На удивление о сыне передвижника Мясоедова в Интернете материалов намного больше, чем о нем самом. Ему посвящены статьи, эссе и даже художественные произведения.
Причин, как я понимаю, несколько.
Во-первых, следуя девизу "Время собирать камни", мы начинаем вспоминать своих соотечественников, которые еще 20-30 лет назад были врагами социалистического государства.
Во-вторых, прошло почти 50 лет после смерти художника Ивана Мясоедова, и только сейчас, вернее в 1998 году, любители искусства и специалисты по живописи смогли познакомиться с его творчеством на его родине, то бишь у нас в стране, после чего о нем стали говорить и писать.
В-третьих, действительно удивительная, интересная и трудная судьба, в которой представлены все жанры от мелодрамы до шпионского боевика.
В-четвертых, мне самому было интересно сравнить биографии отца и сына, чтобы понять, почему судьба сложилась так, как сложилась. Ведь мы же все убеждены, что "человек - кузнец своего счастья"?!
Ну, и в-пятых, а может это и во-первых. Перед нами талантливый художник, с творчеством которого еще знакомиться и знакомиться, ибо за долгую семидесятилетнюю жизнь им написаны более 4 тысячи произведений всех жанров и техник, а рядовой зритель, даже побывавший 10 лет назад на выставке в Москве, смог увидеть только сотую долю наследия.
И, последнее, материал о отце и сыне Мясоедовых родился, благодаря двум людям.
Моему ПЧ и автору "Художественного календаря" Иосифу (ник Jostr), который поместил в своем календаре материал о художнике ко дню его рождения, и автору блога в ЖЖ Елене Поповой, которая также рассказала о художнике, проиллюстрировав свой рассказ его картинами, сосканированными из художественного альбома, посвященного Мясоедову-младшему. А так, как я люблю основательность и подробности, мне пришлось поднять практически все материалы о художнике, имеющиеся в Интернете, чтобы, сделав из них mix, выстроить, как мне кажется, самую подробную биографию, цитируя авторов статей, дописывая от себя, собирая интересные факты и подробности (ссылки на все источники в конце материала!).
И чтобы завершить затянувшийся пролог, предлагаю начать знакомство!
Иван Григорьевич Мясоедов
30 сентября (12 октября) 1881, Харьков — 27 июля 1953, Буэнос-Айрес, Аргентина
Русский художник-эммигрант, мастер живописи и графики, представитель символизма и модерна, создатель почтовых марок.
Глава 1. Трудное детство
Иван Мясоедов родился в 1881 году в семье известного русского художника-передвижника Г. Г. Мясоедова и его второй жены Ксении Васильевны Ивановой, тоже художницы. Г. Г. Мясоедов был человеком сложным, в общении невыносимым, его резкий самобытный характер иногда оказывался даже для друзей и близких тяжел не по силам. Не ужившись с первой женой – пианисткой, он сошелся с молодой художницей Ивановой. Правда Мясоедов женился на Ксении только тогда, когда та забеременела, но родившегося ребенка своим не признал.
Крестным отцом мальчика был некий Зотов, фамилией которого Иван впоследствии будет пользоваться в эмиграции.
Более того, Григорий Григорьевич не позволял жене проявлять материнские чувства, он запретил ей говорить Ване, что она — его мать, а мальчику внушал, что Ксения всего лишь кормилица. В конце концов, отец, безжалостно оторвав ребёнка от матери, доверил его заботам семьи своего друга — пейзажиста А. А. Киселева.
Сын художника Александра Киселева, в чьей семье некоторое время жил мальчик, вспоминал: «Григорий Мясоедов не производил впечатление человека, для которого дети были чарующим зрелищем...»
Г.Г.Мясоедов с двухлетним сыном Иваном.
Семья Киселевых была талантливая, веселая, многодетная. Софья Матвеевна, жена художника, решила заменить Ване родную мать. Казалось, этот отверженный подкидыш попал в общество сверстников, здесь и обретет счастливое детство. Но этого не произошло.
Н. А. Киселев, сын пейзажиста, в своих записках писал, что Ваня Мясоедов был ребенком, не желавшим признавать слово «нельзя». На каждое «нельзя» он отвечал гнусным, противным воем. В нем сразу же «стали выявляться его отрицательные стороны, чего так боялась моя мать. Он оказался абсолютно невоспитанным. Ни в малейшей степени ему не были знакомы самые примитивные правила поведения».
Сколько ни билась с ним добрейшая Софья Матвеевна, ничего не получалось, и у нее скоро опустились руки:
– Исчадие ада! Что из него выйдет – подумать страшно…
Не знаю, была ли подоплека и в том, что именно в это время Илья Репин изобразил именно Мясоедова на картине «Иван Грозный убивает своего сына Ивана» в образе Грозного. Детоубийцей Мясоедов, конечно, не был, но в приют родного сына при живых родителях отдавал!
Позже сам Григорий Мясоедов вспоминал:
– Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня…
Валентин Пикуль в своем рассказе «Мясоедов, сын Мясоедова» описывает такой случай:
В ту пору передвижники жили единой дружной семьей. Когда устраивались выставки картин в Москве, это событие отмечалось добрым застольем в доме Киселевыx – шумно, весело, празднично. Детей кормили отдельно от взрослых, но гости пожелали увидеть сына своего собрата – Ваню Мясоедова. Николай Маковский больше других упрашивал Софью Матвеевну:
– Да покажите нам его… Что вы прячете?
– Прячу, ибо знаю, что добра не будет.
– А все-таки покажите, – настаивал Маковский.
Мясоедов, сын Мясоедова, был представлен гостям. Но глядел на всех волчонком, исподлобья. Убедившись, что смотрины его закончены, мальчик вдруг шагнул к Николаю Маковскому, одетому лучше всех, вытер сопливый нос об рукав его сюртука… Это была уже не шалость капризного ребенка – это было умышленное злодейство. Софья Матвеевна при всех расплакалась.
– Чаша моего терпения переполнилась…
После этого казуса Мясоедов забрал свое немыслимое чадо от Киселевых и в 1891 году пристроил его в полтавское Александровское реальное училище.
С 1889 года Иван наконец-то стал жить с матерью в родовой усадьбе Павленки под Полтавой.
Увы, в биографии и у Пикуля даты расходятся, либо мальчика забрали от Киселевых в 1889 году, либо он стал жить с матерью с 1891, когда поступил в реальное училище.
Один из украинских сайтов пишет, что Ваня вообще воспитывался какое-то время в детском пансионе и только в 1888 году был официально усыновлен Г.Мясоедовым.
При этом с 1884 по 1895 годы Иван посещал частную художественную школу, организованную в Полтаве его отцом.
Одна из картин Ксении Ивановой демонстрировалась в 1896 году на XXVI передвижной выставке и называлась «Слава Богу!».
Изможденный старик в постели, к его груди прильнула молодая женщина. Старенький папа на смертном одре простил наконец свою дочь-грешницу. Но сюжет несколько меняется, если знать, что моделью отца для Ксении послужил ее муж, Григорий Мясоедов, а саму себя Ксения изобразила в роли дочки. Увы, больше никаких сведений о художнице и ее картинах нигде не нашел!
Портрет К.В. Ивановой, матери художника (автор неизвестен)
В 1899 году, спустя три года после той самой выставки, Ксения умерла от туберкулеза.
Только когда Ивану исполнилось 18 лет Мясоедов-старший, признался, что тот не приемыш, которого из жалости взяли к себе на воспитание, а их сын. Странное поведение для отца, да и для человека!
Иван Мясоедов - студент МУЖВЗ
С 1896 по 1901 годы Иван успешно занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были художники Н. А. Касаткин и В. Н. Бакшеев.
Друзьями Мясоедова стали Федор Кричевский и Георгий Савицкий (тоже сын передвижника). Кричевский оставался верен своей теме – украинскому крестьянству, а Савицкий невольно поддался влиянию Мясоедова, они совместно изучали «Илиаду» и «Одиссею».
Иван активно участвовал в ученических художественных выставках и, закончив училище, получил звание «неклассного художника». В 1902 вместе со своим другом, художником Ф. Кричевским, совершил заграничную творческую поездку в Европу.
Глава 2. Академия
В 1903 году Мясоедов поступает в Петербургскую Академию художеств. Пикуль в своем рассказе называет учителями Ивана - Владимира Маковского, с 1895 назначенного ректором Академии, и преподавателя рисунка, профессора Гуго Залемана. Еще один источник называет педагогом Мясоедова – Дмитрия Кардовского.
