-Метки

Царское село Ювелирное баклажаны вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка крестом гатчина грибы дворцы декабристы десерты дети развитие детям вязание дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки история россии история руси италия кабачки как носить и завязывать картофель кекс кексы кефир клубника книги и журналы кремль крым куриное филе курица лаваш легенды и мифы лепешка лицеисты мода мороженое москва музеи россии музыка мысли мясной фарш мясо овощи ораниенбаум павловск петергоф печенье пирожки питер питер пригороды пицца пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. романовы романс россия рыба салаты секреты вязания спицами соусы творог усадьба флоренция хлеб храмы россии цветы черешня чтобы помнили школа гастронома шоколад яблоки в тесте

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 46305
Комментариев: 3271
Написано: 56888


Кружевные истории Фландрии Часть 2.Провинция Брабант

Четверг, 11 Апреля 2024 г. 18:55 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Кружевные истории Фландрии Часть 2.Провинция Брабант

 
Бельгия — настоящий кладезь для любителей путешествий. Большой популярностью пользуется Фламандский Брабант, ведь здесь расположены такие города, как Махелен, Завентем и Лювен. В них есть на что посмотреть и чем заняться.Кружевоплетение распространялось по Европе и после Италии пришло в Голландию. Фландрия (Южные Нидерланды) славилась своими особыми кружевами.

Вот, например, брабантские...

В чем была их особенность? Кудель льна из Брабанта была длинноволокнистая, и цвет необычный - с едва заметным розовым оттенком. Из нее получались тончайшие бледно-розовые нити.Правда, их еще нужно было правильно спрясть.В мастерских поддерживалась высокая влажность, а прядильщица должна была иметь чуткие пальцы. Только так могла получиться нить именно той толщины и извитости, из которой в итоге плели бы кружева высочайшего сорта.

Это искусство постигали девочки с юного возраста - примерно с 8 лет. Ничего необычного в этом не было - в старину крестьянский ребенок должен был работать.Фламандские кружева отличались друг от друга характером узора и фоном - в каждой провинции свои нюансы. И называли их по имени того местечка, где производили: Брабант, Дюшес, Малин, Брюгге, Бенш..

Большинство ажуров изготавливались порознь - узор плели отдельно, затем соединяли между собой в различные орнаменты фоном. В чем же отличия?Брабантские и “дюшес” - разновидность брюссельского кружева. При этом дюшес не имеет фона, кружевные узоры соединяются непосредственно между собой короткими перемычками.Брабантское кружево трудно отличить от брюссельского - оно лишь немного толще, но несведущий человек этого не увидит. Тюлевая основа состоит из шестигранных ячеек.

 

Кружевные полосы стали соединять между собой - и появился гипюр. Кружева были предметом роскоши, и носить их могли далеко не все.Кто были эти счастливцы? Тот, кто имел на это право (придворные), и тот, кто мог себе это позволить (очень состоятельные люди).Все дело в том, что желание соответствовать моде толкало придворных на приобретение кружева любой ценой. Бывало, и разорялись…

Кроме того, придворные могли перещеголять своего короля, а это уже было неслыханно! Поэтому издавались эдикты против роскоши, к которой относились кружева. Короли Англии и Франции запретили ввоз кружева в страну, пытаясь таким образом развить национальное кружевоплетение.Однако отказаться от фламандских изделий было невозможно - и купцы ввозили их контрабандой. При этом кружево называли “англетер” - и все делали вид, что оно английское! Вот так в истории обходили санкции...

«Действия начались блистательно: читатель, без сомнения, слышал так часто повторяемую историю об остроумном путешествии испанских баранов, которые, совершив переход через границу в двойных тулупчиках, пронесли под тулупчиками на миллион брабантских кружев.»

Гоголь.Мертвые души

Для этого сериала были созданы субтитры, чтобы неслышащие могли понять, что говорят герои.

 
 
Видимо, создатели замечательного сериала не нашли описания, как выглядят брабантские кружева. У актера в руке черное кружево, похожее на тюль.
 
Их называют Mechlin lace (или Mechelen kant) — кружево из Мехелена (нидерл. Mechelen, з. — флам. Mecheln, фр. Malines, город в Бельгии). Город находится выше Брюссели. Считается, что от французского названия происходит русское выражение «малиновый звон».
 
Современная карта Бельгии. В центре Брабанты — на их полях некогда рос лен нежно-розового цвета, который привозили в Мехелин. 
Герцогство Брабант  — исторический регион в Исторических Нидерландах. Герцогство включало в себя территорию трёх современных провинций Бельгии (Фламандский Брабант, Валлонский Брабант, Антверпен), современного Брюссельского столичного региона, а также нидерландской провинции Северный Брабант.
 
 
Брабантское кружево считается одним из самых роскошных видов кружева. Оно завоевало огромную популярность при королевских дворах Франции и Англии. Основа состоит из шестигранных петель, две стороны которых располагаются параллельно основе, сформированной четырьмя переплетенными нитями.
 
У. Н. Гумилева в стихотворении «Капитаны»:
 
Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
 
 
чепчики
 
воротники и пелерины

Кружево брабант отличается от многообразия других кружев рельефным рисунком. Кружевные мастерские города Брабанта славились своими оригинальными ажурными узорами еще в семнадцатом веке. Тюлевые шторы с похожим орнаментом пользуются огромным спросом и сегодня, но изготовленные с помощью машин кружева только отдаленно напоминают истинные шедевры ручной работы прошлых веков. Чрезвычайно сложный узор в плетении ажуров требовал большого внимания к самым мелким деталям, например, чтобы изготовить ажурную венецианскую занавеску, известные художники и ювелиры заранее прорисовывали эскизы.

В те времена кружева были обязательным дополнением не только женского, но и мужского костюма. Что касается оконного декора, то портьеры было принято покрывать вязью вышитого узора вместе с ажурными кружевными дорожками. Даже кареты и оружие украшались кружевами, столь популярными они были в те времена.

Испанские наместники и бургундские герцоги делали все возможное, чтобы кружево брабант могло конкурировать с очень дорогим и красивым венецианским гипюром, они всеми способами стимулировали производство и развитие кружевного ремесла. По соседству располагались голландцы, франки, фламандцы и бургунды, именно благодаря ним художественное ремесло продолжало процветать. Лен, который собирали на брабантских полях, отлично подходил для производства тончайших нитей с еле заметным розовым оттенком.

Чтобы пряжа была удачной, приходилось соблюдать некоторые условия, например, требовалась повышенная влажность, а кроме нее, непременно, тонкие и чувствительные пальцы мастериц. Только тогда получалась тонкая и эластичная нить. Власти не считали использование детского труда чем-то зазорным: в средневековые времена дети из бедных семей трудились уже с восьмилетнего возраста, они пряли тонкие льняные нити.

Талантливых мастериц дополнительно обучали главным тонкостям и премудростям изощренных переплетений знаменитые венецианские мастера. Конечно же, продажа профессиональных секретов не то, что не приветствовалась, но и даже наказывалась гонениями семей тех людей, которые согласились обучать чужеземок мастерству своей родины.

По настоянию Петра Первого в монастыре одного из российских городков Кадоме около двухсот послушниц обучались плетению кружев специально приглашенными умелицами из Венеции и Брабанта. Русские мастерицы не только перенимали чужой опыт, но и дополняли изделия своими доработками: вводили в узор цветные нити, дополняя ими небеленые, придумывали собственные рисунки.

Рисунок на истинно брабантских кружевах может быть различным, не так легко определить стиль орнамента. Геометрические мотивы могут сменяться россыпью мелких цветочных узоров, словно подражая кружевам блонда. Через некоторое время в моду вошли крупные цветы на мелкой сетке фона и причудливые формы завитков и растительных орнаментов рокайлей.

Чтобы кружева стали доступны большему количеству людей, в 1834 году были созданы специальные машины для производства ажурной тюлевой сетки. Со временем производственный процесс совершенствовался, и даже воссоздание сложных орнаментов стало вполне доступным. За основу брались орнаменты популярных узоров ручной работы и использовались в производстве косынок, покрывал, занавесок и прочих изделий. Изделия машинной работы стали доступны практически для всех людей, появилась возможность подбора покрывала к ажурным портьерам с таким же узором. Кроме этого, продавались комплекты из занавесок, скатерти и салфеток. Конечно, машинные изделия отличались от вещей ручной работы, но теперь они стали доступны всем слоям населения.

 

Брабантские кружева - гордость Фламандцев и восхищение всего мира. Этим летом все парижские кутюрье отдали предпочтение этим кружевам. Шторы тюль со схожим орнаментом востребованы до сегодня, но произведённые машинным способом современные кружева лишь отдалённо напоминают рукотворные шедевры прошлого. Рисунок чрезвычайно сложных в плетении ажуров требовал особого внимания к деталям

Первая часть поста https://www.liveinternet.ru/users/3287612/post399223406/

https://zen.yandex.ru/media/modnaia_kanitel/

https://www.livemaster.ru/topic/1366471
organza.ru

Рубрики:  Искусство.Мода.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку