Loi_Schtamm (WiseAdvice) все записи автора
ИСТОРИЯ
Лук был известен практически на всем земном шаре, на всех континентах. Исключение составляли разве что аборигены Тасмании, Новой Зеландии и юга Австралии. Возникновение этого оружия археологи относят в самое далекое прошлое.
Древки стрел, найденные на стоянке Штельмоор близ Гамбурга (ФРГ), изображения в пещерах местечка Альпер в Испании, российские древности того же периода, свидетельствуют о существовании лука уже в конце верхнего палеолита - начале мезолита (не менее 8 тыс. лет до н.э.). Находки же наконечников стрел в Англии близ Стар Карра наводят на мысль об изготовлении - уже тогда, в мезолите! - этих изделий явно для "третьих лиц". Подобное "поточное производство" каменного века, несомненно, говорит о массовом распространении лука в то далекое время. Изобретение лука ознаменовало качественно новый этап исторического развития человека, обеспечив ему гораздо более продуктивную охоту и эффективную защиту, позволило подняться на новый, более высокий уровень жизнедеятельности.
Барельефы древней Ассирии и Египта уже повсеместно изображают воинов с луками, осаждающих крепости и мчащихся на колесницах в погоне за зверем. В Древней Греции юноши, наравне с метанием копья и диска, бегом и борьбой, обучаются и стрельбе из лука, хотя в бою греки отдавали явное предпочтение мечам и копьям в тесном пешем строю. Без лука не представляли своего существования и скифы. В их захоронениях, причем не только знатных воинов, но и простолюдинов, практически всегда встречается лук или, в крайнем случае, наконечники стрел. Гунны славились не только своей свирепостью, но и стрелками, и луками страшной силы, от которых спасал далеко не всякий доспех. В средние века лук полностью сохранил важнейшую роль в жизни человека. Во времена Карла Великого издаются указы о повсеместной посадке в его империи тиса — основной породы дерева для изготовления луков.
Население Англии, после поражения при Гастингсе в 1066 г. и захвата ее Вильгельмом Нормандским, долго не желало смириться с гнетом завоевателей. Народ, вооружаясь наиболее доступным оружием — луками, уходит в леса, поднимает восстания, грабит своих грабителей. Об отважных «вольных стрелках» складывают легенды, они становятся опорой освободительного движения.
И, видимо, не случайно, впоследствии в Англии выходят указы, согласно которым буквально все население в возрасте от 16 до 60 лет было обязано овладеть приемами стрельбы из лука. Плоды такого «стрелкового всеобуча» англичане пожинали в 1346 г. в битве при Креси. Тогда английские лучники своими длинными стрелами, от которых не спасали никакие доспехи, буквально засыпали противника и выиграли сражение.
Великая Монгольская держава своими завоеваниями также во многом обязана луку. Воину-монголу наказывалось иметь два вида этого оружия разной величины: для стрельбы с земли — большой и поменьше — для метания стрел с коня. Имел он и несколько колчанов стрел различного назначения: легкие — для скоростной стрельбы и мощные, бронебойные, для стрельбы на дальние дистанции и для поджога, разного рода «тройники», «срез-ни» и многие другие. Сложилась у монголов и эффективнейшая тактика подавления неприятеля не-прерывным массированным обстрелом с коней. На Руси она получила название «хоровод». Плотность осыпи была такой, что воин неприятеля, неосторожно показавшийся из-за крепостной стены мгновенно становился похожим на ежа.
Не отставала в развитии лука и Русь. Здесь он был известен с древнейших времен — изначально, по-видимому, как оружие охоты, а затем и боевое. Византийские источники, описывая оружие славян, наравне со щитами и дротиками, упоминают и луки небольшого размера, со стрелами, порой отравленными. Византийский историк X века Лев Диакон отмечал огромную роль лучников в войске князя Святослава Киевского при военных действиях в Болгарии. Они умело пользовались луком как в открытом бою, поражая в основном вражескую конницу, так и при взятии крепостей, и в обороне. В течение всего средневековья лук был одним из основных орудий войны на Руси и ее вассальных землях.
Луки подносились в качестве почетных даров князьям. Силой и красотой своих луков похвалялись на пирах воины-богатыри. Славяне и близкие к ним народы в своих воинских культах зачастую одушевляли лук, давали ему собственное имя, обращались с ним, как с живым существом:
С виду был тот лук красивым,
но имел негодный норов:
в будни он просил по жертве,
а по праздникам и по две...
(Калевала)
Читать далее