ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ (4) |
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
Перед Пасхою книжники и фарисеи, которые были врагами Христа, собрались вместе и советовались о том, как бы им убить Христа. И в это время к ним вошел один из 12 учеников Спасителя, Иуда Искариот, и сказал им: «Что вы мне дадите, если я предам Его
вам?» Они предложили ему 30 сребреников. Иуда согласился взять эти деньги и с этого дня искал случая, чтобы предать им Господа.
В четверг вечером, накануне еврейской Пасхи, Христос собрался с учениками в комнате, где была приготовлена учениками пасхальная трапеза.
Когда Христос вошел в комнату, Он снял с себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, опоясался им. Потом налил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем, которым был препоясан. Когда Христос омыл всем ноги, Он сел с учениками за стол и сказал им: «Знаете, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите. Итак, если Я, Учитель и Господь, умыл вам ноги, то и вы должны делать друг другу то же». И говорил дальше: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. А лучше было бы такому человеку не родиться на свет». Когда апостолы услышали эти слова Господа, они опечалились и начали все спрашивать Господа: «Не я ли, Господи, не я ли?» Иуда также спросил: «Не я ли, Господи?» Христос ответил ему тихо, так, что никто не слышал: «Да, ты!» Иуда после этого встал и вышел, а была уже темная глухая ночь.
Во время этой вечери, еще при Иуде, Христос взял хлеб, благословил его, разломил и, раздавая ученикам, сказал: «Это Тело Мое, за вас ломимое, во оставление грехов». И взяв чашу с вином, благодарил Господа, подал ее ученикам и сказал: «Пейте от нее все. Это Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Творите это в Мое воспоминание».
Так совершилось для нас великое событие — Христос установил нам таинство святого Причащения Телом и Кровью Христа.
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
Тайную вечерю Христа с учениками мы вспоминаем в Великий Четверг на Страстной неделе. Каждая обедня в церкви есть такая же тайная вечеря, как та, в которой участвовал Христос перед Своей смертью. С нами на обедне всегда присутствует Он Сам, и мы причащаемся Тела и Крови Христа. Но в Великий Четверг мы вспоминаем именно ту Тайную Вечерю, на которой Христос первый раз причастил Своих учеников; вот почему так важно нам причаститься именно в день Великого Четверга, вот почему в этот день поют такую особенную молитву: «Вечери твоей тайной,, сегодня, Сыне Божий, причастником меня приими, я не скажу врагам Твоим об этой тайне, и не поцелую Тебя, как Иуда, но, как разбойник, буду исповедовать Тебя: Помяни меня, Господи, во царствии Твоем».
После обедни в главной церкви города, где служит епископ, происходит замечательный обряд омовения ног. По примеру Спасителя, архиерей омывает в церкви ноги 12 священникам.
СТРАСТИ
В четверг же вечером мы идем в церковь на «страсти», т. е. слушать 12 Евангелий, в которых нам рассказывается о страданиях Христа. Это длинная-длинная служба, мы стоим с зажженными свечами и не тушим их даже после конца службы — это святой огонь, освященный страданиями Христа; мы несем его домой, зажигаем от него лампадки и храним, сколько можем, не туша.
В Евангелиях нам рассказывают о том, как после Тайной Вечери, поздно ночью, Христос пошел с учениками своими в Гефсиманский сад. Христос, придя туда, сказал ученикам: «Посидите тут, а Я пойду помолюсь там» — и, отойдя немного, пал на лицо Свое и стал молиться и говорил: «Отче, если возможно, пусть минует Меня чаша эта. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Три раза подходил к ним Христос и три раза будил их, и просил их не спать, говоря: «Вы все еще спите? Приближается час, когда Сын Человеческий предается в руки грешных. Вот идет предающий Меня».
И когда Христос говорил это, Иуда Искариот вошел в сад и с ним множество народа и воинов с мечами и копьями. Иуда же им всем дал знак, сказав: «Тот, кого я поцелую, тот и есть». И, подойдя к Иисусу, сказал: «Радуйся, Учитель» — и поцеловал Господа, Иисус же Христос сказал ему: «Друг, для чего ты пришел сюда? Целованием ли ты предаешь Сына Человеческого?» В этот момент пришедшие схватили Христа и повели Его с собою из Гефсиманского сада во двор к еврейским первосвященникам, которые должны были судить Христа. Они долго старались найти какую-нибудь вину, чтобы иметь право осудить Христа на смерть, и не находили. Тогда один из первосвященников, Каиафа, говорит Христу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус сказал ему: «Ты сказал. И еще говорю тебе: отныне увидите Сына Божия, сидящего одесную Силы и идущего на облаках небесных».
Тогда первосвященник разодрал на себе одежды и сказал: «Он богохульствует. На что нам свидетелей? Вот вы слышали, что Он сказал». Тогда присутствующие ответили: «Он повинен смерти».
И стали мучить Христа, плевать Ему в лицо, били Его по щекам и, издеваясь, говорили: «Скажи, кто ударил Тебя».
Когда настало утро, Христа отвели к Понтию Пилату, римскому начальнику, который один имел право осуждатъ на смерть. Пилат тоже не находил за Христом никакой вины. Спаситель поразил его Своим кротким и величественным видом, и он очень хотел отпус-тить Христа. Он вышел из судилища к народу и сказал: «Я никакой вины не нахожу в Нем. Есть у вас обычай, чтобы я отпускал вам на Пасху кого-либо из осужденных. Хотите, я отпущу вам Царя Иудейского?» Но народ, подговоренный первосвященниками, закричал в ответ: «Нет, не Его, но Варавву». Варавва же был разбойник. Тогда Пилат велел мучить Христа. И воины сплели Ему терновый колючий венок, и возложили его на голову Христа, одели Его в багряницу — красную одежду, и снова били его по щекам, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский».
Пилат же и теперь еще хотел отпустить Христа и вывел Его к народу, надеясь, что народ пожалеет Его. Это была уже пятница перед Пасхой. И сказал Пилат: «Это — Царь ваш». Но толпа закричала: «Возьми и распни Его». Пилат говорил им тогда: «Царя ли вашего распну?» Первосвященники же отвечали: «У нас нет царя, кроме римского цезаря. Пусть кровь Его будет на нас и на детях наших»,
Тогда Пилат умыл руки свои перед народом в знак того, что он не берет на себя смерть Господа, и предал Христа на распятие.
Тогда сняли с Господа багряницу, одели в простые одежды и повели, чтобы распять Его, Неся свой тяжелый крест, Христос от усталости и мук, которые Он перенес, несколько раз падал под тяжестъю креста.
Христа привели на место, которое называлось Голгофа, что значит — место казни. Был уже третий час дня, и распяли Христа. И была сделана надпись на кресте по повелению Пилата: «Царь Иудейский». Со Христом были распяты одновременно два разбойника. Христос молился за своих мучителей и говорил: «Отче, прости им, они не знают, что делают». Один из разбойников, вместе со многими из народа, злословил Христа и говорил: «Если Ты Христос — спаси Себя и нас». Другой же разбойник, который был распят по правую сторону от Христа, унимал первого и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден. Но мы осуждены справедливо, по нашим делам. Он же ничего плохого не сделал». И, обратившись к Господу, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое». Христос тогда отвечал ему: «Сегодня же ты будешь со Мною в раю». Это было уже около шести часов дня, и сделалась по всей земле тьма и продолжалась до девятого часа. Около же девяти часов возгласил Христос громким голосом: «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой» — и, сказав это, умер. И вот в храме раздралась завеса церковная на две части, и земля сотряслась. Евреи же, бывшие около места казни, с великим страхом, бия себя в грудь, стали возвращаться домой, а один римский сотник, видевший все это, восславил Бога и сказал: «Истинно, этот человек был праведник, Сын Божий».
Когда в Великий Четверг на страстях мы слушаем этот страшный рассказ о том, как мучили Христа и как Он страдал, мы хотим вспомнить хоть что-нибудь хорошее, что было в эти дни, чтобы утешить себя. И вспоминаем позтому доброго разбойняка, который по-жалел Христа, и поем о нем в церкви. «Разбойника благоразумного в одно мгновение сподобил Ты, Господи, рая, и меня древом креста твоего просвети и спаси меня».
Распятие Господне
Рубрики: | Русь древняя и становление государства Обряды Люд русский Религия (вера,православие,христианство,язычество) Иллюстрации Русская культура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |