Понедельник, 03 Декабря 2012 г. 22:18
ссылка
Вот статья которую мне прислал тогда А.Тощев. В конце есть электронный адрес Новгородцева. Узнаете что - может поделитесь?))
_______________
Николай Новгородов
ТАЙМЫР – НАША ПРАРОДИНА
Русская Арктика гибнет. Больно видеть, как рушится инфраструктура, созданная тяжким трудом многих поколений наших предков. Умирают поселки. Уходят люди, мно-гие навсегда. Власть предержащим Север стал обременителен. История с Аляской, осво-енной русскими людьми, их ничему не научила. Безмерно бедствующий русский народ как всегда безмолвствует. А между тем, теряя Центральный сектор нашей Арктики, мы, быть может, теряем навсегда Прародину, нашу духовную и этногенетическую почву, а с ней возможность возрождения справедливого общества, присущего Прародине.
О какой, Вы спросите, прародине речь? Ведь ученые рассматривают вопрос о прародине и в антропологическом плане, и в расовом, и в лингвистическом, и в культурологическом. В данном случае речь пойдет об арийской прародине, являющейся, по сути, синонимом прародины индоевропейской. Арийцами в расовом плане считают северную «блондини-стую» часть европеоидной расы, говорящую на индоевропейских языках. К ариям тради-ционно относят индоариев и иранцев, пришедших на земли своего нынешнего расселения откуда-то с далекого севера. Таким образом, арийцы – это не скотоводы-кочевники, а вы-нужденные переселенцы. Расселяясь из арктической прародины, арийцы несли в Евразию импульсы более высокой культуры.
Ученые о прародине.
В плане поисков арийской прародины внимание ученых уже давно привлекает Арктика. Первым в ряду этих ученых был ректор Бостонского университета Уоррен, опубликовав-ший в конце 19 века книгу «Потерянный рай или родина человечества на Северном полю-се». Книга имела шумный успех, ее десятое издание вышло в 1893 году. В своей работе он использовал какие-то малоизвестные эзотерические источники. В том же 1893 году вышла работа известного индийского санскритолога и политического деятеля Бала Гангадхара Тилака «Орион, или Исследование древности Вед». В эти же годы европейский профессор А. Райс, изучив в календарном плане кельтские, германские и греческие мифы, сделал вы-вод, что «пути к поиску родины лежат на север, где солнечный свет бывает в течение семи месяцев, ночь длится пять месяцев, а зори до 30 суток».
В 1903 году Б.Г. Тилак опубликовал свою эпохальную монографию « Арктическая родина в Ведах». В этой работе Тилак проанализировал астрономические, климатические и орографические сведения о родине ариев, содержащиеся в Ведах и Авесте и пришел к выводу, что описанные в них реалии соответствуют высоким заполярным широтам, а ни-как не индийским субтропикам или иранским широтам 30-35 градусов. Полярная ночь на родине ариев длится сто суток. Смена полярного дня полярной ночью длится здесь 30 суток. Вся эта местность располагается на южном берегу замерзшего Белого океана. Ко-ротко говоря, описание прародины в Ведах и Авесте соответствует заполярным берегам Северного Ледовитого океана, а никак не Индии или Ирану.
В 1910 году известный биолог начала 20 века Евгений Елачич опубликовал в Санкт-Петербурге книгу «Крайний север как родина человечества». Его работа во многом опирается на данные Тилака.
В середине 20-го века опубликовал свою книгу «От Волги до Ганга» известный санскритолог и сибиревед Рахуль Санскритяян. В 30-е годы он побывал в Сибири, был женат на сибирячке и сильно удивлялся сходству сибирских и индийских традиций и обычаев. В своей книге, к сожалению, до сих пор не переведенной на русский язык и не изданной в России, он приходит к выводу, что примерно в 1700 году до н.э. индоарии на-чали мигрировать в Индию именно из Западной Сибири. Следовательно, прародину арьев мы вправе искать на арктических берегах Сибири.
В 1974 и 1982 г.г. дважды издается замечательная книга Г.М.Бонгард-Левина и Э.А.Грантовского «От Скифии до Индии», в которой авторы сделали очень важный вывод об идентичности Гипербореи античных мифов, ведийской и авестийской прародины и ин-доевропейской прародины.
В 1996 г. в Москве издательством «Палея» опубликован вторым изданием сборник статей «Древность: Арьи, славяне», в котором рассматривается вопрос родства арьев и славян и даже вводится термин «арьяславы». В числе авторов сборника Н.Р.Гусева, С.В.Жарникова, Б.А.Рыбаков, Д.П.Шастри, Н.Л.Членова и др.
В 1997 г. к проблеме арктической прародины Гипербореи обратился московский доктор философии Валерий Никитович Демин, которого мы по праву считаем ученым, возродившим в наше время интерес к арктической прародине арийцев. Поначалу его ин-терес в плане локализации Прародины был связан исключительно с Кольским полуостро-вом, более того, уже в 1997 году В.Н. Демин в брошюре «Гиперборея, утро цивилизации», 61 с. уверенно заявил: «Я знал, что найду Гиперборею, и мы ее нашли. Все – точка! Начи-нается новый отсчет времени. Остается внести необходимые коррективы в писаную исто-рию (а если уж быть совсем точным – заново переписать ее). Но уже через пять лет инте-рес Демина начал стремительно распространяться на восточные секторы российской Арк-тики, на Урал и Таймыр. В третьем номере «Мира Севера» за 2002 год Демин откровенно признал, что пять лет интенсивных поисков на Кольском полуострове не дали положи-тельных результатов, и его материал был посвящен уже Ямалу и устью Оби. Нет сомне-ния, что в 2003 году В.Н.Демин высадится на Таймыре, и в подлинном смысле откроет арктическую прародину евразиатской цивилизации. Заранее поздравляем В.Н. Демина с суперсенсационным успехом.
В том же 1997 году в Томске вышла моя статья объемом в два печатных листа «Из Гипербореи в греки, или Большая туристическая идея», где я обосновывал таймырскую локализацию искомой Прародины.
В 2001 году благодаря подвижническому труду санскритолога Н.Р.Гусевой переве-дена и издана на русском языке эпохальная работа Б.Г. Тилака «Арктическая родина в Ве-дах».
В марте 2002 года мною опубликована монография «Сибирская Прародина», где приводится наиболее полная аргументация в пользу локализации Прародины именно на Таймыре.
Античная традиция о Прародине.
А что в источниках? В древнегреческих мифах, у античных авторов Гомера, Ге-сиода, Овидия, Аристея, Геродота, Далмаста, Эсхила, Гелланика, Эратосфена, Плиния, Помпония Мелы и других упоминается далекая северная земля Гиперборея, населенная счастливыми бессмертными людьми, не знающими болезней и страданий. Их земля пред-ставляла собой относительно узкую полоску земли между Скифским океаном или Кодан-ским заливом океана и простирающимися с запада на восток Рипейскими горами. В этих горах в пещере жил бог северного ветра Борей, с чьим именем связано название этой зага-дочной страны: Гиперборея – значит страна над- или за Бореем. В Гиперборее был чрез-вычайно мягкий климат. Здесь не было ни знойных, ни холодных ветров, поэтому на по-лях вызревало по два-три урожая в год. На пологих склонах Рипейских гор паслись неис-числимые стада скота Гипербореи питались молоком и молочными продуктами, а также дарами плодовых деревьев. Мяса они не употребляли. В горах было много золота, добы-вавшегося грифонами, у которых его воровали аримаспы. К северо-западу от Гипербореи в Скифском океане имел место архипелаг островов, включавший Скандию, Думну, Бер-гио и Беррике.
Эллины якобы посылали в гиперборейский Сферический храм свои экспедиции с подарками и принимали у себя гиперборейские дары. Вначале их приносили нарочные, сохранились даже их имена: Арга, Опис, Лаодика и Гипероха. Но после того, как эти девы были умерщвлены и захоронены в храме Артемиды на Делосе, гипербореи избрали другой способ доставки своих даров Артемиде. Способ этот приводит Геродот в своей «Истории» и записал он его у скифов, с которыми бражничал в северопонтийских гаванях. Гипербо-реи заворачивали свои дары в пшеничную солому и приносили на южную границу своих владений. Там их принимали соседи и несли на свою южную границу. И таким образом через семь племен гиперборейские дары добирались до храма Артемиды на острове Дело-се.
Геродот почерпнул у пьяниц скифов также информацию о торговом пути в Гипер-борею. На этом пути упоминались иирки, ассоциирующиеся с Юргой, агриппеи (Игарка?) и исседоны (озеро Ессей?). Агриппеи (аргиппеи) жили в предгорьях, а сами эти горы были названы Геродотом « землей каменистой и неровной» и в этой земле жили исседоны. В этой каменистой и неровной земле легко узнается плато Путорана, характерной чертой которого является бронированный базальтами и долеритами рельеф с очень узкими и глу-бокими ущельями. Севернее аргиппеев и исседонов жили аримаспы, и в этой связи, воз-можно, совершенно неслучайным является наличие урочища Ары-Мас. Это урочище представляет собой 25-километровый лесной массив в тундре, представленный листвен-ницей. Он расположен в 70 километрах севернее поселка Хатанга, практически в пред-горьях гор Бырранга. Таким образом, Геродотов Торговый путь выводит нас к единствен-ным в Арктике горам, протягивающимся с запада на восток. Получается, что горы Быр-ранга и являются прототипом Риппеев, а территория Горного Таймыра, расположенная севернее гор Бырранга и есть Гиперборея. Казалось бы, вопрос решен, но смущает то, что Северный Таймыр представляет собой безжизненную пустыню, лишенную коренного на-селения, Местные жители считают, что в горах Бырранга живет сам черт и никогда не ко-чуют туда со своими стадами оленей. Создается впечатление, что Геродот закосил под Сусанина и заманил нас туда, где Макар не пас своих оленят. Однако не будем спешить с выводами, ведь точно такие же, как у древних греков, россказни о далекой северной пра-родине были и у индоариев, и у иранцев и у многих других народов.
Ведийско-Авестийская традиция о Прародине.
К восточным источникам о Прародине относятся Веды, Авеста, Махабхарата, Ра-маяна и многие другие. Общий объем восточного пласта источников во много раз превы-шает античный пласт. Поскольку составители Вед и Авесты сами себя называли «ария-ми», можно быть уверенными, что в восточных источниках речь идет именно об арийской прародине. Вначале, когда европейцы познакомились с выводами Тилака, они решили, что идея северной арктической прародины попала к индусам от греков во время индий-ского похода Александра Филипповича Македонского, Позднее выяснилось, что арийская традиция не только объемнее античной, но и древнее ее, то есть формировалась вполне самостоятельно. Тем не менее, как указывают Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский, у индийцев и греков совпадают не только отдельные сюжеты, но весь цикл представлений о прародине. Сходные признаки располагаются в одинаковой последовательности и непо-средственно связаны друг с другом. Всего же признаков десять.
1.Очень высокое стояние Полярной звезды. В Индии Полярная звезда едва возвышается над горизонтом, в Ведах же говорится о том, что созвездия описывают вокруг Полярной звезды свои суточные круги, что можно видеть лишь в высоких заполярных широтах.
2. Долгий полярный день и долгая полярная ночь (главнейший признак заполярья). В Ве-дах говорится о том, что в прародине полгода длится день и полгода ночь. Думается, что полугодовая продолжительность дня и ночи, соответствующая Северному полюсу, упо-минается в Ведах в фигуральном смысле. Более реальной представляется описываемая в Ригведе и Авесте стосуточная продолжительность борьбы Индры с драконом за освобож-дение Солнца из плена, сопровождавшегося мраком. Стосуточная продолжительность по-лярной ночи соответствует широте местности около 74 градусов. На материковой части Земли есть лишь один полуостров, пересекаемый такой параллелью – это полуостров Таймыр.
3. В Ведах описывается «мерцающий полумрак», именуемый зарей, которая бывает дваж-ды в году и длится каждая 30 суток, включая появление краешка солнца над горизонтом. В Ригведе богиня утренней зари Ушас часто воспевается во множественном числе:
По правде, это было много дней,
В течение коих до восхода солнца
Ты, о заря, была видна нам!
Многие зори не просветились до конца,
О дай, Варуна, нам зори до света прожить.
О дай нам , длинная темная ночь,
Конец твой увидеть, о ночь!
4. Северные сияния: «Как бы огнецветная радуга и как бы хрусталя искристость, как бы иссиня-черный мазок, и как бы золота груды. То цвета ветки коралла, то как бы белый от-блеск, здесь златоцветный, там подобный смарагду, местами подобный жемчужной нити».
5. Берега прародины омываются Северным Ледовитым океаном, называемым в Ведах Мо-лочным или Белым. Этот океан простирается к северу от прародины. Индия, как известно, омывается океаном с юга.
6. С юга священная земля прародины отделяется от всего мира священными же горами Меру (в авестийской эти горы называются Хара Березайти или Хукарья). Эти горы протя-гиваются с запада на восток от моря до моря. Половина рек течет с этих гор на север в Молочный океан, половина на юг. На их вершинах шумят леса, поют дивные птицы, жи-вут чудесные звери.
7. В священных горах много пещер. Согласно пехлевийской космогонии (Бундахишн, 5, 5, 7) вдоль западного и восточного хребтов Хара Березайти высоко над землей зияют огром-ные сквозные пещеры. Через эти пещеры быстроконное Солнце по утрам вылетает на не-бо, а по вечерам уходит, опускаясь за горную цепь. Этих пещер 180 на востоке и 180 на западе. Наличие пещер в Рипейских горах красной нитью проходит и через всю античную традицию.
8. К северо-западу от гор Меру на расстоянии 32 тысяч йоджин в Молочном океане рас-положен чудесный остров Швета двица (Светлая девица), населенный лотосоголубоокими камышеволосыми людьми, приверженными Правде. В античной традиции, как более мо-лодой, этот остров рассматривается уже в виде архипелага, состоящего из четырех остро-вов. Плиний приводит их названия: Скандия, Думна, Берриг и Бергио. К северо-западу от мыса Челюскина действительно расположен архипелаг Северная Земля, состоящий из че-тырех больших островов. Ширина пролива Вилькицкого, отделяющего этот архипелаг, составляет 56 километров. Отсюда расчетная длина одного йоджина равна 1,75 метра. Для сравнения, русская маховая сажень составляет 1,76 метра. Что касается несомненной схожести транскрипции «йоджина» и «сажени», то она, надо думать не случайна, по-скольку имеет место закономерное изменение произношения некоторых звуков в словах, Например, Скандха («территория», санскрит) – Скандия (остров в прародине, античная традиция) – Скандза (остров в прародине, германская традиция); Хима – Йима – зима; Рухи (руги) – Руян, Руиндиж – Русы. Налицо смена произношения от придыхательного «х» через «й» на «с» или «з». Таким образом, русская маховая сажень является, по-видимому, родственницей ведийскому йоджину и совпадение их по величине вовсе не случайно.
9. Золотообильность прародины красной нитью прослеживается во всех традициях. У эл-линов это «золотой плутонов поток» и «стерегущие золото грифы», располагавшиеся в Рипейских горах. В русской традиции это упоминание золота, серебра и самоцветов в Бе-ловодье. Мало кто знает, что в 80-е годы на острове Большевике в архипелаге Северная Земля добывалась третья часть золота, добываемого всеми старателями громадного Крас-ноярского края.
10. По поводу климата прародины в Ведах и Авесте дается двойственная картина. С одной стороны говорится, что климат прародины был благодатным, почти что идеальным. С другой стороны, прародина характеризуется страшным холодом, сковывающем реки, глу-бокими снегами и долгой зимой, длящейся по восемь-десять месяцев.
Это кажущееся противоречие легко разрешается, если допустить, что климатиче-ская ситуация менялась во времени. В Авесте об изменении климата говорится однознач-но: «Родина арьев была некогда светлой прекрасной страной, но злой демон наслал на нее холод и снег, которые стали поражать ее ежегодно по десять месяцев. Солнце стало всхо-дить лишь один раз, а сам год превратился в одну ночь и один день. По совету богов люди ушли оттуда навсегда». Далее в Авесте очень показательно описываются подробности ис-хода авестийцев, ведомых Йимой: «И царству Йимы настало триста зим и стало тесно лю-дям и скоту. Тогда Йима выступил к свету в полдень на пути Солнца и расширил свою страну, где люди жили шестьсот лет, а затем снова расширил страну в сторону Солнца и жили в стране девятьсот лет».
Хотели бы мы того, или нет, но только Горный Таймыр отвечает всему комплексу физико-географических признаков прародины. Особенно хорошо это видно в сравнении Кольского и Таймырского полуостровов в качестве претендентов на локализацию праро-дины. Во-первых, на самом севере Кольского полуострова полярная ночь длится всего 49 суток. Во-вторых, благодаря Гольфстриму Ледовитый океан возле Кольского полуострова не замерзает, а зимы не столь продолжительны и суровы, как в Сибири. В-третьих, на Кольском полуострове нет горного хребта, протягивающегося с запада на восток. В-четвертых, у берегов Кольского полуострова нет сколько-нибудь заметных островов и ар-хипелагов. Однако, Геродот вовсе не косил под Сусанина, а вел нас верным путем.
Шумеры, славяне, германцы о прародине.
Кроме вышеозначенных традиций, воспоминания о прародине сохранились у дру-гих народов: у шумеров, германцев, славян, осетин. Общеизвестно, что шумеры не авто-хтоны в Месопотамии, что они поселились в низовьях Евфрата около 3000 г до н.э. По-давляющее большинство шумерологов считает древних шумеров выходцами из северо-восточных областей. Известный чешский лингвист Берджик Грозный предполагал, что шумерский народ пришел в Вавилонию с Алтая и Иртыша. В самих шумерских легендах говорится о том, что шумеры стартовали с какого-то гористого острова Дильмун, который они считали не только своей родиной, но и прародиной всех людей вообще. Райская жизнь на острове Дильмун вспоминается шумерам как Золотой век: « В этой прекрасной стране царили мир и согласие. Большие и малые птицы пели и ворковали, лев никого не убивал. Только быки и ослы, овцы и козы резвились на лугах, не опасаясь хищников, Не было жалящих змей и ядовитых скорпионов, Робкий голубь не опускал голову перед кор-шуном». Райский остров был населен племенем бессмертных. «Они не знали, что такое болезни и дряхлость. Среди них не было вдов и вдовцов. Они не знали, что такое головная боль и глазные болезни. Женщина достигала преклонного возраста, но оставалась юной и свежей. Мужчина становился все старше и старше, но не чувствовал себя стариком».
Причиной крушения Золотого века в шумерских мифах однозначно называется пе-ренаселенность. Первым обратил на нее внимание бог мудрости Энки. Поднявшись из бездны, он взглянул на людей и увидел, что их слишком много и стали они чрезмерно сильными и рослыми, чересчур умелыми и деятельными. Устрашился мудрейший из бо-гов и сказал верховному богу Энлилю: «Берегись, мой брат. Число людей, подвластных тебе, умножается, и они превращаются в могучих исполинов. Они становятся хитроумны-ми и деятельными, воздвигают города и башни. Смотри, как бы они не сравнялись с на-ми». И боги приняли решение сократить численность людей, наслав на них всякие бедст-вия, болезни, голод, холод, междоусобицы. Так окончился Золотой век у шумеров. Не-трудно видеть, что шумерская легенда о Золотом веке чуть ли не один в один повторяет древнегреческие мифы о Золотом веке. Это свидетельствует, что речь идет об одной и той же прародине. Это, в свою очередь, указывает на правоту тех лингвистов, которые рекон-струировали язык прародины, из которой выделились индоевропейская, уральская, алтай-ская, дравидийской, картвельская и семито-хамитская языковые семьи (Х.Педерсен, В.М.Иллич-Свитыч, Н.Я.Марр, Н.Д.Андреев и др).
Прародину шумеров остров Дильмун историки ассоциируют с островом Бахрей-ном, что совершенно неубедительно, поскольку Бахрейн остров низменный и равнинный. В плане локализации Дильмуна любопытным представляется фонетическое сравнение Шумера с индоарийской прародиной Су-Меру. В индийских источниках Су-Меру упоми-нается как мир богов, расположенный выше земного Меру. Подземный мир шумеры на-зывали Ку-Меру или Ки-Меру, это бездна, преисподняя, обиталище злых духов. Нередко шумеры называли этот подземный город Киуром и населяли его горшечниками. Через Су-Меру можно выстроить смысловой ряд: Су-Меру=Шумер=Самара=Тамара=Таймыр. А в названии острова Дильмун можно увидеть большое сходство по согласным с островом Думна, входившим в архипелаг островов рядом с Меру.
В глубине русской народной памяти воспоминание о Золотом веке и Арктической прародине выразилось в формировании Беловодской социально-утопической легенды и в былинах о сыне Ильи Муромца Сокольнике. Староверы искали земной рай Беловодье в Сибири, «за Сибирью». В «Староверческом сборнике» из архивного сборника Барсова ха-рактеристике Беловодья предпослан маршрут: «Москва, Казань, Екатеринбург, Красно-ярск и далее неведомыми горными проходами … 44 дня пути до Беловодья». Н.К Рерих у алтайских старообрядцев уточнил этот путь: « Через Кокуши горы, через Ергор по особо-му ходу…». В Кокуши горах угадываются горы Кукайя арабских авторов; так арабы на-зывали авестийские горы Хукарья, то есть горы Бырранга. А в Ергоре угадывается плато Путорана, если прочитывать это слово как «Яр-горы», то есть плоскогорье, прорезанное глубокими и крутыми ущельями.
В Русских былинах также можно найти намеки на Арктическую родину славян, располагавшуюся в акватории Карского моря. Так, в записанной П.В.Киреевским былине о Святогоре и Илье Муромце рассказывается следующее: могучий богатырь Святогор встретился на богатырских путях с Ильей Муромцем. В ходе этой встречи невенчаная же-на Святогора Златогорка, которую он возил в хрустальном ларце, соблазнила Илью Му-ромца. От этой мимолетной связи родился мальчик, названный Сокольником, Илья даже не знал об этом, и когда пути отца и сына пересеклись, не узнал его. Сокольник, воспиты-вавшийся у хазар, не понравился отцу, и вот между ними затеялся поединок. Перед боем отец спрашивает сына, откуда тот взялся такой, из какой-такой Сибирской Украины (Си-бирской Украиной назывался в старину Крайний Север). И Сокольник отвечает:
От моря я от Студеного,
От камени я от Латыря,
От той от бабы Латыгорки.
В Студеном море, с которого пришел Сокольник, угадывается Карское море, на бе-реговых скалах которого водились лучшие в мире соколы белого окраса. Об этом писали многие средневековые авторы, в том числе Марко Поло, Исаак Масса, Николай Витсен, Сигизмунд Герберштейн и др. Возможно, соколы имеют прямое отношение к самоназва-нию славян и след этого самоназвания тянется в Арктику. Известно, что тотемным живот-ным некоторых славянских племен был сокол, рериг. Рюриковичи вели свой род от соко-ла, Арабы называли славян ас-сакалиба. Самоназвание скифов-пахарей, по Геродоту, было сколоты. Восточные славяне по Иордану назывались склавены. Почти идеальное совпаде-ние согласных во всех этих словах, по-видимому, не случайно.
Многочисленные случаи документально подтвержденного проявления Арктиче-ской Руси зафиксированы, но остались нераспознанными. Так, весной 583 года византий-ский император Маврикий выступил во Фракию, чтобы оценить последствия аварского нашествия. Доблестная разведка Маврикия взяла в плен троих славянских пареньков. Сделать это было, признаться, нетрудно, поскольку пареньки были безоружными, они не-сли лишь гусли. Император расспросил их, кто они и откуда, и пареньки поведали, что они славянские послы, что живут они на берегу Западного океана и что страна их не знает железа. Аварский каган прислал в их страну своих послов с требованием прислать под-крепление в войне с Византией. Славянские старейшины посовещались и отправили в ка-честве послов к кагану этих троих пареньков с отказом в помощи. Мотивировка отказа – слишком большое расстояние места их проживания от театра военных действий на Дунае. Аварский каган, разобидевшись, стал чинить препятствия славянским послам в их воз-вращении на родину, и тогда темной ночью они бежали. На вопрос императора, сколько же времени длился их путь от Западного океана до Дуная, послы ответили: 15 месяцев (Феофилакт Симмоката), или 18 месяцев (Феофан Сириец). Маврикий, подивившись их росту и похвалив за величавую наружность, отослал их в Гераклею на южном берегу Чер-ного моря.
Возникает естественный вопрос: откуда пришли на Дунай славянские послы в 583 году? Историки традиционно отвечают – с берегов Балтики. Но тогда, как они могли на-деяться убедить кагана, что живут очень далеко, ведь Балтика вот она, рукой подать. Что-бы идти от Балтийского моря до Дуная 15-18 месяцев, нужно либо пару раз обогнуть Ев-ропу, либо нарезать штрафные круги вокруг Каспийского моря. Между тем, ситуация лег-ко моделируется: допустим, крейсерская скорость послов была 20 километров в сутки и шли они 25 дней в месяц. Тогда за 375 ходовых дней (15 месяцев) они могли преодолеть 7,5 тысяч километров. Но это по кривой, потому что реальные дороги (за исключением Николаевской) никогда не бывают прямыми. Обычный коэффициент, применяемый тури-стами для расчета реального пути по бездорожью, снятого с топокарты, составляет 1,5. Применяя его в обратном порядке, из 7,5 тысяч километров получим пять тысяч.
Прочертим круг радиусом пять тысяч километров из точки, соответствующей Бел-граду. Окружность далеко обойдет Европу, пересечет экваториальную Африку, Индо-станский полуостров в районе устья Инда и, наконец, северный берег Азии в районе мыса Челюскина на Таймырском полуострове. Остается предполагать, что славянские послы пришли на Дунай именно с Таймыра. Показательно, что арабские географы Западным океаном называли акваторию Карского моря. В этой связи, возможно неслучайным пред-ставляется то, что томские татары называют «Хадангу» русью, а «баррангэ» отарой овец.
Спустя полтысячелетия наши переселившиеся в Европу предки еще помнили об арктической прародине и имели с нею связь. Об этом можно уверенно судить по тому, что новгородский князь Владимир, предпринявший в 1043 году поход против все той же Ви-зантии, имел в своем войске воинов с островов арктического океана.
В результате ордынского нашествия сведения о прародине были стерты из народ-ной памяти. Через 450 лет после византийского похода Владимира арктическую прароди-ну пришлось открывать заново. Около 1492 года опальный Филиппо Каллимах письменно докладывал из Польши папе Иннокентию-8 о том, что русскими открыт большой поляр-ный остров (больше Крита), населенный славянами. Остров назвали Филоподией, позже на картах он фигурировал под названием Новая Земля.
Замечу при этом, что в донесении Каллимаха речь шла вовсе не об известном нам острове Новая Земля. Этот остров был издревле известен русским поморам и назывался Маткой. Речь идет о другой Новой Земле, по поводу которой Григорий Новицкий писал, что она расположена восточнее Тазовской губы. С этого восточного острова Новая Земля, по сообщениям Н.Витсена и Ф.Стралленберга, в 70-е годы 17 века в Новую Мангазею приходили русские люди по «ледяным горам» восточнее Енисея.
Судьбе было угодно, чтобы наши предки вновь потеряли память об арктической прародине. Однако в 1913 году экспедицией Бориса Вилькицкого эти острова вновь были открыты и сейчас известны всему миру под названием архипелага Северная Земля.
Причиной исхода из прародины в славянской традиции указывается климатическая катастрофа. В 19 веке Е.А.Бурцевым были записаны на русском севере духовные стихи чрезвычайной пронзительности:
Постигла нас тьма несветимая,
Солнце угаси светлая,
Свет свой не яви на лицы земли;
Прежде вечера в часы дневные
Наступила нощь зело темная;
Луча измени естество свое,
Светлая луна во тьму преломися;
Звезды на небеси свет свой угаси,
Земля и вода свой плод сократи;
Паде с небес сап горящий,
Пшеницу сломи несозрелую…
Перемени море естество свое…
Наступи зима зело лютая,
Сломи виноград всезеленый…
Причиной этой скоротечной климатической катастрофы могло быть падение на землю крупного метеорита или астероида. В китайском трактате «Хуайнаньцзы» описы-вается подобный сценарий с изменением наклона земной оси: «Небесный свод разломил-ся, земные веси оборвались. Небо накренилось на северо-запад. Солнце и луна и звезды переместились. Земля на юго-востоке оказалась неполной, и поэтому воды и ил устреми-лись туда… В те далекие времена четыре полюса разрушились, девять материков раско-лолись, небо не могло все покрывать, земля не могла все поддержать, огонь полыхал не утихая, воды бушевали не иссякая».
Одним из самых последних был германский исход из прародины. Сведения о нем мы можем почерпнуть из труда византийского чиновника Иордана «О происхождении и деяниях готов», написанного в шестом веке. Иордан выводит древнегерманское племя го-тов с арктического острова Скандза: «С этого острова Скандзы, как бы из мастерской, из-готовляющей племена, или, вернее, как бы из утробы, порождающей племена, по преда-нию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг».
Берег, на который высадились готы, назывался Готискандза, или Коданиска, что позволяет интерпретировать его как Гыданский залив или полуостров. Здесь готы потес-нили островных русов и подчинили себе вандалов. При пятом после Берига короле Фили-мере, сыне Гадарига, готы двинулись на юг по причине перенаселенности. Проходя через скифскую землю под названием Ойум, готы потеряли половину народа. Случилось это при переправе через очень большую реку, когда мост непоправимо сломался. Часть наро-да во главе с Филимером успела переправиться, а другая осталась в болоте, в котором уз-нается крупнейшее в мире Васюганское болото.
Истории исхода готов из прародины посвящена моя статья «Откуда вышли готы» («Мир Севера», 2000 г., № 4, С.31-33). В статье приводится топонимический, лингвисти-ческий и археологический материал, подтверждающий былое проживание древних гер-манцев в Обь-Иртышском междуречье.
Климатическая предопределенность.
Разумеется, даже дураку не придет в голову всерьез искать прародину на Таймыре, настолько это в настоящее время негостеприимная земля. Однако, как мы видели выше, климат во времени менялся и менялся значительно. Более того, именно изменения клима-та предопределили локализацию прародины на Таймыре.
Начало процессу формирования прародины необходимо искать в Ледниковом пе-риоде, имевшем место три последних миллиона лет, или около того. Известно, что это глобальное похолодание принципиально по-разному «ложилось» на Европу и на Сибирь. Причиной этому служили теплые течения типа Гольфстрима, несущие из тропиков на се-вер Атлантики гигантские массы теплой воды. Этих масс не хватало для того, чтобы «от-менить» Ледниковый период в Европе, но было достаточно для того, чтобы давать в атмо-сферу гигантское количество испарений. Конденсируясь, эти испарения выпадали на Ев-ропу в виде снега. Огромная толщина снежного покрова делала Европу непроходимой, вытесняя животных за ее пределы.
На севере Европы в Скандинавских горах снег за короткое лето не успевал растаи-вать и поэтому здесь формировался покровный ледник. В эпохи похолоданий он разрас-тался чуть не до Альп и Карпат, вытесняя все живое, в потепления истаивал, уменьшался в размерах и толщине, и тогда на европейские просторы забредали стада копытных. В це-лом же климатический процесс способствовал миграции копытных и шерстистых за Урал, в Сибирь, поскольку количество выпадавшего здесь снега было несоизмеримо меньшим, в сравнении с европейским. Для климатологов вопрос аридизации сибирских степей в связи с глобальными похолоданиями является азбучным. Чем холоднее было в Европе, чем сильнее разрастался Скандинавский ледник, тем больше он привлекал на себя атлантиче-ские циклоны, тем более сухими прилетали эти циклоны в Сибирь, и тем меньше снега выпадало здесь. В Сибири, в связи с этим, формировались малоснежные очень холодные степи, представлявшие собой, по выражению академика А.П.Окладникова, «охотничий рай». Неисчислимые стада животных мамонтового комплекса заполонили Сибирь. Здеш-ние реки время от времени размывают гигантские скопления костей мамонтов, шерсти-стых носорогов, лошадей и северных оленей. Первобытные охотники научились добывать этих крупных животных и вполне процветали в этом холодном раю. Европа этого периода на фоне Сибири выглядела совсем безлюдной.
Окончание Ледникового периода около 12 тысяч лет назад также принципиально различно завершалось в Европе и в Сибири. В Европе то ли тысячу, то ли две тысячи лет таял Скандинавский ледник трехкилометровой толщины. После себя он оставлял морены, озы, камы, гигантские ледниковые валуны. Все эти ледниковые образования никак не спо-собствовали улучшению качества земель для проживания людей. В Сибири, благодаря от-сутствию сколько-нибудь крупного покровного ледника (для его формирования просто не хватало влаги, поскольку Северный Ледовитый океан был покрыт льдами, а Атлантиче-ские циклоны разгружались в Скандинавии), климатические, а за ними и растительные зоны начали быстро смещаться на север. Животные мамонтового комплекса (у мамонта длина шерсти 1,2 м) также двинулись на север догонять холодную зону. За животными пошли на север и племена охотников. Сибирь обезлюдела, наступил так называемый ме-золитический кризис культуры (А.П.Окладников). Между тем, шерстистые и копытные, а вместе с ними и охотники, начали концентрироваться на берегах арктических морей. А поскольку северный берег Евразии построен клинообразно (берега Белого моря и мыса Дежнева лежат на широте полярного круга, а мыс Челюскин имеет широту почти 89 гра-дусов), продолжавшееся потепление вело к тому, что мамонты продолжали двигаться на север вдоль берегов морей. Это неизбежно привело к концентрации животных и людей на острие арктического клина на Таймырском полуострове. Обозначенная первоконцентра-ция, по-видимому, имеет первостепенное значение для запуска социо- и культурогенеза. Если до этого события первобытные человеческие стада жили по законам животного цар-ства, то после него человеческим сообществам пришлось устанавливать человеческие от-ношения между собой. Надо думать, именно концентрация привела людей к выработке производящих форм хозяйствования, к переходу от охоты и собирательства к скотоводст-ву и земледелию. Логично предполагать, что именно первоконцентрация через изменение формы хозяйствования и освобождение лишних рук привело к появлению ремесел, искус-ства, чиновничества, то есть дала импульс развитию организованного цивилизованного общества. Таким образом, формирование протоцивилизации было обусловлено климати-чески и происходило, скорее всего, совершенно закономерно именно на Таймыре.
Важно ли это?
Значение открытия Прародины на Таймыре невозможно переоценить. Ведь тради-ционно цивилизацию распространяют из южных цивилизационных центров (Шумер, Ха-раппа, Египет, Микены, Элам, Китай). Понятно, что в Сибирь и особенно на север Сибири достижения культуры приходили значительно позже, если вообще достигали этих краев.. Герард Миллер, считавшийся первоисториком Сибири, например, называл Сибирь землей неисторической, это означает, что никакого культурного развития он здесь не подразуме-вал ни в веках, ни в тысячелетиях. Открытие Прародины на Таймыре принуждает посту-лировать распространение цивилизации в Египет, в Шумер, в Хараппу и в другие вторич-ные цивилизационные центры именно с севера Сибири. Многие народы вышли отсюда как бы из мастерской или из утробы и сохранили воспоминания о былом своем прожива-нии здесь. Разве для нынешних немцев, шведов, англичан, бельгийцев, французов, италь-янцев, греков и др. (проще перечислить тех, кто не имеет отношения к Прародине) так-таки и все равно, где их глубинные корни? А давайте-ка спросим об этом них самих.
Благодаря открытию Сибирской Прародины становится более понятной роль Вос-тока во взаимоотношениях с Западом. Запад всегда считал себя источником культуры по отношению к отсталому Востоку. Теперь же становится очевидным, что известный тезис «Свет с Востока» - это не только метафора, но и отражение реалии, согласно которой в более давние времена культуртрегерский поток был направлен с востока на запад.
Осмысленным делается Великое переселение народов: не просто хождение по кру-гу без цели, подобно тому, как представляется историкам миграция германцев «из Скан-динавии в Скандинавию по часовой стрелке», а долгий целенаправленный поток пересе-ления из Сибири в Европу. В числе переселенцев были хетты, киммерийцы, кельты, ски-фы, сарматы, хазары, булгары, готы, гунны, торки, печенеги, венгры, половцы и другие народы. В этой связи понятным делается, кто был учителем древних греков и римлян, считающихся учителями Европы.
Более внятным делается расогенез. Во всяком случае, можно декларировать, что европеоиды рождались в Сибири.
Становится понятным, как относиться к сообщениям о древних сибирских городах, которые мы до сих пор игнорируем. Например, у Рашид-ад-Дина в «Летописи» есть упо-минание города Алафхина при устье Енисея, жители которого, как аристократы, имели серебряную посуду. Надо бы этот город найти.
Наконец, несколько проясняется вопрос, почему Россия занимает столь огромную территорию. Практически вся она находится в «зоне влияния» Прародины, а Россия таким является ее правопреемницей в территориальном, лингвистическом, этногенетическом и культурологическом аспектах..
Гипотеза и ее проверка.
Разумеется, открытие Прародины «на кончике пера» не является подлинным от-крытием. Должны быть обнаружены бесспорные археологические артефакты, подтвер-ждающие существование высокоразвитой цивилизации на Таймыре 5-6 тысяч лет назад. Пока что таких доказательств нет, но, будем надеяться, они не заставят себя ждать, если будут произведены масштабные поисковые работы. Пока что таких работ не было. Ни масштабных, ни вообще каких-либо. Это невозможно себе представить, но на самом деле на Северном Таймыре не было проведено ни одной археологической разведки. От устья Енисея до устья Хатанги не ступала нога археолога. А ведь территория Горного Таймыра куда как больше площади Бельгии, Дании и Нидерландов. И до тех пор, пока археологи-ческие работы на севере Таймыра проведены не будут, у археологов нет морального права утверждать, что «ее здесь не стояло».
Я далек от мысли, что завтра же археологи встрепенутся и направят свои стопы на Таймыр в поисках Прародины. У них есть замечательная отговорка: нет денег. Денег дей-ствительно нет, но и желания у них тоже не просматривается. Я надеюсь на геополитиков, которые единственные способны оценить колоссальную значимость этого открытия. А еще я надеюсь на активность и энтузиазм жителей Хатанги, Диксона, Норильска, поляр-ников, пограничников, летчиков, охотников и рыбаков. Убежден, уже сейчас они многое знают, а еще больше способны найти при внимательном отношении к истории Сибирско-го Заполярья. Поставить задачу, - вот что сейчас необходимее всего.
Справедливости ради следует сказать, что кое-какие археологические исследования на Таймыре все-таки были проведены. Выполнял их Л.П. Хлобыстин. Его считали «архео-логом от бога» за потрясающую успешность в проведении разведок. Но он изучал лишь Южный Таймыр: Тагенар, Мокоритто, Пясина, Хета, Хатанга. Мечтал изучить Тарею, бе-рега Таймырского озера и Карского моря, но не успел. Однако вклад Л.П. Хлобыстина в таймырскую археологию невозможно переоценить: он открыл Таймырскую бронзолитей-ную провинцию с пясинским и таймыро-якутским бронзолитейными очагами. Для этой провинции характерно такое обилие металла, какое не зафиксировано в известных брон-золитейных центрах. Достаточно сказать, что забракованные бронзовые изделия на Тай-мыре попросту выбрасывались, а не шли в переплавку, как везде. Это свидетельствует о необычайном обилии руды. Медь использовалась местная норильская, с повышенным со-держанием никеля. Бронза плавилась с присадкой мышьяка, источником его было Тарей-ское месторождение ртутно-сурьмяно-мышьяковистых руд, характерной чертой которых являются ураганные (геологи так называют ну очень большие содержания чего-либо в ру-дах) примеси серебра и золота. По примесям в бронзах никеля, золота и серебра мышья-ковистые таймырские бронзы легко опознаются среди других бронз. Они распространены в Южной Сибири (карасукские, федоровские, тагарские и хуннские бронзы), в цивилиза-ционных южно-среднеазиатских оазисах. К ним же относятся знаменитые волжско-камские мышьяковистые бронзы. Очень может статься, что и хараппские и шумерские и микенские бронзы имеют такой же состав.
Упоминавшееся выше Тарейское месторождение имеет совсем не случайное назва-ние. Слово darya «река» имеет индоиранское происхождение. По мнению известного том-ского лингвиста А.П. Дульзона, замена звука «д» звуком «т» в нганасанском объясняется отсутствием звонкого смычного в начальной позиции в этом языке. Отсюда ясно, что «та-рея» имеет индоиранское происхождение и является подтверждением тому, что предки индусов и персов ранее проживали на Таймыре. Ареал их проживания трассируется таки-ми речками, как Нюнькараку-тари, Малахай-тари, Баруси-тари, Тарея, а это, по сути, весь Горный Таймыр.
Равным образом и таймырские топонимы переносились переселенцами на новые территории. Так, в Новороссийскую бухту с окрестного хребта время от времени срывает-ся ужасно холодный ветер, называемый Бора (Борей). А горный хребет называется Варан-да (Бырранга). Очень перспективно рассмотрение вопроса о переносе на юг таких тай-мырских топонимов как Хатанга, Хета, Ваги и др. Не менее интересно перенесение топо-нимов из Сибири в Западную Европу при переселении на Запад готов и асов. Например, перенесение такого названия, как Асино (городок на Чулыме в ста километрах к северу от Томска). Посмотрите, сколько «Асинов» в Западной Европе: города Асен в Швеции и Норвегии, г. Ассен в Нидерландах, г.Эссен в Германии. В последней рядом с Эссеном протекают реки Ангер и Аа, а в Чулым рядом с Асино впадает река Яя и несколько речек под названием Анга. По-видимому, указанные совпадения неслучайны, а знаменуют пере-селение народов из зоны, наиболее характерным растением которой являются осины. Вот ведь и Томск, готовящийся к своему четырехсотлетию в 2004 году, нередко называют «Сибирскими Афинами», а последние транскрибировались не только Afina или Athina, но и Asina, то есть очень может статься, название греческой столицы обязано сибирским осинам. Работы в этом направлении только разворачиваются, но обещают большой вы-ход, хотя бы в плане поиска городов-побратимов.
Таким образом, из гипотезы таймырской локализации прародины вытекают неко-торые следствия и они проверяемы. Одним из важнейших следствий является то, что пе-реселявшиеся через Сибирь после наступления похолодания народы, оставляли здесь свои следы. Ныне мы фиксируем на Оби следы шумеров, индоариев, предков иранцев, славян, германцев и других народов. Эти народы, будучи высокоразвитыми, строили в Сибири города, о которых можно найти упоминания у арабских, китайских, западно-европейских путешественников. В последние годы археологи начали открывать эти города, например Чичебург возле озера Чаны в Новосибирской области. Его возраст приближается к трем тысячам лет. Он представлял собою, по сути, рабочий поселок на тысячу трудящихся, об-служивавших бронзолитейный завод. Топонимический ареал позволяет предполагать су-ществование современных Чичебургу городов в Томской и Кемеровской областях.
e-meil: novgorodovns <novgorodovns@yandex.ru>