Кокошник символ русского национального головного убора.
Кокошник русский национальный головной убор. Невероятной сложности изготовления щит-гребень-опахало вокруг головы.Кокошник носили и девицы, и замужние.
Известен он очень давно. Более того, в каждой губернии у него была своя форма.
Долгое время кокошник был частью не только народного костюма.
Его носили царицы, боярыни и боярышни.
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Русская красавица в кокошнике»
КОКОШНИК
Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" 1882 г.
Константин Маковский. «Боярышня у окна»
Девичьи заговоры о замужестве: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!». Не нужно думать, что девушки мечтали о подзатыльниках от будущего мужа, пусть даже о «золотых». Подзатыльник (позатылень) – особое украшение к кокошнику или к сороке.
Иван Петрович Аргунов, Портрет неизвестной в русском костюме, 1784.
В разных областях правила ношения кокошников были разные. Так или иначе, кокошник оставался традиционным головным женским убором, который носили в большинстве районах, в деревне и городе, и даже при дворе. При Петре Первом он был, правда, запрещен, но в дальнейшем вернулся и как головной убор знати – так отдавали дань традиции.
Кокошник был дорогим удовольствием. Сверху его украшали (позументом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями) и вышивали золотыми нитями.
Императрица Александра Федоровна в кокошнике. Крюгер
Кокошники тоже были нескольких видов и форм: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный.
Художник Михаил Нестеров Девушка в кокошнике. Портрет М.Нестеровой
С приходом к власти Петра I, народный костюм у знати был заменен на европейский, и кокошник был возвращен в женский придворный костюм лишь Екатериной II в XVIII веке
ЭРИКСЕН Вигилиус - Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике.
Портрет молодой женщины в кокошнике. 1892, Суриков Василий Иванович (1848-1916)
А поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус. Его закалывали под подбородком или свободно отпускали на плечи.
Василий Суриков. Девушка.
В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником.
Пушкин в дневнике пишет /с.4/: "Дамы представлялись в русском платье" /Дневник Пушкина. 1833-1835. М.:Три века,1997. 648 с./ В комментариях /с.66-67/ читаем: "Говоря об утреннем выходе во дворце 6-го декабря и о вечернем бале, П.Г.Дивов пишет в Дневнике своем, что "видел новый костюм, данный придворным дамам: это вроде Русского платья, которое очень идет полным особам"... К.Я.Булгаков сообщал брату ...: "Утром вчера несколько дам было в новых костюмах; красавиц ещё более украшает, а дурным не к лицу. Описать не умею: род сарафана, на котором Русское платье с особенными рукавами, на голове кокошник с длинным вуалем или фатою, а у девуше повязки бархатныя, шелковыя, парчевыя или с другими украшениями, или просто ... Давно не видел я двор столь блистательным, как вчера и утром, и вечером; уж подлинно двор Русского Царя!"
При дворе стали популярны балы в русском стиле, самый известный из которых- бал 1903 года, уже в царствование Николая II
Маскарадный костюм княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой - "Боярыня"
Великая княжна Ксения Александровна на балу 1903 г.
Костюмы для бала создавались по эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов по народному костюму.
Стоили они целые состояния. Шили их самые известные мастера того времени: Надежда Ламанова и любимый модельер императрицы Август Бризак. Меха, ткани, драгоценности – ни на чем заказчики не экономили. Эти костюмы были визитной карточкой их благосостояния.
Многие светские дамы заказывали портреты в русском стиле.
Константин Егорович Маковский «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме»