-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_raven_yellow

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.06.2015
Записей:
Комментариев:
Написано: 1




У Господа нет на Земле других рук, кроме наших - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://raven-yellow.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://raven-yellow.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Лагман

Пятница, 27 Сентября 2019 г. 08:01 + в цитатник

Метки:  

Лагман

Пятница, 27 Сентября 2019 г. 08:01 + в цитатник

Метки:  

Легенды Замоскворечья. Герасим и Алексей Хлудовы

Четверг, 26 Сентября 2019 г. 10:01 + в цитатник
Следующего мецената и благотворителя вспоминают нечасто, хотя москвичи прекрасно знают его дом, украшение Земляного Вала. Здесь в усадьбе "Высокие горы" размещалась прекрасная коллекция картин текстильного фабриканта Герасима Хлудова.



Усадьба была построена Доменико Жилярди в 20-ые годы 19-го века для чаеторговца Усачева. Ну а при Хлудове ее отделали на английский манер: прекрасный парк, спускающийся к Яузе, оранжерея, птичий двор, зверинец.



Здесь пировали министры финансов России, и иные тузы. Усадьба была столь ухожена, что ее даже собирались приобрести для императорской фамилии.



Герасим Хлудов был страстным театралом. Он не пропускал ни одного интересного концерта и спектакля. Его памятная книга открывает значительный период театрально-концертной жизни Москвы. Она заполнена восторженными впечатлениями от игры Рубинштейна, Листа, Полины Виардо, и многих других.



В 1850-е годы Герасим Иванович начинает собирать коллекцию картин. Среди первых авторов – юноша Перов, Федотов, Брюллов, Айвазовский, Тропинин, Боголюбов. Если надо выделить самую яркую картину из его собрания, можно отметить "Разборчивую невесту" Федотова.



Знаменитый Стасов отметил картинную галерею Г.И. Хлудова как одну из первых в России. В начале двадцатого века она была открыта для всех желающих. Особый интерес для москвоведов представляет картина Алексея Боголюбова "Вид на Москву из Хлудовского сада".



Мы смотрим на город приблизительно вот из этой точки.



В 1857 году Герасим вместе с братом Алексеем, совместно с фабрикантами Кнопом и Солдатёнковым основали Кренгольмскую мануфактуру близ Нарвы (Эстляндская губерния). Кренгольмская мануфактура была самой крупной в России и включала в себя бумагопрядильную и ткацкую фабрики. Это была мануфактура "полного цикла" - от производства пряжи до обработки ткани. На ней работали 12 тысяч человек.



В Москве на деньги Герасима Хлудова были благоустроены Крутицкие казармы. Изначально пожертвованный в 1859 капитал в 10600 руб., хранившийся при управлении генерал-губернатора, в 1866 возрос до 11350 руб., на эти деньги были возобновлены древние въездные ворота с теремом при казармах, а также отремонтированы казарменные церкви.



Остаток капитала был употреблен на строительство церкви при 2-й Городской больнице и арестантском доме. Среди прочих Г. Хлудов пожертвовал 2 тыс. руб. на строительство психиатрической Алексеевской больницы (волю по завещанию выполнили наследницы в 1889).



У Хлудова умер горячо любимый сын Павел, надежда на продолжение его дела. И не особо заботящийся до этого о своих работниках фабрикант изменился. Он решил построить в Сыромятниках, недалеко от дома, большую богадельню.



Проект заказали строителю самых помпезных московских сооружений, например, знаменитых Сандунов – архитектору Фрейденбергу. Хлудов выделил сначала полмиллиона, а потом еще двести тысяч на строительство и обустройство богадельни.



Ну а затем члены его семьи построили по сторонам дома бесплатных квартир и училище. И сложился целый благотворительный городок, где все: проживание, питание, лечение, образование для призреваемых было бесплатным. Правда, проживавшие здесь вдовы должны были работать в богадельне. Мальчиков содержали до 13-ти лет, а девушек до 18-ти.



В советские годы про Хлудова забыли. Даже сотрудники размещавшегося в бывшей богадельне института, а под куполом домовой церкви богадельни была столовая, считали, что в здании до революции был публичный дом. А в 1913 году в комплексе Дома призрения было: в богадельне призревалось 30 мужчин, 75 женщин; в начальной школе обучалось 95 человек; в ремесленной школе — 60 девочек; в трех корпусах, отапливаемых печами, было 183 бесплатных квартиры на 570 вдов с детьми.



Совсем рядом в Хомутовском переулке жил второй брат – Алексей Хлудов. Его дом был известен "вечерними беседами", на которые собиралась московская интеллигенция, интересующаяся отечественной историей.



Крупный предприниматель, промышленник, общественный деятель Алексей Хлудов серьезно занимался древностью. Он поддерживал Румянцевский музей, финансировал реставрацию палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной.



Но больше всего Хлудов был известен своей уникальной коллекцией, которая состояла из 600 древних рукописей и 700 первопечатных книг. Среди его сокровищ были: Записки князя Курбского, сочинения Максима Грека, списки Стоглава, сегодня это собрание в Историческом музее.



Самая древняя рукопись даже называется по имени владельца – "Хлудовская псалтырь". Манускрипт написан в середине 9-го века в Константинопольском Студитском монастыре в эпоху иконоборчества и проиллюстрирован острыми полемическими картинками, почти карикатурами.



На одной из них рядом с распятием иконоборец замазывает Божий лик, причем использует те же сосуды и инструменты, что и мучители Христа. Как это должно было быть близко старообрядцам Хлудовым, с одной стороны гонимым, с другой – нетерпимым.



Фото без моих логотипов взяты из Сети.

https://raven-yellow.livejournal.com/320179.html


Метки:  

Изучаем работу со штативом

Среда, 25 Сентября 2019 г. 08:01 + в цитатник
Дело это для меня новое, потому что очень лень таскать с собой эту тяжелую и неудобную хреновину. Но любопытно поэкспериментировать с длинными выдержками.



Лежал мой штативчик два года на шкафу, пока я случайно на него не наткнулся, когда решил, наконец, протереть в комнате пыль. Конечно, я не выбросил инструкцию, но куда-то ее задевал, и теперь все эти рычаги и защелки приходится осваивать апостериори. Надеюсь, ни одна из них не отстреливает фотоаппарат высоко вверх и вбок, как при катапультировании в самолетах.

https://raven-yellow.livejournal.com/319807.html


Метки:  

Паприкаш

Вторник, 24 Сентября 2019 г. 08:01 + в цитатник
Никнеймы друзей – это двигатель торговли. Не будь я жижистом, купил бы я такое дикое блюдо? Маловероятно. Но вот купил. И больше не собираюсь.



Поскольку к слову "Паприкаш" почти не находятся рифмы, я придумал только два слогана, но очень красивых.

"Эй, товарищ, ты – алкаш?
Налегай на Паприкаш!"


"Взял к обеду Паприкаш?
Не забудь про "Отче наш"!"


https://raven-yellow.livejournal.com/319576.html


Метки:  

Как сносили 3арядье

Понедельник, 23 Сентября 2019 г. 10:01 + в цитатник
Исторический район Зарядье у многих ассоциируется с гостиницей "Россия". Но задолго до гостиницы "Россия", да что там, задолго до города Москвы жизнь в Зарядье все же была. Считается, что первые поселения в районе современной Москвы возникли на Боровицком холме. А в Зарядье тогда косили траву и пасли скот. Потом кому-то пришло в голову основать тут город.



Кремль появился там, где он стоит и сейчас, а вот Красная площадь сперва представляла собой большой базар, сплошное скопление торговых рядов. А уже за рядами находилась окраина города – Зарядье. Спустя столетия сюда продолжали приводить скотину, но уже не на выпас, а чтобы ее продать на этих самых торговых рядах. Появился этакий древний бизнес-центр с пристанью, таможней и развилкой самых разных торговых путей.



Здесь был Гостиный двор для постоя приехавших купцов, Мытный двор для взимания торговых пошлин, а также множество трактиров и кабаков. А при Иване Грозном в Зарядье появился Английский двор. Царь имел с английской королевой переписку, а с самой Англией – торговлю. Даже в лютые опричные времена английское торгпредство продолжало работать.



Зарядье все время было застроено небогатыми и тесными деревянными домишками, и если случался пожар, оно сгорало полностью, кроме некоторых каменных церквей и зданий. Последний раз Зарядье выгорело дотла в 1812 году, когда русские войска оставили Москву и на прощанье подожгли баржи с сеном.



В 1826-ом году московский генерал-губернатор князь Голицын разрешил еврейским купцам и ремесленникам жить и работать в Москве. В черте оседлости сигнал услышали и мгновенно приехали. Народы православный и еврейский жили и работали бок о бок, и ничего, нормально. Но недолго.



В 1891-ом году генерал-губернатором Москвы стал великий князь Сергей Александрович, консерватор, ретроград и жуткий антисемит. Свою деятельность на посту сити-топ-менеджера он начал с выселения 30 тысяч еврейских семей по причине: нечего тут. Но всех-то не выселишь. И к концу Российской империи в Зарядье жили русские, еврейские, армянские, татарские и других национальностей ремесленники. Жили тесно, бедно, скученно и трущобно, но очень по-московски.



Зарядье представляло собой кишащий муравейник, самый оживленный район Москвы. Когда Сергею Эйзенштейну в фильме "Стачка" понадобилось показать жизнь, из которой путь один – к стачке, он снял ее именно в Заряде. Вот он, знаменитый дом без подъездов, с галереями, переходами, очень колоритный и очень запущенный.



Конец Зарядью должен был настать в 30-ые годы прошлого века. Вот так могла выглядеть панорама центра Москвы. По новому генеральному плану 1935-го года никакого ГУМа на Красной площади не должно было быть, его место должен был занять Народный комиссариат тяжелой промышленности, "Наркомтяжпром".



На конкурс полетели проекты от лучших архитекторов Союза: Мельникова, Леонидова, Щусева, Фомина, братьев Весниных. Все проекты были громадны, и в Кремле решили: "Нет, вместо только ГУМа не поместится, надо – вместо всего Зарядья". Победил проект братьев Весниных.



Спас Зарядье ценой собственной жизни тот человек, ради которого все и затевалось – народный комиссар тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. В 1937-ом году он взял и застрелился. Сталин решил, раз нет наркома, то зачем нужен комиссариат? И район Зарядье остался цел. Но вскоре началась война, а потом все изменилось.



После войны в Москве стали всем доказывать, что все нипочем и закатили массовое строительство высотных зданий. Построили семь, но должна была появиться и восьмая высотка – именно в Зарядье. Зарядье снесли подчистую, оставив только церкви вдоль улицы Варварки, тогда – улицы Разина. Старый московский район исчез с лица Земли.



Вот такой была бы панорама Зарядья, если бы вместо снесенных кварталов встала высотка архитектора Чечулина. Монументально и несносимо. Строительство пошло быстро и бойко, тем более, курировалось лично Лаврентием Берия.



Но внезапно все застопорилось. Площадь Зарядья занял только основательно залитый фундамент. Существуют самые разные конспирологические теории, почему восьмая высотка так и не была построена. Официально считается, что после постройки еще одной высотки в центре Варшавы на высотку в Зарядье не хватило ни денег, ни материалов. В это не очень верится.



В начале 60-ых остатки Зарядья доламывают окончательно, наконец решив, как использовать гигантский фундамент. Два раза в год Верховный совет собирался на заседания, а где же жить краснодарским дояркам и уральским сталеварам? Итак, на месте, где не появилась восьмая высотка, снова кипит работа.



В середине 60-ых годов порядок в Москве полюбили с новой силой. В архитектуре господствовал советский модернизм. Прямые линии, прямые углы, серый цвет, геометризм. Никакого особого изящества или излишества.



Район Зарядье, в котором должна появиться гостиница, уже зачищен. Жертвой советской архитектурно-давильной машины стал удивительный район старой Москвы, целиком снесенный бульдозерами. Ну, или почти целиком. Вдоль старинной улицы Варварки остались нетронутыми несколько старинных строений и церквей, гостиница обошла их стороной. Тем не менее, их участь была решена.



Автомобильный пандус, подходящий к гостинице, должен был пролечь точно посередине улицы. Московское начальство невозмутимо подписало все смертные приговоры для древних архитектурных шедевров. Все церкви должны были быть снесены в строительную пыль. Подогнали мощные бульдозеры, старейшая улица Москвы приготовилась к удару.



В дело вмешался замечательный человек – Петр Барановский. С 20-ых годов он бился за каждый старый дом в городе, все исторические здания на Пречистенке и Волхонке уцелели только благодаря ему. Он спас от разрушения Храм Василия Блаженного и Андроников монастырь. А что не удалось сохранить, он обмерил и сохранил в числах и величинах, например, Казанский собор на Красной площади.



В 1933-ем году Барановсий был арестован и направлен в сталинские лагеря, но даже там умудрялся работать и даже был досрочно освобожден. К 60-ым годам Барановский – самый упорный и настойчивый защитник московской старины. Он понимает, что на Варварке счет идет уже даже не на недели, а на дни, и решает выложить свой главный козырь.



Он внезапно обращает внимание всей общественности на находящуюся на Варварке Библиотеку всемирной иностранной литературы и доказывает, что вся надстройка это не что иное, как шуба, надетая поверх Старого английского двора, отданного соотечественникам Шекспира еще при Иване Грозном.



Старый английский двор – это сенсация 60-ых годов. Древнейшее гражданское сооружение за пределами Кремля, здесь, на Варварке, веками простояло надстроенным и неузнанным. Снести такое здание даже у советских властей 60-ых руки не поднялись.



Прошли годы, и снесли уже саму гостиницу "Россия". Теперь там парк, и московские старожилы знают, что в парке спрятаны несметные сокровища. Жил в XVIII веке в Москве вор Ванька Каин. Он "искренне" покаялся в своих грехах и стал работать на полицию. Ванька доносил на своих коллег, но при этом брал взятки от тех, кто не хотел оказаться за решеткой.



Такая двойная игра позволяла ему вести шикарную жизнь. Но правда вылезла наружу, и Ваньку Каина арестовали. При этом его богатства исчезли. Полиция обыскала все вокруг, но ничего не нашла. Сам Ванька Каин даже под пытками не рассказал о тайнике. Так и остались клады где-то в недрах Зарядья — там, где потом выросла гостиница.



Фото без моих логотипов взяты из Сети.

https://raven-yellow.livejournal.com/319076.html


Метки:  

Онегин с Никитского бульвара

Воскресенье, 22 Сентября 2019 г. 08:01 + в цитатник
"Покамест, в утреннем уборе, надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе" (с)

Давайте возобновим рубрику "Портреты" или "Лица по воскресеньям", много их накопилось.



"Быть может на брегах Москвы-реки обманом жить нам, стало быть, с руки" (с+)



Рикардо (нетерпеливо): Эй вы, чертополох, репейник или как вас там?
Тристан (доверительно): Вообще, меня ребята "жопой" называют. (Строго) Но лучше будет звать меня "маркизом".

https://raven-yellow.livejournal.com/318885.html


Метки:  

Решим ребус - 29

Суббота, 21 Сентября 2019 г. 18:19 + в цитатник
Отгадаем песеню из цикла "классика русского рока". Одна картинка - одна строчка.









Ребус отгадали: amarok_man, 7alisali, iric71, medved_kuznets, paprika03, nz141, vesta_neo, duboff1972

https://raven-yellow.livejournal.com/318399.html


Метки:  

Воланды среди нас

Суббота, 21 Сентября 2019 г. 08:01 + в цитатник
Котенка я сфотографировал неделю назад в Яропольце, когда искал плотину тёщи Пушкина, а потом решил посмотреть в Сети, как люди себе представляют Воланда. Отобрал несколько самых забавных.



02.


03.


04.


05.


06.


07.


08.


09.


10.

https://raven-yellow.livejournal.com/318081.html


Метки:  

Решим задачку - 36

Пятница, 20 Сентября 2019 г. 15:34 + в цитатник
Решим задачку для соискателей Нобелевской:



Тест на Эйнштейна прошли: wombatik, antigona88, medved_kuznets, swordfish_77, alkopona, vesta_neo, i_ru_sya, nickfw, Alexandrina Valdy, _losharic, duboff1972, fifishka, zjamazjama, rys6

https://raven-yellow.livejournal.com/317499.html


Метки:  

Могила Евгения Евстигнеева

Пятница, 20 Сентября 2019 г. 08:01 + в цитатник
Евгений Александрович Евстигнеев - советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Снялся в 133 фильмах.



Посетители Новодевичьего кладбища называют этот памятник – "Ручечник".









https://raven-yellow.livejournal.com/317293.html


Метки:  

Легенды Замоскворечья. Гаврила Солодовников

Четверг, 19 Сентября 2019 г. 10:01 + в цитатник
Историю московского купечества-меценатства в разное время рассказывали по-разному. До революции подшучивали над их чудачествами и кутежами. В советское время они стали эксплуататорами. В новой России – флагманами капитализма, и их именами называют офисные центры... Третьяковы, Бахрушины, Рябушинские. Их имена у нас на слуху, но это лишь вершина айсберга. Десятки московских купцов, так или иначе, способствовали развитию общества.



Предприниматель Гаврила Солодовников был крайне прижимист в делах, но когда надо, умел расправить плечи. Он начал строить театр на пересечении Кузнецкого Моста и Дмитровки. И архитектор Терский, зная скупость хозяина, спроектировал маленькое здание. Но Солодовников хотел чуда.



И в результате Терский построил зал на 3100 мест. Для сравнения – в соседнем Большом театре было 2300 кресел. А у Солодовникова почти в полтора раза больше. Правда, лестницы были узкие, вентиляция плохая, а в зале много неудобных мест. Фельетонисты немедленно окрестили новый театр "Дмитровским сараем", Антон Чехов назвал его "коробкой из-под спичек".



Именно этот театр арендовал Савва Мамонтов для частной русской оперы, и именно на этой сцене он предъявил зрителям главный козырь своего коллектива – молодого талантливого певца Федора Шаляпина, ни известного еще широкой публике и недооцененного режиссерами. Кстати, видимо поэтому Мамонтов задумал в Метрополе зал на 3500 мест – ему нужно было перещеголять Солодовникова.



Когда-то здесь, на Дмитровке, поднимался тяжелый занавес, вступал оркестр в 100 человек и зрители с замиранием сердца видели на сцене декорации, написанные Врубелем, Поленовым, Васнецовым… Но в театре давали не только оперу – в 1896 году здесь прошел первый показ фильмов братьев Люмьер. Так как театр горел, в 1907 году он перестраивался, потом в советское время реконструировался. Сегодня здесь Московский театр оперетты, и в зале 1680 мест.



Надо отметить, что в 23-летнем возрасте, еще не заработав свои миллионы, Гаврила Солодовников вместе с предпринимателем Алексеем Лобковым основал Варваринский сиротский дом, пожертвовав на его содержание 200 000 рублей. Всю жизнь он оставался его деятельным попечителем. Во время Крымской войны 1853–1856 годов он выделил 100 000 рублей на устройство госпиталей для военнослужащих.



Кроме огромного театра Гавриле Солодовникову принадлежал огромный магазин – "Солодовниковский пассаж" на Кузнецком мосту. Приобрел он его довольно интересно. Гавриле по секрету сообщил товарищ, что сторговал магазин. Просили два с половиной миллиона, а сошлись на двух. Гаврила немедленно бросился к продавцу и выкупил доходное место за два с небольшим. Дружба дружбой, а денежки врозь. Сейчас на месте пассажа новый корпус ЦУМа.



Владелец театров и магазинов был притчей во языцех 19-го века. Солодовников был анекдотически скуп в личной жизни. Питался на два гривенника в день. Когда обедал в трактирах, то просил подать вчерашней кашки, полкопейки порция. Ездил в экипаже, у которого в резину была обута только задняя пара колес, приговаривая, что, мол, кучер и так поездит.



У Владимира Гиляровского в книге "Москва и москвичи" можно найти следующие строки: "В Сандуновские бани приходил мыться владелец универсального пассажа миллионер Солодовников, который никогда не спрашивал сколько, а совал двугривенный… Парильщики не только не получали жалованья, а половину своих "чайных" денег должны были отдавать хозяину или его заместителю – "кусочнику", "хозяйчику". Парильщик знал свою публику и кто сколько дает. Получая обычный солодовниковский двугривенный, не спрашивает, от кого получен, а говорит: "От храпаидола…" – и выругается".



А когда расстался с гражданской женой, то начал судиться, чтобы не платить ей и детям содержания. Ох, как потешались газеты: "Над владетелем Пассажа разразился страшный гром. Этот миленький папаша оказался под судом".



Хороша знавшая королей прошлого, Марина Цветаева писала:

"Под колесами всех излишеств:
Стол уродов, калек, горбатых...
И засим, с колокольной крыши
Объявляю: люблю богатых!
За их корень, гнилой и шаткий,
С колыбели растящий рану,
За растерянную повадку
Из кармана и вновь к карману.
За тишайшую просьбу уст их,
Исполняемую как окрик.
И за то, что их в рай не впустят,
И за то, что в глаза не смотрят".


Но это личное отношение Цветаевой. А потомкам остались: роскошные магазины, музеи, усадьбы, театры и перебеленная история купечества, без лишних скабрезных подробностей.



На церемонии закладки Московской консерватории Гаврила Солодовников воскликнул: "Да будет музыка!", и бросил в раствор 200 рублей серебром как символ тех 200 тысяч, которые он дал на строительство здания. Правительство выделило 400 тысяч, а московский меценат дал из собственного кармана 200 тысяч.



У Солодовникова была амбициозная мечта – он хотел шагнуть в высшее сословие, стать потомственным дворянином. У купечества был один путь: надо было построить музей, училище, больницу, получить по соответствующему ведомству, как попечитель, чин действительного статского советника, и вместе с чином вожделенное дворянство.



Но то ли Солодовникову не повезло, то ли в городской управе не одобряли его чудачества, но меценату предложили построить клинику венерических и кожных заболеваний при Университете.



Гаврила Гаврилович подумал-подумал и, несмотря на смех недоброжелателей, больницу построил и дворянство получил. У Солодовникова была только одна просьба – не присваивать клинике его имя.



Автором проекта был главный архитектор университета Константин Быковский, он же автор почти всех зданий клинического городка на Девичьем поле.



Говорят, актер и режиссер Лентовский спрашивал Гаврилу Гавриловича: "Куда ты, старик, свои миллионы денешь?" А тот отвечал: "Вот умру, и узнаете, кто такой был Гаврила Гаврилович Солодовников. Вся империя обо мне говорить будет". В завещании предприниматель не забыл никого: двоюродной сестре – 20 тысяч, ее дочери – 50 тысяч, даже артельщику – 10 тысяч. Самый большой кусок достался старшему сыну, а вот младшему, который вопреки воле отца выбрал карьеру офицера, достались сущие крохи.



На момент смерти состояние Солодовникова оценивалось в 21 миллион рублей. Родственникам и знакомым он завещал миллион, а на благотворительность передал 20-ть миллионов. Трудно сказать, был ли подобный случай в мировой истории, но в России такого точно не было.



По завещанию Солодовникова был построен среди всего прочего и огромный "дом дешевых квартир для одиноких". Дому дали ироничное название "свободный гражданин". Здание на улице Гиляровского построил архитектор Бардт.



Внизу были прачечная, библиотека, магазины, а наверху уже мебелированые комнаты. Здесь было электричество, вода, лифты, а квартиры действительно стоили совсем недорого – всего 5 рублей в месяц. Конечно, по традиции сюда сперва заехали чиновники всех мастей, но дом был настолько огромен, что хватило места даже и для тех, для кого он строился.



"Если увидишь ближнего во грехе, не на одно это смотри, но подумай о том, что он сделал хорошего. И нередко, осмыслив общее, а не частности, найдешь, что он лучше тебя" (Василий Великий)

Материал взят из передачи Михаила Жебрака "Москва меценатская". Фото без моих логотипов взяты из Сети.

https://raven-yellow.livejournal.com/317124.html


Метки:  

Сплетение железнодорожных путей

Среда, 18 Сентября 2019 г. 08:01 + в цитатник
Вот так бывает: ходишь много раз мимо какой-нибудь малопримечательной детали, и не знаешь, что это артефакт.



Уникальная конструкция железнодорожных путей, так называемое "сплетение", расположена в тоннеле на Сыромятническом проезде. В этом месте проходит маршрут трамвая №24.



Тоннель настолько узок, что в нём не помещаются оба пути. Движение в обе стороны организовано попеременно, по светофору.



Для того, чтобы через тоннель могли ходить трамваи в обоих направлениях, один путь был проложен внутри другого, при этом не соединяясь с ним.



Это последняя сохранившаяся такая конфигурация рельсов в Москве. Ещё одно сплетение находилось у Ваганьковского путепровода, но там оно сперва уступило место обычной однопутке, а в 2002 году было полностью разобрано вместе со всей трамвайной линией на Беговой улице.



Тоннель же на Сыромятническом проезде расположен таким образом, что что-то сделать с ним в ближайшее время практически невозможно, прямо над ним проходит железная дорога Курского направления.

https://raven-yellow.livejournal.com/316917.html


Метки:  

Сосновый пеликан

Вторник, 17 Сентября 2019 г. 08:01 + в цитатник
Шерлок Холмс говорил: "Ватсон, поймите: человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец, наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что ее не достанешь". (с)



Поэтому, если я буду утруждать себя запоминанием сложных названий кондитерских изделий, я довольно скоро забуду, с какой стороны у меня задница. Как я только не называл этот пирожок: "Дубовый декан", "Еловый тукан", "Хреновый кукан", "Моржовый вулкан".



Но, в конце концов, и продавцам, и мне запомнилось поэтичное название "Дятел опилочный".

https://raven-yellow.livejournal.com/316590.html


Метки:  

Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?

Понедельник, 16 Сентября 2019 г. 10:01 + в цитатник
21 мая 1842 года в свет вышел первый том "Мертвых душ" Николая Гоголя. Загадка второй части великого произведения, уничтоженной писателем, до сих пор волнует умы литературоведов и обычных читателей. Зачем Гоголь сжег рукопись? И существовала ли она вообще?



Той ночью ему опять не спалось, он снова и снова мерил шагами свой кабинет в уютном флигеле старинной городской усадьбы на Никитском бульваре. Пробовал молиться, снова ложился, но не мог ни на секунду сомкнуть глаза. За окнами уже забрезжил промозглый февральский рассвет, когда он достал из шкафа видавший виды портфель, извлек из него пухлую рукопись, перевязанную бечевкой, подержал несколько секунд в руках, а потом решительно бросил бумаги в камин.



Граф Александр Толстой приобрел этот особняк после смерти его прежнего владельца генерал-майора Александра Талызина, ветерана войны с Наполеоном. Николай Васильевич Гоголь оказался здесь в 1847 году, когда вернулся в Россию из дальних многолетних странствий. Второй том "Мертвых душ" к этому моменту, возможно, был уже почти завершен, осталось лишь отредактировать несколько последних глав.



Из окон усадьбы Николай Васильевич наблюдал любимую им Москву. С тех пор, конечно, Москва сильно изменилась. Город был полностью деревенским. Во дворе дома стоял колодец-журавль, под окнами квакали лягушки. В имении писатель был гостем желанным и почетным, ему отвели целое крыло, главным помещением которого стал кабинет. Здесь он жил на всем готовом: чай ему подавался в любой момент, белье свежее, обед, ужин — не было никаких забот, были созданы все условия для того, чтобы он работал здесь над вторым томом "Мертвых душ".



К быту и комфорту Гоголь относился без особого интереса, как и вообще ко всему материальному. Небольшая кушетка, зеркало, кровать за ширмой, конторка, за которой он работал. Гоголь всегда писал стоя, над каждой фразой работал тщательно и порой мучительно долго. Разумеется, это таинство требовало изрядного количества бумаги. По рукописям видно, что Гоголь к себе был очень требовательным и говорил, что "дело мое — это не литература, дело мое — душа".



Окончательная редакция второго тома "Мертвых душ" – отнюдь не первое произведение Гоголя, погибшее в огне. Первое он сжег еще в гимназии. Приехав в Санкт-Петербург из-за критики в адрес поэмы "Ганц Кюхельгартен", он скупает и сжигает все экземпляры. Второй том "Мертвых душ" он тоже сжигает, в первый раз еще в 1845 году.



Это и есть первая версия – перфекционизм. Гоголь уничтожил и следующую редакцию второго тома "Мертвых душ", потому что она ему просто не понравилась.



Писатель Владислав Отрошенко считает, что приблизиться к разгадке тайны камина в особняке на Никитском бульваре можно лишь досконально изучив особенности характера великого писателя, в том числе и те, что даже современников приводили как минимум в недоумение, особенно в последние годы жизни Гоголя. Он мог посреди разговора вдруг сказать: "Ладно, все, потом наговоримся", лечь на диван и отвернуться к стене. Манера его общения раздражала многих его друзей, близких.



Одна из самых необъяснимых привычек Гоголя — склонность к мистификациям. Даже в самых невинных ситуациях он частенько не договаривал, вводил собеседника в заблуждение, а то и вовсе врал. Владислав Отрошенко писал: "Гоголь говорил: "Никогда не надо говорить правду. Вот едешь в Рим — скажи, что едешь в Калугу, едешь в Калугу — скажи, что едешь в Рим". Эта природа гоголевской лживости остается непостижимой и для литературоведов, и для тех, кто изучает биографию Гоголя".



Особые отношения у Николая Васильевича были и с собственным паспортом: всякий раз, пересекая границу того или иного государства, он категорически отказывался предъявлять документ пограничной службе. Например, останавливали дилижанс, говорили: "Надо предъявить паспорт". Гоголь отворачивается в сторону и делает вид, что не понимает, что ему говорят. И друзья в растерянности, говорят: "Нас ведь не пропустят". Потом, в конце концов, он начинает рыться, как будто бы ищет паспорт, но все знают, кто с ним едет, что паспорт у него в кармане лежит.



"Он писал письма, например, матери, что сейчас находится в Триесте, видит прекрасные волны Средиземного моря, наслаждается видами, описывает ей подробно Триест. Он не просто написал ей письмо, подписанное "Триест" (написанное, на самом деле, в усадьбе своего друга, историка Михаила Погодина, в Москве на Девичьем поле), он еще и нарисовал на письме штемпель Триеста. Он тщательно вывел его так, чтобы отличить было нельзя", - рассказывает Владислав Отрошенко, который пять лет писал книгу о Гоголе.



Итак, версия вторая: сожжение второго тома "Мертвых душ" было очередной эксцентричной выходкой гения, который сделал для отечественной словесности столько, что мог позволить себе практически все. Он прекрасно знал, что популярен среди современников и что является писателем №1.



Удивительно и то, что еще до наступления эпохи фотографии Гоголя знали в лицо. Обычная прогулка по любимым московским бульварам превращалась чуть ли не в шпионский детектив. Студенты Московского университета, зная, что Гоголь в послеобеденное время любит гулять по Никитскому и Тверскому бульварам, уходили с лекций со словами: "Мы идем смотреть на Гоголя". Согласно воспоминаниям, писатель был невысокого роста, где-то 1,65 метра, он часто укутывался в шинель, может быть, от холода, а может быть, чтобы его меньше узнавали.



Поклонников у Гоголя было великое множество, они не только принимали как должное любые странности своего кумира, но и были готовы потакать ему во всем. Хлебные шарики, которые писатель иметь привычку катать, размышляя о чем-то, становились объектом вожделения коллекционеров, поклонники постоянно ходили за Гоголем и подбирали шарики, хранили как реликвии.



У режиссера Кирилла Серебренникова свой взгляд на творчество Гоголя. Он готов поставить вопрос еще более радикально: а существовал ли второй том "Мертвых душ" вообще? Может быть, гениальный мистификатор и тут всех провел? Специалисты, досконально изучающие жизнь и творчество Гоголя, с версией радикального режиссера отчасти согласны. Великий писатель был готов мистифицировать что угодно.



Однажды, когда Гоголь гостил у Сергея Аксакова, его навестил близкий друг, актер Михаил Щепкин. Писатель с воодушевлением поведал гостю, что закончил второй том "Мертвых душ". Можно лишь догадываться, в каком восторге был Щепкин: он стал первым, кому посчастливилось узнать, что грандиозный замысел завершен. Финал этой странной истории не заставил себя долго ждать: чинная московская компания, которая обычно собиралась у Аксакова, как раз расселась за обеденным столом. Щепкин встает с бокалом вина и говорит: "Господа, поздравьте Николая Васильевича, он закончил второй том "Мертвых душ". И тут Гоголь вскакивает и говорит: "От кого ты это слышал?". Щепкин отвечает: "Да от вас же, сегодня утром вы мне сказали". На что Гоголь отреагировал: "Ты белены объелся, или тебе приснилось". Гости же рассмеялись: действительно, Щепкин что-то там придумал.



Лицедейство влекло Гоголя с почти непреодолимой силой: прежде, чем что-то записать, Гоголь разыгрывал это в лицах. И удивительно, гостей не было, Гоголь был один, но звучали совершенно разные голоса, мужские, женские, Гоголь был блестящим актером.



Однажды, уже будучи вполне известным литератором, он даже попытался устроиться на службу в Александринский театр. На прослушивании Гоголь получил предложение лишь созывать публику и расставлять стулья. Интересно, что уже через пару месяцев после этого собеседования руководителю труппы было поручено готовить гоголевского "Ревизора".



Как известно, Гоголь чаще бывал в Европе, чем в России. Собственно, первый том "Мертвых душ" он написал в Италии, в которой провел в общей сложности 12 лет и которую называл второй родиной. Именно из Рима однажды пришло письмо, заставившее друзей Гоголя всерьез насторожиться. Складывается ощущение, что Гоголь в своей жизни начинает разыгрывать историю с носом майора Ковалева. Как нос отделился от майора Ковалева и начал гулять сам по себе, так и здесь.



Гоголь в письмах сообщал, что в Петербурге необходимо найти некого другого Гоголя, что могут произойти какие-то мошеннические истории, могут под его именем выпустить некие произведения. Тогда-то и закралась мысль о том, что бесконечные гоголевские мистификации – не просто чудачество гения, а симптом глубоко душевного недуга.



Один из научных сотрудников Дома Н.В. Гоголя рассказывает: "Я вел как-то экскурсию психиатрам. Я не знал, что это психиатры, поэтому я им рассказывал свое мнение. Но они мне сказали: "Да мы уже давно поставили диагноз Гоголю. Ну взгляните даже на почерк", — в музее на конторке лежат образцы почерка Гоголя. Они стали прямо говорить, что это за расстройство. Но мне кажется, диагноз ставить заочно не каждый врач рискнет, а тут 200 лет назад".



Может, сожжение второго тома "Мертвых душ", и правда, было безумным поступком в клиническом смысле этого слова? А значит, попытки понять и объяснить его с точки зрения здравого смысла — занятие пустое и бесполезное?



Но и эта версия отнюдь не последняя. Известно, что автор мистических "Вечеров на хуторе близ Диканьки" и совсем уже инфернального "Вия" в конце жизни всякую чертовщину отрицал. В это время Гоголя нередко видели в церкви Николая Чудотворца (духовного покровителя Гоголя) в Староваганьковском переулке.



Некоторые исследователи полагают, что поистине роковым (и для второго тома "Мертвых душ", и для их создателя) стало знакомство с протоиреем Матвеем Константиновским, духовным наставником графа Александра Толстого.



Священник, отличавшийся крайней резкостью суждений, со временем стал и духовником Гоголя. Тот показал свою рукопись, над которой работал девять лет, отцу Матвею, и получил отрицательные отзывы.



Не исключено, что эти жестокие слова священника и стали последней каплей. Постоялец дома на Никитском бульваре в ночь с 11-го на 12 февраля 1852 года совершил то, что позже художник Илья Репин назовет "самосожжением Гоголя". Считается, что Гоголь сжег ее в состоянии аффекта и позже жалел об этом безмерно, но его утешил хозяин дома, Александр Петрович Толстой. Он подошел и тихо сказал: "Но у вас же здесь все, в голове, вы же сможете это восстановить".



Но о восстановлении второго тома уже не могли быть и речи. На следующий день Гоголь объявил, что начинает поститься, и вскоре вовсе отказался от еды. Он постился с таким усердием, с которым, наверное, не постился ни один из верующих. И в какой-то момент, когда было ясно, что Гоголь уже ослабевает, граф Толстой призвал врачей, он те не нашли у Гоголя никакой болезни. Умирал он вот на этой кровати.



10 дней спустя Гоголь умер от физического истощения. Смерть великого писателя потрясла Москву, в храме святой мученицы Татьяны при Московском университете с ним прощался, казалось, весь город. Все прилегающие улицы были заполнены народом, прощание шло очень долго.



Научный сотрудник музея Олег Робинов считает, что Николай Васильевич незадолго до смерти приезжал и закопал второй том "Мертвых душ" у себя во дворе. Причем сделал насыпь, курган небольшой, и сказал крестьянам, завещал, что если будет неурожайный тяжелый год, раскопаете, продадите, и будете счастливы. Конечно, эту версию можно посчитать забавной, фольклорной и совсем уж фантастической. Впрочем, стоит ли сбрасывать со счетов любое, пусть даже самое нереальное предположение, когда речь идет о Гоголе?



Ореол таинственности, который окружал Гоголя при жизни, после его смерти лишь сгустился. Владислав Отрошенко считает, что это закономерно: "До Гоголя у нас никогда не было писателя, который бы литературу сделал своей жизнью. Вот Пушкин — да, у него было много чего в жизни: у него были семья, жена, дети, дуэли, карты, друзья, придворные интриги. У Гоголя в жизни не было ничего, кроме литературы. Вот он был таким монахом литературы".



Так что же все-таки случилось с Гоголем в ночь с 11-го на 12 февраля 1852 года? Писатель Владислав Отрошенко уверен, эти стремительно превращающиеся в пепел листы пухлой рукописи — лишь последний акт трагедии, начавшейся десятью годами раньше, в тот самый момент, когда увидел свет первый том поэмы "Мертвые души": "Вся Россия ждет от него второго тома "Мертвых душ", когда первый том производит переворот в русской литературе и в сознании читателей. На него вся Россия смотрит, а он воспаряет над миром. И вдруг крушение. Он пишет фрейлине двора Александре Осиповне Смирновой, это была одна из близких подруг его, в 1845 году он ей пишет: "Бог отъял от меня способность творить".



Эта версия не отрицает все предыдущие, скорее, объединяет их воедино, и потому представляется наиболее вероятной. Владислав Отрошенко: "Гоголь умер от литературы, умер от "Мертвых душ", потому что это была такая вещь, что она либо пишется и возносит творца просто к небесам, либо она убивает его, если не пишется. Ведь Гоголь предполагал написать и третий том, и из этого грандиозного замысла можно было выйти только двумя путями — либо его совершить, либо умереть".



Прийти в дом на Никитском бульваре может каждый, а вот остаться дано не всякому. Вера Никулина (директор Дома Н.В. Гоголя) рассказывает: "У меня были случаи, когда люди приходили, три дня работали, у них поднималась температура, не опускалась, и они увольнялись. Считается, что дом принимает или не принимает человека". Некоторые уточняют: это не дом, а сам Гоголь проверяет людей на прочность, приветствует преданных и решительно отметает случайных. Каждый год в марте здесь отмечают день памяти писателя, и всякий раз звучит "Молитва" — единственное стихотворение Гоголя.



Материал взят из цикла передач "Москва-24. Нераскрытые тайны". Фото без моих логотипов взяты из Сети.

https://raven-yellow.livejournal.com/316198.html


Метки:  

Наш симметричный ответ пресловутому «кондоминимуму»

Воскресенье, 15 Сентября 2019 г. 08:00 + в цитатник
Кондомерия, где купил, там и меряю!

Актуальное и своевременное заведение с необходимым для народа ассортиментом открылось на Арбате возле "Праги". Сперва я подумал, что его специфика походит на "Чебуречную" или "Пельменную", но, скорее всего, это просто магазин. Я собираюсь затовариться здесь к Первомаю.



В перспективе хотелось бы видеть высокохудожественный ассортимент с изображениями шедевров архитектуры, а также персонажей, имеющих отношение к нашей истории. Это поможет сделать процесс их использования и познавательней, и увлекательней.

https://raven-yellow.livejournal.com/316118.html


Метки:  

Новые скульптуры на Пречистенке

Четверг, 12 Сентября 2019 г. 08:01 + в цитатник
Стучите и отворят вам! (с)

Мы можем притягивать в нашу жизнь события, для этого надо лишь очень сильно чего-то захотеть, но захотеть безоговорочно, без сомнений, безо всяких "а если вдруг". Так появляются Учителя, так приходит большая любовь, попадаются нужные книги, встречи, снятся сны, и так мы получаем ответы на самые главные наши вопросы. Мудрые называют такое притяжение "законом магнита".



Недавно возле "Академии художеств" на Пречистенке появились две новые скульптуры, и сколько я не пытался узнать, кто на них изображен, ничего не получалось. В Сети информации нет, внутри почему-то никто не знает, а москвоведы, водящие в том районе экскурсии, отвечают: "Ай, мужчина, не видите, что мы заняты?"



Мне это надоело, и, купив рядом в "Ароматном мире" капучино и закурив свою вишнёвую сигарилку, я уселся на лавочку напротив входа, сформулировал вопрос и принялся ждать.



Я сидел 15 минут, но ничего не происходило. Я пощелкал гимназию Поливанова, купил второй кофе и задумался, что делать дальше.



А что, если отломать молоток у одного изваяния и вмазать им по башке второму? Скажу, они первые начали, на шум сбегутся сотрудники, появится сам Церетели, тут я и…



Из подъезда выскочил пожилой грузин в роскошном костюме и направился прямо ко мне. Я ошалел. Притянул?



– Зачем так сидишь, почему статуи не фотографируешь? – обратился он ко мне. – Не нравятся?
– Я их пять раз фотографировал, но я не знаю, кто это. И никто не знает. – Я лихорадочно вспоминал, как выглядит Церетели. Оказалось, я понятия не имею, как. Но он должен быть намного старше, хотя по виду грузина было совершенно очевидно, что он тут всем заправляет.



– Зачем никто? Кто делал, тот знает! Ну-ка, кто бывает с молотком?
– Ну, который с колхозницей, – стал перечислять я. – Потом Гефест, потом этот…
– Какой Гефест, ты что, Микеланджело не узнал? Не похож? Ты его видел?



– Сам, лично, не видел, но…
– А второго догадаешься, кто? – он улыбнулся.
– Леонардо! – осенило меня. – Как странно!
– Ай, молодец! Ничего не странно, им на днях 500 лет было. Юбилей! Понял? Ну, бывай!



Он запрыгнул в машину и уехал. Как жаль, что я не сфотографировал его самого. Хотя он вряд ли бы позволил.



Готов вопрос, и ответ придет немедленно. Готов ученик, будет и Учитель. Так творятся шедевры, так совершаются великие открытия, так создаются миры.

https://raven-yellow.livejournal.com/315529.html


Метки:  

Правильный медведь

Вторник, 10 Сентября 2019 г. 12:06 + в цитатник
Мишки все правильные, но большая панда – самый правильный. Ему даже охотиться не надо – ешь и спи. Эту парочку зовут Жуи и Диндин, я перевел на русский их имена как Чук и Гек.



"Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь" – сходи в московский зоопарк, на панд посмотри, а к остальным клеткам даже не приближайся.



























https://raven-yellow.livejournal.com/315184.html


Метки:  

Решим задачку - 35

Вторник, 27 Августа 2019 г. 15:00 + в цитатник
Решим совсем простенькую задачку.



Квест отгадали: nickfw, medved_kuznets, alkopona, yarowind, very_old_life, zjamazjama

https://raven-yellow.livejournal.com/314955.html


Метки:  

Решим задачку - 34

Воскресенье, 18 Августа 2019 г. 20:02 + в цитатник
1. На картинке можно найти ингредиент, входящий, по легенде, в один из самых дорогих в истории напитков. Этот напиток был сделан только один раз.



Он же присутствует и на второй картинке.



2. Его же упоминает один из самых известных и цитируемых литературных персонажей всех времен.

3. И этот же ингредиент считался "напитком любви" благородных кавалеров в те времена, когда жил этот литературный персонаж.

4. Вопрос: А что у тех благородных кавалеров считалось "едой любви"?

Подсказка:



Квест отгадали: nataliamish, mrs_mcwinkie, misareg

https://raven-yellow.livejournal.com/314636.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_raven_yellow
Страницы: 78 ... 70 69 [68] 67 66 ..
.. 1 Календарь