В 1707 Пётр Первый подарил эти земли своему фавориту - Данилычу. Но светлейший не торопился их осваивать, и через три года землю “отписали” Екатерине Алексеевне. Данная местность возвышалась над окружающей заболоченной низиной. По-фински возвышенность “саарис”. А поскольку с незапамятных времён здесь был хутор, мыза по-фински, то и всю местность стали называть “саарской мызой”. Со временем название превратилось в “царскую мызу”, а потом и в “Царское Село”. В 1724 архитектор Браунштайн закончил строительство “двухэтажных каменных палат о шестнадцати светлицах”. Екатерина жила здесь как обычная помещица. По наследству здание и земли перешли к дочери Екатерины - цесаревне Елизавете.

Адольф Беземан. Большой пруд, павильон Грот и Камеронова галерея-на заднем плане.

В 1720 году перед восточным и западным фасадами Екатерининского дворца расположились наиболее старые части Екатерининского и Александровского парков. Их территория оформлялась как продолжение дворцовых залов.

В 1725 году загородная резиденция официально получает новое название - Царское Село.

В 1743 началось преобразование родового гнезда государыни Елизаветы Петровны. Автором проекта был Михайло Земцов, после его кончины здесь работали Квасов А.В. и Савва Чевакинский - ученики Земцова. По желанию государыни здание старых палат сохранили в память о её матери.

Ещё до окончания возведения дворца Елизавета Петровна начала заботиться о будущем парке. Садовый мастер Жирар Ф.Н., приехавший в Россию ещё при Петре Первом, проработал в Царском Селе вместе с Растрелли более десяти лет, занимаясь садами “Петербургской Армиды”. Парк – символ государства, в котором правитель – садовник, а регулярность есть свидетельство порядка и организованности. По голландскому образцу дворец густо обсадили деревьями, причём излюбленным деревом оказалась липа. Аккуратно подстриженные деревья и кустарники образовали “зелёные кабинеты “, каждый со своей темой; симметрично расположенные пруды соединили крытые аллеи и переходы. Строгую геометрию оживляли беломраморные и позолоченные свинцовые ста­туи.
Вид на Старый парк. Слева - павильон Грот на берегу Большого пруда. На среднем плане - Екатерининский дворец. Ниже - два Зеркальных пруда. Слева - Камеронова галерея, справа на берегу одного из Зеркальных прудов - павильон Верхняя ванна (Мыльня их высочеств). Регулярная часть Екатерининского парка, или Старого парка, сохранила структуру планировки XVIII века. Ансамблевую целостность регулярного парка подчёркивают барочные памятники садово-парковой архитектуры, павильоны Эрмитаж (Земцов М. Г. и А. В. Квасов) и Грот (Б. Ф. Растрелли). Более тридцати художественных памятников находится в пейзажной части Екатерининского парка, созданной в 70-х годах XVIII веке.

В 1745 – начали переустраивать парк: перед Екатерининским дворцом разбили сад с клумбами и искусственными прудами, фруктовыми деревьями, окружённый каналом; такие парки называют регулярными (французским) – здесь прямые аллеи, подстриженные деревья и кустарники, на фоне которых белеют мраморные скульптуры. Сад расположен на понижающихся террасах, которые связаны между собою каменными лестницами. Эту часть сада называют Верхним садом. В низкой части парка появились павильоны ЭрмитажМонбижу (“моя драгоценность“ - не сохранился), Грот - обязательная принадлежность любого дворцового парка XVIII века, а также другие прихотливые и изысканные “садовые затеи“ – Нижний сад. Всё вместе и Верхний, и Нижний сады,позже назвали Cтарым парком.

Весёлый век Елизаветы, одетый в золото и шёлк” закончился. Началась эпоха классицизма. Следующая хозяйка Царского Села - Екатерина Алексеевна повелевает создать у себя в резиденции “греко-римскую рапсодию”. В Россию был приглашён никому не известный шотландский мастер Чарльз Камерон. Период правления Екатерины Великой считают “золотым веком” Царского Села. Огромные средства уходят на расширение и реконструкцию парков, создание Китайской деревни - очаровательного каприза её величества. В планировке парков принимали участие архитекторы Б.-Ф. Растрелли, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, братья Неёловы, Илья и Василий, а также садовники Т. Ильин и И. Буш.

Большой пруд и Зубовский флигель (на заднем плане за прудом). Мартынов Андрей Ефимович. 1810.

С другой стороны Екатерининского дворца архитектор Василий Неёлов создал пейзажный парк. Неёлов и садовые мастера Ильин Т. и Буш И.стремились достигнуть впечатления естественной, не приукрашенной природы. Они создали каналы и пруды, с меленькими островками. По берегам посадили серебристые ивы, берёзы, кустарники, а на лугах росли деревья, кроны которых свободно разрастались. Подбирая породы деревьев, учитывали сочетание окраски листвы в разное время года, искали наиболее выигрышные места для павильонов и памятников.

Мартынов А. Е. Зубовский флигель, пандус и Камеронова галерея. 1810.

Для искусственных водоёмов была нужна проточная вода. Естественных источников в парке не было, провести воду из окрестностей было трудно, потому что Царское Село располагалось на возвышенности. В 1740 инженер-капитан Зверев нашёл-таки ключи неподалёку от Царскосельских парков, около деревни Виттолово. По каналу вода поступала в пейзажный парк. В 1775 году пруды углубили, а берегам придали живописные извилистые очертания. Однако, пришло время и виттоловские ключи истощились. Снова нашли воду, но уже в Тайцах, и в 1787 году по каналу вода поступала в пруды и каналы парка.

Павильон Грот, арх.Растрелли Ф.Б. (1753-1757). На берегу Большого пруда у самой кромки воды. В нём, как в сказочной пещере, можно было укрыться для отдыха в знойный полдень. Здесь находилась коллекция китайского фарфора. При Екатерине Алексеевне в Гроте находилась знаменитая скульптура Вольтера в кресле, хранящаяся сегодня в Эрмитаже, что в СПб. Павильоны “Грот” – непременный атрибут любого парка тех времён. Екатерина Вторая любила работать здесь по утрам, поэтому этот павильон ещё называли “Утренней звездой”.

Встаёт государыня в 06-00. Умывается холодной водой, выпивает чашечку крепкого кофе, очень крепкого, с сухариками и начинает работать. До 09-00, надев “снаряд”, очки, работала с документами, от­вечала на письма. В 09-00 возвращалась в спальню и принимала докладчика: дежурный камердинер во французском камзоле (не в лакейской ливрее!), в парике и белых чулках по звонку входил к ней в спальню и получал от неё имя пригла­шённого для доклада. Докладчики же толпились в комнате рядом и ждали своей очереди идти с докладом. Первыми докладывали обер-полицмейстер – о событиях в столице, генерал-прокурор Вяземский о Канцелярии тайной, президент Военной коллегии (например, сухонький, маленький, двужильный старичок, обладавший, однако, басом, великий наш полководец – фельдмаршал, сначала клал три земных поклона перед иконой, затем – один ей. “Помилуй, Александр Васильевич, голубчик, да что же ты это делаешь?”, - усаживает она его за столик из карельской берёзы; сама тоже сидит за таким же столиком. “После Бога ты – одна здесь моя надежда”, - государыня сдерживает улыбку). За Суворовым – Безбородко, сменивший умершего Панина. В 12-00 слушание докладов заканчивается – начинается, в Малом кабинете, укладка волос и общение с внуками – великие князья Александр и Константин поздравляют бабушку с добрым новым днём. Фрейлины накладывают на волосы чепчик… До 14-00 чтение книг, сочинение пиес и пр. Обед в 14-00. В 18-00 начинается собра­ние в Эрмитаже, или театр, или бал, или тихий вечер в том же Эрмитаже – беседа за картами с кружком доверенных лиц – “весёлых, забавных людей” – иногда соединённой опять же с работой. Тогда в Эрмитаж приглашали посла европейского государства. Она работает весь день; по 9 часов в сутки работала с документами, работает, даже болея. “Праздность влечёт за собою скуку. А от туда часто рождается дурное расположение духа… Только день, наполненный заботами, избавит вас от ощущения пустоты…”. В 22-00 отбой. Государыня удалялась с фаворитом. На ломберном столике она оставляла пригоршню бриллиантов, которую беззастенчиво унесут игроки. В спальне фаворит делал своё дело и удалялся. Екатерина Алексеевна тотчас засыпала крепким здоровым сном. Утром камер-юнгфера Перекусихина спрашивала: “Как почивали, матушка?” В ответ звучал вежливый ответ: “Такой приятной ночи давно не проводила”.

 

Мемориальные сооружения Царскосельского парка (колонны и обелиски) посвящены историческим событиям и победам. Илья Неёлов в 1777-1780 построил на берегу одного из Зеркальных прудов так называемую Верхнюю ванну (Мыльня их высочеств) – на верхней террасе (на фото), а на нижней террасе – павильон Нижняя ванна (Кавалерская мыльня).
Павильон Эрмитаж (1743-1753) – Земцов М., А. Квасов, Чевакинский С. Павильон предназначался для небольших приёмов: Елизавета Петровна “уединялась” в компании избранных вельмож и гостей.
Морейская колонна. На пьедестале ростральной колонны, на бронзовой доске написаны имена героев Мореи, есть и имя И. А. Ганнибала – Пушкин А. С. очень гордился этим фактом, и, во время учёбы в Лицее, приводил сюда своих друзей, чтобы показать эту надпись.
Морейская колонна. 1771. А. Ринальди. Морейское морское сражение, другими словами – Хиосское,- первая фаза сражения при Чесме.
Екатерина Алексеевна на прогулке в Царском Селе. Художник Боровиковский Вл. Лукич. Авторская копия 1810 года. ГРМ СПб. На заднем плане - Кагульский обелиск.
Кагульский (Румянцевский) обелиск-1771-1772. Антонио Ринальди - в честь победы графа, фельдмаршала Румянцева-Задунайского на реке Кагул, притоке Дуная.
"Екатерина Вторая на прогулке в Царскосельском парке", (1794), ГТГ - императрица, показана величественной и, в то же время, слегка "домашней”. Государыня была не слишком впечатлена работой, и не стала её покупать. Екатерина Алексеевна предстаёт перед нами на фоне Чесменской колонны в сопровождении любимой левретки. Опираясь на трость, она о чем-то размышляет, задумчиво улыбается. Матушка-государыня не позировала художнику - лицо живописец писал по памяти. А, вот, доверенная, близкая подруга и личная прислуга её величества Мария Саввишна Перекусихина с удовольствием позировала художнику.
Чесменская колонна. А. Ринальди (1771-1776) - в честь победы русского флота при Чесме в 1770 году. На искусственном острове Большого пруда, который из-за своих размеров называют озером. Колонна украшена рострами – носовая часть кораблей античной Эллады и Рима, отчего и называется “ростральная”. Впервые ростральные колонны появились в античном Риме. При оккупации солдаты Вермахта привязали стальной трос к танку – таким образом хотели скинуть колонну в озеро, в Большой пруд. Ничего у них не получилось! Памятник русской боевой славы выстоял.
Памятник Ланскому или Памятник заслугам (1784, А. Ринальди). Политикой не интересовался, в интриги и комплоты не лез. В 1784 году Ланской умер от галантной причины: стареющее туловище государыни всё меньше и меньше возбуждало его. Слиш­ком злоупотреблял афродизаками, кантаридом (шпанская мушка) в том числе. Похоронен в любимом ею Царском Селе. Матушка-государыня беспрестанно ходила на его могилу, сидела часами у памятника. Однако, после ухода Екатерины Алексеевны в мир иной, “Сашина могила” была вскрыта, тело осквернено, а на памятнике оставлены срамные слова.
Молочница (Девушка с кувшином). П Соколов (1810-1816). Самая романтичная и известная достопримечательность Царскосельского, Екатерининского парка- фонтан “Девушка с кувшином”: на большом гранитном камне скульптура сидящей девушки. Рядом с нею лежит разбитый кувшин. Из которого струится вода. Фонтан сооружён по проекту архитектора Л. Руска и инженера А. Бетанкура с использованием единственного в парке родника. Сюжет фонтана заимствован из басни Лафонтена Ж., в которой говорится о молодой крестьянке, которая несла кувшин молока на продажу; по пути на базар девчушка мечтала о своём будущем богатстве. Замечтавшись, она споткнулась, выронила кувшин, он разбился, молоко вытекло. Молодая крестьянка села на обочине дороги и задумалась о смысле жизни. Статуя девушки выполнена скульптором Соколовым П. П.. Павел Петрович сумел передать глубокую печаль в фигуре девушки: грустно смотрит она на неспешно льющуюся из разбитого кувшина воду. Лицо бронзовой девушки напоминает лицо императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра Павловича. Этот фонтан великий русский поэт в стихотворении “Царскосельская статуя” воспел в 1830 году. В XIX веке отдыхающие, отдыхавшие в Екатерининском парке, пили из кувшина, принимаю эту воду за целебную.
Есть в Екатерининском парке и Висячий сад. Он служит связующим звеном между Камероновой галерей и вторым этажом Екатерининского дворца. На гидроизоляцию из листового свинца насыпали землю и посадили яблони, жасмин, розы. Вокруг кустов сирени росли нарциссы, пионы, тюльпаны и другие цветы, образуя сплошной цветочный ковёр. На фото (слева направо): Зубовский флигель, фрагмент- Висячий сад с Агатовыми комнатами за ним- пандус и Камеронова галерея.
Мраморный мост. Архитектор Василий И. Неёлов. 1770-1776.

Но после смерти императрицы в Царском Селе наступило затишье, длившееся недолгий период правления Павла I, который ненавидел всё, что связано с именем матери (парковая скульптура вывозилась в Павловск и в Гатчину).

Во время ВОВ парки Царского Села крепко пострадали. Под руководством архитектора Н. Е. Тумановой по сохранившимся чертежам XVIII века провели реставрационные работы.

Площадь Екатерининского парка = 100 гектаров. Территория Екатерининского парка, отражающая два типа паркостроения (регулярный или французский, и пейзажный или английский), объявлена художественным заповедником.

Тем, кто заинтересовался, рекомендуем для чтения книгу Павленко Николая "Екатерина Великая" и + книгу Ольги Елисеевой "Потёмкин" из серии ЖЗЛ.                                                                                                                https://obiskusstve.com/2358613057841400637/shedev...rga-tsarskoe-selo/