-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_pushkinskij_dom

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.12.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 0




Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://pushkinskij-dom.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://pushkinskij-dom.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Лица минувших эпох. Фотоальбом Льва Александровича Пушкина, 1868 год. 2 часть.

Среда, 23 Июня 2021 г. 11:23 + в цитатник

1 часть здесь.

2 часть.

Продолжаю публикацию фотоальбома Льва Александровича Пушкина (1816-1888).

Напомню, что Лев Александрович Пушкин принадлежал ко второму поколению Костромской ветви рода, его отец Александр Юрьевич (1777-1854), двоюродный дядя поэта по матери, переехал в Кострому из Москвы после женитьбы в 1807 году на Александре Илларионовне Молчановой, получив в приданое за ней поместья в Костромской губернии.

Фотографии в этом альбоме, к сожалению, подписаны не все, да и о многих, имеющих подписи, мы можем только гадать. Тем не менее, эти лица дают определённое представление о культурном слое России полтора столетия назад. Если вдруг кто-то опознает в этих фотографиях кого-либо из своих близких или просто так или иначе известных ему людей, прошу мне сообщить.

Фотографии выкладываются в том же порядке, что и в альбоме. Там, где на оборотной стороне имеются подписи, наименования фотоателье и города, эта оборотная сторона следует за самой фотографией.

С.Г. Сабанеев
С.Г. Сабанеев
Неизвестная
Неизвестная
А.И. Герцен
А.И. Герцен

Лев Александрович Пушкин, по воспоминаниям его внука С.Л. Пушкина, вряд ли относился к поклонникам А.И. Герцена, нахождение же пары фотографий последнего в его фотоальбоме можно объяснить, помимо моды, ещё и тем, что Герцен был близким, хотя и незаконным, родственником соседей Пушкиных дворян Яковлевых, владевших усадьбами Комарово и Панброво недалеко от усадьбы Пушкиных Новинки в Костромской губернии.

Неизвестная
Неизвестная
Комисаров (?)
Комисаров (?)

«Моему дражайшему дяде в память о вечере 11 июля 1882 года. Мишель» (перевод с французского).

По первым предположениям, это мог быть племянник жены Льва Александровича Пушкина Михаил Николаевич Текутьев, но на других архивных фотографиях он выглядит иначе. Других племянников по имени Михаил у Л.А. Пушкина не было. Эта загадка ещё ждёт своего решения.


Неизвестный
Неизвестный
Александр Дмитриевич Павлинов
Александр Дмитриевич Павлинов
Неизвестный
Неизвестный

Повторюсь. Если кто-то вдруг сможет опознать кого-либо из изображённых на фотографиях, кроме, разумеется, известных лиц, прошу сообщить мне.

Важна любая информация.

Окончание следует.

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/539539.html


Метки:  

"...всяк сущий в ней язык..."

Понедельник, 21 Июня 2021 г. 09:58 + в цитатник

...
Утром 6 июня ряд депутатов парламента Молдовы, некоторые министры, дипломаты и главы общественных организаций поучаствовали в торжественной церемонии возложения цветов к памятнику русскому поэту Александру Пушкину в центральном парке Кишинева. В этот день отмечается 222-я годовщина со дня его рождения.
Молдавские литературоведы называют ссылку Пушкина в Бессарабию (историческая область в современных Молдове и Украине, входила в состав Российской империи с 1812 по 1917 год) одним из самых плодотворных периодов его творчества. За три года поэт написал здесь более 160 произведений. В Кишиневе сохранился дом, где останавливался Пушкин.

Полностью: https://www.rubaltic.ru/news/06062021-spiker-parlamenta-moldovy-nazvala-russkiy-yazyk-obedinitelnym-faktorom-v-respublike/

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/539350.html


Метки:  

Валентин Александрович Серов. "Пушкин в деревне". 1899

Пятница, 18 Июня 2021 г. 12:41 + в цитатник

Бумага серая, пастель. 65 x 94 см
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/539067.html


Метки:  

Лица минувших эпох. Фотоальбом Льва Александровича Пушкина, 1868 год. 1 часть.

Четверг, 17 Июня 2021 г. 13:39 + в цитатник

Перебирая семейный архив после смерти отца, я добрался, наконец, до фотоальбома Льва Александровича Пушкина (1816-1888), подаренного ему на Новый 1868 год старшим сыном Александром (1849-1891).

Напомню, что Лев Александрович Пушкин принадлежал ко второму поколению Костромской ветви рода, его отец Александр Юрьевич (1777-1854), двоюродный дядя поэта по матери, переехал в Кострому из Москвы после женитьбы в 1807 году на Александре Илларионовне Молчановой, получив в приданое за ней поместья в Костромской губернии.

Лев Александрович Пушкин, хозяин альбома.
Лев Александрович Пушкин, хозяин альбома.

Фотографии в этом альбоме, к сожалению, подписаны не все, да и о многих, имеющих подписи, мы можем только гадать. Тем не менее, эти лица дают определённое представление о культурном слое России полтора столетия назад. Если вдруг кто-то опознает в этих фотографиях кого-либо из своих близких или просто так или иначе известных ему людей, напишите мне.

Здесь фотографии выкладываются в том же порядке, что и в альбоме.

«Этот альбом представлен моему дорогому отцу в первый день 1868 года его покорным сыном, Александром Пушкиным.» (перевод с французского)

Николай Фёдорович Степанов
Николай Фёдорович Степанов
Лев Николаевич Павлищев в 1863 году.
Лев Николаевич Павлищев в 1863 году.
Великая княжна Мария Александровна.
Великая княжна Мария Александровна.
Неизвестная
Неизвестная
Неизвестный
Неизвестный
Мария Ивановна фон Дервиз (урождённая княжна Козловская)
Мария Ивановна фон Дервиз (урождённая княжна Козловская)

На последней фотографии изображена родная племянница Льва Александровича Пушкина Мария (1845-?), дочь его младшей сестры Марии Александровны (1819-1860) и князя Ивана Дмитриевича Козловского (1811-1867), замужем за надворным советником Иваном Григорьевичем фон Дервизом.

Продолжение следует.


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/538674.html


Метки:  

Стихи Пушкина в современной каллиграфии

Понедельник, 14 Июня 2021 г. 19:09 + в цитатник


Подруга, художница из Питера - Лариса Решетова - прислала свое задание на курсах каллиграфии
Изящество и легкость
Так, наверное, писали раньше в альбомах...

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/538466.html


Метки:  

Москва

Вторник, 08 Июня 2021 г. 14:28 + в цитатник

Константин Юон. Старая Москва



Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

"Евгений Онегин" Глава VII - Строфа XXXVI

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/538233.html


Метки:  

Замечательная цитата из статьи Пушкина «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений», 1830. г

Вторник, 08 Июня 2021 г. 14:25 + в цитатник

Метки:  

Стихи Пушкина, за которые банят в Фуйбуке

Вторник, 08 Июня 2021 г. 11:43 + в цитатник
ФБ не перестает удивлять. За публикацию стихотворения А.С. Пушкина "Клеветникам России" священник, отец Владимир Гамарис был забанен на месяц.

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…

За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/537817.html


Метки:  

Пути Пушкина

Понедельник, 07 Июня 2021 г. 12:04 + в цитатник

Метки:  

День рождения Пушкина в блокадном Ленинграде

Понедельник, 07 Июня 2021 г. 11:45 + в цитатник
"6.06. 1943 г.
Только вчера послала тебе, мой мальчик, письмо. А сегодня вечером пишу снова. Знаешь, Пашенька, я давно хотела написать тебе РАДОСТНОЕ письмо. Думала, что так и не смогу. Смерть папы, бабушки, Валечки. Казалось, ничего в жизни не обрадует меня, кроме встречи с тобой.
А сегодня был день чудес, радостных, нежданных.
Поверишь, я была на праздновании дня рождения Пушкина! Музей был закрыт с начала войны… И вдруг получаю розовенький листочек - приглашение в музей!
Пришло восемь человек из близлежащих домов. Выступали Вс. Вишневский, В. Инбер и Николай Тихонов. С какой пронзающей душу верой Вишневский сказал: "Голод уйдет! Поверьте: мы победим! Вера Инбер читала "Памяти Пушкина". На бюсте Пушкина был венок, настоящий, из живых цветов. А я вспоминала, как малышом ты потерялся в музее и я с трудом отыскала тебя у этого самого бюста. Ты тогда сказал: "Я с каменным дядей гулял!" Помнишь! Знаешь, сынок, нас было 8 человек. Всего. Но мы были в центре Вечности…и Бессмертия. Жизнь будет! Она бесконечна.
Дом Пушкина не пострадал. Бомба упала в Мойку и не взорвалась! Есть в мире места, неприкасаемые, хранимые свыше!
Я, Пашенька, пока не очень хорошо хожу (только не волнуйся - ничего серьезного), а из дома Пушкина пошла (первый раз) на Стрелку. Силы появились! А день какой сегодня чудесный! Солнце! Нежная зелень деревьев! Ах, какое чудо! Ты не представляешь, Румянцевский садик разбили на квадратики …под огороды! А на набережной разрыхлили газон для ЦВЕТОВ!
Милый, меня так взволновал запах парной земли… Я целыми пригоршнями подносила ее к лицу и до головокружения вдыхала ее запах - запах жизни!
Господи, скоро я увижу ЦВЕТЫ! Павлик! Какие у нас ЛЮДИ! Город, в котором сажают в блокаду цветы, победить нельзя!
Вернулась домой. Зашла Зинаида Васильевна. Рассказала, что весь персонал их детского дома собрался, чтобы посмотреть драку двух мальчуганов. Представляешь, они ДРАЛИСЬ!
Женщины плакали от счастья. Дети молча лежали, только с трудом начали вставать. И вдруг….ДЕРУТСЯ! И не из-за еды! А свои мальчишеские отношения выясняют. Ожил маленький народ! Победа! Еще какая победа!
Вечером у меня стала кружиться голова. Тетя Дуся (бывшая лифтерша - помнишь ее?) говорит: "От слабости, Лексевна, поди, долго не протянешь" - А я ей: "От радости!" — Не поняла, посмотрела, словно я умом тронулась.
А я, Павлик, поверила сегодня, что у нас будет ЖИЗНЬ. И ты вернешься, сынок! Я это ЗНАЮ, ЗНАЮ, ЗНАЮ!
Только не узнаешь ты нашей квартиры. Сожгли все, что горело, даже паркет. Ничего - наживем! А вот твою комнату не тронули. Там все так, как было. Даже листочек из блокнота и карандашик, оставленный тобой на письменном столе.
Мы с твоей Лелей (чудесная девочка) часто сидим у тебя в комнате… С ТОБОЙ! Твоя Леля давно мне дочь. У меня - никого. У нее - тоже. Один свет на двоих - твое возвращение. Без нее, моего Ангела Хранителя, я эту зиму не пережила бы Теперь-то точно доживу и внуков поняньчу..
Не выдавай меня, сынок, - Леля рассердится. Но в такой особый счастливый день проболтаюсь. У каждого ленинградца есть сумочка, баульчик с самым ценным, с которым не расстаются. А знаешь, что у Лели в сумочке, кроме документов и карточек? Не догадаешься! — Узелок со свадебным платьем и туфельками, которые ты ей купил 20 июня 41 года! Голодала, а на хлеб не поменяла. Знает, девочка, что наденет свой свадебный наряд! Волшебная наша девочка!
Видишь, сынок, получилось! у меня РАДОСТНОЕ письмо.
Будем жить, Павлик, уже втроем. И внуки у меня будут. Красивые и добрые, как ты и Леля!
Целую тебя, мой ненаглядный мальчик, кровиночка моя, надежда, жизнь моя! Береги себя, сынок!
Мне кажется, что прожитый сегодня СЧАСТЛИВЫЙ день - Божье знамение.
Твоя мама".
Вера Алексеевна Вечерская умерла через два дня, 8 июня 1943 года. О ее смерти Павлик узнал через полгода. РАДОСТНОЕ письмо матери хранил всю войну в кармане гимнастерки вместе с фотографией Лели. Фронтовые друзья неоднажды просили прочитать это последнее РАДОСТНОЕ материнское письмо. И обязательно кто-то вслед за Верой Алексеевной повторял: "Будем жить, будем!"
Павлик вернулся. Они с Лелей поженились. У них самих есть уже и внуки, и правнуки. И еще... Кроме обычных праздников, в их семье есть праздник РАДОСТНОГО дня, "дня чудес радостных и нежданных".
(с) Рубен Арутюнов



https://pushkinskij-dom.livejournal.com/537307.html


Метки:  

Вчера был День Рождения

Понедельник, 07 Июня 2021 г. 11:12 + в цитатник
Я не могла заставить себя писать поздравление Пушкину - это как зачитывать дежурные здравницы юбиляру на торжестве.

Хотя было радостно читать по всем соцсетям посты о Пушкине - народ помнит, любит, все чаще обращается к идеям Пушкина.

Но то, что наше сообщество промолчало вчера, это знак.

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/536981.html


Метки:  

Без заголовка

Понедельник, 07 Июня 2021 г. 11:08 + в цитатник
В нашем сообществе собраны уникальные записи - архивы Непомнящего.

Об этом мне уже писали несколько человек со стороны - не сообщников. Благодарность от профессора ВГИКА Аллы Плотниковой - передаю всем нашим сообщникам, а в особенности: Николаю -

strochka_

кто и собрал в нашем собществе этот бесценный архив.

Николай, вы сделали настоящую изыскательную работу - плодами ее будут приобщение и благодарность людей, которые уже знают или еще только открывают для себя В.С Непомнящего. Спасибо вам, дорогой друг!





https://pushkinskij-dom.livejournal.com/536734.html


Метки:  

О знаменитом портрете Натальи Гончаровой

Понедельник, 07 Июня 2021 г. 11:00 + в цитатник
Возможно, это иллюстрация (1 человек)
Александр Брюллов. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной.Конец 1831 – начало 1832. Бумага, акварель. Национальный музей Пушкина
С 1823 по 1835 год Карл Брюллов жил в Италии. Но после его возвращения в Россию у него было время познакомиться с Пушкиным (Пушкин погибнет в 1837г)
Позже Пушкин и Брюллов встречались неоднократно , очень хорошо относились друг к другу.Вот выдержка из писем, подтверждающая, что они были знакомы.
А.С. Пушкин — Н.Н. Пушкиной, 4 мая 1836, Москва:
"…Я уже успел посетить Брюллова. Я нашёл его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живёт. Он очень мне понравился… У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного? Невозможно, чтобы он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя…".
Из дневника художника-археолога Ф.Г. Солнцева (1801—1892 гг.):
"У Оленина я встречался с И.А. Крыловым, К.П. Брюлловым, А.С. Пушкиным, Гнедичем, Жуковским и с другими более или менее известными лицами…".
Пушкин влюбился в творчество Брюллова ещё до возвращения художника в Россию. Картина "Последний день Помпеи" прибыла в Россию раньше автора - в 1834-м. Александр Сергеевич посвящает ей несколько поэтических строк. И даже более того: на листе черновика - вместо обычных профилей и автопортретов - он набрасывает фрагмент картины Брюллова (возможно, наиболее впечатливший его эпизод).
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
А.С. Пушкин
Когда Брюллов перебрался из Москвы в Петербург, общение поэта и художника продолжилось. Широко известен визит Брюллова домой к Пушкину: поэт, будто хвастаясь своим семейным счастьем, поочередно выносил и показывал живописцу своих полусонных детей. Брюллов не впечатлился и даже резко спросил Пушкина, зачем тот вообще женился.
А.С. Пушкин — Н.Н. Пушкиной, 18 мая 1836, Москва:
"…Брюллов сейчас от меня. Едет в Петербург скрепя сердце; боится климата и неволи…".
Карл Брюллов знал цену своему таланту и был очень капризным художником. Он не раз отказывался писать портреты людей, чьи лица считал неинтересными скучными или некрасивыми. Он даже портрет императора Николая I не написал.
Та же история вышла и с Натальей Николаевной Гончаровой.
Брюллов не посчитал жену Пушкина красавицей: ему не понравились её глаза - они были близко посажены, да ещё и косоглазие имело место (косоглазие Натальи Николаевны - известный факт, сам Пушкин называл её "косоглазой мадонной").
Племянник Карла Брюллова Пётр Соколов (тоже художник) объяснял, почему Брюллов не стал писать портрет жены Пушкина, не стесняясь в выражения:
Все вокруг говорят: Карл Брюллов — гений! Гений! А я вот что скажу: в страшном сне не привидится жить рядом с гением, или, не дай господи, состоять в его близких родственниках.
Доказать? Пожалуйста: великий стихотворец Пушкин сколько раз просил его написать портрет Натальи Николаевны? Мой дядюшка Александр ее писал — дивно хороша. А Карл что же?.. Услышав, что у поэта жена — эдакий розанчик, с ним на дачу поехать изволил, глянул наметанным глазом и заартачился писать, ссылаясь на то, будто бы она косая!
Именно так хамски и выразился! Не верите мне, спросите дружка его Тараса Григорьевича Шевченко, он сам об этом неоднократно упоминал и будто бы даже опубликовал где-то, шельма.
О ПОРТРЕТЕ.
Написал этот замечательный портрет брат Карла Брюллова- Александр.Художник приступил к портрету в конце 1831 года. Наталья была тогда уже в положении, но беременность пока была мало заметна. На портрете Гончарова в девятнадцатилетнем возрасте. На ней светлое розоватое бальное нежное платье, вокруг декольте выписаны два ряда кружев. Знаменитая ферроньера на лбу молодой женщины и серьги придают этому портрету особую изюминку и парадность.
В ушах у Натальи красивые серьги с очень дорогими большими бриллиантами. Это вызывает крайнее недоумение: Пушкины, впрочем, как и Гончаровы, были довольно бедны, вели очень скромный образ жизни, они не могли позволить приобрести Наталье столь дорогое украшение.
Говорят, что эти серьги позаимствовал Пушкину его близкий друг князь Мещерский. Когда Наталья стала позировать для портрета Пушкин категорически настоял, чтобы она позировала только в этих прекрасных бриллиантах. Причем алмазы эти были вовсе не обычными – в серьгах находились знаменитые "Шириинские алмазы", про которые ходило много нелепых предрассудков и легенд. Говорили, что эти алмазы никак нельзя было носить любой женщине, которая не принадлежала к именитому роду князей Мещерских.
Портрет Натальи Гончаровой Брюллова – это единственный портрет этой женщины в анфас, то есть, когда изображение на портрете смотрит прямо на зрителя. Все другие ее портреты выписаны либо в профиль, либо в три четверти. На портрете Брюллова видна, как тогда деликатно говорили, "неопределенность во взгляде", а говоря обычным языком, Наталья Гончарова была косоглазой. Глаза Натальи, большие и выразительные, были слишком близко расположены друг к другу, причем один глаз безнадежно косил.
Но последний факт не помешал Александру Брюллову создать истинный шедевр.Портрет уникален тем, что он совмещает в себе парадность и одновременно трогательность, необычайную воздушность.
Алина Алексеева-Маркезин

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/536460.html


Метки:  

Брюсов о Пушкине

Вторник, 01 Июня 2021 г. 23:42 + в цитатник

Валерий Яковлевич Брюсов

Пушкин сознавал, что ему суждена жизнь недолгая, словно торопился исследовать все пути, по которым могла пройти литература после него. У него не было времени пройти эти пути до конца: он оставлял наброски, заметки, краткие указания; он включал сложнейшие вопросы, для разработки которых потом требовались многотомные романы, в рамку краткой поэмы или даже в сухой план произведения, написать которое не имел досуга. И до сих пор наша литература ещё не изжила Пушкина; до сих пор по всем направлениям, куда она порывается, встречаются вехи, поставленные Пушкиным в знак того, что он знал и видел эту тропу.

(Из статьи В.Брюсова "Разносторонность Пушкина". 1922)


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/536064.html


Метки:  

Пушкин. Незаконченная картина Якопо Тинторретто

Вторник, 01 Июня 2021 г. 22:58 + в цитатник






Мне везде видится Пушкин:)

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/535972.html


Метки:  

Усадьба Большие Вязёмы

Четверг, 27 Мая 2021 г. 12:58 + в цитатник
Вязёмы - 51.jpg
Всего 67 фото

Широко известны многие пушкинские места: Лицей, Тригорское, Петровское, Болдино, Торжок…, а подмосковное Захарово к примеру, колыбель детства Александра Сергеевича Пушкина, оставалось известным лишь узкому кругу краеведов и пушкинистов. Общественность осознала значимость Захарова лишь к концу ХХ века. В 1987 году был создан один из самых молодых на сегодня пушкинских музеев - Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина (ГИЛМЗ А.С. Пушкина). Он разместился в двух бывших подмосковных усадьбах: в сельце Захарово и в Больших Вязёмах...

Изначально я разделил материал об усадьбе Большие Вязёмы на две логичные части: первая - собственно сама усадьба, вторая часть - Церковь Спаса Преображения в Больших Вязёмах. Так что все подробности связанные с Преображенской церковью - в отдельном подробном материале. Здесь будет много фото!

Поселение на месте современной усадьбы Большие Вязёмы существовало еще с XIV века. Впервые название Вязёмы встречается в документах XVI века. Происхождение слова "Вязёмы" точно не установлено. Существуют две основные теории. Согласно первой слово происходит от славянского "вязкий", возможно это связано с вязкими берегами речки протекающей по территории усадьбы носящей схожее с усадьбой название Большая Вяземка. Другая теория относит слово "вязема" к финно-угорским корням, характерное для гидронимики Русского Севера.
02.
План усадьбы Большие Вязёмы

1. Церковь Спаса Преображения (первоначально Живоначальной Троицы) в Вязёмах. Конец XVI века.
2. Звонница. Конец XVI века.
3. Домик причта.
4. Ограда вокруг храмового комплекса.
5. Плотина на реке Вяземке, построенная по указу Бориса Годунова.
6. Каменный мост через реку Вяземка, построенный в 1820-х годах.
7. Дворец и флигели. 70-80-е годы XVIII в.
8. Партер.
9. Регулярный парк.
10. Памятник Пушкину. Скульптор Ю.С. Динес, архитектор А.В. Климочкин. Установлен в 1999 году к 200-летию со дня рождения поэта.
11. Памятный знак в честь остановки двух армий в Отечественной войне 1812 года.
12. Комплекс хозяйственных построек XVIII—XX вв.
13. Конный двор.

При Иване Грозном Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Большой Смоленской дороге. Тогда село называлось Никольское-Вязёмы. В конце 1584 года село было подарено царём Фёдором I Иоанновичем своему шурину Борису Годунову, который немедленно затеял здесь большое строительство...

Осмотр усадьбы вполне можно начать с памятника А.С. Пушкину перед входом на территорию музея - как основному ориентиру начала маршрута
03.
Вязёмы - 02.jpg

04.
Вязёмы - 01.jpg

Будет еще один памятник Поэту, но это уже в самом усадебном парке...

При Борисе Годунове в этих местах были построены деревянный загородный дворец, каменные звонница и пятиглавый Троицкий храм; сооружена плотина на реке Вязёмке. Здесь же располагались деревянная церковь Николая Чудотворца и монастырь Иоанна Богослова, который возник еще в догодуновское время. Ансамбль подмосковной царской резиденции окружали ров, вал и деревянная стена с шестью башнями, отчего Вязёмы приобрели вид крепости - "острога". Ни одно из этих сооружений, кроме каменного храма и звонницы, до нашего времени не сохранилось - даже в перестроенном виде. Со стороны речки всё еще можно разглядеть сильно оплывшие крепостные валы.
05.
Вязёмы - 04.jpg
Флигель №2 Конного двора. Здесь заказывают экскурсии. Отсюда мы и начинаем осмотр усадьбы. Конный двор увидим в финале прогулки.

После смерти Бориса Годунова Вязёмы перешли к Лжедмитрию I, который зимой 1606 г. устроил здесь лукавую "потешную баталию" немецкой гвардии и польской конницы с московскими боярами. В мае этого же года в Вязёмах, по пути в Москву, на пять дней останавливалась Марина Мнишек. После её отъезда в селе случился пожар, обративший в пепел 30 крестьянских дворов. В 1611 г. здесь проходили переговоры о мире с Яном Сапегой.
06.
Вязёмы - 05.jpg
Преображенская церковь - о ней представлен отдельный подробный материал - ну, а нам далее, мимо храма к усадебному комплексу и регулярному парку

В 1618 г. деревянный дворец Бориса Годунова вместе с "острогом" сгорел, а место, где он стоял, позже было застроено. Во время Смуты сгорели монастырь Иоанна Богослова и Никольская церковь. После "Московского разорения" от бывшей царской резиденции остались только Троицкая церковь, звонница и плотина. В Троицкой церкви останавливался царь Алексей Михайлович при своих поездках в Звенигород.
07.
Вязёмы - 80.jpg

08.
Вязёмы - 39.jpg
Слева дорожка к усадебному дому-дворцу, справа - к Западному флигелю и регулярному парку

09.
Вязёмы - 96.jpg
Западный флигель

В 1694 году Пётр I пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну. В XVIII веке рядом с собором был выстроен дом причта, который вместе с собором и звонницей был огорожен каменной оградой. Во второй половине XVIII века при правнуке Бориса Алексеевича - отставном бригадире Николае Михайловиче Голицыне (1729-1799) (владевшем Вязёмы с 1766 года) - началось строительство дворца и флигелей.
10.
Вязёмы - 82.jpg
Западный флигель - вид со стороны главного дома

Строительство двух флигелей закончилось в 1772 году, а в 1784 году был достроен дом-дворец, который существует и сейчас. Одновременно с постройкой зданий разбит регулярный парк с аллеями.
11.
Вязёмы - 41.jpg

Архитектура главного усадебного дома не свойственна концу XVIII века. В своей архаичности, она скорее ближе петровскому времени.
12.
Вязёмы - 43.jpg

Вообще же этот двухэтажный кирпичный дом был построен в 1784 году по заказу Н.М. Голицына в стиле французского классицизма эпохи Людовика XVI
13.
Вязёмы - 45.jpg

14.
Вязёмы - 44.jpg
Герб Голицыных на фронтоне главного дома

15.
Вязёмы - 83.jpg

С 1785 по 1788 год Николай Михайлович был уездным предводителем дворянства
16.
Вязёмы - 47.jpg
Парадный вид главного усадебного дома

После смерти холостого Николая Михайловича усадьбой несколько лет владел его брат - Александр Михайлович Голицын. Он был дружен с семьёй своего двоюродного брата Владимира Борисовича Голицына (1731-1798) и, так как не был женат и не оставил прямых наследников, завещал в 1803 году имение старшему сыну Владимира Борисовича - Голицыну Борису Владимировичу (1769-1813), который приходился ему двоюродным племянником.
17.
Вязёмы - 85.jpg

Так как Борис Владимирович не был женат, то после его безвременной смерти от ран в 1813 году усадьба отошла к его младшему брату, будущему московскому генерал-губернатору Д.В. Голицыну, однако здесь подолгу жил и зять предыдущего владельца, литератор С.П. Шевырев, который занимался каталогизацией огромной усадебной библиотеки, основанной Борисом Владимировичем. К нему в гости в 1849 году заезжал писатель Н.В. Гоголь.
18.
Усадьба Вязёмы. Нижняя иностранная библиотека. Нач. XX в. (из кн. 1916 г.)

19.
Вязёмы - 59.jpg

20.
Вязёмы - 87.jpg

21.
Вязёмы - 50.jpg
Восточный флигель

22.
Вязёмы - 46.jpg

23.
Вязёмы - 86.jpg
Восточный флигель

24.
Вязёмы - 58.jpg

Здесь у восточного флигеля в густой тенистой зелени возведено здание Чайной, вполне уютно...
25.
Вязёмы - 57.jpg

26.
Вязёмы - 42.jpg
Восточный флигель


27.
Вязёмы - 51.jpg
Главный дом-дворец усадьбы Большие Вязёмы

Прогуляемся в усадебном парке Вязёмы
28.
Вязёмы - 54.jpg

Здесь встречаем памятный бюст князя Дмитрия Владимировича Голицына
29.
Вязёмы - 99.jpg

Светлейший князь Дмитрий Владимирович Голицын (1771-1844) - военный деятель Наполеоновских войн (генерал от кавалерии), который в течение почти четверти века осуществлял управление Москвой (1820-1844, в должности военного генерал-губернатора).
30.
Вязёмы - 98.jpg

31.
Вязёмы - 89.jpg

С усадьбой связано и имя Александра Сергеевича Пушкина
32.
Вязёмы - 53.jpg

В двух километрах отсюда находилось имение Ганнибалов - Захарово, в котором поэт провёл своё детство. В 1807 году у местного храма был похоронен младший брат поэта А.С. Пушкина - Николай Пушкин, умерший в возрасте шести лет.
33.
Вязёмы - 88.jpg
Остатки регулярного липового парка со звездчатым пересечением аллей, разбитый со стороны парадного подъезда к дому. В центре стоит памятник А.С.Пушкину.

Сам Александр с бабушкой своей, Марией Алексеевной Ганнибал, и с сестрой Ольгой ходил в детстве в Вязёмскую церковь из соседнего именья Захарово, где не было своей церкви. Здесь, в усадьбе, на одном из балов, А.С. Пушкин впервые увидел Наталью Николаевну Гончарову, свою будущую жену.
34.
Вязёмы - 56.jpg

35.
Вязёмы - 55.jpg
Памятник А.С. Пушкину. Скульптор Ю.С. Динес, архитектор А.В. Климочкин. Установлен в 1999 году к 200-летию со дня рождения поэта.

В конце августа 1812 году в усадьбе Голицына останавливался на ночь М.И. Кутузов, отступавший с войсками к Москве. А через сутки - наступавший на Москву Наполеон. В память об этих событиях на территории усадьбы установлен памятный знак.
36.
Вязёмы - 92.jpg

В разное время усадьбу посещали Павел I, Н.М. Пржевальский, В.Я. Брюсов, Л.Н. Толстой.
37.
Вязёмы - 91.jpg

В 1882 году новым владельцем стал князь Дмитрий Борисович Голицын, внук героя Отечественной войны 1812 года Д.В. Голицына. С его появление усадьба была обновлена. С 1908 года в окрестностях усадьбы он основывает дачный посёлок для сдачи в аренду (сейчас это город Голицыно). Дмитрий Борисович был последним владельцем усадьбы Большие Вязёмы. Во время Первой мировой войны он в усадьбе организовал лазарет для раненых.
38.
Вязёмы - 90.jpg

Голицыны владели усадьбой до революции, однако, как и другие старые дворянские гнёзда, в пореформенное время она оскудела и едва ли не была заброшена. В 1917 году барский дом стоял в заросшем саду с забитыми окнами.

Выходим из парка и направляемся к усадебному пруду
39.
Вязёмы - 84.jpg

После революции в 1918-1919 годах музейными работниками из усадьбы было вывезено много ценных вещей, а также библиотека, насчитывавшая более 30 тысяч томов. В советское время в усадьбе сменили друг друга свыше десятка государственных учреждений - приют для беспризорных детей, санаторий ВЦИК, школа парашютистов, танковое училище, институты коневодства, полиграфии, фитопатологии.
40.
Вязёмы - 81.jpg

В конце 1980-х годов силами местных краеведов, в первую очередь А.И. Виноградова и А. М. Рязанова, началось создание музея, в первое время народного, располагавшегося в бывшем доме причта храма. С 1994 года усадьбы Вязёмы и Захарово образуют Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина. В состав музейного комплекса входят дворец и два флигеля времён XVIII века, конный двор с флигелями времён XVII века, хозяйственные постройки, парки, пруды, созданные на протяжении XVI-XIX веков. Всего на территории усадьбы Вязёмы более 20 памятников истории и культуры.

С восточной стороны главного дома установлен памятный знак остановки двух армий в этом месте в 1812 году
41.
Вязёмы - 61.jpg

42.
Вязёмы - 62.jpg
Памятный знак в честь остановки двух армий в Отечественной войне 1812 года. 2002 год.

43.
Вязёмы - 63.jpg

Во дворце Голицыных представлена интерьерная экспозиция, которая рассказывает о жизни усадьбы во времена Пушкина. Также работает интерактивная экспозиция "Ожившие картины", включающая инсталляции с историческими личностями, которые когда-то бывали в усадьбе.
44.
Вязёмы - 64.jpg
Вид на главный дом со стороны усадебного пруда


45.
Вязёмы - 74.jpg

Каменный мост через реку Вязёмка, построенный в 1820-х годах, с плотиной времен Бориса Годунова
46.
Вязёмы - 75.jpg

Здесь очень красиво, есть приличная площадка для съемок на пленэре...
47.
Вязёмы - 66.jpg

48.
Вязёмы - 73.jpg

49.
Вязёмы - 65.jpg
Северный фасад главного усадебного дома, обращенный к реке


Рассмотрим внимательно архитектурные детали фасада...
50.
Вязёмы - 68.jpg

51.
Вязёмы - 69.jpg
Вновь герб рода князей Голицыных. Щит разделен горизонтально на две равные части. В верхней в красном поле изображен герб Литовский, то есть: скачущий на белой лошади воин с подъятым вверх мечем. В нижней части означены: в правом серебряном поле герб Новгородский, малинового цвета стул, на коем положены крестообразно державный жезл и длинный Крест; над стулом тройной подсвечник с горящими свечами, по сторонам стула два черные Медведя, стоящие на задних лапах, в левом голубом поле серебряный крест, имеющий в средине черного двуглавого Орла. Щит покрыт мантиею и шапкою принадлежащими Княжескому достоинству.

Строгая архитектура главного дома с минимумом декора "разбавлена" лишь полукруглым ризалитом на северном, обращенном к реке, фасаде
52.
Вязёмы - 70.jpg

53.
Вязёмы - 71.jpg

54.
Вязёмы - 79.jpg

55.
Вязёмы - 77.jpg

56.
Вязёмы - 72.jpg

57.
Вязёмы - 67.jpg

58.
Вязёмы - 76.jpg

Ну, и в завершении осмотрим Конный усадебный двор. Для этого следует вернуться к началу нашего осмотра
59.
Вязёмы - 119.jpg

Здание Конного двора было построено в конце XVII века сподвижником Петра I князем Б.А. Голицыным, как усадебный дом (дворец), куда неоднократно приезжал Петр I. В конце XVIII века, после постройки нового усадебного дома, здание было перестроено князем Н.М. Голицыным под конный двор.
60.
Вязёмы - 117.jpg

Ранее на этом месте располагался деревянный дворец царя Бориса Годунова, который был сожжен во время Смутного времени. После Октябрьской революции здание было полностью перестроено, утратив свой первоначальный вид.
61.
Вязёмы - 132.jpg

62.
Вязёмы - 133.jpg
Выездные ворота. Конь. Скульптор А. Посядо. 1950-1960 гг.

В течение второй половины XX века в нем располагались жилые площади. Масштабная реставрация Конного двора проведена с 2005-2015 гг., зданию был возвращен исторический облик. В настоящее время в здании расположен "Музей Бориса Годунова и петровского времени".
63.
Вязёмы - 124.jpg

64.
Вязёмы - 121.jpg
На первом плане остатки пристройки к Конному двору типа "шайбы". 1950 г. На реставрации.

65.
Вязёмы - 123.jpg

66.
Вязёмы - 122.jpg

67.
Вязёмы - 120.jpg

Источники:

Новиков В.И. Усадьба Вязёмы и окрестности. Москва: Русская усадьба, 2008.
Государственный историко-литературный государственный музей-заповедник А.С. Пушкина. Официальный сайт.
Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы. Москва. 2006.


© Vladimir d’Ar, 2021

Часть 2. Церковь Спаса Преображения в селе Большие Вязёмы

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/535596.html


Метки:  

А.С.Пушкин "Евгений Онегин". Читает Иннокентий Смоктуновский (Аудиокнига)

Воскресенье, 16 Мая 2021 г. 17:01 + в цитатник

Метки:  

Без заголовка

Воскресенье, 16 Мая 2021 г. 14:34 + в цитатник
Сергей Мильченко
Серии медалей
"Декабристы", 1986
"Организаторы Союза спасения", 1988
Собрание РОСИЗО, Москва





































https://pushkinskij-dom.livejournal.com/535288.html


Метки:  

Без заголовка

Воскресенье, 16 Мая 2021 г. 13:40 + в цитатник
Дмитрий Тугаринов
Памятная медаль "А.С. Пушкин"
1980-е
Собрание РОСИЗО, Москва





https://pushkinskij-dom.livejournal.com/535016.html


Метки:  

О памятниках Пушкину в Вильнюсе

Четверг, 13 Мая 2021 г. 17:00 + в цитатник
Вильнюс. Памятник С.Монюшко
Об этом памятнике Станиславу Монюшко в Вильнюсе я писал почти два года назад: https://shepelev.livejournal.com/4812446.html
И упоминал, что он стоит на постаменте памятника Пушкину.
Подробности этой истории и вообще о памятниках Пушкину в Вильнюсе: https://www.rubaltic.ru/context/06122015_pushkin/

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/534689.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_pushkinskij_dom
Страницы: 73 72 71 [70] 69 68 ..
.. 1 Календарь