-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_raven_yellow

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.06.2015
Записей:
Комментариев:
Написано: 1




У Господа нет на Земле других рук, кроме наших - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://raven-yellow.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://raven-yellow.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Памятник гастарбайтеру

Среда, 21 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
В Лермонтовском сквере за спиной у известного памятника великому русскому поэту спрятался маленький и не особо приметный, но очень любопытный памятник сезонному рабочему.



Явление временного сезонного найма обладает долгой историей, а теперь в столице даже есть памятник гастарбайтеру. Мраморный постамент был установлен на этом месте в 1929 году, а автором этой скульптуры, изначально задуманной как памятник сезонному рабочему, является И. Шадр, скульптор, создавший композицию "Булыжник – оружие пролетариата", установленную в Парке Декабрьского восстания.



Правда, сезонный рабочий у известного мастера соцреализма больше смахивает на древнегреческого философа – осмысленное лицо, задумчивый взгляд, полная сосредоточенность.



Памятник сезонному рабочему был установлен здесь не случайно. В двадцатых годах прошлого века на этой территории находилась биржа труда, где скапливался рабочий люд, приходивший в столицу из окрестных деревень в поисках зимних заработков.



Невдалеке расположилась группа товарищей, пришедших почтить своего коллегу.


https://raven-yellow.livejournal.com/245794.html


Метки:  

Легенды Пречистенки. Усадьба Охотниковых (Гимназия Поливанова)

Вторник, 20 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
Усадьба Охотниковых – усадьба в Москве по адресу улица Пречистенка, дом 32/1. Объект культурного наследия федерального значения. Усадебный комплекс включает в себя главный дом (строение 1), два флигеля (строения 2 и 3) и два служебных корпуса (строения 7 и 8). Этот дом более известен как гимназия Поливанова.



Если идти по Малому Левшинскому переулку, то в пяти шагах от Пречистенки обязательно увидите выразительную картинку: уцелевшую половину ворот, миновав которую, можно попасть во двор величественного трехэтажного особняка, что числится домом № 32 по Пречистенке. И здесь вы неожиданно оказываетесь в странном, истинно старомосковском пространстве, удивительно контрастном даже нынешней Пречистенке, далеко не самой шумной из центральных улиц Москвы.



Двор замыкают два исключительно живописных полукруглых, двухэтажных строения, верхние этажи которых деревянные, а низ – открытая аркада на белокаменных колоннах. Галерея завалена старой мебелью, санками, вениками, прямо отсюда – двери в квартиры. Между домами "схоронилось" странноватого вида зданьице, в котором вряд ли кто теперь угадает остатки домовой церкви.



Уцелели, на удивление, и закрепленные на главном доме старые фонари, и потемневшие от времени львиные морды, безучастно взирающие на редких прохожих. О том, что чужие здесь появляются нечасто, свидетельствует спокойно вывешенное жильцами белье и предметы домашнего обихода прямо на улице. Лишь в последнее время стали появляться здесь экскурсанты, в основной массе своей почитатели творчества Булгакова.



Между тем двухэтажные полукруглые дома, в одном из которых до сих пор живут, в другом, отреставрированном не так давно, поместились художественные мастерские, по сути, бывшие одноэтажные конюшни, часть большой классической усадьбы. Усадьба эта была перестроена, точнее, возведена заново в классическом стиле вскоре после пожара 1812 года, на месте сгоревшей старой усадьбы Талызиных. Вся новая застройка была каменной. Главный Т-образный дом, что стоит по красной линии Пречистенки, строился с 1817 по 1820 год; по некоторым данным, автором проекта является известный архитектор Ф.К. Соколов – один их тех, кто восстанавливал Москву.



Усадьба для нового владельца, гвардии корнета Павла Яковлевича Охотникова, получилась величественной, почти дворцом. Уличный фасад главного дома был украшен восьмиколонным портиком, поставленным на цоколе и увенчанным фронтоном с лепниной в тимпане. Арочные проезды по сторонам дома во двор, флигели, дворцовые службы во внутреннем дворе (конюшни, каретный сарай), домовая церковь.



В 1879 году усадьба перешла к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они и владели ею вплоть до 1915 года (по некоторым данным – вплоть до революции). Однако не купец прославил этот дом, а тот, кто арендовал его в 1882 году (первое упоминание в Адрес-календаре Москвы).



"В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени — Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым — были учреждены в Москве в районе Пречистенки две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга и, начиная с 6-го класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А. Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя". (Из воспоминаний Т.А. Аксаковой).



Частные гимназии начали открываться в России с 1856 года, в 1871-м правительством была определена система гимназического курса. Мужскую гимназию Лев Иванович Поливанов учредил вместе с коллегами из 4-й гимназии, где он преподавал русскую словесность в 30-летнем возрасте. В 37 лет он вышел в отставку и полностью посвятил себя гимназии. Кстати, преподаватели именно этой гимназии прославились своими новыми учебными программами, именно здесь учителя работали по 20 и более лет.



Плата за обучение была высокой: по воспоминаниям бывшего воспитанника В.К. Икова, 180 рублей в год в младших классах, 250 – в старших (против 50 рублей в казенных учреждениях). Естественно, что учились в частной гимназии дети именитых и богатых родителей, в основном дворянского сословия. Но, получив завидное образование, дети состоятельных родителей не превращались в бездумных прожигателей жизни. Напротив, выпускники Поливановской гимназии известны были по всей России и – даже – по всему миру!



Гимназия занимала главный, трехэтажный дом. Из-за расположившегося в особняке учебного заведения, помещения второго этажа, где размещались классы, были перепланированы. Тогда же была встроена ажурная чугунная лестница, украсившая собой парадный вход. Нижний этаж заняли гардеробная, служебно-хозяйственные помещения и учебные кабинеты. На втором располагалась квартира Поливанова, основные классы, двусветный рекреационный зал с мраморными колоннами, за которыми помещались гимнастические снаряды и учительская.



На третьем этаже были дортуары, столовая для пансионеров и две учебные комнаты, где занимались ученики 1–3-х классов. Во время большой перемены их сводили всех вниз, в общий зал, где они и проводили время под присмотром старшего надзирателя. Каждый урок длился 50 минут, затем десятиминутная перемена и в 12 часов объявлялась большая, часовая перемена. В гимназии не было обязательной униформы и не нужно было "творить" молитву в общем зале. Как удалось Поливанову разрешить такие вольности, не понятно.



В своей гимназии Л.И. Поливанов собрал очень сильный преподавательский состав. Так, в последних классах логику преподавал философ и психолог, профессор Л.М. Лопатин, латынь — профессор М.М. Покровский, историю — Ю.В. Готье, впоследствии академик. Л.И. Поливанов также привлек физика-философа Н.И. Шишкина и словесника Л.П. Бельского.



Духовным и творческим центром стал сам директор, "не человек, а какая-то двуногая, воплощенная идея гениального педагога". Л.И. Поливанов вел латынь в первом классе, а русский язык и словесность начиная со второго и до самых старших классов.



В гимназии царил культ А.С. Пушкина; сам директор мастерски читал стихи своего любимого поэта. Сын Л.Н. Толстого, Лев, писал сразу после смерти Л.И. Поливанова в 1899 году: "Кто из нас не помнит, с какой любовью, с каким пониманием Л.И. Поливанов, может быть, в сотый раз в жизни, но все с той, же свежестью чувства читал перед нами какое-нибудь стихотворение Пушкина".



Славу гимназии составлял шекспировский кружок, руководителем и главным режиссером которого был все тот же Л.И. Поливанов. Вначале кружок занимался изучением творчества В. Шекспира и постановками отрывков из его трагедий силами гимназистов. Затем кружок стал очагом шекспировского культа в Москве.



Из стен Поливановской гимназии вышли очень многие известные люди, среди них писатели, философы и поэты – Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Сергей Эфрон, Андрей Белый (посвятивший гимназии целую главу своих воспоминаний), Максимилиан Волошин, художник Александр Головин, чемпион мира по шахматам Александр Алехин. Сюда же отдал учиться своих сыновей и Лев Николаевич Толстой. Говорили, что он приходил в гимназию и спорил в коридорах с преподавателями о русской словесности.



В 1897 году гимназист 6-го класса Борис Бугаев (позже Андрей Белый) совершил ужасный проступок – он прогулял 50 учебных дней, почти целую четверть, без уважительной причины. По дороге в гимназию он попал под ливень, и спрятался от него в читальне Островского, нашел там книгу Генрика Ибсена, и пропал. Потом попался Достоевский, Тургенев, Гете, Гегель, и ученик день за днями проводил в читальне. Так прошло 50 дней, и настал час расплаты. Реакция строгого директора потрясла Белого. Поливанов его не выгнал, и только сказал: "Ничего-ничего, не горюйте, Бугаев. Кажется, вы себя нашли".



Был в школе и другой странный персонаж, нелюдимый и замкнутый. Вот что писал про него сидевший с ним за одной партой Георгий Римский-Корсаков: "Он присутствовал на уроках, но не жил интересами класса". Мальчика звали Александр Алехин (именно Алехин, распространённое написание и произношение "Алёхин" ошибочно), первый непобеждённый чемпион мира по шахматам. Учился он блестяще, помогала феноменальная память, но на всех уроках он занимался только своими шахматами. Исчертив ими все свои тетради, Алехин бесцеремонно воровал бумагу у Римского-Корсакова. Поливанов, увидев в нем что-то особенное, просто закрывал глаза на все его странности.



Учился здесь и выдающийся художник Александр Головин, но, не закончив школу, ушел из 6-го класса. Дело было так. На одном уроке он, по обыкновению, валял дурака и разрисовывал учебники картинками к "Портрету" Гоголя. Его сосед по парте показал эту книгу директору. Головин от страха забился под парту. Но Поливанов неожиданно сказал ему: "Зачем тебе науки? Тебе надо в художественное училище!" – и написал Головину рекомендательное письмо. А книгу с рисунками оставил себе на память.



После смерти Льва Ивановича Поливанова в 1899 году учебное заведение возглавил его сын, Иван Львович. Постепенно гимназия стала утрачивать знаменитый поливановский дух. Некому уж было устраивать из урока спектакль, не стало прежней души у любительского театра, т.н. "шекспировского кружка". Да и ратовать за не самых прилежных, но умных учеников тоже стало некому.



В 1915 году дом переходит богатой лесопромышленнице В.И. Фирсановой. При ней он перестраивается по проекту архитектора А.И. Таманяна, который переделывает интерьеры второго этажа, фасады. Арочные проезды во двор закладывают еще раньше – где-то в конце XIX века. Вновь устраивается концертный зал: эстрада в виде греческого портика, кариатиды между окнами второго этажа (росписи принадлежат кисти художников А.Е. Яковлева и В.И. Шухаева). Каменная ограда, от которой, кстати, и сохранилась половина нынешних ворот, также была поставлена Таманяном.



В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная Академия художественных наук (ГАХН). А с конца 1924 года здание на Пречистенке довольно крепко уже связано с именем Михаила Булгакова.



Михаил Афанасьевич был знаком со многими сотрудниками ГАХН, ставшей своего рода последним оплотом русской интеллигенции. Здесь работали филолог Николай Лямин (заведующий кабинетом теоретической поэтики), философ и литературовед Павел Попов, историк Александр Габричевский, художник группы "Бубновый валет" Борис Шапошников, которому Петербург обязан Музеем Пушкина на Мойке, а Москва – музеем дворянского быта на Собачьей площадке, и другие известные люди.



Оставило время свой след и на поливановском доме. В 1930-х годах полукруглые конюшни (в Москве, по мнению краеведов, таких больше не найти) были надстроены вторым этажом и приспособлены под жилье. В 1963-м главный дом реставрировался. Теперь в доме по Пречистенке помещается Детская художественная школа № 1 имени В. Серова и Детская музыкальная школа № 11 имени В. Мурадели. В строении 2 последние 30 лет находилась творческая мастерская Саввы Ямщикова, в строении 7 – мастерская академика, живописца, монументалиста Олега Филатчева.



В начале 2010 года разразился скандал. Преподаватели и ученики Художественной школы им. В. Серова просили московские власти и патриархию срочно вмешаться в ситуацию, грозящую, по их мнению, "гибелью" этому учебному заведению — передавал Интерфакс. По информации агентства, они обратились с открытым письмом, в котором просят защиты от действий преподавателя-священника, который пытается сломать в школе академическую систему обучения, заменив ее на "ново-русскую" концепцию. Один из авторов письма утверждает, что сама постановка вопроса звучит "как если бы кто-то предложил, в Большом театре заменить классический балет на народные танцы с уклоном в православную религию и древнерусское искусство".



Ниже на фото - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево отец Михаил Малеев, преподаватель-священник.



Частично материал взят с сайта "Москва, которой нет".

https://raven-yellow.livejournal.com/245521.html


Метки:  

Лица эклектических революционеров

Понедельник, 19 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
"Революцию делают не голодные люди, а сытые, которых, три дня не кормили"



"Не всем революциям предшествуют признаки и предостережения. Бывает и политическая апоплексия" (Карл Людвиг Берне)





















https://raven-yellow.livejournal.com/245290.html


Метки:  

Елена Мартынюк - Как выбрать булгаковскую Маргариту

Воскресенье, 18 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
Из многих фотопроб на роль Маргариты фотохудожница Елена Мартынюк выбрала одну, на мой взгляд, самую удачную.













https://raven-yellow.livejournal.com/245187.html


Метки:  

Памятник первому субботнику

Суббота, 17 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
"Великий почин" — памятник, посвященный первому субботнику и его участникам — рабочим-железнодорожникам. Скульптура расположена на улице, названной в честь инициатора субботника инженера депо Ивана Буракова.



Авторами монумента выступили О. Кирюхин и В. Нестеров. По их задумке, на гранитном постаменте размещена бронзовая скульптурная композиция — трое рабочих катят вагонное колесо. Персонажи олицетворяют собой коммунистический идеал — тех, кто был способен работать дополнительную смену ради общего дела.



Сюжет скульптуры весьма реалистичен. Первый субботник прошел 12 апреля 1919 года в депо "Москва-Сортировочная". Железнодорожники вернулись ночью на работу, чтобы отремонтировать три паровоза необходимые для отправки эшелонов на фронт. Всего в то время работало 15 человек.



В дальнейшем в депо вернулся только один паровоз. В рабочем состоянии его обнаружили на путях в Хабаровском крае.



Примечательно, что в 1919 году в свет выходит статья Владимира Ленина "Великий почин", рассказывающей о большом значении субботников при постройке коммунизма.



Скульптура была установлена 18 декабря в 1982 году во время всесоюзного коммунистического субботника. В этот день по всей стране отмечалось 60-летие со дня образования Советского Союза. На постаменте есть позолоченная надпись: "Первому коммунистическому субботнику посвящается".



Каждый год 1 Мая около этого памятника и депо проходит субботник. На него собираются все работники, чтобы вновь вспомнить те времена.



Народное прозвище этого памятника – "Расхитители чермета".

https://raven-yellow.livejournal.com/244565.html


Метки:  

Легенды Пречистенки. Дом Миндовского на Пречистенском переулке

Пятница, 16 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
Острота ума в диалоге двух собеседников равняется остроте ума наиболее тупого из них.

В 1905-1906 годах на углу Староконюшенного и Пречистенского переулков архитектор Никита Герасимович Лазарев выстроил для Николая Ивановича Миндовского, одного из наследников известной династии текстильных фабрикантов Миндовских, роскошный особняк.



Этот дом по праву можно назвать лучшим в творчестве архитектора. Особняк является прекраснейшим образцом московской неоклассики. Два крыла здания, вытянувшиеся вдоль переулков, объединены эффектной угловой купольной ротондой, окруженной необычными приземистыми и мощными парными колоннами дорического ордера.



Уличные фасады украшены крупными колонными портиками с увеличенными антаблементами, декорированными изысканными лепными фризами с мифологическими греческими сюжетами, угловыми пальметтами на крыше и львиными маскаронами.



Первым хозяином дома был Николай Иванович Миндовский , который прожил в его стенах до Октябрьской революции. При советской власти в особняке разместился районный ЗАГС, самый знаменитый в те времена в городе, в котором регистрировали брак Сергей Есенин и Айседора Дункан, а также Любовь Белозерская и Михаил Булгаков.



Но уже в 1927 году бывший особняк Миндовского передали под размещение посольства Австрийской Республики, в котором оно находилось до 1938 года, вплоть до аншлюса этой страны Германией. После присоединения Австрии к Германии в 1938 году особняк стал использоваться как гостевой дом посольства фашистской Германии.



В августе 1939 года в этом доме останавливался министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп, приезжавший в Москву для обсуждения договора о ненападении между Германией и Советским Союзом.



И, по некоторым данным, если сам пакт о ненападении Молотова-Риббентропа был подписан в Кремле, то во избежание огласки секретный договор к нему обсуждался и подписывался здесь, в бывшем особняке Миндовского. Впрочем, это только предположение посла Австрии Георга Хайндла, прямых доказательств этому нет.



Таким образом, судьба Польши и Прибалтики могла решиться в этом здании. Но здесь же решалась судьба послевоенной Европы.



12 октября 1944 г. в Москву прилетел Черчилль и остановился он тоже в особняке Н. Миндовского. И цель визита Черчилля была такой же, что и у Риббентропа в 1939 г., - обсуждение вопроса, как делить Европу. В частности, в этот визит решалась судьба Польши. Один из туров переговоров с участием польского премьер-министра в изгнании прошёл 14 октября в самом особняке.



В 1955 году, когда независимость Австрии была восстановлена, в особняке Миндовского вновь расположилось австрийское посольство, которое и находится в нем по сей день.

https://raven-yellow.livejournal.com/244182.html


Метки:  

Чёрный аист

Четверг, 15 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
Чёрный аист (Cicоniа nigrа) — редкая птица, относящаяся к семейству Аистовые и отряду Аистообразные. От других собратьев, эти пернатые отличаются очень оригинальным окрашиванием оперения.



Для верхней части туловища характерно наличие черных перьев с зеленоватым и насыщенным красным переливами. В нижней части тела окрас перьев представлен белым цветом. Взрослая птица отличается довольно крупными, внушительными размерами. Средняя высота черного аиста составляет 1,0-1,1 м при массе тела в 2,8-3,0 кг. Размах крыльев у пернатого может варьировать в пределах 1,50-1,55 м.



Стройная и красивая птица отличается стройными ногами, изящной шеей и длинным клювом. Клюв и ноги птицы имеют красный цвет. В области груди располагаются густые и взлохмаченные перышки, отдалённо напоминающие меховой воротник. Предположения о "немоте" чёрных аистов, обусловленной отсутствием сиринкса, является безосновательным, но этот вид намного молчаливее, чем белые аисты.



Украшением глаз являются очертания красного цвета. Самки от самцов своим внешним видом практически не отличаются. Особенностью молодой птицы является очень характерное, серовато-зеленое очертание области вокруг глаз, а также несколько блеклое оперение. Взрослые черные аисты имеют оперение с лоском и пестротой. Линька происходит ежегодно, начинаясь в феврале и заканчиваясь с наступлением мая-июня.



Тем не менее, это достаточно скрытная и очень осторожная птица, поэтому образ жизни черного аиста в настоящее время изучен недостаточно. В природных условиях, в соответствии с данными кольцевания, черный аист способен доживать до восемнадцати лет. В условиях неволи, официально зафиксированный, а также рекордный срок продолжительности жизни составил 31 год.



Гнездится этот представитель семейства Аистовые один раз в год, используя с этой целью вершину кроны старых и высоких деревьев или скальные уступы. Иногда гнёзда таких пернатых можно встретить в горах, расположенными на высоте в 2000-2200 м над уровнем моря. Гнездо массивное, выполненное с применением толстых ветвей и сучьев деревьев, которые скрепляются между собой дёрном, землей и глиной.



Черные аисты получили свое название благодаря окрасу оперения, несмотря на то, что в окрашивании перьев этой птицы больше зеленовато-фиолетовых оттенков, чем смоляного цвета.

https://raven-yellow.livejournal.com/243766.html


Метки:  

Решим задачку - 27

Среда, 14 Ноября 2018 г. 20:33 + в цитатник
Задачка простейшая. Вспомним по картинкам шесть фильмов.













Вопрос: Какой шедевр тут загадан?

Задачку решили: iric71, duboff1972, luvida, olyunya_myr, chukotsky_cop

https://raven-yellow.livejournal.com/243567.html


Метки:  

Памятник со следами войны

Среда, 14 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
Скульптура великого учёного и мыслителя К.А. Тимирязева, установленная на площади Никитских ворот в 1923 году хранит на себе отпечаток событий Великой Отечественной войны.



На монументе хорошо заметны выбоины от осколков немецкой авиабомбы, упавшей на площади в ночью 5 августа 1941 года.



От ударной волны скульптура опрокинулась, но уже к вечеру была возвращена на свое место.



На довоенной фотографии хорошо заметно отсутствие следов на памятнике.



Следы Великой Отечественной войны сохранились и в других местах Москвы, но "разглядеть" их можно только зная о них. Сохранились следы на фасаде здания пожарной части в Чистом переулке, на стенах костёла Непорочного зачатия на Малой Грузинской улице. Всего с июля 1941 по апрель 1943 года на город упало 1640 фугасных и более 110 тысяч зажигательных бомб.



Интересный факт: из-за сложенных рук Климента Аркадиевича у этого памятника появилось народное прозвище - "писающий учёный".

https://raven-yellow.livejournal.com/243317.html


Метки:  

ГУМ или «Государственный универсальный магазин»

Вторник, 13 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
Михаил Суслов, второй секретарь ЦК КПСС, главный идеолог СССР, "серый кардинал" и второй, после Брежнева, человек в стране, очень не любил ГУМ. Его совершенно не устраивало, что от святилища с телом вождя до торжища с колбасой по 2.20 всего каких-то 70 метров. У Суслова была мечта — превратить ГУМ в выставочный зал.



В 1972-ом году, пока Брежнев находится в отпуске, Суслов вносит на Политбюро революционное предложение – закрыть ГУМ. Политбюро голосует "за". После этого решения начинается хитрая подковёрная игра, и только чудом и хитростью удается сохранить Главный универсальный магазин. Но об этом чуть позже.



В XVII веке в торговых рядах на Красной площади была сосредоточена почти вся розничная и оптовая торговля Москвы. Переполненные людьми и повозками старые Верхние торговые ряды имели приличный вид только со стороны площади. И лишь издали. От Никольской до Ильинки тянулось двухэтажное строение, напоминавшее по архитектуре нынешний Гостиный двор: две центральные башенки, восемь колонн, большие прямоугольные окна первого этажа, полукруглые окна второго. Это строение и закрывало вид на рой мелких неряшливых деревянных лавок.



Лавки эти горели по несколько раз в год. Особенно часто пожары были зимой из-за печурок, которыми обогревались приказчики и торговцы. Но по иронии судьбы самый большой московский пожар в 1812 году обошел торговые ряды стороной. В 1815 году по проекту Осипа Бове построили новое здание Верхних торговых рядов. Это строение поделили между частными владельцами, и их никак не удавалось уговорить даже на капитальный ремонт.



Мало того, что там не было электричества и из-за угрозы возгорания нельзя было пользоваться свечками, так еще и здание рушилось на глазах. Однажды на покупателей свалился пласт штукатурки, а в другой раз барыня, примеряя бархатное платье, провалилась сквозь гнилой пол, сломала ногу и была доставлена в больницу прямо в неоплаченной обнове — хозяин боялся напомнить ей об этом.



В конце XIX века власти объявили конкурс на новое здание Верхних торговых рядов. Увековечить славу своему таланту хотелось многим, поэтому в конкурсе приняли участие самые именитые архитекторы того времени. Победил проект здания в псевдорусском стиле А.Н. Померанцева, В.Г. Шухова и А.Ф. Лолейта. Верхние торговые Ряды были открыты 2 декабря 1893 года. Это был исключительный для Москвы и для России проект — на тот момент это был самый крупный пассаж Европы.



Пассажи — крытые торговые улицы — придумали строить в начале XIX века в Париже после наполеоновских войн, под впечатлением от крытых базаров арабского Востока (старейший из них, Passage du Caire, построен в 1799 году). Но это были просто крытые торговые улицы, в универмаги они стали собираться только во второй половине века. Ближайшим аналогом ГУМ’а является галерея Виктора-Эммануила в Милане (1877), но наш московский пассаж в полтора раза больше, и в миланском пассаже не торгуют на верхних этажах — там нет знаменитых гумовских мостиков.



Москва после реформ Александра II была местом гордого российского купечества, причудливо сочетавшего в себе в тот момент истовый консерватизм в духе "самодержавия, православия, народности" с открытостью к техническому прогрессу и новым идеям капитализма. Новые Ряды и должны были стать самым модным и технически продвинутым европейским универмагом, но в "русском стиле".



По первоначальному проекту Александра Померанцева Верхние Торговые Ряды представляли собой 16 больших отдельных зданий с застекленными улицами между ними. Это был целый город, идеальный город русского торгового капитализма: шелковые и парчовые ткани братьев Сапожниковых (6 гран-при на Всемирных выставках), часы Михаила Калашникова (у него купили себе Patek Philippe Лев Толстой и Петр Чайковский), кондитерская Абрикосовых (поставщики императорского двора с правом печатать государственный герб на своих коробках), парфюмерия Брокар (также поставщик императорского двора), и так далее. Вместе с тем на верхних этажах линий товары были гораздо дешевле, а огромный двухярусный подвал использовался для оптовой торговли (он освещался через стеклянные фонари в полу).



В гигантском трехэтажном здании Верхних торговых рядов разместилось более 1 000 магазинов. Теперь торговая площадь делилась не на лавки, а на салоны, украшенные зеркалами и мебелью. Для привлечения клиентов в Верхних торговых рядах открыли отделение банка, граверную и ювелирную мастерские, парикмахерскую, зубоврачебный кабинет, почтовое отделение. То есть ГУМ стал прообразом современных торгово-развлекательных центров, так как там можно было совместить поход по магазинам с посещением спектакля или выставки.



Здесь же появились первые в Москве ценники. Если раньше продавец сам объявлял покупателю цену, и с ним можно было поторговаться, то теперь стоимость товаров стала фиксированной. Здесь же появилась первая отечественная книга жалоб и предложений.



Москвичи знали, что по сложившейся традиции приказчики нередко подшучивали над покупателями. Например, ловили мышей, засовывали в коробку и заворачивали в яркую бумагу с бантиками. Этот "подарок" они клали на пути покупателей и наблюдали, как солидный господин или дама с вороватым видом поднимали грызуна. Иногда примораживали к полу мелкую монету и хохотали над попытками прохожего отколупнуть ее.



В 1917 году торговлю закрыли, товары реквизировали, здесь расположился Наркомпрод Александра Дмитриевича Цюрупы, осуществлявшего отсюда политику "продовольственной диктатуры". В Рядах расположился склад реквизированного продотрядами и столовая для совслужащих. Единственная мемориальная доска на стенах ГУМа посвящена именно Цурюпе.



В 1922 году Владимир Ленин решил, что политика "военного коммунизма" не даст возможности коммунистам удержатся у власти, и объявил НЭП — "Новую экономическую политику". Но сначала он решил попробовать это в Верхних Торговых Рядах и 1 декабря 1921 года подписал "Положение о Государственном Универсальном Магазине (ГУМ)". ГУМ стал символом НЭПа.



Сталин закрыл ГУМ в 1930 году, сюда вселились министерства и ведомства, первая линия была полностью закрыта для входа, здесь находился кабинет Берии. Какая-то торговля продолжалась, у фонтана функционировал Торгсин и комиссионный магазин по продаже имущества врагов народа, на Никольскую выходил продуктовый магазин, но в целом ГУМ прекратил свое существование.



Сталин дважды — в 1935 и в 1947 годах — собирался сносить ГУМ, дважды выпускались правительственные постановления, но не дошли руки. Так, в 1934-1936 годах ГУМ планировали снести для строительства на его месте здания Народного комиссариата тяжелой промышленности. Лучшие архитекторы соревновались в проектах здания вместо ГУМа. Но их чаяниям положил конец меткий выстрел наркома тяжпрома Серго Орджоникидзе себе в сердце. Проект нового здания был заморожен.



В 1947 году здание снова оказалось в опасности. На сей раз она исходила от российского правительства, решившего, что именно на этом месте нужно построить памятник Победы и трибуны для созерцания парадов. Архитектор академик Щусев сразу завозмущался: "ГУМ мешает Красной площади. Это такое неприятное пятно, которое мешало площади и до революции : окна его мешают, форма их мешает, они не масштабные". Возможно, он сравнивал торговые ряды с собственным произведением - Мавзолеем. И обижался на ряды, что они не сомасштабные с его детищем. Но обошлось и в этот раз.



И в декабре 1953 года ГУМ открылся вновь. Был вдвое уменьшен военный бюджет, началось усиленное развитие сельского хозяйства и легкой промышленности — все, что потом получило название "Нового курса" Никиты Хрущева. Но сначала они решили попробовать в ГУМе — он был реконструирован и открыт для публики 24 декабря 1953 года. 23 декабря был расстрелян Лаврентий Берия, газеты сообщили об этом в один день. ГУМ стал символом оттепели.



"Не день сегодня, а феерия,
Ликует публика московская:
Открылся ГУМ, накрылся Берия,
И напечатана Чуковская" (с)




В семидесятые годы в стране начались перебои с товарами, и ГУМ (где в отличие от прочих магазинов время от времени что-то "выбрасывали" на прилавки) стал ассоциироваться в первую очередь с огромными очередями. Правда, существовала "двухсотая секция", где, как говорят, было все. Но только для избранных членов правительства и высших партийцев. И, разумеется, для иностранцев – их туда водили ради того, чтобы продемонстрировать прекрасный уровень качества жизни в государстве.



Именно эта секция и спасла ГУМ в тот момент, когда на него ополчится Михаил Суслов. Суслов вообще был крайне странным человеком, даже для членов Политбюро. Непосвященным его поведение казалось нелепым. Летом он ездил в машине с наглухо задраенными стеклами и запрещал включать вентиляцию. В самую жару ходил в плаще, шляпе и калошах.



Его одежда была настолько старой, что Брежнев как-то предложил членам политбюро скинуться по десятке и купить Суслову новый плащ. После этого Суслов срочно приобрел новое пальто, но в калошах так и ходил до самой смерти. При этом главный идеолог регулярно вызывал бухгалтера ЦК и сдавал ему под расписку свою практически нетронутую зарплату. О его нелюбви к ГУМу знали все.



Вечером перед закрытием магазина в квартирах на Кутузовском проспекте раздались два телефонных звонка. "Алло, Виктория Петровна? Алло, Галина Леонидовна? Пожалуйста, приезжайте скорее в ГУМ для неотложной примерки заказов, а то нас завтра закрывают!"



Мина сработала моментально. Через пару дней Брежнев вернулся из отпуска и первым делом спросил: "Вы слышали? Какой-то дурак тут выдумал закрыть ГУМ и открыть там какую-то кунсткамеру?" Все замолчали и заморгали. Брежнев продолжил: "Ну что, вопрос по ГУМу решен?" Все, в том числе и Суслов, яростно закивали головами. Проблему без обсуждения закрыли раз и навсегда.



Сегодня ГУМ живет так, как он был когда-то задуман, — идеальный торговый город Москвы, будто бы проживший 120 лет своей жизни без потерь и катастроф. С 2007 года вновь радует посетителей фонтан в центре ГУМа — легендарное сооружение, запечатленное и в официальных хрониках ХХ века, и в миллионах частных фотографий (сегодня звук затвора фотоаппарата звучит здесь примерно один раз в три секунды).



В ГУМе вновь работает Гастроном № 1, который когда-то создавал Анастас Микоян как практическое приложение к своей "Книге о вкусной и здоровой пище". И дизайном, и одеждой продавцов, и даже наличием в ассортименте некоторых классических товаров советской эпохи (например, чай "Три слона") Гастроном № 1 возвращает нас в 1950-60-е годы, хотя это, конечно, игра. По сути своей это магазин, способный удовлетворить гастрономические капризы самого взыскательного сегодняшнего потребителя.



В той же советской стилистике выполнены кафе "Фестивальное" и Столовая № 57. Кафе названо в честь Фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году и собравшего 34 000 человек из 131 страны мира. Столовая № 57 — это классическая линия самообслуживания, идею которой Микоян подсмотрел в Америке в 1936-м, а смог реализовать только в эпоху оттепели.



Часть материала взята с сайта "Гум". Фотографии без моих логотипов взяты из Сети.

https://raven-yellow.livejournal.com/243148.html


Метки:  

Дом Шаляпина на 3-ем Зачатьевском переулке

Понедельник, 12 Ноября 2018 г. 10:21 + в цитатник
Трудно свыкнуться с мыслью, что там, где теперь расположены офисы, сауны, фитнес-центры и элитные жилые дома каких-то сто лет назад, бывали знаменитые художники, музыканты, артисты и поэты. Вместо нынешних помпезных зданий здесь когда-то стояли небольшие деревянные двух-, трехэтажные ампирные особнячки. В одном из таких особнячков с 1904 по 1907 год жил Федор Иванович Шаляпин.



Шаляпин родился в Казани и впервые оказался в Москве в начале лета 1894-го: в театральном бюро Е.Н. Рассохиной (Георгиевский переулок, 1) он подписал контракт на выступления в Петербурге и Казани. До 1899 г. Федор Иванович жил во флигеле дома № 36 на Долгоруковской улице (не сохранился), потом около года прожил в Большом Чернышевском переулке, в доме № 9, откуда переехал в дом № 24 в Леонтьевском переулке, где и прожил до 1904 года.



Творческий подъем певца начался незадолго до 1904 года. Многочисленные партии в операх Большого театра, все разраставшаяся слава и, в то же время, счастливая семейная жизнь с Иолой Игнатьевной Торнаги (бывшей итальянской балериной), с которой они растили троих детей - Игоря, Ирину (1900г) и Лидию (1903).



Кстати, старшую дочь Шаляпина крестил Рахманинов, близкий друг Федора Ивановича. Единственным условием, при котором Рахманинов согласился стать крестным отцом, было имя девочки. Ириной - любимым именем композитора - позже была названа и старшая дочь самого Рахманинова.



Все разрушилось в мгновение ока. В 1903 году первенец и на тот момент единственный наследник Шаляпина Игорь умер от аппендицита. Федор Иванович не находил себе места от горя, пытался даже покончить жизнь самоубийством. Смерть сына вынудила семейство покинуть квартиру в Леонтьевском переулке, где слишком многое напоминало о потере. Версий о том, как было выбрано новое жилье, немало. Самая распространенная: однажды Федор Иванович, молясь в церкви Зачатьевского женского монастыря, встретил игуменью Валентину, которая и посоветовала певцу приобрести особняк за оградой монастыря.



Еще до основания Зачатьевского, в 1360 году митрополитом Алексеем по просьбе его младших сестер, боярынь Ульяны и Юлии Бякон (принявших иноческие имена Иулианы и Евдокии) был основан монастырь Алексея Человека Божьего (первый московский женский монастырь, ставший впоследствии главенствующим над всеми женскими монастырями города). Москвичи называли его еще Зачатьевским, по имени соборной церкви Зачатия святой Анны. Монастырь этот постоянно горел и переезжал. За свою почти шестивековую историю монастырь сменил три адреса (Патриаршие пруды, Верхняя Красносельская улица, Зачатьевский переулок).



В XVII веке по воле царя Федора Иоанновича, последнего из рода Рюриковичей, на месте старого монастыря был основан новый, унаследовавший старое имя. Федор и его жена Ирина в свое время молились здесь о наследнике, и вскоре у них появилась дочь... Сейчас на месте церкви построена школа. Сохранился лишь надвратный храм, освященный во имя образа Нерукотворного Спаса - постройка конца 17 века, первых годов правления Петра I.



Существует также версия того, что Шаляпин выиграл особняк в карты. Доказательств ей, правда, нет. Скорее всего, ее выдумали уже в наше время, дабы привлечь общественное внимание, а, возможно, и в целях более выгодной продажи дома.



Федор Иванович и Иола Игнатьевна поселились в 3-м Зачатьевском переулке, в двухэтажном доме №3 сразу после его перестройки. До этого дом был трехэтажным и без флигеля. Позже, при советской власти, сам особняк, построенный в стиле модерн, и левое крыло дома снесли. В 1980-х гг. на его территории планировали построить шестиэтажный жилой дом, но… не случилось.
В том же году, 1904, у Шаляпиных родился сын Борис, ставший впоследствии известным художником.



Борис родился в столовой на первом этаже. Старшая дочь Шаляпина, Ирина, писала позже о том, как шумно отец праздновал рождение сына. Счастливый и радостный Федор Иванович нес по широкой лестнице Иолу Игнатьевну, одетую в белое, воздушное, украшенное кружевами и лентами платье, на второй этаж. С тех пор на втором этаже мало что сохранилось. Разве что камин.



Через год появились двойняшки: Федор и Татьяна. Растущая семья требовала немалых средств, большая часть которых уходила на образование детей. Шаляпин, помня свое почти нищее детство, хотел, чтобы его дети ни в чем не нуждались. Он много работал, нередко отказывая себе в отдыхе. Между тем, у него всегда хватало времени и сил на игры с детьми, для которых общение с отцом было настоящим праздником.



В доме всегда было многолюдно и шумно не только из-за пятерых детей, но и из-за огромного количества друзей и просто знакомых, постоянно бывавших в гостеприимном доме. Шаляпины часто устраивали званые обеды: столы, усыпанные пармскими фиалками, карточки приглашенных около каждого прибора - немного официальности в этой семейной обстановке. Здесь бывали: художник К. А. Коровин и тенор В. Н. Сабанин (шаферы невесты на свадьбе Шаляпиных); Рахманиновы - близкие друзья с лета 1898г.; В. А. Серов, написавший несколько портретов не только Шаляпина, но и членов его семьи (знаменитый портрет Шаляпина в полный рост, выполненный карандашом, сейчас находится в Третьяковской галерее).



Дом был полон, даже когда сам певец работал или уезжал из города. Гости охотно играли с детьми, беседовали с Иолой Игнатьевной. Серов, например, рисовал детям птиц (особенно любил ворон), а однажды принес модную в то время куклу би-ба-бо и показал детям маленький спектакль, который они запомнили на всю жизнь.



В 1907 году Шаляпины переехали в дом на Новинском бульваре. Дальнейшая история дома №3 известна лишь по обрывкам воспоминаний. Так, например, спустя десять лет, в Зачатьевском жила Анна Ахматова. Об этом свидетельствует ее стихотворение "Третий Зачатьевский". Еще позже сын Федора Ивановича, Федор Федорович завещал семейное имение Центру им. Ф. И. Шаляпина.



Годы в Зачатьевском переулке - один из самых счастливых периодов в жизни Ф. И. Шаляпина. Благополучная семья, любимая работа, успокоившаяся после смерти Игоря душа…. Все это до сих пор хранит в себе 3-й дом в Зачатьевском переулке. Только вот долго ли нам осталось им любоваться?



В 2000 г. власти Москвы продали дом (по цене, равнозначной стоимости однокомнатной квартиры) частной компании, которая собиралась после перестройки здания сдавать помещения под офисы. Тогда же сотрудники Культурного фонда Шаляпина нашли инвестора - известного мецената барона Эдуарда Фальц-Фейна. Потребовались документы, Арбитражный суд г. Москвы встал на сторону частной компании. И теперь в Зачатьевском появится еще одна непонятная постройка, приспособленная под нужды современников. А один из немногих сохранившихся домов, где жил Шаляпин, возможно, исчезнет без следа. Сегодня в Москве их всего два - в Зачатьевском и отреставрированный дом №113 на Новинском бульваре.

Текст взят с сайта "Москва, которой нет". Фотографии сделаны 16.07.2018. Что сейчас с домом, я не знаю.

https://raven-yellow.livejournal.com/242774.html


Метки:  

Самый длинный дом Москвы

Суббота, 10 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
По адресу Варшавское шоссе, дом №125, находится самое длинное здание в Москве, протянувшееся вдоль шоссе на 735,8 метров. Здесь находится Научно-исследовательский центр электронно-вычислительной техники (НИЦЭВТ), большое количество помещений которого в настоящее время сдаётся под офисы.



Здание, построенное в 1972 году, настолько длинное, что растянулось почти на три автобусных остановки: "Торговый комплекс" - рядом с северным торцом здания, "Управление социальной защиты" - напротив центрального входа и "Варшавское шоссе, дом №125" - рядом с южным торцом.



На лицевой стороне здания насчитывается по 236 окон на каждом из этажей. Даже сфотографировать это здание целиком является непростой задачей. Москвичи называют этот дом "лежачий небоскрёб".



Вторая и третья картинки взяты из Сети.

https://raven-yellow.livejournal.com/242218.html


Метки:  

Решим задачку - 26

Пятница, 09 Ноября 2018 г. 14:16 + в цитатник
1. На картинке внизу есть объект, часто посещаемый туристами.


2. То, ради чего туристы посещают этот объект, упоминается в легенде, связанной с одним знаменитым кладом, кладом "Синего камня".

3. Клад был спрятан в одном известном месте.

4. Вопрос: Назовите, пожалуйста, три кабака.

Комменты скрыты. Отгадавших пишем в главной теме. Наводящие вопросы вполне допустимы.

Задачку решили:paprika03, olyunya_myr

https://raven-yellow.livejournal.com/241937.html


Метки:  

Памятник мальчику с белочкой

Пятница, 09 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник

Метки:  

Большой кроншнеп

Четверг, 08 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
Кроншнепы — довольно крупные кулики с длинным изогнутым книзу серповидным клювом. Чем крупнее кулик, тем длиннее у него клюв, шея и ноги, а большой кроншнеп является одним из наиболее крупных куликов.



По-немецки слово "кроншнеп" означает "коронованный кулик". В англоязычном мире эта птица называется Curlew (по-английски слово "curlew" звукоподражательное, имитирует мелодичный крик этих куликов).



Большой кроншнеп — охотничий вид, поэтому в период разрешенной охоты он является законным охотничьим трофеем. Однако, к сожалению, такая приметная птица становится добычей и браконьеров. В тех частях ареала, где численность этого кроншнепа сокращается, он вообще не подлежит отстрелу, поскольку включен в списки охраняемых "краснокнижных" видов.



Главной приметой большого кроншнепа можно считать его длинный изогнутый книзу клюв, длина которого может достигать 140 мм, причем у самок он длиннее, чем у самцов.



Общая длина тела взрослых птиц — 50–60 см, размах крыльев 80–100 см, масса тела 410–1300 г; как у всех крупных кроншнепов, самки несколько больше самцов.



Полет большого кроншнепа внешне неторопливый, но на самом деле сильный и быстрый, при необходимости с резкими поворотами. По земле ходит тоже неторопливо, при этом туловище держит почти горизонтально, а голову втягивает в плечи. Может неплохо плавать.



Голос у всех кроншнепов очень звонкий, слышный на большое расстояние. Обычно это звучное "куурли", при опасности — и беспокойстве — короткие крики "кюв-кюв-кюв", во время тока — звонкие свистящие и булькающие трели. При этом тон каждой трели повышается, а колебания звуков учащаются.



Молодняк остаётся с взрослыми особями, пока не научатся летать. До этого момента они стараются прятаться в густых зарослях от хищников и других врагов. Спустя приблизительно полтора месяца птенцы становятся на крыло и начинают самостоятельно летать и искать себе пищу.

https://raven-yellow.livejournal.com/241623.html


Метки:  

Памятник портфелю с веником

Среда, 07 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
"Никого не будет в доме кроме сумерек один" (с)

Зимой 2007 года в Москве появилась новая достопримечательность, посвященная фильму Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С лёгким паром". Открытие памятных досок состоялось на домах №113 и №125 по проспекту Вернадского, который и "сыграл роль" третьей улицы Строителей.



Это два совершенно одинаковых дома, "ленинградский" от "московского" отличает только вид из окна: из одного дома видно церковь, а из другого - нет.



И еще расцветка: один с красными элементами, а другой с зелёными.



Таблички выполнены в виде портфелей с торчащими из них банными вениками и надписями, сообщающими, что в этом доме проходили съемки "Иронии судьбы". На одной табличке указано, что "здесь жил Женя Лукашин", на другой - "здесь жила Надя Шевелева".



К сожалению, в июле 2013 года один из двух бронзовых портфелей (с дома №125, где жил Женя Лукашин) был украден. Вместо него повесили фотографию этого самого портфеля.



Издалека можно сфотографировать только дом Жени Лукашина. Рядом с ним установлен еще один выдающийся памятник "Мальчик и белочка", я покажу его через несколько дней.





https://raven-yellow.livejournal.com/241223.html


Метки:  

Елисеевский гастроном, или Гастроном № 1

Вторник, 06 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
Что такое гастроном, товарищи? Это крупный магазин, торгующий гастрономическими продуктами питания, то есть, пищевыми продуктами высококачественного приготовления, первоначально закусочными. Слово "гастрономия" происходит от греческих слов "гастер" — желудок и "номос" — закон, и означает понимание тонкостей кулинарного искусства. К гастрономическим товарам изначально относились продукты мясной и молочной, рыбной и консервной промышленности, а также винно-водочные изделия.



5 февраля 1901 года был открыт московский "Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин" - самый знаменитый гастроном не только в столице, но и во всей России.



Согласно легенде, началась история Елисеевского гастронома очень оригинально – с блюдечка земляники (или клубники), поданного на Новый год графу Шереметеву. Его садовник Петр Елисеевич Касаткин совершил чудо – вырастил зимой сладкую ягоду в оранжерее. Причем он не только сохранил кустик, но и заставил его плодоносить. За что и получил вольную от графа и 100 рублей подъемных.



Рачительный Петр Елисеевич деньги потратил не просто так, а пустил в дело: поехал в Петербург, купил мешок апельсинов, переносной лоток и пошел по Невскому, продавая зимой экзотические фрукты по одной копейке. Вложения окупились за несколько дней. Так началась история Торгового дома Елисеевых (Касаткин вместе с братом решили прозваться в честь отца).



Елисеевы торговали экзотическими фруктами и редкими винами, сами пускались в долгие путешествия, чтобы найти самый лучший и самый дешевый товар, дело даже было на грани краха и разорения, но предприимчивые купцы смогли выстоять и только расширяли свой бизнес.



Внук Петра Елисеевича, Григорий Григорьевич Елисеев, вступив в управление семейным делом, задумал создать сверхмагазин, который поразил бы всех горожан. Для начала идею обкатали на магазинах поменьше, их в Москве и Киеве Елисеевы открывали в самом конце XIX века. А в 1898 году Елисеев купил старинный особняк князей Белосельских-Белозерских (№14 на Тверской), закрыл здание деревянным колпаком и… заставил всю Москву ждать три года и выдвигать разные предположения, что же строят там, под завесой тайны.



5 февраля 1901 года магазин открылся и потряс всех жителей города. Такой роскоши они еще не видели. Впрочем, помимо роскошного внешнего вида Григорий Елисеев нашел, чем еще удивить публику. В Елисеевском гастрономе было много такого, чего в торговой Москве пока не встречалось.



Вот как описывает Елисеевский Гиляровский в книге "Москва и москвичи": "На тротуаре была толчея людей, жадно рассматривавших сквозь зеркальные стекла причудливые постройки из разных неведомых доселе Москве товаров. Горами поднимаются заморские фрукты; как груда ядер, высится пирамида кокосовых орехов, с голову ребенка каждый; необъятными, пудовыми кистями висят тропические бананы; перламутром отливают разноцветные обитатели морского царства—жители неведомых океанских глубин, а над всем этим блещут электрические звезды на батареях винных бутылок…"



Действительно, у Елисеева можно было купить все! Богатейший выбор чаев и сортов кофе: покупатели даже терялись в таком разнообразии, и приходилось звать на подмогу приказчика. Огромный ассортимент экзотических фруктов, растительные масла, как заграничные, так и русские морепродукты, безграничный выбор сыров, великолепная выпечка, торты и пирожные, которыми и в наши дни славится Елисеевский.



В этом магазине можно было бродить несколько часов, рассматривая удивительные продукты. Более того, Григорий Елисеев придумал очень хитрый маркетинговый ход – положил на полу маленькую, но звонкую плитку. Когда покупатель вез по такой плитке тележку с продуктами, колесики стучали слишком часто, покупателю казалось, что он движется слишком быстро, и он замедлял ход. В результате проводил в магазине больше времени.



Магазин сразу же завоевал славу у москвичей и стал приносить солидный доход. Бытует мнение, что магазины Елисеева ориентировались только на богатых покупателей, это не так. В магазинах были все виды продовольственных товаров, от продуктов первой необходимости по обычным ценам, до деликатесов, цены на которые были, естественно, "кусачими".



Особенностью магазинов был не только богатейший ассортимент, но и удобство для покупателей и культура обслуживания. На прилавки попадали только товары высочайшего качества, за этим строго следили. Перед подачей в торговый зал весь товар тщательно проверялся, недопустимым считалось наличие даже одной подгнившей или мятой ягодки в кисти винограда.



Стоит отметить, что ежедневно в винном подвале магазина разливалось до 15 тысяч бутылок, изготовлявшихся на специальных стекольных заводах. Кстати, рекламные буклеты, этикетки, фирменную упаковочную бумагу и коробки делали для Елисеева несколько типографий. Торговый дом имел не только свой многочисленный транспорт, включая автомобили, но также специально оборудованные для перевозки скоропортящихся продуктов речные и морские суда. Елисееву и на самом деле принадлежала целая гастрономическая империя, где все работало с точностью и надежностью хорошего часового механизма.



Пара слов о продуктах, которые ввел в обиход Елисеев. Оливковое масло поставлялось в Россию из Прованса, и называли его в быту – деревянным. Прованское масло упоминается в изысканных рецептах и до Елисеева, но с появлением гастронома его стали использовать чаще: москвичи оценили его оригинальный овощной вкус и стали больше покупать.



А анчоусы? Маленькие подкопченные рыбки специального посола, бурые на спинке, с серебряным брюшком, восхитили московскую публику. Они стали очень востребованной закуской и ингредиентом для салатов.



Еще один французский деликатес – трюфели. Москвичи нашли, что они, конечно, очень дороги, но зато для щегольского обеда – подходят как нельзя лучше.



И это только малый список всех деликатесов и заморских яств, которые собрал Елисеев в одном магазине.



Во дворе магазина находились пекарни, маслоотжимные, засолочные и коптильные цеха, а также производства варений, мармеладов, обжарки зерен кофе, разлива вин, напитков. Большая часть продукции производилась или обрабатывалась прямо в магазине! И, конечно, выпечка была свежайшая, сыры и колбасы – ароматными, кофе – удивительным и разным. Такого до Елисеева еще не было. В другие магазины товары привозили, а не делали их на месте. До сих пор эту традицию поддерживают: все также Елисеевский славится своими тортами и пирожными, которые готовят тут же, в кондитерской рядом.



Весь обслуживающий персонал был одет в белую крахмальную форму исключительной чистоты. Все вымуштрованы, знали свое дело и свой отдел до мельчайших деталей. И держались за свою работу руками и зубами: Елисеев не экономил на служащих, но и требовал с них много. Вежливый и предупредительный персонал долгие годы был визитной карточкой Елисеевского, даже в советские годы в магазин можно было прийти, не боясь столкнуться с грубостью и хамством.



Укладывать продукты красивыми пирамидами на прилавках – идея Григория Елисеева. По воспоминаниям современников, хозяин не гнушался сам красиво разложить и расставить товары на прилавках и витринах. Вообще, оформлению Елисеевы уделяли повышенное внимание, еще самый первый Елисеев, Петр Касаткин. Открыв лавку с экзотическими фруктами, он проверял каждую гроздочку винограда и, если видел помятую ягодку, выкидывал всю гроздь. Не должно было быть даже намека, что райские фрукты у Елисеевых могут испортиться. С тех пор так действовали все Елисеевы во всех магазинах.



Храм Бахуса, дворец обжорства, как только не называли Елисеевский современники. Их поражало продуктовое великолепие, подсвеченное сиянием хрусталя и золотыми бликами. Позолота на стенах, изящные арки и падуги – слишком роскошно для магазина. Даже сейчас жители Москвы, которых не удивишь роскошью, заходят в Елисеевский за продуктами еще и потому, что хотят купить еду в красивом, сказочном дворце.



Роскошные магазины Елисеев построил еще и в Санкт-Петербурге и в Киеве – главных городах Российской империи. Все магазины были выдержаны в одном стиле, интерьер и внутреннее убранство их были похожи, а на прилавках царило такое же изобилие, редкостные деликатесы, экзотические фрукты и замечательные пирожные, как и в Москве.



Одних только пошлин государству с 1903-го по 1913-ый год Елисеев заплатил 11 миллионов рублей. Тогда на эти деньги можно было построить 37 московских гимназий, снарядить 9 эскадренных миноносцев, или купить и съесть 11 миллиардов соленых огурцов.



Созданная Елисеевым гастрономическая империя процветала, став объектом подражания для российских и иностранных предпринимателей. Но случилось непредвиденное – Григорий Елисеев без памяти влюбился в некую Веру Фёдоровну Васильеву, и ушел из семьи. Его жена, Мария Андреевна, от безысходности пыталась покончить с собой - бросилась в Неву, но, к счастью, её спасли. Ещё через несколько дней Мария Андреевна пыталась вскрыть себе вены. И однажды утром её нашли мёртвой – Мария Андреевна повесилась на полотенцах.



Сыновья, не желая общаться с виновником смерти матери, даже не сообщили ему. Он узнал о смерти жены от слуг. Григорий Елисеев на похороны жены не приехал, даже не прислал венка. В тот же день все пятеро сыновей отказались от отцовского наследства. А когда стало известно, что всего через три недели после похорон жены Григорий Григорьевич обвенчался с виновницей семейной трагедии, сыновья публично отказались от отца и потомственного дворянства. А сам Елисеев уехал с возлюбленной в Париж, где и обосновался.



Валентин Катаев в "Алмазном венце" пишет, что однажды в гастрономе присутствовал при эпической закупке Владимиром Маяковским вина, дорогих закусок и сластей, когда туда за хлебом зашел Осип Мандельштам с женой, они молча поздоровались, а им вслед Маяковский через стойку с колбасами громыхнул знаменитой мандельштамовской строкой: "Как аттический солдат, в своего врага влюбленный". Поэт знал, что у него есть классовые враги, жирующие за счет пролетарских литераторов. Но закусками, разумеется, не поделился.



Созданные им прекрасные магазины пережили революции и войны, сохранив в народе названия "Елисеевских". Очередная беда накрыла магазин уже в 1982-ом году. По личной директиве всесильного председателя КГБ Юрия Андропова Елисеевский был взят "под колпак". За директором гастронома Юрием Соколовым установили слежку, а кабинет его напичкали жучками. Через небольшое время его обвинили во взяточничестве. Ходила мрачная шутка, что наступил "новый НЭП" (Наведение Элементарного Порядка).



Соколову не повезло, он попал как между молотом и наковальней в борьбе сильнейших мира сего за место генсека. Когда умер Брежнев, защитить его стало некому, он слишком много знал. КГБ предложил ему сделку – он сдает все схемы и всех участников, и получает минимальный срок за взятки. После того, как бывший директор во всем сознался и все рассказал, приговор "расстрел" оказался для него шоком.



Заодно были арестованы директор гастронома "Новоарбатский", директор магазина "ГУМ", директора двух крупнейших овощебаз, и директор гастронома "Смоленский", который покончил с собой, не дожидаясь суда. История Соколова неплохо освещена в мини-сериале "Дело гастронома номер один".



В 2011-ом году интерьер магазина был восстановлен именно в том виде, в котором он был задуман с самого начала своим основателем и однофамильцем. Гастроном вновь открыл свои двери и занялся привычным делом – продажей москвичам дорогих, но качественных продуктов.



"Здесь плыла лососина,
Как регата под розой заката,
И судьба заносила
На окорок руку когда-то.

И мерцала огранка
Янтарного чистого зноя,
И казала таранка
Лицо всероссийски речное.




Я сюда приходил
Под твои сталактиты барокко,
Уходя, прихватил
От норд-веста и юго-востока

То, что знаю и помню
И чем закушу рюмку Леты...
Только что-то сегодня
Просрочены эти билеты.




Елисеевский, о!
Темнотою зеркал ты мне снишься.
Высоко-высоко
Ты под буйные своды теснишься.

Ничего-ничего,
Это было и, значит, со мною,
Никуда не ушло,
Ни за что не прошло стороною".
(Евгений Рейн)




Часть материала взята с сайта газеты "Аргументы и факты".


https://raven-yellow.livejournal.com/241001.html


Метки:  

Лица без костюмов

Понедельник, 05 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
Если девушка без исторического костюма, то это не повод, чтобы ее не сфотографировать.











https://raven-yellow.livejournal.com/240846.html


Метки:  

Решим ребус - 25

Воскресенье, 04 Ноября 2018 г. 19:36 + в цитатник
Решим простенький песенный ребус, одна картинка - одна строчка. Комменты скрыты. Решивших отмечаем внизу главной темы.









Ребус отгадали: oxenm, oleghmel, dutchman07, 7alisali, vesta_neo, chukotsky_cop, olyunya_myr, besour, zjamazjama

https://raven-yellow.livejournal.com/240211.html


Метки:  

Мозаика кукуева

Воскресенье, 04 Ноября 2018 г. 08:01 + в цитатник
Согласно царскому указу от 4 (14) октября 1652 года, иностранцы, не принявшие православия, должны были разобрать и перенести свои дома на новое место и образовать иноверческое поселение за пределами города – в Новой Немецкой слободе. Под эти цели был выделен пустующий участок на правом берегу Яузы, западнее Басманных слобод и южнее дворцового села Покровского.



Границами территории Новонемецкой слободы были: на севере – Покровская дорога, на востоке и юге – река Яуза, на западе – река Чечёра. Иностранцы застраивали Новонемецкую слободу преимущественно деревянными домами. Участки для постройки отводились каждому, в зависимости от его состояния, должности или промысла.



Поселение было разделено правильными улицами, центральной из которых стала Большая улица (Немецкая, ныне - Бауманская). Москвичи называли Немецкую слободу словом "Кукуй", вероятнее всего по названию ручья, который здесь протекал. В настоящее время слово "Кукуй" известно только из преданий и письменных памятников, а также сохранилось в некоторых частушках, разумеется, матерных.



Выше мы видим мозаику, появившуюся возле метро Бауманская этим летом.

https://raven-yellow.livejournal.com/239787.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_raven_yellow
Страницы: 78 ... 55 54 [53] 52 51 ..
.. 1 Календарь