-Подписка по e-mail

 

 -Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (0)

АНЕКДОТЫ ОТ КОРОЛЕВЫ РУССКОГО ЮМОРА Надежда Тэффи (урожденная Лохвицкая, по мужу &md...

100 фильмов - (0)

100 фильмов с непредсказуемой развязкой! Приятного просмотра Читать далее

Михаил Юрьевич Лермонов - (0)

Михаил Юрьевич Лермонтов... Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 27.06.1841), русский поэт, проза...

О древних шумерах - (0)

АНУНАКИ! КТО ЭТО ТАКИЕ! ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ! АНУННАКИ. Документальный фильм о людях дре...

Удаляем фон с картинки онлайн - (0)

Удаляем фон с картинки онлайн Всем здравствуйте...)) Сегодня я расскажу, как онлайн можно уд...

 -Метки

linux windows youtube Шекспир адамс александр бушков александр прозоров александрова алексей толстой америка англия андрей васильев андрей воронин андрей константинов анекдоты анимация анна князева анна малышева антивирус артисты кино артисты россии артур конан дойль аудиокнига аудиокниги балет блюз бог валентин пикуль ван гулик роберт вердон джон ветхий завет вещдок видео вильямс чарльз вк война высоцкий георгий вайнер германия герритсен тесс гифка города государство демократия детектив детективы дети джаз джо аберкромби джон гришэм джорджо де кирико документальный фильм дольский древние цивилизации дюма евросоюз египет женское животные животный мир жорж сименон задорнов замки здоровье иван грозный известные личности израиль интервью интернет исторические аудиокниги история история в замках история зарубежная история россии картинки кино китай клады композиторы коперник космос кот кошки кремль крым лабиринты истории лантратов леонардо да винчи линкольн лихтенштейн лоуренс блок лучшие песни люксенбург македонский медичи микеланджело музыка найо марш нато наука нло новый год новый завет норвегия оружие оскар строк пётр перый певцы пенсия передвижники песни песни разные петергоф пикуль пирамиды пирс йен плеер плейлист политика польша почта программы путешествия путин пушкин рамки раневская рассказ ретро ретро музыка робер кампен рокфеллеры романс россия рыбы рынок рюриковичи сборник свиридов сенчина сергей зверев слушать смешно спектакль спецоперация ссылки сталин стефан цвейг стихи страны суриков сша танго телевизор телефон тибет тото кутуньо третьяковская галерея тургенев украина уроки уроки от любаши фантастика фильмы фон картинки фото художники царица сафская цитаты чурикова шумеры элен макклой эрдоган эстрада юмор япония

 -Приложения

  • Музыкальный плеер
  • Перейти к приложению Скачать музыку с LiveInternet.ru Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lagad

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.04.2013
Записей: 5620
Комментариев: 241
Написано: 7936


Петергоф. Часть 36.

Понедельник, 02 Сентября 2019 г. 21:18 + в цитатник
Цитата сообщения Matrioshka



Дубовый кабинет и Дубовая лестница


Дубовый кабинет — старейший интерьер дворца, создан еще в первой четверти XVIII века. Отделан четырнадцатью дубовыми панелями, восемь из которых подлинные.

Э.П.Гау. Кабинет Императора Петра I, в большом дворце Петергофа, 1850


Э.П.Гау Кабинет Императора Петра I, в большом дворце Петергофа, 1850


Квадратная в плане комната с невысоким потолком и четырьмя окнами с мелкой расстекловкой. Окна закрывались складными дубовыми ставнями. На восточной и западной стенах и над мраморным камином северной стены - зеркала в резных рамах. Как и на парадной лестнице Нагорных палат, здесь, в кабинете императора, определяющим материалом художественной отделки является дуб. Дубовые щиты сплошь закрывают стены, придавая интерьеру удивительную теплоту и уютность. В петровскую эпоху этот материал, в изобилии имевшийся в южных областях России, любили применять при отделке помещений. Дубом в Петергофе были отделаны комнаты дворцов Монплезира, Марли, павильона Эрмитаж. Но самым удивительным примером использования этого материала является Дубовый кабинет Нагорных палат. При Петре I здание дворца было скромнее и называли его Нагорные палаты: в два этажа и в половину короче нынешнего.

А.П. Цесевич. Дубовый кабинет Петра I в Большом дворце


Стены кабинета от пола до потолка покрыты деревянными щитами, причем если панели низа стен гладкие, то над ними размещаются вытянутые по вертикали филенки, сплошь покрытые необычайно изящной резьбой. Резьба покрывает и двери, десюдепорты, филенки над зеркалами и камином. Подобное решение интерьера производило сильное впечатление. Берхгольц, побывавший здесь в 1721 году, сделал следующую запись в своем "Дневнике": "Замечателен особенно кабинет, где находится небольшая библиотека царя, состоящая из разных голландских и русских книг; он отделан одним французским скульптором и отличается своими превосходными резными украшениями". Этим "скульптором" был Николя Пино, выдающийся мастер, приехавший в Россию в августе 1716 года. Его искусство высоко ценилось современниками. Непревзойденный декоратор Пино сам рисовал эскизы для будущих своих работ. О его мастерстве свидетельствует альбом, хранящийся в Государственном Эрмитаже. Среди множества проектов здесь имеются рисунки Пино для филенок Дубового кабинета Большого дворца. Некоторые из них почти без изменений были воплощены в деревянной резьбе, композиция других в процессе работы была значительно модифицирована.


Кабинет был устроен в южной части дворца "по Леблонову чертежу". Именно он и предложил Пино выполнить резьбу, ибо считал, что "так как однообразные сплошные филенки скучны для глаз, то прибегают к украшению их рамками, картинами, пилястрами..."

В конце 1718 года "вольные резчики" Фоле, Руст, Фодре и Таконе приступили к работе. Н. Пино на дубовых щитах делал прокладку композиции, а резчики должны были. "вы делать и вычистить" панно. Через год первые восемь филе нок были готовы, а в 1720 году были исполнены оставшиеся четыре.

Кроме того, Фоле вырезал орнаментальные украшения для пилястр, разделявших филенки и панно над камином, а Руст исполнил десюдепорты, рамы зеркал и резьбу над ними. В работах участвовал и мастер Мишель.



К Дубовому кабинету, связанному с именем Петра I, издавна относились как к одной из реликвии. Поэтому принято было считать, что интерьер кабинета не претерпел с момента его создания каких-либо изменении. В действительности оказалось, что дело обстояло иначе. В середине XVIII века при расширении дворца по проекту Растрелли в восточной стене Дубового кабинета на месте окна пробивают дверной проем. Тогда же исчезает и печь с маленьким боковым камином на северной стене и взамен сооружается мраморный камин с зеркалом в резной раме. Вслед за этим ликвидируется одна из симметрично расположенных на серверной стене дверей, соответствовавшая существующей ныне. Эти переделки вынуждают дополнить число панно еще двумя. При этом расположение их на стенах было нарушено. И сейчас о замысле Леблона и Пино можно только догадываться.


Немалый вред интерьеру причинило и то, что при Петре III, Павле I, Николае I и позже комната использовалась как рабочий кабинет и, в соответствии со вкусами владельцев здесь устанавливались полковые барабаны и знамена квартировавших в Петергофе полков, прекрасная резьба закрывалась картинами и портретами в пышных золоченых рамах. В период становления музея в Дубовом кабинете была создана экспозиция, соответствовавшая петровской эпохе.




В первые дни Великой Отечественной войны восемь панно, створки дверей, десюдепорты были эвакуированы. После восстановления кабинета они заняли свое место на стенах. Шесть панно погибли. В настоящее время три уже воссозданы. Модели к ним подготовила скульптор Н. Оде. В простенке между окон южной стены можно видеть первую вырезанную заново филенку. Она выполнена резчиком Б. Гершельманом. Еще две находятся на северной стене справа и слева от камина.

Тематика панно различна. В соответствии с модой того времени изображения на четырех панно символизировали времена года. Два из них сохранились. У входа в кабинет на западной стене находится панно с изображением гермы, украшенной цветами и двумя крылатыми драконами. Над ними декоративный картуш с изображением Овна - знака зодиака, олицетворяющего апрель, а выше помещены ваза с цветами и улыбающаяся женская маска, также в обрамлении цветов. Эти символы соответствовали весне.


Аналогично оформлена и филенка, находящаяся в юго-западном углу. Но здесь в гирлянды цветов вплетены колосья, а в картуше изображен Лев - знак летнего месяца июля. Два несохранившихся панно имели подобное решение. Об этом можно заключить по имеющимся в альбоме Эрмитажа рисункам Н. Пино ко всем четырем филенкам.



Панно Дубового кабинета с изображением Петра I (2) (290x480, 93Kb)Панно Дубового кабинета с изображением Петра I

Два панно, первоначально располагавшиеся, скорее всего, на южной стене в простенке между окнами, а ныне помещенные в юго-западном и юго-восточном углах, должны были в символической форме прославлять Петра I и его супругу.

Эскизы к этим панно сохранились в Музее декоративных искусств в Париже. При воплощении этих эскизов в дереве Н. Пино внес некоторые изменения.

На одной филенке в окружении глобуса, навигационных и астрономических инструментов изображен мужчина в античной одежде.

Голова его украшена лавровым венком - символом славы.

Ниже, на фоне трубы и лиры, свиток с надписью: "La Vertus Supreme ou Pierre Premier Empereur De La Grande Russie" (Высшая добродетель Петра I императора Великой России).

На панно в юго-восточном углу комнаты в центральном медальоне изображена Минерва - богиня мудрости. Поле филенки украшено символами скульптуры, живописи, архитектуры, музыки и торговли.

Два панно на южной и одно на восточной стене заполнены символами военного и морского могущества: мечами, шлемами, щитами, боевыми топориками, трезубцами Нептуна и т. п. До войны сохранялась подобная же филенка на северной стене.

Совершенно иного содержания два панно справа от камина. На лентах с кистями как бы подвешены различные духовые, струнные и ударные инструменты. Здесь волынки, скрипки, кастаньеты, треугольники и т. д. На раскрытых нотных тетрадях воспроизведены записи мелодий начала XVIII века.











В целом разнообразная и великолепная по исполнению резьба Дубового кабинета представляла собой уникальный ансамбль в характерной для того времени символической форме, прославлявший расцвет науки, культуры, торговли и военного могущества новой России и ее преобразователя Петра I.





В кабинете издавна сохранялись вещи, связанные с основателем Петергофа.





Сейчас на бюро между окон стоят его походные часы-будильник, выполненные аугсбургским мастером Иоганнесом Беннером.

Такие часы, вложенные в кожаный футляр со стеклом, брали в дорогу. Подобные часы часто имели лишь одну часовую стрелку.

На полках находятся книги из петровской библиотеки.


У западной стены на столе - кабинет итальянской работы конца XVII века, выполненный из черного дерева и бронзы со вставками из лазурита, яшмы и различных мраморов.



Стулья и кресла первой трети XVIII века с плетеными сиденьями издавна находились в этом помещении.









peterhof32 (482x700, 129Kb)Дубовая лестница сооружена в 1720-21 годах по проекту А. Леблона.
В 1751 году русский живописец И. Я. Вишняков написал плафон для Дубовой лестницы. Он изобразил стремительный полет богини утренней зари - Авроры, несущей свет зарождающегося дня. Так в художественно-аллегорической форме оценивалась деятельность Петра I, знаменовавшая новый этап Российской истории.

Плафон во время войны погиб, воссоздан в 1964 году художником Я. А. Казаковым.

Ступени лестницы устланы дубом, из него же вырезаны балясины её перил, отсюда и название. Все дубовые детали, кроме фрагмента одной из балясин, сгорели при пожаре 1941 года.

Из-под обломков стен удалось извлечь лишь одну обгоревшую капитель балясины. Она и явилась почти единственным эталоном при моделировании и воссоздании прежнего ограждения лестницы. Резные работы выполнялись бригадой резчиков объединения "Реставратор" по моделям скульптора Н. Оде.

Дубовая лестница сохранялась на протяжении двух веков почти без изменений. Лишь Растрелли, изменяя отделку Центрального зала, в который ведет лестница, украсил двери на верхней площадке богатыми резными золочеными наличниками.

При восстановлении интерьера решено было вернуться к наличникам, характерным для первой четверти XVIII века.

Дубовая лестница 1980-1989


Трон императора Николая I в Петергофском дворце.








Серия сообщений "Петергоф":

Часть 1 - Петергофское гулянье. Фотограф Батурина Юлия.
Часть 2 - Петергоф. Часть 1.
...
Часть 34 - Петергоф. Часть 34.
Часть 35 - Петергоф. Часть 35.
Часть 36 - Петергоф. Часть 36.


Серия сообщений "Петергоф":
Часть 1 - Петергоф. Часть 1.
Часть 2 - Петергоф. Часть 2
...
Часть 33 - Петергоф. Часть 33.
Часть 34 - Что находится под фонтанами Петергофа
Часть 35 - Петергоф. Часть 36.
Часть 36 - Петергоф. Часть 45. Гроты Большого каскада. Часть 2.
Часть 37 - Петергоф. Часть 48.
Часть 38 - Петергоф. Часть 47
Часть 39 - Петергоф. Часть 49
Часть 40 - ПЕТЕРГОФ. Парк Александрия. Дворец Коттедж. Фермерский дворец.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку