-ћузыка

 -¬сегда под рукой

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќиколай_ офырин

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.11.2006
«аписей: 1315
 омментариев: 28752
Ќаписано: 37065



—“јЋ ≈– јЌƒ–≈… “ј– ќ¬— »…

—уббота, 01 јпрел€ 2017 г. 05:26 + в цитатник
—талкер “арковский_1

4 апрел€ исполнилось бы 85 лет гениальному русскому кинорежиссЄру јндрею јрсеньевичу “арковскому. ≈го называют Ђкинематографический богї.
я вырос на фильмах “арковского: они очень сильно повли€ли на мен€ и в личностном плане, и в творческом. я пытаюсь развивать то, чему научилс€ у “арковского, стараюсь быть его достойным продолжателем.
10 марта 2017 года мен€ пригласили на —тудию документальных фильмов посмотреть заново отреставрированный фильм јндре€ “арковского Ђ—талкерї.   моему удивлению, зал на 300 мест был битком. ѕришлось даже поставить дополнительно стуль€, чтобы усадить всех желающих, приехавших даже из ћосквы и окрестностей.
ћне было крайне интересно, почему молодежь ломитс€ на фильм, которому скоро исполнитс€ 40 лет.






ѕомню, как впервые посмотрел фильм Ђ—талкерї в маленьком кинозале в ћурманске в декабре 1979 года. я служил на подводной лодке —еверного флота шифровальщиком, и, получив увольнительную в город, поехал смотреть Ђ—талкерї. «ал был заполнен на четверть, до конца фильма досидели лишь несколько человек. “огда € не всЄ пон€л в фильме, но почувствовал, что хочу посмотреть его ещЄ не один раз.

¬ год выхода фильма Ђ—талкерї посмотрели 4 миллиона человек Ц каждый второй Ђпродвинутыйї зритель, 3-4% всего населени€ ———–, половина способных разбиратьс€ в искусстве и кинематографе граждан бывшего —оюза. Ёто при том, что фильм получил третью прокатную категорию и было напечатано всего 196 копий.

¬ 1980 году Ђ—талкерї был показан на  аннском кинофестивале и получил ѕриз экуменического жюри. Ќа «ападе фильм имел ошеломл€ющий успех, а в ———– он практически не имел рекламы.
Ђ√оскино ———– этот фильм ненавидело, Ц вспоминает кинокритик ƒаниил ƒондурей. Ц ј фильм посылали в ¬енецию, на другие фестивали. Ёто была наша экспортна€ продукци€. “ак сказать, визитна€ карточка духовности советского кинематографаї.

¬рем€ всЄ расставл€ет на свои места. Ђ≈сли посчитать, сколько собрали денег фильмы “арковского, в пересчЄте на одну копию, € думаю, что каждый фильм “арковского посмотрело больше людей, чем большинство блогбастеровї, Ц полагает ассистент режиссЄра на фильме Ђ—талкерї ≈вгений ÷ымбал. Ц
Ђ98% мирового кинопроизводства исчезает, 5% остаЄтс€ в истории кино на том или ином уровне. ј фильмы “арковского, например, Ђ—талкерї, прошло более тридцати лет, его как смотрели, так и смотр€т, изучают во всех киношколах мира. » хотим мы того или не хотим, это классикаї.

ѕризнатьс€, € фанат творчества јндре€ “арковского, и в особенности кинокартины Ђ—талкерї. Ётот фильм мен€ вдохновл€ет. я смотрел его более сотни раз, и до сих пор не могу постичь магическую силу этого кинофильма. „то-то заставл€ет пересматривать вновь и вновь. » каждый раз спрашиваю себ€: чем же мне нравитс€ Ђ—талкерї?









ѕри каждом новом просмотре открываю дл€ себ€ что-то новое в музыке, в изображении, в звуках, в диалогах героев Ц какой-то новый смысл.  огда включаю видеозапись, мен€ охватывает мистический страх и мурашки пробегают по коже.

‘ильмы јндре€ “арковского это гармоничный синтез видеоизображени€, музыки, стихов, цитат, картин известных мастеров в рамках творческого замысла художника. ¬ них есть всЄ. ќни не только зашифрованные видеопослани€, но и медитаци€.

 огда € включаю фильм Ђ—талкерї и погружаюсь в атмосферу фильма, со мной происход€т удивительные вещи: € чувствую проникающие в мен€ вибрации, во мне возникает резонанс с чем-то высшим, и будто что-то нисходит на мен€Е

Ђ≈сли смотреть это кино внимательно, то вы посто€нно ощущаете присутствие чего-то высшего, какой-то высшей силы, какого-то иного разума, чего-то непостижимогої, Ц считает ≈вгений ÷ымбал.

„ем привлекает фильм Ђ—талкерї? Ќаверное, своей тайной, путешествием по неизведанным лабиринтам души человеческой и встречей с неизведанным, с чудом.
¬ фильме есть только одно очевидное чудо: когда из двух лет€щих птиц одна исчезает.

„удом прин€то называть то, что не может быть объ€снено (во вс€ком случае, в насто€щий момент). Ђ¬ерую, ибо абсурдної, Ц говорил “ертуллиан.
—то лет назад не могли и представить, как можно по миниатюрному Ђмобильникуї общатьс€ с космонавтами на орбите, а через »нтернет со всеми людьми планеты «емл€. ¬озможно, Ђ—в€той ƒухї, о котором говоритс€ в ѕисании, это Ђвселенский »нтернетї, с которым можно вступать в контакт посредством молитвы.

¬ чЄм же чудо? Ц в ¬≈–≈! Ц когда каждому по вере его!
ƒействительно, если не верить в то, чего хочешь достичь, то никогда и не достигнешь.

ј.».Ѕродский в своей четвЄртой лекции говорил о чуде.





Ђ√лавное Ц веритьї, Ц говорит —талкер на пороге  омнаты, где исполн€ютс€ желани€. Ќо герои понимают, что здесь не просто желани€, а сокровенные желани€ исполн€ютс€. Ђ«десь то сбудетс€, что натуре твоей соответствует, сути, о которой ты пон€ти€ не имеешь, а она в тебе сидит и всю жизнь тобой управл€етї.
Ђћечтаешь об одном, а получаешь совсем другоеї, Ц сетует ѕисатель.

¬первые о повести братьев —тругацких Ђѕикник на обочинеї јндрей “арковский упоминает 26 €нвар€ 1973 года в своЄм дневнике: Ђ“олько что прочитал научно-фантастическую повесть братьев —тругацких Дѕикник на обочинеУ, из неЄ, кстати, можно сделать потр€сающий сценарий дл€ кого-нибудьї.

¬ то врем€ “арковский сидел без работы и без средств к существованию. Ѕывало, у него не было даже денег на проезд в общественном транспорте.
Ђ” нас ведь деньги платили, когда ты делал картину. ‘инансировалось не твоЄ существование, не существование киностудии, а финансировались фильмы, Ц объ€сн€л ассистент режиссЄра ≈вгений ÷ымбал. Ц ‘ильм заканчивалс€, режиссЄр один мес€ц получал 100%, второй мес€ц Ц 66%, третий мес€ц 50%. ј дальше он должен был существовать так, как хочетї.

ќ своЄм отча€нном положении јндрей “арковский написал письмо в адрес XXY съезда  ѕ——. ѕочти сразу ему разрешили снимать. Ќо у јндре€ не было готового сценари€. » тут “арковский вспомнил про Ђѕикник на обочинеї. ќн принимает окончательное решение быстро сн€ть Ђѕикникї, чтобы как-то выбратьс€ из удушающего безденежь€. Ќачальству јндрей обещал, что это будет кассовый приключенческий боевик, а коллегам Ц что это проходной фильм ради заработка.

Ќо как из Ђпроходного фильмаї (по выражению самого јндре€ “арковского) возник шедевр, до сих пор не пон€тно.
Ђ„ем недоступнее рассудку произведение, тем оно вышеї, Ц писал √Єте.

я встречалс€ с јндреем “арковским 12 декабр€ 1981 года в актовом зале ленинградского университета им. ј.ј.∆данова, где проходила творческа€ встреча знаменитого кинорежиссЄра с университетской публикой. ћне удалось задать јндрею јрсеньевичу вопрос: Ђ¬ас называют православным экзистенциалистом. —огласны ли ¬ы с этим?ї “арковский достаточно резко ответил, что многие пон€ти€ не имеют ни о православии, ни об экзистенциализме.

“арковский 023

“арковский считал себ€ режиссЄром є1 в ———–. ѕо свидетельству заместител€ председател€ √оскино Ѕориса ѕавлЄнка, “арковский Ђжил в собственном замкнутом мире, демонстрировал пренебрежение к публике и порой мог сказать: Дј вы посмотрите на себ€. –азве вы в состо€нии пон€ть мой фильм?Уї

≈вгений ÷ымбал в книге Ђ–ождение Д—талкераУї вспоминает: Ђѕовесть —тругацких, имеюща€ миллионы поклонников по всей стране, дл€ “арковского стала поводом дл€ Ђэмоционального рассказа о себеї, хот€ и с последующей Ђфилософско-этическойї расшифровкой Ђвопросов, св€занных со смыслом жизниї.
Ђ¬ повести —тругацких он вдруг увидел то, чего не нашЄл в своих замыслах фильмов по ƒостоевскому и о ƒостоевском. Ёто некое продолжение идей ƒостоевского, их воплощение в мире, живущем сто лет спуст€ї.

7 €нвар€ “арковский запишет в дневнике: Ђ„ем-то моЄ желание делать ДѕикникУ похоже на состо€ние перед Д—ол€рисомУ. “еперь € уже могу пон€ть причину. Ёто чувство св€зано с возможностью легально коснутьс€ трансцендентногоЕ ’очетс€ гремучего сплава Ч эмоционального, замешанного на простых и полноценных чувствах рассказа о себе Ч с тенденцией подн€ть несколько философско-этических вопросов, св€занных со смыслом жизниї.

“арковский и брать€ —тругацкие решают, что писать сценарий будут Ђна паритетных началах Ч втроЄмї. Ёто означало: деньги за сценарий будут получать —тругацкие, отдава€ “арковскому его часть. јндрей не хотел платить алименты со своей доли, а его дол€ Ч это треть гонорара по устной договорЄнности с соавторами.

јндрей јрсеньевич несколько раз встречалс€ с јркадием Ќатановичем —тругацким и обсуждал с ним возможные сценарные ходы. јндрей не принимал участи€ в литературной работе, ограничива€сь пожелани€ми Ч что и в каком ключе он хотел бы видеть в сценарии. Ќо эти пожелани€ “арковского были расплывчаты и противоречивы. јндрей лишь высказал јркадию Ќатановичу опасени€ по поводу слишком €вственных политических акцентов. “арковский всегда старалс€ держатьс€ от политики подальше, счита€, что это может только помешать его фильмам и карьере. ≈го политикой была не злободневность, не аллюзии и прозрачные ассоциации, а метафизика.

¬ первоначальном сценарии Д—талкерУ, написанном јркадием и Ѕорисом —тругацкими по мотивам своей повести Дѕикник на обочинеУ, была нормальна€ советска€ фантастика Ч чЄтка€ по сюжету, с героем, большим количеством необыкновенных событий, с нравственным выводом. ѕоэтому сценарий довольно легко прошЄл все разрешающие инстанции.

я был знаком с Ѕорисом —тругацким, участвовал в работе его посто€нного семинара в ƒоме писател€ в ѕетербурге. я даже написал рассказ дл€ литературной премии Ђ—транникї, учреждЄнной —тругацким. ј потом включил этот рассказ в свой роман-быль Ђ—транникї(мистери€).

—тругацкие выдел€ли два типа людей: первые Ц просветлЄнные, живущие по Ђдуховной вертикалиї, и другие Ц которые живут как все в Ђгоризонтальной плоскостиї.
¬сю свою жизнь “арковский и брать€ —тругацкие пытались разгадать загадку человека: зло коренитс€ в природе человека или среда во всЄм виновата?

¬ повести —тругацких —талкер проводит в «ону группу страждущих, жертву€ ими ради здоровь€ дочери-инвалида. “арковский решил изменить сюжет: жертву€ ѕрофессором и ѕисателем в «оне, —талкер вместо здоровь€ дочери получает богатство, проклина€ своЄ подсознательное стремление разбогатеть. Ќо в последнем варианте сценари€ никто не погибал и даже не входил в  омнату, поскольку каждый бо€лс€ своих тайных желаний.

¬ первоначальном сценарии было много фантастического: из абсолютно пустой трубы, через которую надо было пролезть геро€м, врем€ от времени в обе стороны с рЄвом извергались гигантские огненные протуберанцы; был восход си€вшего химическими оттенками зелЄного солнца, петл€ времени и др.

јндрей “арковский решил максимально уйти от фантастики, чтобы приблизитьс€ к метафизике. ќн разъ€сн€л: Ђ‘антастической здесь можно назвать лишь внешнюю ситуацию Е но по сути того, что происходит с геро€ми, никакой фантастики нет. ‘ильм делалс€ так, чтобы у зрител€ было ощущение, что всЄ происходит сегодн€, что «она р€дом с намиї.

–€дом с нами «она действительно оказалась через 7 лет, после аварии на четвЄртом реакторе „ернобыльской јЁ—. јндрей “арковский говорил: Ђ’удожник ощущает будущее как пророк, как собака, котора€ начинает выть при приближении землетр€сени€Еї

 огда “арковский начинал снимать Ђ—талкерї, всЄ было достаточно €сно. Ќо это было не его кино, потому что это было кино действи€. ќн его не чувствовал. ≈го кино Ц кино нравственных проблем, высказанных с помощью визуальных средств. “ак считает ≈вгений ÷ымбал.

ƒругой ассистент режиссЄра ћ.„угунова полагает, что первоначально “арковский сн€л не тот фильм, который хотел снимать. ќбъ€снить этого он не мог. “арковскому нужно было переварить сценарий, и все зат€жки производства этому способствовали.

Ђ„увствовалось, что јндрей не очень определилс€ с концепцией, а из-за этого всЄ было как-то нервної, Ц говорил актЄр Ќиколай √ринько о работе над первой версией фильма Ђ—талкерї.

—талкер съемка_2

Ђ ак созревает замысел? Ц размышл€л в дневнике јндрей “арковский. Ц Ёто, видимо, самый загадочный, неуловимый процесс. ќн идЄт как бы независимо от нас, в подсознании, выкристаллизовываетс€ на стенках нашей души. » только от формы души зависит его неповторимость и, более того, от наличи€ души зависит незримый Ђутробный периодї ускользающего от сознательного взора образаї.

јссистент режиссЄра ≈вгений ÷ымбал вспоминает: Ђ¬озник внутренний конфликт между художником “арковским и человеком. ѕотому что как человек, он просто хотел заработать. ј как художник, он начал делать очень важную дл€ него картину. ј он всегда делал каждую свою картину как последнююї.

ќднажды на спиритическом сеансе “арковский решил вызвать дух Ѕориса ѕастернака. ƒух €вилс€ и предсказал, что “арковский снимет всего лишь семь фильмов. Ќа вопрос режиссЄра: Ђј почему так мало?ї, дух поэта ответил: Ђ«ато каких!ї
ƒействительно, все семь фильмов “арковского можно считать шедеврами.

 то-то считал фильм Ђ—талкерї гениальным, кто-то провальным. Ќо все признают: истори€ создани€ фильма драматична и уникальна (что бывает почти с каждым шедевром). Ќекоторые эпизоды снимали по 6-10 раз.
Ќо случилось так, что весь отсн€тый материал первого варианта фильма Ђ—талкерї пошЄл в брак. ƒело в том, что Ђћосфильмї перекупил уценЄнную плЄнку фирмы Ђ одакї. ѕробу плЄнки сделали эксперты в ћоскве кое-как, а оператор √еоргий –ерберг не перепроверил, что, впрочем, и не входило в его об€занности.
¬ конечном счЄте всю неудачу со съЄмкой фильма списали на –ерберга. “от не признал своей вины, оскорбил сценаристов, разругалс€ со всеми и ушЄл. –ерберг говорил, что “арковский в какой-то момент свернул с правильного пути.

Ђ¬сЄ то, что мы сн€ли с –ербергом в “аллине, - дважды брак, Ц напишет в своЄм дневнике јндрей “арковский 26 августа 1977 года. Ц –ерберг ответственен тоже, но по другой причине Ц он надругалс€ над принципами творчества и таланта. ќн считал Ц что талант Ц это он сам, поэтому унизил его и разрушил его, как и самого себ€. ѕь€нством, безбожием и непор€дочной вульгарностьюЕ “о есть, с моей точки зрени€, он трупї.

—талкер “арковский и –ерберг

“ем не менее, некоторые кадры, сн€тые оператором √еоргием –ербергом вошли в окончательный вариант фильма Ђ—талкерї. Ќа мой взгл€д, это лучшие кадры. ќднако в титрах фильма имени –ерберга нет.

Ќа первый вариант Ђ—талкераї было потрачено впустую 700 тыс€ч рублей. “арковский бо€лс€, что фильм снова не запуст€т. Ќо не запустить не могли, потому что ещЄ не сн€тый фильм Ђ—талкерї был уже продан германскому прокатчику. ќб этом никто не знал, кроме директора Ђћосфильмаї —изова и председател€ √оскино ‘.“.≈рмаша.

“арковскому подсказали идею сделать картину двухсерийной, чтобы за счЄт дополнительных денег пересн€ть материал. Ѕлагодар€ несчастью, у “арковского по€вилась возможность сн€ть новый двухсерийный вариант фильма по обновлЄнному сценарию. ѕоследний вариант фактически был полной противоположностью первоначальному замыслу. Ќа смену фантастике пришла мистика, приключенческий боевик превратилс€ в философскую притчу.

Ђ¬от, наконец-то, мой сценарийї Ц выкрикнул “арковский, когда ознакомилс€ с очередным вариантом братьев —тругацких. ќднако ничего общего кроме имЄн с их повестью Ђѕикник на обочинеї последний сценарий не имел.

Ќовый сценарий Ђ—талкераї привЄл руководство √оскино в негодование. „иновники √оскино изначально подозревали “арковского в нело€льности, несговорчивости и, говор€ оруэлловскими словами, двоемыслии. ќни обоснованно подозревали режиссЄра в том, что он снова выкинет какой-нибудь непредсказуемый с их точки зрени€ номер и из внешне безобидного сценари€ сделает нечто такое, отчего им всем не поздоровитс€.
» они не ошиблись!

 аждый советский фильм утверждалс€ по крайней мере в 14 инстанци€х.
ћногочисленные изменени€ и обсуждени€ повли€ли положительно на конечный результат, поскольку многие известные режиссЄры помогли советом, и из полудетективного фильма, который јндрей “арковский называл Ђпроходнымї, получилась притча Ц ныне признанный шедевр кинематографа.

√ригорий ѕомеранц подарил “арковскому текст своей второй (не защищЄнной) кандидатской диссертации о буддизме. јндрей очень проникс€ этой философией. ¬ фильме это нашло воплощение в мысл€х —талкера: Ђ огда человек родитс€, он слаб и гибок.  огда умирает, он крепок и чЄрств.  огда дерево растЄт, оно нежно и гибко. ј когда оно сухо и жЄстко, оно умирает. „Єрствость и сила Ц спутники смерти. √ибкость и слабость выражают свежесть быти€. ѕотому, что отвердело, то не победитї.

Ёдуард јртемьев работал композитором на фильмах Ђ—ол€рисї, Ђ«еркалої и Ђ—талкерї. “арковский использовал музыку только в крайнем случае, предпочита€ шумы. ƒл€ фильма Ђ—талкерї јртемьев долго искал подход€щую музыку востока звучащую по-европейски. ¬ результате композитор создал нечто в духе импровизаций индийской медитативной музыки.

‘ильм Ђ—талкерї имел фактически три варианта. ¬ первом варианте сценари€, написанного брать€ми —тругацкими, Ђплохойї  айдановский ведЄт двух людей в зону, чтобы заработать. Ђ“ы должен делать добро из зла, потому что больше не из чего делатьї. Ёти слова –.ѕ.”оррена послужили эпиграфом к сценарию.
≈сли в первом варианте фильма —талкер был корыстным преступником, то в последнем варианте —талкер в исполнении јлександра  айдановского превращаетс€ в блаженного, юродивого, апостола новой веры.

—талкер и писатель

¬о врем€ съЄмок фильма "—талкер" “арковский был особенно требователен к јлександру  айдановскому. “арковский не любил актЄров, которые предлагают своЄ видение роли и вмешиваютс€ в процесс создани€ образа. ќн говорил, что если бы мог, то вообще не рассказывал актЄрам сюжет картины.

Ђћне очень близко требование “арковского играть не слова, не смысл эпизода, а состо€ниеї, Ц говорил  айдановский.
Ќо в итоге, по словам очевидцев,  айдановский проклинал, что св€залс€ с фильмом Ђ—талкерї, впоследствии сделавшим актЄра всемирно знаменитым.

—талкер съемка_1

Ђ≈сли бы вы только знали, как € устал. ќдному Ѕогу известно. ≈щЄ называют себ€ интеллигентами, эти писатели, учЄные. ќни же не вер€т ни во что. ” них же орган этот, которым вер€т, атрофировалс€, за ненадобностью. Е Ѕоже мой, что за люди! “ы же видела их Ц у них глаза пустые. ќни ведь каждую минуту думают о том, как не продешевить, чтобы продать себ€ подороже, чтобы им всЄ оплатили Ц каждое душевное движение. Е ќни знают, что не зр€ родились, что они призваны. ќни живут ведь только раз. –азве такие могут во что-нибудь верить?! Ќикто не верит. Ќе только эти двое. Ќикто!  ого же мне водить туда? √осподи! ј самое страшное, что не нужно это никому. Ќикому не нужна эта комната, и все мои усили€ ни к чемуї.

“арковский —талкер

ќтдыхали после съЄмок “арковский и  айдановский тоже вместе. ќднажды “арковского с  айдановским задержала милици€, но вскоре их прогнали из отделени€.  ак рассказывал эстонский режиссер јрво »хо: "»х задержали на пару суток в пь€ном виде, где они в 3 часа ночи начали спорить о категорическом императиве »ммануила  анта. ¬ итоге обоих выкинули оттуда со словами: "—пать никому не даЄте. ј ну-ка вон!"

√овор€т, что во врем€ съЄмок фильма Ђ—талкерї јндрей “арковский будто бы допустил по отношению к членам съЄмочной группы Ђдуховный чернобыльї.
¬первые о скандале на съЄмках фильма Ђ—талкерї мне рассказал один мой знакомый, учившийс€ во ¬√» е в конце 70-х годов.
” –ерберга долго не получалось сн€ть одну из сцен. ¬начале снимали нормально, потом короткофокусным объективом, потом длиннофокусным, но сцены не получалось. Ќе получалось, потому что уже не знали что снимать.
 огда –ерберг со свойственной ему пр€мотой спросил: Ђ“ак кого мы будем снимать: актрису или Ћарису?ї (ј.‘рейндлих или Ћ.“арковскую Ц Ќ ), режиссЄр јндрей “арковский угрюмо промолчал.

“арковский за камерой

Ђ“арковский на съЄмках не ругалс€, Ц вспоминал главный оператор јлександр  н€жинский. Ц ќн больной совершенно былї.

 онфликт на Ђ—талкереї был не только между режиссЄром јндреем “арковским и оператором √еоргием –ербергом, а почти со всей съЄмочной группой.
»з дневников јндре€ “арковского 15 апрел€ 1978 года:
Ђ1. Ѕрак плЄнки в 3 очереди 2700 метров (–ерберг)Е 3. ¬ыгон€ю Ѕойма за пь€нство .. 4. ¬ыгон€ю јбдусаламова за хамствоЕї

’удожник Ўавкат јбдусаламов говорит: Ђя от “арковского ушЄл, чтобы избежать разговоров о его женеї. Ђ–ежиссировала Ћарисаї.
’удожник ћихаил –омадин считает, что Ђэто всЄ от Ћарисы (жены “арковского Ц Ќ ) произошло интриганки; она разрушила все отношени€ со всемиї.

’удожник на картине Ђ—талкерї –ашид —афиуллин вспоминает:
ЂЌужно было сотворить маленькое чудо каждый раз, чтобы сн€ть Ђ—талкерї. Ќадо было сделать невозможное. Е ќн не шЄл ни на какие компромиссыЕ ќн не мог снимать, если что-то его не устраивает в этом кадреЕ –абота со —тругацкими происходила сложно. —ценарий мен€лс€. ќсталась одна тема. —талкер мен€лс€, и персонажи были немножко не те. Ќо всЄ, что происходит в его фильмах, это персонажи реальныеї.

јссистент режиссЄра на фильме Ђ—талкерї ≈вгений ÷ымбал вспоминает: ЂЌе формулировал он перед нами задач. ќн формулировал другую задачу: вот мне надо сн€ть здесь под водой предметы, какие предметы придумайте сами; это должно быть тревожно, страшно и немного противно. Е Ёто действительно случайные предметы, которые нашлись неподалЄку от места съЄмки. Ќо у “арковского каждый из этих предметов становитс€ наполнен символическим смысломї.

¬ своих дневниках јндрей “арковский пишет: Ђќчень трудно снимать эту картину. Ќичего не получаетс€. ћне кажетс€,  н€жинский снимает неважно. Ќе получаетс€ эпизод в дыму: не локально. » отсутствует состо€ние. я очень боюсь, что это провал. Ќикак не могу придумать, как снимать —он. Ёто должно быть очень просто. Ќе выходит самого главного: последовательно проведЄнной локальностиї (20 сент€бр€ 1978 года).

≈сли бы первый фильм Ђ—талкерї не пошЄл в брак, получилс€ бы шедевр второго варианта?
ѕо личному опыту знаю: если что-то не получаетс€, значит должно получитьс€ ещЄ лучше!

„то же за человек был јндрей “арковский?

“арковский фото

“арковский был противоречивой личностью. ¬ детстве он мечтал стать дирижЄром. ѕоступление после школы на арабское отделение ближневосточного факультета ћосковского »нститута ¬остоковедени€ признавал ошибкой, а поступление во ¬√»  считал случайным.

Ђ„еловек, который увидел ангелаї Ц так говор€т о “арковском.
ќднако сам јндрей ангелом не был. ¬ книге Ђ“арковский. ∆изнь на крестеї еЄ автор Ћюдмила Ѕо€джиева пишет:
Ђјндрей всегда был отстранЄн и холоден и с матерью и сестрой, не умел бросатьс€ на шею в порыве чувства ни отцу, ни любимой женщине, ни своему ребЄнкуї. ЂЌи душевной теплотой, ни щедростью чувств “арковский не отличалс€ї.
ЂЌеумение любить, сочувствовать, сострадать Ц т€жка€ ущербность, мешавша€ “арковскому в его творчествеї.

Ћюбимым актЄром “арковского был јнатолий —олоницын Ц јндрей считал его своим Ђјльтер эгої. —олоницын играл почти во всех фильмах “арковского и боготворил режиссЄра.
“арковский обещал —олоницыну, что будет снимать его в новом фильме (ЂЌостальги€ї - Ќ ).  огда умирающий —олоницын узнал, что “арковский вместо него в »талии снимает янковского, у —олоницына отн€лись ноги. ќн попросил сиделку сн€ть со стены фото “арковского и бормотал: Ђќн выпил у мен€ всю кровьї.

—талкер писатель ’ристос

  умирающему јнатолию —олоницыну јндрей пришЄл лишь один раз, хот€ жил в 15 минутах ходьбы. ѕозже он скажет: Ђ—олоницын строил свою жизнь в неуважении к своему таланту. ¬ жизни играл какого-то придурка. ¬Єл этакий безответственный образ жизни. ’удожникам так нельз€! Ќужно осознавать свою миссиюї.

“арковский призывал нести крест во им€ спасени€ человечества, но в отношении с близкими был душевно холоден и даже резок. ќн глубоко страдал от непризнани€ и в то же врем€ старательно не замечал успеха даже людей близких.

јндрей был нервным и взрывным. ѕару раз крепко поколотил жену Ћарису и даже 18-летнюю падчерицу отхлестал ремнЄм. ѕотом поселил в доме 18-летнюю деревенскую простушку ќлю Ђдл€ отдохновени€ї.

ќткуда же черпал јндрей “арковский вдохновение?

Ђ√олос какого предка говорит во мне? Ц писал в дневнике јндрей. Ц я не могу примерить свои мысли с моим телом. ¬от почему € не могу быть всегда одним и тем же. ¬ один миг € могу ощутить бесконечное множество €вленийї.

Ђћы должны вслушиватьс€ в голоса, которые лишь кажутс€ нам бесполезными. Ќужно, чтобы наш мозг, загаженный канализацией, школьной рутиной, страховкой, снова отозвалс€ на гудение насекомых. Ќадо, чтобы наши глаза, уши, все мы напитались тем, что лежит у истоков великой мечты.  то-то должен воскликнуть, что мы построим пирамиды. » неважно, если потом мы их не построимї.

Ђ” мен€ нет никакого сомнени€, в том, что искусство Ц это долг, Ц говорил “арковский, Ц то есть, если ты что-то создаЄшь, ты чувствуешь, что должен это сделать. Ќо только врем€ покажет, смог ли € стать медиумом между универсумом и людьмиї.

ѕосле успеха фильма Ђ—талкерї в мировом прокате жена Ћариса надоумила јндре€ предприн€ть попытку сбежать и попросить политического убежища во врем€ его командировки в —токгольм. Ўведы выполнили своЄ обещание и вывезли јндре€ из —токгольма в загородный дом. “ам он провЄл несколько дней. ј после всЄ-таки решил вернутьс€ на родину. Ђя совершенно чужой в этой стране, Ц признавалс€ “арковский, Ц мой дом ,“€па, јрсений, –осси€Е Ѕез них € не смогу житьЕї

ƒо сих пор тайна, почему “арковский не ушЄл от Ћарисы, хот€ бо€лс€ еЄ и называл ведьмой. ќн имел любовниц и даже детей от них. Ќо интимные вопросы были глубоко скрыты в “арковском, именно они решали всЄ происход€щее на съЄмочной площадке.

 акую же тайну хранила Ћариса, цепко держа јндре€ в своих руках?

Ђя знаю, что далЄк от совершенства, даже более того, что € погр€з в грехах и несовершенстве, € не знаю, как боротьс€ со своим ничтожествомї, Ц пишет в дневнике (книга Ђћартирологї) јндрей “арковский.

Ђ¬ этой жизни всЄ ужасно, кроме принадлежащей нам свободы воли.  огда мы соединимс€ с Ѕогом, тогда мы уже не сможем ею воспользоватьс€, она будет у нас отн€та...ї

ѕочти все фильмы јндре€ “арковского это поиск Ѕога. ћессианска€ иде€ спасени€ мира усили€ми одного человека Ц вот суть философии режиссЄра.

Ђ роме художественного произведени€, Ц писал јндрей “арковский, Ц человечество не выдумало ничего бескорыстного, и смысл человеческого существовани€, возможно, состоит именно в создании произведений искусства, в художественном акте, бесцельном и бескорыстном. ¬озможно, в нЄм как раз про€вл€етс€ то, что мы созданы по подобию Ѕогаї.

ќтец —илуан (Ћиви) во ‘лоренции так говорил про “арковского: Ђэто был глубоко и тонко верующий человек.  ак человек творческий, јндрей был человеком со сложной и напр€жЄнной внутренней духовной жизньюї.

ЂЅезусловно, искусство “арковского не дл€ всех, Ц считает Ќаталь€ Ѕондарчук (исполнительница роли ’ари в фильме Ђ—ол€рисї). Ц ќно завораживает только тех людей, у кого есть то, чем завораживатьс€ї.





“арковский изменил моЄ мировоспри€тие. Ѕлагодар€ ему € открыл дл€ себ€ новый мир Ц мир неслышных звуков, реальность нереального. ќн научил мен€ не просто смотреть, но видеть, не слушать, а слышать, не просто чувствовать, но и сопереживать.





“арковский призывает зрител€ к соучастию. ћысли без чувства в искусстве не существует. ќн не говорит впр€мую, а предлагает зрителю самому расшифровать заложенные им смыслы.

Ђ—мысл жизни дл€ нас Ц в возвратном обожении мира, в подн€тии его, насколько позвол€ют силы, из низин опошленности, в восстановлении “ворени€ в его изначальном статусеї, Ц пишет Ќиколай Ѕолдырев в книге Ђ∆ертвоприношение јндре€ “арковскогої.
ЂЌасто€щий художник, по “арковскому, хот€ бы немного, но преобразует себ€ в художественном акте, и вот тогда-то произведение и становитс€ способным изменить что-то в другом.  нига или фильм, ничего в нас не мен€ющие, пустотныї.

Ђƒл€ мен€ кино Ц зан€тие нравственное, а не профессиональноеї, Ц говорил јндрей “арковский. Ц Ђ«адача искусства заключаетс€ дл€ мен€ в том, чтобы выразить идею абсолютной свободы духовных возможностей человека. ѕо моему мнению, искусство всегда было оружием в борьбе человека против материи, угрожавшей поглотить его духЕї

Ђ„еловек интересен мне своей готовностью служени€ высшему, а то и неспособностью восприн€ть обыденную и обывательскую жизненную Ђморальї, Ц пишет јндрей “арковский в книге Ђ«апечатлЄнное врем€ї. Ц
Ђћне интересен человек, который осознаЄт, что смысл существовани€ в первую очередь в борьбе со злом, которое внутри нас, чтобы в течение жизни подн€тьс€ хоть на ступенечку выше в духовном смысле. »бо пути духовного совершенствовани€ противостоит, увы, единственна€ альтернатива Ц путь духовной деградации, к которой обыденное существование и процесс приспособл€емости к этой жизни так располагает!..ї

јндрей всегда смотрел в бездну. ќн был убеждЄн: Ђћир не исчерпываетс€ целиком материальной жизнью, а есть мир трансцендентный, который Е ещЄ только предстоит открытьї. Ђя верю в божественное предопределениеї. Ђ¬ера Ц это единственное, что может спасти человека. Ёто моЄ глубочайшее убеждениеї.

«а сорок прошедших лет никто не смог создать что-то сопоставимое по шедевральности с фильмом Ђ—талкерї.
ЂЌадо выходить на планку “арковского!ї Ц призывал јрмен ћедведев (бывший председатель √оскино).
ќднако никто так и не смог подн€тьс€ до уровн€ “арковского. ѕочти никто из современных кинорежиссЄров не ставит перед собой таких задач. —егодн€шние режиссЄры предпочитают заниматьс€ политикой, нежели киноискусством.

Ђ—ейчас все снимают кино. Ќе трудно научитьс€ склеивать плЄнку, снимать кино. —нимают все кому не лень, Ц сетовал јндрей “арковский. Ц √лавное что бы € посоветовал молодым режиссЄрам Ц научитьс€ не отдел€ть свою работу, свой фильм, кино от жизни, которой он живЄт. „тобы он не делал разницы между фильмом, как своей работой, и собственными поступками. ѕотому что режиссЄр это такой же художник, как и живописец, поэт, музыкант. » поскольку от него требуетс€ отдавать всего себ€ целиком, то довольно странно бывает наблюдать режиссЄров, которые относ€тс€ к своей работе как к какому-то особому положению, в которое поставила их судьба, просто эксплуатиру€ свою профессию. “о есть они живут одним способом, а картины снимают совершенно о другом. Ќужно служить, отдавать себ€ в жертву искусствуї.

ћай€ “уровска€ писала: Ђ‘ильмы “арковского всегда ошеломл€ли трудной дл€ среднестатистического воспри€ти€ новизной. »х не понимали чиновники, казалось, что их не поймут и зрители. Ќа самом деле у “арковского был всегда Ђсвойї, верный ему и преданный зритель, как бывает Ђсвойї читатель у поэзииї.

¬ последние годы жизни јндрей мечтал о портативной видеокамере, чтобы отказатьс€ от кинопроизводства, и снимать, что он хочет и как хочет.
Ќо что бы сегодн€ снимал јндрей “арковский? и снимал бы?

Ќедавно € приобрЄл полупрофессиональную видеокамеру, о которой, наверное, мог мечтать “арковский. я многому научилс€ у јндре€, мои видеозарисовки свидетельствуют об этом. Ѕлагодар€ фильмам “арковского, € научилс€ слушать и слышать природу, понимать еЄ, приобщилс€ к мудрости еЄ извечной.





¬ фильме Ђ—талкерї мой любимый план Ц как —талкер несЄт свою дочку инвалида на плечах. Ќу а из всех героев фильма мне, конечно, больше нравитс€ ѕисатель. —лова его исповеди перед бездной € помню наизусть.

Ђ≈сли мен€ не будут читать через сто лет, то на кой хрен мне тогда вообще писать? Е ѕоложим, войду € в эту комнату и вернусь в наш богом забытый город гением. Ќо ведь человек пишет потому что мучаетс€, сомневаетс€. ≈му всЄ врем€ надо доказывать себе и окружающим, что он чего-нибудь да стоит. ј если € буду знать наверн€ка, что € гений, зачем мне писать тогда.  акого рожна?..ї

 огда € был в ѕариже, то специально посетил русский православный храм св€того јлександра Ќевского, где отпевали јндре€.
¬ конце жизни јндрей јрсеньевич сомневалс€ в правильности своего профессионального выбора. »змотанный борьбой с киношным начальством, јндрей завидовал писател€м, которые могли заниматьс€ творчеством независимо ни от кого. »менно ѕисатель в фильме Ђ—талкерї €вилс€ выразителем всех дум и сомнений “арковского.

—талкер писатель

Ђƒушу вложишь, сердце вложишь, Ц сожрут и душу, и сердце! ћерзость вынешь из души, Ц жрут мерзость! ќни же все поголовно грамотные. ” них у всех сенсорное голодание. » все они клуб€тс€ вокруг: журналисты, редакторы, критики, бабы какие-то непрерывныеЕ » все требуют: Ђдавай, давайї.  акой из мен€, к чЄрту, писатель, если € ненавижу писать; если дл€ мен€ это мука, болезненное, постыдное зан€тие, что-то вроде выдавливани€ геморро€. ¬едь € раньше думал, что от моих книг кто-то становитс€ лучше. ƒа не нужен € никому! я сдохну, и через два дн€ мен€ забудут и начнут жрать кого-нибудь другого. ¬едь € думал переделать их, а переделали-то мен€, по своему образу и подобиюЕї

ƒл€ большинства јндрей “арковский был чужой странный непон€тный необыкновенный чужак. ¬ своЄм дневнике (Ђћартирологї) јндрей признаЄтс€: Ђ≈сли уж € жил бессмысленно, то пусть хот€ бы смерть мо€ будет не напрасна. я всЄ-таки люблю человечество, и чтобы сделать людей счастливыми готов принести себ€ в жертву, дабы доказать бытие Ѕожие! ѕослужить человечеству, принести себ€ в жертву Ѕогу Ч вот чего хочу €!ї

ЂЌо что же мне с собой поделать? ћне нужно всЄ иль ничего. я не хочу себ€ подделать ни под кого, ни подо что. ƒа, € чужой себе и люд€м, —транный Ч вот им€ дл€ мен€. я не приемлю серых буден и лжи с названием Усемь€Ф. ѕусть замерзаю средь бездушь€, из слЄз свою броню создав. ¬ ней одиночества удушье, и задыхаюсь весь в слезах.  ак мотылЄк, € засыпаю на холоде и на ветру, и очень скоро, точно знаю, без понимани€ умру. » если где-то в одночасье вдруг вспыхнет огонЄк любви, лечу к нему сквозь все ненасть€, чтоб в пламени сгореть свечи. Ќо лучше ль жить так, замерза€, мне в одиночестве своЄм? ѕусть лучше, к смерти подлета€, всЄ лучшее в себе спасЄм. » вот несусь, куда не зна€, чтоб в пламени любви сгореть. ѕусть лучше буду жить мечта€, чем жить, чтоб только умереть. я жить хочу, а это значит любить, страдать и всех прощать. Ћюбовь мен€ всему научит Ч как крест нести и умиратьї.
(из моего романа Ђ„ужой странный непон€тный необыкновенный чужакї на сайте Ќова€ –усска€ Ћитература





“ак что же ¬ы хотели сказать своим постом? Ц спросит мен€.

¬сЄ, что € хотел сказать, заключено в трЄх основных иде€х:
1\ ÷ель жизни Ц научитьс€ любить, любить несмотр€ ни на что
2\ —мысл Ц он везде
3\ Ћюбовь творить необходимость

ѕосв€щаю этот пост пам€ти јндре€ “арковского. ѕриглашаю посмотреть мои другие посты об јндрее “арковском:
Ђ«≈– јЋќ јЌƒ–≈я “ј– ќ¬— ќ√ќї
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post269169124/
Ђ—ќЋя–»— ЌјЎ≈… —ќ¬≈—“»ї
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post305291771/
Ђ∆≈–“¬ј јЌƒ–≈я “ј– ќ¬— ќ√ќї - 29.12.2014.
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post348016976/

P.S. ћногие киноманы давно прос€т открыть кинотеатры, где любители могли бы посмотреть шедевры советского кино на большом экране.
Ќедавно киноконцерн Ђћосфильмї выложил на свой канал ютьюб коллекцию фильмов јндре€ “арковского. ѕоэтому, кто не смотрел фильм Ђ—талкерї, приглашаю посмотреть здесь и сейчас.





ј по ¬ашему мнению, јЌƒ–≈… “ј– ќ¬— »… —“јЋ ≈–?

© Ќиколай  офырин Ц Ќова€ –усска€ Ћитература Ц http://www.nikolaykofyrin.ru
ћетки:  


ѕроцитировано 9 раз
ѕонравилось: 15 пользовател€м



Ћ√ѕ   обратитьс€ по имени —уббота, 01 јпрел€ 2017 г. 08:48 (ссылка)
—пасибо! » с днем шуток! —егодн€ грусти места нет,
¬се только шут€т друг над другом.
ѕридумай розыгрыш в ответ
ƒрузь€м, коллегам и супругу.
¬ день —меха дам тебе совет:
ѕодшучивать с искусством надо.
¬о взгл€де спр€чь лукавства след,
» все в твою повер€т Ђправдуї!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ёрий_ћишенев   обратитьс€ по имени —уббота, 01 јпрел€ 2017 г. 09:41 (ссылка)
Ќиколай_ офырин, нет. это малевич от кинематографа. никому другому не пришло в голову квадрат выдать за искусство, так и здесь: свои смутные, неосознаваемые представлени€ экранизировать, выдать за откровени€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
VeLLeA_EmeralD_SuN   обратитьс€ по имени —уббота, 01 јпрел€ 2017 г. 11:25 (ссылка)
“арковский сталкер,он прошел там ,где другие не видели ѕути,а если и видели,то не показывали вида.‘ильм гениальный
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќиколай_ офырин   обратитьс€ по имени ≈¬√≈Ќ»… ≈¬“”Ў≈Ќ ќ ¬оскресенье, 02 јпрел€ 2017 г. 04:50 (ссылка)
— прискорбием узнал о смерти в —Ўј ≈вгени€ ≈втушенко. ¬ –оссии этот поэт был больше, чем поэт. ћне посчастливилось встречатьс€ с ≈вгением јлександровичем и беседовать с ним.



http://www.youtube.com/watch?v=83_l-N4Dcjs
Ётот поэт был зеркалом нашей эпохи. ѕриглашаю посмотреть мой пост Ђ«≈– јЋќ ЌјЎ≈… Ёѕќ’»ї http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post190587996/
— уважением, Ќиколай  офырин Ц Ќова€ –усска€ Ћитература Ц http://www.nikolaykofyrin.ru
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќиколай_ офырин   обратитьс€ по имени —ќЋя–»— - »—ѕџ“јЌ»≈ ЋёЅќ¬№ё ѕонедельник, 03 јпрел€ 2017 г. 08:34 (ссылка)
¬чера посмотрел новый фильм ¬л.Ѕортко Ђќ любвиї. ѕонравилась игра актЄров, великолепные съЄмки. ¬от только сценарий не оригинален; речь в нЄм лишь о плотской любви. ј дл€ мен€ любовь Ц это самопожертвование ’ари.



https://www.youtube.com/watch?v=W3jsdYAkeT4&feature=youtu.be

ѕриглашаю посмотреть мой пост Ђ—ќЋя–»— Ц »—ѕџ“јЌ»≈ ЋёЅќ¬№ёї
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post123946426/
— уважением, Ќиколай  офырин Ц Ќова€ –усска€ Ћитература Ц http://www.nikolaykofyrin.ru
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќиколай_ офырин   обратитьс€ по имени ¬торник, 04 јпрел€ 2017 г. 07:23 (ссылка)
¬ дни траура и скорби по погибшим в результате теракта, € всегда задаю себе один и тот же вопрос Ц ¬ „®ћ —ћџ—Ћ —ћ≈–“»?



http://www.youtube.com/watch?v=xceqw1caVXY

≈сли бы не смерть, сегодн€ исполнилось бы 85 лет гениальному русскому режиссЄру јндрею “арковскому. ѕриглашаю посмотреть мой пост Ђ∆≈–“¬ј јЌƒ–≈я “ј– ќ¬— ќ√ќї
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post348016976/
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку