-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_pushkinskij_dom

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.12.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 0




Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://pushkinskij-dom.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://pushkinskij-dom.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Москва пушкинская

Пятница, 24 Июля 2020 г. 12:32 + в цитатник

Панно Пушкина с Натали в торце дома по Никитскому бульвару, 25, выходящему на площадь Никитских ворот.

Фото уважаемого vladimirdar, взято отсюда: https://vladimirdar.livejournal.com/334887.html

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/513019.html


Метки:  

В "Нашем Современнике" свежая публикация нашего сообщника

Понедельник, 20 Июля 2020 г. 14:54 + в цитатник
Рекомендую к прочтению - Тема чуда в трагедии Пушкина " Борис Годунов"

Профессор Борис Александрович Куркин, он же https://sozecatel-51.livejournal.com/, занимается пушкинской трагедией давно, публикуясь в маститых академических журналах. Тема, к которой он имел смелость прикоснуться, долгое время замалчивалась в среде профессиональных пушкиноведов - время атеистической эпохи закончилось, но тема все равно оказалась слишком мистической и сложной. Назвать нашего Профессора рэволюционэром в этом контексте не могу - не знаю, как он сам к этому отнесется, но читая это небольшое эссе, удивляешься смелости и даже некой дерзости Бориса Александровича, замахнушегося на огромный и парктически еще не исследованный пласт в творчестве Пушкина.

Советую к прочтению - наслаждение:

http://www.nash-sovremennik.ru/archive/2020/n6/2006-19.pdf


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/512515.html


Метки:  

"Историк" М. Кузахметов на "Эхе Москвы" восхищается Дантесом. Оказался самозванцем

Среда, 15 Июля 2020 г. 13:48 + в цитатник

Метки:  

Фото разных эпох. Усадьба Новинки

Среда, 15 Июля 2020 г. 10:45 + в цитатник

Передо мною две фотографии практически с одного ракурса, первая сделана в начале 1900-х годов, вторая в 1936 году, и обе изображают южный фасад усадьбы Новинки (ныне Островский район Костромской области), принадлежавшей костромским Пушкиным.

Усадьба Новинки. 1900-е г.г.
Усадьба Новинки. 1900-е г.г.

И второе фото.

Усадьба Новинки. 1936 год.
Усадьба Новинки. 1936 год.

На фото — Кирилл Кустодиев (сын художника), А.И. Киндякова, Н.А. Кустодиева с дочерью Таней. Благодаря тому, что они по старой памяти побывали в 1936 году в Новинках, сохранились эта и ещё одна фотографии.

Заметно отсутствие перекрытого двухскатной крышей балкона, одной из колонн портика, водосточных труб, и подросшие кусты сирени.

В годы, предшествовавшие Смуте, в усадьбе Новинки неоднократно бывал художник Борис Кустодиев, несколько картин которого хранились в усадьбе и канули вместе с остальным имуществом после смерти в 1932 году Евгении Львовны Пушкиной, которую «народная власть» в 1920-х годах не выставила на улицу, как многих и многих, а милостиво дозволила дожить в одной комнатке бывшего своего дома, по многочисленным ходатайствам местных крестьян, коих она, будучи врачом, лечила бесплатно всю свою жизнь, а также благодаря ходатайствам Академии Наук и лично академика С.Ф. Ольденбурга, давнего знакомого Е.Л. Пушкиной. В усадьбе же был устроен дом престарелых.

Вот ещё одно фото от того посещения, на нём Северный фасад усадьбы и те же люди:

Новинки. Северный фасад. 1936 год.
Новинки. Северный фасад. 1936 год.

В начале 20 века этот фасад выглядел так:

В дальнейшем усадьбу занимал психо-неврологический интернат, а в 1970-м году, после завершения капитального ремонта, дом сгорел. Интернат выстроил корпус на фундаментах старого, но уже в 21 веке был вынужден разобрать его и оставить это место из-за недостатка финансирования.

Ныне оно выглядит следующим образом:

Фото 2019 года.
Фото 2019 года.

Природа берёт своё, неумолимо и равнодушно укрывая новой порослью следы минувшей жизни, культуры, деяний, ошибок, достижений и преступлений.

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/512248.html


Метки:  

"Нащокинский домик". История и традиции

Вторник, 14 Июля 2020 г. 12:23 + в цитатник


(Модель "Нащокинского домика", представленная на выставке в конференц-зале Академии наук в 1910 г. Модель выполнена по заказу С.А. Галяшкина.)

Традиция создания миниатюрных домов, дворцов и даже городов, наполненных копиями предметов, существует в Европе с конца XVII — начала XVIII века. В музеях Голландии и Германии и поныне хранятся замечательные кукольные домики.

В России первой такой миниатюрной копией стал так называемый Нащокинский домик. По числу сохранившихся предметов (611) он не превосходит многие подобные ему модели, но в нем такое количество вещей пушкинского времени, какого нет ни в одном историко-бытовом или литературно-мемориальном музее первой трети XIX столетия. Среди русских аналогов с ним сопоставим созданный уже позже Сельский приказной дом, подаренный в 1848 году императором Николаем I его супруге Александре Федоровне в день рождения и хранящийся ныне в Петергофе.


При жизни Пушкина другу его, Павлу Воиновичу Нащокину, пришла на ум счастливая мысль скопировать в уменьшенном виде свою квартиру со всеми находящимися в ней предметами обстановки.

Неизвестно какую именно квартиру воссоздавал Нащокин — за годы работы над моделью он несколько раз переезжал. Возможно, что первоначальная затея Нащокина переросла в желание воспроизвести богатый дворянский особняк типичный для эпохи 1820-х — 1830-х годов. По словам Николая Ивановича Куликова актера, близкого знакомого Пушкина и Нащокина, "предположив себе людей в размере среднего роста детских кукол он (Нащокин — Г. Н. ) по этому масштабу заказывал первым мастерам все принадлежности к этому дому". Так появился на свет знаменитый Нащокинский домик.

До нас дошло немало картин и рисунков, изображающих интерьеры пушкинского времени. Но они не дают полного, исчерпывающего представления о той или иной квартире доме. Ведь на бумаге или полотне невозможно зафиксировать объемно и одновременно все комнаты и вещи, их наполняющие. Осуществив свой замысел Нащокин сделал то что неподвластно художнику трехмерно и как сказали бы мы теперь одномоментно запечатлел таким оригинальным способом для потомства обстановку дома, в котором неоднократно бывал Пушкин.

Дом – целый мир маленьких вещей: стол, накрытый для обеда, стулья с плетеными сиденьями, диваны и кресла, на стенах — картины, с потолка спускаются золоченые бронзовые люстры, на ломберном столе лежит колода карт — все как в настоящем доме. Разница лишь в том, что почти каждый предмет умещается на ладони. Однако это не просто игрушки или бутафория. Исполненные по заказу Нащокина искусными краснодеревцами бронзовщиками, ювелирами и другими мастерами, вещи Домика могут использоваться по назначению. Можно выстрелить из пистолета длиной в 4,4 сантиметра, вскипятить воду в самоварчике, который легко удержать двумя пальцами, зажечь масляную лампу с круглым матовым абажуром величиной с грецкий орех, можно… да мало ли какие еще чудеса могут совершаться в этом созданном волею и прихотливым благословенным для нас желанием друга поэта необыкновенном микромире.




("Нащокинский домик". Гостиная. 1830-е гг. Всероссийский музей А.С. Пушкина. Санкт-Петербург)

Некоторые мемуаристы писали, будто Нащокин строил Домик, чтобы увековечить в нем память о своем друге и поэте. Скорее всего, это легенда. Но, тем не менее модель со временем обрела пушкинский ореол. Спустя годы и десятилетия она стала как бы овеществленной памятью о поэте. "Конечно, эта вещь драгоценна как памятник старины и кропотливого искусства — писал. А. И. Куприн, — но она несравненно более дорога нам, как почти живое свидетельство той обстановки... в которой попросту и так охотно жил Пушкин. И мне кажется, что за жизнью этого человека, ушедшего больше чем в историю — в легенду, — гораздо точнее и любовнее можно следить по нащокинскому домику, чем по современным ему портретам, бюстам и даже его посмертной маске". Миниатюрные вещи Домика "помнят" Пушкина и могут по-своему поведать нам немало веселых и грустных историй о нем и его друге.

Поэт видел Домик и восхищался им. Интересно, что именно он, единственный из современников, писал об этом редкостном произведении прикладного искусства. Трижды упомянул Пушкин о Домике в письмах к жене из Москвы. Первый раз 8 декабря 1831 года: "Дом его (Нащокина. — Г, Н.)... отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку, и судно, на котором испразнится разве шпанская муха". Следующее письмо написано не позднее 30 сентября 1832 года: "С Нащокиным вижусь всякий день. У него в домике был пир: подали мышонка в сметане под хреном в виде поросенка. Жаль, не было гостей". И последнее — от 4 мая 1836 года: "Домик Нащокина доведен до совершенства — недостает только живых человечков. Как бы Маша (дочь А.С. Пушкина. — Г.Н.) им радовалась".



(Предметы Большого чайного сервиза. Серебро, позолота)

Известно, что Пушкины видели Домик в 1830 году будучи в Москве, вскоре после свадьбы. Таким образом, рождение Нащокинского домика можно датировать временем не позднее 1830 года. Из письма от 8 декабря 1831 года явствует, что к тому времени в нем были фортепьяно, сервиз, подсвечники и, несомненно, многие другие вещи, изготовлялись новые предметы, т.е. происходила "отделка". Это позволяет думать, что строительство Маленького домика, как называл Павел Воинович миниатюрную копию своей квартиры, началось значительно раньше, в 1820-е годы, возможно в то время, когда Нащокин жил в Петербурге, о чем свидетельствует один из современников Нащокина и Пушкина в своих мемуарах: "На этот домик ... съезжалось любоваться все лучшее тогда петербургское общество, впрочем, и было чем любоваться".

В 1830 году Пушкин написал стихотворение "Новоселье", без сомнения адресованное Нащокину:
Благословляю новоселье,
Куда домашний свой кумир
Ты перенес — а с ним веселье,
Свободный труд и сладкий мир.
Ты счастлив: ты свой домик малый,
Обычай мудрости храня,
От злых забот и лени вялой
Застраховал, как от огня.

О том, как наполнялась модель вещами, писал знакомый Пушкина и Нащокина, писатель А.Ф. Вельтман. В его повести "Не дом, а игрушечка!" представлена сцена, когда герой - "барин", то есть Нащокин, — раздает заказы мастерам. К нему приходит "фортопьянщик", вслед за ним мебельный мастер, потом приказчик из "хрустального" магазина. "Одному заказал барин роскошную мебель рококо в седьмую меру против настоящей, другому в ту же меру — всю посуду, весь сервиз, графины, рюмки, форменные бутылки для всевозможных вин.

Таким образом, началась стройка и меблировка игрушечки, а не дома. Знакомый живописец взялся поставить картинную галерею произведений лучших художников. На ножевой фабрике заказаны были приборы, на полотняной — столовое белье, меднику — посуда для кухни, словом, все художники и ремесленники, фабриканты и заводчики получили от барина заказы на снаряжение и обстановку богатого боярского дома в седьмую долю против обычной меры.

"Барин не жалел и не щадил денег. Вот и готов не дом, а игрушечка. Стоит, чуть ли не дороже настоящего...".
Вероятно, Вельтман знал со слов самого Павла Воиновича, что Маленький домик обошелся ему в 40 тысяч рублей. Отметим, что на эту сумму в то время можно было приобрести настоящий особняк.

До нас не дошла архитектурная оболочка Нащокинского домика. Не сохранились и какие-либо изображения или описания его внешнего вида ранее 1866 года, поздние же описания разноречивы и не всегда точны. Наиболее достоверными, хотя также не лишенными ошибок памяти, приходится считать свидетельства современников П. В. Нащокина — Н. И. Куликова и В. В. Толбина. Последний вспоминал "Домик этот... был продолговатый правильный четырехугольник, обрамленный богемскими зеркальными стеклами, и образовывал два отделения, верхнее и нижнее. В верхнем помещалась сплошная танцевальная зала со столом посредине, сервированным на шестьдесят кувертов. Нижний этаж представлял жилые покои и был наполнен всем, что только требовалось для какого-нибудь великогерцогского дворца".

Художник Сергей Александрович Галяшкин, устроитель выставки Нащокинского домика в Петербурге и Москве (1910—1911), сделал попытку воссоздать модель. Очевидно, следуя приведенному описанию Толбина, он соорудил деревянный дом в полтора человеческих роста, в комнатах которого: гостиной, столовой, кабинете и других — разместил сохранившиеся к этому времени вещи Маленького домика. После 1917 года Нащокинский домик экспонировался в Москве в Государственном Историческом музее (до 1937), на Всесоюзной Пушкинской выставке 1937 года и в Государственном музее А. С. Пушкина (1938—1941). Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в Ташкент. С 1952 по 1964 год модель находилась в экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина в Ленинграде, размещавшейся в залах Эрмитажа. Домик был представлен без архитектурного обрамления, лишь в виде интерьеров, составленных из дошедших до нас вещей. В них, имевших характер театральных декораций, окраска стен, лепка потолков, паркетные полы делались максимально приближенными к стилю 1830-х годов.

Макет, выставленный в помещении церковного флигеля Екатерининского дворца в городе Пушкине (1967—1988), принципиально отличался от предыдущих условно-нейтральной отделкой стены, потолки, полы, двери и т. п. были выкрашены в белый цвет, чем нарочито подчеркивалась непричастность такой отделки к изначальной, и, таким образом, внимание посетителей музея сосредотачивалось на подлинных вещах Нащокинского домика.

Сейчас макет Нащокинского домика находится в экспозиции Всероссийского музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.
Судя по набору сохранившихся миниатюрных предметов, можно сказать определенно, что в Домике были типичные для дворянской квартиры комнаты: гостиная или зал, столовая, буфетная, кабинет, бильярдная, спальня, будуар, детская, кухня, хозяйственные помещения. Очень возможно, что в этот перечень входила и так называемая Пушкинская комната — копия той, о которой рассказала в своих воспоминаниях Вера Александровна Нащокина: "Я имела счастье принимать Александра Сергеевича у себя дома Для него была даже особая комната в верхнем этаже, рядом с кабинетом мужа Она так и называлась Пушкинской". Существует мнение, что мебель для Домика Нащокина "работал Гамбс". Мебель Нащокинского домика отличается техническим совершенством отменным мастерством исполнения, свидетельствует о безукоризненном вкусе заказчика.


https://interesniy-spb.livejournal.com/128056.html

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/511926.html


Метки:  

«Быть не в своей тарелке!» – тарелки могло бы и не быть. Но Пушкин объяснил, откуда взялась тарелка

Воскресенье, 12 Июля 2020 г. 23:40 + в цитатник



Фразеологизм
"быть не в своей тарелке" родом из Франции. Сложно теперь сказать, когда именно выражение попало в русский язык. По мнению В. В. Виноградова, заимствование произошло примерно в конце XVIII века благодаря европеизирующимся "щеголям" и "щеголихам".

Даже Пушкин знал, что на самом деле фразеологизм выглядел иначе, либо какой-то переводчик ошибся, либо намеренно пошутил. Александр Сергеевич пишет в своем дневнике в 1835 году:

Assiette значит положение, от слова asseoir, но мы перевели каламбуром - "в своей тарелке".

Так и есть. "Быть не в своей тарелке" – это французское выражение il n'est pas dans son assiette. Во французском выражении использован омоним assiette (состояние, положение).

Исследователи считают, что французское выражение il n'est pas dans son assiette первоначально использовалось в случаях, когда корабль не мог двигаться из-за низкого уровня воды.

Хотя Пушкин возмутился искажению выражения, фразеологизм продолжает существовать в таком виде даже в XXI веке и не собирается устаревать.

https://zen.yandex.ru/media/philological_maniac/byt-ne-v-svoei-tarelke--tarelki-moglo-by-i-ne-byt-no-pushkin-obiasnil-otkuda-vzialas-tarelka-5eec7194c5564636840e85f1

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/511628.html


Метки:  

11 июля 1817 года А. С. Пушкин с семьей прибыл из Петербурга в Михайловское

Суббота, 11 Июля 2020 г. 13:24 + в цитатник


Это был его первый приезд в родовое имение. 19 ноября 1824 года он записал: "Вышед из Лицея, я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч., но все это нравилось мне недолго. Я любил и доныне люблю шум и толпу и согласен с Вольтером в том, что деревня est le premier...".

ТЫ СВЕТЛАЯ ЗВЕЗДА
Ты светлая звезда таинственного мира,
Куда я возношусь из тесноты земной,
Где ждет меня тобой настроенная лира,
Где ждут меня мечты, согретые тобой.

Ты облако мое, которым день мой мрачен,
Когда задумчиво я мыслю о тебе,
Иль измеряю путь, который нам назначен,
И где судьба моя чужда твоей судьбе.

Ты тихий сумрак мой, которым грудь свежеет,
Когда на западе заботливого дня
Мой отдыхает ум и сердце вечереет,
И тени смертные снисходят на меня.
1837
Петр Вяземский


Иллюстрация:
П.А. Александров (1798 – после 1838) по рис. И.С. Иванова (1797 – 1845 или 1846)
Михайловское. Вид усадьбы. 1837
Лист из альбома "Галерея видов города Пскова и его окрестностей, снятых
с натуры…". 1837 - 1838
Бумага, литография

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/511303.html


Метки:  

Павел Нащокин - «ума необыкновенного и доброты несказанной»

Пятница, 10 Июля 2020 г. 12:57 + в цитатник



Павел Воинович Нащокин — представитель старого дворянского рода. В книгах по истории России упоминается Ордын-Нащокин — видный боярин времён первых Романовых — это его двоюродный прадед. Павел Воинович был воспитанником Благородного пансиона при Царскосельском лицее, учился вместе со Львом Пушкиным и там впервые познакомился с Александром Пушкиным.


В зрелые годы Павел Воинович был человеком лёгким, хлебосольным, шумным, дружелюбным, денег не считал, играл в карты по-крупному, из-за чего десять раз становился богачом и десять раз разорялся. При Пушкине был ещё богат или казался таковым; не раз они выручали друг друга с долгами.


После возвращения Пушкина в Москву из Михайловской ссылки почти при всех своих наездах в Москву Пушкин останавливался "у Войныча". Из письма Пушкина к жене в Петербург: "Нащокин занят делами, а дом его такая бестолочь и ералаш, что голова кругом идёт. С утра до вечера у него разные народы: игроки, отставные гусары, студенты, стряпчие, цыганы, шпионы, особенно заимодавцы. Всем вольный вход, всем до него нужда; всякий кричит, курит трубку, обедает, поёт, пляшет; угла нет свободного — что делать?" При этом сам Пушкин как раз чувствовал себя у Нащокина как дома, для него была всегда готова его комната на втором этаже.


И в последний свой приезд в Москву в мае 1836 года Пушкин сразу приехал к Нащокину. На третий день, в отсутствие хозяина, он вынужден был холодно общаться с появившимся там В. А. Соллогубом, с которым находился в ссоре, — дело шло к дуэли. Но вскоре пришёл Нащокин и быстро нашёл нужный тон, нужные слова, чтобы развести потенциальных противников "с честью". Это ключевое слово в дворянском кругу. Дуэльные истории повторялись без счёта, несмотря на все запреты (по закону, начиная с Петра I, уцелевшие противники подлежали смертной казни независимо от причин и обстоятельств дуэли), а при попытках примирения сохранение чести было выше сохранения жизни.


Нащокин как раз обладал способностью разрулить конфликт "с честью" и не мог простить себе, что не удалось это сделать в 1837 году просто потому, что он был "не в курсе". В свой последний приезд в Петербург он тоже останавливался у Пушкиных…


А несколькими годами раньше одобрил и благословил женитьбу Пушкина, был на свадьбе и на предшествующем ей "мальчишнике". Пушкин и венчался во фраке Нащокина, который пришёлся ему как раз впору, поэт считал его счастливым и в нём же потом был похоронен по желанию самой Натальи Николаевны (и к неудовольствию императора, полагавшего, что он должен был предстать перед вечностью в камер-юнкерском мундире). Павел Воинович был крёстным отцом первого сына Пушкина — тоже Александра, а Пушкин крестил дочь Нащокиных.

В свою очередь, когда Нащокин собрался жениться, он попросил одобрения у Пушкина. И тот, увидев невесту, сказал ему: "Не позволяю, а приказываю!" С Верой Александровной в дальнейшем у него была большая дружба и доверие; в Москве мог с ней живо беседовать обо всём часами в ожидании, когда супруг вернётся из Английского клуба (а это было, как и у Онегина, в 4—5 утра).


Уже после гибели Пушкина Нащокины продолжали дружить с Натальей Николаевной, всячески её поддерживая. Она даже советовалась с Павлом Воиновичем, решаясь на брак с Ланским, но он мягко уклонился от ответа.


Вера Александровна была счастлива с Нащокиным все 20 лет совместной жизни. Они имели шестерых детей. Без него прожила ещё 46 лет, то есть весь XIX век, и оставила очень тёплые и ценные воспоминания о Пушкине и о том времени. Вот выдержка из её воспоминаний:

"Поэт очень любил московские бани, и во всякий свой приезд в Москву они вдвоём с Павлом Воиновичем брали большой номер с двумя полками и подолгу парились в нём. Они, как объясняли потом, лёжа там, предавались самой задушевной беседе, в полной уверенности, что уж там их никто не подслушает".

Буквально накануне роковой дуэли у Нащокина было предчувствие — он слышал как будто бы голос Пушкина из прихожей, бросился туда, но там никого не оказалось. Они оба верили в приметы, отменяли иногда либо переносили поездки "из-за зайца" или из-за пролитого на скатерть масла. Здесь же, после своего предчувствия, Нащокин, расстроенный, ушёл в клуб и там услышал, что Пушкин смертельно ранен. На следующий день, чтобы пораньше узнать новости, из дома Нащокиных на почту пошёл Сергей Николаевич Гончаров, брат жены Пушкина, живший в те дни у них. Увидев его возвращающимся, Нащокин бросился навстречу, а Вера Александровна смотрела на них из окна и поняла, что случилось непоправимое. Павлу Воиновичу стало дурно, он долго не мог прийти в себя и несколько дней был в горячке; день и ночь в доме вообще не спали и не гасили огни.

Жуковский прислал Павлу Воиновичу серебряные часы Пушкина, которые были при нём в день дуэли, посмертную маску и локон волос. Часы Нащокин впоследствии передал Гоголю, после смерти которого они поступили в Московский университет.

Воспоминания Веры Александровны Нащокиной заканчиваются таким эпизодом:

"К нам зашёл генерал Врангель, начальник Московской артиллерии. Узнав, что Наталья Николаевна выходит замуж за генерала Ланского, генерал выразил своё удовлетворение: “Молодец, хвалю её за это! По крайней мере муж — генерал, а не какой-то там Пушкин, человек без имени и положения…” То ли ещё моим ушам приходилось слышать о великом поэте!"



Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/32441/ (Наука и жизнь, Игрушка пушкинской поры)


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/511149.html


Метки:  

Пушкин...Анатолий Сергеевич

Четверг, 09 Июля 2020 г. 21:50 + в цитатник

Метки:  

Альтернативный Евгений Онегин

Четверг, 09 Июля 2020 г. 13:46 + в цитатник



Вслед за Онегиным появляют­ся Печорин, Томский, Двинский, все по северным рекам; вслед за Ленским идут близкие по звучанию: Ленин (через"ять"), барон Велен, Алинин, вслед за Лариным — Чарин, Гарин, Харин, Комарин. Подражатели состязаются друг с другом в придумывании звучных фамилий, на­пример, Евгений Вельский, Вадим Лельский, Владимир Стрельский, Сергей Зарельский.

Маститые литераторы-современники Пушкина отнеслись к "Евгению Онегину" прохладно, а некоторые даже с осуждением. Критикам не нравился неожиданный переход Пушкина к новым темам (от романтических поэм к роману в стихах), недовольство вызывал непривычный "винегрет" из сцен и событий. Однако у молодых поэтов "Евгений Онегин" имел огромный успех. О том, какие произведения родились под влиянием пушкинского романа, рассказал Иван Никанорович Розанов.

Елена Самокиш-Судовская. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин»
Елена Самокиш-Судовская. Иллюстрация к роману "Евгений Онегин"

Начинающие авторы с восторгом приняли литературное новаторство Пушкина — римские цифры при обозначении строф, пропуски от­дельных строк и строф, замена пропущенного точками. Новым был даже заголовок романа — имя и фамилия главного героя.

В подражаниях "Евгению Онегину" главный герой может быть не только молодым дворянином, но и гусаром, и студентом, и чиновником. Причём во многих подражаниях квази-Онегин москвич, а не петербуржец, и больше напоминает Ленского, чем Онегина (а его возлюбленная — Ольгу, а не Татьяну).

Имена героям подражатели выбирали по названиям русских рек, либо созвучные Онегину и Ленскому, либо просто красивые.

Среди подражаний выделяется пародия Александра Полежаева "Сашка". В двадцатом веке её сравнили бы с романами Эдуарда Лимонова, настолько она хулиганская. Пародия начинается так: "Мой дядя человек сердитый", и дальше много подробностей про дядю и его семью.

Так, растянувшись на телеге,
Студент московский размышлял,
Когда в ночном из ней побеге
Он к дяде в Питер поскакал.

Александр Полежаев написал свою повесть в стихах в 1825 году, когда был студентом Московского университета. Ему понравился Онегин тем, что был "молодым повесой", умел франтовать и лицемерить, зевал в театре — но у Полежаева альтернативный Онегин примечателен не только тем, что ведёт себя как повеса, но и тем, что ходит по кабакам и притонам, буянит и выступает с речами. Сашка бунтарь:

Он ничему тому не верит:
"Все это сказки", говорит,
Своим аршином бога мерит
И в церковь гроша не дарит.

Родину он называет "глупой отчизной" и упрекает в дикости:

Когда ты свергнешь с себя бремя
Своих презренных палачей?

Стихи Полежаева каким-то образом попали к императору, и тот приказал отправить поэта в солдаты. Вскоре после подавленного восстания декабристов, нужно думать, Полежаева наказали не за слишком откровенные описания похождений Сашки у проституток, а за "глупую отчизну". В армии Полежаев через несколько лет умер от чахотки, осложнённой последствиями телесного наказания — так любовь к Пушкину опосредованно сломала поэту жизнь.

https://zen.yandex.ru/media/leninka/alternativnyi-evgenii-onegin-5ec96fd671f6bb078b0d3891

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/510694.html


Метки:  

"Часть послљдней сосны сломанной / бурей 5-го Јюля 1895 года. / Село Михаиловское.»

Среда, 08 Июля 2020 г. 13:13 + в цитатник


В постоянной экспозиции Дома-музея А. С. Пушкина в Михайловском экспонируется одна из реликвий, связанных с именем поэта, – пресс-папье для бумаги. На прямоугольной сосновой доске закреплены две серебряные пластинки с гравированным текстом, заполненным темно-синей эмалью. На верхней пластинке – пушкинские строки:
"На границљ /
Владљній дљдовских, на мљстљ томъ, /
Гдљ въ гору подымается дорога, /
Изрытая дождями, три сосны /
Стоятъ, одна по-одаль, двљ другія /
Другъ к дружкљ близко…".

У нижнего края доски закреплена вторая пластинка с надписью: "Часть послљдней сосны сломанной / бурей 5-го Јюля 1895 года. / Село Михаиловское.".

5 (17) июля 1895 года в Михайловском во время грозы погибла последняя из трех сосен, воспетых поэтом в стихотворении "Вновь я посетил..."
Ю. М. Шокальский (1856 – 1940), внук А. П. Керн, вспоминал: "…весною 1899 года случилось мне быть в деревне и заехать к Григорию Александровичу (…) Перед Михайловским дорога взбирается на небольшую возвышенность, где еще не так давно стояли „три сосны“; из них последнюю я особенно хорошо помню: толстая, слегка наклоненная, со сломанною верхушкою, она долго жила в таком виде, пока в июле 1895 г. ее не сломало окончательно бурею" (Шокальский Ю. М. Григорий Александрович Пушкин: Личные воспоминания. 1906).
Г. А. Пушкин решил сохранить в память об отце часть этой сосны; кроме того, из фрагментов он заказал в мастерской петербургского мастера серебряных и золотых дел М. П. Овчинникова несколько пресс-папье к 100-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Григорий Александрович подарил их Академии наук, а также различным лицам, в том числе своей родственнице и соседке по имению М. А. Философовой, К. К. Случевскому, Ю. М. Шокальскому, а также своему старшему брату А. А. Пушкину.

Пресс-папье для бумаги
1899 – начало ХХ в.
Мастер М. П. Овчинников, Санкт-Петербург
Сосна, сукно, серебро, эмаль
Пушкинский Заповедник

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/510405.html


Метки:  

Отрывок из письма А.С. Пушкина — князю П.А. Вяземскому от начала июля 1825 года

Вторник, 07 Июля 2020 г. 18:51 + в цитатник


"Думаю что ты уже получил ответ мой на предложения Телеграфа. Если ему нужны стихи мои, то пошли ему что тебе попадется (кроме Онегина), если же мое имя, как сотрудника, то не соглашусь из благородной гордости, т.е. амбиции: Телеграф человек порядочный и честный — но враль и невежда; а вранье и невежество в журнале делится между его издателями; в часть эту входить не намерен. ....К тому же, между нами, брат Лев у меня на руках; от отца ему денег на девок да на шампанское не будет; так пускай Телеграф с ним сделается и дай Бог им обоим разторговаться с моей легкой руки.
...Ты уже думаю, босо-ножка, полощешься в морской лужице, а я наслождаюсь душным запахом смолистых почек березы, под кропильницею Псковскаго неба и жду чтоб Некто повернул сверху кран и золотыя дожди остановились - у нас холодно и грязно - Жду разрешения моей участи".

Михайловское

Прим.: отрывок из письма публикуется с сохранением авторской орфографии и пунктуации.



https://pushkinskij-dom.livejournal.com/510021.html


Метки:  

О суевериях А.С. Пушкина

Вторник, 07 Июля 2020 г. 11:20 + в цитатник

Об этом нечасто вспоминают, но великий поэт был суеверен. Вот что писал по этому поводу его друг Владимир Даль. "Пушкин, я думаю, был иногда и в некоторых отношениях суеверен; он говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали, и, угадывая глубоким чувством какую-то таинственную, непостижимую для ума связь между разнородными предметами и явлениями, в коих, по-видимому, нет ничего общего, уважал тысячелетнее предание народа, доискивался и в нем смыслу, будучи убежден, что смысл в нем есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать".

Поэт никогда не садился за стол, где было 13 человек, не оставался в комнате с тремя свечами (эти приметы предвещали смерть). "Он терпеть не мог подавать и принимать от знакомых руку, в особенности левую, через порог, не выносил ни числа тринадцати за столом, ни просыпанной невзначай на стол соли, ни подачи ему за столом ножа", – вспоминали близкие Пушкину люди.

А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной (Гончаровой). Фото: общественное достояниеА. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной (Гончаровой).

Плохими приметами сопровождалось венчание с Натальей Гончаровой. Упали крест и Евангелие, когда согласно традиции обряда молодые обходили вокруг аналоя. Обручальное кольцо Пушкина упало на ковер, а свеча в руке поэта потухла. Эти обстоятельства встревожили поэта. "Tous les mauvais augures! ("Плохие предзнаменования!", франц.)", – произнес он.

Мистическое предсказание однажды промелькнуло в зеркале – Пушкин увидел Натали с ее вторым мужем офицером Ланским. "Наташа! – позвал он странным сдавленным голосом. – Что это значит? Я ясно вижу тебя, и рядом – так близко! – стоит мужчина, военный… Но не он, не он! Этого я не знаю, никогда не встречал. Средних лет, генерал, темноволосый, черты неправильны, но недурен, стройный, в свитской форме. С какой любовью он на тебя глядит! Да кто же это может быть? Наташа, погляди!" – вспоминала позже Наталья Пушкина.

Друг Павел Нащокин заказал для Пушкина талисман – перстень с бирюзой (камень-оберег от насильственной смерти). По свидетельству секунданта Константина Данзаса, поэт забыл взять кольцо на роковую дуэль. Перед смертью Пушкин подарил перстень Данзасу со словами: "Это от нашего общего друга Нащокина".

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/509780.html


Метки:  

К портрету Н.Ф. Арендта.

Вторник, 07 Июля 2020 г. 07:47 + в цитатник
Известный портрет Николая Фёдоровича Арендта (1785 – 1859), знаменитого хирурга, врача в меру сил облегчавшего последние страдания умирающего Пушкина, оказался изображением совсем другого человека. Это убедительно доказал историк, к.и.н. А.В. Кибовский (См.: "Дилетант", 2020, № 055, с. 6 – 9).



Олешкевич Ю.
Портрет хирурга Н.Ф. Арендта (?) 1822.
Гос. Третьяковская галерея.



Всё началось с наград портретируемого. Известно, что к 1822 году (времени написания портрета) Аренд имел орден Св. Анны 2-й степени с алмазами, французский орден Почётного легиона и серебряную медаль в память Отечественной войны 1812 года. У изображённого на портрете моложавого человека также присутствует Анна на шее и орден Почётного легиона, но серебряный, более низшей степени – шевалье. У Арендта крест был золотой, офицерский. Медаль в память Отечественной войны у изображённого также более низкого достоинства – бронзовая дворянская, вручавшаяся лицам, не принимавшим непосредственного участия в боевых действиях. Ещё одна награда на фраке изображённого незнакомца – датский орден Данеброг, которого Арендт никогда не имел…

Помимо прочего, если сравнить наш портрет с другим доподлинно известным изображением Николая Фёдоровича Арендта, датированным тем же 1822 годом, мы увидим похожего, но всё-таки иного человека (отсутствуют пышные бакенбарды, залысины на лбу и проч.).



Эстеррейх Е.И.
Николай Фёдорович Арендт. 1822.
Гос. музей А.С. Пушкина.

Но кто же тогда на интересующем нас портрете работы Юзефа Олешкевича? А.В. Кибовскому удалось ответить и на этот вопрос. Оказалось, что перед нами Генрих (Андрей Егорович) Зейдель (1779 – 18??), уроженец Тюрингии, перебравшийся в Россию, по-видимому, на рубеже 1800-х годов. Получив чин надворного советника и поселившись в Москве, он первое время занимался педагогической деятельностью. В 1812 году, уже в Петербурге, поступил на службу в Министерство полиции. После завершения Наполеоновских войн, в чине коллежского советника, возглавлял Высшую полицию 2-й армии графа Беннигсена в Тульчине, где руководил разведкой и контрразведкой.

В августе 1818 года Зейдель вновь появился в Петербурге, где получил должность правителя иностранного отделения Канцелярии генерал-губернатора столицы графа М.А. Милорадовича. С 1823 года его следы теряются. Возможно, вследствие возвращения на родину…

И да! Все вышеперечисленные награды, изображённые на портрете, Генрих Зейдель действительно выслужил. Включая достаточно редкий для России датский орден Данеброг, отсутствовавший у знаменитого хирурга, лейб-медика Его Величества Н.Ф. Арендта.

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/509485.html


Метки:  

В этот день родился Александр Александрович Пушкин (6 /18 июля 1833 – 19 / 31 июля 1914),

Понедельник, 06 Июля 2020 г. 23:48 + в цитатник
В этот день родился Александр Александрович Пушкин (6 /18 июля 1833 – 19 / 31 июля 1914), старший сын А. С. Пушкина.




20 апреля 1834 года Пушкин писал жене:

… Письмо твое послал я тетке, а сам к ней не отнес, потому что репортуюсь больным и боюсь царя встретить… К наследнику являться с поздравлениями и приветствиями не намерен; царствие его впереди; и мне, вероятно, его не видать. Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тезкой; с моим тезкой я не ладил. Не дай Бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибет. Теперь полно врать; поговорим о деле; пожалуйста, побереги себя, особенно сначала; не люблю я святой недели в Москве; не слушайся сестер, не таскайся по гуляниям с утра до ночи; не пляши на бале до заутрени. Гуляй умеренно, ложись рано… Сверх того прошу не баловать ни Машку, ни Сашку и, если ты не будешь довольна своей немкой или кормилицей, прошу тотчас прогнать, не совестясь и не церемонясь…



Воспитанник 2-й петербургской гимназии и Пажеского корпуса; командир 13-го гусарского Нарвского полка, генерал-лейтенант и тайный советник. В 1880 году принес в дар государству (Румянцевский музей, ныне Российская государственная библиотека) рабочие тетради отца и его письма к жене. У него же хранился дневник Пушкина (1833 – 1835), в 1919 году переданный в Румянцевский музей. Принимал участие в торжествах, посвященных 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина в Святых Горах. От первого брака имел 11, от второго 2 детей.

https://vk.com/pushkin_zapovednik?w=wall-50667602_10406

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/509224.html


Метки:  

"Хоть малиной не корми, да в Малинники возьми!"

Понедельник, 06 Июля 2020 г. 13:28 + в цитатник
Этот пушкинский рефрен вспоминала в 1847 году в одном из своих писем Анна Николаена Вульф, всю жизнь влюбленная в поэта...

Деревня Малинники находится примерно в 70 км от "Барской усадьбы" и не посетить эти места мы, конечно, не могли...
Каково же было наше разочарование от того, что ничего от поместья А.Н. Вульфа тут не осталось..Только природа, речка Тьма и современный щит-плакат о том, что здесь бывал Пушкин... Но очарование этих мест сохранилось...







Впервые Пушкин появился в Малинниках осенью 1828 года по приглашению Прасковьи Александровны Осиповой, своей тригорской приятельницы...Ну, и думаю, Пушкина привлекали девушки семьи Осиповых-Вульф - старшая дочь Анна, младшая Евпраксия (Зизи) и падчерца Осиповой, Алина... Анна вообще была безответно влюблена в Пушкина и так и не вышла замуж, в Зизи был одно время сильно влюблен Алесксандр Сергеевич и даже ей посвятил строки в "Евгении Онегине", ну а Алину шуточно умолял сжалиться над собой и притвориться влюбленной в него в известных стихах "Признание" (Я вас люблю, — хоть я бешусь...).
"Малинниковская осень" оказалась для поэта плодотворной - "Посвящение" к только что законченной поэме "Полтава", VII глава романа "Евгений Онегин", "Анчар", стихотворение "Чернь" ("Поэт и толпа"), "Ответ Катенину", "Ответ А.И. Готовцевой", стихи "Цветок", "В прохладе сладостной фонтанов…", "Как быстро в поле, вкруг открытом…", "Ворон к ворону летит", "Лищинский околел…" (эпиграмма), набросана одна из главок повести "Гости съезжались на дачу…"...

Полюбовавшись видами реки Тьмы мы поехали дальше, в село Берново в 5 километрах от Малинников, где к счастью все сохранилось - и парк и усадьба Вульфов...
В этом имении с 8 до 12 лет семье деда Ивана Петровича Вульфа жила и воспитывалась Анна Петровна Керн...
Александр Сергеевич приезжал в Берново несколько раз в 1828-1833 годах. Все Вульфы и их родственники относились к Пушкину с большим приятием. Любили его принимать. Девушки все были поголовно в него влюблены. И поэтому в своих дневниках и воспоминаниях детально записывают каждый шаг пребывания поэта у них в имениях и свои впечатления о нём...




Усадьба Вульфов в Берново. Теперь музей А.С. Пушкина.







Парк в Берново.




На обратном пути заехали в село Красное. В этом селе когда-то была усадьба Полторацких, с которыми Пушкин также был в дружеских отношениях.




Преображенская церковь.




Усадьба не сохранилась, а вот псевдоготическая Преображенская церковь сохранилась. Она была построена в 1790 году по проекту русского зодчего Ю.М. Фельтена и является авторским повторением знаменитой церкви Чесменского дворца в Санкт-Петербурге...

https://stroganov.livejournal.com/138707.html


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/509114.html


Метки:  

О "Гениии чистой красоты"

Воскресенье, 05 Июля 2020 г. 13:55 + в цитатник
Для русского человека строчка "гений чистой красоты" как часть культурного кода, как проверка на русскость...


Все знают что это Пушкин, что это из "Я помню чудное мгновенье..." и что стихотворение посвящено Анне Петровне Керн...

Но оказывается строчку "гений чистой красоты" Пушкин позаимствовал у Жуковского из его поэтического перевода романтической повести ирландского поэта Томаса Мура "Лалла-Рук"...

Ах! не с нами обитает
Гений чистой красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной красоты



В прижизненных изданиях Пушкин выделял эту строчку курсивом, что по обычаям того времени значило, что речь идет о цитате... Позже эту практику почему-то прекратили и только литературоведы помнили, что это была не пушкинская поэтическая находка...

И есть еще одна тайна стихотворения "Я помню чудное мгновение..." Некоторые исследователи считают (и довольно аргументировано), что это стихотворение посвящено не Анне Керн, а императрице Елизавете Алексеевне, жене императора российского Александра I, в которую Пушкин был тайно влюблен с тех пор, когда впервые увидел ее 19 октября 1811 года на открытии Царскосельского лицея...




Меня, кстати, всегда смущало, что с одной стороны есть вот этот шедевр любовной лирики, посвященной Керн, а с другой стороны в письмах к друзьям Пушкин за глаза называл Анну "вавилонской блудницей" и "дурой", писал о своей близости с ней, не стесняясь в выражениях... Как-то это не укладывалось у меня в голове. Ну никак нельзя "гения чистой красоты" называть "вавилонской блудницей" и "дурой" считал я...
И вот исследовательница творчества Пушкина Кира Викторова, знимавшаяся его архивами и письмами более 30 лет, выдвинула версию, что это знаменитое стихотворение посвящено вовсе не Керн... Викторова считает, что пушкинисты невнимательно читали в частности и воспоминания Керн ...
"На другой день я должна была ехать вместе с сестрой Анной Вульф. Пушкин пришел утром и принес мне экземпляр главы "Онегина". В неразрезанных листах я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами "Я помню чудное мгновенье". Когда я собралась спрятать поэтический подарок в шкатулку, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил его и не хотел отдавать, насилу выпросила".
Т.е. Пушкин ей вовсе не дарил автограф стихотворения...
Ну и дальше в своем исследовании Викторова, подробно анализируя письма, автографы Пушкина и его творчество приходит к выводу, что адресатом многих стихотворений и в частности этого была императрица Елизавета Алексеевна...
По мне так эта версия более симпатична, чем прежняя...
То, что я начитался про Керн, про ее любовные похождения не с Пушкиным (судя по письмам поэта он всего один раз в 1827 году побывал в ее объятиях), ну никак не позволяют и мне поверить, что поэт действительно считал ее "гением чистой красоты..."

Источник: https://stroganov.livejournal.com/146300.html

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/508793.html


Метки:  

Онегина воздушная громада

Суббота, 04 Июля 2020 г. 12:38 + в цитатник
Лекция Юрия Манна на портале Культура

Юрий Манн: "Искать здесь философский научный подтекст было бы не совсем корректно. Но тем не менее Николай Иванович Надеждин, отдавая должное Пушкину как поэту яркому, самобытному, в то же время задает вопрос: "Что тут нового? Где тут открытие?"

Юрий Владимирович Манн — российский литературовед, доктор филологических наук, действительный член Российской академии естественных наук. Манн включен в книгу "Две тысячи выдающихся ученых XX столетия", изданную Международным биографическим центром в Кембридже (Англия). Профессор кафедры истории русской литературы историко-филологического факультета РГГУ. Специалист по русской литературе и критике XIX века. Автор свыше 300 научных трудов и публикаций.




https://www.culture.ru/movies/1092/onegina-vozdushnaya-gromada

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/508512.html


Метки:  

ЧТО ЗНАЧИТ «ДЯДЯ САМЫХ ЧЕСТНЫХ ПРАВИЛ»?

Суббота, 04 Июля 2020 г. 12:30 + в цитатник


Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил,
И лучше выдумать не мог.
Александр Пушкин. "Евгений Онегин"

Роман "Евгений Онегин" не первое произведение, где встречается фраза "самых честных правил". Более того — поэт даже не был ее автором. Это выражение появилось четырьмя годами ранее на вечере в одном из домов Санкт-Петербурга.

Сохранились воспоминания Анны Керн о приеме, во время которого она познакомилась с известным баснописцем Иваном Крыловым и впервые увидела Александра Пушкина. Это произошло в 1819 году в доме у Елизаветы Олениной — тети Керн по отцу. Впрочем, сначала внимание 19-летней Анны привлекли не столько сами знаменитые гости, сколько игры, в которых они участвовали.

"Мне очень нравилось бывать в доме Олениных, потому что у них не играли в карты, хотя там и не танцевали, по причине траура при дворе, но зато играли в разные занимательные игры и преимущественно в charades , в которых принимали иногда участие и наши литературные знаменитости — Иван Андреевич Крылов, Иван Матвеевич Муравьев-Апостол и другие".

Анна Керн. Из книги "И.А. Крылов в воспоминаниях современников"

Во время вечера Крылов, Пушкин, писатель Алексей Плещеев, поэт Петр Вяземский и другие гости играли и в фанты. Крылову досталось такое задание: "Этому фанту сидеть под столом, пока не сочинит басню". Грузный и неповоротливый баснописец, который весил около 150 килограммов, так и не сумел забраться под маленький столик, поэтому его пришлось поставить прямо на Крылова. Анна Керн вспоминала: "Он сел на стул посередине залы; мы все столпились вкруг него, и я никогда не забуду, как он был хорош, читая своего "Осла"! И теперь еще мне слышится его голос и видится его разумное лицо и комическое выражение, с которым он произнес: "Осел был самых честных правил!".

Сначала эта басня состояла только из строки "Осел был самых честных правил!". Позднее Крылов закончил произведение и назвал его "Осел и мужик":

Мужик на лето в огород
Наняв Осла, приставил
Ворон и воробьев гонять нахальный род.
Осел был самых честных правил:
Ни с хищностью, ни с кражей незнаком:
Не поживился он хозяйским ни листком,
И птицам, грех сказать, чтобы давал потачку;
Но Мужику барыш был с огорода плох.


Фраза "Осел был самых честных правил!" настолько понравилась Пушкину, что он стал так называть всех "ослов", то есть глупых или упрямых людей. И даже включил эксцентричное выражение в одно из своих самых известных произведений — в "Евгения Онегина".

https://www.culture.ru/s/vopros/dyadya-samykh-chestnykh-pravil/

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/508248.html


Метки:  

Центон из "Евгения Онегина"

Пятница, 03 Июля 2020 г. 18:19 + в цитатник

  • И снится чудный сон Татьяне (5, XI)
    Средь модных и старинных зал(2, II)
    Девчонки прыгают заранее:(5, XXVIII)
    Помещик новый прискакал!(2,VI)
    Блистая взорами Евгений (3, XI)
    В тоске сердечных угрызений (6, XXXV)
    Идёт меж кресел по ногам. (1, XXI)
    Летают ножки милых дам, (1, XXVIII)
    Встаёт заря во мгле холодной, (4, XI)
    Садится Таня у окна, (7, XIII)
    Сидит спокойна и вольна (8, XXII)
    В гостиной светской и свободной. (8, черн.вар-т)
    А уж Евгений вышел вон (1, XXII)
    В Татьяну, как дитя, влюблён. (8, XXX)

  • Автора-сборщика не знаю.

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/507996.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_pushkinskij_dom
Страницы: 73 ... 67 66 [65] 64 63 ..
.. 1 Календарь