-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Немойберег

 -Стена

Нелли_Солодкова Нелли_Солодкова написал 01.11.2015 20:30:07:
Хм...Чисто мужской дневник...и хоть...\"Немойберег\"..но собеседник интересный..Только бы знать...где ваш берег...? Тогда многое по стихам можно узнать о хозяине дневника...
AIw AIw написал 08.10.2015 21:40:37:
Триолет Стоит на ринге, как боксёр, В любую непогоду. И смотрит фото режиссёр, Не отрывая хитрый взор: Стоит на ринге, как боксёр, Уже давно, с каких-то пор, Здесь света проводник народу Стоит на ринге, как боксёр, В любую непогоду. )
Немойберег Немойберег написал 09.04.2015 00:02:16:
Чтобы познакомиться с автором, нужно читать его произведения.
vlad_mir vlad_mir написал 04.04.2015 15:46:19:
Хотелось бы познакомиться с автором, но в разделе \"О себе\" нет ничего. Хотя - нет! Там же просьба о цитирование, а это уже кое-что.
Lovuhcka Lovuhcka написал 23.03.2015 09:29:11:

Милейший блог, милейшие стихи!

 -Интересы

боль сердца поэзия поэзия сочным и точным словом поэтические игры поэтические формы ритмические фигуры русская поэзия словарь словарь поэтических форм современная поэзия современная русская поэзия стихи стихотворные метры

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.11.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 6300




Главный пост дневника:

Словарь поэтических форм. Оглавление.



Небольшая искренняя просьба к уважаемым читателям: если стихотворение или статья вам по-настоящему понравилась, процитируйте или скопируйте в свой дневник, разместив ссылку-подпись, ведь непонятно какой стих в свой дневник не возьмешь, а значит, симпатия произведению искренняя и наш след всё же останется в вашем мире и вашей душе.
А если Вы любите кукольный театр, загляните сюда:

Кукольный театр. Сценарии, пьесы, инсценировки.


Внимание! Комментарии с матерным лаем, "феней", "раздалбанским" и прочими сленгами (а точнее написать "зленгами") врагов Христа удаляются без объяснений.

Закатник | Словарь поэтических форм

Пятница, 22 Августа 2008 г. 03:27 + в цитатник

Закатник - твердая поэтическая форма, состоящая из произвольного количества строф (но больше двух), каждая последующая из которых на одну строку меньше, чем предыдущая.

Сначала моё, мистично-шуточное:

В тёмном затворе
Грусть исчезает,
Думы как вести -
Ясны и быстры,
Время как море...

Давние мысли
Вдруг оживают...
Жизнь... Жизнь, что, если б
Лист стал бы чистым...

Осени, Весны...
Так вырастали
Сказки и Песни...

Памяти дали
В черном подвале...

Немойберег.

В этом стихотворении одна из классических рифмовок закатника: dabcd cabc bab aa. Засчет одностопного дактилехорея (/_ _ /_) без усечений и добавлений слогов строчки легко рифмуются на слух, но для закатника это скорее исключение.

В сумраке туман по травам седым
Клоком плывет устало-бессонно
Под маревом, под наплывами туч
Ищет кого-то в ранах оврагов -
Здесь буря прошла, и жизни уж нет...

Мечется пламя, льёт едким дымом,
Дышал лес огнем так много часов...
Вырван, расколот ветром, измучен -
С чужой стороны в родном небе враг.

Буря, кто в них - в березах, рябинах? -
В извивах их крон, в изломах стволов,
В жалких культях обугленных сучьев?

Влюбленных я не желала губить,
Я родилась Любовью... Любовью...

Василиса_Иванова.

Этот замечательный закатник использует еще одну классическую рифмовку: abcde abcd abc ab, но как (!) использует - стихотворение написано двустрочным симметричным дуолем: двустопный ямбоанапест/двустопный дактилехорей:

_ /_ _ / _ /_ _ / | /_ _ /_ /_ _ /_

а эта ритмическая фигура в сочетании с этой рифмовкой закатника задает усеченные рифмы ("дымом-седым", "измучен-туч", "Любовью-стволов" и др.), и рифма слышится уже где-то в подсознании :).

Кстати, закатник 5-4-3-2 - это сонет (пентет, катрен, терцет и двустишие-ключ), и он так и называется Сонет-закатник.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Дистих (двустишие);
Катрен;
Пентет;
Сонет;
Стихотворные метры;
Терцет;
Триоль (немного о ритмических фигурах).

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  

Медитативный рефрен | Словарь поэтических форм

Воскресенье, 17 Августа 2008 г. 04:25 + в цитатник

Медитативный рефрен - особый вид рефрена в одну строку, которая условно делится на несколько частей; при каждом повторе строка как бы сдвигается - первая часть отсекается, вторая становится первой, а в конце добавляется новое слово или фраза.

Ключ в замке повернулся - знакомый ритм...
Дверь вздохнула... так мы вздыхали
Над строчками давних и горьких рифм,
Что ж, дари, дари одиночество до зари,
Любовь, недописанными стихами...

Шаги по лестнице как по нотам - пеон, нет - спад...
Слово, обреченно на лист, как на плаху, ложись!
Стал строк палачом - убивал, убивал... не рад...
Эта боль, эта горечь... тысячи линий вперёд-назад -
Недописанными стихами жизнь.

Немойберег.

В этом стихотворении медитативный рефрен - последние строки пятистиший. Если же в стихотворении каждая строка - такой рефрен, то это твердая поэтическая форма, называемая медитативный стих.

Пустотою заполняешь жизнь мою ты -
Заполняешь жизнь мою ты сном и грустью,
Жизнь мою ты сном и грустью поминутно,
Сном и грустью поминутно рвешь и мучишь.
Поминутно рвешь и мучишь, наслаждаясь,
Рвешь и мучишь, наслаждаясь болью, властью...
Наслаждаясь болью, властью, губишь страстью,
Болью, властью губишь, страстью, сердцем тая -
Губишь страстью, сердцем тая, наше счастье...

Немойберег.

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  

Катренник | Словарь поэтических форм

Воскресенье, 10 Августа 2008 г. 08:00 + в цитатник

Катренник - твердая поэтическая форма из четырех катренов, написанных строго одним метром, причем, первый и второй катрен - одностопные, третий - двустопный, четвертый - четырехстопный. Классический катренник пишется любым метром обязательно без добавления и усечения слогов в последней стопе, а каждое четверостишие непременно заканчивается точкой, многоточием, вопросительным или вослицательным знаком.

С рифмовкой катренника еще интересней. Правило рифмовки катренника исходит из его пропорциональной формы. Коротко правило звучит так: вид рифмовки первого катрена повторяется во всех катренах, а также проявляется в первых трех катренах, если их "сложить" в одно четырехстопное четверостишие. Чтобы было понятней, приведу пример: abbA baaB -a-B-b-A ---A---B---B---A (буквами обозначены рифмующиеся стопы, а дефисом - нерифмующиеся). Таким образом, если первые три катрена сложить вместе в четырехстопник, рифмовка получится также ABBA (рифмовку четырехстопников я выделил прописными буквами). Другие виды рифмовки катренов, кроме моноримической - дистишная, перекрестная и попарная - в катреннике не могут быть использованы, поскольку они не могут соблюсти правило.

Лежал
Как снег
К весне -
Всё ждал...

Узреть
Желал,
А сам
Был слеп...

Я жил как спал...
И сколько лет
Зимы знал свет -
Весны не знал?..

Вне, без любви я так устал
Писать, читать, мечтать... Вослед! -
К глазам, к ладоням - жить! к тебе
Сквозь смерть!.. а сам рекою стал...

Немойберег.

Это один из самых простых катренников - ямбический (стопа метра из двух слогов). Чаще всего в этой форме поэты пишут двух- и трехсложниками, чуть реже четырех- и крайне редко пятисложниками. Но всё в наших руках, было бы желание и вдохновение :)

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Катрен;
Стихотворные метры;
Ямб.

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  

Зеркало | Словарь поэтических форм

Пятница, 08 Августа 2008 г. 02:24 + в цитатник

Зеркало - поэтическая форма из двух строф, связанных метром, рифмовкой и смыслом. Правило построения зеркала: первая строфа (метр, рифмовка, иногда и рифма) и ее смысловое наполнение зеркально повторяется во второй строфе, то есть последняя строчка первой строфы отражается в первую второй строфы, предпоследняя - во вторую и так далее. Качество отражения зависит от замысла. Отражения бывают чистыми и точными, мутно-расплывчатыми, изменившими форму и отрывочно-разрозненными. Соответственно этому зеркало называется: ясным, мутным, кривым или разбитым.
Сюжетно вторая строфа зеркала не продолжает первую, наоборот, их можно читать как отдельные стихотворения. Главная связь - через зеркало, которое либо в чем-то уравнивает, либо противопоставляет описываемые предметы/явления/персонажи друг другу.

Вот пример кривого зеркала, написанного элегическими дистихами:

Ночь распустилась цветами, впитай сладкий запах вселенной -
Частые звезды во тьме над небесами зажглись,
Вьются ветра волосами, ложатся полночные тени,
Реки ладони озер вновь подставляют под них...

Нищий бульварный стоит, пусто в ладони его,
Волосы медные льются на плечи как дни, что так длинны...
Ночь - в это время он жив, но... нет вокруг никого...
Лишь у подножья цветы... аромат... аромат формалина...

Немойберег.

Есть твердая форма, построенная на зеркале - зеркальный сонет. Две его строфы - два септета (семистишия) с рифмовкой abbabba abbabba. Первый септет описывает того, в кого влюблен поэт, а второй - его самого. Где-то ведь были... найду, вставлю.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Дистихи.

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  


Процитировано 1 раз

Скат | Словарь поэтических форм

Четверг, 24 Июля 2008 г. 06:21 + в цитатник

Скат - ритмическая фигура, состоящая из нескольких метров (минимум из трех) с одним сильным местом в каждом. Количество слабых мест (безударных и полуударных слогов) между сильными местами (ударными слогами) в скате последовательно уменьшается.

Размер ската считается по количеству метров в нем. Например, вот это стихотворение написано пятистопным скатом с дактилическими рифмами:

Утренние туманы расплылись облаками дивными,
Солнышко рассветило-разлучило окна комнаты,
вихрями разветрённый и умытый дождями-ливнями
сказочный мир так счастлив твоим новым днем, годом новым. Ах,
милая ты моя, не описать мне красу лучистую
образа твоего, все-все стихи не достойны чтения...
Радостно от того, что ты в шестнадцать лет сердцем чистая,
ласковая и нежная в шестнадцать лет. С днём рождения!

Немойберег.

Для лучшего понимания вот метрическая схема этого ската (сильное место - на первом слоге каждого метра):
/_ _ _ _ /_ _ _ /_ _ /_ /( _ _ ) (в скобках указаны два слога, добавленные в конце для образования дактилической рифмы). Состав этого ската: промакр-пеон первый-дактиль-хорей-бой.

Вторая разновидность ската (cильное место - на последнем слоге каждого метра):
_ _ _ _ /_ _ _ /_ _ /_ / /.

Ритмическая фигура с обратным ходом метров называется раскатом. Расскажу и покажу его в другой раз.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Дактилическая рифма;
Стихотворные метры.

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  

Аметрия | Словарь поэтических форм

Среда, 23 Июля 2008 г. 08:51 + в цитатник

Аметрия - прием в поэзии, способ написания поэтического произведения, в котором строки разбиты в соответствие с рифмой и смыслом, а не с метром (в принципе, именно текст, разделенный на метрические отрывки, и назывался раньше стихотворением, а эти отрывки - стихами). Название деструктивные стихи (от лат. destractio — разрушение), которое дают словари аметрическим произведениям, считаю сомнительным.

Аметрические творения почти всегда написаны в чистой тонике со свободным числом ударений в строках (при чтении вслух строчки произносятся стремительно, а между ними делается пауза):

Мое сообщение отравлено
этой ночью
и этой грустью
глаз, рук и уст...
Всё правильно,
ты не хочешь
чувствовать
мою боль и мой пульс...

Мое сообщение отравлено
буквами,
запятыми и точками,
и пробелами -
всё обмануто
стуком сердца -
с этих клавиш слетаем мы
звуками,
этой пустою ночью
белым-белым
экраном
любовь пытается загореться...

Мое сообщение отравлено
Ядом взгляда,
Упреками и молитвами.
Ты... моя милая, славная...
Мне лишь надо,
Чтобы ты не забыла меня...

Мое сообщение отравлено
и отправлено...

Немойберег.

Аметрическими также называются чисто-тонические строки-врезки в стихотворении, которое написано регулярным метром:

Мой Ветер, дрожишь от холода?
Смерть, не тронь!
Любимый,
В ладони сожми ладонь
И вырви меня из города
Сквозь стеклобетон! Постой!
Мне это необходимо...
Согрейся и станешь сильным,
А сердце моё - в растоп...

Василиса_Иванова, 2001 г.

Это короткое стихотворение написано одностопным диамфибрахибоем: -!--!-![--] с мужскими, женскими и дактилическими рифмами и двумя аметрическими врезками во второй и третьей строках.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Врезка;
Чисто-тоническое стихосложение.

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  

Рондель-звезда | Словарь поэтических форм

Среда, 23 Июля 2008 г. 05:10 + в цитатник

Рондель-звезда - твердая поэтическая форма из 13 строк с рефренами в 1, 4, 7, 10 и 13 строках с обязательным рефренным ходом (изменением строки рефрена). Правило рефренного хода строгое: первая строка должна состоять из четырех слов (не учитывая частицы и предлоги). Четвертая строка повторяет первую, изменяя первое слово, седьмая - повторяет четвертую, изменяя второе слово, десятая - повторяет седьмую, изменяя третье слово и последняя строка повторяет десятую, изменяя последнее слово.

Повитый дождем сон одинокий
За черным окном вьется, как локон-
Змея... Мой покой тихим потоком -
Налитый дождем сон одинокий.

Расставлена сеть в мареве ночи,
Дождь вьется как плеть - льет, ранит, точит...
Налитый в глаза сон одинокий
Вернулся назад - в мысли и строки.

Уснул мир в слезах... Ясный, глубокий
Налитый в глаза свет одинокий
Верну - тает взгляд в неба далёке,
Но Солнце таят сны на востоке.
Налитый в глаза свет - тьма из окон...

Немойберег.

Этот моноримический рондель-звезда написан одностопным дуолем "ямбоанапест-дактилехорей": _ /_ _ / /_ _ /_.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Рондель;
Стихотворные метры;
Триоль (небольшой рассказ о ритмических фигурах).

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  

Сонет рефренный | Словарь поэтических форм

Вторник, 22 Июля 2008 г. 01:47 + в цитатник

Сонет рефренный - классическая твердая поэтическая форма из 14 строк четырьмя строфами с двумя вариантами строфики: двумя катренами и двумя терцетами или тремя катренами и двустишием, при этом первая строка сонета - ключ, повторяющийся без изменений в начале каждой строфы. Вариантов рифмовки много, но самые распространенные: Abba Abba Aca Aca (для первого варианта формы) и Abab Acac Adad Ad (для второго варианта); A - ключ с рифмой a. В рефренном сонете ключ также считается и названием стихотворения.

Примеры приведены для обоих вариантов (найденные стихи совпали не только по теме, но и по первому слову в ключе):

Расстанемся, пока еще влюблен,
И грудь горит, и взгляд так ясно-нежен,
И сердце - нет! - не может биться реже,
И ночь надежды не тревожит сон.

Расстанемся, пока еще влюблен,
И для тебя Любовь не станет прежней -
Осенний листоцвет разбелоснежит
Зима, а ты веснее с каждым днем...

Расстанемся, пока еще влюблен
И каждый вздох твой переполнен мною,
Как Солнцем над пустыней небосклон.

Расстанемся, пока еще влюблен,
Пока ты храбрый рыцарь под стеною,
А не боец, что девушкой пленён.

Василиса_Иванова, 1998 г.

Расстанемся с иллюзией любви,
Сломав каркасы бутафорских крыльев
Или отдав просящему: "Возьми,
Теперь ты ангел, хоть взлететь не в силе!"

Расстанемся с иллюзией любви -
Средь плюшевых сердец царила дрема.
Умильно ли к лоснящейся пыли
Главу склонять, ища покою дома?

Расстанемся с иллюзией любви,
Устав от слов, их сырости и хлада -
Признаний, не рождавших жар молитв
И обещаний вечности, не надо.

Расстанемся с иллюзией любви -
С колодками, ярмом, бельмом и ядом.

Немойберег.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Сонет.

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  


Процитировано 2 раз

Золотой ключик | Пьеса для кукольного театра

Среда, 16 Июля 2008 г. 21:02 + в цитатник

Золотой ключик



Олеся_Емельянова. Пьеса для постановки сказки Алексея Николаевича Толстого в кукольном театре.

Действующие лица:

(куклы)

Буратино
Арлекин
Пьеро
Мальвина
Артемон
Крыса Шушара
Кот Базилио
Лиса Алиса


(живые актеры)

Папа Карло
Карабас-Барабас


(чучела)

Полицейский
Cверчок
Карабас-Барабас
Дуремар
Ворона
Хозяин гостиницы
Черепаха Тортила


Занавес открыт, его собранные в складки шторы образуют правую и левую кулисы. Рядом с ширмой на полу лежит полено с длинным сучком-носом и стоит невысокий табурет. Посереди сцены появляется Буратино с колокольчиком и обращается к рассаживающимся зрителям. Время от время отчаянно звонит в колокольчик, предвещая начало спектакля.

Буратино

Уважжжаемые зрители!
Дети и их ррродители!
Торрропитесь! Торрропитесь!
Где хотите, там садитесь!
У кого билетов нету,
Покупайте за конфету!
Первый звонок!
Беги со всех ног!
Достопочтеннейшая публика,
Здесь у нас кукольная республика,
Империя, государство,
Всекукольное царство!
Только у нас
Здесь и сейчас!

Читать всю пьесу целиком
Рубрики:  Поэзия

Метки:  

Триоль | Словарь поэтических форм

Среда, 16 Июля 2008 г. 05:08 + в цитатник

Триоль - ритмическая фигура, составной стихотворный метр, включающий три равносложных метра. Чаще всего поэты используют триоли, симметричные относительно центра. Усечение или добавление слогов в конце строк для образования непредусмотренных фигурой мужских, женских или дактилических рифм считается ее разрушением. Стопа триоля, как и любой другой ритмической фигуры, всегда состоит из строго определенного количества слогов.

Два самых популярных симметричных триоля: дактиль-амфибрахий-анапест (/_ _ _ /_ _ _ /) и анапест-амфибрахий-дактиль (_ _ /_ /_ /_ _).

Вот двустопный пример для первого:

Вымолен у смерти был тобой ей по праву отданный малыш,
Млечною рекою напоишь, выутешишь ласковой рукой...
Знай, он - продолжение отца: всё, что ему дорого - разбой.
И, отдавшись мужу, до конца сколь еще губителей взрастишь?

Немойберег, отрывок из поэмы "Из жизни в жизнь".

Говоря о симметричных триолях, стоит вспомнить чуть менее употребимые поэтами двенадцатисложники, использующие в середине хориямб или ямбохорей. Например, ионик нисходящий - хориямб - ионик восходящий:

/ /_ _ /_ _ /_ _ / /,

пеон второй - ямбохорей - пеон третий:

_ /_ _ _ / /_ _ _ /_

и другие.

Вот одностопный пример ко второму:

Рассвечена теплом женских чарований,
Расплавлена как воск вечера влюбленья,
Ах, комната, в тебе встал он на колени
Вот здесь и попросил об окольцеванье...

Но я... я не пингвин. "Прочь!" - без сожаленья.

Василиса_Иванова, 2004 г.

Из ритмических фигур существуют более простые дуоли, а также более сложные квартоли, пентоли, и редкие секстоли, септоли и октоли. Нонемоли, децимоли лично я в стихах не встречал, но чисто теоретически могут быть фигуры, составленные и из большего числа простых метров.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Стихотворные метры.

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  

Пеон второй | Словарь поэтических форм

Вторник, 15 Июля 2008 г. 02:08 + в цитатник

Пеон второй (четвертина) - четырехсложный стихотворный метр с сильным местом (ударением) на втором слоге: _ /_ _.

На острые осколки тишины
Разбилось одиночество хрустальное -
Сердца, что так измучены печалями,
В одно соединились, как должны...

Зачем в толпе кромешной распрощались мы,
Потоками ее разнесены? -
Чтоб с болью, как и прежде, расхрусталилось
Всё в мире - от асфальта до Луны?

Чтоб каждый взял в глаза осколки таинства,
Чьё имя освятило путь Весны?
Чтоб жить, как умирать, в своем отчаянье
Пытая день и ночь, и явь, и сны?

Ведь сердце, наше сердце нанизалось вновь
На острые осколки тишины...

Немойберег.

Этот сонет-кольцо написан трехстопным пеоном вторым с мужскими и дактилическими рифмами. Разностопный пеон второй пока в розыске :)

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Мужская рифма;
Дактилическая рифма;
Стихотворные метры;
Сонет.

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  


Процитировано 2 раз

Катрен | Словарь поэтических форм

Воскресенье, 13 Июля 2008 г. 20:28 + в цитатник

Катрен (четверостишие) - твердая поэтическая форма европейской поэзии из четырех строк с одной или двумя рифмами. Вариантов рифмовки пять: aaaa (монорим), aaba (дистишная рифма, часто в третьей строке используется внутренняя рифма b), abba (опоясывающая рифма), abab (перекрестная рифма), aabb (попарная рифма). Обычно катреном пишутся лирические или философские стихотворения, высказывающие краткую мысль.

Примеры приведены для каждого варианта рифмовки:

"Я не хочу тебя терять..." -
Так пред разлукой говорят.
Но будет сказано не зря:
"Останься здесь, любовь моя!"

Немойберег.

Вечер уснул в траве,
Ветром прогнав рассвет.
Вой волчий будто свой -
Нет тебя рядом, нет...

Василиса_Иванова.

Лицо в ладонях, ты - в каждой капле
Воды озерной, Луна рассвета.
Я пью от боли - всё нет ответа
Моим признаньям - Тебя, не так ли?

Василиса_Иванова, 2003 г.

Кто с юмором относится к себе
Без строгости, не умный тот, а гадкий -
Смеясь взахлеб в глаза своей судьбе,
Разоблачив, прощает недостатки.

Немойберег.

Летят, летят слова немому,
Пусть! Он ответит по-другому,
Когда скулу прожжет слеза -
Глаза в глаза!

Немойберег.

Катрен во многих поэтических формах используется как строфа: это уже описанные в словаре сонет, рондо, рондель, четверик и четыре катрена с движущимся ключом, катренник, восходник и закатник, катрин, а также вилланель, пантум да еще добрая сотня форм, любимых поэтами от средних веков до наших дней.

В большинстве твердых форм катрен сохраняет завершенность своей рифмовки (см. выше), но в формах с открытым рифмическим рисунком катренов появляются комбинации межстрофных созвучий.

Твёрдые формы с катреном-строфой:

Восходник;
Закатник;
Катренник;
Катрин;
Рондель;
Рондо;
Сонет;
Четверик;
Четыре катрена с движущимся ключом.

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  


Процитировано 1 раз

Сонет | Словарь поэтических форм

Суббота, 12 Июля 2008 г. 02:22 + в цитатник

Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) - классическая твердая форма европейской лирической поэзии из 14 строк с различной строфикой и рифмовкой, одна из самых популярных поэтических форм, начиная с XIII века, когда он родился в Италии (отцом сонета считается Петрарка, написавший известные 317 сонетов о Лауре, новую форму поддержал Данте и многие другие итальянские и испанские поэты Возрождения). Изначальная строфика сонета была такова: два катрена и два терцета с рифмовкой abab abab cdc dcd (с вариантом для катренов abba abba и для терцетов cde cde). Сонет, выполняющий только эти условия, называют сонетом с итальянским типом рифмовки, поскольку оригинальный сонет в Италии писался одиннадцатисложником (см. Силлабическое стихосложение).

Во Франции сонеты писали двенадцатисложником с опоясывающей рифмовкой катренов: abba abba и двумя вариантами для терцетов: ccd eed или ccd ede. Эта форма покорила многих поэтов Франции, и такой вариант рифмовки стал называться французским.

Эксперименты с формой. Во всех странах поэты экспериментировали со строфикой и рифмовкой сонета - располагали катрены и терцеты в произвольном порядке, писали дистихами, добавляли в двурифменный рисунок катренов одну или две рифмы, приписывали строки в конце (так называемый сонет с кодой), использовали сонеты как строфу в больших произведениях, построенных свободно или по определенному закону (венок сонетов).

С течением времени еще одной устоявшейся формой сонета в европейской поэзии стал английский вариант, прославленный Шекспиром: три катрена и двустишие (называемое сонетным ключом), написанные пятистопным ямбом, c рифмовкой abab cdcd efef gg.

В русской поэзии сонетом (традиционнно, как и в немецкой, писавшимся почти исключительно 5- и 6-стопным ямбом) вплотную занялся Пушкин и, как и все поэты, увлекающиеся твердыми формами, создал свой вариант: 4-стопный ямб с рифмовкой AbAbCCddEffEgg (прописные - женские рифмы, строчные - мужские) и, хотя такой сонет записывается одной 14-строчной строфой, структурно это три катрена со всеми вариантами рифмовки (перекрестной, попарной и опоясывающей) и двустишие. Сюжетно пушкинский сонет также распадается на четыре части: первый катрен - завязка, второй — развитие, третий — кульминация и двустишие — сонетный ключ, подводящий итог. Создав свой сонет, Пушкин сразу же использовал его как строфу и написал "Евгения Онегина" (со свободным построением), поэтому сейчас этот вид сонета называется онегинской строфой.

В двадцатом веке вариантов сонета с помощью синтеза других классических твердых форм, разнообразия стихотворных метров и ярких творческих экспериментов было создано великое множество: тайный и потайной сонеты, моноримический сонет, рондель с кодой, сонет триолетно-октавный, сонет-пентолет (двойной триолет), терцетный и дисептетный сонеты, три вида японских сонета, газельный сонет, сонет-кольцо, поминальный сонет и многие другие. Нами собрано больше 200 разновидностей сонета, но мы знали ценителя поэзии, жалевшего, что "еще в советские времена читал, но по молодости не переписал, самиздатовскую рукопись неизвестного русского поэта", в которой было описано ровно 1400 различных типов сонета (по сто на каждую строчку классической формы). Надеемся с ней еще ознакомиться :)

Вариантов использования сонета как строфы помимо традиционного венка сонетов, в прошлом веке также появилось много: гирлянда (без магистрала и зацикливания), цветок (из сонетов-колец с магистралом, состоящим из строк-ключей) с четырнадцатью и произвольным количеством лепестков, терцетные двулистники и трилистники, связанные рефренным двустишием в середине, кольца и браслеты (с магистралом-самоцветом - другой твёрдой формой, оправленной в сонетную вязь) и многие, многие другие.

В одной статье всех стихотворных примеров сонета и использования его как строфы не приведешь - думается, ЛиРу не поддерживает такой объем текста для одного поста :), поэтому для каждой формы будет создана отдельная более подробная статья, а здесь будут приводиться ссылки.



Сонет к форме


Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!


Валерий Брюсов, 6 июня 1895.



РАЗНОВИДНОСТИ СОНЕТА:

Пушкинский сонет (онегинская строфа);
Рондель с кодой;
Сонет-восходник;
Сонет-закатник;
Сонет-ответ;
Сонет-пентолет (двойной триолет);
Сонет рефренный;
Сонет триолетно-октавный.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Женская рифма;
Мужская рифма;
Дистих (двустишие);
Терцет (трехстишие);
Катрен (четверостишие);
Пентет (пятистишие);
Кодирование;
Ямб.

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  


Процитировано 9 раз
Понравилось: 2 пользователям

Словник | Поэтические забавы | Словарь поэтических форм

Четверг, 10 Июля 2008 г. 23:15 + в цитатник

Словник - вид поэтических забав с написанием стихотворений, все предложения которых состоят из заранее определенного количества слов (не учитывая предлоги, союзы и частицы). Число слов в предложении указывается перед названием: "Однословник", "Двухсловник", "Трехсловник" и так далее.

Вот пример Однословника:

В клетке. Птицей.
Сумерк. Мглится...
Окна. Ветер.
Мчится. Вьётся.
Свищет. Бьётся.
Вырвусь! Встретишь?..

Клетка. Прутья.
Ветер... Воля...
Боль! Кровь! Перья!
Крик! Свет. Люди.
Я. Ладони...
Вырвусь! Веришь?

Василиса_Иванова, 2004 г.

Чем меньше слов в предложении, тем стремительнее стихи. Самые яркие - однословник, двухсловник и однодвусловник (где число слов в предложениях чередуются), но у трехсловников и других разновидностей тоже есть свой колорит.

P.S. Василисин однословник - это пока всё, что удалось найти, но мы будем искать, словников у нас было много, поскольку эта забава включена в список Самоварных игр. Просто, как я уже говорил, в нашем архиве слишком большой объем неупорядоченных бумажных носителей :).

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  

Стих с цитатой | Поэтические забавы | Словарь поэтических форм

Четверг, 10 Июля 2008 г. 02:01 + в цитатник

Стих с цитатой - поэтическая забава, условие которой написать стихотворение, включив в него без изменений заранее заданную строку (из стихотворения другого поэта или просто кому-то пришедшую в голову).

Вот, например, два новогодних стихотворения с цитатой "Под грохот фейерверков за окном":

Текло стекло - огонь плясал над свечью
И зеркало смотрелось в темноту.
Ты не пришел в мой новогодний вечер,
Глаза текли, и кто дал волю течь им,
Когда я никого уже не жду?

Но плача, всё равно я красовалась,
Как статуя застыла за стеклом,
Спокойна, пусть внутри вся разрывалась,
Я как-то кровожадно улыбалась
Под грохот фейерверков за окном...

Василиса_Иванова, Поэтические_игры.

Сейчас не сплю, хоть не хватает снов,
Налипли мысли - и грязны, и дымны.
Под грохот фейерверков за окном
Так хочется, увы, чужой беды мне -

Чтоб каждый пироман себе в штаны
Засунул эти все петарды разом
И никогда впредь не тревожил сны
Ни птиц, ни духов, ни людей, зараза!

Немойберег, Поэтические_игры.

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  

ВОПРОС К ПЧ! (с опросом)

Среда, 09 Июля 2008 г. 02:30 + в цитатник
Вчера в моем дневнике появилась 70-тая статья "Словаря поэтических форм" (вроде бы первая была совсем недавно :) ). Рассказать еще нужно очень-очень много - статей планируется как минимум три тысячи, но если вам интересно что-то конкретное, я мог бы написать статью об этом в первую очередь (напишите просьбу в комментариях).

Я создал небольшой опрос, чтобы узнать

Что вам больше интересно? Чему отдать предпочтение?

1.


Итог опроса:
В соответствие с полученными процентами на каждые 20 постов я буду выкладывать:

- 4 твердые формы;
- 7 стихотворных метров;
- 3 классических строфы;
- 6 поэтических забав.

Таким образом, все будут довольны.

!!! То, что подведен итог, не значит, что голосовать не нужно. Если статистика изменится, итог тоже изменится.

Рубрики:  Проза

Метки:  

Стих-манифест | Поэтические забавы | Словарь поэтических форм

Вторник, 08 Июля 2008 г. 00:00 + в цитатник

Стих-манифест - сюжетная поэтическая забава, целью которой является написать стихотворение от лица заранее заданного персонажа или предмета. Это не просто краткий рассказ о герое с призывом, это громкое заявление от первого лица, с вызовом или провокацией.

Стих-манифест от лица мертвеца.

Зыбучей могилой меня держит смерть -
Земля под костями как пыльная влага,
Лежу в этой яме и чувствую тягу
К тем, кто не успел наверху умереть.

Меня навестите - хоть на спор, хоть просто,
В день первый Луны, ночью - черным листом,
Я вас буду ждать за оградой погоста
За каждым надгробьем, за каждым крестом.

Земля расслоится у вас под ногами,
Разверзнется жижи гнилой круговерть,
И черви вползут, чтоб питаться мозгами,
Когда вдруг могилою схватит вас смерть...

Немойберег, Поэтические_игры.

Стих-манифест взрослеющей девочки.:

А в душе у меня ещё так же светло
Как тогда, когда дождик стучал мне в стекло,
Когда солнышко лучиком в школу вело...
Кто решил за меня, что всё это прошло?

Все вокруг говорят мне лишь: "Надо! Должна!"
Раньше всё же любили... сейчас я "нужна"...
Почему как побитый зверек у окна
Я сижу... Почему? Почему я одна?

Не могу! Надо всех провести, обмануть,
Чтоб веселое детство назад мне вернуть,
Вот уж повеселюсь... побалую...

Тот мальчишка... Лишь он меня может спасти,
Ночью темной прокрасться и вдаль увезти,
И тогда... я его поцелую...

Немойберег.

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  


Процитировано 2 раз

Посвящение | Поэтические забавы | Словарь поэтических форм

Понедельник, 07 Июля 2008 г. 00:09 + в цитатник

Посвящение - простейшая поэтическая забава, заключающаяся в написании стихотворения, предназначенного определенному существу (человеку, животному, Богу, предмету).

посвящается Немомуберегу


Я так устала грелкой быть -
Дарить тепло, смотреть с заботой...
Мне б отвернуться и завыть:
"Я так устала грелкой быть!!!" -
И задохнуться в вое... Вы...
Вы пьете жизнь! Звонят? Ах, кто там?
Я так устала грелкой быть,
Дарить тепло, смотреть с заботой...

Я холодней день ото дня,
Хожу в шерсти, иначе - мерзну.
Когда ж убьете вы меня?
Я холодней день ото дня,
Но я спешу принять, обнять,
Утешить... так сгорают звезды...
Я холодней день ото дня,
Хожу в шерсти, иначе - мерзну.

Есть человек, и он - мой друг.
И редко я могу погреться,
Прижаться к этому костру...
Есть человек, и он - мой друг.
Раз в год придет латать дыру
В груди... в груди, где было сердце...
Есть человек, и он - мой друг.
И редко я могу погреться...

Василиса_Иванова.


И ответное посвящение:

посвящается Василисе


Ты знаешь, как вживить любовь,
Стать первой... жизнь спустя быть первой,
И мучить ты умеешь, о,
Могла б... и как! - но ты не стерва.

Не разделив привитых чувств,
Не будешь ты ни злой, ни вредной -
Дарящая тоску и грусть
Столь многим, всё же милосердна.

К тебе идут от жен, детей -
Взглянуть в глаза, руки коснуться,
Вблизи побыть - и вновь вернуться...

К тебе легко идти - лететь,
Ведь ты - одна, как Жизнь, как Солнце,
Назад - сквозь боль - плестись придется.

Лишь с тишиною неразлучна...
Да, с нею в мире всё созвучно,

И ты молчишь... уж сколько лет
Твой взор, твой жест даёт ответ.

Что ждут несчастные в тиши?

Тепла, тепла твоей души.

Немойберег.


Так уж сложилось у нас в клубе "Самовар", что посвящения пишем твердыми формами - Василиса посвятила мне триолеты, а я ей - не-сонет с кодой, который она и Galaxy_Hunter обсуждали в ее дневнике.

Словарь поэтических форм | Оглавление

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм

Метки:  


Процитировано 3 раз

Дочь вороньего царя (воронья народная сказка)

Воскресенье, 06 Июля 2008 г. 14:08 + в цитатник
Давным-давно, когда землей
Владели короли,
Жил-был один такой король
В другом конце земли.
Как лев красив, как бык силен
И как дракон богат,
Он был в красавицу влюблен
И был на ней женат.
Прожил он с ней немало лет,
И вот всему итог:
Без деток в жизни счастья нет,
А им их не дал бог.
Прочитать сказку целиком...
Рубрики:  Поэзия

Метки:  


Процитировано 2 раз

Яичко-невеличко (воронья народная сказка)

Суббота, 05 Июля 2008 г. 20:53 + в цитатник
На высоком берегу
Лес стоит дремучий,
И века над ним бегут,
Как по небу тучи.
В том лесу дубы растут
Не одно столетье,
И вороны гнезда вьют
Лучшие на свете.
Вот однажды по весне
В лес вернулась стая
Да так рано, что и снег
В поле не растаял.
И такое тут пошло
Средь ворон веселье –
Время свататься пришло,
Звать на новоселье.
В стае той жила-была
Старая ворона,
И гнездо она свила
На верхушке клена.
Вскоре прилетел жених –
Старый мудрый ворон.
Все заладилось у них.
И довольно скоро
Появилось в их гнезде
Шесть яичек пестрых:
Пять из них на зависть всем,
А одно с наперсток.
Прочитать сказку целиком...
Рубрики:  Поэзия

Метки:  


Процитировано 2 раз

Поиск сообщений в Немойберег
Страницы: 18 ... 11 10 [9] 8 7 ..
.. 1 Календарь