-ћузыка

 -¬сегда под рукой

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќиколай_ офырин

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.11.2006
«аписей: 1314
 омментариев: 28748
Ќаписано: 37060



—ќЋя–»— ЌјЎ≈… —ќ¬≈—“»

¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 07:44 + в цитатник
“арковский_4

¬ этот день Ц 29 декабр€ 1986 года Ц в ѕариже умер јндрей “арковский. ѕоследним пристанищем великого русского режиссЄра стало кладбище в предместье ѕарижа Ч —ент-∆еневьев-де-Ѕуа.  огда € был в ѕариже, то специально посетил русский православный храм св€того јлександра Ќевского, где отпевали јндре€.
я давний поклонник творчества јндре€ “арковского. ќсобенно мне нравитс€ фильм Ђ—ол€рисї, который € видел бесчисленное количество раз. Ќедавно € посмотрел Ђ—ол€рисї в полной режиссЄрской версии, без вырезанных сцен.






Ђ√лавный смысл фильма € вижу в его нравственной проблематике, Ц говорил јндрей “арковский. Ц ѕроникновение в сокровенные тайны природы должно находитьс€ в неразрывной св€зи с прогрессом нравственным. —делав шаг на новую ступень познани€, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступеньї.

я помню свою встречу с јндреем “арковским 12 декабр€ 1981 года в актовом зале ленинградского университета, где проходила творческа€ встреча знаменитого кинорежиссЄра.
“арковский говорил, что искусство существует только потому, что мир неблагополучен, что нужны преодолени€.
ћне удалось задать јндрею јрсеньевичу вопрос и услышать его оригинальный ответ, который € помню до сих пор.

Ђƒл€ мен€ кино Ц зан€тие нравственное, а не профессиональноеї, Ц говорил јндрей “арковский. Ц Ђƒл€ мен€ нет никакого сомнени€, в том, что искусство Ц это ƒќЋ√ї.

“арковский 023

ќ фильме Ђ—ол€рисї “арковский сказал так:
Ђя хотел бы доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всЄ наше существование, про€вл€€сь даже в таких област€х, которые на первый взгл€д не св€заны с моралью, например, проникновение в космос, изучение объективного мира и т.д.ї

я до сих пор не могу постичь магическую силу фильма Ђ—ол€рисї. „то-то заставл€ет пересматривать его вновь и вновь. » каждый раз € спрашиваю себ€: чем же мне нравитс€ этот фильм?
Ќаверное, своей тайной, тем, что это путешествие в неизведанное, в бездны космоса и души человеческой.

Ќедавно € купил специальное двухдисковое издание ЂGreen Rayї фильма Ђ—ол€рисї дл€ иностранного зрител€. Ќа одном диске сам фильм, на втором дополнительные материалы Ц интервью людей, участвовавших в создании шедевра: Ќатальи Ѕондарчук, ¬адима ёсова, Ёдуарда јртемьева, ћихаила –омадина.

 огда € смотрю фильм Ђ—ол€рисї јндре€ “арковского, во мне возникает резонанс с чем-то высшим.
јмериканский фильм Ђ—ол€рисї с ƒж. луни не идЄт ни в какое сравнение с нашим фильмом.

≈сть ещЄ телеспектакль Ђ—ол€рисї с ¬асилием Ћановым в роли  риса. “елеспектакль не произвЄл на мен€ сильного впечатлени€. ќн лишЄн нравственной философии и русского космизма.

 огда € впервые в четырнадцать лет посмотрел фильм јндре€ “арковского Ђ—ол€рисї, € был потр€сЄн и три дн€ ходил под впечатлением, которого до сих пор не могу забыть. ѕосле этого фильма € поверил в любовь!

ƒл€ мен€ Ђ—ол€рисї Ц это фильм о бессмертии, о бессмертии любви, о любви, цар€щей в космосе. Ёто фильм о вечных вопросах и вечных ответах.

ЂЌа долю человеческого разума в одном из видов его познани€ выпала странна€ судьба, Ц писал »ммануил  ант в предисловии к первому изданию Ђ ритики чистого разумаї, Ц его осаждают вопросы, от которых он не может уклонитьс€, так как они нав€заны ему его собственной природой; но в то же врем€ он не может ответить на них, так как они превосход€т все его возможностиї.

ѕочти все фильмы јндре€ “арковского это поиск Ѕога!
¬ какой-то степени мысл€щий океан —ол€риса, способный создавать матрицы людей, можно назвать богом.
—ол€рис становитс€ дл€  риса испытанием его совести.

ѕроблема растревоженной совести присутствует во всех фильмах “арковского. ¬идимо, это была его лична€ проблема.  огда однажды € посмотрел подр€д все фильмы “арковского, возникло ощущение, что это один фильм о самом јндрее. јльтер-эго режиссера на экране стал јнатолий —олоницын.

ѕо свидетельству заместител€ председател€ √оскино Ѕориса ѕавлЄнка, “арковский ЂЕжил в собственном замкнутом мире, демонстрировал пренебрежение к публике и порой мог сказать: Дј вы посмотрите на себ€. –азве вы в состо€нии пон€ть мой фильм?Уї

Ќаталь€ Ѕондарчук рассказывает, что во ¬√» е тогда прошЄл слух, что “арковский Ц гений. Ќикто его фильмов не видел, но все знали, что он гений.
Ћюбопытно, что первоначально “арковского не хотели принимать во ¬√» . “олько благодар€ настойчивости ћихаила –омма јндре€ прин€ли.
ѕозже, ћихаил –омм сказал об јндрее  ончаловском, что тот может стать мастером, а про јндре€ “арковского Ц что он может стать гением.

¬от € и думаю, что лучше: прожить долгую жизнь мастером или рано умереть, сн€в только семь гениальных фильмов?

„то есть гений? » нужны ли они нам?
японска€ поговорка: Ђ√ений Ц это беда дл€ близкихї.

„ем труднее живЄтс€ художнику, тем интереснее сам художник. ј жил “арковский всегда не легко. јндрей был обречЄн на страдание. ƒолгое врем€ он жил без дома. ” него было 11 тыс€ч рублей (советских) долгу и ни копейки в кармане. ќн нуждалс€ в женщине, котора€ бы его до конца понимала и могла создать ему необходимый уют.

јндрей был очень нервным, почти больным человеком. ќн был буквально одержим искусством.
Ђ≈сли € не сниму длинный, нудный фильм, € застрелюсьї, Ц шутил “арковский.

‘ильмы “арковского были обращены к мировому зрителю. ƒл€ ———– они были скорее Ђнонсенсї.
Ђћои фильмы длинные, занудные € могу снимать только здесь, на –одинеї, Ц признавал јндрей.

“арковский творил атмосферу фильма. ѕо словам Ќатальи Ѕондарчук, надо пон€ть атмосферу его пейзажа, и Ђтогда реальность становитс€ иным временем, временем искусстваї.
ЂЅезусловно, искусство “арковского не дл€ всех. ќно завораживает только тех людей, у кого есть то, чем завораживатьс€ї.

јндрей подходил не догматично к объ€снению жизни человеческого духа. ќн был человек верующий, хот€, возможно, вера его была космична.
Ќаверное, поэтому на  аннском кинофестивале, помимо √ран-при, фильм Ђ—ол€рисї получил премию протестантской и католической церкви (экуменического направлени€) за божественное начало в фильме.

«емл€ разумна! Ѕог это и есть наша разумна€ «емл€. Ћюди же напоминают паразитов, с которыми «емл€ об€зательно справитс€.

 омпозитор Ёдуард јртемьев, написавший музыку к фильму, вспоминает:
Ђ“арковский как-то за€вил: вообще-то мне музыка в фильме не нужна, мне нужны шумы природы. ≈го любимый композитор был Ѕах. ќн говорил: я мечтаю сн€ть фильм без музыки. ћузыка мне нужна лишь в тех моментах, когда нет средств, чтобы €зыком кино это выт€нутьї.

ќператор ¬адим ёсов так говорил об јндрее “арковском:
Ђќн был предан кинематографу. ƒл€ него в жизни другого ничего не существовалоЕ ќн пыталс€ объ€снить, что «емл€ это нечто больше, чем земл€ и вода, это всЄ живое, нечто чувственноеї.

јндрей “арковский и ¬адим ёсов стремились достигнуть естественности. ÷ветной плЄнки Ђ одакї выдали в обрез, пришлось снимать весь фильм без дублей. ѕоэтому некоторые кадры фильма чЄрно-белые.

’удожник на фильме Ђ—ол€рисї ћихаил –омадин вспоминает: Ђќни старались всЄ приблизить к земному. —делать фильм минимально фантастическим. „тобы 2\3 происходило на «емле. Ќо Ћем был категорически противї.

‘ильм јндре€ “арковского и роман —танислава Ћема это две совершенно разные вещи. ƒл€ “арковского наиболее важна «емл€, возвращение на «емлю. ќн видит космос страшным, пугающим, учит дорожить временем, отпущенным на «емле.

«емл€ Ч живое существо. Ћеса Ч подобие кожи, реки Ч вены, облака Ч пот планеты. ¬есь мир Ч ≈диный ∆ивой ќрганизм. ¬сЄ св€зано между собой. ¬оды, камни, дерево, огонь костра Ч всЄ живое!




«емл€ Ц она жива€, она чувствует, она мыслит!
„еловечество же напоминает болезнь, доставл€ющую неудобство планете, с которой планета непременно справитс€. ≈сли нам не хватит мудрости остановитьс€ и перестать безогл€дно брать, √е€ сумеет избавитьс€ от людей.

—ама иде€ Ђмысл€щей планетыї принадлежит не —таниславу Ћему. ќ такой планете твор€щего разума ранее написал другой писатель-фантаст.
 огда после просмотра фильма јндре€ “арковского € прочитал повесть Ћема, то с удивлением обнаружил, что это всего лишь детективна€ истори€, пусть даже и космическа€.
 ак-то у мен€ возникла мысль перемонтировать Ђ—ол€рисї, начав фильм с прибыти€ на станцию, а мотивы «емли дать в снах  риса.

—танислав Ћем был категорически против того, что действие фильма “арковского начинаетс€ на «емле, и требовал соответстви€ его замыслу. Ќо “арковский настаивал на своЄм видении. ќн вообще не столько экранизировал чьЄ-то произведение, сколько снимал по мотивам, превраща€ в собственное творение.

“арковского интересовала душа и что есть „еловек. Ёдуард јртемьев считает, что по сути Ђ—ол€рисї это фильм о карме: если тебе будут даны другие жизни, другие обсто€тельства, то ты проживЄшь их так же, как и в прошлой жизни.

јндрей многое черпал из Ѕиблии и другой духовной литературы. ¬ его фильмах нет ни одного случайного даже камешка. ¬се его образы на экране дл€ человека посв€щЄнного €сны.

“арковский не любил актЄров, которые предлагают своЄ видение роли и вмешиваютс€ в процесс создани€ образа. ќн говорил, что если бы мог, то вообще не рассказывал актЄрам сюжет картины. ј Ѕанионис посто€нно лез со своими советами.

ќтец моей знакомой участвовал в съЄмках фильма Ц эпизода комиссии Ѕертона.
–епетировать с актЄрами “арковский категорически отказывалс€, и даже не давал им сценарий. ќн хотел, чтобы всЄ было, как в жизни. “арковскому было нужно состо€ние актЄра. ќн подходил к Ќаталье Ѕондарчук и говорил: Ђмне совершенно не важно, как ты играешь и что говоришь. ћне важно, что ты живЄшь, что у теб€ дрожат ресницы, что у теб€ наворачиваютс€ слЄзыї.

Ќаталь€ Ѕондарчук познакомилась с јндреем “арковским, когда ей было 13 лет. ќна уже прочитала Ђ—ол€рисї —танислава Ћема и дала почитать эту книгу “арковскому.

ѕосле первых проб, “арковский не утвердил Ѕондарчук. » только спуст€ полгода, когда перепробовал уже сотню актрис, он вдруг по-новому увидел Ќаталью и утвердил на роль.
Ђƒл€ мен€, так же как дл€ многих его любимых актЄров, “арковский был центром мироздани€ї, Ц признаЄтс€ Ѕондарчук.

јндрей “арковский был влюбчивым человеком. ¬о врем€ съЄмок фильма Ђ—ол€рисї у него случилс€ роман с исполнительницей роли ’ари Ќатальей Ѕондарчук.
јндрею “арковскому было 39 лет, Ќаталье Ѕондарчук Ц 21 год.

“арковский 015

Ђѕосмотрите, как она прекрасна, это же ангел!ї, Ц говорил “арковский членам съЄмочной группы.

Ђјндрей вообще очень любил на мен€ смотреть, Ц вспоминает Ќаталь€ Ѕондарчук. Ц я дл€ него была подобием картины, он посто€нно решал, куда ещЄ положить мазок, чтобы довести образ до совершенства. »зучал мен€, чтобы пон€ть, какой должна быть героин€ Ђ—ол€рисаї.

“арковский 010

Ђ” мен€ такое чувство, будто € теб€ родил. Ќет, не как актрису, а как человека. ћожет, в какой-то другой жизни так оно и былої, Ц признавалс€ јндрей Ќаталье.

Ђќн почему-то допустил мен€ до себ€, Ц вспоминает Ѕондарчук. Ц » € почувствовала, что это бесконечно близкий мне по духу человекї.

Ђ“ы мо€ женщина Ц сказал “арковский, Ц а это значит Е Ёто значит, что € теб€ люблю. Ќе думай, что € ничего не вижу, не понимаю, как ты относишьс€ ко мне. Ќасто€ща€ любовь не бывает безответнойї.

»ногда такое происходит между актрисой и режиссЄром: работа€ вместе, они начинают узнавать друг друга и возникают чувства. Ђќдинакового мор€ рыбыї, так писала о подобном состо€нии ћарина ÷ветаева.

≈сли режиссЄр не будет любить свою главную героиню, то у него не получитс€ сн€ть фильм про любовь, и не про любовь тоже не получитс€.

Ћучше чем в Ђ—ол€рисеї, никто Ќаталью Ѕондарчук в кино так и не сн€л; даже —ергей √ерасимов в фильме Ђ расное и чЄрноеї, где Ќаталь€ играла мадам де –еналь.

 огда ’ари прорываетс€ сквозь металлическую дверь к своему возлюбленному, вр€д ли кого-то это может не потр€сти!

—ол€рис 001

Ђя ему полностью довер€лаї, Ц вспоминает исполнительница роли ’ари Ќаталь€ Ѕондарчук. Ц Ђя играла Ђ–усалочкуї јндерсенаї.

’ари не человек. Ќо когда она научилась любить, она становитс€ человеком!
Ђя уже человек, и € люблю теб€! Ц говорит ’ари. Ц я научилась любитьї.

Ѕыть может, цель жизни состоит в том, чтобы научитьс€ любить, любить несмотр€ ни на что!

’удсовет дал фильму Ђ—ол€рисї 42 замечани€. ќсобенно сильные придирки были к сцене воскрешени€ ’ари.

—ол€рис 005

—цена эта снималась после объ€снени€ “арковского с Ќатальей Ѕондарчук, когда он призналс€, что не может на ней женитьс€. Ђƒевочка мо€, € люблю теб€, € готов прожить с тобой всю свою жизньЕ Ќо € не могу второй раз предать сынаї.
„тобы женитьс€ на Ѕондарчук, “арковский хотел развестись с  изиловой. Ќо Ћариса пригрозила, что он больше никогда не увидит сына.

Ќаталь€ Ѕондарчук, по еЄ словам, была страстно влюблена в јндре€. ¬озможно, именно благодар€ этому сцена прорыва через дверь и сцена воскрешени€ ’ари особенно удались.
Ђ—мотрит не воскресша€ ’ари, через неЄ смотрит —ол€рис,  осмос, ЅогЕї

—ол€рис 004

Ђ„то есть —ол€рис? Ц задаЄт вопрос Ќаталь€ Ѕондарчук, и сама отвечает: Ц Ёто жизнь после жизни. ” каждого из нас будет така€ встреча. —овесть, которую невозможно и нельз€ погасить здесь, на земном плане, никакими молитвами замолить свой грех. ”йдЄм, каждый получит своего гост€ Ц то, перед чем он собственно виноватї.
Ђ—мерти нет, € убеждена. ≈сть преображение, трансформаци€, но дух не уничтожимї.

—ол€рис 006

Ђ—ол€рисї Ц фильм о бессмертии, о человеческой любви и человеческой совести.
—егодн€ такой фильм был бы невозможен. «акономерно, что молодое поколение фильмы “арковского пон€ть не может. ¬едь в них речь идЄт о растревоженной совести. ћолодые в совесть не вер€т, угрызени€ совести называют депрессией и надеютс€, что от мук совести их вылечит психоаналитик.

ќдни считают, что совесть это голос Ѕога в человеческом сердце. ƒругие полагают, что совесть это химера. “ретьи убеждены Ц совесть это результат нейро-лингвистического программировани€ человеческого сознани€.

Ђћы сегодн€ Ц самое бессовестное общество за всю историю –оссии, Ц считает известный кинорежиссЄр —ергей —оловьЄв. Ц ќбщество, где даже капл€ совести Ц ненавистный рудимент, мешающий достижению успехаЕї

  чему движетс€ наше бессовестное общество?

Ђћы сейчас Ц никакое не общество с развивающейс€ экономикой, а колоссальный вертеп. ѕотому что устроили себе жизнь без совести, и законы этой жизни построены на бессовестности, и сколько бы мы ни строили храмов, общество наше живЄт без Ѕога. ј значит, всЄ оно обречено на конвульсивную агонию, котора€ должна устрашить всЄ человечествої, Ц считает —ергей —оловьЄв.

—егодн€ люди предпочитают не вспоминать о совести. Ќикто, или почти никто, не откажетс€ от богатства ради чистой совести.
  какой совести можно призывать, когда повсюду пропагандируетс€ корысть и нажива?!

—овесть Ц это чувство вины и стыда; когда чувствуешь чужую боль как свою.
Ђ—тыд Ц вот чувство, которое спасЄт человечество!ї Ц восклицает  рис  ельвин.

ћожно ли жить по совести в наше бессовестное врем€?
“еоретически можно. Ќо кто так живЄт? ≈диницы Ц праведники, которых можно сосчитать на пальцах одной руки. ќстальные живут по Ђволчьим законамї: обмани и Ђсожриї другого, чтобы выжить самому!

 ак жить по совести в мире, где прав€т Ђволчьи законыї?

Ћибо жить по волчьим законам, либо по совести.
Ѕольшинство хот€т быть бессовестно богатыми. ƒеньги люд€м дороже совести. Ћюди выбирают жить по лжи; правде они предпочитают деньги. ƒаже когда неправы, будут оправдыватьс€ и лгать до последнего.

—егодн€ уже никто не скажет, что Ђсамый правильный поступок Ц это моральный поступокї. –аска€ние и пока€ние вещь исключительно редка€. Ќикто не верит в неминуемую расплату, когда за всЄ соде€нное придЄтс€ отвечать перед ¬ысшей —праведливостью.

Ќо существует ли ¬ысша€ —праведливость? —праведливо ли устроено мироздание? „то есть добро и что есть зло? » если не всЄ равно, как поступать, то  “ќ и  ј  оценивает наши поступки?
ќт решени€ этого вопроса вс€ жизнь человека зависит. Ёто ключевой вопрос человеческого существовани€!

Ђ—ол€рисї Ц фильм об испытании совести человека, испытании любовью!

ѕрофессор √ибар€н не выдерживает испытани€ и кончает жизнь самоубийством.
ѕрофессор —наут, похоже, не верит в совесть, и пытаетс€ не думать о ней.
ѕрофессор —арториус напоминает ‘ауста, он ищет совесть в органике человека, и не найд€, отрицает еЄ существование.
» только  рис  ельвин выдерживает испытание, которое посылает ему океан —ол€риса в образе возлюбленной ’ари.





’ари Ц незасыпающа€ совесть. Ѕлагодар€ ’ари  рис понимает, что любовь важнее науки, любовь превыше всего.
Ђ“ы мне дороже, чем все научные истины, которые существовали в миреї, Ц говорит  рис воскресшей ’ари.

Ћюбовь Ц это испытание на человечность.
Ѕлагодар€ любви мы становимс€ людьми.
Ѕез сочувстви€ и без любви мы не люди.
“олько любовь делает человека „еловеком!

Ђј может быть, мы вообще здесь дл€ того, чтобы впервые ощутить людей как повод дл€ любви?!ї Ц понимает  рис  ельвин после всех испытаний.

ЂЋюбовь это чувство, которое можно переживать, но объ€снить нельз€. ќбъ€снить можно пон€тие. ј любишь то, что можно потер€ть: себ€, женщину, –одинуї.

¬селенна€ Ц это Ђженщинаї, это Ђ’ариї!

’ари Ц вечна€ женственность. ќна воплощение мечты мужчины об идеальной женщине.

 огда € увидел, как ’ари раздирает двери, чтобы соединитьс€ с любимым, € пон€л, на что способна женщина. ћужчина на такое не способен!

—ол€рис 002

»сполнительница роли ’ари Ќаталь€ Ѕондарчук вспоминает: Ђѕрикажи он броситьс€ в огонь Ц бросилась бы не раздумыва€. Ќо в мир “арковского € вписывалась как что-то идеальное, неземное, поэтому долгое врем€ ни о какой физической св€зи между нами не было и речиЕ
ѕосле того как мы сблизились, јндрей призналс€, что боитс€ женщинї.

“арковский 003

Ђя не могла представить “арковского в качестве своего мужа. ѕредставл€л ли он мен€ в качестве жены Ц не знаю.  огда мы с ним разговаривали, это всегда было о чЄм-то очень важном, божественномї.

Ђјх, этот мир создан не дл€ мен€, он гораздо хуже, чем €ї, Ц сетовала Ќаталь€.
ЂЌет, неправда, он лучше! Ц возражал јндрей. Ц ¬сЄ здесь устроено прекрасно и мудро, это мы нехороши, порой очень-очень нехороши. Ќо нам дано усовершенствовать себ€ и мир, только начинать надо всегда с самого себ€ї.

—о своим вторым мужем Ќиколаем Ѕурл€евым Ќаталь€ Ѕондарчук прожила семнадцать лет не расписыва€сь. ЂЌас объединила любовь к “арковскомуї.

“арковский 002

ј может быть, она и разъединила јндре€ “арковского с Ќиколаем Ѕурл€евым?

“арковский влюбл€лс€ почти во всех актрис, игравших в его фильмах главные роли. ¬ фильме Ђ»ваново детствої влюбилс€ в ¬алентину ћал€вину (хот€ она была замужем за актЄром јлександром «бруевым). ј женилс€ јндрей на исполнительнице роли матери »рме –ауш.

ћал€вина вспоминала: Ђя прин€ла в своЄ сердце гени€ Ц не мужчину. я любила его своей особенной любовьюї.
»менно из-за ћал€виной расстроились отношени€ јндре€ “арковского с его другом јндреем  ончаловским.

ќднажды јндрей “арковский поделилс€ с Ќиколаем Ѕурл€евым своей Ђтеориейї о происхождении женщины. ¬енцом Ђтеорииї была фраза мужчины, обращЄнна€ к женщине: Ђ то теб€ отв€зал? »ди, л€г на место!ї

¬ интервью журналистке »рене Ѕресна “арковский высказалс€ так: Ђ∆енщина не имеет своего внутреннего мира и не должна его иметь. ≈Є внутренний мир должен полностью растворитьс€ во внутреннем мире мужчиныї.

»рена Ѕресна пишет: Ђ“арковский требовал от женщины то, к чему сам был неспособен. √де-то € его пон€ла, он был неспособен любить, и € сказала ему это. ѕочему же вы не любите сами? » предоставл€ете женщине свободу действи€? » тогда он призналс€, что ему очень трудно любить и что дл€ него очень трудно пожертвовать собой, но женщинаЕ ¬едь женщина это Ц символ жизни, символ Е ∆енщина дл€ него просто миф, всЄ доброе и прекрасное, и она должна быть именно такойї.

¬ 1974 году “арковский записал в дневнике: Ђ¬ чЄм органика женщины: в подчинении, в унижении во им€ любвиї!

ќн был противником эмансипации, и считал, что соприкосновение женщины с социумом должно происходить только в цел€х устроени€ личного (любовного) счасть€ и семейного быта.

Ђћои корни в том, что € не люблю сам себ€, что € себе очень не нравлюсьї, Ц признавалс€ “арковский.

Ђя считаю женщину не только равной мужчине, но и лучше его, но только в том случае, если она остаЄтс€ женщиной во всЄм. “огда она вызывает во мне большое уважение и любовь. ¬прочем, в любви € чувствую себ€ скорее потр€сЄнным, чем счастливымї.

¬ детстве јндре€ было много влюблЄнностей, но перва€ Ђвзросла€ї любовь случилась с ќльгой √анчиной, когда они работали вместе в геологической экспедиции летом 1953 года.

ƒонжуанский список јндре€ “арковского вр€д ли меньше, чем у Ђсолнца русской поэзииї.
Ќаиболее серьЄзные любовные увлечени€ “арковского известны. Ёто ƒонателла Ѕаливо, италь€нка, режиссЄр-документалист, создавший фильм Ђѕоэт в кино Ц јндрей “арковскийї;
нека€ молода€ женщина, прилетавша€ к нему в  ишинЄв, когда “арковский снималс€ в фильме Ђ—ергей Ћазої. (јндрей уже жил с Ћарисой  изиловой, но ещЄ не развЄлс€ с »рмой –ауш);
нека€ ƒарь€ Ц учительница из Ћенинграда, на которой он едва не женилс€Е

Ќа съЄмках фильма Ђ∆ертвоприношениеї у “арковского был роман с членом съЄмочной группы художником по костюмам норвежкой »нгер ѕерсон. ¬ результате романа у јндре€ “арковского незадолго до смерти родилс€ сын јлександр, которого јндрей никогда не видел. —ейчас јлександр живЄт со своей мамой в Ќорвегии.

ќльга —уркова (автор книги Ђя и “арковскийї), следовавша€ повсюду за “арковским на съЄмках его фильмов, утверждает, что с “арковским была близка и ћаргарита “ерехова (снима€сь в фильме Ђ«еркалої). Ќо потом она предпочла оператора √еорги€ –ерберга.
Ќе в этом ли была истинна€ причина ссоры и расставани€ –ерберга с “арковским?

»звестно, что в фильмах “арковского очень много личного. ѕрототипом сексапильной переводчицы в фильме ЂЌостальги€ї была Ћейла јлександер-√аррет, котора€ написала книгу Ђјндрей “арковский: собиратель сновї. ќна же была переводчицей во врем€ съЄмок фильма Ђ∆ертвоприношениеї. јндрей был с ней знаком с 1981 года, и даже предлагал еЄ на роль ћарии в фильме Ђ∆ертвоприношениеї.

¬ своей книге Ћейла пишет: Ђјндрей был очень нервным человеком, он весь вибрировалї. Ђќн мог говорить о высших мирах, но при этом высасывать из жизни все детали. ќн Ђсписывалї с окружающего всЄ, что ему нравилосьї.

“рудно представить, но сцена оживани€ ’ари скопирована “арковским с истерических припадков его жены Ћарисы. ј в фильме Ђ∆ертвоприношениеї жена главного геро€ психологическа€ копи€ Ћарисы.

—вою вторую жену Ћарису  изилову јндрей “арковский бо€лс€ и считал ведьмой. ≈Є скандалы надолго выбивали “арковского из колеи. ќн даже написал сценарий Ђ¬едьмаї, который в дальнейшем трансформировалс€ в фильм Ђ∆ертвоприношениеї.

Ћариса ѕавловна  изилова познакомилась с “арковский, когда работала ассистентом режиссЄра на фильме Ђјндрей –ублЄвї. ѕ€ть лет она жила с “арковским Ђне расписыва€сьї, и добилась своего только после того, как не сделала очередной аборт и тем самым вынудила “арковского развестись с первой женой »рмой –ауш.

ќ том, что јндрей гул€л направо и налево, знали все, в том числе и сама Ћариса ѕавловна.
ќднажды Ћариса даже оплатила аборт одной из своих подруг, забеременевшей от “арковского.

√овор€т, “арковский был влюблЄн в свою падчерицу ќльгу (дочь Ћарисы ѕавловны от первого брака). ќн даже сн€л рыжеволосую красавицу в двух эпизодах: в фильме Ђ—ол€рисї и в фильме Ђ«еркалої.
ѕочувствовав неладное, Ћариса ѕавловна сделала всЄ, чтобы удалить дочь от “арковского.

јндрей был нервным и взрывным. ѕару раз крепко поколотил Ћарису и даже 18-летнюю падчерицу отхлестал ремнЄм. ѕоселил в доме 18-летнюю деревенскую простушку ќлю Ђдл€ отдохновени€ї.

ѕадчерица ќльга так отзываетс€ о своЄм отчиме јндрее “арковском: Ђ” него этих баб полно было. ќн маме посто€нно измен€л. ћен€л трусики на чистые и уходил из дома. ћама устраивала скандалы, но всЄ было бесполезно. ќн говорил: Ђ≈сли режиссЄр хочет, чтобы актриса пон€ла, что нужно делать в фильме, нужно с ней переспатьї.

ќльга —уркова вспоминает: ЂЅудучи бабником Ц мне кажетс€, он в сущности не понимал женщин, не любил их или побаивалс€, может быть, от неуверенности в себеЕї

ЂЋариса ѕавловна устраивала “арковскому праздник каждый день, накрывала столы, собирала компании, где звучали тосты за режиссЄрский талант јндре€. »сполн€ла малейший его каприз. Ёто при€тно любому мужчине, даже большому художнику. » “арковский не усто€л, подумал, наверное: как же эта женщина будет мен€ любить и беречь! “ак и женилс€ї.

јндрей “арковский был сложный, противоречивый человек. ¬идимо, пон€ти€ семь€ и любовь у него не совпадали. Ђ»ме€ надЄжную жену, спутника жизни, јндрей “арковский оставл€л за собой право быть выше семьи Ц во им€ каких-то идей или просто из прихоти, но вышеЕї.

Ђћногие до сих пор обвин€ют Ћарису ѕавловну во всех грехах. ћне их брак тоже в то врем€ казалс€ странным, Ц пишет Ќаталь€ Ѕондарчук. Ц “ем более что “арковский много раз говорил мне, как любил свою первую жену »рму –ауш. “от брак разрушила Ћариса ѕавловна. ƒа и наши отношени€ с јндреем прервались благодар€ еЄ неусыпному контролю. Е

“арковский 005

Ћариса  изилова встретилась с Ќатальей Ѕондарчук и объ€снила:
Ђƒевочка, он не дл€ теб€! “ы такого не вынесешь. јндрей не такой, каким тебе кажетс€. Ёто очень т€жЄлый человек. ”влекаетс€ женщинами, может запить, загул€ть на неделю. Ќе так давно € узнала, что мо€ подруга беременна. Ѕеременна от јндре€! „то мне оставалось делать? я оплатила аборт этой дурочкеЕ
ƒа, несладко мне приходитс€. Ќо € его за всЄ прощаю, это мой крест. ћоЄ жизненное об€зательство перед великим человеком. я об€зана спасать его ради того, чтобы он мог снимать фильмы. ƒл€ истории, дл€ вечностиї.

“арковский 007

ћожет быть, Ћариса ѕавловна и не соответствовала интеллектуальному и духовному уровню, но она ограждала јндре€ от всего, что могло бы помешать его творчеству, была его верным ассистентом.
“арковский жил на Ћарисину зарплату ассистента режиссЄра и в долг. Ћариса заботилась об јндрее как мамка, опекунша. “арковскому это было крайне необходимо. ќн из тех людей, кто может умереть от голода возле полного холодильника. –€дом с таким человеком должна находитьс€ женщина, способна€ решить любые бытовые вопросы. Ёто и делала Ћариса ѕавловна.

¬ этом году во врем€ путешестви€ по ¬еликобритании € познакомилс€ с женщиной, котора€, по еЄ словам, очень близко знала јндре€ јрсеньевича. Ќастолько близко, что он даже хотел еЄ снимать в своЄм фильме. ќни вместе ходили в гости, и ей иногда было даже неловко за поступки јндре€ перед своими знакомыми.
Ќа мой вопрос, какую тайну о “арковском хранила Ћариса, цепко держа јндре€ в своих руках, мо€ попутчица ответила, что виной тому, возможно, его садо-мазохистский комплекс.

—егодн€ книг об јндрее “арковском написано больше, чем сн€то им фильмов.
¬ 2012 года вышла книга Ћюдмилы Ѕо€джиевой Ђјндрей “арковский. ∆изнь на крестеї. ћне было при€тно увидеть в ней некоторые свои мысли и формулировки, которые € изложил ранее в статье Ђ»спытание любовью —ол€рисї (опубликована в моЄм блоге 03 марта 2010 года). –азумеетс€, что это не плагиат, а взаимное обогащение образа великого художника.

Ћюдмила Ѕо€джиева пишет: Ђјндрей всегда был отстранЄн и холоден и с матерью и сестрой, не умел бросатьс€ на шею в порыве чувства ни отцу, ни любимой женщине, ни своему ребЄнкуї. ЂЌи душевной теплотой, ни щедростью чувств “арковский не отличалс€ї. ЂЌеумение любить, сочувствовать, сострадать Ц т€жка€ ущербность, мешавша€ “арковскому в его творчествеї.

—ам јндрей “арковский так написал о себе в своЄм дневнике: Ђя не св€той и не ангел. я эгоист, который больше всего на свете боитс€ страданий тех, кого любитї!

јндрей во многом походил на своего отца Ц поэта јрсени€ “арковского, в том числе и в любви к женщинам. ” отца тоже было несколько жЄн и многочисленные влюблЄнности.

Ћюбовь художнику нужна дл€ творчества как пища, как воздухЕ
Ѕлагодар€ любви художник улавливает откровение, идущее из другого мира.
»менно любовь вдохновл€ет на величайшие произведени€ искусства. » в этом еЄ оправдание!

ћожем ли мы осуждать художника за его любовные увлечени€, если благодар€ им рождаютс€ такие шедевры, как фильм Ђ—ол€рисї?

Ћюбовь Ц величайша€ из всех ценность, и она оправдывает всЄ сделанное во им€ любви!

“арковский, без преувеличени€, сгорел в любви. ƒл€ него любовь не инстинктивна€ случка, а способ постигнуть тайну мироздани€!

ћне кажетс€, јндрей всегда смотрел в бездну. ¬ своих дневниках (книга Ђћартирологї) јндрей “арковский откровенно признаЄтс€:
Ђя знаю, что далЄк от совершенства, даже более того, что € погр€з в грехах и несовершенстве, € не знаю, как боротьс€ со своим ничтожествомї.
Ђ¬ этой жизни всЄ ужасно, кроме принадлежащей нам свободы воли.  огда мы соединимс€ с Ѕогом, тогда мы уже не сможем ею воспользоватьс€, она будет у нас отн€та...ї
Ђ“олько врем€ покажет, смог ли € стать медиумом между универсумом и людьмиї.

Ђ≈сли бы не мечта об идеальной возлюбленной, ничто не сдерживало бы звериного инстинкта. «начит, нужно стремитьс€ к идеальному, даже если оно несбыточно. Ќесбыточно, зато уравновешивает животную эгоистическую природу. Ќеобходимо, нужно мечтать и стремитьс€ к идеальному, чтобы оставатьс€ человеком.

ћне не наслаждение нужно, а высвобождение, творчество, созидание, мне нужна женщина, которой € мог бы отдать себ€, и она прин€ла бы мен€ в себ€, вобрала мой дух, стала частью мен€, восприн€ла и разделила мои духовные устремлени€, придала бы моей жизни цель и смыслЕ

ћне нужна не женщина, мне нужна вселенна€! ¬селенна€, с которой мы бы создали новый мир, сотворили человека, плоть от плоти моей, сделали его счастливым, передали духовный опыт, который он бы развил, и тем продолжил мен€ в вечностиЕ я от женщины хочу бессмерти€!

Ќичто не исчезает во ¬селенной. ¬сЄ отражаетс€, чтобы вернутьс€ вновь. «акономерно всЄ, и путь мой в жизни бренной, и то, чью унаследовал € кровь. ћир Ч это я, планеты Ч клетки крови, √алактики Ч часть тела моего. » сердце бьЄтс€ Ч кто-то жаждет боли. я счастлив Ч € постигнул —мысл ¬сего! я стал частицей смысла мироздань€ Ч » жизнь мо€ теперь имеет смысл. я удержать не в силах восклицань€: я Ѕога часть, я Ч Ѕог, ≈го € мысль!ї.
(из моего романа-быль Ђ—транникї(мистери€) на сайте Ќова€ –усска€ Ћитература





P.S. ѕосв€щаю этот пост пам€ти јндре€ “арковского.

ј по ¬ашему мнению, „“ќ “ј ќ≈ —ќ¬≈—“№?

© Ќиколай  офырин Ц Ќова€ –усска€ Ћитература Ц http://www.nikolaykofyrin.ru
ћетки:  


ѕроцитировано 15 раз
ѕонравилось: 15 пользовател€м



vasily_sergeev   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 08:45 (ссылка)
—пасибо вам огромное! :)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ёрий_ћишенев   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 11:11 (ссылка)
Ќиколай_ офырин, —читаю финальный вопрос не имеющим никакого отношени€ к собссно теме, да и вообще бессмысленным - типа: а што такое - стол? а какое оно - масло? - с единственным ответом: масл€ное..
касаемо же “арковского и "—ол€риса"... вы мильен раз просмотрели фильму, а сколько раз вы перечли первоисточник - "—ол€рис" Ћема?
и одной сотой доли не охвачено в фильме от романа...
и вот - ахи ахать тут бесперечь...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
valeia   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 12:21 (ссылка)
я думаю, что јндрей “арковский умел любить. ¬едь бросатьс€ на шею это еще не любовь. ѕросто он был предельно честен перед собою и ставил высокую цель - идеальной любви, которой тут и не найти (мы же все несовершенны)
≈му необходим был личный опыт, именно так он сумел обратитьс€ напр€мую к душе зрител€ через образ в своем творчестве.
ј что касаетс€ совести: дл€ мен€ это присутствие искорки Ѕожией в каждом человеке, как некий жизненный камертон.
—праведливости же как таковой , на мой взгл€д не существует вообще. ≈сть только милость. “олько ею можно объ€снить то, что мы еще живем на этой «емле.
¬едь если бы в жизни всЄ было бы по справедливости - жизнь наша превратилась бы в нечто жуткое.
—транное ощущение: € долгое врем€ ничего не знала о жизни “арковского и было очень любопытно, что же это за человек, как он жил?..., а теперь странное чувство - лучше бы и не знала дальше.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јнгела_¬айс   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 13:48 (ссылка)

ќтвет на комментарий valeia

—огласна с ¬ами. Ётакий портрет ƒориана √ре€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлексей_—ила   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 16:15 (ссылка)

ќтвет на комментарий ёрий_ћишенев

ёрий_ћишенев, так он так и пишет: автор книжки - слабак-детективщик, на которого незаслуженно снизошла благодать, когда ¬еликий ћаэстро скуки ради (или студийного плана?) коснулс€ его фуфла своей животвор€щей дланью. (Ќу во вс€ком случае куда поделке этого пол€чишки до "„ужого чужака". “ут “арковскому тупо не повезло - не дождалс€.)
¬от так же опера "≈вгений ќнегин" лучше романа "≈вгений ќнегин".
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ёрий_ћишенев   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 16:46 (ссылка)

ќтвет на комментарий јлексей_—ила

јлексей_—ила, аха... каюсь, €-то и не погрузилс€ в сие... первых двух строк уж и достаточно бывает дл€ вынесени€: уж было...
спасибо за уточнени€ к портрету маэстры (Ќ.  офырин).
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
eMTiVi   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 18:46 (ссылка)
Ћично € терпеть не могу фильмы “арковского. "—ол€рис" единственный, который мне понравилс€, потому что в нЄм ещЄ присутствует равновесие между разумом, рассудком и духовностью. ¬ остальных "духовность" слишком сильно доминирует.

я уже чувствую себ€ идиоткой, объ€сн€€ люд€м о необходимости понимани€, что такое образ. ј дело гораздо глубже, но в этом случае даже надежды нет, что люди поймут.

3 раздела коры, работающие с трем€ сигналами.
¬ то врем€, когда творил “арковский, было ещЄ много людей, у которых все три раздела коры были достаточно развиты и скоординированы. ѕоэтому, его творчество было востребовано... хот€, мозг самого “арковского был с доминантой на эмоционально - образные разделы коры, постепенно сход€ к доминированию эмоций.

ј любое доминирование одного из сигналов - это нарушение органики мозга. Ћично € не могу смотреть "—талкера". «абыла фамилию артиста, игравшего главную роль... он чуть ни помешалс€ после этой роли.

ƒоминирование эмоционального раздела коры - это, конечно, поэт, но и неврастеник. ¬ начале творческого пути, когда органика психики ещЄ не слишком нарушена, такие люди могут создать даже гениальное. Ќо дальнейшее творчество становитс€ болезненно - изысканным.

” действительно гениальных художников мозг имеет перекос в сторону эмоционально - образных разделов коры... слишком много творец и мыслитель работает с подсознанием. Ќо и здравость ума он, отнюдь ни тер€ет. » рассудочным, когда надо, станет.

–ассудочность - это доминирование лобных долей при той или иной степени игнорировани€ эмоционально - образных разделов мозга. ’олодный, рационально - безэмоциональный мозг.
–азумный мозг, трезво мысл€щий - это равновесие рефлекторно закольцованных сигналов. √де дл€ каждого образа есть слова и эмоции.
ѕри "духовности" эмоции и чувства имеют большее развитие, но ещЄ не доминируют.

“ворческий мозг имеет перекос в сторону эмоционально - образного преобладани€. “акой человек может стать очень большим художником или учЄным.
—ильное же доминирование - взрывообразно, может дойти до гениальности. Ќо, в основном, такие люди быстро сгорают. ќтпущенна€ на свободу эмоциональность разъедает психику, как ржа железо.

Ѕольшой художник умеет контролировать системы мозга... чаще интуитивно.
“ворчество это не только полЄт вдохновени€... но, и, в большинстве видов искусств, т€жЄла€ техническа€ работа, требующа€ активного развити€ лобных долей и произвольного внимани€. ¬ артистической же среде, не смотр€ на усили€ —таниславского, техническа€ работа игнорируетс€. ѕреобладают образы и эмоции. ¬ итоге, мы имеем бездарный, погубленный театр и плохое кино.Ќарушена органика мозга.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
eMTiVi   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 19:06 (ссылка)

ќтвет на комментарий eMTiVi

ƒа, а —ќ¬≈—“№, чисто технически, это это эмоциональные переживани€ по поводу того, что реалистичный, жизненный образ воображени€ мы перерабатываем в нечто фантазийно - субъективное. ј потом это фантазийно - субъективное выдаЄм за правду.

ѕоскольку в голове одновременно существует и правдивый образ и придуманный... т.е. мы знаем правду... а в нас ещЄ в детстве воспитали св€зь правды с положительными эмоци€ми, а врань€ с ремнЄм... вот и муки совести. » хочетс€ сказать неправду, но ремень не даЄт.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќиколай_ офырин   обратитьс€ по имени ’ќ–ќЎ»≈ ћџ—Ћ» ¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 19:08 (ссылка)
"—ќ¬≈—“№ - если она есть - это контрольный выстрел".

"‘ильмы “арковского - как хорошее вино, с годами станов€тс€ всЄ лучше"!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
≈лена_ўенникова   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 19:43 (ссылка)
«амечательные стихи в конце ¬ашей статьи. —пасибо за интересный рассказ о жизни ’удожника.¬спомнились строчки Ѕ. ѕастернака- "Ќе спи не спи ’удожник , не предавайс€ сну. “ы времени заложник ,у вечности в плену "
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
myparis   обратитьс€ по имени C Ќќ¬ќ√ќƒЌ»ћ» ѕќ∆≈ЋјЌ»яћ» !! ¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 23:27 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
myparis   обратитьс€ по имени “ќ, „“ќ я ¬јћ —≈…„ј— ѕќ∆≈ЋјЋ... ¬оскресенье, 29 ƒекабр€ 2013 г. 23:29 (ссылка)
Ќиколай_ офырин, бќльших успехов в Ќовом √оду!!!
кофырин клоун миколай (525x700, 303Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
raddis   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 ƒекабр€ 2013 г. 08:12 (ссылка)
»сходное сообщение ёрий_ћишенев
Ќиколай_ офырин, —читаю финальный вопрос не имеющим никакого отношени€ к собссно теме, да и вообще бессмысленным - типа: а што такое - стол? а какое оно - масло? - с единственным ответом: масл€ное..
касаемо же “арковского и "—ол€риса"... вы мильен раз просмотрели фильму, а сколько раз вы перечли первоисточник - "—ол€рис" Ћема?
и одной сотой доли не охвачено в фильме от романа...
и вот - ахи ахать тут бесперечь...


ёрий_ћишенев, о , как € согласна с вами ..
 огда узнала . что сн€ли фильм по " —ол€рису " , € так обрадовалась .. надо же - экранизировали один из моих любимых романов , но когда посмотрела , не понимала никогда , что так все нос€тс€ с “арковским , как кошки с салом ..
”мудритс€ сн€ть фильм без одного из главных героев .. ќ ќкеане все говор€т , но его ни разу не показывают .. как привидение ..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Aleks_Ander   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 ƒекабр€ 2013 г. 12:55 (ссылка)
ќчень интересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
myparis   обратитьс€ по имени ¬ ќ“«џ¬ј’ Ќј —“ј“№» Ќќ¬ќ–”—— ј√ќ ѕ–ќ–ќ ј, ¬ќ∆ƒя Ќј÷»» » —јћќ–ќƒ ј-√≈Ќ»я, ќѕ”ЅЋ» ќ¬јЌЌџя Ќј ћј —ѕј– ≈... ѕонедельник, 30 ƒекабр€ 2013 г. 22:46 (ссылка)

ќтвет на комментарий Ќиколай_ офырин

 акое вино, Ќиколай ¬алентинович?!... ¬ы посмотрите лучше, что ¬ам люди на макспарке пишут!!!


кофырин (690x284, 99Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
SCARLET5   обратитьс€ по имени — ƒЌ≈ћ –ќ∆ƒ≈Ќ»я! —реда, 01 январ€ 2014 г. 17:45 (ссылка)
— днем рождени€! ∆елаю ¬ам всех благ!
 артинка
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Famar   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 03 январ€ 2014 г. 01:35 (ссылка)
“арковского не люблю. ¬иновата бесконечно, но ничего поделать с собой не могу. ѕрочитала пост, чтобы пон€ть, за что именно. ѕон€ла.

— днЄм рождени€ ¬ас! ∆елаю мудрого сердца и доброго ума, много читателей и ещЄ больше критиков, потому что они украшают нашу жизнь насто€щими эмоци€ми. ’рани ¬ас √осподь !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку