-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 135378


✨Какую музыку писал композитор Александр Алябьев

Суббота, 05 Марта 2022 г. 16:47 + в цитатник

Ручейки журчат, причудливо сливаясь между собой в волшебных аккордах. Звучание флейт таинственным образом подобно водным переливам. Удивительно, когда несколько инструментов выступают в дивном ансамбле. Неслучайно во многих традициях звук флейты — это голос вечности. Её трели вызывают сильные эмоции.

Какую музыку писал композитор Александр Алябьев?

Уникальный квартет для четырёх флейт создал Александр Александрович Алябьев (1787−1851). Он — удивительное явление в русской музыке. По сей день его романсы исполняются в концертах, особенно популярен «Соловей».



Однако наследие мастера обширно и многогранно. Он является автором опер, водевилей, симфоний, инструментальных ансамблей. И одним из первых русских композиторов балета. Его хореографическая партитура тоже связана с флейтой.

 
 

Трудные повороты судьбы

 

Жизненный путь композитора начался блистательно. Он родился в семье тобольского губернатора. Затем попеременно жил в Москве и Санкт-Петербурге. Там ярко проявилось музыкальное дарование Алябьева. Ещё он участвовал в Отечественной войне 1812 года, был соратником Дениса Давыдова.

Нелепый случай, произошедший во время карточной игры, перевернул всю его жизнь. Алябьев поссорился с неким Времевым. На следующий день тот скончался. Все знали, что Времев задолго до этого был уже серьезно болен. Но обвинили в его смерти Алябьева. Несколько лет длились судебные разбирательства.

Александр Александрович Алябьев

Александр Александрович Алябьев
 

Морально Алябьева очень поддержала старшая сестра. По её распоряжению в камеру было доставлено фортепиано. Алябьев продолжал активно сочинять музыку. Балет «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты» был написан именно в тот период и поставлен в Большом театре балетмейстером Фортунато Бернаделли. Музыка отличалась изысканностью и особой грациозностью.

Что интересно, в числе водевилей Алябьев написал один — специально для бенефиса легендарной балерины Авдотьи Истоминой. Он назывался «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты». Композитор также создавал музыку к хореографическим дивертисментам.

Алябьев после всех разбирательств был отправлен в ссылку в Тобольск, по месту рождения. Но и там он сочинял музыку, организовал духовой оркестр. Во время поездки для лечения на Кавказ записал большое количество народных песен. Впоследствии он использовал эти мотивы в своём творчестве. Он написал оперу «Аммалат-Бек» по повести Александра Бестужева-Марлинского. Однако она не была поставлена.

Лишь в 1843 году Алябьеву было разрешено снова проживать в Москве. Он пишет музыку к спектаклям драматического театра. Создаёт и духовные произведения, первые опыты в этом направлении были написаны ещё в Тобольске. Среди них — «Литургия», но исполнена она была только в 2009 году.

Сказочная пастораль

 

Примечательная постановка балета «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты» состоялась в 1993 году. Осуществлён спектакль был силами коллектива классического танца «Москвич». Изысканная хореографическая фреска ознаменовала возрождение балетной партитуры Алябьева.



Балетмейстером стала Алла Шульгина, она же выступила и автором либретто. Оно представляет собой романтическую пастораль. Основная её идея связана с противопоставлением звучания барабана, олицетворяющего силы зла, и флейты, символизирующей доброе начало.

Начинается спектакль ссорой сказочных обитателей леса. Сатиры играют на волшебном барабане, но туда вступает флейта нимф. Каждая сторона стремится взять верх. В результате сатиры и нимфы ссорятся. Что ж: пусть люди помогут рассудить, что сильнее — добро или зло.

На поляну приходят влюблённые пастушок и пастушка. Они радуются свиданию, но не предполагают, что их чувству предстоит испытание. А беда не за горами. Из замка приходит маркиз. Его внимание привлекает красавица-пастушка. А если знатный господин чего-то захотел, он этого должен добиться! С обольстительными речами он обращается к поселянке, но та не желает его и слушать.

Сатиры готовы содействовать маркизу. С помощью волшебного барабана погружают пастушку в глубокий сон и намерены унести её в замок. Тогда уж ничто не помешает маркизу овладеть девушкой.

 

Пастушок в отчаянии. Но тут появляются нимфы. Их королева вручает юноше волшебную флейту, с помощью которой он сможет освободить возлюбленную. Мелодия пробуждает девушку и побеждает злые замыслы маркиза и сатиров.

Нимфы ликуют. Радостно празднуется свадьба пастушка и пастушки.

Какую музыку писал композитор Александр Алябьев?

Значение наследия Александра Алябьева до сих пор в полной мере не оценено. Многие произведения не исполнены. Однако это та Атлантида, которая ждёт своего открытия. И важно пробудить к жизни наследие композитора. Подобно волшебной флейте, музыка Алябьева должна звучать и нести в мир гармонию — возрождение произведений поможет открыть дивные страницы русской музыки.

 _____________________________________________

 Наталья Наумова
 © Shkolazhizni.ru     

 

Рубрики:  Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 16 пользователям

Вильям   обратиться по имени Суббота, 05 Марта 2022 г. 17:15 (ссылка)
Спасибо! Удивительно чарующая музыка, настраивающая на позитив. Инструменты словно перекликаются друг с другом, создавая это великолепие!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку