План Александровского парка. Кликабельно
1. Большой Китайский мост
2. Крестовый мост
3. Малый каприз
4. Китайская деревня
5. Большой каприз
6. Шапель
7. Теплицы
8. Китайские мостики | 9. Куртина «Грибок»
10. Трясучий мостик
11. Гора «Парнас»
12. Китайский театр (руины)
13. Драконов мост
14. Детский домик, кладбище собак
15. Александровский дворец
16. Кухонный корпус | 17. Белая башня
18. Ратная палата
19. Императорская ферма
20. Арсенал
21. Пенсионерная конюшня
22. Кладбище лошадей
23. Павильон лам (руины)
24. Красносельские (Слоновые) ворота |
Крестовый мост
Царское Село. Александровский парк. Крестовый мост. Литография 1840-х гг. с рисунка И. Мейера
Царское Село. Александровский парк. Крестовый мост. Литография 1840-х гг. с рисунка И. Мейера
Мейер, Иоганн Якоб (1787–1858) Китайский мост, 1844
Иоганн Мейер. Дворец в Царском Селе с Китайского моста, 1845
26 мая 1776 года В. И. Неелов получил распоряжение императрицы «построить в селе Царском, в Новом саду через канал и к Капризу, каменную Китайскую беседку на арках, на четыре всхода», облицованную малиновым, желтым и голубым глазурованным кирпичом.
Проект моста зодчий заимствовал из популярного в это время альбома английских архитекторов В. и Д. Халфпенни «Rural architecture in Chinese Taste» («Сельская архитектура в китайском вкусе»).
Хотя замысел не был оригинальным, его детальная разработка и осуществление потребовали от исполнителей большого мастерства. В. И. Неелов, начавший постройку, и его сын И. В. Неелов, закончивший ее в 1779 году, блестяще справились со сложной задачей.
Крестовый мост расположен на углу Крестового канала слева от входа в парк. Несмотря на небольшие размеры, мост кажется монументальным благодаря хорошо найденным пропорциям.
Мощные, сильно изогнутые полуарки смыкаются и образуют площадку. На ней построен восьмиугольный павильон, облицованный цветными глазурованными кирпичами, некогда изготовленными фабрикантом А. Конради. Стены павильона прорезаны высокими стрельчатыми окнами. Изогнутая «китайская» крыша была расписана «под рыбью чешую» и увенчана шпилем с нанизанными на него шарами.
К павильону ведут широкие гранитные лестницы из двадцати трех ступеней каждая.
Круглые площадки у основания лестничных маршей выложены двухцветными мраморными плитами.
Под верхней площадкой над водой, свисает «гирька», или «глобус», как называли в XVIII веке это оригинальное украшение.
Большой каприз, Малый каприз
Мишель-Франсуа Дамам-Демартре. Вид в Екатерининском парке Царского Села, 1775-1790
Иванов М.М. (1748-1823) Царское Село. Беседка Большого Каприза, 1780-е
Большой каприз. В.П. Лангер. Ок. 1820 г. Царское Село.
Большой каприз. В.П. Лангер. Ок. 1820 г. Царское Село
Андрей Ефимович Мартынов. Вид Царского села. «Каприз» 1822
А. Е. Мартынов. Малый Каприз. Александровский парк Царского Села
Екатерининский и Александровский парки разделяет Подкапризовая дорога, которая получила свое название благодаря двум сооружениям — Большому и Малому капризам.
Подкапризовая дорога с Большим и Малым капризами
Подкапризовая дорога с Большим и Малым капризами
Вид через Большой каприз в сторону выезда из Царского Села
Вид через Большой каприз в сторону выезда из Царского Села
Оба они представляют собой искусственно образованные насыпи с арочными пролетами над дорогой. Согласно старинному преданию, земляные арки-переходы были окрещены Большим и Малым капризами потому, что императрица Екатерина II, утверждая сметы на связанные с ними дорогостоящие строительные работы, долго колебалась, а, подписав, сказала: «Быть так, это мой каприз».
Elizaveta Alexeevna by Y.Ort, pastel (1800-1801)
Существует, впрочем, и другая версия. У Большого каприза помещалась в XVIII веке гауптвахта со шлагбаумом; здесь находился въезд в резиденцию, к Большому Царскосельскому дворцу, и отсюда же выезжали на главные тракты Царского Села, по которым Екатерина II часто каталась во время пребывания в летней резиденции. Утверждали, будто бы, проезжая гауптвахту, императрица имела обыкновение приказывать кучеру, в каком направлении ехать, и потому сама называла, смеясь, этот пункт «своим капризом». Известно, что Екатерина II (как и Елизавета Петровна) никогда не объявляла заранее о своем отъезде из Царского Села и уезжала тогда, когда этого ожидали менее всего.
«Большой Каприз» в Александровском парке, 1910 г.
«Большой Каприз» в Александровском парке, 1912 г.
Архитектурный замысел Большого и Малого капризов принадлежал В. И. Неелову, который вместе с инженером и архитектором И. Герардом возвел их в 1770–1774 годах.
Большой каприз имеет грандиозную арку шириной более пяти и высотой более семи метров. Вторая, меньшая по размерам, арка сооружена рядом, в земляной насыпи.
На вершине Большого каприза устроена Китайская беседка: восемь колонн розового мрамора поддерживают эффектно изогнутую «китайскую» кровлю.
Дважды повторенное в ансамбле название «каприз» очень показательно, так как раскрывает смысл всего комплекса «китайских» сооружений на территории Александровского парка: приезжающий в Царское Село должен был сначала миновать арку Большого каприза, проехав короткий темный туннель, за которым открывалась панорама причудливых построек Китайской деревни, а впереди, в перспективе, был виден Малый каприз.
Этот непривычный мир «капризов», во всем отличающийся от черт обыденной жизни, служил своего рода подготовкой к восприятию Большого Царскосельского дворца и окружающих его садов.