-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 134000


✨Шедевры мирового кинематографа. Льюис Майлстоун «Триумфальная арка» (1948)

Понедельник, 13 Мая 2024 г. 16:37 + в цитатник

Странная ночь, подумал он. Где-то сейчас стреляют, где-то преследуют людей, бросают в тюрьмы, мучают, убивают, где-то растаптывают кусок мирной жизни, а ты сидишь здесь, знаешь обо всем и не в силах что-либо сделать… В ярко освещенных бистро бурлит жизнь, и никому ни до чего нет дела… Люди спокойно ложатся спать [а ты сидишь в этой комнате]...



Эрих Мария Ремарк, "Триумфальная арка"

Первый фильм по роману был поставлен в 1948 году Льюисом Майлстоуном. Я буду говорить только о нем, потому что второй фильм (1984) мне показался немного затянутым и нудным. А вот первый смотрится на одном дыхании и вызывает бурю эмоций.

Первый фильм по роману был поставлен в 1948 году Льюисом Майлстоуном. Я буду говорить только о нем, потому что второй фильм (1984) мне показался немного затянутым и нудным.

Конечно, нельзя ожидать от фильма полного соответствия книге. Невозможно книгу заменить экранизацией, даже самой удачной. В книге всегда содержится намного больше, а многие вещи изложены сложнее, глубже и тоньше, - думаю, это должно быть понятно всем.

Поэтому мне кажутся странными резко негативные отзывы некоторых почитателей Ремарка касательно первого фильма. Люди, ставящие жирный категоричный крест даже на хорошем фильме, просто ожидают заведомо невозможного.

А теперь давайте все-таки проанализируем фильм.

Герои

Главный герой сыгран настолько великолепно, насколько вообще можно ожидать от голливудского актера того времени. Поэтому к нему замечаний у меня практически нет. Француз Шарль Буайе превосходно передал харизму, мужество, неравнодушие доктора Равика. Он мужественен, как Джеймс Бонд, и глубоко умен, как Ретт Батлер. Сама Бергман писала о своем партнере, с которым они уже снимались вместе в фильме "Газлайт": "Самый интеллигентный актер в истории кино".

На мой взгляд, он тонко и проникновенно показывает любовь к Жоан - одну из самых щемящих тем в произведении.

Первый фильм по роману был поставлен в 1948 году Льюисом Майлстоуном. Я буду говорить только о нем, потому что второй фильм (1984) мне показался немного затянутым и нудным.-2

Ингрид Бергман для той "женщины", что встречает Равик на мосту в самом начале книги, слишком хороша собой и кокетлива. Это противоречит роману, в котором всячески подчеркивается блеклый, убитый вид героини в момент их первого знакомства, ее размытое и бледное лицо, ее отсутствующий взгляд.

Лицо Жоан в начале романа - полностью "стертое", она не имеет ни воли к жизни, ни желаний, вообще ничего, она - просто сплошное жалкое пустое место, вызывающее у Равика лишь одно сострадание.

К тому же, эта жалкость и абсолютная непривлекательность Жоан в самом начале романа подчеркивает благородство и неравнодушие Равика, который, не испытывая к ней никакого интереса, все же не оставляет ее одну и решает все ее проблемы, также, впрочем, как он будет заботиться и о многих других потерянных героях в романе - совершенно бескорыстно. Жоан - потерянная душа - оттого и будет так сильно любить Равика, что будет понимать и ценить эту его черту.

Именно контраст между этим первым равнодушным восприятием Жоан и последующим, совсем другим, и составляет один из сильнейших художественных эффектов в романе. В фильме же этот контраст потерян - Бергман так же хороша во время своего звездного выступления в кафе, что была и раньше. Никакого "до" и "после". Разницу смог показать лишь Шарль Буайе, через свой взгляд на героиню.

Бергман в начале фильма - все что угодно, только не страдание, свойственное потерянной "женщине", у которой поначалу даже нет имени. У актрисы блестящий, прекрасный и очень волнующий взгляд, удивительно гармоничное и чувственное лицо, полное жизни и мечты. Вся она - сама свежесть, женственность, само желание любви и жизни. Конечно, все это соответствует голливудским стандартам, но не началу книги Ремарка. К тому же, отсутствие интереса Равика (по сюжету) к "бледной" женщине было вполне понятно в романе. А в фильме это равнодушие героя к такой очаровательной красавице, какую показывает Ингрид, выглядит просто неестественно и неправдоподобно.

Первый фильм по роману был поставлен в 1948 году Льюисом Майлстоуном. Я буду говорить только о нем, потому что второй фильм (1984) мне показался немного затянутым и нудным.-3

Итак, Ингрид, создавшая образ неотразимой роковой красавицы, по-моему, недостаточно передала (в начале фильма) такие важные свойства героини, как потерянность, которая роднит ее с другими жертвами жизни, слабость характера, отсутствие всякого стержня, а также феноменальную изменчивость.

Не буду долго говорить про неизбежное - множество отсутствующих эпизодических лиц, например, исчез яркий второплановый герой - сестра Эжени, предавшая Равика. Она воплощает в романе людей, абсолютно тупых и глухих сердцем.

Образ Хааке в фильме - более яркий, гипертрофированно безобразный. В книге Хааке - намеренно нейтральный, никакой и мы знаем о нем лишь то, что он чиновник гестапо, непосредственно учинявший допросы и руководивший пытками.

Постановка

У меня замечания лишь к одному эпизоду. Такое чувство, что здесь поработала какая-то цензура. Страдания Равика в застенках переданы как-то неестественно слабо. Он стоит перед мучителями гестапо в выглаженной и чистой белой рубашке (совсем смешно), на лице и теле ни следа от ран и ударов. В самом романе же создается ясная и четкая картина, во что превращали своих противников работники рейха. Я не сторонница изображения мучений в кино, но и чрезмерный отход от реальности тоже удивляет.

Сценарий

Сюжет изменен - в фильме сценарный ход явно пытается как-то оправдать измену Жоан. По этому сценарию Равик не оставляет Жоан никакой надежды, никакой просьбы его дождаться, и лишь передает ей через Морозова "Прощай". В книге, наоборот, Равик перед заключением звонит Жоан лично и объясняет ей, что ей нужно подождать около 3 месяцев, он обязательно вернется обратно. Это подчеркивает в книге непостоянство Жоан, ее слабость духа, абсолютную неспособность даже к временному одиночеству.

В фильме непостоянство Жоан как бы оправдано. Показано ее одинокое, несчастное скитание по городу после того, как Равика забрали. Показана роковая встреча со знакомым с Антиб, который предлагает ей вернуться из промозглого осеннего Парижа на море. Этого нет в книге.

Во время объяснения с Равиком сценаристы, более снисходительные к красавице, подчеркнули причины неспособности женщины покинуть нового, второго партнера: она боится тех страданий, что придется перенести, если Равика опять депортируют.

Я не могу выносить боль", признается она. Эта ключевая фраза объясняет, почему она не способна быть верной. Многие люди становятся невольными предателями лишь в момент испытания, потому что совершенно не выносят страдания. Это и случай Жоан.

Первый фильм по роману был поставлен в 1948 году Льюисом Майлстоуном. Я буду говорить только о нем, потому что второй фильм (1984) мне показался немного затянутым и нудным.-4

Также в фильм добавлены эпизоды, в которых Жоан настойчиво ищет встреч с Равиком, когда уже все между ними кончено, беспокоится о нем. Более того, она покидает свою благоустроенную квартиру и возвращается в тот убогий отель Милан, в который Равик когда-то ее поселил.

Но в романе нет всех этих поступков, которые могли бы "оправдать" Жоан. Писатель более беспристрастен и пессимистичен.

Однако и в фильме, и в книге одно становится ясным: Жоан - совершенно уникальный во всей мировой культуре образ женщины. Она непостоянна и в то же время она по-настоящему сильно любит. Подобная неоднозначность и противоречивость делает образ загадочным и незабываемым. А доктор Равик - один из самых мужественных и благородных образов в литературе и кино.

 

смотреть фильм

Триумфальная арка 

____________________________________________________________

 Литература о жизни 

 

Рубрики:  TV. Кино и Подмостки
Метки:  
Понравилось: 8 пользователям

Maziy   обратиться по имени Вторник, 14 Мая 2024 г. 15:38 (ссылка)
Dmitry_Shvarts, что-то не грузится фильм Нет доступа
Ответить С цитатой В цитатник
Maziy   обратиться по имени Вторник, 14 Мая 2024 г. 15:44 (ссылка)
ЭВРИКА!
https://ok.ru/video/367922645622
С вашего нет доступа
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку