-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_pushkinskij_dom

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.12.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 0




Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://pushkinskij-dom.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://pushkinskij-dom.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Вечный "Борис Годунов"

Вторник, 16 Октября 2018 г. 23:31 + в цитатник
В №3 международного филологического журнала "Язык и текст" вышли две статьи Б.А.Куркина, посвященные трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" - "Хронотоп "Бориса Годунова" и "Жена мертвеца".
http://psyjournals.ru/langpsy/2018/n3/
По сему поводу интересно было бы узнать мнение "сообщников", выслушать их критические замечания.

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/413606.html


Метки:  

Вечный "Борис Годунов"

Вторник, 16 Октября 2018 г. 23:31 + в цитатник
В №3 международного филологического журнала "Язык и текст" вышли две статьи Б.А.Куркина, посвященные трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" - "Хронотоп "Бориса Годунова" и "Жена мертвеца".
http://psyjournals.ru/langpsy/2018/n3/
По сему поводу интересно было бы узнать мнение "сообщников", выслушать их критические замечания.

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/413606.html


Метки:  

Вечный "Борис Годунов"

Вторник, 16 Октября 2018 г. 23:31 + в цитатник
В №3 международного филологического журнала "Язык и текст" вышли две статьи Б.А.Куркина, посвященные трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" - "Хронотоп "Бориса Годунова" и "Жена мертвеца".
http://psyjournals.ru/langpsy/2018/n3/
По сему поводу интересно было бы узнать мнение "сообщников", выслушать их критические замечания.

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/413606.html


Метки:  

На экзамене Гумилева спросили о Пушкине

Пятница, 12 Октября 2018 г. 12:48 + в цитатник

В том же 1903 году Аркадий Андреевич Мухин / преподаватель в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии/ принимал экзамены у Николая Гумилева, упоминание об этом мы нашли в записках биографа Анны Ахматовой, П.Н.Лукницкого:

23 ноября 1925 года: "Я передал АА мой сегодняшний разговор с Мухиным. Мухин цитировал фразу Гумилева, сказанную им после выпускных экзаменов в гимназии, фразу, ставшую анекдотом среди учителей и запомнившуюся до сих пор: Гумилев отвечал на экзамене плохо. Его спросили, почему он не готовился к экзаменам? Николай Степанович ответил: "Я считаю, что прийти на экзамен, подготовившись к нему, это все равно, что играть с краплеными картами".
АА этой фразе очень обрадовалась: "Узнаю, узнаю… Весь Гумка в этой фразе!". АА сказала, что если б Мухин больше ничего, кроме этой фразы, не вспомнил, то и то его сообщение было б важнее всех вместе взятых воспоминаний девушек. Очень обрадовалась этой находке. А Мухин передал и еще одну характерную фразу. На экзамене Гумилева спросили о Пушкине: "Чем замечательна поэзия Пушкина?". Гумилев невозмутимо ответил: "Кристальностью".
— "Чтоб понять всю силу этого ответа, надо вспомнить, — говорил Мухин, — что мы, учителя, были совершенно чужды новой литературы, декадентству и т. д. Этот ответ ударил нас как обухом по голове. Все мы громко расхохотались! Теперь-то нам понятны такие термины, понятно, как верно определяет это слово поэзию Пушкина, но тогда!"


https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/istorija-carskogo-sela-v-licah/muhin-arkadii-andreevich-1867-1942.html#.Wl-ZG7xl_IV


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/413270.html


Метки:  

На экзамене Гумилева спросили о Пушкине

Пятница, 12 Октября 2018 г. 12:48 + в цитатник

В том же 1903 году Аркадий Андреевич Мухин / преподаватель в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии/ принимал экзамены у Николая Гумилева, упоминание об этом мы нашли в записках биографа Анны Ахматовой, П.Н.Лукницкого:

23 ноября 1925 года: "Я передал АА мой сегодняшний разговор с Мухиным. Мухин цитировал фразу Гумилева, сказанную им после выпускных экзаменов в гимназии, фразу, ставшую анекдотом среди учителей и запомнившуюся до сих пор: Гумилев отвечал на экзамене плохо. Его спросили, почему он не готовился к экзаменам? Николай Степанович ответил: "Я считаю, что прийти на экзамен, подготовившись к нему, это все равно, что играть с краплеными картами".
АА этой фразе очень обрадовалась: "Узнаю, узнаю… Весь Гумка в этой фразе!". АА сказала, что если б Мухин больше ничего, кроме этой фразы, не вспомнил, то и то его сообщение было б важнее всех вместе взятых воспоминаний девушек. Очень обрадовалась этой находке. А Мухин передал и еще одну характерную фразу. На экзамене Гумилева спросили о Пушкине: "Чем замечательна поэзия Пушкина?". Гумилев невозмутимо ответил: "Кристальностью".
— "Чтоб понять всю силу этого ответа, надо вспомнить, — говорил Мухин, — что мы, учителя, были совершенно чужды новой литературы, декадентству и т. д. Этот ответ ударил нас как обухом по голове. Все мы громко расхохотались! Теперь-то нам понятны такие термины, понятно, как верно определяет это слово поэзию Пушкина, но тогда!"


https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/istorija-carskogo-sela-v-licah/muhin-arkadii-andreevich-1867-1942.html#.Wl-ZG7xl_IV


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/413270.html


Метки:  

На экзамене Гумилева спросили о Пушкине

Пятница, 12 Октября 2018 г. 12:48 + в цитатник

В том же 1903 году Аркадий Андреевич Мухин / преподаватель в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии/ принимал экзамены у Николая Гумилева, упоминание об этом мы нашли в записках биографа Анны Ахматовой, П.Н.Лукницкого:

23 ноября 1925 года: "Я передал АА мой сегодняшний разговор с Мухиным. Мухин цитировал фразу Гумилева, сказанную им после выпускных экзаменов в гимназии, фразу, ставшую анекдотом среди учителей и запомнившуюся до сих пор: Гумилев отвечал на экзамене плохо. Его спросили, почему он не готовился к экзаменам? Николай Степанович ответил: "Я считаю, что прийти на экзамен, подготовившись к нему, это все равно, что играть с краплеными картами".
АА этой фразе очень обрадовалась: "Узнаю, узнаю… Весь Гумка в этой фразе!". АА сказала, что если б Мухин больше ничего, кроме этой фразы, не вспомнил, то и то его сообщение было б важнее всех вместе взятых воспоминаний девушек. Очень обрадовалась этой находке. А Мухин передал и еще одну характерную фразу. На экзамене Гумилева спросили о Пушкине: "Чем замечательна поэзия Пушкина?". Гумилев невозмутимо ответил: "Кристальностью".
— "Чтоб понять всю силу этого ответа, надо вспомнить, — говорил Мухин, — что мы, учителя, были совершенно чужды новой литературы, декадентству и т. д. Этот ответ ударил нас как обухом по голове. Все мы громко расхохотались! Теперь-то нам понятны такие термины, понятно, как верно определяет это слово поэзию Пушкина, но тогда!"


https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/istorija-carskogo-sela-v-licah/muhin-arkadii-andreevich-1867-1942.html#.Wl-ZG7xl_IV


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/413270.html


Метки:  

Без заголовка

Четверг, 11 Октября 2018 г. 20:30 + в цитатник


Многозначительно само по себе сопоставление пушкинской "Истории пугачевского бунта" и "Капитанской дочки". Отношение свое, как историка, как объективно смотрящей личности (чем она крупнее — тем холоднее, незамутненнее и объективней ее взгляд) к Пугачеву — это кровавый бунтовщик, исчадие ада, огненный смерч, бич Божий. Взгляд же писателя на Пугачева, когда тот становится народной фигурой, экстрактом народа, приводит его к идеализированию. Для Пушкина невозможен образ народного характера, связанный лишь с насилием и кровью. Это исторически несправедливо и более того — бесперспективно. Здесь историческая правда могла обратиться художественной ложью, т. е. художественным образом с отрицательным знаком.
Художественный образ — это образ, обеспечивающий ему развитие самого себя, его исторической перспективы. Следственно, образ — это зерно, это саморазвивающийся организм с обратной связью. Это символ самой жизни, в отличие от самой жизни. Жизнь заключает в себя смерть. Образ же жизни или исключает ее, или рассматривает ее как единственную возможность для утверждения жизни. Сам по себе художественный образ — это выражение надежды, пафос веры, чего бы он ни выражал — даже гибель человека. Само по себе творчество — это уже отрицание смерти. Следовательно, оно оптимистично, даже если в конечном смысле художник трагичен. Поэтому не может быть художника-оптимиста и художника-пессимиста. Может быть лишь талант и бездарность.

Андрей Тарковский. Мартиролог. 3 февраля 1974 года

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/413078.html


Метки:  

Без заголовка

Четверг, 11 Октября 2018 г. 20:30 + в цитатник


Многозначительно само по себе сопоставление пушкинской "Истории пугачевского бунта" и "Капитанской дочки". Отношение свое, как историка, как объективно смотрящей личности (чем она крупнее — тем холоднее, незамутненнее и объективней ее взгляд) к Пугачеву — это кровавый бунтовщик, исчадие ада, огненный смерч, бич Божий. Взгляд же писателя на Пугачева, когда тот становится народной фигурой, экстрактом народа, приводит его к идеализированию. Для Пушкина невозможен образ народного характера, связанный лишь с насилием и кровью. Это исторически несправедливо и более того — бесперспективно. Здесь историческая правда могла обратиться художественной ложью, т. е. художественным образом с отрицательным знаком.
Художественный образ — это образ, обеспечивающий ему развитие самого себя, его исторической перспективы. Следственно, образ — это зерно, это саморазвивающийся организм с обратной связью. Это символ самой жизни, в отличие от самой жизни. Жизнь заключает в себя смерть. Образ же жизни или исключает ее, или рассматривает ее как единственную возможность для утверждения жизни. Сам по себе художественный образ — это выражение надежды, пафос веры, чего бы он ни выражал — даже гибель человека. Само по себе творчество — это уже отрицание смерти. Следовательно, оно оптимистично, даже если в конечном смысле художник трагичен. Поэтому не может быть художника-оптимиста и художника-пессимиста. Может быть лишь талант и бездарность.

Андрей Тарковский. Мартиролог. 3 февраля 1974 года

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/413078.html


Метки:  

САВВА ЯМЩИКОВ | ЕСЛИ РОССИЯ ЭТО ЖВАНЕЦКИЙ, ТО ЭТО НЕ МОЯ РОССИЯ *

Вторник, 09 Октября 2018 г. 00:04 + в цитатник

Фрагмент из выступление на конференции "А. С. Пушкин как мировоззренческое явление национальной традиции", Москва, 10 мая 2009 года

Наиболее страшным из итогов 25-летнего нашего так называемого "постперестроечного" времени я считаю то, что за это время нас заставили потерять память. С этого началась вся эта бархатная революция, которая стоила нам не меньше жертв, чем война и революция не бархатные.

Помните, с чего всё начиналось? Кого они прославляли на страницах журналов? Бухарина. Бухарина, который сказал, что большевикам имя Есенина вспоминать не нужно, что если мы будет хвалить Есенина, то не дай Бог и до Тютчева "докатимся". Это было продолжение той же самой троцкистско-ленинской революции.

Чего было ждать от этих подразгулявшихся ребят? "Московские новости" Егора Яковлева говорили о демократии, а он в то же время продолжал снимать 90-серийный фильм о Ленине, обобрав всё Останкино за свой сценарий. А был уже 1989 год… Уже вовсю звучали призывы к демократии — их демократии. Лиля Брик, Бухарин, прочие — социально близкие им люди.

Месяца полтора тому назад в подмосковной усадьбе в Люблино, где мы представляли книгу о русской усадьбе, у меня произошла одна встреча. Книга эта, кстати, совершенно замечательная: об усадьбах преимущественно не дворянских, а промышленников — Мамонтовых, Морозовых, Рябушинских. Там я повстречал Бориса Евгеньевича Пастернака, внука поэта, и меня потрясли его слова. Он сказал, что за последние 25 лет все усадьбы вокруг Москвы, которым посвящён этот альбом, уничтожены.

Я думал, что такое происходит только в Пскове, что рядом с Москвой уничтожено только Абрамцево, а оказывается, что и другие подмосковные уничтожены.

Не буду рассказывать вам о наших бедах во Пскове. Могу сказать, что всё это делается людьми, которые хотят уничтожить не Пушкинский праздник, а нашу память. У этих людей нет совести. Они могут действовать через прокуратуру, через что угодно, но самое главное — я это официально заявляю и не только с этой трибуны — речь идёт о целенаправленном разрушении, целенаправленном уничтожении памятников культуры!..

В течение четырёх лет со страниц всех газет, по телевидению мы говорили, что Абрамцево уничтожается по специальному плану. Удар был осуществлён руками поставленного туда директором выпускника иезуитского ватиканского колледжа г-на Пентковского. Придя на царствование, он заявил: "Духа мракобеса Гоголя в Абрамцеве не будет". Они уничтожали Абрамцево и уничтожили под корешок.

Мы создали общественное движение в защиту Абрамцево, провели конференцию, где выступило более 40 человек — искусствоведы, реставраторы, священники, филологи. Что через "Московские новости" нам отвечал г-н Швыдкой? "Через полгода там будет всё в порядке".

Сейчас мы снимаем репортаж для Российского телевидения с Аркадием Мамонтовым. Слезы выступают на глазах, когда видишь, во что превратилось Абрамцево, о котором Павел Флоренский в 20-е годы писал дочери Мамонтова: если будет цело хотя бы одно бревнышко, Абрамцево, Россия не умрёт…

Я официально заявляю, что наш бывший министр культуры Швыдкой делал и делает всё для уничтожения нашей памяти и нашей культуры. Разве может быть министром культуры человек, который проводит провокативную программу "Культурная революция"? Её темы: "Пушкин устарел", "Музеи – кладбища культуры"… И это министр говорит об этом!

4 года мы боролись за то, чтобы достойно отметить юбилей Н.В.Гоголя. Нас кто-то в этой борьбе поддержал? Нас поддержал председатель Союза писателей Ганичев? Нас поддержал председатель Российского фонда культуры Михалков? Нас поддержали другие творческие союзы? Нас поддержал прежний министр культуры Швыдкой? Нет, он нас обвинил в том, что не Гоголь нас интересует, а материальная корысть. Какой может быть Пушкинский праздник в провинции, если в Москве Гоголевский юбилей прошел если не сказать страшно, то печально. Если идёт торжественное заседание в Малом театре, а одновременно дают премьеру фильма "Тарас Бульба" в кинотеатре "Октябрь" — значит это кому-то надо.

Я, как говорится, нелюбимое дитя тоталитарного режима, но помню, как мы слушали по радио в 1952 году заседание в Большом театре по поводу 100-летия со дня смерти Гоголя. Четыре часа, и диктатор сидел всё это время на сцене. У нас это всё прошло более скромно. Один только новый министр культуры пришел — и всё. Первый канал в этот день в программе "Время" не сказал, что сегодня юбилей Гоголя. Зато 15 минут чествовали 75-летие господина Познера. Разве показали посвящённое Гоголю заседание в Малом по телевидению? А Жванецкого юбилей три с половиной часа транслировали.

И растяжка висела в зале Чайковского "Жванецкий — это Россия". Россия — это Пушкин, это Гоголь, это Достоевский…

Президент Путин учредил свою литературную премию 5 лет назад. Кто её получает? Распутин, Астафьев, Белов? Нет. Жванецкий. А скажите, кто у нас представляет Россию на книжных ярмарках? Одни и те же писатели: Ерофеев, Быков, Попов… У нас что, берут на эти книжные ярмарки Курбатова, Золотусского, Распутина? Нет. Они только между собой встречаются.

И когда мы подписали несколько месяцев назад письмо президенту по поводу того, кому предоставляется телевидение, нам ответил г-н Лошак, редактор "Огонька". Он написал: не дождетесь, господа, ваше время прошло, мы указываем, что главное…

Знайте, они будут уничтожать нашу культуру! Они радуются, что Псков уничтожают. Они радуются, что идут скандалы вокруг Пушкинского заповедника. Что канала "Культура" как действительного проводника культуры нет… Помню 4-ый общеобразовательный канал в советские годы. Если там выступали люди, то только те, кто в своем деле был №1. Если литературоведение — Лотман, если археология — Янин, история — Рыбаков. Что такое канал "Культура" сегодня? Это "Культурная революция", это пошлейшая болтовня в "Апокрифе" Ерофеева, человека, который написал, что русская литература — это отстой, что о ней говорить невозможно. Или же абсолютно откровенно русофобская передача г-на Архангельского, в которой на вопрос газеты, почему он приглашает людей одной национальности, он ответил: я не виноват, что они умные…

Один из его умников, выдаваемый за великого знатока древнерусского искусства, г-н Лифшиц, договорился до того, что сказал о своей благодарности революции за то, что она позволила ему увидеть подлинный лик Владимирской Богоматери и "Троицы" Рублёва. Я бы ещё две тысячи лет ждал, чтобы увидеть подлинный лик Владимирской Богоматери и "Троицы" Рублёва, но только бы не было революции, которая уничтожила сколько церквей! А сколько икон было сожжено, скольких священников казнили!

Если речь заходит об опере или балете, то "Культура" показывает только спектакли западных театров. А разве дождешься, чтобы канал "Культура" приехал осветить какую-нибудь серьёзную выставку? Нас замучили современным, так называемым "посмодерновым" искусством. Всякими "пожираниями" сделанного из шоколада тела Ленина, как это делал Марат Гельман, всякими "новыми памятниками", которыми "унавожена" Москва. Вам не страшно от этих отрубленных рук, от этих "петров"? Посмотрите, во что Москва превратилась! Нет у нашей новой "элиты", так она себя называет, совести. Они настоящую русскую культуру или ненавидят, или не знают…

http://yarcenter.ru/articles/politics/braces/savva-yamshchikov-rossiya-esli-rossiya-eto-zhvanetskiy-to-eto-ne-moya-rossiya/

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/412901.html


Метки:  

Болдино. Октябрь 2018 г.

Суббота, 06 Октября 2018 г. 17:20 + в цитатник

Метки:  

Болдино. Октябрь 2018 г.

Суббота, 06 Октября 2018 г. 17:20 + в цитатник

Метки:  

Cочинение французской школьницы о сказке Пушкина

Вторник, 02 Октября 2018 г. 15:15 + в цитатник


Пишет протоиерей Владимир Вигилянский в ФБ: Моя дочь – преподаватель во французском колледже. Это сочинение девочки Эмилии (отец француз, мама русская), учится писать по-русски только год.

Моя любимая книга
Соченение

Моя любимая книга это сказка о рыбоке и рыбке. Ее напесал Александор Сергеевич Пишкин. Мне нраветься эта сказка пому что там добро побеждает зло. Злая там старуха и ее слуги потому что он за шею выгнали старика. И они послушались старуху!!! А добрые там старик и конешно золотая рибка. Они все для нее делают. Старуха всевремя ругается и говорит старику: <Дурачина ты просто Филя>!!! И ктамуже она его жена!!! Они живут уже 30 лет и 3 года!!! И старик даже не абихаеться!!! И с рыбкой ей все делают!!! Хочеш избу? Вот тебе изба!!! Хочеш дворец? Вот тебе дворец!!! Хочш золото? Вот тебе золото!!! Все ей!!! И не спасиба им и ничего!!! Но добро побеждает зло!!! Тойсть старик и рыбка побеждают!!! Поэтому это моя любимая книга!!!


https://www.facebook.com/photo.php?fbid=976654242523006&set=a.328174824037621&type=3&theater


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/412183.html


Метки:  

Пушкин может все. Усмирение быков в Риме

Пятница, 28 Сентября 2018 г. 12:42 + в цитатник

Метки:  

Двухтомник Б.Томашевского "Пушкин"

Четверг, 27 Сентября 2018 г. 15:27 + в цитатник




Томашевский Борис Викторович - советский литературовед, теоретик стиха и текстолог, исследователь творчества Пушкина, переводчик, писатель, член Союза советских писателей, заведующий Рукописным отделом и Сектором пушкиноведения Пушкинского Дома. Родился 17 (29) ноября 1890 года в Санкт-Петербурге. Из-за участия в политических сходках по окончании гимназии, в 1908 году не смог поступить в Политехнический институт. Окончил Льежский университет в 1912 году с дипломом инженера-электрика. Слушал лекции в Сорбонне. По возвращении в Россию выступил в 1915 году с первыми публикациями по инженерным вопросам и на темы литературы. Сблизился с кругом журнала "Аполлон".


Участвовал в Первой мировой войне, воевал на австрийском фронте (1915—1918). По окончании войны служил в Москве чиновником статистических отделов различных хозяйственных учреждений. Сблизился с членами Московского лингвистического кружка и вступил в "Общество изучения теории поэтического языка" (ОПОЯЗ). Переехав в Петроград, в 1921 году, стал сотрудником Института русской литературы (Пушкинский дом) и начал читать лекции по текстологии, теории литературы и творчеству А. С. Пушкина в Государственном институте истории искусств. С 1924 года преподавал на кафедре русской литературы Ленинградского университета (профессор с 1942).

Во время кампании против "формальной школы" был уволен из филологических учебных и научных учреждений (1931). Работал преподавателем прикладной математики в Институте путей сообщения. В связи со столетием со дня смерти А. С. Пушкина (1937) получил возможность вернуться к филологической деятельности. Умер 24 августа 1957 года в Гурзуфе.


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/411900.html


Метки:  

Двухтомник Б.Томашевского "Пушкин"

Четверг, 27 Сентября 2018 г. 15:27 + в цитатник




Томашевский Борис Викторович - советский литературовед, теоретик стиха и текстолог, исследователь творчества Пушкина, переводчик, писатель, член Союза советских писателей, заведующий Рукописным отделом и Сектором пушкиноведения Пушкинского Дома. Родился 17 (29) ноября 1890 года в Санкт-Петербурге. Из-за участия в политических сходках по окончании гимназии, в 1908 году не смог поступить в Политехнический институт. Окончил Льежский университет в 1912 году с дипломом инженера-электрика. Слушал лекции в Сорбонне. По возвращении в Россию выступил в 1915 году с первыми публикациями по инженерным вопросам и на темы литературы. Сблизился с кругом журнала "Аполлон".


Участвовал в Первой мировой войне, воевал на австрийском фронте (1915—1918). По окончании войны служил в Москве чиновником статистических отделов различных хозяйственных учреждений. Сблизился с членами Московского лингвистического кружка и вступил в "Общество изучения теории поэтического языка" (ОПОЯЗ). Переехав в Петроград, в 1921 году, стал сотрудником Института русской литературы (Пушкинский дом) и начал читать лекции по текстологии, теории литературы и творчеству А. С. Пушкина в Государственном институте истории искусств. С 1924 года преподавал на кафедре русской литературы Ленинградского университета (профессор с 1942).

Во время кампании против "формальной школы" был уволен из филологических учебных и научных учреждений (1931). Работал преподавателем прикладной математики в Институте путей сообщения. В связи со столетием со дня смерти А. С. Пушкина (1937) получил возможность вернуться к филологической деятельности. Умер 24 августа 1957 года в Гурзуфе.


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/411900.html


Метки:  

Юнна Мориц "И почему крестьянин, торжествуя, Зимой на дровнях обновляет путь"

Вторник, 18 Сентября 2018 г. 21:08 + в цитатник
Цветаева не кончилась в петле,
И Мандельштам не кончился в Гулаге,
И это – не метафора в котле
С бульоном утешительной отваги.

Державин, Пушкин, Лермонтов и Блок
Не кончились, и в полном смысле живы.
Не жди, что кончится словарь страниц и строк,
Чьи струны – органические жилы.

Не жди, что кончится в тулупе тот ямщик
На облучке, и колокольчик – дар Валдая,
И что с кувшином охтенка спешит,
Чтоб кончиться, деменцией страдая!

И в грязь лицом, учитель, не ударь:
Когда слова старинные нередки,
Учи детей заглядывать в словарь,
Где никогда не кончатся их предки!

А дровни – это сани, не забудь, -
Для дров!..Отведай силу слов живую
И почему крестьянин, торжествуя,
Зимой на дровнях обновляет путь.

И в каждом слове зажигай фонарь,
Когда слова старинные нередки, -
Таким путём с детьми гуляй в словарь,
Где никогда не кончатся их предки!



https://pushkinskij-dom.livejournal.com/411584.html


Метки:  

Возраст пушкинских героев

Вторник, 18 Сентября 2018 г. 14:55 + в цитатник



Капитанская Дочка"
. Петр Гринев — 17 лет

Страшные события Пугачевского восстания, дуэль с подлецом Швабриным и любовь, которая продлится всю жизнь, — все это герой повести "Капитанская дочка" пережил в нежном по современным меркам возрасте. Однако даже современников Пушкина юность Петруши Гринева отнюдь не удивляла, а события повести, напомним, происходят за полвека до рождения автора.

"Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: "Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы..." Наконец, батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.
Вдруг он обратился к матушке: "Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?"
— Да вот пошел семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще...
— Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни".



Александр Пушкин. "Капитанская дочка"

Иллюстрации к роману в стихах  «Евгений Онегин»

"Евгений Онегин". Онегин и генерал, муж Татьяны

Благодаря указаниям на время, щедро рассыпанным по роману "Евгений Онегин", литературовед Юрий Михайлович Лотман вычислил точный год рождения заглавного героя. Он же обратил внимание и на другой интересный факт: муж Татьяны, "важный генерал", имени которого мы даже не знаем, оказывается, совсем не старик.

"Вопреки распространенному мнению, еще Н.О. Лернер (очерк "Муж Татьяны" в кн.: "Рассказы о Пушкине", Л., 1929, с. 213–216) показал, что муж Татьяны вполне мог быть нестарым человеком. Грибоедов писал в 1816 году Бегичеву: "…Ныне большая часть генералов таких, у которых подбородок не опушился" (А.С. Грибоедов. Полн. собр. соч., т. III. Пг., 1917, с. 122). Онегину, который родился в 1795 году, или около этого, весной 1825 года могло быть неполных тридцать лет. Князь N — его родня и приятель! — с которым Онегин на "ты", мог быть лет на пять старше".


Юрий Лотман. "Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий"


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/411352.html


Метки:  

Возраст пушкинских героев

Вторник, 18 Сентября 2018 г. 14:55 + в цитатник



Капитанская Дочка"
. Петр Гринев — 17 лет

Страшные события Пугачевского восстания, дуэль с подлецом Швабриным и любовь, которая продлится всю жизнь, — все это герой повести "Капитанская дочка" пережил в нежном по современным меркам возрасте. Однако даже современников Пушкина юность Петруши Гринева отнюдь не удивляла, а события повести, напомним, происходят за полвека до рождения автора.

"Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: "Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы..." Наконец, батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.
Вдруг он обратился к матушке: "Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?"
— Да вот пошел семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще...
— Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни".



Александр Пушкин. "Капитанская дочка"

Иллюстрации к роману в стихах  «Евгений Онегин»

"Евгений Онегин". Онегин и генерал, муж Татьяны

Благодаря указаниям на время, щедро рассыпанным по роману "Евгений Онегин", литературовед Юрий Михайлович Лотман вычислил точный год рождения заглавного героя. Он же обратил внимание и на другой интересный факт: муж Татьяны, "важный генерал", имени которого мы даже не знаем, оказывается, совсем не старик.

"Вопреки распространенному мнению, еще Н.О. Лернер (очерк "Муж Татьяны" в кн.: "Рассказы о Пушкине", Л., 1929, с. 213–216) показал, что муж Татьяны вполне мог быть нестарым человеком. Грибоедов писал в 1816 году Бегичеву: "…Ныне большая часть генералов таких, у которых подбородок не опушился" (А.С. Грибоедов. Полн. собр. соч., т. III. Пг., 1917, с. 122). Онегину, который родился в 1795 году, или около этого, весной 1825 года могло быть неполных тридцать лет. Князь N — его родня и приятель! — с которым Онегин на "ты", мог быть лет на пять старше".


Юрий Лотман. "Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий"


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/411352.html


Метки:  

Кот ученый...на цепи

Суббота, 15 Сентября 2018 г. 14:26 + в цитатник


Среди многочисленных иллюстраций к сказкам Пушкина есть такие варианты, когда кота ученого изображают с цепью на шее.

Вместо пушкинского: "Кот ученый все ходит по цепи кругом" иллюстратором было прочитано : "Все ходит на цепи кругом".
Обычного кота представить себе посаженным на цепь трудно, а тут образованнейший кот, ученый, полиглот, кот баюн, импровизатор и певун и - на цепи! Тот, кому пришла в голову эта идея, воистину не кошатник и не гуманист. Свободу - Коту ученому!




https://pushkinskij-dom.livejournal.com/411124.html


Метки:  

Борис Кочейшвили (р. 1940). Пушкинский цикл

Суббота, 08 Сентября 2018 г. 15:06 + в цитатник
Кочейшвили Борис Петрович (род. 1940), художник и поэт. В 1962 году закончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года. С 1965 по 1975 годы занимался в Экспериментальной студии офорта им. И.И. Нивинского. Произведения хранятся в лучших российских и зарубежных коллекциях.


Встреча Пущина и Пушкина в Михайловском



Пушкин. Чаепитие в Малинниках. 1970-е. Бумага, китайская тушь, кисть. 45 х 50,5см
Малинники — деревня в Берновском сельском поселении Старицкого района Тверской области. С 1813 года усадьба Малинники принадлежала Прасковье Александровне Вульф. Осень 1828 года, проведенная в Малинниках, для Пушкина оказалась очень плодотворной. Здесь он написал «Посвящение» к «Полтаве», потом работал над 7 главой «Евгения Онегина», сделал набросок главы «Гости съезжались на дачу...», написал стихотворение «Чернь» и многие другие, составил план «Кирджали». В настоящее время сохранились часовня и заброшенный парк.












Друзья, 1971

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/410652.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_pushkinskij_dom
Страницы: 73 ... 48 47 [46] 45 44 ..
.. 1 Календарь