По своему характеру Иван был бунтарем. В Академии художеств он наряду с наградами и отличиями получал строгие предупреждения за нарушение установленных правил. Поссорившись с отцом в 1904 году, он сжег около 6000 своих рисунков. Как видите, история повторяется один в один.
В 1907 Мясоедов поступил в батальную мастерскую той же императорской Академии художеств к знаменитому Францу Алексеевичу Рубо (1856 – 1928), автору панорам «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя». Когда Мясоедов поступил в мастерскую Рубо, отец написал о нем: «Бродит, пускает пузыри, а выйдет вино или квас – неизвестно…»
Для ранней живописи Мясоедова характерны антично-мифологические полотна, близкие по манере исполнения к немецкому модерну.
Иван Мясоедов Автопортрет в образе Вакха
Иван Мясоедов Смерть Гектора
Иван Мясоедов Битва кентавров и амазонок
В октябре 1909 года на конкурсной выставке в Академии художеств им была представлена большая картина на античный сюжет «Поход минийцев (Аргонавты, отплывающие от берегов Греции за золотым руном в Колхиду)», за которую он получил не только звание художника, но и высшую награду Академии — поездку за границу для усовершенствования. Чтобы глубже изучить античность, Иван Мясоедов выучил сначала греческий, а потом и итальянский языки.
Иван Мясоедов Эскиз и картина «Поход минийцев. Аргонавты, отплывающие от берегов Греции за золотым руном в Колхиду»
В это же время или несколько позднее И. Г. Мясоедов посещал мастерскую по гравюре, руководимую известным русским гравёром профессором В. В. Матэ и скульптурную мастерскую своего педагога Гуго Залемана.
Граверский талант Мясоедова потом принесет художнику уйму проблем и, в конце концов, погубит.
Академию Мясоедов закончил в 1909 году с золотой медалью, а уже в следующем, 1910 году, под руководством Ф. А. Рубо Мясоедов участвовал в создании панорамы «Бородинская битва».
В 1911 – 1912 Иван совершил творческие поездки по Италии, Германии, Англии, встречался на Капри с М. Горьким.
Иван Мясоедов. Венецианские купцы-разбойники 1909 г.
Иван Мясоедов. Ганнибал в Альпах
Глава 3. Ода нарциссизму
Еще будучи студентом училища, Иван Мясоедов увлёкся силовым спортом, поэтому учёбу в академии он совместил с занятиями в Санкт-Петербургском атлетическом обществе графа Г. И. Рибопьера. Это было не просто баловство, но вполне серьезное увлечение спортом. Мясоедов был членом этого Атлетического общества и даже участвовал в соревнованиях.
Иван Мясоедов Автопортрет (фото)
При этом от отца он удостоился только презрительного замечания: «Старайся, старайся, все равно сильнее лошади не станешь».
На V чемпионате России в апреле 1901 года в Петербурге Мясоедов взял 1 приз за упражнения с гирями.
А на Всероссийском чемпионате по тяжёлой атлетике, проводимом в 1909 году, Иван выиграл II приз в средней весовой категории.
Отец, узнав об этом, опять же презрительно фыркал:
– Чемпион мира и окрестностей…
Один из его современников, книжный график Владимир Милашевский, так описывал художника-борца:
«Говорили, что Мясоедов в Риме взял первую премию за красоту мужского телосложения, что в Колизее он изображал гладиатора и Рим рукоплескал ему, что где-то он убил быка ударом кулака. Ростом он был, вероятно, сто девяносто сантиметров, колоссальная грудь и ширина плеч - фигура типичного борца. Что-то странное придавали его внешности подведенные глаза. Веки он не подкрашивал гримом, а раз и навсегда покрыл темно-голубой татуировкой. Он объяснял это тем, что у него были «водяные номера» и это побудило его пойти на такой шаг». Татуированные веки, т. н. «перманентный грим», делали, как известно, артисты, выступавшие в цирковых программах: акробаты, силачи.
