-Метки

18 век Босх Харламов авангард адам акварель алексеев федор америка англия апокалипсис архитектура аскназий баженов беггров бенуа а.н. библейскитй сю.ет богаевский к.ф. верещагин василий витражи всеволод воинов выставка гауф германия гжель гиперреализм голландия город городсклй пейзаж городской пейзаж готика графика грехопадение дания дафнис и хлоя дед мороз детсий портрет древин ева европа еда живопись жостово замки зима иванов а.а. иконы иллюстрации импрессионизм интерьер история италия казакова кауфман кекушев китай костел коты кравцов краков кремль кустодиев лилит литература маковский маковский константин малевич малевич казимир малютин марина марк шагал матрещка мацик юрий мельницв мифы модерн мои путешествия... не все монастырь москва натюрморт невеста полоза но те опекушин орлрвский в.дю. пейзаж открытки палех памятник париж парошин пастернак пастернак б. пейзаж петербург плакат пляцковский поговорки портрет портреты постимпрессионизм поэзия праздник путешествие репин решетников рождество романтизм россия русский авангард салонная живопись сахалин сведомский павел северное возрождение сезанн сказка сказки скульптура собор соборы современное искусство средневековье ссср стихи суриков сутев сша театр тород троицкая сергиева лавра тьеполо доменик уистлер фото франция фрески фульф хивренко храм художник цветы чехов что остались на фото... шехтель школа эндрю уайет юмор явление христа народу японская живопись яцек йерка яцек ковальский

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наташа_Ходош

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 2257


Ян Матейко "Рейтан. Упадок Польши"

Пятница, 05 Января 2018 г. 02:28 + в цитатник
Цитата сообщения lucinema_studio "Рейтан. Упадок Польши" Ян Матейко

 

Если пост может быть подарком,  то я хочу подарить его Anna_Livia_Plurabelle  с огромной симпатией.

 

«Рейтан. Упадок Польши» Ян Матейко

 

Полотно, масло 282 х 487 см

 

 

Эту картину Ян Матейко написал в 1866 году, ему тогда было 28 лет. Недавно поражением закончилось очередное польское национальное восстание, т. наз. Январское, начавшееся в 1863 году. Молодой художник сам принимал в нем участие, доставляя оружие восставшим. В работе отразились романтические и патриотические настроения, характерные для творчества и личности Яна Матейко. Официально картина имеет два названия – «Рейтан. Упадок Польши» и «Польский сейм 21 апреля 1773 года». Это подсказывает, что картину следует прочитать в двух измерениях: аллегорически-символическом и историческом.

Давайте вместе попытаемся это сделать.

Композиция картины просматривается четко и ясно: полотно разделено на две неравные части,  построенные по принципу «золотого сечения». Левая (большая) – «густо населена» толпящимися фигурами; в правой (меньшей) – только один главный персонаж.

 Это – депутат польского сейма от Новогрудской земли  – Тадеуш Рейтан. Его положение, поза и жесты – экспрессивны и выразительны. Он явственно хочет помешать толпе войти в дверь, находящуюся за ним, откуда выглядывают российские солдаты. Рейтану приписывают слова: «Убейте меня, не убивайте Родину!».

Толпа как бы особенно и не стремится туда, за дверь, все словно остановились в нерешительности…

Что же происходит?

Исторический экскурс.

5 августа 1772 года, в Петербурге, Россия, Пруссия и Австрия подписали конвенцию о разделе Речи Посполитой.

Вот, делят "пирог":

Карта разделов Польши:

Как бы и не очень много взяли (на первый раз), но и так нельзя...

 

Этого решения сверху оказалось недостаточно и Речь Посполитая, по постановлению захватчиков, должна была сама согласиться с вынесенным приговором. В какой-то мере это могло успокоить международное общественное мнение и придать некую легитимность зловещему акту. Поскольку Польша была монархией с демократическими шляхетскими элементами правления: существовали местные региональные сеймики и Сейм, то, как раз от последнего и требовалось принять решение о признании законности раздела.

Король Станислав Август, как мог затягивал созвание такого Сейма, он еще надеялся на лучшее и не хотел «с опущенными руками погибать в бездействии». Проволочка результатов не дала, и в феврале 1773 года король получил ультиматум от захватчиков: или Сейм будет созван 19 апреля, или раздел будет осуществлен по-новому, с большими территориями.

19 апреля 1773 года Сейм был наконец-то созван и его заседания проходили в Королевском замке в Варшаве.

Королевский замок

 На заседании Сейма в открытую против раздела Польши выступили делегаты от Новогрудского сеймика (Новогрудок – сейчас районный центр в Белоруссии) – Тадеуш Рейтан и Самуэль Корсак. Акция их протеста была хорошо продумана и продолжалась три дня. Однако это ни к чему не привело, и Сейм большинством голосов согласился с разделом польских земель.

Вернемся к картине.

Группа в центре:

 Символично, но шляхтичи одеты в одежды красно-белых тонов. Очевидно, здесь пробивается горькая ирония художника. В национальных цветах Польши представлены ее предатели: в центре – Адам Понинский поднял руку и показывает на дверь. Его жест как бы означает – у нас нет другого выхода, мы должны согласиться с этим решением. Францишек Ксаверий Браницкий закрыл в отчаянии лицо руками, а юноша с надменным выраженим лица, в белом костюме – это знакомый тех, кто читал пост о Софии Потоцкой, – Станислав Щенсный Потоцкий. Любитель эффектных поз и жестов Ян Матейко строит эту сцену на контрасте – Рейтан лежит и рвет на себе рубаху, он достаточно экспрессивен, инициаторы компромисса с захватчиками – статичны, они словно оцепенели. Обратим внимание и на костюмы – Рейтан одет в традиционный польский шляхетский костюм, т. наз. сарматский: жупан (нижнее светлое платье), кунтуш (верхнее платье, часто с разрезанными рукавами), подпоясан широким «слуцким» (по месту изготовления) поясом, он обут в сапоги с загнутыми по ориентальной моде носками,  а слева от него видна сабля, верная спутница каждого шляхтича. Рейтан коротко острижен по моде того времени и носит усы (национальный маркер поляков-сарматов). Изменники отчизны приодеты в европейское платье: короткие панталоны, белые чулки, туфли с пряжками, парики. Один из польских историков пошутил в отношении картины: «… сколько же здесь туфель, сколько же здесь штанов…».

Традиционный польский костюм:

 

 

Наше внимание может привлечь и фигура пожилого шляхтича в левой части картины, здесь он  справа:

 

Он тоже одет традиционно и, как бы своим движением, старается противостоять бессильной и оцепеневшей толпе. Это очень неоднозначная фигура – Францишек Салезий Потоцкий, известный и несколько театрально-показной защитник славной «шляхетской вольности», заклятый враг короля Станислава Августа Понятовского. Он принимал участие в похищении и убийстве первой жены Станислава Щенсного Потоцкого – Гертруды Коморовской.

А за ним – и сам король.

Для него Ян Матейко тоже выбрал интересную позу, «мы с вами, но и не с вами…», и ни за, и не против. Мне кажется, что Станислава Августа всю жизнь переполняли противоречия, и душа его была раздвоена. С одной стороны, он – пламенный патриот, один из авторов Конституции Третьего мая и активный участник Великого Сейма, инициатор реформ в образовании, с другой – ставленник Екатерины Второй, благодаря которой он взошел на престол и ею же был «пригрет» после детронизации.

Король держит в руке часы… Какое время они отбивают…

 

На втором плане в ложе – князь Николай Репнин, посол Российской империи в Польше и две дамы – по его левую руку Изабелла Чарторыская (жена Адама Казимира Чарторыского), в прошлом любовница Станислава Августа, а позже и самого Репнина. По правую руку князя – Изабелла Любомирская, тоже в прошлом любовница Станислава Августа.

 

 

По центру картины – портрет Екатерины Великой.

 

 Ян Матейко в своих работах всегда уделял большое внимание не только персонажам, но и атрибутам, вещам, разным мелочам, которые изображал на картинах.

Посмотрите, что творится на первом плане картины: упавший трон с королевской монограммой, разбросанные  документы, даже монетка как бы остановлена в движении, т.к. стоит на ребре. Все это свидетельствует об упадке страны.

 Да, сцена преисполнена трагизма, экспрессии и патриотических чувств.

Однако, все ли было так на самом деле?

Ян Матейко, как и любой другой художник, имел право на домысел и собственную трактовку сюжета. Польские историки усматривают следующие расхождения изображенной сцены с действительными событиями:

  • король Станислав Август не принимал участия в заседании этого Сейма;
  • посол России Репнин уже сложил свои полномочия и на этом посту пребывал Отто Магнус фон Штакельберг;
  • в Королевском замке еще не было портрета Екатерины Второй;
  •   российских солдат тоже еще не было в замке;
  • Станиславу Щенсному Потоцкому в то время было всего 21 год и он еще не был депутатом Сейма;
  • Рейтан выглядел несколько иначе, по крайней мере, он был рыжим, а не брюнетом;
  • Францишека Салезия Потоцкого на то время уже не было в живых;
  • женщины не присутствовали на заседании Сейма.

 Что же было дальше?

 

Тадеуш Рейтан покончил жизнь самоубийством в 1780 году.

Прижизненные портреты Тадеуша Рейтана:

 

 

В 1792, а потом и в 1795 году состоялись второй и третий разделы Польши, после чего страна исчезла с карты Европы на 123 года.

Картина Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши» была выставлена в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. К художнику моментально пришла слава, и его материальное положение значительно улучшилось. Картину же купил для своей коллекции австрийский император Франц Иосиф Первый, а после того, как Польша обрела независимость, в 1918 году, правительство страны выкупило картину и передало ее на хранение в собрание Королевского замка. В 1944 году полотно было захвачено и вывезено немцами, но вскоре обнаружено неподалеку от польского города Еленя Гура. После реставрации опять экспонируется в собрании Королевского замка.

Вот такая история и такая картина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубрики:  История/История и культура России
История/История и культура Европейских стран
Живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку