Прическа и макияж XVIII века.
Из книги: Р.Д.Раугул "Грим"
XVIII век чрезвычайно богат различными сменяющими друг друга формами причесок. Эти прически возникают в связи с быстрыми переменами в общественно-политической жизни.
Утонченность моды последнего века абсолютизма, достигшая апогея в предреволюционные годы, сменяется простотой и небрежностью в прическе, характерной в годы революции.
Позднее во время Директории мода начинает копировать
античные формы.
Прически XVIII века нашли свое яркое выражение в формах театрального парика, так называемого «французского пудреного» или «екатерининского» (с буклями) и парика. «рококо» с мелко завитыми волосами.
Огромные парики с ниспадающими на плечи локонами. значительно уменьшились в своих размерах. Длинные парики сохранили только доктора, юристы и духовные лица (perruque a trans morteaux, perruque in folio, perruque carrie). Остальные носили парики с ровно завитыми мелкими кудрями по всей голове или с локонами на висках и сзади, причем боковые локоны только едва прикрывали плечи.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/da/Parik_kavalera_1710.jpg/396px-Parik_kavalera_1710.jpg)
Парик аллонж
В дальнейшем появляется парик, при котором локоны стали разделяться на три части: на заднюю прядь, связанную лентой, или заплетенную в косу, или же остающуюся свободной, и на две боковые пряди. С 1730 г. стали помещать «хвост» в сетку или в мешок из черной тафты, завязанный бантом.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b0/Stanislaw_Leszczynski1.jpg)
Парик "бинет"
С сороковых годов начали носить собственные волосы, но причесанные по принятому фасону и напудренные. Усов и бород не носили за исключением лишь некоторых военных полков, как например гусары.
Во второй половине века вошла в моду низкая прическа из собственных волос, при которой волосы зачесывали назад, приподнимая над ушами в два или три узких валика, а на затылке связывали в косу, которую вкладывали в мешок; боковые локоны или валики завивали сначала слабо, а затем крепче и спиралью (tirbouchon - штопор) и при этом иногда широко расчесывали.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a4/Louis15-1.jpg/496px-Louis15-1.jpg)
Парик "Крыло голубя"
В дальнейшем заплетенные в косу волосы на затылке стали загибать наперед и пришпиливали на темени. Эта прическа, en catogan, была возвращением как бы к прежней косе и вытеснила все остальные. В 1788 г. появилась новая прическа: за исключением косы, волосы стали взбивать в один конический тупей (la grecque) иногда значительной вышины.
Все эти прически сооружались при помощи помады и большого количества пудры, которой никогда не употреблялось так много, как в это время.
Во времена Директории (1790-1801) парики с узлом или косой продолжают носить только некоторые приверженцы старины, вскоре они совершенно исчезают.
Медики носили то длинные волосы, то короткие и завитые ( la Titus), то подстриженные, слегка припудренные.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9f/205_gainsb_morningwalk.jpg)
Прическа конца XVIII века
В эпоху французской революции щеголи завивали волосы и отпускали длинные пряди волос на висках вдоль щек, подражая небрежным прическам третьего сословия. Якобинцы ходили в длинных, гладко причесанных волосах, без пудры. Формы причесок третьего сословия выступают в эпоху революции как прическа прогрессивного революционного класса, противопоставляемая своим простым, скромным видом рафинированным, упадочническим формам причесок аристократии. И в дальнейшем, с падением абсолютизма простые формы причесок становятся общепринятыми.
Прическа la Titus
Женские прически.
В начале века высокая прическа (фонтанж) была оставлена, прическа все более и более понижалась, представляя собой массу локонов, которые или равномерно окружали всю голову или спускались на затылке несколькими длинными прядями. Волосы непременно пудрили, иногда убирали их лентами в виде бантов, рожков, мельничных крыльев, пучков, нитками жемчуга и т. д.
![](http://neobychno.com/img/2009/05/xviii-hair-06.jpg)
Со второй половины века прическа снова стала возвышаться и в 1775 г. достигла предельной высоты.
Тупей увеличен до таких размеров, что в три или четыре раза превосходил величину головы, а весь объем прически нередко равнялся восьми объемам головы.
Для того, чтобы соорудить такую прическу и дать ей надлежащую прочность, свои волосы подпирали особыми каркасами из проволоки или китового уса, густо и сильно помадили.
Волосы зачесывали от лба кверху и назад, образуя гладкую округлую массу (chignon), на затылке завивали в несколько вертикальных или косых буколь, из которых спускались на спину мелкие, туго завитые локоны, такие же локоны падали с висков на грудь. Эта стройка изменялась иногда так,, что вся масса волос, вместо того, чтобы уходить назад, надвигалась более наперед. Шиньон расширялся, одна часть волос на затылке заплеталась в одну или несколько косичек, а другая часть волос на затылке и волосы на висках завивались на такие же валики, как и остальные.
Это волосяное сооружение служило только основой для различных украшений. Самым простым убранством было украшение прически лентами, жемчугом, цветами и перьями. По мере того, как увеличивался размер прически, усложнялось и ее убранство. Появились куафюры в виде корзинки, наполненной цветами или плодами, .прическа с театром в миниатюре, прическа, представлявшая горы и долины из цветной эмали, с ручьем из серебряного глазета, воды и рощи.
![](http://neobychno.com/img/2009/05/xviii-hair-10.jpg)
В 1780 г. появилась прическа, изображавшая корабль со всеми принадлежностями, пушками и т. д.
В 1785 г. Мария Антуанетта ввела в моду простую прическу с длинными локонами, с шиньоном, опущенным на спину.
С падением абсолютизма огромные парики сошли со сцены.
С 1789 г. после моды на белокурую пудру стали появляться прически натурального цвета волос, без пудры. Вышли из моды мушки, а с 1798 г. постепенно румяна с пудрой.
![](https://artchive.ru/images/work/800/3579/Франсуа-Жерар--Портрет-мадам-Рекамье.jpg)
Прическа la grecque
С появлением античных туник вошла в моду прическа с короткими завитыми волосами la Titus и всевозможные разновидности греческого узла и повязок. Одновременно с прической la Titus продолжают носить парики с более или менее спущенными или распущенными шиньонами, с чепчиками, с боковыми локонами.
Так как для прически la Titus необходимо стричь волосы, то многие женщины, не желавшие стричься, носили коротко остриженные парики.
![](http://fashion.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/pic/000350.jpg)
Прическа la Titus