Еще вчера в городе была череда массовых гуляний в парках, пекли блины.
Дома у нас тоже были блины, чаепитие.
--------------------------------------------------------------------------------
Коммент. - Между славянскими племенами масленица называется различно: у русских называется мясопустом, мясопустною неделью, сырною неделью, и масленицею. — Все эти названия означают одно и тоже. По причине воздержания от мяса, произошло название – мясопуста; от употребления сыра, – сырной недели; от повсеместного употребления масла, — масленицы, которая продолжается целую неделю, пред великим постом.* [В неделю мясопустную воспоминается, по утверждению Св. отцов, время страшного суда; в субботу совершается поминовение о просиявших в пощении святых; в воскресенье воспоминается, по завещанию Церковных учителей; падение праотца нашего Адама]
А.В.Терещенко. Быт русского народа, 1848
-------------------------------------------------------------------------------
Вчера же вечером были в церкви на чине Прощения. Так многолюдно (было примерно 250-300 человек в храме).
Сама служба короткая по времени, но наполнена внутренним глубочайшим смыслом.
Прощенное воскресение!
За этой вечерней звучит "Великий Прокимен", который возвещает начало Поста:
Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю., что в переводе на ныне традиционный русский язык звучит так:
Не отврати лица Твоего от слуги Твоего, потому что я скорблю! Скоро услышь меня, обрати внимание на душу мою и избавь ее.
Хор Свято-Троицкого Ионинского монастыря - Не отврати лица Твоего 1:21 мин, 1.56 Мб.
--------------------------------------------------------------------------------
коммент. - Протопресвитер Александр Шмеман так характеризует внутренний смысл этих трепетных слов:
Вслушайтесь в особенную мелодию этого стиха, этого крика души, внезапно наполняющего церковь: "... я скорблю" — и вы поймете исходный пункт Поста: таинственную смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. Все приготовление теперь закончено. Я стою перед Богом, перед славой и красотой Его Царства. И я сознаю свою принадлежность к этому Царству, сознаю, что у меня нет другого дома, другой радости, ни другой цели; и я сознаю также, что я изгнан из этого Царства во тьму и печаль греха, и... "я скорблю"! И в конце концов я сознаю, что только Бог может помочь моей скорби, только Он может избавить и спасти мою душу. Покаяние, — прежде и больше всего, — отчаянная мольба к этой Божией помощи.
-------------------------------------------------------------------------------
Помощь Божия несомненно к нам придет, но прежде нужно от чистого сердца простить всех ближних. В душе не должно быть места злобе!
-------------------------------------------------------------------------------
Коммент. - Последние два дня на сырной неделе, (субботу и воскресенье), одни из приличия, другие по набожности, посвящают на испрашивание друг у друга прощения. Встретясь, даже на улице, они целуются, говоря: «Прости меня, в чем я тебя обидел, умышленно и неумышленно, делом или словом». — «Бог тебя простит и Божия Матерь», — отвечает ему другой, — и в знак примирения целуются. — Люди высшего сословия не стыдятся ездить тогда к своим врагам и мирятся с ними. Иностранец Алберт Кампензе, описывая религию русских в начале XVI века, замечает, что они гораздо лучше следуют учению Евангелия, нежели католики.* [ Lettera d'Alb. Campense intorno le cose di Moscovia, al beat. padr. Clemente VII]. Эта похвальная черта не истребилась доныне у нас.
А.В.Терещенко. Быт русского народа, 1848
Гравюра К.Крыжановского по рисунку Н.И.Соколова. Масленица. Прощеный день в крестьянской семье. XiX в.
-------------------------------------------------------------------------------
В нашей семье мы из года в год храним эту замечательную традицию -
Прощенного воскресения.
В церкви приятно было видеть так много знакомых лиц. Они такие разные. Одни плачут, другие погружены в себя, третьи - радостны (вступаем в во время Великого Поста!). Сразу узнаем друг друга, испрашиваем взаимного прощения от чистого сердца, потом - улыбки, а после службы небольшие диалоги о жизни.
Служба короткая, но больше всего времени (где-то минут 40-45) потребовалось именно для взаимного испрашивания прощения друг у друга.
Наконец-то я дома. Устали ноги, болят, диафрагма (от физического напряжения) постанывает.
Традиционно не смог этот пост разместить у себя в дневнике вовремя.
Что поделаешь? Излишнее усердие было бы неразумным для моего здоровья.
Пусть сегодня (во временном отношении) уже и не Прощенное воскресенье, но духовная суть вчерашнего дня не "испарилась", она должна в нас жить каждый день, и тем более, во время Великого Поста, в который мы уже вступили ныне.
А потому испрашиваю у всех моих читателей, дорогих для меня людей, прощения.
Простите, если я все-таки (пусть и не по умыслу), но чем-то обидел Вас: невниманием к Вам, какими-то словами, фразами или иным порядком. По отношению к Вам у меня нет никаких обид.
Простите, но некоторое время (т.е. временно) в ваших дневника, дорогие читатели, я буду более ограничено читать и комментировать ваши посты (все будет определяться их содержимым, т.е. тематикой). Надеюсь, что Вы к этому отнесетесь с пониманием.
Мои всем добрые пожелания!