Фотографии из семейных альбомов |
Это вовсе не работы профессиональных фотографов, которых можно попытаться обвинить в том, что они односторонни. Это фотографии из частных альбомов - реальная жизнь, которой жили обычные среднестатистические советские люди 20-х - 50-х годов. Безусловно, они не могут сравниться с уровнем работ профессиональных фоторепортеров, большинство из них делались любителями. Но они отражают жизнь такой, какой они ее видели те люди и частично сумели сохранить в семейных фотографиях…
Посмотрите на то, что окружает советских людей тех лет, одежду, на лица, отражающие свое время. Порой они скажут о своем времени лучше всяких историков, пропагандистов и аналитиков.
Дети Середины 20-х
Школьные учебники - впервые в жизни. Образование для всех впервые в мире дала Советская Власть.
1926 Череповец. Празднование 1 Мая
Рядом с трибуной беспризорники - последствия Гражданской. Беспризорность будет ликвидирована только к началу 30-х.
1928 год. Красноярский край. Съезд партийных работников.
Посмотрите, как одеты партийные работники - так же, как средний человек тез лет.
Семейное торжество, 20-30-е годы
Фото женщины. 1930 Москва
Группа людей 1930 г. Место неизвестно
Сельсовет нач. 30-х. Павло-Посадский р-н Московской обл.
Автомобиль на Дровах (!) Авто пробег 1931 г.
Энтузиасты-конструкторы 30-х. С нефтью в СССР тогда было не очень хорошо - практически вся разведанные запасы были сосредоточены на Кавказе. Нефтяные поля Татарии и Сибири были открыты только в 40-х -
50-х годах, когда была создана база для геологических изысканий. До этого стране катастрофически не хватало геологов, оборудования, инженеров, транспорта... не было практически ничего. Все это было создано в 30-е.
1931 г. Лучшая бригада на строительстве Кузнецкого металлургического комбината, г.Новокузнецк.
Семья. Ленинград 1930-31г.
Отдых на воде. Кировская обл. 1932 - 1936
18 апр. 1934. "Рабочая бригада". Неверовско-Слободская сельскохозяйственная артель "Завет Ленина" С.Неверово-слобода Вер.Ландех. р-на Шуйск. окр.
1934 г.Турпоход по Военно-грузинской дороге
Можете представить рабочего царской России, который за государственный счет пошел в турпоход? Как сказал Г. Уэллс - это единственная страна в мире, где рабочим играют классическую музыку.
"После купания" Середина 30-х годов.
Колхозники. Кировская обл. между 1932 и 1936 гг
Обычные советские колхозники на сенокосе.
Коломенский район. Середина 30-х.
1935, Орловская область, дом отдыха "Богдановский".
Учащиеся педтехникума, 1935 год, Кировская область
Юноши 30-х годов, Кировская область.
Игра "Пионерская Скамеечка". Пионерлагерь 1937 год
Аэросани на льду Волги у Канавдинского моста. Середина 30-х.
1936 г. Москва Вид на Парашютную Вышку со стороны наб. М. Горького (Центральный Вход в Парк)
Вера Волошина, 1 октября 1941. Через два месяца - 29 ноября эта на редкость красивая девушка погибнет.
Студенты-геологи 1937 г.
Обычная Московская Семья 1939-1940
1939 год. Хакасия. Село
1942 год, через два месяца он погибнет в боях под Вязьмой.
На Развалинах Родного Дома 1942. Московская обл.
Присяга. 1944
1947г. Сельская школа в Вологодской обл.
Деревенские Мальчишки 1947 г.
4"А" класс, конец октября 1948 г, деревня под Смоленском.
"Троица, 1949 год". Кировская область
Класс 1950 г. Одной из Московских школ.
"Отдых на природе" - конец 40-х - начало 50-х
За рабочим столом в учреждении. 1949 год, Кировская область
Праздник Октябрьской Революции. Начало 50-х
Редакция Местной Газеты. Слушают Новости. Владимирская обл., нач. 50-х
Жители Каунаса 1950 г.
Студент, 50-е годы.
Молодой Человек. Уфа, 1953.
Деревенские Парнишки, дер. Чупахино Орловской обл. 1953 год
1954. Готовы к труду и обороне. Сдача норм ГТО.
Пикник с патефоном. Конец 50-х
"Надя" - середина 50-х, Москва
Рига-50-х годов.
В тире общества "Динамо" 1955
В новой квартире. Кадровый рабочий завода "Красный Октябрь" Шубин А.И. Москва, Тушино, 1956г.
Пацаны, г. Коломна, 1958 год.
Кисловодск. Церемония испития минералки. 1957 год. Автор - Джавад Багиров
Киевская квартира 1957
Баку, Прогулка Утомила. 1959 г. Автор - Джавад Багиров
Аппарат для продажи духов и одеколона. 50-е
Источник rusproject org
Метки: фотографии СССР |
Блокадные открытки. |
|
Реклама советского автопрома |
Метки: реклама фотографии автомобили |
"Белая сирень" Северное Сияние |
Метки: парфюмерия и косметика 40- е годы |
Экраноплан «Орлёнок».... |
|
Сочи в 80-е годы ХХ века. Часть 6 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Сочи в 80-е годы ХХ века. Часть 1 |
Сочи в 80-е годы ХХ века. Часть 2 |
Сочи в 80-е годы ХХ века. Часть 3 |
Сочи в 80-е годы ХХ века. Часть 4 |
Сочи в 80-е годы ХХ века. Часть 5 |
Метки: 80- е годы курорты |
Сборная, которая побеждала |
Метки: спорт |
Аркадий Шайхет: фотограф-легенда |
А.С.Шайхет (1898-1959). Автопортрет
"Один из основоположников школы советского репортажа", "икона советского фотографического стиля" – если не имя, то уж как минимум одна из его работ знакома каждому — хрестоматийная, растиражированная тысячекратно "Лампочка Ильича". Аркадий Шайхет сыграл очень значимую роль в становлении фотографии в России. Это тот человек, которым можно гордится так же, как французы гордятся Анри Картье-Брессоном…
Девушки-физкультурницы,Москва, 1924
У фонтана. Крестьяне отдыхают в царском дворце Ливадия
"Снимки лежали повсюду. Ванная комната была прежде всего фотолабораторией, а уже потом ванной. Здесь, сидя в темноте рядом с отцом, я видел, как он печатает большие фотографии со стекла или пленки, сушит и ретуширует с ногтя, натертого китайской тушью.
Накатка фото была доверена матери, к ретуши допущен я. Как участник процесса, могу подтвердить, что сделать выставочную фотографию в обычной ванной комнате очень просто. Прежде всего делаешь два фанерных щита с войлоком по контуру (чтобы не проникал свет): один для окна, другой на половину ванны.
В зависимости от негатива модернизируешь увеличители (удлиняешь штангу на 1 метр для пленки или сдвигаешь до стены увеличитель пластинок). Печатаешь как обычно, проявляешь и закрепляешь в больших кюветах, а промываешь в той же ванне, наполнив ее водой.
Сушишь - на бельевых веревках в кухне или комнате. Потом - ретушь. Вот и все. Кстати, составляя проявитель - отец это делал всегда сам, - он не пользовался весами, а составлял на глаз и, по-моему, даже пробовал на вкус" - из воспоминаний Анатолия Шайхета об отце.
У живущего в Николаеве Шмуля Алефа Шойхета не было ни частного домовладения, ни собственного дела, но было трое детей. Он зарабатывал развозом пива, а его жена Рахиль шила шляпки и управлялась с домашним хозяйством. Этого едва хватало на то, чтобы прокормить многочисленное потомство, а вскоре у Шойхетов родился и четвертый ребенок, Абрам – мальчик с заранее безрадостной, в общем-то, жизненной перспективой.
Толкатель ядра
Юные спортсмены
Имея за плечами четыре класса начальной школы, двенадцатилетний юноша устроился подручным слесаря на судостроительный завод "Наваль". О дальнейшей учебе нечего было и думать – семья еле сводила концы с концами, да и национальность мешала: получить среднее образование позволялось лишь одному ребенку в еврейской семье.
На верфи Абрам проработал пять лет, да там бы и остался, но смутная эпоха, как ни странно, помогла. Совсем уже взрослый парень, Шойхет уходит в Красную Армию, чтобы принять участие в гражданской войне в Украине. Следующие три года он прослужит в духовом оркестре, переболеет тифом и будет, наконец, демобилизован в 1922-м.
Экспресс. 1929
Вернувшись в Николаев, Абрам не находит ни своей семьи, ни какой-либо подходящей работы и принимает решение ехать в столицу. Прибыв Москву летом 1922-го под новым именем, Аркадий Самойлович Шайхет живет у родной тети по материнской линии и устраивается ретушером в фотоателье "Рембрандт" на Сретенке.
Увлечение фотографией и первые опыты работы с фотографической техникой начались еще в Николаеве, так что совсем скоро владелец ателье, А.Ф. Винклер, доверяет новичку фотографировать клиентов. Так Шайхет познакомился с будущей женой — она пришла сделать портрет.
Пахота. Самарская губерния совхоз Герой социализма
Караван на Памире - ущелье. 1930г.
Позже Аркадий говорил: "Может быть, так и протекала бы моя жизнь в задней комнатушке ателье за столом ретушера, если бы не случай. Один опытный журналист посоветовал мне перейти на фоторепортаж... Вооружившись универсальной камерой размером 9х12 с выдвижным мехом, я, полный молодого задора, приступил к работе".
Нефтяные вышки в воде. Баку. 1929
Встреча челюскинцев на Белорусском вокзале в Москве. Площадь перед вокзалом. 1934
Этим "опытным журналистом" был тетин супруг, Дмитрий Бразуль-Брешковский, журналист "Рабочей газеты". Именно "РГ" впервые опубликовала фотографии Шайхета – репортаж "Дом отдыха в Тарасовке. Физкультура под Москвой".
Талантливым новичком заинтересовались "Красная нива", "Московский пролетарий", "СССР на стройке" и "Наши достижения". Врожденное чувство композиции и готовность работать на износ сделали свое дело: пройдет немного времени, и снимки Шайхета будут красоваться на обложках всех этих изданий и занимать их центральные развороты.
На опытном поле академика Лысенко 1936
Новые дома на Усачевке
Оттачивая растущее с каждым днем мастерство, Шайхет снимает едва ли не все значимые события страны и главных ее людей — Каменева, Зиновьева, Троцкого, Цеткин... Последняя, к слову, оказалась весьма опасной "моделью".
Однажды, фотографируя Клару Цеткин, Шайхет порвал и выбросил в корзину неудачный снимок: из-под платья революционерки виднелась нижняя юбка. Обнаруживший порванный отпечаток завистливый коллега склеил его и отправил "куда следует", приписав: "Вот как некоторые фоторепортеры снимают вождей мировой революции".
Шайхет провел на Лубянке четыре месяца, и кто знает, чем бы все закончилось, если бы не заступничество главреда "Огонька" Михаила Кольцова. Он взял Шайхета в штат еще в 1925-м, и для фотографа это было невиданной удачей. У журнала был собственный редакционный самолет – невиданная роскошь, возможность без опозданий фиксировать самые важные события во всех концах необъятной страны.
Утренняя зарядка. Снято с храма Христа Спасителя. 1927
Киевский вокзал. Москва, 1936
"Жив ты или помер, важно то, что в номер", – шутили между собой советские репортеры двадцатых. Поговорка эта в полной мере характеризует манеру работы Шайхета: всегда и всюду первый, неутомимый, работающий беспрерывно, с фанатизмом и часто – с риском для жизни. Съемка с верхних точек – крыш, колоколен и деревьев – фирменная шайхетовская манера. Однажды в поисках нужного ракурса фотограф чуть не сорвался с фермы под крышей Киевского вокзала, но успел за что-то ухватиться и все же сделал нужную фотографию.
Испытание трактора в Сельскохозяйственной академии. Вспашка поля. Москва 1924 г.
Новые дома для рабочих
Стоит ли говорить, что камеры в то время были не те, что сейчас. "Как выглядел фотограф того времени? Он обязательно был молод, хорошо одет, на съемку шел с фотокамерой (чаще всего это был "Нетль"), с круглым тяжелым штативом, на который можно поставить "зеркалку" и набором (обычно 12 по 2) кассет со стеклянными пластинами. Короче, нес на себе примерно 19 килограммов. Потом появилась "Лейка", пленка с 36 кадрами, стало полегче. Но штатив был обязательным элементом экипировки", – вспоминал другой известный фотограф, Марк Марков-Гринберг. Сам Шайхет, вечный оппонент Родченко, покоряя очередную высоту с двадцатью кило техники, повторял: "Не надо снимать от пупа!". И еще иногда: "Репортеру надо живее, живее надо быть!". Летописец первых пятилеток знал, о чем говорит – во времена работы в "Огоньке" количество его командировок порой переваливало за две сотни в год.
Раскулаченные около своего дома. Украина. 1929
На заработки в Москву. Казанский вокзал. 1930
О том, чтобы не выполнить редакционное задание или не успеть в срок, гиперответственный Шайхет и думать не смел. Ничего невозможного для него не существовало. Однажды ему довелось снимать свадьбу нэпмана. Мероприятие кончилось пьяной дракой, и Шайхет добросовестно отснял все "от и до". Редакция напечатала лишнего, и следующие пару месяцев репортеру пришлось бегать от разъяренных героев собственного репортажа.
Дозор в горах
На стройку канала
Еще одна известная история связана с женским экипажем самолета "Родина", совершившим беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток. "Огонек" поручил Шайхету сделать фотоочерк, но Гризодубова, Раскова и Осипенко заявили, что на съемку им совершенно нечего надеть.
Фотограф без колебаний повел их в торгсин, одел с ног до головы и отснял материал, а огромный счет предъявил редакции. У всех — шок от суммы в счете, зато снимки вышли отличные – радость на лицах летчиц была неподдельной.
Единогласно. Выборы в местные советы. Деревня Поворово Бедняковской волости Московского уезда. 1925
"Фининспектор у нэпманши" Москва. 1928
Первая выставка, в которой Шайхет принимал участие, была организована Ассоциацией московских фоторепортеров и состоялась в 1926 году. С того же времени его фотографии стали неизменно появляться в каждом номере "Советского фото".
В 1928 году на выставке "Советская фотография за 10 лет" Шайхет выставил 60 своих работ, которые получили самые благосклонные отзывы критиков и прессы. В 1931 году фотограф принимал участие в выставке "огоньковских" фотографов в Лондоне.
Летом 1935 года Шайхет вошел в число двадцати трех участников выставки "Мастера советского фотоискусства". В экспозиции было представлено около двадцати его снимков.
Забастовка у частника, Москва, 1924
Газгольдер
В 1931 году по заказу агентства "Союзфото" вместе с Максом Альпертом и Соломоном Тулесом Аркадий Шайхет делает фотопроект "24 часа из жизни Филипповых".
В течение пяти дней фоторепортеры снимали жизнь типичной московской рабочей семьи. Серия создавалась для выставки Общества друзей СССР в Австрии и была призвана доказать преимущество новаторского серийного снимка перед единичным... и, конечно же, продемонстрировать достижения социализма в течение первой пятилетки на примере жизни обычного человека, "который сам является строителем новой реальности".
Пуск Балахнинского бумажного комбината. Комсомолец за штурвалом. 1929
Из серии "24 часа из жизни Филипповых"
Из 78 получившихся снимков 52 публикует немецкий еженедельник Arbeiter Illustrierte Zeitung. Серии посвящают целый номер. Немцы не верят, что Филипповы настоящие, но тираж из-за небывалой популярности отпечатывается вторично. Газета "Правда" опубликовала посвященную "Филипповым" статью, а журнал "Пролетарское фото" опубликовал 44 фотографии из серии.
Вот только фотография девушек с ракетками, помещенная на обложку AIZ, в "Пролетарском фото" вовсе отсутствовала. "...совершенно не надо было включать в серию глубоко позерского снимка двух девушек с теннисными ракетами, по своим фототрадициям ничем не отличающегося от снимков буржуазных знаменитостей на фешенебельных курортах", – злобно цедили советские критики.
Обложка AIZ. (№38, сентябрь 1931)
Вскоре приключился тот самый случай с Кларой Цеткин, и напуганному арестом беспартийному мастеру стали все реже доверять ответственные съемки. Отдавший тринадцать лет жизни работе в "Огоньке", Шайхет вынужден покинуть издание в 1938-м. "СССР на стройке" и "Советское фото", с которыми фотограф долго и плодотворно сотрудничал, тоже перестали публиковать его снимки. Почти год Аркадий Самойлович не мог найти работу – снова препятствием стала национальность.
Пионерка Корнеева уговаривает старого еврея снять молитвенные одежды. Украина, Кибуц Бухариндорф. 1929
"Отца очень напрягал еврейский вопрос. Он боялся не за себя, за семью. Мама не могла работать из-за болезни, я еще учился. Он все время думал, как мы будем жить, если его возьмут, потеряй он работу или заболей, — рассказывал сын фотографа. — Однажды я слышал, как мама сказала отцу: "Ну что ты так переживаешь? Ты же вовсе не похож на еврея"".
Советский лыжный батальон выдвигается на передовую в ходе Битвы за Москву, 1941
Киев освобожден. На Крещатике, 1943
"Неблагонадежного" репортера ожидало испытание войной, которую Шойхет прошагает от Москвы до Берлина спецкором "Фронтовой иллюстрации". Снимал военные действия на разных фронтах, в том числе под Москвой, под Сталинградом, на Курской Дуге, при взятии Берлина.
Наряду с красноармейцами участвовал в боях, а в сражении под Кенигсбергом спас 15 человек – вместе с шофером вывозил раненых с поля боя на редакционном грузовике. За этот подвиг репортер получил орден Красного Знамени, а его военные снимки стали одной из лучших страниц в истории отечественной фотографии.
"Здравствуйте, родные!" Карачев, Брянская область. 1943
Политрук. Сталинград. 1942
После войны Шайхет вернулся в "Огонек", сотрудничал с "Музгизом", "Семьей и школой", оформлял книги, часто выставлялся, упорядочивал богатейший архив. В последние годы жизнь благосклонна к нему, он получает почетные дипломы на всех выставках, в которых участвует, среди них – "Великая Отечественная война в художественной фотографии" и "Фотоискусство СССР за 40 лет".
Работа на износ, возраст и две войны дали о себе знать – на протяжении нескольких лет фотограф перенес три инфаркта. В марте 1959-го Шайхет потерял жену, а уже в ноябре и его не стало. Умер наш земляк, как и жил – с фотоаппаратом в руках.
Роковой четвертый приступ случился на Тверской, во время съемки для "Юного техника". Он потерял сознание — и через день скончался. На просьбы родных отложить работу, нездоровый, но как всегда обязательный, репортер ответил просто: "Я им обещал".
Захоронение семьи Шайхет на на 3-м участке Армянского Ваганьковского кладбища (Москва)
Метки: фотографы фотографии СССР |
Гомо-советикус |
|
Я и вычислительная техника (часть 1) |
Метки: студенты 80- е годы ЭВМ |
Немного велосипедов |
2. Горьковский велосипедный завод ведёт свою историю с 1940 года, но перед войной внятного количества своих велосипедов он особо выпустить не успел и я в глаза их не видел. После войны налажен выпуск дорожных велосипедов ГАЗ-Прогресс, документация на которые поступила с Харьковского велосипедного завода. В 1956 году там развернулось производство модели которая на долгие годы станет главной и единственной - Прогресс вскоре исчезнет с конвейера, и основной продукцией станет ГАЗ-Школьник.
3. ГАЗ-Школьник изначально выпускался с такой-же эмблемой как дорожник, на подседельной трубе имел изображение Спасской башни Московского кремля, и был в двух вариациях - с мальчиковой и девочковой рамой. Так случилось - но оба ранних Школьника попавших ко мне - с открытой рамой.
Тут кстати руль имеет боллее привычную форму, первый выпуск - более походил на древние дорожники:
4.
5. Но у второго - олень в фас изображён - олень появляется на подседельной в последнем выпуске тех что с дорожной "селёдкой", потом пойдёт эмблема щитом которая продержится до 80-х годов и больше знакома людям.
6. Вот второй, более ранний Школьник, на котором башня.
7. Надпись на верхней трубе
8. рисунок седла.
Вплоть до 80х годов будут идти рука об руку два типа рамы этого велосипеда, а затем их сменит однотрубочный поздний Школьник, никакого культурного и исторического интереса в отличие от этих пока не представляющий. Но что интересно - практически до самого конца будет идти архаичной конструкции задняя втулка одностронняя, за которой так и закрепилось имя втулки типа ГАЗ.
Метки: велосипеды |
Идеальный советский Общепит |
Метки: 80- е годы |
Прохладительные напитки ... |
|
Города СССР.Новосибирск. |
Метки: открытка соцреализм 80- е годы география город |
старые часы |
Метки: командирские часы часы |
Американский тест-драйв советской "Победы" |
Быстро получив признание на родине, ГАЗ М–20 проложил для советской автоиндустрии путь на мировой рынок. Автомобиль охотно покупали в скандинавских странах, в Бельгии, в ряде государств Западной Европы, где появились первые торговые представители горьковской марки…
В ходе последней модернизации 1955 года Победа получила новую облицовку радиатора, более привлекательную обивку салона, новое рулевое колесо с кольцевой кнопкой сигнала, радиоприемник А-8 и новую эмблему на облицовке радиатора.
Быстро получив признание на родине, ГАЗ М–20 проложил для советской автоиндустрии путь на мировой рынок. Автомобиль охотно покупали в скандинавских странах, в Бельгии, в ряде государств Западной Европы, где появились первые торговые представители горьковской марки.
В послевоенной Европе ощущалась нехватка относительно недорогих, комфортабельных автомобилей, и Победа быстро нашла устойчивый сбыт во многих странах.
О Победе лестно отзывались даже западные специализированные издания, поражавшиеся выносливостью машины и находившие у нее лишь два серьезных недостатка: недостаточную динамику (плата за экономичность и приспособленность к плохому бензину) и неважную обзорность назад.
Оценивая русскую Победу, американский журнал Science and Mechanics в 1957 году писал:
Спокойная на колдобинах, в поворотах и при ускорениях. Хороша на трудных дорогах, если вы не спешите. На дороге держится великолепно. Для своего размера очень стабильна – видимо из-за веса и мощных рессор.
А журнал Auto Age за 1953 год сообщал, что
Американские инженеры тщательно осмотрели Победу и сочли качество изготовления по многим показателям отличным. На кузовных элементах много признаков ручного труда. Кое-где можно рассмотреть следы напильника, но, в общем, качество кузова весьма хорошее.
Британский авторитетный журнал The Motor после проведенных всесторонних испытаний русской Победы отмечал: Конструкцией "Победы" предусматривается, прежде всего, надежность и возможность езды на далекие расстояния в стране, где дороги плохи, а пункты обслуживания малочисленны и расположены далеко друг от друга.
Красота линий и высокие характеристики принесены в жертву практичности и утилитарным целям. Однако, несмотря на это, то обстоятельство, что уделено внимание таким деталям, как устройство прикуривателей, обогревателей и других внутренних удобств, свидетельствует о том, что такое оборудование ценится в России так же, как и всюду.
Счастливые обладатели "Победы"
В представленном репортаже рядом с "Победой" постоянно соседствует для сравнения какая-то американская новинка.
Сравнение вместимости багажника.
Текст softmixer.com
Фотографии журнала LIFE. Информация с сайта gaz20.spb.ru
Метки: фотографии СССР |
океан |
|
Машинка для штопки. 1951г. |
|