Сокурсник Ивана - Кузьма Петров-Водкин тоже оставил воспоминания о Мясоедове:
«Курилка была нашим местом сборищ, отдыха и развлечений. Только Мясоедов мог доплевывать до потолка и даже убивать на нем муху. Мускульный спорт у нас начался с Мясоедова, — в те дни он уже свертывал узлом кочерги истопников, на расстоянии всей курилки тушил свечу, спертым дыханием выбивал серебряный рубль из стакана. Красивый был юноша, в особенности до перегрузки мускулов атлетикой. Он любил свое тело, и одно удовольствие было порисовать с него — так он нарядно подносил каждый мускул. Сын передвижника-основателя Г. Мясоедова, Ваня, очевидно, по наследственному контрасту предался античной Греции. За Мясоедовым группировалась молодежь „чистой красоты“, как она себя именовала».
Летние каникулы Иван проводил в полтавской усадьбе отца, отношения с которым не были еще враждебными, но становились все холоднее. Гуляя в саду, стареющий художник постоянно спотыкался о разбросанные гири, которые даже нельзя было убрать с дороги (так они были массивны).
– Дурак! – кричал он сыну.
Иван Мясоедов Отцовская усадьба в Павленках
Иван, будучи сторонником культа античности, доминировавшего в начале XX века в Академии искусств, всячески пропагандировал красоту нагого тела. В 1911 году в сборнике «Нагота на сцене» (под редакцией Н. Н. Евреинова) Иван Мясоедов опубликовал на данную тему манифест.
Страницы книги "Нагота на сцене". Издательство Н. И. Бутковской. Санкт-Петербург. 1911 г.
Книга эта наделала много шума, высказывались даже протесты со стороны ревнителей нравственности и ханжески настроенной публики. Авторы её, за редким исключением, почти неизвестны современному читателю, а портрет Ивана Мясоедова даёт редкую возможность получить представление о его «античном» облике в те молодые годы художника.
Глава 4. Время перемен
Узнав о болезни отца, Мясоедов приезжает в Полтаву и до конца остается рядом с умирающим.
В 1911 году отец Ивана, знаменитый художник-передвижник Григорий Мясоедов умирает.
Перед смертью Иван написал портрет отца. Пикуль пишет об этом:
Я держу перед собой портрет умирающего, исполненный с натуры рукою его сына: как страшен момент агонии! И я отказываюсь понять, что более двигало рукою сына – искусство или ненависть к отцу? Зачем он с таким старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного лица?
Иван Мясоедов Портрет умирающего отца. Агония.
После смерти отца, Иван возвращается жить в Полтаву.
Здесь в 1912—1913 годах он организует посмертные выставки отцовских произведений и собранных им коллекций.
Правда, тот же Пикуль уточняет:
На двух посмертных выставках в Полтаве и в Москве он (Иван) безжалостно расторговал все богатое наследие отца, не пощадив и его коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Ге, Шишкина, Дубовского, братьев Маковских… Нам, потомкам, остались от этих выставок-продаж одни жалкие каталоги. Но можно ли простить художнику то, что простительно купцу-торгашу?
Мясоедов продолжает работать как художник и вместе с тем выступает в цирке как профессиональный борец и гиревик под псевдонимом Де Красац.
Иван Мясоедов Дама в шляпе с вуалью 1913 г.
Иван Мясоедов Фредерик Шопен и Жорж Санд
Существует интересная история о том, как во время заграничной поездки после Академии по Италии, которая в ту пору была встревожена мессинским землетрясением, Иван посетил римский цирк.
На манеже цирка выступали лучшие силачи мира. Под конец программы шпрехшталмейстер объявил, что если среди публики найдётся желающий испробовать силу и повторить хотя бы один номер из программы, то цирк отдаст ему весь кассовый сбор. Вызвалось несколько зрителей, но их попытки были тщетны. Тогда на манеж вышел Иван. Он с лёгкостью жонглировал гирями, превзойдя своей силой цирковых атлетов. Приняв от директора цирка поднос с деньгами, Мясоедов заявил, что он жертвует «весь кассовый сбор в пользу бедных итальянцев, пострадавших от землетрясения в Мессине». Благодарные итальянцы устроили Ивану бурные овации стоя.
Правда, суть этой же истории изложена в другом материале иначе:
В Риме в 1911 году Иван учудил шутку: когда силовые акробаты в кабаре «Реджина Маргерита» предложили желающим из публики повторить их номера за 500 франков, поднялся на сцену, повторил, а полученные франки пожертвовал в пользу семей солдат, погибших в итало-абиссинской войне. В результате - гром рукоплесканий и заметка в «Биржевых ведомостях».
Иван также профессионально увлекался фотографией.
Он создал серию фотокомпозиций на исторические и мифологические темы, где снимался в обнажённом виде, изображая Бахуса, Меркурия и античных героев.
Фотографии "античного цикла".
В своем имении в Павленках, окруженный, по словам отца, «рабами и наперсниками, которых он угнетает своим величием и абсолютностью своих приговоров», Иван создает нечто вроде художественно-философского объединения единомышленников, которое называет «Садом богов».
Не потерял Мясоедов и связей художественным миром Санкт-Петербурга, обычно выставляя свои новые произведения на «весенних» выставках в залах Академии художеств. Он поддерживал отношения с различными художественными кругами столицы, занимался оформлением ряда изданий, участвовал в выпуске посвящённого спорту петербургского журнала «Геркулес». Немного позднее И. Мясоедов становится ректором одного из киевских художественных учебных заведений.
Иван Мясоедов. Падение грешницы в ад
Иван Мясоедов. Аллегория Воды и Земли
Иван Мясоедов Беседка в саду
Иван Мясоедов Дамская дуэль
Иван Мясоедов. Художник и модель
Глава 5. Мальвина - bella donna
В 1912 году на гастроли в Россию приехала итальянская танцовщица и артистка цирка Мальвина Верничи.
Иван Мясоедов Портрет Мальвины Верничи 1910е
В этом же году Иван сочетался браком с Мальвиной, крохотной женщиной с греческим профилем и гибкой мускулистой фигуркой, которые навсегда пленила Ивана. Правда, есть мнение, что они жили в гражданском браке, поскольку их дочь носила фамилию матери.
Фотография и портреты Мальвины Верничи работы И.Мясоедова
Некоторое время супруги жили в Павленках, где построили новый двухэтажный дом в итальянском стиле. Сейчас в этом доме находится обсерватория.
Дом Ивана Мясоедова в Полтаве
Он даже разрабатывал для своей жены хореографию танцевальных номеров.
Друг Мясоедова, художник Георгий Савицкий, увидев Мальвину, ахнул:
– Ваня, дай мне твою жену ненадолго.
– Зачем?
– Вылитая Иродиада! Буду писать с нее.
– Бери, – разрешил Мясоедов, – только не задерживай долго, ибо она необходима мне для картины «Отдых амазонок»…
Иван Мясоедов Портрет Мальвины Верничи 1910е
Глава 6. Прощание с родиной
Во время гражданской войны Мясоедов уехал в Крым. А перед отбытием он безжалостно, даже с каким-то садизмом, уничтожил в усадьбе все, что касалось его отца – все его эскизы, всю переписку, все наследие мастера.
Иван Мясоедов Флигель в усадьбе в Павленках
В Крыму в 1919 году он служил художественным корреспондентом в армии А. И. Деникина.
В 1921 году через Севастополь на германском корабле «Вигберт» Иван Григорьевич эвакуировался из Крыма в Константинополь, оттуда в Триест, затем в Баварию и, наконец, обосновался в Берлине.
Основные источники:
1. Википедия
2. Елена Колон «Художник – атлет из «Сада Богов»»
сайт
"Зеркало недели"
3. Евграф Кончин «Моя биография мне не удалась (Путь скитаний Ивана Мясоедова)»
сайт
«Портал-Культура»
4. Никита Елисеев Цыпленок и медведь
cайт
«Seance»
5. Андрей Соколов «Кто вы, герр Зотов? Фальшивомонетчик, оказавшийся гением живописи»
сайт
«Санкт-Петербургский дневник»
6. Валентин Пикуль «Мясоедов, сын Мясоедова»
сайт
"Lib.rus"
7. Александр Маниович «Красному барону» – 95 лет.
сайт
«Одесский листок»
Отдельная благодарность Елене Поповой, опубликовавшей на своем
блоге сканы картин И.Г.Мясоедова из альбома «Ivan Miassojedoff/Eugen Zotov».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...