Кроме того, в вилле был устроен музей, содержащий огромную коллекцию живописи, собранную Демидовыми. Для церкви была выполнена дарохранительница работы Ф. А. Верховцева
Во время второй мировой войны вилла Сан-Донато была разорена квартировавшими в ней немцами. После войны вилла отошла к флорентийской администрации, и вскоре рядом с ней вырос новый городской квартал.
До 2012 можно было увидеть только сильно обезображенный усадебный дом, обветшавшие здания Одеона (театра) и домашней церкви, а также парадные ворота, давно утратившие свою былую роскошь. К 2018-2019 гг. вилла была отреставрирована с некоторыми упрощениями в отделке. Напоминанием об усадьбе служат названия главных улиц нового квартала: виа Сан-Донато и виа делла Вилла Демидофф.
Николай Никитич Демидов (9 [20] ноября 1773, Санкт-Петербургская губерния — 22 апреля [4 мая] 1828, Флоренция) — крупный русский промышленник и меценат из рода Демидовых. Владелец частной картинной галереи и подмосковной усадьбы Алмазово. Действительный камергер (с 1796); тайный советник (с 1800).
С 1815 года — российский посланник в великом герцогстве Тосканском. Во Флоренции, за основанные им детский приют и школу, ему был поставлен памятник (1871) на площади, названной Piazza Demidoff.
Князь Сан-Донато — титул, введённый в 1840 году тосканским великим герцогом Леопольдом II для Анатолия Демидова по наименованию виллы.
В 1475 году из-за финансовых проблем незавершённое здание было выставлено на продажу семьёй Бони, а затем перешло к семье Мартелли: братьям Карло и Уголино.
Семья Антинори по-прежнему владеет городским дворцом и землями по всей Тоскане, где производят знаменитые вина, в том числе винсанто, а также оливковое масло и другие продукты.
План здания типичен для флорентийских палаццо — параллелепипед, рустовка стен, арочные окна, сильно выдающийся карниз, венчающий здание, внутренний двор с аркадой (ныне частично застеклённой) и садом.
Внутренний двор (кортиле) с трёх сторон окружён типично ренессансными аркадами, восходящими к творениям Брунеллески и Микелоццо (Палаццо Медичи-Риккарди). Однако в целом дворец выглядит более средневековым, чем ренессансным
На плане Флоренции 1584 года Палаццо Антинори уже имеет сад, окружённый зубчатой стеной. Дверь, ведущая из дворца в сад, напоминает дверь Палаццо Бартолини-Салимбени, на этом основании её приписывают работе Баччо Д’Аньоло. В саду есть несколько цветников, похожих на монастырские сады XIV—XV веков, у одной из стен выделяется замечательный нимфей в стиле XVIII века с пористыми камнями и статуей Венеры в оригинальной нише
С 2018 года во дворце размещается Коллекция Роберто Казамонти (Collezione Roberto Casamonti), частное собрание произведений современного искусства, принадлежащее Роберто Казамонти.
Коллекция включает около двухсот работ более чем ста сорока художников, представляющих различные течения в искусстве ХХ—XXI веков.
Сохранившееся здание было построено по проекту архитектора Баччо Д’Аньоло в период с 27 февраля 1520 года по май 1523 года, как сообщает нам «Книга стены» (Libro della muraglia), бумажный кодекс, в котором заказчик Джованни Бартолини отметил все расходы, понесённые на строительство семейного дворца. В иных источниках названы другие даты: 1517—1520
В 1863 году здание было куплено князьями Пио ди Савойя (Pio di Savoia). В 1875 году оно было объявлено национальным памятником.
Удивление флорентийцев в то время вызывал «римский портал» с колоннами по сторонам и прямоугольные окна вместо традиционных арочных проёмов, увенчанные архитравом с фризом и треугольным или лучковым фронтоном.
Окна разделены каменными крестообразными элементами на четыре квадрата (так называемый гвельфский крест, наподобие окон в Палаццо Венеция в Риме), с резной колонкой в середине и пилястрами по краям. В нишах второго этажа ранее стояли статуи, они были удалены из-за жёсткой критики, которая считала их более подходящими для церковного фасада.
Из-за критики, обрушившейся на Баччо д’Аньоло в период строительства дворца, он, как сообщает Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях», добился, чтобы на архитраве портала была выгравирована надпись «Carpere promptius quam imitari» (Критиковать легче, чем подражать).
Надпись «P [er] non d [o] rmire» (Не спать) имеется на архитраве портала и в поперечинах окон. Это семейный девиз, позднее принятый Габриеле Д’Аннунцио. Девиз дополняется эмблемой с цветками мака, наркотика для сна.
Происхождение девиза, по одной из версий, объясняют важностью деловых встреч, на которые члены семьи ходили, даже жертвуя сном; по другой — типично итальянской хитростью торговцев, предлагавших конкурирующим покупателям банкет с наркотиками опиума накануне вечером, чтобы они опоздали на аукцион товаров следующим утром.
Серия сообщений "Дворцы Италии-2(Венеция,Флоренция)": Часть 1 - Палаццо Италии. Дворцы Венеции Часть 1 Часть 2 - Дворец дожей в Венеции...Часть 24 - Исторические дворцы Италии:Палаццо Питти(Palazzo Pitti).Часть 7:Музей фарфораЧасть 25 - Исторические дворцы Италии:Палаццо Питти(Palazzo Pitti).Часть 7:Сады БоболиЧасть 26 - Исторические дворцы Флоренции:Палаццо Бартолини-Салимбени,Палаццо Антинори,Вилла Сан-Донато