Цитата сообщения Ира_Ивановна
Генрих Брокар и "Красная Москва"
Наверное, не найдется в нашей стране человека, кто не слышал о духах «Красная Москва».
Символ Советского Союза, легендарная классика со столетней историей, аромат с необычным терпким запахом покорил не только нашу страну, но пожалуй, и весь мир. Яркий, дерзкий, запоминающийся парфюм состоит из порядка 60 компонентов. Винтажный цветочный аромат отличается от всего того, что было создано до него. Основные ноты - цветочные и немного пряностей.
Сегодня речь пойдет о создателе этого удивительного аромата.
В 1836 году в Париже на свет появился Анри Брокар, который сам себя называл Генрихом. Ему уготована была судьба великого парфюмера и предпринимателя. Невероятный дар обнаружился у Генриха еще в детстве. Как-то его отец играл с ним и подбрасывал вверх. Малыш заливался смехом, а потом вдруг неожиданно спросил:
— Папа, чем от тебя так вкусно пахнет?
— Наверное, это аромат духов мамы! — ответил отец. — Дорогая, у нашего сына прекрасное обоняние! Наверняка он будет парфюмером!
— Естественно, а кем же еще, когда весь род Брокаров - парфюмеры — подала голос тетушка, никем не замечаемая ранее.
Брокар старший понимал, что достигнуть признания во Франции невероятно тяжело. Ведь здесь каждый второй - парфюмер. Безусловно, у ребенка талант, да и я обучу ему всему, чему надо, но как ни крути, заработать себе имя, оставаясь во Франции, даже заручившись покровительством предков, близко к нулю.
Генрих рос смышленым и умным юношей. Родители дали ему отменное образование, он изучал химию, экономику, парфюмерное дело. Первые попытки пробиться среди рядов парфюмеров успеха не принесли.
В 1861 году Генрих принял судьбоносное решение - попросил у отца денег денег и сказал, что хочет поехать в Россию за компанию с другом. Генрих хотел открыть в России производство парфюмерной продукции и наладить продажи. Отец, будучи умным человеком, возражать не стал, и так Генрих оказался в России.
Там ему очень понравилось, он был рад, что приехал в Москву - гостеприимную и хлебосольную, в отличие от мрачного неприветливого Петербурга.
Сначала Генрих работал помощником у купца Константина Гика.
Согласно контракту в случае увольнения Брокар был обязан передать хозяину все придуманные им новшества и секреты. И конечно, таких секретов было немало. Например, Генрих придумал, как можно духи концентрировать, в таком виде они намного дольше сохранялись, и упрощалась транспортировка.
Как раз тогда Брокар встретил Шарлотту Равэ, дочь бельгийского предпринимателя, и женился на ней. Шарлотта была необыкновенно умна и красива, получила прекрасное образование, владела несколькими иностранными языками, была общительна и дружелюбна. Она во всем помогала мужу, и делом, и советом.
Брокары решили обойти условия договора, они не передали нанимателю секрет концентрирования ароматов, а решили продать его. Вернувшись во Францию, чета Брокаров обратилась в парфюмерный концерн Рур Бертран в Грасе. Им заплатили 25 тыс франков - как раз этих денег хватало, чтобы открыть собственное дело. Вернувшись в Москву, супруги взялись за дело.
Брокар заметил, что в России люди не пользуются мылом по причине его дороговизны, его ввозили из-за границы. Генрих впервые предоставил возможность всем людям пользоваться недорогим мылом. В 1864 году он открыл мыловаренную фабрику. Они с Шарлоттой выдумывали одну идею за другой.
— То ли еще будет! — восклицал он! Выпуск мыла начался с трех видов - «Детское», «Янтарное» и «Медовое». На «Детском» были выдавлены русские буквы. Мыло очень понравилось покупателям, и Брокар решил расширяться и разрабатывать новые виды продукции.
У Генриха были выдающиеся знания в химии и парфюмерном деле, прекрасный вкус. В 1870 году фабрика начала производство одеколонов и духов. Первое время продажа духов шла очень туго, поскольку срабатывал стереотип, что все французское - хорошее, а русское плохое.
Шарлотта в отчаянии решилась на смелый эксперимент - она перелила свои духи во французские флаконы, а французские ароматы в свою тару. Произошло необыкновенное - покупатели раскупили все брокаровские духи, не находя слов от восхищения , а попробовав французские, отходили в сторону.
Когда розыгрыш был обнародован, покупатели удивились и кинулись покупать духи Брокара.
Это семья обладала недюжинной фантазией. Чтобы привлечь внимание к старту продаж одеколона «Цветочный», они установили в фойе магазина фонтан с ним, и каждый посетитель мог бесплатно надушить свой платок или пиджак.О брокаровском чуде пресса шумела не один день.
Фабрика получила много наград на выставках в Европе. В Париже в 1889 году духи «Персидская Сирень» получили Гран-При, французы впервые проиграли и оказались лишь на втором месте.
Несмотря на два герба, красующихся на этикетках, парфюмер сожалел о том, что его империя не имела звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества».
Но свою идею претворить в жизнь Брокару не довелось. В 1900 году его не стало, дело перешло к жене и сыновьям. Шарлотта попросила главного парфюмера фирмы Августа Мишеля закончить задумку мужа, и тот с радостью согласился.
Так в 1913 году императрице Марии Федоровне был преподнесен подарок - ваза с цветами из воска, каждый цветок благоухал чудесным ароматом, а все вместе они соединялись в роскошную цветочную композицию.
Мария Федоровна назвала аромат «Любимый букет императрицы», и специальным указом империя Брокара получила долгожданное звание «Поставщика Двора Императорского Величества». Аромат завоевал славу как в России, так и далеко за ее пределами, духи превратились в легенду.
В 1917 году к власти пришли большевики, и фабрику национализировали: всемирно известная Империя Брокара превратилась в «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат N 5». Фабрику спасла большевичка Евдокия Уварова. Она добилась приема у Ленина, и оборудование для выпуска духов было сохранено.
Cчастье, что у новой власти хватило ума уговорить Августа Мишеля остаться работать на предприятии. Ему предложили обучать советских парфюмеров, он был женат на русской, обнаружились проблемы с паспортом, ему не удалось эмигрировать.
Мишель не смог терпеть жуткого переименования фабрики и предложил назвать фабрику «Новая заря». Большевики не стали возражать : название вполне соответствовало концепции эпохи и было приятно на слух. Так с лёгкой руки Августа «Империя Брокара» обрела новое имя.
Август постоянно вспоминал духи, которые они с Генрихом сделали для императрицы. Он понимал: новая власть не согласится оставить старое название, не смогут они и соблюсти технологию производства. Тогда парфюмер решается оживить легенду. Он воссоздает знаменитый аромат и вносит предложение о переименовании духов в «Красную Москву». Как и планировалось, все согласились.
Так чудесный аромат императрицы получил вторую жизнь и завоевал миллионы поклонников уже после революции. Приобретая этот аромат, вспоминайте, что в красивом фигурном флаконе в форме башни Кремля скрыты грезы Генриха Брокара, императрицы Марии Федоровны и мечты русских красавиц, уже давно покинувших этот мир. Может быть, и поэтому тоже, этот колдовской аромат имеет легкую неуловимую горчинку.
© https://www.livemaster.ru/topic/3297882-article-genrih-brokar-i-krasnaya-moskva?