На рынок труда выходят все более молодые и способные к быстрым изменениям люди, но сам рынок труда становится настолько разнообразным и сложным, что соискателю требуется немало сил, чтобы найти в нем свое место и свой коллектив. Проблема адаптации на новом месте работы стоит все острее.
Елена Юрьевна работает терапевтом в городской больнице уже 33 года. За это время ее несколько раз звали в частные центры на более высокую зарплату и гибкий график. Но она консерватор, да и "вписываться в новый коллектив" ей не хочется.
У 27-летней Инны в трудовой книжке значатся всего два места работы по нескольку месяцев. После неудачных попыток она ушла во фриланс: "так удобнее, не надо стараться стать своим в чужом коллективе". Эти, по сути, разные истории иллюстрируют одну и ту же классическую психологическую проблему — проблему адаптации в новом коллективе.
Если еще 10−15 лет назад трудовая книжка с единственной заполненной графой была предметом нередким и вызывающим уважение, то на сегодняшний день большинство сотрудников меняют работодателя в среднем раз в 3−5 лет. При этом молодые специалисты подвержены наибольшей "волатильности": они ищут новую работу через 1−2 года. Люди старшего поколения более консервативны и меняют место работы раз в 5−7 лет.
"От перемены места работы меняется только зарплата. Причем обычно в лучшую сторону. Я начинал работать на последних курсах вуза, и теперь у меня в трудовой шестое место работы. Я работаю менеджером по продажам, легок на подъем и стресса в новом коллективе не ощущаю, поскольку в тех офисах, где я работал, особого коллектива-то и нет: большая текучка, каждый нацелен на себя. Общение похоже на общение на отдыхе: ты вежлив, но знаешь, что не сильно расстроишься, если завтра в соседнем кресле будет сидеть другой человек".
Игорь, 25 лет
Адаптация 1.0
Психологи выделяют три основных этапа адаптации сотрудника на новом месте. Первая фаза — период острой адаптации — длится 1−2 месяца и, как правило, совпадает с испытательным сроком. При том, что соискатель старается произвести максимальное впечатление, работоспособность у него снижается на 50−60% именно из-за стресса, связанного с адаптацией.
Zero block Click „Block Editor” to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands. Tilda Publishing
create your own block from scratch "Знаете, почему мне во многих коллективах не находилось места? Я не курила! Почему-то люди творческих профессий, даже несмотря на курс на здоровый образ жизни, продолжают дымить как паровозы. Разумеется, во время перекура они общаются, узнают друг друга получше, у них есть центр единения. А я во время веселых перекурчиков одиноким тополем сидела в комнате и взращивала свою мнительность: „вдруг они там меня обсуждают“ и прочее".
Инна, фрилансер
Психологи утверждают, что главное на этой стадии адаптации — правильно подать себя. "В первую очередь, как бы сильно ни хотелось заявить о себе, о своих намерениях все изменить и перестроить в компании, надо изучить, как принято, какие правила и стандарты существуют в организации", — советует руководитель Мастерской коучинга ИПП НИУ ВШЭ, партнер ООО "BLD Coaching & Consulting" Марина Михайленко. "В первый месяц лучше больше слушать, чем говорить", — предлагает простую, но действенную формулу успеха бизнес-психолог Людмила Болдырева.
"Для начала надо понять, какие традиции и какой стиль общения приняты в коллективе, — рекомендует карьерный коуч-консультант, руководитель компании Triolit Career Dеvelopment, руководитель учебной программы „Карьерное консультирование“ ИПП НИУ ВШЭ Денис Рощин. — Наблюдать, общаться, ходить вместе на обеды. Табу для новичка — любые конфликтные ситуации. И, разумеется, необходимо выполнять поручения вовремя, показывать хорошие результаты, так как на испытательном сроке люди оцениваются тщательнее, придирчивее".
"Решение об увольнении новичка принимается в первые же дни его работы. Чтобы минимизировать претензии к вам как к специалисту, максимально подробно узнайте о своих должностных обязанностях и при получении заданий не бойтесь задавать по ним вопросы".
Людмила Болдырева, бизнес-психолог
Как правило, в 20−30 лет сотрудники въезжают в компанию "на белом коне, в разгар боя". Они начинают сходу критиковать все, чтобы показать свои исключительные навыки, знания и характер, делится наблюдениями Марина Михайленко. Совет коучера: "въезжать на коне, но не во время боя, а во время учений, по крайней мере". То есть предлагать изменения по существу и малыми дозами. Адаптироваться в коллективе легче с позитивных позиций: вначале все лучшее хвалить, потом менять.
В 30−40 лет люди более осторожны в своей первичной коммуникации, они больше прислушиваются к мнению руководителей, осознают свою роль и горизонты своей карьеры именно в этой организации. Совет Марины для такой группы соискателей: не засиживаться за тумбочкой в ожидании распоряжения руководителя, проявлять больше инициативы в деловой и внутрикорпоративной сфере. Находить "братьев по разуму" в других подразделениях компании, чтобы расширять сферу своего влияния и делать шаги в направлении избранной карьерной стратегии.
От 40 лет до пенсионного возраста сотрудники уверены в своей экспертизе и могут совершить ошибку, давя на всех авторитетом раньше, чем он завоеван именно в этой компании своими новыми достижениями.
via GIPHY
"Совет: поменьше рассказывать, как было принято поступать на предыдущих работах. Фраза „А вот у нас было…“ начинает раздражать собеседников уже после трех раз. Также надо дозировать предложение помощи более молодым коллегам. Сами придут и спросят, если сотрудник сможет подтвердить на новом месте свою экспертность".
Марина Михайленко, руководитель Мастерской коучинга ИПП НИУ ВШЭ, партнер ООО "BLD Coaching & Consulting"
Адаптация 2.0
Острая фаза адаптации сменяется "фазой оптимизма". Это происходит через 3−4 месяца после трудоустройства. Уже бывший соискатель считает себя "своим" в коллективе и привык к должностным обязанностям. Однако не всегда коллектив к этому времени привыкает к новому работнику настолько, чтобы прощать непонимание в тонкостях корпоративных взаимоотношений или профессиональные ошибки. Именно в это время нужно суметь не наломать дров на волне оптимизма, которая может трансформироваться в "идеальный шторм" и привести к увольнению.
Насколько быстро коллектив примет новичка — непредсказуемо. И у психологов, и карьерных консультантов нет единого мнения на этот счет. По мнению Людмилы Болдыревой, временной лаг привыкания "старичков к новичку" — от двух недель до месяца. Марина Михайленко убеждена, что срок гораздо больше — год-полтора. "В бюрократических системах до полугода, в малом бизнесе встроиться в компанию кандидат может за неделю", — занимает среднюю позицию Денис Рощин.
via GIPHY
Адаптация 3.0
Через полгода после трудоустройства работник входит в "период вторичной адаптации". Некоторые психологи считают, что это уже даже не адаптация, а закрепление в коллективе. Правила и внутренний этикет изучены, работа вошла в привычную колею, работник мысленно ассоциирует себя со "старичком". Именно к этому периоду человек успешно завершает профессиональную адаптацию (навыки и специфика работы усвоены), психофизиологическую (узнает ритм работы, технику безопасности), социально-психологическую (так или иначе вливается в коллектив) и организационную (учится соотносить свой труд и труд коллектива).
"Сначала идет эйфория. Кто-то в коллективе нравится, кто-то нет, потом симпатии могут кардинально поменяться. Через полгода „качели“ уходят и все устаканивается".
Людмила Ивановская, руководитель психологического центра "Золотой ребенок"
Размер компании имеет значение
Быть новичком в пиар-компании и на заводе — совершенно разные вещи.
"Адаптация в коллективе проходит легче, если компания достаточно молодая и гибкая, с ясными правилами и единым понятийным аппаратом. Как правило, это банковская, консалтинговая, девелоперская отрасль", — полагает Марина Михайленко.
Адаптироваться в заводских коллективах, которые годами формировали свою корпоративную культуру, сложнее. К тому же, в таких коллективах может сформироваться некий патриархальный строй или даже "династийность".
"Есть отрасли или функциональные группы с высоким индексом коммуникаций, там общение легче и ближе, — медиа, коммерция, маркетинг, PR. В производстве и тяжелой индустрии дольше происходит сближение", — добавляет Денис Рощин.
В офисе адаптация легче, люди более контактные, общительные. На производстве же народ более "суров", поскольку имеет дело с техникой безопасности и оборудованием.
Zero block Click „Block Editor” to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands. Tilda Publishing
create your own block from scratch Особое место занимают любые творческие коллективы.
"Здесь как в кордебалете: каждый танцор чувствует себя более талантливым, чем прима-балерина. Поэтому вхождение в такие коллективы наиболее тяжело. В каждом новом человеке здесь, прежде всего, видят будущую звезду и сразу принимают в штыки".
Марина Михайленко, руководитель Мастерской коучинга ИПП НИУ ВШЭ, партнер ООО "BLD Coaching & Consulting"
Наиболее легкие для адаптации — IT-коллективы. Зачастую работники в них действительно "говорят на одном языке", что сразу выделяет эти подразделения как особую касту.
"В плане адаптации, пожалуй, на интересной позиции стоит сфера науки, — делится мнением научный сотрудник МГУ Олег. — С одной стороны, работа в лаборатории — творчество, каждый пытается как минимум получить Нобелевку. С другой, все понимают, что в одиночку добиться всего и сразу трудно. Поэтому стараются работать слаженно. А с учетом ситуации в российской науке сегодня, каждый талантливый новичок будет обласкан и взлелеян более старшими коллегами".
"Предпочтительно вливаться в большие коллективы, особенно на заре своей карьеры. Поскольку там легче исправить свои первые ошибки в коммуникации, — уверена Марина Михайленко. — Легче почувствовать себя в „своей тарелке“, когда в компании многофункциональный персонал. Это дает возможность в дальнейшем перемещаться по горизонтали на различные совместные проекты и события. Круг коллег не замкнут плотным кольцом, а широкий и разнообразный". "Возможно, такое мое мнение обусловлено тем, что я работала только в очень крупных управляющих компаниях (ОМК — 6 заводов, Финансовая корпорация „Уралсиб“ — 18 бизнесов)", — добавляет эксперт.
"Если сравнивать компании разного масштаба, то маленькие компании — более семейные. Если человек готов к более теплым отношениям, ему психологически комфортно работать в такой „семейной“ фирме. Некоторые говорят, что работа должна быть работой: пришел, отработал и ушел. В „семейной“ фирме к тебе более пристальное внимание, ты больше на виду, там сложно сохранять границы. А в большой корпорации можно затеряться среди толпы, стать винтиком в большом механизме. Зато там больше перспектив для карьерного роста".
Людмила Ивановская, руководитель психологического центра "Золотой ребенок"
"Я работаю на одном месте более 30 лет. За это время пару раз переезжала из кабинета в кабинет, но не более, — рассказывает Елена Юрьевна. — И поэтому я воспринимаю свою работу как дом, мне из-за этого не так сложно „переработать“, задержаться на приеме и еще карточки домой принести. Если бы я металась из одного медцентра к другому, то я бы и пациентов своих не знала, да и отношение к работе было бы другим".
Перебороть себя
Самый сложный вариант адаптации — после длительного перерыва в трудоустройстве. Например, затянувшийся декретный отпуск. "Во-первых, у работодателей может возникнуть много вопросов об этой паузе в карьере, — предупреждает Людмила Ивановская. — Во-вторых, человек может разучиться общаться и позиционировать себя в социуме. Совет таков: надо как можно больше ходить на собеседования, чтобы снять напряжение, после 10-й встречи вас отпустит, стресс уйдет, и станет проще вести беседы с работодателем или специалистом по кадрам".
По словам Людмилы Ивановской, на рынке труда сейчас наметилась любопытная тенденция: работодатели подбирают сотрудников, ориентируясь прежде всего на их личные качества. Новичок с горящими глазами принесет больше пользы, чем опытный сотрудник, который уже давно потух и выгорел в эмоциональном плане. Энтузиазм выпускников очень ценится. Поэтому многие работодатели подбирают в коллектив людей, которые дополняют друг друга и в профессиональном, и в личностном плане. "Я считаю, что лучше всего новичку (при наличии мозгов, разумеется) идти в корпорации. В первую очередь — трансконтинентальные. Как правило, карьерное развитие в таких компаниях — само собой разумеющееся. И все понимают, что каждый должен пройти определенный путь, ступени, обучение. Фиксированные зарплаты для той или иной ступени, фиксированный соцпакет и прочее — все это минимизирует поводы для зависти или иных негативных чувств. Ну, и адаптация, само собой, получается легче", — говорит Сергей, недавно уехавший работать в Вену.
Текст: Анастасия Литвинова
http://www.la-vie-pour-moi.ru/post410166700/