-Метки

Царское село Ювелирное баклажаны блюда в горшочках вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка крестом гатчина грибы дворцы декабристы десерты дети развитие детям вязание дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки история россии история руси италия кабачки картофель кекс кексы кефир клубника книги и журналы кремль крым куриное филе курица легенды и мифы лепешка лицеисты мода мороженое москва музеи россии музыка мысли мясной фарш мясо овощи ораниенбаум павловск первые блюда петергоф печенье пирожки питер питер пригороды пицца пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. романовы романс россия рыба салаты секреты вязания спицами соусы творог усадьба флоренция хлеб храмы россии цветы черешня чтобы помнили школа гастронома шоколад яблоки в тесте

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 56896


Никита Кирсанов. "Декабрист Семён Раич".

Четверг, 29 Октября 2015 г. 21:38 + в цитатник
Цитата сообщения AWL-PANTERA Никита Кирсанов. "Декабрист Семён Раич".


3 (587x700, 180Kb)
Портрет Семёна Егоровича Раича. Рисунок М.Ю. Лермонтова. 1830-е гг.

На протяжении своей насыщенной нелёгким трудом жизни поэт-декабрист, педагог и издатель Семён Егорович Раич не один раз круто менял её неспокойное течение. Делал он это мужественно и уверенно, оставаясь при любых обстоятельствах верным своему призванию и главной цели жизни.

Родился Семён Егорович 15 сентября 1792 г. в кромском селе Высокое, живописно расположенном на реке Свапе, разделявшей Орловскую и Курскую губернии (ныне Троснянского района Орловской области). В семье священника местной Покровской церкви Егора Никитича Амфитеатрова он был четвёртым сыном. Один из его старших братьев стал известным митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (17.04.1779-21.12.1857).

Трудно судить, почему Семён Амфитеатров в годы учёбы в Московском университете принял новую фамилию - Раич. В истории известно имя сербского писателя XVIII в. И. Раича, учившегося одно время в Киеве и Москве. Имя архимандрита Раича, издавшего в 1798 г. славено-сербскую трагедию Козачинского, отмечено на страницах дневника В.К. Кюхельбекера. Скорее всего, будущий поэт-декабрист, порвав с предназначенной ему карьерой духовного пастыря, выбрал себе одновременно фамилию и литературный псевдоним.

"Начатками учения, - отмечал Семён Егорович, - обязан я матери моей, женщине необыкновенно кроткой и образованной, по тогдашнему времени, выше своего состояния: ей знакома была грамота". От отца он унаследовал "пристрастие к пчёлам и садам", пригодившееся ему, в частности, при переводе "Георгик" Вергилия.

Как об одном из самых ярких впечатлений детства Семён Егорович вспоминал о родной природе. "Я помню и как теперь вижу, - писал он в автобиографии, - тот высокий, таинственный дуб, который часто в летнее время надолго приковывал к себе моё внимание, мои думы; одинокий, сиротливый, он стоял на холме, среди открытого поля, далеко, далеко за рекою..."

Лишившись матери в семилетнем возрасте, мальчик через три года был отправлен в Орловскую духовную семинарию. По времени это совпало с назначением ректором семинарии его старшего брата Филарета.

Открытая в 1778 г. Орловская духовная семинария в течение полувека находилась в уездном городе Севске. Ещё в 1783 г. русский просветитель Н.И. Новиков "выписал" двух "надёжнейших" её учеников для обучения переплётному мастерству. В следующем году соратник Новикова И.В. Лопухин, издал в собственной типографии брошюру "Торжество севских муз". В городе имелась книжная лавка - для уездного центра по тому времени большая редкость.

Большую роль в пробуждении любви к наукам и в развитии у Раича "чувства эстетического" сыграли преподаватели Я. Сильвестров и И. Фавицкий. Будучи, по определению Ф.И. Тютчева, "младенцем пылким и живым", он рано приобщился к поэзии. На его первые поэтические опыты заметное воздействие оказало творчество Г.Р. Державина и И.И. Дмитриева.

Известно, какие препятствия в ранние годы преодолевал А.М. Горький, чтобы можно было лунной ночью или при свете огарка свечи тайком читать западавшие в душу книги. Нечто подобное происходило и с семинаристом Раичем. Одно время он страдал лихорадкою, доводившею его до изнеможения. Поэтому ему запретили заниматься стихотворством, которому мальчик уделял большую часть досуга. Ректор Филарет, у которого тот жил, поручил одному из студентов присматривать за братом.

"К какой же хитрости прибегал я в тесных обстоятельствах? - вспоминал на склоне жизни Семён Егорович. - Бывало, только что все в доме (и мой Аргус) уснут, я зажгу свечу, напишу десятка два стихов, раза два прочту их, вздохну

И чад моей мечты дрожащею рукою
На жертву принесу не Музам, а Вулкану..."

Так ещё в отроческие годы пробудилась у Раича одна из замечательных черт его характера - настойчивость в достижении поставленной цели.

С ещё большей силой проявилась она в год окончания семинарии, когда он дерзновенно свернул с уготованного ему пути. Жажда знаний и, говоря его словами, "непреоборимое желание удовлетворить требованиям духа, наперекор всем препятствиям", влекли Семёна Раича в Москву, в университет.

Чтобы в начале XIX века оставить духовное звание, недостаточно было одного желания и решимости. Требовалась весомая причина, как-то: неспособность к наукам, неисправимая лень, безнравственность и неизлечимая болезнь. В сознании многих не укладывалась мысль, как выходец из семьи священника, один из лучших выпускников семинарии мог добиваться перевода из духовного в светское звание. "Какой бы Вы были со временем архиерей! Какие бы Вы писали проповеди", - сокрушённо говорил ему новый ректор семинарии.

Так как Раич временами страдал от лихорадки, он и сослался на болезнь как на главную причину. Ему предписали пройти медицинское освидетельствование в Орловской Врачебной Управе, член которой штаб-лекарь Суходольский, прежде преподававший в семинарии медицину, объявил Раича "неспособным по болезни к духовному званию".

Позже Семён Егорович писал: Я с содроганием вспоминаю о тех мытарствах, через которые суждено было мне пройти от Севска до Рузы, где был я... канцеляристом Земского суда, - от Рузы до Москвы и до университета, до кандидатства!"

Добившись долгожданного права самому определять свою судьбу, Раич не сразу стал волен в своих поступках. Поступление в Московский университет отодвигалось из материальных соображений. Отец, вырастивший кучу детей, ничего не мог дать сыну на дорогу, кроме родительского благословения. Это прекрасно понимал Семён. Чтобы пользоваться "квартирою и столом", он в течение двух последних лет исполнял должность инспектора над семидесятью малолетними учениками семинарии.

"Мне как будто на роду написано было целую жизнь учиться и учить", - справедливо заметил о себе Семён Егорович. И в самом деле, ещё в Высоком, до поступления в семинарию, он безвозмездно выучил грамоте одного своего ровесника. Сразу же по окончании курса наук его пригласил один орловский помещик для обучения детей. Вскоре Раич поступил домашним учителем к Н.Н. Шереметевой, в её подмосковное село Покровское.

В огромном деревянном доме, окружённом большим столетним садом и рощей, спускающейся к реке, царила непринуждённая обстановка. Хозяева не были типичными для своего времени помещиками, в их имении не наблюдалось жестоких крепостнических сцен. Раич по достоинству оценил их театр с крепостной труппой, оркестр и певчих.

Он давал уроки сыну Шереметевых, Алексею, будущему члену Союза благоденствия, и двум их дочерям, младшая из которых позже станет женой декабриста И.Д. Якушкина. Молодой педагог страстно влюбился в красавицу Настю, дворовую девушку Шереметевых, получившую в Москве музыкальное образование, предлагал ей руку и сердце, но та не решилась выйти за него замуж.

Волею обстоятельств не став участником Отечественной войны 1812 г., Раич после кратковременного пребывания в Угличе и Ярославле перебрался в брянскую деревню Шереметевой, а затем обосновался в семье её родного брата И.Н. Тютчева. Так в селе Овстуг Орловской губернии сошлись жизненные пути поэта и декабриста Раича и его девятилетнего ученика Фёдора Тютчева, ставшего впоследствии мастером философской, любовной и пейзажной лирики.

"Необыкновенные дарования и страсть к просвещению милого воспитанника изумляли и утешали меня, - вспоминал Раич, - года через три он уже был не учеником, а товарищем моим, - так быстро развивался его любознательный и восприимчивый ум!" Большое влияние на развитие литературно-философских интересов и таланта Тютчева Раич оказывал и в дальнейшем.

Усиленно занимаясь самообразованием, он в 1815 г. поступил слушателем в Московский университет и через полгода выдержал экзамен на степень кандидата юридического факультета. Но утверждён был в этом звании в начале 1818 г. Вернувшись в дом Тютчевых, Раич подготовил своего младшего друга к поступлению в университет. Вместе с ним он посещал частные лекции поэта А.Ф. Мерзлякова и других московских профессоров-словесников.

На это время приходится участие С.Е. Раича в Обществе громкого смеха, учреждённом им и его университетскими друзьями в подражание популярному литературному обществу "Арзамас". Избранный в 1818 г. председателем студенческого общества член Союза благоденствия Ф.П. Шаховской привлёк к его работе своих товарищей по борьбе с самодержавием М.А. Фонвизина и А.Н. Муравьёва. Однако из их попытки преобразовать литературное общество в тайную политическую организацию ничего не вышло. Тем не менее зимой 1818-1819 г. наиболее подготовленные члены Общества громкого смеха С.Е. Раич и М.А. Волков были приняты в Союз благоденствия. Не исключено, что Раича рекомендовал секретарь этой организации С.М. Семёнов, бывший питомец Орловской семинарии.

Желание блага России, стремление видеть её народ свободным от крепостнических пут определили дальнейшую судьбу Раича. Для достижения конечной цели - ликвидации самодержавия и крепостного рабства - каждый член Союза благоденствия должен был определиться в одну из его четырёх "главных отраслей", предполагающих практическое воплощение обширной программы декабристов. Вся последующая литературная, издательская и педагогическая деятельность Семёна Раича подтверждает, что он навсегда остался верен той "отрасли" Союза благоденствия, которая получила название "образование".

Она предусматривала воздействовать в нужном направлении на "общественное мнение" путём повсеместного "водворения" истинного просвещения. Для этого признавались полезными все способы: поддержка всех обществ, заботящихся о нравственности и распространении знаний в народе, воспитании у юношества чувства национального достоинства, издание "повременных сочинений", содействующих познанию отечества и соответствующих образовательному уровню читателей различных сословий; литературная критика и переводы полезных иностранных произведений.

Как-то в разговоре с Раичем один из преподавателей французской литературы заявил, что поэму древнеримского поэта Вергилия "Георгики", удачно переведённую французским поэтом Делилем, на русский язык перевести невозможно. "Я вступился за честь родины и её слова, - признавался Семён Егорович, - и, вместо бесплодного словопрения, принялся за дело, за перевод Вергилиевых "Георгик".

После выхода в свет этого перевода отдельным изданием к Раичу пришла известность. Писатель-декабрист А.А. Бестужев в одной из статей писал: "Переводы Раича Вергилиевых "Георгик" достойны венка хвалы за близость к оригиналу и за верный звонкий язык..."Маститый поэт И.И. Дмитриев рекомендовал "Георгики" в переводе Раича вниманию Российской Академии, которая удостоила его серебряной медали.

В 1822 г. за "Рассуждение о дидактической поэзии", первоначально опубликованное в виде предисловия к переводу "Георгик", Раичу присвоили учёную степень магистра словесных наук. В стихотворении, обращённом к своему наставнику, Ф.И. Тютчев отметил:

Ум скор и сметлив, верен глаз,
Воображенье - быстро...
А спорил в жизни только раз -
На диспуте магистра.

Большую известность получили переводы Раича поэм "Освобождённый Иерусалим" Т. Тассо и "Неистовый Роланд" Л. Ариосто, выходившие отдельными книгами в конце 1820-х и в середине 1830-х гг.

В историю отечественной литературы вошло Общество друзей, председателем которого в 1822 г. становится С.Е. Раич. В него входили видные литераторы и историки Ф.И. Тютчев, В.Ф. Одоевский, А.И. Писарев, М.П. Погодин, С.П. Шевырёв, А.Н. Муравьёв, Д.П. Ознобишин и другие. Итогом работы этого литературного общества, называемого ещё "Кружком Раича", явился изданный поэтом в 1823 г. интересный альманах "Новые Аониды". На заседаниях кружка бывал поэт П.А. Вяземский, с которым Семён Егорович поделился замыслом издавать новый журнал. "Более всего ожидаю проку от журнала Раича, если позволят ему издавать его", - сообщал Вяземский в одном из писем.

Как член Московской управы Союза благоденствия "сочинитель Раич" привлекался к следствию по делу декабристов. Сведения о нём Следственный комитет запрашивал у Пестеля, Рылеева и Никиты Муравьёва. Выяснилось, что после распада Союза благоденствия в 1821 г. Семён Егорович не проявлял заметной политической активности. В "Алфавите членам бывших злоумышленных обществ", составленном для Николая I, отмечалось, что член Союза благоденствия Раич "не участвовал в тайных обществах, возникших с 1821 года". Поэтому он был "оставлен без внимания".

В середине 1820-х гг. Семён Егорович находился в зените славы. "Раич - один литератор в Москве, скажу смело", - утверждал Вяземский. Его произведения включались в различные сборники и антологии "образцовых русских сочинений и переводов в стихах", помещались в различных периодических изданиях рядом со стихотворениями Жуковского, Пушкина, Вяземского, Козлова. Поэт и переводчик Раич был представлен также в альманахах "Полярная звезда" и "Мнемозина", издаваемых декабристами Рылеевым, Бестужевым и Кюхельбекером.

Для поэзии Раича характерны ритмическое разнообразие, чистота языка, плавность и благозвучие. Положенные на музыку, его стихотворения становились песнями, из которых наиболее известны "Друзьям" ("Не дивитесь, друзья..."), "Перекати-поле", "Грусть на пиру", "Соловью", "Посетитель Чёрного моря". Он является автором песни "Крамбамбули", приписываемой ранее поэту Н. Языкову.

Заслуженным признанием Семён Раич пользовался и как педагог. Он учительствовал во многих частных домах. Среди его воспитанников, кроме поэта Тютчева и декабриста Алексея Шереметева, были поэт и прозаик Андрей Николаевич Муравьёв, брат декабристов А.Н., М.Н. и Н.Н. Муравьёвых и писательница Евгения Тур (псевдоним Елизаветы Васильевны Салиас-де-Турнемир), сестра драматурга А.В. Сухово-Кобылина.

Магистр словесных наук С.Е. Раич преподавал в Московском униварситетском благородном пансионе, Лазаревском институте восточных языков и в других учебных заведениях. Он гордился тем, что под его руководством "вступили на литературное поприще" историк и фельетонист В.М. Строев, поэты Н.И. Колачевский, Л.А. Якубович и, конечно же, великий М.Ю. Лермонтов.

Вспоминая о том времени, Семён Егорович писал: "Соображаясь с письменным уставом В.А. Жуковского, открыл я для воспитанников Благородного пансиона Общество любителей российской словесности; каждую неделю, по субботам, собирались они в одном из куполов, служившем моею комнатою и пансионскою библиотекою. Здесь читались и обсуждались сочинения и переводы молодых словесников, каждый месяц происходили торжественные собрания в присутствии попечителя университета А.А. Писарева... в собрании читались предварительно одобренные переводы и сочинения воспитанников, разборы образцовых произведений отечественной словесности".

В 1830-е гг. Раич становится секретарём Московского общества российской словесности. Кроме того, он был действительным членом петербургского и казанского общества любителей отечественной словесности.

Издательская деятельность поэта-декабриста ознаменовалась выпуском нескольких литературных альманахов и журнала "Галатея". Заметным явлением в литературе того времени стал альманах "Северная лира на 1827 год", подготовленный Раичем вместе с его другом литератором Дмитрием Петровичем Ознобишиным, бывшим членом Общества друзей. В рецензии на "Северную лиру" А.С. Пушкин отмечал: "Альманахи сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о её движении и успехах. Несколько приятных стихотворений, любопытные прозаические переводы с восточных языков, имя Баратынского, Вяземского ручаются за успех "Северной лиры", первенца московских альманахов".

В 1829 г. Семён Егорович приступил к изданию еженедельного журнала "Галатея", имевшего подзаголовок: "Журнал наук, искусств, литературы, новостей и мод". В нём были напечатаны некоторые стихотворения Баратынского, Жуковского, Вяземского, Фёдора Глинки.

В 15-ти номерах журнала публиковались тютчевские произведения и первым из них - знаменитая "Весенняя гроза" в первоначальном трёхстрофном варианте. На страницах "Галатеи" часто помещались лирические стихотворения ссыльного поэта Александра Полежаева, в том числе и часть произведений "тюремного цикла". Печатались они под псевдонимами "А.П.", "ъ. ъ" и другими, но читатели - в первую очередь университетская молодёжь - хорошо знала, кто их автор, и горячо сочувствовала его изгнаннической доле. В журнале Раича впервые было опубликовано одно из лучших стихотворений Полежаева "Песнь пленного ирокезца", положенное на музыку Огарёвым и использованное для арии в опере Мусогргского "Саламбо".

В "Галатее" поместил два стихотворения А.С. Пушкин - "Ел. Н. Ушаковой" ("Вы избалованы природой...") и "Цветок". Семён Егорович познакомился с поэтом в 1823 г. в Одессе, а затем не раз встречался с ним в Москве. В октябре 1826 г. Раич присутствовал на авторском чтении "Бориса Годунова".

В подробном разборе этой пушкинской пьесы, напечатанном в "Галатее" без подписи, большое внимание уделено заключительной ремарке: "В этом "народ безмолвствует" таится глубокая политическая и нравственная мысль: при всяком великом общественном перевороте народ служит ступенью для властолюбцев-аристократов... он слепо доверяется тем, которые выше его и в умственном и в политическом отношении; но увидевши, что доверенность его употребляют во зло, он безмолвствует от ужаса, от сознания зла, которому прежде бессознательно содействовал..." В своих "Воспоминаниях о Пушкине" Раич называл его "выразителем чувств и дум русского народа".

В годы реакции, наступившей в стране после поражения декабристов, Семён Егорович проявил гражданское мужество, напечатав произведение ссыльного декабриста А.А. Бестужева-Марлинского. Вторую главу его повести в стихах "Андрей, князь Переяславский" Раич издал приложением к 42-му номеру "Галатеи" за 1830 г. В примечании он отметил, что это "прекрасное по многим отношениям стихотворение, присланное от неизвестного, вознаградит подписчиков".

Намёк на мучительную казнь пятерых декабристов, чьи тела самодержец распорядился тайком зарыть на песчаном острове, содержится в стихотворении "Раздумье", опубликованном в 1829 г. в "Галатее":

И я не раз видал трофеи волн седых,
Разданны паруса и веслы раздробленны,
И кости - на песке лежат не погребенны,
И сирые кругом блуждают тени их...

Оно подписано буквой "Р" с пометой: "С италианского", сделанной, видимо, из цензурных соображений. Есть все основания считать автором этого стихотворения самого издателя, так как "Р" - один из распространённых псевдонимов Раича, в течение многих лет, как известно, переводившего великих итальянских поэтов Вергилия, Ариосто и Тассо.

В своём журнале "Галатея" Семён Егорович искал пути "органического соединения газетной оперативности и основательной и разнообразной журнальной содержательности". Журнал, сыгравший определённую роль в литературном процессе того времени, выходил в 1829-1830 гг. (он был возобновлён после значительного перерыва, в 1839-1840-е гг.).

Издание "Галатеи" было связано также с предполагаемой женитьбой Раича, давно мечтавшего о "прочном семейном счастии". В своей автобиографии Семён Егорович сообщал: "Решившись вступить в брак с особою, избранною сердцем, а не расчётом, не слепою корыстью, я счёл нужным предварительно обзавестись маленьким хозяйством, потому что ни у меня, ни у суженой моей не было, как говорится, ни ложки, ни плошки".

Собственный дом Раича с крохотным садом, купленный не без помощи старшего брата, находился в Протопоповском переулке. Небольшой кабинет Семёна Егоровича, по отзыву одного из современников, "радовал своею уютностью и чистотою, небольшая, но избранная библиотека заключала в себе лучших русских, латинских и итальянских авторов; в зале стоял рояль для детей его, на окне - Эолова арфа, к унылым звукам которой любил он прислушиваться, когда в отворенное окно играл на ней ветер".

В этот дом привёл Раич в феврале 1829 г. девятнадцатилетнюю Терезу Андреевну Ольвье, которая стала его женой. Через четыре года она с помощью мужа открыла в Москве пансион для девиц, приносивший немалый доход. В это время выходят в свет две первые книги раичевского перевода "Неистового Роланда". Большую отраду приносили дети, их было пятеро - Лидия, Вадим (8.04.1836-7.11.1907), Поликсена, Надежда (12.09.1842-5.03.1903) и Софья (1846 - после 1913). Но семейное счастье оказалось недолговечным: неожиданно, в 1847 г., скончалась Тереза Андреевна. Смерть "жены умной, образованной, просвещённой, любящей" оставила, по словам Семёна Егоровича, в его "охладевшем ко всему сердце" ничем не восполнимую пустоту.

В последние годы жизни Раич сотрудничал в журнале "Москвитянин", издававшемся историком и беллетристом М.П. Погодиным, некогда входившим в Общество друзей. В 1849 г. в Москве выходит отдельным изданием поэма Раича "Арета. Сказание из времени Марка Аврелия". В ней нашла отражение связь личной судьбы автора с декабристским движением - темой, верным которой он оставался всегда.

По определённым дням в доме Раича собирался кружок родственных по духу людей - поэт-декабрист Ф.Н. Глинка, с семьёй которого хозяин поддерживал дружеские отношения, молодые собратья по перу М.А. Дмитриев и Ф.Б. Миллер, преподаватель училища живописи, ваяния и зодчества, художник К.И. Рабус, скульптор Н.А. Рамазанов. "Беседы Раича, оживляемые его светлым умом, его приятным остроумием, - вспоминал поэт и переводчик Ф. Миллер, - остались глубоко запечатлёнными в моей памяти... Убелённый сединами, но юный душою, он любил окружать себя молодыми людьми, горячо сочувствовал всему прекрасному и благородному и радовался проявлению каждого таланта".

Скончался Семён Егорович тихо и незаметно в своём доме в Протопоповском переулке. "Московские ведомости" 25 октября 1855 г. сообщали: "23-го октября, в 4-м часу пополудни, скончался в Москве Семён Егорович Раич, человек, бывший свидетелем возникновения и возрастания незабвенного для нас Пушкина, учителем Лермонтова, знаток Латинской и Итальянской литературы, добросовестный переводчик Тассова "Освобождённого Иерусалима", Ариостова "Неистового Орланда" и Вергилиевых "Георгик". Все, знавшие покойного и любящие литературу, почтут память писателя, честно исполнившего свое дело. Отпевание тела покойного будет происходить в среду 26-го октября, в Набилковском заведении, что на 1-й Мещанской, а погребение на Пятницком кладбище".
Рубрики:  История России - Декабристы и их жёны
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку