-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Medieval_history

 -Интересы

арабы ваганты византия драконы жоффруа де виллардуэн инквизиция иннокентий iii историческое пространство история крестовые походы папство пираты русское средневековье рыцарство средиземноморье средневековье средние века тринадцатый век турки четвёртый крестовый поход

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Средневековые_замки

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 185

Medieval_history






Нападения пиратов на Византийские монастыри

Пятница, 30 Ноября 2007 г. 13:43 + в цитатник
Pirattika (Medieval_history) все записи автора

Находившиеся на эгейском побережье монастыри часто подвергались нападениям турецких морских разбойников. Близость монастырей Афона к морю делала их очень уязвимыми для подобных атак. То корсары и в самом деле концентрировали свое внимание на богатых монастырях, то ли о подобных грабежах просто лучше известно благодаря хорошей сохранности монастырских актов. 

            Впервые турки заявились на Афон в 1312 г., о разграблении окрестностей упоминают акты монастырей Ватопедского и Веррийца. 

            В 1325 г. нападение турок вынудило многих монахов, в том числе известных церковных деятелей Исидора Вухейру, Григория Синаита и Григория Паламу – покинуть Святую Гору. Внезапно «безбожныи варварскыи языкъ агаренскы воздвигся… и попленяе яже в святыи горе», – сообщает по этому поводу Житие Григория Синаита. 

            Примерно с 1330 г. подобные атаки стали частыми и временами достигали крупных вторжений. Так, Афон вновь подвергся нападению в 1335 г. Житие Афанасия Метеорита сообщает, что турки постоянно приходили с моря, захватывали на Святой Горе пленников, и рассказывает о пленении и последующем чудесном избавлении монаха по имени Моисей.

 

Рубрики:  Пиратство

Метки:  

Продолжение миниатюр из "Сказания о Мамаевом побоище"

Четверг, 22 Ноября 2007 г. 20:45 + в цитатник
man-yak (Medieval_history) все записи автора Продолжение миниатюр из "Сказания о Мамаевом побоище" здесь
Рубрики:  Русское средневековье
Средневековое творчество

Миниатюры "Сказания о Мамаевом побоище" (часть 1)

Вторник, 20 Ноября 2007 г. 15:31 + в цитатник
man-yak (Medieval_history) все записи автора  (200x269, 74Kb)
"Сказание о Мамаевом побоище" (Куликовской битве) - лицевая рукопись XVII века (хранится в собрании Государственного Исторического Музея), ни автор, ни более ранний источник, с которого она писана, неизвестны, как неизвестен и автор миниатюр.

Всего до нас дошло около 100 списков (в 4-х редакциях). Это произведение - пожалуй, самое яркое среди "куликовского цикла", написано оно было в 1390-х годах. "Сказание..." вошло в ряд летописей (например, Вологодско-Пермскую).
Далее привожу миниатюры из экземпляра ГИМ, иногда с цитатами, примечания - мои, не думаю, что имеют значение и ценность, делал скорее для памяти в связи со своими вопросами, не обращайте внимания.

Выложить и подписать всё сразу проблематично (в первую очередь по времени), так что буду частями, сорри.

Слева - титульный лист ГИМовской рукописи.
Смотреть миниатюры
Рубрики:  Русское средневековье
Средневековое творчество

Метки:  

"Крестовые походы глазами арабов" (Слёзы Саладина)

Четверг, 15 Ноября 2007 г. 21:59 + в цитатник
Дневник Дюймовочки (Medieval_history) все записи автора
          Ты зашёл слишком далеко, Юсуф; ты перешёл всякие границы. Ты всего лишь слуга Нуреддина, но теперь ты хочешь захватить власть для себя одного? Но не строй себе иллюзий, ибо мы, поднявшие тебя из небытия, сумеем вернуть тебя обратно!



          Несколькими годами позже это предостережение, присланное Саладину знатными людьми Алеппо, показалось бы абсурдным. Но в 1174 году, когда правитель Каира начинал становиться главной фигурой арабского Востока, его достоинства были очевидны ещё не всем. В окружении Нуреддина как при его жизни, так и после его смерти, имя Юсуф не произносили. Чтобы обозначить его, использовали слова "выскочка", "неблагодарный", "изменник", или чаще всего "наглец".

          Сам Саладин вообще то быть наглым не стремился, но его фортуна была таковой несомненно. Именно это и бесило его противников. Ведь этот тридцатилетний курдский военачальник никогда не был амбициозным человеком, и те, кто видел, как он начинал, знали, что он бы легко удовольствовался обычным званием эмира, одного из многих себе подобных, если бы судьба против воли не выдвинула его на авансцену.

Читать дальше
Рубрики:  Крестовые походы

Метки:  

Как патриарх избежал плена

Четверг, 08 Ноября 2007 г. 12:46 + в цитатник
Pirattika (Medieval_history) все записи автора

            Летом 1294 г. византийский император Андроник II отправил к королю Кипра и в Киликийскую Армению посольство во главе с патриархом Афанасием Александрийским. Вблизи г. Фокея корабль патриарха был ограблен пиратами, а сами участники посольства только чудом избежали плена. Пираты заметили на горизонте еще одно судно, которое, казалось, также сулило им богатую добычу. Они отвели корабль патриарха в укромную гавань, решив, что посольство не способно к «бесславному бегству», и пустились вдогонку за другим кораблем. За двумя зайцами погонишься… Воспользовавшись этим обстоятельством, патриарх и его спутники сошли на берег и пешком добрались до ближайшей имперской крепости.           

 

Рубрики:  Пиратство

Метки:  

Ложная тревога

Четверг, 08 Ноября 2007 г. 12:40 + в цитатник
Pirattika (Medieval_history) все записи автора

В XIV в. в Эгейском море в любой момент можно было ожидать встречи с пиратами. А византийцы, которые уже не могли как следует защищать свою дряхлеющую империю, вообще в каждом встречном корабле готовы были видеть пиратский.

В 1315 г., например, с византийского корабля, идущего из Фессалоники в Константинополь, было замечено подозрительное судно. Неизвестно, кто первым крикнул: «Пираты!», но греки всполошились и схватились за оружие. Однако вскоре выяснилось, что приближается совершенно мирное судно.

 

 

Рубрики:  Пиратство

Метки:  

И ПРОСЬБА И СОВЕТ

Вторник, 30 Октября 2007 г. 15:06 + в цитатник
man-yak (Medieval_history) все записи автора  (222x361, 18Kb)
Встретилась такая вот книга -
Хроники длинноволосых королей/ пер. с лат., статьи и сост. Н.Горелова. - Спб.: Азбука-классика, 2004.

Разместил у себя несколько цитат оттуда – о лангобардах , о вандалах , об ирландцах , о коронации в Ольстере , о древних правителях Шотландии
Книга просто дышит средневековьем, в ней чудятся корни не только реальной истории, но и всего того, что легло в основу «Властелина колец» и других подобных произведений – при этом это не художественная литература, не переложение преданий, а цитаты из средневековых хроник, писавшихся как серьезные труды – нет драконов, единорогов, волшебников… разве что – в пророческих снах. Я просто очарован.

ПРОСЬБА – если у кого-то есть такая книга (лишняя или ненужная) – стукните в личку: готов купить, выменять, принять в дар или присвоить иным предложенным способом :)
СОВЕТ – всем любителям средневековья и фанатам фентези в духе Толкиена – читать обязательно :)

Метки:  

"Крестовые походы глазами арабов". (Дорога к Нилу).

Воскресенье, 28 Октября 2007 г. 11:46 + в цитатник
Дневник Дюймовочки (Medieval_history) все записи автора


          Мой дядя Ширкух повернулся ко мне и сказал: “Юсуф, оставь все дела и отправляйся туда!” Этот приказ прозвучал для меня как удар кинжала в сердце, и я ответил: “Клянусь Аллахом, даже если бы мне отдали всё египетское царство, я бы не поехал туда!”


          Человек, сказавший эти слова, был никто иной как Саладин, повествующий о своих первых и самых неуверенных шагах в будущее, в котором он стал одним из наиболее прославленных в истории монархов. Ввиду удивительной искренности, характерной для всех его высказываний, Юсуф был далёк от того, чтобы ставить египетскую эпопею себе в заслугу. «Я начал с того, что сопровождал моего дядю, – добавляет он. – Он завоевал Египет и потом умер. И тогда Аллах дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал». Действительно, хотя Саладин получил огромную выгоду от египетской экспедиции, он сам не сыграл в ней главной роли. Не больше преуспел в этом и Нуреддин, несмотря на то, что страна на берегах Нила была завоёвана от его имени.

          Эта кампания, длившаяся с 1163 по 1169 год, имела в качестве главных действующих лиц трёх удивительных людей: египетского визиря Шаура, демонические интриги которого повергли этот регион в кровавый хаос, франкского короля Амори, столь одержимого идеей завоевания Египта, что он вторгался в эту страну пять раз за шесть лет, и курдского генерала Ширкуха, «Льва», который проявил себя в качестве одного из военных гениев того времени.



Читать дальше
Рубрики:  Крестовые походы

Метки:  

Флот Ордена госпитальеров. Родос

Среда, 24 Октября 2007 г. 10:42 + в цитатник
Pirattika (Medieval_history) все записи автора

В период пребывания Ордена на о. Родос (1310-1522) госпитальеры создали мощный военно-морской флот, переняв лучшие достижения искусных в кораблевождении и кораблестроительстве местных греков. Иоанниты начали строить корабли еще на Кипре, где они оставались в течение нескольких лет после падения Акры (1291). В 1300 г. в архивах Ордена впервые упоминается его военный флот, а спустя год в документах уже фигурирует должность адмирала, которую обычно занимал опытный мореход из числа рыцарей-итальянцев. По другим данным, адмирал впервые упомянут в 1299 г. Орденский статут, принятый при великом магистре Гийоме де Вилларе (1296-1305) гласит, что «адмирал будет командовать кораблями войны за веру и что он может нанимать галионы, галиоты и воинов, на которых казна будет выделять ему жалованье, и что морские солдаты, как на земле, так и на море будут под его властью, но если армией командует маршал, то адмирал и все прочие получают приказы от него. Морскими солдатами, которые сошли на землю, будет командовать тот, кому маршал даст поручение… они получают приказы адмирала, если маршал не находится здесь». Но если на суше власть адмирала была ограничена, то на море «все братья и миряне, которые составляют морскую армию – под властью адмирала, если только магистр или его лейтенант не командуют ими лично». Полномочия адмирала были уточнены при Дьедонне де Гозоне (1346-1353): «Когда вера будет вооружать галеры или другие корабли, адмирал будет командовать морскими солдатами и рабами. Он же или тот, кому он доверит, будет получать их жалованье из казны для уплаты им».

Основу флота Ордена госпитальеров составляли маневренные и независящие от ветра галеры. На типичной галере этого периода капитаном был рыцарь Ордена, которому, однако, помогал профессиональный родосский знаток морского дела, который надзирал за моряками, также родосцами, занимавшимися реями и парусами и выполнявшими всю корабельную работу. Экипаж галеры включал примерно две сотни гребцов, от пятидесяти до двухсот солдат и до пятидесяти матросов. В число последних входили также корабельные плотники, повара, цирюльник (он же хирург) и его помощники, лоцман и рулевой. Кроме того, на борту галеры находился еще один рыцарь – старший помощник капитана, и несколько новичков, проходивших годичный испытательный срок.

Гребцами обычно были рабы-пленники рыцарей, вероятно, большей частью – турки. Между прочим, примерно в конце XV - начале XVI в. Арудж, в будущем – знаменитый средиземноморский корсар, известный под прозвищем Барбаросса, провел около двух лет прикованным к скамье гребцов на галере родосских рыцарей.

Именно от работы гребцов зависела скорость галеры. Число ударов веслами равнялось 22 в минуту, иногда хорошо натренированная команда могла сделать 26 ударов. Таким образом, максимальная скорость хода могла достигать 7-8 узлов. Однако таких результатов галера могла добиваться только на совсем короткой дистанции, например, во время атаки. Средняя скорость при спокойном море составляла 4,5 узлов в первый час, а затем падала до 2-1,5 узлов.

Когда орденских галер было несколько, их тактика напоминала действия кавалерии: галеры выстраивались в ряд и атаковали противника. Довольно часто, однако, галеры выходили в море по две. Если выяснялось, что какое-либо торговое судно находится в отдельном проливе, самая быстрая галера устремлялась за ним и гнала его к тому месту, где, укрывшись за подходящим мысом, жертву поджидала вторая. И когда торговцу уже казалось, что он вот-вот оторвется от преследования, его курс внезапно преграждала выскользнувшая из укрытия вторая галера.

Далее следовал таранный удар. До появления на кораблях пушек (в конце XIV в. на галерах стали устанавливать бомбарды) таран оставался основным оружием военной галеры. Им можно было воспользоваться двумя способами: для прямой таранной атаки или для нанесения скользящего удара, направленного вдоль борта противника, ломая его весла и приводя его в состояние неподвижности и беспомощности.

Атака завершалась абордажем. Лучники и арбалетчики открывали стрельбу, чтобы очистить палубу противника и тем самым облегчить вступление в бой абордажной команде. Последняя состояла из рыцарей и тяжеловооруженных воинов, которые размещались на установленной перед главной мачтой платформе – rambades. На этом последнем этапе схватки госпитальеры применяли еще одно заимствование у византийцев – «греческий огонь». Правда, скорее всего, рыцари использовали его не традиционным византийским способом, выбрасывая из медных труб, а в качестве поджигательной смеси, влитой в глиняные горшки, которые являлись своего рада «ручными гранатами» и могли быть брошены на 20 м.

Кроме «эскадр веры» имелись корабли, которые вооружали за свой счет видные командиры и наиболее богатые рыцари. При Эмери д’Амбуазе (1503-1512) эта практика была несколько ограничена статутом, запрещавшим «братьям Ордена», связанным с управлением судебным ведомством или с заведованием орденским имуществом, вооружать корабли от своего имени или через подставных лиц «под страхом лишения должности и всех прибылей, какие они могли при этом фактически иметь». Капитанам галер и их офицерам позволялось вооружать вспомогательные суда: бригантины и фусты. Очевидно, такое распоряжение имело целью предотвратить злоупотребления орденским имуществом.

Такое развитие военно-морского флота сделало Орден одной из самых влиятельных средиземноморских держав.

 

 

 

 

Рубрики:  Рыцарство

Метки:  

"Крестовые походы глазами арабов". Святой князь Нуреддин.

Понедельник, 15 Октября 2007 г. 10:52 + в цитатник
Дневник Дюймовочки (Medieval_history) все записи автора


          В то время, когда в стане Зенги царило смятение, лишь один человек оставался невозмутимым. Ему было двадцать девять лет; с короткой стрижкой, с лицом смуглым и выбритым кроме подбородка, он имел широкий лоб и добрый ясный взгляд. Он приблизился к ещё тёплому телу атабега. С душевным трепетом взял его руку, снял с неё перстень с печаткой, символ власти, и надел себе на палец. Его звали Нуреддин. Он был вторым сыном Зенги.
«Я читал жизнеописания правителей прошлого, но не нашёл ни одного за исключением первых калифов, кто был бы так добродетелен и справедлив, как Нуреддин». Ибн аль-Асир имел полное право преклоняться перед этим князем. Хотя сын Зенги и унаследовал качества своего отца – строгость, смелость и государственный ум – в нём не было и следа тех пороков, которые делали атабега столь неприятным некоторым его современникам.

          Если Зенги ужасал своей свирепостью и полным отсутствием щепетильности, Нуреддину с момента своего появления на политической сцене удалось предстать в образе человека набожного, воздержанного, справедливого, уважающего обещания и полностью преданного джихаду против врагов ислама.



Читать дальше
Рубрики:  Крестовые походы

Метки:  

Снова про старые карты.

Пятница, 12 Октября 2007 г. 16:59 + в цитатник
man-yak (Medieval_history) все записи автора  (336x311, 31Kb) Учитывая, что
посты о старинных картах Крыма (этот и этот) вызвали, судя по их читаемости и цитируемости, большой интерес – не могу не поделиться картинками других карт из другой книги. Пока только одна часть, продолжения будут. :))))

Метки:  

Гримальди

Пятница, 12 Октября 2007 г. 09:33 + в цитатник
Pirattika (Medieval_history) все записи автора

Генуэзское пиратство в средние века имело одну характерную особенность: на его развитие влияла не только внешнеполитическая, но и внутриполитическая ситуация в Лигурийской республике, а именно: противоборство и смена у кормила власти партий гвельфов (сторонников папы римского) и гибеллинов (сторонников германского императора). Когда одна из партий брала верх, представителям второй зачастую приходилось уносить ноги из города. Некоторые из этих изгнанников обращались к занятию пиратством. Причем страдали от их нападений не только подданные других государств, но и бывшие соотечественники.

Особенно прославилась своими пиратскими нападениями гвельфская семья Гримальди, изгнанная из Генуи и переселившаяся в Монако. Это род пользовался также поддержкой неаполитанского короля. 

Франческино Гримальди (годы пиратской активности 1298-1302 гг.), обосновался на Крите и в 1298-1302 гг. грабил торговые суда самых разных стран. Особенно частыми были нападения на венецианских торговцев.

Венецианцы, весьма склонные к сутяжничеству, терялись в догадках, кому жаловаться на этих пиратов? В 1300-1318 гг. Венеция представляла тщетные жалобы то королю Роберту Неаполитанскому, то Карлу Валуа, обвиняя их в поддержке грабителей. Неаполитанцы вполне резонно отказались оплачивать венецианские убытки и посоветовали обратиться к генуэзскому правительству. Но и генуэзцы утверждали, что не несут никакой ответственности за атаки fuorusciti (эмигрантов), поскольку сами страдают от этих же пиратов. В такой ситуации Венеции оставалось только прибегнуть к самозащите. В 1330 г. флот под командованием Пьетро Зено вблизи Родоса захватил галею Эммануэля Гримальди. Всех морских разбойников казнили.  Когда  в  ответ  на  эти  действия Роберт Неаполитанский представил жалобу венецианскому консулу в Апулии, то получил ответ, что действия Зено были вполне законными, так как Гримальди был известным пиратом.

 

Рубрики:  Пиратство

Метки:  

Пираты и корсары

Понедельник, 08 Октября 2007 г. 09:02 + в цитатник
Pirattika (Medieval_history) все записи автора

С конца XIII и на протяжении XIV в. формируется отличие пирата, морского разбойника, действующего на свой страх и риск, от корсара, или капера.

Считается, что первую попытку регламентации каперства предпринял в 1288 г. арагонский король Альфонсо III, издав указ, согласно которому каперам предписывалось брать патенты и вносить залог в обеспечение того, что они не будут грабить суда своих сограждан, нападать на неприятеля во время перемирия или в нейтральных портах. (Есть, правда, мнение, что каперские патенты использовали еще XII в.)

Законодательство XIV-XV вв., например, закон Генуи 1313-1316 гг. и ордонанс французского короля Карла VI 1400 г. повторяют положения указа короля Арагона и добавляют к ним еще одно требование – принесение каперами присяги в том, что они не будут причинять вреда своим согражданам и их союзникам. Английский закон о каперах 1414 г. в целях усиления контроля за правомерностью их действий обязывал заявлять о призах, т. е. захваченных кораблях, особым судьям, в результате чего к концу XV в. возникло так называемое призовое право и судопроизводство.

Можно поставить знак равенства между каперским патентом и репрессалиями. Суть практики репрессалий заключалась в том, что для возмещения ущерба, причиненного     государству     или    отдельным    его    подданным, правительство выдавало пострадавшему свидетельство, предоставлявшее право нападать на суда, шедшие под флагом враждебной стороны. Так, если гражданин некого города, скажем, Болоньи, был ограблен человеком, например, из Флоренции, он мог возместить свои потери за счет имущества соотечественников обидчика. Болонец, в таком случае, имел право захватить имущество любого флорентинца. Законоведы XIV в. называли репрессалии особой формой pignoratio – взятием обеспечения обиженной стороной, чтобы гарантировать выплату убытков. В то же время они очень хорошо осознавали и отличие: репрессалии касались не только лично обидчика, но и его соотечественников. По этой причине репрессалии часто становились средством войны. Захват имущества противной стороны мог быть произведен как самим потерпевшим, так и должностными лицами государя или правительства, санкционировавшего репрессалии. Подчас одной угрозы выдачи репрессалий оказывалось достаточно, чтобы соотечественники пирата согласились на выплату компенсации за причиненный ущерб.

 Такова же суть и «права марки» – права возместить свои убытки за счет имущества обидчика или его соотечественников. Название «право марки» получило от обычая помечать товары, подлежащие конфискации особой меткой (marca). «Право марки» фиксировалось в lettres de margue, т. е. каперском патенте.

Каперство просуществовало до середины XIX в. В XVIII в. громадный вред, причиняемый каперством морской торговле, вызвал движение за отмену этого узаконенного морского разбоя. После окончания Крымской войны (1853-1856) вопрос о его отмене обсуждался на Парижском конгрессе 1856 г., и принятой в апреле того же года Морской конвенцией каперство было запрещено навсегда.

 

 

Рубрики:  Пиратство

Метки:  

Средневековые карты Средиземного и Черного морей

Воскресенье, 07 Октября 2007 г. 13:10 + в цитатник
man-yak (Medieval_history) все записи автора  (310x448, 37Kb)
Любителям картографии и средневековых миниатюр рекомендую -
Фоменко И.К. Образ мира на старинных портоланах.Причерноморье. Конец XIII- XVII в. – М.: Издательство "Индрик", 2007. – 408с. ; ил.
Тираж 800 экз.
Опубликована при поддержке российского гуманитарного научного фонда.

Книга о старинных картах и лоциях. В ней не просто собраны копии документов – они подробным образом проанализированы с привлечением записок путешественников, хроник, материалов археологии, агиографии и нумизматики.
Помимо карт представлены старинные гравюры и современные фотографии некоторых мест.
Итогом является политико-экономические карты карты средневекового Причерноморья (современные с точки зрения географии) с отмеченными населенными пунктами, морскими торговыми путями, рынками и товарами, производившимися в разных местностях.
Книга полезна в итоге и тем, кто интересуется картографией и (в первую очередь) историкам.
Лично мне она интересна с точки зрения истории Крыма в XV – XVII веках, поэтому сканировал я далеко не все карты из книги. Впрочем, не удержался – откатал и некоторые из тех, что не пригодятся. Посмотреть карты можно здесь и здесь.

Надеюсь, кому-то из участников этого сообщества будет интересно.
Модератору: если подобный пост является офф-топом - удалив, сообщите мне в личку, пожалуйста, я планирую еще некоторое количество подобных постов.
Рубрики:  Средневековое творчество
Средиземноморье

Метки:  

Веньеры - сеньоры Чериго

Понедельник, 01 Октября 2007 г. 09:32 + в цитатник
Pirattika (Medieval_history) все записи автора

В первой половине XIV в. пиратскими подвигами в Средиземноморье прославились Веньеры – венецианские сеньоры острова Чериго у южной оконечности Пелопоннеса (ныне о. Китира). Веньеры владели этим островом с 1207 по 1363 год.

Морские разбойники с  Китиры нападали на каталанские суда, идущие в Аттику. Вероятно, изначально пираты с Чериго начали охотиться на корабли каталан во время венето-каталанской войны, и это занятие им так понравилось, что они не подумали прекращать грабежи и после заключения мирных договоров 1319 и 1331 гг.

17 октября 1335 г. Венецианский Сенат обратился к Веньерам с просьбой добровольно возместить расходы, которые город понес в связи с возмещением убытков, причиненных каталанским купцам. Веньеры в Венецию не явились, а расплачиваться и не подумали. 28 марта 1340 г. Сенат вновь потребовал, чтобы сеньоры Чериго явились в метрополию и объяснились по поводу нападений, которые совершают их подданные. Надо думать, с тем же успехом.

 

 

Рубрики:  Пиратство

Метки:  

"Крестовые походы глазами арабов" (Эмир среди варваров)

Воскресенье, 30 Сентября 2007 г. 12:06 + в цитатник
Дневник Дюймовочки (Medieval_history) все записи автора


          В июне 1137 года Зенги прибыл с внушительной осадной техникой и разбил свой лагерь посреди виноградников, окружавших Хомс, главный город центральной Сирии, который традиционно оспаривали Алеппо и Дамаск. В тот момент город был под контролем Дамаска и управлял им ни кто иной, как старый Унар. Увидев катапульты и мангонелы, установленные противником, Муануддин Унар понял, что долго обороняться он не сможет. И тогда он сообщил франкам, что намерен капитулировать. Триполитанские рыцари, не имевшие никакого желания видеть Зенги обосновавшимся в двух днях пути от их города, отправились в путь. Хитрость Унара удалась вполне: опасаясь попадания в клещи, атабег поспешно заключил перемирие со своим старым врагом и вступил в борьбу с франками, решив подвергнуть осаде их самую мощную крепость в этом регионе, Баарин. Обеспокоенные рыцари из Триполи позвали на помощь короля Фулька, который явился со своей армией. И вот под стенами Баарина, в покрытой полями и террасами долине, состоялось первое серьёзное сражение между Зенги и франками, что может показаться удивительным, если учесть, что Зенги был правителем Алеппо уже более девяти лет.

           Битва была короткой, но решительной. Через несколько часов западные пришельцы, изнурённые долгим переходом и уступавшие в численности, были разгромлены наголову. Лишь король и несколько человек из его свиты сумели спастись в крепости. Фульк едва успел послать гонца в Иерусалим с просьбой о подмоге, и после этого, как рассказывает Ибн аль-Асир, «Зенги перерезал все пути и столь затруднил сообщение, что осаждённые не знали более, что происходит в их стране».



Читать дальше
Рубрики:  Крестовые походы

Метки:  

"Крестовые походы глазами арабов" (Заговорщики Дамаска)

Суббота, 22 Сентября 2007 г. 11:03 + в цитатник
Дневник Дюймовочки (Medieval_history) все записи автора


          Визирь аль-Маздагани явился днём как обычно в Дом Роз во дворце Цитадели в Дамаске. Там были все эмиры и военачальники, – рассказывает Ибн аль-Каланиси. – Собрание занималось многими делами. Потом правитель города, сын Тогтекина Бури, обменялся взглядами с присутствующими, и все встали, чтобы вернуться домой. По обычаю, визирь должен был выходить после других. Когда он встал, Бури дал знак одному из своих людей, и тот нанёс аль-Маздагани несколько ударов саблей по голове. Потом его обезглавили и отнесли эти две части его тела к Железным воротам, чтобы все могли видеть, как Аллах поступает с теми, кто плетёт коварные интриги.


          За несколько минут о смерти покровителя ассасинов стало известно на рынках Дамаска, и после этого немедленно началась охота за людьми. На улицы выплеснулась огромная толпа, размахивавшая саблями и кинжалами. На улицах гонялись за «батини», за их родителями, их друзьями и за всеми, кто подозревался в симпатии к ним; их хватали в домах и безжалостно убивали. Их вожаков распинали на зубцах стен. В этой бойне принимали активное участие и многие члены семьи Ибн аль-Каланиси. Можно предположить, что сам хронист, который в сентябре 1129 года был чиновником высокого ранга в возрасте пятидесяти шести лет, не присоединялся к толпе. Но тон его высказываний многое говорит о его настроении в эти кровавые часы: «Утром тела «батини» убрали с площадей, и собаки с воем стали драться из-за их трупов».

          Очевидно, что жители Дамаска были раздражены господством ассасинов в их городе, и более всех – сын Тогтекина, который отверг роль марионетки в руках секты и визиря аль-Маздагани. Согласно Ибн аль-Асиру, речь при этом отнюдь не шла об обычное борьбе за власть, а о спасении сирийской метрополии от неотвратимого несчастья: «Аль-Маздагани написал франкам и предложил им отдать Дамаск, если они согласятся уступить ему в обмен Тир. Договор был заключён. Был даже определён день - пятница». По плану войска Бодуэна II должны были нагрянуть под стены города, а отряды ассасинов – открыть им ворота, в то время как другие группы имели задание охранять выходы из большой мечети, чтобы помешать сановникам и военным выйти до того, как франки захватят город. За несколько часов до начала осуществления этого плана, узнавший о нём Бури, поспешил устранить визиря и тем самым дал населению сигнал нападения на ассасинов.



Читать дальше
Рубрики:  Крестовые походы

Метки:  

Пиратство

Четверг, 20 Сентября 2007 г. 09:35 + в цитатник
Pirattika (Medieval_history) все записи автора

            На развитие пиратства в средние века и в новое время оказывали влияние три фактора:

            1. Политический. Не должно существовать сильной власти, которая могла бы железной рукой положить конец морскому разбою. В то же время желательно столкновение интересов различных держав, так как противоборствующие стороны оказывают поддержку корсарам или даже используют их в качестве «неофициального» флота.

            2. Экономический. Регион должен быть привлекательным для морских разбойников и экономически, то есть здесь должна существовать оживленная морская торговля и подходящий рынок сбыта для награбленного.

            3. Географический. Наличие удобных гаваней, бухточек, где можно укрыться, изрезанная линия побережья. То есть чем больше островов и островков, тем лучше.

            Там, где эти условия выполняются, морской разбой расцветает пышным цветом. Примеры тому – «классические» зоны пиратства: Эгейское море XIII-XV, Карибское – XVI-XVII веков.

 

Рубрики:  Пиратство

Метки:  

Заккариа

Понедельник, 17 Сентября 2007 г. 12:22 + в цитатник
Pirattika (Medieval_history) все записи автора

В конце XIII – начале  XIV в. большой известности достигли генуэзские корсары братья Бенедетто и Мануэль, владельцы рудников вблизи малоазийского города Фокея. Как повествует хронист Марино Санудо Торселло, «они в этом месте [в Фокее] держали вооруженные суда и имели один корабль, называемый Tartarin, с которым они взяли много кораблей латинских корсаров из Романии; этих корсаров, взятых ими, или предавали смерти или, по крайней мере, выкалывали глаза, так что этим путем, то есть грабя других корсаров, и, несколько раз ограбив их, наполнились добычей и сделали свой дом богатейшим». Кстати говоря, выкалывать глаза – византийская традиция наказания пленников. 

            В 1304 г. Бенедетто Заккариа взял Хиос. Свои действия он оправдывал тем, что Лесбос и Хиос, некогда процветающие генуэзские фактории, под властью слабого греческого императора страдают от атак пиратов. В то время византийский император Андроник II оказался не в состоянии защитить остров силой оружия и потому был вынужден прийти к соглашению с генуэзским корсаром. Было решено, что Заккариа оставит за собой Хиос на десять лет, без уплаты какой-либо подати, но по истечении этого срока должен будет возвратить остров Византии. Как символ византийской верховной власти над крепостью должен был развеваться имперский флаг. Договор был возобновлен в 1314 и 1319 гг. Еще при Бенедетто I Заккариа (умер в 1307 г.) начались мероприятия по укреплению острова. 

            Внуки Бенедетто I, Бенедетто II (умер в 1329 г.) и Мартино, делили власть над Хиосом с 1314 по 1325 г., пока Мартино вынудил брата отказаться от своих прав. С именем Мартино Заккариа связана крупная победа над турецким флотом (1319 г.). «Владел этим островом, - сообщает путешественник Журден Северак, - могущественный генуэзец, добрый моряк по имени Мартин Заккариа, и он перебил и взял в плен более десяти тысяч турок». Византийский историк Никифор Григора сообщает, что Мартино «как человек деятельный и сообразительный, построил триеры и разъезжал по морю, грабил варваров, которые населяли побережье Азии и с разбойничьими видами плавали вокруг островов. В короткое время он навел на них такой страх, что стал получать с них ежегодную дань, чтобы только больше не вредить им». Десять тысяч пленников – это, пожалуй, преувеличение. Тем не менее Заккариа действительно сумели организовать эффективную оборону от турецких корсаров и сами занимались морским разбоем. В одном средневековом трактате, например, говорится, что Хиос под властью Заккариа был бастионом, к которому турки не отваживались приближаться более чем на 12 миль, и который защищал соседние острова. Сеньор Хиоса захватил восемнадцать кораблей турецких корсаров, совершал высадки на континент и освобождал христианских пленников. 

            «Быстро разбогатев и достигнув известности, – продолжает Григора, – он внушил римлянам [так называли себя византийцы] подозрение, что не долго будет держать себя в подчинении царям [имеется в виду византийский император]. Потому-то царь совершил настоящее плавание тайно, без всякого труда взял остров, схватил самого Мартино и в оковах отправил его в Византию». Это событие относится к 1329 г. «Увы, о горе! – сетует по этому поводу Журден Северак. – Вероломный император Константинополя, грек, изменой захватил остров; прискорбно это, тем более что он схватил самого Заккарию и держит его в плену». 

Впрочем, в 1337 г. Мартино был освобожден, возвратился в Геную, а погиб в 1344 г. во время боев за Смирну. 

 

Рубрики:  Пиратство

Метки:  

О "Молоте Ведьм"

Пятница, 14 Сентября 2007 г. 16:09 + в цитатник
Ange_Fatale (Medieval_history) все записи автора ("Malleus Maleficarum")


   Что же из себя представляет "Молот ведьм" (об авторах)

   "Молот ведьм" или "Hexenhammer" (1-е ,,.., 1486г.) - бесспорно,  основной
и самый мрачный из всех  трудов  по  демонологии.  Он  был  общеобязательным
кодексом, объединявшим древние легенды о черной магии с церковной  догмой  о
ереси, открывшим шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько
это вообще мог сделать печатный труд.
   Его авторы стремились  воплотить  в  действие  библейское  указание:  "Не
оставляй ворожеи в живых" (Исход, 22,18)  Руководство  для  охоты  на  ведьм
переиздавалось, по крайней мере, 13 раз до 1520г. и еще не менее 16  изданий
вышло между 1574 и 1669 гг. - многие ранние издания  выходили  без  указания
места и  времени  издания.  Известно,  по  крайней  мере,  16  немецких,  11
французских, 2 итальянских и несколько английских  изданий  (преимущественно
поздних - 1584, 1595, 1604.  1615,  1620,  1669  гг.).  "Молот  ведьм"  стал
источником вдохновения для авторов всех последующих руководств  и  удерживал
главенствующую  позицию  даже  после  появления  трудов   таких   выдающихся
авторитетов, как Реми (1595) и дель Рио (1599).
   Его  значение  и  место  среди  книг  своего  времени  было   обусловлено
несколькими  причинами:  во-первых,  схоластической  известностью   авторов,
доминиканцев Якова Шпренгера (1436-1495) декана  Кельнского  университета  и
приора  Генриха  Крамера  (латинизированное  Инститорис)  (ок.   1430-1505);
во-вторых, папской буллой 1484г., которую Крамер получил от папы  Иннокентия
VIII,  чтобы  подавить  оппозицию,  выступавшую  против  охот  на  ведьм;  и
в-третьих, детальной разработкой процедуры  судопроизводства  над  ведьмами,
"чтобы как духовные, так и гражданские судьи располагали  готовыми  приемами
пыток, ведения суда и  вынесения  приговора".  Большинство  аргументов  было
заимствовано из трудов доминиканского приора Нидера - "Formicarium" (1435) и
"Praeceplorium".
   "Молот ведьм" состоит из трех частей. В первой обсуждается  необходимость
глубокого осознания должностными лицами  гнусности  колдовства,  включающего
отречение от католической веры, преданность и поклонение Дьяволу, подношение
ему некрещеных детей и плотские сношения с инкубом или суккубом.  Неверие  в
колдовство  (с  позволения  канона  Episcopi)  являлось  ересью.  В   Библии
говорится, что ведьмы существуют, а следовательно  "любой  кто  не  верит  в
установления  священного  писания  является  еретиком".  Формула   отречения
(приведенная в части III) для тех, кого серьезно  подозревали  в  ереси  (но
против кого не было свидетельства под присягой), звучала так:  "Я  клятвенно
отрицаю ту ересь, или, вернее  говоря,  неверие,  которое  неверно  и  лживо
утверждает, что на земле не существует ведьм". По данному обвинению  законом
допускались показания любых свидетелей, поскольку колдовство рассматривалось
как высшая форма измены христианскому долгу. Вследствие  этого  показания  о
колдовстве разрешалось давать свидетелям, обычно  не  допускавшимся  в  суд:
преступникам, отлученным от церкви, уличенным в лжесвидетельстве, причем  их
имена могли оставаться в секрете.
   Во второй части устанавливаются три типа злодейств, совершаемых  ведьмами
и противодействие каждому из них. Здесь же Шпренгер  и  Крамер  подтверждают
все истории о деяниях ведьм, договор с  Дьяволом,  сексуальные  отношения  с
дьяволами, перемещения,  превращения,  лигатуру,  порчу  урожая  и  скота  -
фактически, самый широкий круг чародейств.
   Третья часть (видимо, написанная Крамером, имевшим  больший  практический
опыт) содержала формальные правила для  возбуждения  судебного  иска  против
ведьмы,  обеспечения  ее  осуждения  и   вынесения   приговора.   Здесь   же
разграничивается юрисдикция инквизиторских, епископских  и  светских  судов,
причем два последних суда побуждаются к более активному преследованию ведьм.
Причина  заключается  в  том,  что  ведьмы,  которые  юридически  не   могут
преследоваться инквизицией как  еретики,  должны  передаваться  двум  другим
судам. В третьей части заканчивается обсуждение приемов допроса  свидетелей,
а также ареста, заключения и пыток ведьм, и таких практических вопросов  как
преодоление молчания ведьм - технически ведьму нельзя было  осудить  без  ее
собственного признания.  Там  же  устанавливается,  что  обвиняемый  (и  его
защитники, если таковые имеются) не должны знать имени обвинителя.
   Аргументы, содержащиеся в  почти  четверти  миллиона  слов,  представляют
собой фантастическое принесение логики и здравого смысла  в  жертву  заранее
сложившейся  богословской  концепции.  Например,  слову  "женщина"  (femina)
приписывается происхождение от [вера] и minus [малый], а "дьявол" (diabolus)
- от dia [два] и bolus [смерть], т.е. "убивающий душу и тело". Даже в первой
части игнорируются разумные аругменты. Так, объявляются  еретиками  те,  кто
"верят в существование демонов, кроме как  в  воображении  масс,  которые  и
приписывают свои собственные лжеучения дьяволу.  Разные  облики,  рисующиеся
уму, возникают как плод сильного воображения, Человеку лишь кажется, что  он
видит бесов или ведьм". Затем авторы "Молота  ведьм"  продолжают:  "Все  это
противоречит истинной вере, утверждающей, что  ангелы,  низринутые  с  неба,
превратились в бесов, что поэтому они, обладая большей силой, чем мы,  могут
также и достигнуть большего, чем  можем  сделать  мы".  Хотя  Чарлз  Уильямс
называет   этот   силлогизм   "почти   первоклассным",   Ли    характеризует
интеллектуальный уровень книги следующим образом:  "Ее  жалкий  стиль  своим
однообразием напоминающий бесцельную, сбивающую с толку бесконечную ходьбу с
места  на  место,  представляет  собой  блуждание   мысли,   неспособной   к
концентрации и готовой следовать за любой навязчивой идеей".
   Как апологеты демонологии, так и независимые мыслители подчеркивают,  что
было бы нелогично и неверно осуждать  представления  XVIв.  с  точки  зрения
современных критериев.  Конечно,  в  этом  они  правы,  но,  тем  не  менее,
гуманистический, научный и  разумный  подход  уже  в  то  время  был  присущ
мыслящим  людям,  по  праву  и  долгу  совести  осуждавшим   демонологов   и
мракобесов, отбросивших развитие цивилизации на несколько сотен лет назад.
   Крамер начинал свою деятельность в Тироле, где возбудил  к  себе  сильную
враждебность со  стороны  местного  населения.  Чтобы  обосновать  охоту  за
ведьмами, он уговорил одну распутницу спрятаться в печи, притворившись,  что
там поселился дьявол. Ее голос обвинил многих людей, которых Крамер  жестоко
пытал. В конце концов епископу Бриксенскому удалось изгнать Крамера,  но  он
уже получил награду за свои труды от эрцгерцога Сигизмунда (которому Молитор
посвятил свой труд в 1489г.)
   Совместный труд  двух  друзей-инквизиторов  одобрен  официальным  письмом
богословского факультета Кельнского  университета  от  1487г.,  и  это  тоже
освещает его с весьма неожиданной стороны. Дело в  том,  что  это  одобрение
обманчиво,  поскольку  (как  заметил  Хансен),  его  подписали  лишь  четыре
профессора из всего университета, и их поддержка ограничивается  заявлением,
что части I и II не противоречат католическому вероучению, и что  часть  III
заслуживает доверия благодаря приведенным в ней свидетельствам.  Еще  четыре
профессора вместе с университетским педелем дополнительно одобрили положение
против священников, неосторожно отрицающих  колдовство.  Тем  не  менее,  их
заявление не появлялось в кельнских изданиях до 1494г., пока не умер педель,
после чего оно было подшито и в более ранние  издания,  предназначенные  для
продажи вне Кельна. В результате все пришли к выводу, что письмо - подделка,
прибавляющая престиж книге. Коллеги Шпренгера по университету  не  отслужили
заупокойную мессу после его смерти 6 декабря 1495г. Это упущение могло  быть
вызвано тем, что он завещал свое имущество за пределы Кельна, но,  с  другой
стороны, могло быть обусловлено и его академической непорядочностью.  Авторы
"Молота ведьм" стремились любыми средствами добиться обязательного  сожжения
ведьм. Особенно примечательно то, что протестанты,  повсюду  противостоявшие
инквизиции, считали  "Молот  ведьм"  авторитетом  и  законом  во  всем,  что
касалось ведьм.
Рубрики:  Инквизиция


Поиск сообщений в Medieval_history
Страницы: 5 4 3 [2] 1 Календарь