Серебряных и золотых дел мастер, Павел Акимович Овчинников |
Фирма «П.А. Овчинников» по мере значимости и стоимостным оценкам входит в первую категорию ювелиров и предприятий золотого и серебряного дела дореволюционной России. Будучи серебряных дел мастером, в 1851 году Павел Акимович Овчинников открывает в Москве, ставшую впоследствии всемирно известной фирму, по производству золотых и серебряных изделий. Неоднократно фирма являлась исполнителем крупных государственных заказов для императорского двора и уже с первого года существования славилась своими работами. С 1865 года фирма становится штатным поставщиком двора цесаревича Александра (будущего императора Александра III) и получает высочайший статус «придворной». В 1872 году предприятию присваивается звание поставщика двора Его Императорского Величества, в 1878 году - звание поставщика двора великого князя Михаила Николаевича. В 1881 и 1896 годах статус придворного поставщика был подтвержден. Фабрика Овчинникова являлась законодательницей ювелирной моды и считалась, с точки зрения организации, крупнейшим торгово-производственным предприятием того времени. Производственное отделение фирмы Овчинникова располагалось в Москве в Первом Гончарном переулке в доме Лежнева и Бирюковой. Грамотный руководитель и собственник, Павел Акимович Овчинников, уже в то время очень четко понимал, что стабильность дела и уникальность выпускаемых фирмой изделий невозможны без профессиональных работников. Одним из первых такую профессиональную художественную школу для своих ювелиров открыл Павел Акимович. Рядом с фабрикой было возведена отдельно стоящая двухэтажная школа. В нижнем этаже школы расположились учебные мастерские, а верхний этаж заняло общежитие, в котором одновременно проживало сто тридцать учеников. Период обучения в школе был установлен серьезный: от пяти до шести лет.
Стараясь передать будущим мастерам, как минимум, элементарные художественные знания, в обязательную школьную программу были включены специальные предметы: рисунок, черчение, лепка из глины, лепка из воска, каллиграфия. Образовательный проект Овчинникова не прошел даром. И уже в 1882 году школа была отмечена на художественно-промышленной выставке в Москве и заслужила серебряную медаль за "выставленные предметы". Наряду со специальной профессиональной подготовкой мастеров-ювелиров Овчинников стремился привлечь к созданию рисунков и моделей ювелирных, золотых и серебряных изделий квалифицированных художников, именитых скульпторов, графиков, архитекторов, принимая их в штат фирмы. Известно, что немало способствовали успеху бизнеса Овчинникова такие известные художники, скульпторы и архитекторы, как: академик Борников, прекраснейший рисовальщик, уделявший много внимания научению орнаментов прикладного назначения др. Павел Акимович вырастил достойнейшую смену, и его сыновья: Михаил, Александр, Павел и Николай, наследовали дело отца и продолжили развивать семейный бизнес. Михаил Павлович, возглавляя петербургское отделение фирмы, стал старшим в деле. Александр Павлович руководил фабрикой и магазином в Москве. Весомый вклад в развитие семейного дела внесли и личные достижения братьев. Михаил Павлович продолжительное время являлся бессменным членом Совета Императорского Строгановского училища. Это же учебное заведение в 1886 году с отличием окончил его брат Павел Павлович. Фирма имела многочисленные награды и звания, не только отечественные, но и много заграничных от императорских, королевских и княжеских домов.
В 1917 году из-за радикально изменившейся политической ситуации, вслед за большинством предприятий царской России, фирма Овчинникова со всеми производственными, торговыми и учебными отделениями прекратила свою деятельность. Фирма Овчинникова известна российским и мировым ценителям своим широчайшим ассортиментом уникальных по красоте изделий, исполненных с применением самых разных техник, приемов и стилей. Многие из этих изделий находятся в Государственных музеях России, а также в коллекциях европейских королевских домов. Примерно со второй половины XIX века заметно оживает эмалевое производство. Свойственное для русского прикладного искусства того времени использование древнерусской формы и орнаментации с ее полихромной узорчатостью нашло наиболее яркое выражение в произведениях эмальерного искусства. Лидером эмалевого производства Москвы второй половины XIX века стала фирма Овчинникова, изделия которой отличала богатая эмалевая палитра и тщательнейшая отделка.
Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/predpriyatie-ovchinnikova/
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |