наличие у пациента заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринных нарушений.
Отдельной строкой отмечают наличие и/или отсутствие в анамнезе пациента аллергических проявлений и реакций, отмечает самочувствие пациента в настоящее время.
Объективные исследования:
. Метод исследования: осмотр (визуальное исследование).
Проводится при хорошем освещении, лучше естественном, при помощи набора стоматологических инструментов: зеркала, зонда, горлового шпателя, глазного пинцета. При осмотре используют марлевые салфетки, перчатки. Одевают маску.
Последовательность исследований:
Голова, лицо: наличие и/ или выраженность : ассиметрии, носогубных складок, подбородочной борозды, глубина.
Углы рта: расположение, наличие патологических изменений. Красная кайма губ: цвет, наличие патологических изменений.
Области височно-нижнечелюстных суставов: цвет кожи, обьём движений, свобода открывания рта.
Слизистая оболочка преддверия полости рта, места выхода протоков слюнных желёз, слизистая оболочка десны, губ: цвет, наличие патологических изменений, влажность.
Зубные ряды: форма, прикус, тип расположения зубных рядов в центральной окклюзии, наличие дистопий зубов. Наличие и дефектов коронковых частей зубов, кариозных полостей, гиперемии и отечности края десны, наличие над- и поддесневых обложений, зубодесневых карманов, оголения шеек зубов. Наличие и расположение дефектов зубных рядов, расположение дефекта в бокових и/или передних участках зубних рядов и по отношению к оставшимся зубам.
Status localis отмечают в клинической формуле зубного ряда: над и под цифрами, обозначающими каждый зуб в первом ряду, ставят условные обозначения. Во втором ряду отмечают степень патологической подвижности зуба по Энтину. Если зубы не имеют патологической подвижности, то во втором ряду, а если отмечается патологическая подвижность зуба, то в третьем ряду условными обозначениями отмечают планируемые для ортопедического лечения пациента несъемные конструкциив. Cd – коронка, Х – литой зуб (промежуточные части мостовидных конструкций)
При этом опорные элементы несъемных мостовидных конструкций соединяют между собой дугообразными линиями. Черточками показывают спаянные между собой опорные элементы несъемных конструкций. Аналогично отмечают планируемые конструкции несъемных шин и шин-протезов.
Определяют вид смыкания, то есть тип пространственного положения зубов в центральной окклюзии – прикус и отмечают его в соответствующем разделе.
Альвеолярные отростки, степени атрофии, расстояние от мест расположения переходной складки, прикрепления уздечек языка, губ и тяжей до гребней альвеолярних отростков. Высота свода неба, расположение и выраженность линии «А». Язык: цвет, наличие патологических изменений
Метод исследования - пальпация, последовательность: регионарные, подчелюстные, околоушные лимфатические узлы: увеличение, болезненность. Области ВНЧС. Полость рта: переходные складки, патологическая подвижность зубов, глубина кариозных полостей, зубодесневых карманов, места расположения переходных складок, прикрепления уздечек, слизистых оболочек щёк, губ, языка. Экзостозы: наличие, величина, расположение.
Метод исследования: перкуссия, последовательность: каждый из «проблемних» зубов в отдельности.
Метод исследования - аускультация.последовательность: области ВНЧС. Наличие звуков при движении нижней челюсти, открывании, закрывании рта, при функциональных окклюзиях. Вертикальная и горизонтальная перкуссия «проблемних» зубов.
Дополнительные методы исследования - рентгенография, прицельная, панорамная, электроодонтометрия, анализы крови, мочи и другие, необходимые для установления диагноза.
Постановка диагноза
Исходные дефиниции: диагноз – это медицинское заключение о патологическом состоянии челюстно-лицевой системы, выраженное в терминах, принятых классификациями и номенклатурой болезней.
Диагноз состоит из двух частей в которых последовательно указаны:
1. основное заболевание и его осложнения.
2. сопутствующие заболевания и их осложнения.
Диагноз основного заболевания содержит следующую последовательность компонентов:
Морфологический компонент информирует о сущности и локализации основных паталогоанатомических нарушений.
Например. Дефект зубного ряда в/ч 3 класса, 3 подкласса, дефект зубного ряда н/ч 1 класса по Кеннеди или Беззубая в/ч 1 типа по Шредеру, беззубая н/ч 1 типа по Келлеру. Слизистая оболочка протезного ложа 1 класса по Суппле.
Функциональный компонент диагноза информирует о нарушении основных функций зубо-челюстной системы, как правило, в количественном выражении. Например. Потеря жевательной эффективности 60% по Агапову.
*Эстетический компонент информирует об эстетических нарушениях. Например: нарушение дикции, нарушение эстетических норм улыбки, нарушение эстетических норм лица.
*Патогенетический компонент связывает предыдущие компоненты диагноза в медицинское заключение, информирует об их причинах и патогенезе. Например. Вследствие осложнений кариозного процесса, развившегося в течение 10 лет; Вследствие генерализованного пародонтита, развившегося в течение 5 лет.
* - отмечают при написании расширенной истории болезни
Цель задания: освоение и закрепление навыков исследований, необходимых для постановки диагноза пациентам клиники ортопедической стоматологии, работы с амбулаторной картой стоматологического больного.
Материальное обеспечение:
· - фантом головы пациента, пациент;
· - модели протезных лож с интактными или пломбированными зубами;
· - стоматологическая установка;
· - большой почкообразный лоток с инструментами для осмотра: стоматологическое зеркало, горловой шпатель.
Требования к врачу:
- необходимо удобно разместить пациента в стоматологическом кресле: голову расположить на уровне локтя врача;
- одеть латексные перчатки и маску;
врач располагается впереди пациента, большой палец его правой руки фиксируют на верхней губе пациента при исследовании зубов верхней челюсти или на подбородке - при исследовании области зубов нижней челюсти в этой же руке врач держит зонд, в левой руке - стоматологическое зеркало
Методика проведения:
Для постановки диагноза используют классификацию дефектов зубных рядов Кеннеди (1951) с поправками Апплигате (1953).
Следует вспомнить, что
к первому классу относят дефекты, расположенные в боковых участках с двух сторон, ограниченные лишь медиально и не ограниченные дистально;
ко второму классу относят дефекты, расположенные в боковых участках с одной стороны, ограниченные лишь медиально и не ограниченные дистально;
к третьему классу относят дефекты, расположенные в боковых участках, ограниченные как медиально, так и дистально
к четвертому классу относят дефекты, расположенные в передних участках и пересекающие воображаемую линию, проходящую между центральными резцами.
Поправки Апплигате имеют следующие значения:
Класс дефекта определяют только после терапевтической и хирургической санации рта.
Если дефект расположен в области 2-го или 3-го моляра и не будет замещен, то наличие такого дефекта игнорируют, если же дефект расположен в области 2-го моляра и будет замещен, то его учитывают при определении класса.
При наличии нескольких дефектов, один из них, расположенный дистально определяют основным, определяющим класс, а остальные дефекты своим количеством определяют номер подкласса. Протяженность дефектов не учитывают.
В четвертом классе не содержится подклассов.
Схема диагноза при частичной адентии
Дефект зубного ряда в/ч ______класса _____подкласса, дефект зубного ряда н/ч ______класса _____подкласса по Кеннеди. Потеря жевательной эффективности _____% по Агапову.
Эстетический дефект улыбки, нарушение дикции. Вследствие осложнений кариозного процесса (заболеваний пародонта), развившихся в течение _____ лет.
Определение потери жевательной эффективности
по Агапову
Следует помнить, что коэффициенты жевательной эффективности зубов по Агапову следующие, начиная от центральных резцов к третьим молярам: 2, 1, 3, 4, 4, 6, 5, 0. Для того, чтобы определить потерю жевательной эффективности необходимо сложить коэффициенты жевательной эффективности зубов-антагонистов, располагавшихся в местах локализации дефектов зубных рядов слева направо один раз не складывая коэффициенты зубов-антагонистов. Полученную сумму потери жевательной эффективности удваивают. Например.
|
|
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
|
|
18
|
17
|
16
|
15
|
14
|
13
|
12
|
12
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
48
|
47
|
46
|
45
|
44
|
43
|
42
|
41
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
|
|
|
А
|
А
|
|
|
|
|
|
А
|
|
|
А
|
|
|
(4 + 4 + 3 + 6 ) х 2 = 34%
Особенности постановки диагноза пациентам при беззубых челюстях
Следует вспомнить о том, что операции удаления всех зубов не останавливают процесса атрофии альвеолярных отростков челюстей. Поэтому ключевым словом в описательной части типа беззубых челюстей является «степень атрофии», и «изменение расстояния» от вершин альвеолярных отростков и мест прикрепления уздечек губ, языка, тяжей и мест перехода подвижной слизистой оболочки (переходной складки, губ, щек, дна полости рта) в неподвижную, покрывающую альвеолярные отростки и небо.
В зависимости от степени атрофии альвеолярных отростков, бугров верхней челюсти, а вследствие этого изменяющегося расстояния от мест прикрепления уздечек губ, языка и тяжей слизистой оболочки до вершины альвеолярных отростков верхней челюсти и высоты свода неба.
Шредер (H.Schreder, 1927) выделил три типа верхних беззубых челюстей:
1 тип – характеризуется незначительной атрофией альвеолярных отростков и бугров, высоким сводом неба. Места прикрепления уздечек губ, языка, тяжей и переходная складка расположены на достаточном расстоянии от вершин альвеолярных отростков.
2 тип - характеризуется средней степенью атрофии альвеолярных отростков и бугров, свод неба сохранен. Уздечки губ, языка, тяжи и переходная складка расположены ближе к вершинам альвеолярных отростков.
3 тип - характеризуется значительной атрофией альвеолярных отростков. Бугры атрофированы полностью. Небо плоское. Уздечки губ, языка, тяжи и переходная складка расположены на одном уровне с вершинами альвеолярных отростков.
Келлер (Kehller, 1929) выделил четыре типа нижних беззубых челюстей:
1 тип – характеризуется незначительной атрофией альвеолярного отростка. Места прикрепления мышц и складок расположены на достаточном удалении от вершины альвеолярного отростка.
2 тип – характеризуется значительной, почти полной, равномерной атрофией альвеолярного отростка. Места прикрепления мышц и складок расположены почти на уровне вершины альвеолярного отростка. Гребень альвеолярного отростка едва возвышается над дном полости рта, представляя в переднем отделе узкое, как нож образование.
3 тип - характеризуется значительной атрофией альвеолярного отростка в боковых участках, при относительно сохранившемся в переднем.
4 тип - характеризуется значительной атрофией альвеолярного отростка в переднем участке, при сохранившемся в боковых.
Слизистая оболочка протезных лож классифицирована Суппле (Supple) на 4 класса, в зависимости от процесса атрофии альвеолярного отростка, слизистой оболочки или сочетания процессов.
1 класс («идеальный рот») – альвеолярные отростки и небо покрыты равномерным слоем умеренно податливой слизистой оболочки, податливость которой увеличивается к задней трети неба. Места прикрепления уздечек и естественных складок расположены на достаточном удалении от вершины альвеолярного отростка.
2 класс (твердый рот) – атрофичная слизистая оболочка покрывает альвеолярные отростки и небо тонким, как бы натянутым слоем. Места прикрепления уздечек и естественных складок расположены ближе к вершинам альвеолярных отростков.
3 класс (мягкий рот) - альвеолярные отростки и небо покрыты разрыхленной слизистой оболочкой.
4 класс (болтающийся гребень) – избыточная слизистая оболочка представляет собой гребень, вследствие атрофии кости альвеолярного отростка.
Схема диагноза пациента при беззубых челюстях
Беззубая в/ч ______ типа по Шредеру, беззубая н/ч ______ типа по Келлеру. Слизистая оболочка ______ класса по Суппле. Потеря жевательной эффективности 100% по Агапову.
Нарушение дикции, норм эстетики лица. Развившиеся вследствие осложнений кариозного процесса (заболеваний пародонта) в течение _______ лет.
Составление плана ортопедического лечения
Исходная дефиниция:под ортопедическим лечением пациента подразумевают не только восстановление анатомических форм коронковых частей зубов, зубных рядов, но и реабилитацию функций откусывания, жевания, глотания, эстетических норм улыбки, лица и дикции.
Цель задания: освоение и закрепление навыков, необходимых для составления плана ортопедического лечение пациентам, работы с амбулаторной картой стоматологического больного.
Материальное обеспечение:
· - фантом головы пациента, пациент;
· - модели протезных лож с интактными или пломбированными зубами;
· - стоматологическая установка;
· - большой почкообразный лоток с инструментами для осмотра: стоматологическое зеркало, горловой шпатель.
Требования к врачу:
- необходимо удобно разместить пациента в стоматологическом кресле: голову расположить на уровне локтя врача;
- одеть латексные перчатки и маску;
врач располагается впереди пациента, большой палец его правой руки фиксируют на верхней губе пациента при исследовании зубов верхней челюсти или на подбородке - при исследовании области зубов нижней челюсти в этой же руке врач держит зонд, в левой руке - стоматологическое зеркало
Методика проведения:
После постановки диагноза, следующим этапом является составление плана ортопедического лечения. Вначале врач-стоматолог должен проанализировать показания и противопоказания к ортопедическому лечению несъемными и съемными конструкциями протезов.
Общими показаниями для ортопедического лечения дефектов коронковых частей зубов коронками является: нарушение их анатомической формы и цвета, аномалии положения.
Прямыми показаниями к ортопедическому лечению несъемными конструкциями является дефекты зубных рядов 3-го и 4-го класса по Кеннеди малой (1-2 зубов) и средней (3-4 зубов) протяженности.
Дефекты зубных рядов 1-го и 2-го класса по Кеннеди являются прямыми показателями к ортопедическому лечению съемными конструкциями протезов.
При ортопедическом лечении несъемными конструкциями необходимо учитывать состояние тканей пародонта опорных зубов, их устойчивость, высоту коронковых частей, вид прикуса, наличие травматической окклюзии.
Абсолютными противопоказаниями к ортопедическому лечению мостовидными конструкциями являются большие по протяженности дефекты зубных рядов, ограниченные зубами с различной функциональной ориентацией волокон пародонта.
Относительными противопоказаниями являются дефекты, ограниченные зубами имеющими патологическую подвижность 2-й и 3-й степени по Энтину, дефекты, ограниченные зубами с низкими коронковыми частями, зубами, имеющими малый запас резервных сил пародонта, т.е., с высокими коронковыми и короткими корневыми частями.
Абсолютными противопоказаниями к ортопедическому лечению съемными конструкциями протезов является эпилепсия, слабоумие. Относительными – заболевания слизистой оболочки полости рта: лейкоплакия, красная волчанка, непереносимость акриловых пластмасс.
Составляется стоматологом после анализа показаний и противопоказаний к ортопедическому лечению конструкциями. При составлении плана лечения необходимо в описательной форме ответить на вопросы: выбранная конструкция протеза, опорные элементы и промежуточные части мостовидных конструкций, конструкционные материалы, цвет облицовки, количество и материал зубов, вид и расположение кламмеров.
Ответить на вопросы анестезиологической подготовки, премедикации, анестезиологического обеспечения операции препарирования твердых тканей зубов.
Ответить на вопросы о способах получения оттисков: каким оттискным материалом, назначении оттисков, способах их получения, количестве.
В заключении плана лечения следует согласовать план лечения с пациентом, предупредить о возможных осложнениях, получить его согласие на реализацию плана.
Пример плана ортопедического лечения цельнолитим несъемным мостовидным протезом облицованным фарфором.
Пациенту показано лечение несъемными цельнолитыми мостовидными протезами с опорными элементами в виде полных коронок на 15, 13, 24, 26, 34, 37, облицованными фарфором. Цвет облицовки А3. Препарирование твердых тканей опорных зубов под опорные элементы под интралигаментарной анестезией Sol.Septanesti 4 % - 1,2 мл. Получение двух полных анатомических рабочих двухслойных оттисков Сиэластом К. Защита препарированных тканей зубов временными коронками.
Итого: несъемных цельнолитых мостовидных протезов – 3
Цельнолитых коронок – 6
Промежуточных частей (литых зубов) – 4
Интралигаментарных анестезий – 6
Sol.Septanesti 4 % - 1,8 мл – 1 шт.
Оттисков двухслойных Сиэластом К – 2.
Консультация - 1
-
Запись понравилась
-
0
Процитировали
-
0
Сохранили
-
Четверг, 20 Мая 2010 г. 09:20
+ в цитатник
3. Коррекция базисов частичных и полных съемных протезов.
Цель манипуляции: при наличии жалоб пациента на болезненные ощущения под протезом при функциональных окклюзиях - устранение травмирующего выступа на базисе предотвращение травматического стоматита.
Материальное обеспечение:
· -фантом головы пациента;
· -модели протезных лож с интактными или пломбированными зубами;
· -стоматологическая установка;
· -прямой наконечник;
· -абразивные инструменты: набор головок с алмазным абразивом крупной зернистости, фиссурные твердосплавные боры;
· -фрезы металлические;
· -большой почкообразный лоток с инструментами для осмотра: стоматологическое зеркало, горловой шпатель;
· -артикуляционная бумага;
· -стакан с водой;
· -асептические таблетки;
· -70% спирт,3% перекись водорода;
· -латексные перчатки, маска.
Требования к врачу:удобно разместить пациента в стоматологическом кресле: голова пациента - на уровне локтя врача. Ознакомить больного с предстоящими манипуляциями. Знать методику проведения коррекции базиса частичных и полных съемных протезов.
Используют стерильный инструмент, надеть латексные перчатки, на лицо- маску. Для выполнения вспомогательной деконтаминации используют соответствующий раствор, например, «Стерилиум».
Методика проведения:
· -выясняют и уточняют жалобы пациента;
· - проверяют исправность наконечника, фиксируют абразивный инструмент, проверяют качество фиксации и центровки абразивного инструмента;
· -проверяют с помощью артикуляционной бумаги равномерность окклюзии зубных рядов в центральной и боковой окклюзиях. Наиболее интенсивно окрашенные места контактов сошлифовывают с помощью металлической фрезы, фасонных головок с алмазным абразивом;
· -манипуляции повторяют несколько раз;
· -снимают протез с протезного ложа с помощью стоматологического зеркала;
· -используя стоматологическое зеркало, визуально и пальпаторно определяют болезненные места слизистой оболочки на границах базиса протеза;
· -при выявлении мест гиперемии и изъязвления, отмечают эти места с помощью специального корректора или дентин - пасты;
· -накладывают протез на протезное ложе и сошлифовывают места, где отпечаталась дентин-паста;
· -дают рекомендации по использованию протезов, соблюдению правил гигиены.
7. Лигатурное связывание зубов
Цель манипуляции: иммобилизация отломков при неполных переломах и переломах без смещения ,вывихи зубов.
Материальное обеспечение:
- фантом головы пациента;
-модели протезных лож ,загипсованные в окклюдатор, артикулятор;
-ножницы по металлу;
-крампонные щипцы;
-бронзово-алюминиевая лигатурная проволока (длиной 12-15 см, диаметром 0,25 – 0,3 мм);
-зажим Микулича или иглодержатель;
-крючок Фарабефа;
- большой почкообразный лоток с инструментами для осмотра;
-стакан с водой;
-асептические таблетки;
-латексные перчатки, маска.
Требования к врачу:
разместить в стоматологическом кресле так, чтобы ему было удобно: голова пациента должна находиться на уровне локтя врача. Ознакомить пациента с предстоящими манипуляциями .Знать методику проведения лигатурного связывания зубов.
Инструмент должен быть стерильным, руки врача должны быть в латексных перчатках, на лице - маска .Для выполнения вспомогательной деконтаминации необходимо использовать соответствующие растворы, например , «Стерилиум».
А). Методика связывания зубов по Айви:
-лигатурную проволоку изгибают в виде шпильки, оставляя один конец длиннее на 1-1,5 см;
-с помощью крампонных щипцов на конце шпильки образуют петлю диаметром 0,2 мм.;
-оба конца проволоки проводят с вестибулярной на оральную сторону между зубами, включаемыми в связывание;
-длинный конец лигатуры возвращают на вестибулярную поверхность через межзубной промежуток , расположенный сзади от петли и пропускают через него и петлю;
-короткий конец выводят на вестибулярную поверхность через межзубной промежуток , расположенный спереди от петли и скручивают с длинным концом лигатуры;
-проводят аналогичное связывание зубов – антагонистов;
-отломки фиксируют к зубам верхней челюсти отдельной проволокой, пропущенной через петли лигатурной повязки на каждой стороне.
Б). Методика связывания зубов по Гейкину:
-концом лигатуры охватывают два рядом стоящих зуба с вестибулярной и оральной стороны в виде восьмерки;
-концы лигатуры, выведенные вестибулярно, скручивают по два витка и разводят;
-надевают на концы алюминиевую или пластмассовую пуговку диаметром 3-4 мм и закрепляют ее скручиванием или загибанием концов;
-остатки срезают;
- проводят аналогичное связывание зубов – антагонистов;
-между пуговками накладывают резиновую тягу.
В). Методика связывания зубов по Вильгу:
- концом лигатуры охватывают два рядом стоящих зуба с вестибулярной и оральной стороны в виде восьмерки;
-надевают на закрученные с вестибулярной стороны концы свинцовую дробинку и закрепляют ее лигатурой;
-остатки срезают;
- проводят аналогичное связывание зубов – антагонистов;
- накладывают резиновую тягу.
8. Получение оттисков
Цель манипуляции: получение негативного отображения протезного ложа для последующего изготовления модели
Материальное обеспечение: фантом головы пациента, модели протезных лож с интактными или пломбированными зубами, стоматологическая установка, маска, латексные перчатки, оттискная ложка, оттискная масса, резиновая колба, шпатель
Требования к врачу: голова пациента должна находиться на уровне плеча врача, проверяют исправность наконечника, фиксируют абразивный инструмент, проверяют качество фиксации, врач располагается спереди пациента, большой палец руки фиксируется на верхней губе при препарировании на верхней челюсти, или на подбородке при препарировании на нижней челюсти (в этой же руке врач держит наконечник, в левой – стоматологическое зеркало которое защищает язык, щеку, десну от повреждений), одеты перчатки и маска
Методика проведения:
- подбирают оттискную ложку соответствующую величине и принадлежности протезного ложа;
- подготавливают рабочую поверхность ложки для наложения оттискной массы: перфорируют (если она не перфорирована или перфорирована недостаточно для фиксации оттиска при снятии), оклеивают пластырем, наносят адгезив;
- приготавливают оттискной материал;
- накладывают на рабочую поверхность ложки оттискной материал и моделируют поверхность оттискного материала;
- вводят оттискную ложку в полость рта, центруют относительно протезного ложа, а ручку относительно воображаемой центральной линии лица;
- накладывают оттискную ложку на протезное ложе, моделируют края оттиска активными и пассивными движениями;
- снимают оттиск с протезного ложа и выводят - из полости рта;
- оценивают качество оттиска и промывают его, деконтаминируют.
Полученные альгинатным материалом оттиски погружают в раствор алюмокалиевых квасцов на 5-10 минут для профилактики явления синерезиса.
9. Отливка рабочей модели
Цель задания: получение позитивного отображения протезного ложа
Материальное обеспечение: фантом головы пациента, модели протезных лож с интактными или пломбированными зубами, стоматологическая установка, маска, латексные перчатки, гипс, оттиск, шпатель, резиновая колба
Требования к врачу: голова пациента должна находиться на уровне плеча студента-врача, проверяют исправность наконечника, фиксируют абразивный инструмент, проверяют качество фиксации, студент стоит спереди пациента, большой палец руки фиксируется на верхней губе при препарировании на верхней челюсти, или на подбородке при препарировании на нижней челюсти (в этой же руке врач держит наконечник, в левой – стоматологическое зеркало которое защищает язык, щеку, десну от повреждений, одевает перчатки и маску.
Методика проведения:
- в колбу наливают необходимое количество воды, засыпают в центр колбы гипс, до пропитывания водой гипса и образования возвышающегося над ним горки; непропитанного водой гипса;
- перемешивают в одном направлении
- берут за ручку оттискную ложку в левую руку, правой рукой шпателем набирают гипс и заполняют выемки с одной стороны оттиска, постукивая оттискной ложкой по краю колбы;
- переворачивают оттиск, встряхивают гипс, повторяют процедуру и заполняют шипсом до краев оттиск;
- на стол накладывают раствор гипса в виде холмика и на него переворачивают рабочую поверхность ложки и формируют шпателем цоколь модели.