-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_soviet_life

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 47




Предметы советской жизни - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://community.livejournal.com/soviet_life/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://soviet-life.livejournal.com/data/rss??70917100, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

любимая книжка

Вторник, 14 Июня 2016 г. 11:48 + в цитатник
Оригинал взят у bazuken в любимая книжка

Хочу рассказать о любимой с самого детства книжке. Маленький двухтомничек с произведениями Джерома К. Джерома.
Книжка зачитана до дыр и заучена почти наизусть!


IMG_20160613_184117


IMG_20160613_184712
Книжка издана в 1957 году. Но к нам попала в начале 70х, куплена в букинистическом еще до моего рождения. Кстати, книжка. скорее всего, была в чьей-то домашней библиотеке. На странице красуется самодельный штампик с фамилией, которая была заботливо зачеркнута ручкой ) К нам попало несколько разных книжек из этой "библиотеки")
IMG_20160613_184150

IMG_20160613_184220
Книжка украшена превосходными иллюстрациями Ивана Максимовича Семенова. Имена Ивана Семенова и Александа Ивановича Семенова должны быть очень хорошо известны детям 70х-80х по журналам "Мурзилка", "Веселые картинки" и "Крокодилу".
IMG_20160613_184257
Роман "Трое в лодке" могу перечитывать бесконечно. Но фильм с Мироновым, Ширвиндтом и Державиным мне не очень понравился. Книжка намного интереснее.
IMG_20160613_184321

IMG_20160613_184423
Помимо этого романа, в книжке напечатаны как известные рассказы, так и рассказы из не очень известных сборников. Блестящий легкий юмор чередуется с задумчивостью, легкой улыбкой и очень серьезными произведениями.

IMG_20160613_184556

IMG_20160613_184635

Особо любимы сборники "Праздные мысли лентяя", "Мир сцены".
Мир сцены - смотрится очень актуально и сейчас. В рассказах высмеивались театральные штампы тех времен. Но и сейчас складывается ощущение. что Джером писал про наши современные телесериалы.

А, например, "Улица глухой стены" или, к примеру, "Лайковые перчатки". или "Джон Ингерфильд"... Поднимаются такие темы, так написано, что сложно поверить. что эти рассказы написал автор "Троих в лодке"

IMG_20160613_184742

IMG_20160613_184844

IMG_20160613_184959


Вот такая книжка. Если не читали Джерома К. Джерома, то я даже вам немного завидую ) У вас все еще впереди )

http://soviet-life.livejournal.com/2848787.html


Колхозы в фотографиях (63 ФОТО)

Вторник, 14 Июня 2016 г. 11:47 + в цитатник
Оригинал взят у aloban75 в Колхозы в фотографиях (63 ФОТО)
На сайте Исторические материалы встретил такой вот замечательный фотоальбом "Колхозы в фотографиях". Книгосоюз. Москва.1930.
Не мог пройти мимо и не поделиться увиденным с вами, друзья.

ОТ РЕДАКЦИИ

Коллективное движение перестраивает не только хозяйство, но и быт и культуру деревни. Жизнь колхоза, даже в ее будничных формах, полна яркого и глубокого содержания. Она красочна и необычна. Она совершенно не укладывается в наши трафаретные представления о крестьянском быте и требует не только литературного, но и художественного оформления. Наша цель — дать фотографическое отображение отдельных типичных моментов, характеризующих производство и быт колхозов. При этом, в альбоме даны отнюдь не лучшие и выдающиеся моменты колхозного быта и строительства. Это — задача будущего, задача будущих фото-альбомов. Здесь отражены лишь наиболее характерные моменты работы СРЕДНЕГО колхоза. Дать художественную и реалистическую характеристику колхозного строительства наших дней, с его положительными и отрицательными чертами — вот рамки нашего первого опыта.












































































































































http://soviet-life.livejournal.com/2848684.html


Метки:  

Жизнь в СССР глазами художников

Понедельник, 13 Июня 2016 г. 02:51 + в цитатник

Ностальгическая подборка живописных работ о жизни в Советском Союзе. Большая часть репродукций найдена у Анны Краевской (блогера с ником - kykolnik). За что ей огромное СПАСИБО!
Прекрасная иллюстрация 70-летнего периода из истории моей Родины - РОССИИ.

Кликаем на кадрики под картинками - смотрим ролики.




































































































































































http://soviet-life.livejournal.com/2848466.html


Домашние зарисовки весны 1989 года. (часть первая).

Суббота, 11 Июня 2016 г. 13:41 + в цитатник
Оригинал взят у albinos76 в Домашние зарисовки весны 1989 года. (часть первая).
Таки да,случилось это 3 апреля 1989 года,не будем уточнять что это была за дата.
Фотографии авторские так сказать.
"дядя" Серёга Скробов,Лёха (Толстый,впоследствии Малыш) Швецов.
Братаны навек.



Вечная "болезнь" первых кадров при проявке "засвет" в бачке.
Лёха Пивкин.


Костя (Кока,Ивашка) Иванченко,Жека (Рембо) Полищук, Серега (Кеня,Каёл,Серый) Дмитриев.








Занимательная книга в руках у "дяди" Сереги.
"Салют Пионерия" о пионерах-героях.


Снимал наверное на автозатворе,хотя не помню уже,может Кеня делал этот кадр,в котором я оказался.


Незаменимая вещь-открывалка.



http://soviet-life.livejournal.com/2848043.html


Метки:  

Старая детская книжка

Пятница, 10 Июня 2016 г. 07:34 + в цитатник

Метки:  

Немного "Кокодила"

Четверг, 09 Июня 2016 г. 13:47 + в цитатник
Оригинал взят у bazuken в Немного "Кокодила"


И снова немножко карикатур из журнала "Крокодил". 1976 год.
Вечные темы. Как плохо у них, взятки, мода и какая молодежь "нехорошая" пошла.

































http://soviet-life.livejournal.com/2847642.html


Фотопленка. Какая она была в 60-х

Четверг, 09 Июня 2016 г. 13:45 + в цитатник
Я сейчас сканирую старые фотопленки для родни. Досталась мне коробочка, там более 30 пленок, многие в оригинальной упаковке. На пленках фотографии ориентировочно 1964-1969 г.г. Оказалось, что в тот период продавались разные пленки, даже заграничные, например ORWO.

Смотреть сканы коробочек от пленок в хронологическом порядке
в моем журнале

http://soviet-life.livejournal.com/2847381.html


Метки:  

Старая реклама "Аэрофлота"

Четверг, 09 Июня 2016 г. 13:40 + в цитатник

Метки:  

Поездка в прошлое: где твой черный пистолет?

Четверг, 09 Июня 2016 г. 13:39 + в цитатник
Вот мой чёрный пистолет.



В детстве у меня такого пистолета не было. У друзей были, причем, в барабан заряжались такие желтые "пули", 6 штук, в барабане были пружины, и, когда ячейка поворачивалась, то пуля выталкивалась в ствол.




Этот пистолет я купил в 1988м году, не себе, а своему племяннику. Ну, мы с ним много играли, у нас были и пистолеты, и автомат. Этот пистолет уже был без всяких "пуль", хотя, имел точно такую же конструкцию, но пружин не было. Цена, как видно, 2р50к с портупеей, но она была весьма не презентабельного вида, и я даже не помню, куда она делась, мы с ней почти и не играли.



Еще у меня был вот такой фонарик. Работал без батареек, что было очень кстати. Просто надо постоянно нажимать на рычаг. Заодно и тренажёр для кисти. Уж не знаю, как я умудрился поцарапать отражатель. Ну, и маховик немного "бьет", потому, что фонарик падал неоднократно. Тем не менее, он продолжает нормально работать. Я его купил примерно в 1983 году. Это "второе издание" таких фонариков, у первого отражатель был совсем маленький, и корпус обычно черный.




Еще вот такая штуковина.



"Косметический прибор "Фотон"",- так эта штука официально называлась. Представляет собой ультрафиолетовую лампу. По прямому назначению я его не использовал, а купил в 1989м, когда занимался "спектрумами", и мне часто приходилось чистить ППЗУ с ультрафиолетовым стиранием (К573РФ4, К573РФ6, 2764, 27128 и т.п.). Ультрафиолет эта штука давала очень даже хороший, воздух вокруг пах озоном, и ПЗУ очищались за 5-10 минут. Потом на кафедре я еще 10 лет пользовался этой лампой для тех же целей. Работает она и сейчас.

http://soviet-life.livejournal.com/2846792.html


Метки:  

ДОТ в Ям-Ижоре.

Среда, 08 Июня 2016 г. 08:15 + в цитатник
Интересный дот Красногвардейского укрепрайона встретил в воскресенье в Ям-Ижоре у Московского шоссе:

Далее в моем блоге...

http://soviet-life.livejournal.com/2846629.html


Старая детская книжка

Среда, 08 Июня 2016 г. 07:29 + в цитатник

Метки:  

Москва. Высотный дом у Красных Ворот. 1947-1952

Понедельник, 06 Июня 2016 г. 08:02 + в цитатник
В свое время я уже писал о московских памятниках авангарда, расположенных рядом со станцией метро "Красные Ворота". А сегодняшний пост посвящен самому заметному зданию, стоящему рядом с этой станцией - Высотному дому у Красных Ворот, одной из московских "семи сестер". Вот как выглядят первоначальный проект этого здания, победивший на конкурсе в 1947-м году и само здание:


Далее в моем блоге...

http://soviet-life.livejournal.com/2845967.html


Что готовили на судах пассажирского флота СССР.

Воскресенье, 05 Июня 2016 г. 23:46 + в цитатник
Друг показал мне любопытную брошюру о том, что готовили на круизных советских судах. Помимо рецептов с оригинальными названиями (одни бананы "Валера" с творогом, сметаной и кефиром чего стоят!) в брошюрке есть замечательные отзывы удовлетворённых пассажиров.

img053.jpg

4444



img054.jpg
2.

img055.jpg
3.

img056.jpg
4.

img057.jpg
5.

img058.jpg
6.

img059.jpg
7.

img060.jpg
8.

img061.jpg
9.

img062.jpg
10.

img063.jpg
11.

img064.jpg
12.

img065.jpg
13.

img066.jpg
14.

img067.jpg
15.

img068.jpg
16.

img069.jpg
17.

img070.jpg
18.

img071.jpg
19.

img072.jpg
20.

img073.jpg
21.

img074.jpg
22.

img075.jpg
23.

img076.jpg
24.

img077.jpg
25.

img078.jpg
26.

img079.jpg
27.

img080.jpg
28.

img081.jpg
29.

img082.jpg
30.

img083.jpg
31.

img084.jpg
32.

img085.jpg
33.

img086.jpg
34.

img087.jpg
35.

http://soviet-life.livejournal.com/2845761.html


Метки:  


Процитировано 1 раз

Советская еда

Воскресенье, 05 Июня 2016 г. 13:35 + в цитатник

Метки:  

"БЫТЬ МОЖЕТ..."

Суббота, 04 Июня 2016 г. 11:28 + в цитатник
***

***
На моей фотографии - польские духи "Быть может..."
Этот пост - для девочек, которые помнят такие.
Существует предположение, что польские парфюмеры придумали эти духи и назвали их именно так после гастролей в Кракове оркестра из СССР.
Руководитель джаза Эдди Рознер написал песенку "Может быть", а спела её популярная советская исполнительница Капиталина Лазаренко.
Говорят, что именно тогда, в 1955 году и началась история создания этого аромата.
Духи стоили не слишком дорого и были очень приятным подарком к 8 марта.
И сейчас "Быть может..." встречаются в небольших лавочках, и я каждый год привожу их для своих подруг.
Почему-то не знаю ни одной женщины, которой бы категорически не нравился этот простой шипрово-карамельный аромат.
Вот даже поэт запечатлел "Быть может..." в душевных строчках :

Воспоминания похожи
на очень грустные стихи.
В забытой сумочке из кожи
пылятся польские духи,
Таится в маленьком флаконе
не только нежность польских роз -
Огонь и лёд твоих ладоней
и запахи твоих волос...
И злая память сердце гложет...
Расстаться легче, чем забыть...
Духи с названием "Быть может"
не зря забыты, может быть...
А вдруг ты гордости прикажешь
осенним вечером глухим -
Откроешь дверь и тихо скажешь :
"Я здесь ... оставила духи..."

(Иван Дудин)

http://soviet-life.livejournal.com/2845193.html


Метки:  

Города СССР: Тольятти

Суббота, 04 Июня 2016 г. 11:26 + в цитатник
Оригинал взят у aloban75 в Города СССР: Тольятти
Подборка фото с видами города Тольятти. 1970-е годы.















































































































______________________________


Все фото кликабельны.

Все фото городов здесь

Все мои фотоальбомы здесь







http://soviet-life.livejournal.com/2845088.html


Метки:  

Этот странный советский аппарат изменил фотографию навсегда

Пятница, 03 Июня 2016 г. 10:49 + в цитатник
Оригинал взят у aloban75 в Этот странный советский аппарат изменил фотографию навсегда
Стивен Даулинг
BBC Future

В 1930-х годах советские инженеры разработали фотокамеру, которая стала первым шагом на пути к современным "зеркалкам". Обозреватель BBC Future вспоминает историю этого уникального изобретения.



Когда делаешь фотоснимок, хорошо бы представлять, что окажется в кадре.
Сегодня это считается само собой разумеющимся, но когда-то фотографам приходилось полагаться на глазомер, потому что они не могли "посмотреть из объектива".

В конце XIX века появились камеры, в конструкции которых этот недостаток постарались учесть: нагнувшись и посмотрев в окошечко в верхней крышке, фотограф при помощи специального зеркальца мог увидеть, что именно попадет в кадр.

Но это было явно не окончательное решение. Прежде чем сделать снимок, зеркальце зачастую приходилось поднимать вручную, потянув за веревочку. А сами камеры в то время были огромных размеров.



"Спорт" по-прежнему заставлял фотографа смотреть вниз

Потом появились портативные фотоаппараты, и потребность в "виде из объектива" стала ощущаться еще острее.
И только в 1930-х у фотографов наконец появилась долгожданная возможность.
Почти не известная за пределами СССР фотокамера, выпущенная ленинградским заводом ГОМЗ (с 1962 года ЛОМО — Ред.) в 1937 году, отличалась от всех предыдущих одним простым, но гениальным решением.

С технической точки зрения влияние "Спорта" трудно переоценить
Майкл Притчард, Королевское фотографическое общество


Этот нескладный c виду, словно составленный из ящиков фотоаппарат получил название "Спорт".
В громоздкой надстройке над камерой расположилось важнейшее нововведение: призма, зеркала которой отражали вид из объектива вверх — в окошечко, куда мог смотреть фотограф.

Это был первый в истории фотоаппарат, оснащенный такой призмой, — первая однообъективная зеркальная фотокамера, в просторечии "зеркалка".

Позднее на ее основе разработали современные модели с пентапризмой, где свет из объектива отражается через окошечко видоискателя на задней стенке корпуса.


"Спорт" был не самой простой в обращении камерой

"Я считаю, что "Спорт" стал революцией в советской и мировой фотопромышленности и шагом на пути к созданию 35-миллиметровых зеркальных камер", — говорит Владислав Керн, администратор сайта USSRPhoto.com.

Почему же сегодня о ней так мало вспоминают? "Спорт" скромно занял свое место в статьях по истории фотографии, уступив всю славу Kine Exakta — невероятно прославленной камере, которую, в частности, использует Джеймс Стюарт в фильме Хичкока "Окно во двор".

Майкл Притчард, генеральный директор британского Королевского фотографического общества, констатирует: "С технической точки зрения влияние "Спорта" трудно переоценить, но за пределами СССР этих камер было продано не так много".

Можно сказать, что "Спорт" — это Betamax в мире фотоаппаратов
Майкл Притчард


"Kine Exakta оказалась гораздо более влиятельной, поскольку производилась в Германии на экспорт и с успехом продавалась в других странах, так что ее в то время считали настоящим прорывом.
Она со временем стала так называемым системным фотоаппаратом — камерой, которая комплектуется сменными объективами и другими аксессуарами".
"Со "Спортом", конечно, была совсем другая история".


Немецкая Exakta имела гораздо больший успех

Керн также отмечает, что советская камера была не самой простой в использовании.
"Видоискатель довольно неудобен — смотреть в него приходится под странным углом, почти как в старых фотоаппаратах, где видоискатель был расположен на уровне пояса".

"Спорт" пережил несколько модификаций, и было выпущено в общей сложности 20 тыс. этих фотоаппаратов. Производство оборвалось лишь в 1941 году, когда началась блокада Ленинграда.

О новаторской роли "Спорта" стало более широко известно после падения Берлинской стены, но его по-прежнему вспоминают как фотоаппарат, быстро уступивший более популярным современникам.

"Можно сказать, что "Спорт" — это Betamax в мире фотоаппаратов", — говорит Притчард.
Как и многие другие значимые изобретения, "Спорт" не смог покорить рынок, но его создателям по праву принадлежат лавры первопроходцев.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.


Этот странный советский аппарат изменил фотографию навсегда





http://soviet-life.livejournal.com/2844789.html


Метки:  

Поездка в прошлое: Киев и Свердловск

Четверг, 02 Июня 2016 г. 17:45 + в цитатник
Последние советские фотоаппараты, которые у меня были - это два "Киева".



Это - "Киев-35", купленный мной во второй половине 1991 года. Я задумывал его использовать в качестве карманного фотоаппарата. Нужно сказать, что у меня уже был "Ломо-Компакт", аппарат примерно такого же класса, но я его подарил другу. А "Киев-35" по характеристикам был не хуже, а кое-где и лучше, чем "Ломо".

Но не всё оказалось так просто, как я думал




Цена уже была не та, и я до сих пор не понимаю, кто и с кем там договаривался.



Аппарат действительно очень компактный, и в закрытом состоянии прекрасно помещался в боковом кармане джинсов. "Ломо" был немного больше. Кроме того, "Киев-35" - автомат с приоритетом диафрагмы, т.е., я задаю диафрагму, а автоматика камеры устанавливает выдержку соответственно освещенности и чувствительности пленки. "Ломо-Компакт" просто отрабатывал автоматически экспозицию. Для меня это было важное отличие.



Это был вариант "А" со съемной, а не откидной задней крышкой. Справа для сравнения я поставил рядом одну из современных компактных цифровых камер, и по размерам они с "Киевом" почти одинаковы, но "Киев-35" по нынешним меркам - фулфреймовый, а у цифровой камеры сенсор гораздо меньше.

К сожалению, "Киев-35" оказался очень не надежным. Один раз его чинили по гарантии, когда просто отпаялся контакт батарейного отсека. Известный дефект, то ли воровали на производстве так активно, то ли какие-то "рационализаторы" поработали, но качество пайки приборов, выпущенных примерно с 1988 года было совершенно ужасным. Часто контакты были не залужены, и пайка отставала, и иногда просто припой со временем рассыпался в порошок. Через короткое время сломался замок задней крышки. Беда бы и не большая, но в таком положении камера просто перестала открываться. В 1992 году в Днепропетровске уже никто не брался чинить такую камеру, и я ее просто забросил. Отснял я всего пленок 10, не больше. Автоматика работала хорошо, и объектив рисовал вполне нормально. Все-таки, это копия немецкой камеры Minox-35. Но надежность изготовления и качество материалов были просто безобразные.

Сейчас я привез эту камеру, и она заняла свое место в домашнем музее моего польского друга, как раз рядом со своим прототипом.

Я уже писал, что долгое время моей основной серьезной камерой был отцовский "Зенит-Е", а чуть позже "Зенит-11", который от "Е" отличался только наличием нажимной диафрагмы. С какого-то момента возможности "Зенита" меня перестали устраивать, и купил "Киев-19".



В первую очередь, тут затвор получше, чем у "Зенита". У классических "Зенитов" (серий Е, ЕМ, ЕТ, 11, 12, 122, TTL и т.п.) затвор по-сути тот же, что и на "Зените-3м", а тот его унаследовал от "Зоркого", а тот, в свою очередь, от первых ФЭДов, ну, а откуда происходят ФЭДы, думаю, все знают. В общем, в конце 80х годов использовать затвор полувековой давности - это как-то не то... Да и тут возникла задача делать слайды с экрана монитора, а "зенитовский" затвор со шторкой, бегущей по длинной стороне кадра, давал полосы на изображении. А "Киевом" получались нормальные слайды, и их мой шеф - заведующий кафедрой - возил на международные конференции по биофизике.



Родной объектив "Гелиос-81" тоже был лучше зенитовского "Гелиоса-44" (впрочем, я тогда уже купил "Зенитар" в качестве основного для "Зенита"). А видоискатель "Киева" покрывал 93% кадра против 80и с чем-то у "Зенита" (чего-то помню 82%), что было важно при съемке слайдов, где кадрирование после съемки было не доступно. И видоискатель был намного крупнее и светлее, чем на "Зените".

Кнопка спуска затвора была мягкая, как на "Зените-Е", а у "Зенита-11" из-за нажимной диафрагмы и ход у кнопки был большой, и сама она была жесткая. А на 19м диафрагма правильная: именно "прыгающая", а не нажимная.



Еще одним преимуществом "Киева-19" было крепление объектива. В отличие от обычных "Зенитов", где применялось резьбовое соединение (М39 у отцовского "Е"и М42 у более нового 11го), у "Киева" был байонет, да не просто байонет,- а полностью совместимый с никоновским. А я использовал несколько объективов. Кроме обычного штатного, у меня были широкоугольный "Мир-10А" (28мм f3.5) и длиннофокусный "Таир-11А" (135мм f2.8). Конечно, менять их на "Киеве" было и быстрее, и удобнее, и надежнее. Замечу, что буква "А" в названии объектива - это неспроста. Это означает, что объектив имеет съемный задник оправы. В комплекте шли задники для креплений М39 и М42. При этом "бесконечность" была на месте, так как в каждом случае рабочий отрезок был правильный, это ж не переходники какие-то, все задумано и продумано. К "Киеву" я купил адаптер типа "Н" для каждого из объективов, и "Мир" и "Таир" становились на "Киев" как родные, опять же, с правильным рабочим отрезком. Ну, разве что, диафрагма у них была не "прыгающая". Справа виден мой комплект "Мира-10А", на самом объективе задник "Н", а два задника под М42 и М39 лежат правее.



Заканчивая разговор о "Киеве-19", скажу, что это мой второй 19й. Первый я купил в 1989м, он был не новый, и продали мне его по дешевке. Но у него быстро заклинил затвор, а ремонт затвора такого типа был одним из самых дорогих в СССР, по прейскуранту - 25 рублей только сборка-разборка плюс чистка и юстировка, т.е., не считая запчастей. И прыгающая диафрагма очень скоро стала залипать и не успевала закрываться для значений больше f5.6. Уж не помню, в 91м, что ли, я купил вот этот новый "Киев". Серийный номер как бы намекает, что это 1992 год выпуска, но, честно, не помню, когда я поменял старый "Киев" на этот. Точно не позднее 1992г. С затвором у него проблем не было, но со временем диафрагма тоже стала залипать. Я сам несколько раз разбирал, промывал и смазывал ее.

Этим "Киевом-19" я снимал где-то до 2000 года. Сейчас этот аппарат тоже в музее моего друга, он занял вполне достойное место рядом с другими камерами такого же класса.



Что мне не нравилось у "Киева", так это встроенный TTL экспонометр. Он был точнее и удобнее, чем внешний у "Зенита", не надо было отрывать камеру от глаз, чтобы выставить экспозицию, но "киевский" экспонометр был довольно медленный. Он как-то долго реагировал на изменение освещенности, кроме того, надо было нажимать рычаг репетитора диафрагмы и держать его нажатым, пока экспонометр работает, и при этом вращать кольцо диафрагмы. ("Киев-20" умел измерять экспозицию и при открытой диафрагме.) Но у меня был очень хороший экспонометр "Свердловск-4". Это был аппарат высокого класса, гораздо лучше, чем простые (но и более дешевые) "Ленинграды".



Питался он от батареи типа 3РЦ-53, или от трех батарей РЦ-53, это был дефицит, и я приспособил дисковые аккумуляторы типа Д-0,06. Они по размерам становились в отсек, но работали не долго. Я имел пару запасных комплектов. Кроме того, с экспонометром шел адаптер для работы от трех батарей типа 316 "Уран" (АА), но размер адаптера был примерно равен размеру самого экспонометра, и работать с ним было не удобно. Да и 316е тоже в продаже свободно не лежали. Этот экспонометр я использовал и для фото, и для киносъемок. Особенно хорош он был для работы с цветной пленкой,- обращаемой и негативной. Ну, а часто я экспозицию выставлял на глаз, благо, глаз у меня тренированный.

Я привез этот экспонометр, не знаю, буду ли я ним пользоваться, но пусть лежит.

http://soviet-life.livejournal.com/2844489.html


Метки:  

У советских людей была Родина (1945 г.)

Четверг, 02 Июня 2016 г. 17:43 + в цитатник
Оригинал взят у viribusunitis1 в У советских людей была Родина (1945 г.)






С мая 1945 года завод No 528 Министерства электропромышленности приступил к разработке батарейного радиоприемника "Родина", предназначенного для мест, где отсутствует электросеть. В основу технических требований было положено следующее: приемник должен быть предельно экономичным по расходу питания анодов и накала, прост в обращении, его мощность должна быть достаточна для обслуживания громкоговорящим приемом небольшой комнаты. Все перечисленные требования вытекали из условий эксплуатации такого приемника. По замыслу, приемник должен был применяться в самых удаленных от центра страны населенных местах, следовательно, экономичность, чувствительность и простота обслуживания являются решающими параметрами приемника. При разработке приемника были учтены все известные способы достижения поставленных задач при условии применения имеющихся и освоенных отечественной промышленностью батарейных ламп. Все последующие улучшения приемника такого класса были основаны на применении более экономичных и качественных ламп.

Суженный диапазон на коротких волнах был выбран для облегчения настройки на станции малоквалифицированным слушателями и для предельного упрощения приемника. Выбранные диапазоны охватывают основные, вещательные станции.

Следует указать на весьма ценное свойство приемника: настройка на коротковолновые станции в нем "не уходит". Большая стабильность "Родины" объясняется значительно облегченным тепловым режимом преобразователя частоты и всего приемника в целом.

Выходная мощность приемника достаточна для получения громкоговорящего приема в пределах жилой комнаты среднего размера.

Конструкция

Приемник смонтирован на шасси, на котором расположены почти все узлы и детали, входящие в схему. Шасси, громкоговоритель и колодка питания при помощи винтов прикреплены к ящику приемника и могут быть в случае ремонта легко извлечены.

На шасси сверху расположены: блок переменных конденсаторов, шкала, катушка самоиндукции гетеродина-преобразователя, выходной трансформатор, контуры промежуточной частоты, электролитический конденсатор С35 и лампы. Снизу шасси находятся: катушка самоиндукции входного контура, переключатель диапазона Р1 и переключатель П2, подстроечные конденсаторы, междуламповый трансформатор Т1 и другие мелкие детали схемы.

Приемник имеет следующие каскады:

Преобразователь частоты на лампе СО-242.
Первый каскад УПЧ на лампе 2К2M.
Второй каскад УПЧ на лампе 2К2M.
Детектор, АРУ и предварительный УНЧ на лампе 2Ж2M.
Оконечный двухтактный усилитель на 2-х лампах 2Ж2M.


Диапазон принимаемых частот:
Длинные волны (ДВ) - 150 - 410 кГц (2000 - 732 м);
Средние волны (СВ) - 550 - 1500 кГц (545 - 200 м).
Короткие волны (КВ) - 9,2 - 12,2 МГц (32,0 - 24,6 м).

Электрические показатели

Промежуточная частота 460 кГц.

Чувствительность на длинных и средних волнах не хуже 75 мкВ и на коротких волнах не хуже 100 мкВ.

Избирательность. Ослабление сигнала при расстройке на +-10 кГц во всех диапазонах не менее 26 дБ. Ослабление сигнала по зеркальному каналу более 20 дБ.

Частотные искажения всего электрического тракта приемника в полосе 200 - 3500 Гц находятся в пределах +-4 дБ.

Нелинейные искажения, характеризуемые клирфактором, при мощности 100 мВт порядка 1,5%.

Выходная мощность 0,2 Вт.

Схема приемника

Приемник, собран по супергетеродинной схеме. Всего в нем шесть ламп. На входе приемника находится один резонансный контур, связанный с наружной антенной емкостью C5. Первая лампа Л1 - преобразователь частоты. В ее анодную цепь включен двухконтурный полосовой фильтр C8L11 и C9L12. Вторая лампа Л2 работает в первом каскаде усиления промежуточной частоты, в ее анодную цепь включен одиночный резонансный контур С23L13. Анод лампы Л2 через емкость C24 связан с сеткой лампы Л3 второго каскада усиления промежуточной частоты. В анодной цепи этой лампы находится такой же, как в первом каскаде, резонансный контур C26L14. Co второго каскада усилителя промежуточной частоты напряжение через емкость С27 подается на диодный детектор Л4. В качестве диода используются катод и анод лампы 2Ж2М. Экранная сетка, управляющая сетка и катод этой лампы используются для усиления напряжения низкой частоты, для чего управляющая сетка связана с нагрузочным сопротивлением R6 диодного детектора. В цепь экранной сетки лампы Л4, играющий роль триода первого каскада усиления низкой частоты, включен трансформатор T1, связывающий эту лампу с сетками выходных ламп Л5 и Л6. Выходной каскад приемника собран по двухтактной (пушпульной) схеме. Каскад этот работает в классе "В", следовательно, при отсутствии сигнала лампы выходного каскада заперты и не потребляют анодного тока. Эта особенность схемы позволила значительно сократить расходование батарей.

Анодные цепи ламп Л5 и Л6 через трансформатор T2 связаны с электродинамическим громкоговорителем типа 2ГДМ-3. В приемнике имеется автоматическая регулировка усиления (АРУ). Осуществляется АРУ путем подачи отрицательного напряжения, полученного в результате детектирования, на сопротивлении R6 через фильтр R5 и C29 на управляющие сетки ламп Л2 и Л3. Ручная регулировка громкости осуществляется с помощью потенциометра R8, присоединенного через емкость C28 и фильтр высокой частоты R7 и С30 к сопротивлению нагрузки детектора R6.

Включение приемника и регулировка тембра производятся трехсекционным переключателем П2. В его крайнем нижнем положении разрываются цепи анодного питания и накала, при его среднем положении ослабляется воспроизведение высоких частот, верхнее положение (на приемнике, в крайнем положении по часовой стрелке) соответствует пропусканию полной полосы частот. Изменение полосы осуществляется присоединением конденсатора C31 параллельно емкости фильтра С30. Принятая в схеме система отключения обоих источников питания значительно повышает срок службы трансформаторов приемника.

Особенности схемы

1. В схеме гетеродина на средних волнах во избежание отсасывания энергии катушка длинных волн L6 замыкается накоротко.

2. В УПЧ 1-й фильтр промежуточной частоты двухконтурный, а 2-й и 3-й - одноконтурные.

3. Участок анод-катод лампы 2Ж2М выполняет функции диодного детектора. Напряжение на детектор подается с контура L14C25. Напряжение низкой частоты, образующееся на нагрузке диода R6, поступает на потенциометр R8 и далее, на сетку той же лампы 2Ж2М.

4. Усиленное напряжение выделяется на нагрузке, включенной в цепь экранирующей сетки лампы (в данном случае экранирующая сетка является как бы анодом триода), в качестве которой служит первичная обмотка междулампового трансформатора Тр1.

5. Напряжение АРУ снимается с сопротивления R6 и через фильтр R5C29 подается на управляющие сетки ламп 2К2М.

6. Регулирование тембра осуществляется путем подключения параллельно нагрузке диода конденсатора С31.

Питание приемника

Для питания приемника требуются два источника постоянного тока: один напряжением 2 В для питания накала и другой напряжением 120 В для питания анодных цепей. Расход тока от батарей по цепи накала 0,55 А и по цепи анода 8 мА. Нужно отметить, что по экономичности потребления энергии от анодных батарей приемник "Родина" превосходил все известные на тот момент приемники такого класса.

Выключатель, объединенный с регулятором тембра, выключает одновременно оба источника питания. Индикатором включения источников питания служит неоновая лампочка Л7, которая вспыхивает над шкалой приемника. Напряжение зажигания лампочки около 80 В, т. е. минимально достаточное для работы приемника. При уменьшении анодного напряжения ниже 80 В индикаторная лампа гаснет и тем сигнализирует о необходимости замены анодных батарей. Как показала практика, в батарейных приемниках важно иметь световой индикатор включения приемника во избежание случаев бесцельного расходования питания. Неоновая лампочка хорошо исполняет эту функцию.

Длительная бесперебойная работа приемника может быть обеспечена только в случае правильного обращения с источниками питания. Батареи и элементы, применяемые для питания, должны помещаться в сухом и, по возможности, прохладном месте. Срок службы батарей и элементов зависит от длительности ежедневной работы приемника, а также от того, насколько правилен уход за ними.

Отечественная промышленность выпускала специально для питания накала приемников элементы воздушной деполяризации типа 6-СМВД, имеющие емкость 150 Ампер-часов и начальное напряжение 1,4 В. Для приемника, потребляющего ток накала 0,46 А, рекомендуется включение элементов в две параллельные цепи, что повышает срок их службы. В исключительных случаях можно использовать только 2 элемента, при этом срок службы элементов уменьшится значительно более чем в два раза.

Нормальное напряжение накала ламп приемника равно 2 В, но допустима работу при напряжении от 2,3 до 1,7 В. При последовательном соединении 2 элементов начальное напряжение, равное 2,8 В, постепенно снижается. Свежие батареи, имеющие напряжение выше 2 В, следует присоединять через гасящее сопротивление к клеммам колодки питания "+3" и "-2". При этом последовательно в цепь накала включается гасящее сопротивление R14. Когда элементы несколько израсходуются и напряжение станет меньше 2,3 В, следует плюсовой конец переключить с клеммы "+3" к клемме "+2". Это переключение нужно сделать примерно через 1-2 месяца работы приемника, когда громкость приема заметно снизится или когда в части диапазона совершенно прекратится прием радиостанций. После установки элементов внутрь приемника следует вынуть пробки, расположенные сверху, для обеспечения доступа воздуха в элементы при их работе.

В цель накала лампы СО-242 включен высокочастотный дроссель L10, предохраняющий от вредных связей между этой лампой и остальными через общий источник напряжения накала.

Наиболее подходящими для приемника "Родина" анодными батареями являются батареи БС-70 и БАСГ-60.

Батареи БС-70, которых для одного комплекта нужно 2 шт., достаточно громоздки и тяжелы, поэтому их нужно устанавливать вне приемника, например, на полу. Благодаря большой емкости эти батареи могут обеспечить работу приемника в течение очень длительного промежутка времени. При включении батареи БС-70 начальное напряжение равно 140 В, затем при дальнейшей эксплуатации приемника оно снижается.

Батарея БАСГ-60 имеют значительно меньшие габариты, но и меньшую емкость. Эти батареи помещаются внутри приемника и присоединяются к колодке питания без дополнительных проводов.

Питание накала и анода возможно также от аккумуляторов. При использовании аккумуляторов во избежание коррозии ответственных деталей приемника вставлять их внутрь приемника не рекомендуется, особенно не рекомендуется вставлять внутрь кислотные аккумуляторы.

Детали

Междуламповый трансформатор. Первичная обмотка состоит из 2700 витков провода ПЭЛ 0,07 (сопротивление 900 Ом), вторичная - из 2х4400 витков ПЭЛ 0,07 (сопротивление 2х1650 Ом).

Выходной трансформатор. Первичная обмотка имеет 2х2200 витков провода ПЭЛ 0,1 (сопротивление 2х340 Ом), вторичная - 33 витка ПЭЛ 0,8 (сопротивление 0,14 Ом).

Громкоговоритель приемника электродинамического типа (2ГДМ-3) имеет диаметр диффузора 200 мм. Сопротивление постоянному току звуковой катушки 3 Ом. Магнитный поток создается постоянным магнитом, сделанным из железоникельалюминиевого сплава. Индукция в зазоре, где помещена звуковая катушка порядка 4500 G.

Расположение ламп и деталей на шасси приемника "Родина"



1 - конденсаторы переменной емкости; 2 - антенный контур; 3 - 1-й ФПЧ; 4 - 2-й ФПЧ; 5 - 3-й ФПЧ; 6 - междуламповый трансформатор; 7 - электролитический конденсатор.



Схема проверки напряжений приемника "Родина"



Источник



http://soviet-life.livejournal.com/2844356.html


Метки:  

Фотографии, найденные на помойках

Четверг, 02 Июня 2016 г. 10:56 + в цитатник

Метки:  

Поиск сообщений в lj_soviet_life
Страницы: 192 ... 126 125 [124] 123 122 ..
.. 1 Календарь