На новой 20-долларовой банкноте появится женщина |
Метки: гендерная символика политика и гендер изображения новости |
«Женщины зажаты в тисках двух идеологий» |
Московская феминистская группа существует с 2008 года. Помимо анализа положения женщины в патриархальном обществе, ее участницы делают переводы иностранных авторов, которые специализируются по данной тематике, пишут собственные тексты, выходят на уличные акции, организуют публичные лекции и дискуссии. Вера Акулова, участница Московской феминистской группы, рассказывает LIVA.com.ua о проблемах гендерного неравенства и о соотношении классового и гендерного, личного и политического в жизни современного человека.
– Скажите, что значит для каждой из вас лозунг: "личное – это политическое"?
– Для меня эта фраза говорит о радикальном расширении понятия политического. О том, что отношения власти проявляются на повседневном уровне. Кто моет посуду, кто пылесосит, кто моет туалет: я или мой муж? Кто кому приготовит ужин и постирает одежду? Кто решает, как я должна выглядеть, с кем мне проводить время, где мне работать, когда, сколько, как заниматься сексом?
И если по какому-то вопросу будут разногласия – угрожает ли мне насилие? А если да, то какое – психологическое, экономическое, физическое, сексуальное? Все эти вопросы определяют меру свободы женщины – а значит, они политические.
– Феминисток иногда упрекают в том, что в своем желании разрушить бинарные оппозиции, они стремятся превратить всех в "бесполых" существ. В патриархатном обществе различия между людьми (мужчинами и женщинами) ранжируются по принципу "кто главнее". Как говорить об этих отличиях, не впадая в сексизм, не поддерживая иерархии?
– На мой взгляд, говоря о различиях, нужно понимать две вещи. Во-первых, "изначальное" разделение на мужчин и женщин – это патриархатный миф. В реальности дихотомии не существует, а есть континуум – даже по признаку строения гениталий есть небольшое, но заметное количество людей-интерсекс, существование которых принято игнорировать. Любые два человека отличаются друг от друга – а не только женщина от мужчины. И если "превратить всех в бесполых людей" означает "дать каждому человеку возможность быть тем, кем он быть хочет" – то да, я, например, хотела бы именно этого.
Но, во-вторых – и это главное, – мы не можем себе позволить закрывать глаза на то, что прямо сейчас мы находимся в условиях, когда часть из нас воспитаны как мужчины, а другая часть –как женщины. Это дает и тем, и другим, как преимущества, так и слабости, которые совершенно необходимо учитывать, чтобы преодолеть патриархат.
– Какое течение феминизма вам ближе? В чем вы согласны, а в чем расходитесь с другими течениями феминизма?
– На этот вопрос я обычно отвечаю: "социалистический феминизм" – имея в виду синтез радикального и марксистского направлений. Но вообще, по-моему, ярлыки не имеют существенного значения – особенно в России, где феминистское движение только начинает складываться, и по поводу каждого из этих терминов возникают разночтения. Я вижу огромную необходимость поднимать сейчас повестку радикального феминизма: проблему гендерного насилия (осмысляя насилие вообще, в его разных формах), различные вопросы, связанные с телом женщины (сексуальность, репродуктивные права) и прочее. Все эти темы пока совершенно не осмыслены на постсоветском пространстве.
В то же время, важно понимать, что патриархат – это одна из главных опор капитализма, поэтому без борьбы с капитализмом невозможно преодолеть патриархат. Если мы считаем, что моногамная гетеронормативная семья не должна иметь статус основополагающего общественного института, значит, борьба с этим неизбежно коснется всего общества – в том числе, и его экономического устройства.
– Часть левых считает, что проблемы, о которых говорят феминистки – второстепенные, и сначала главное победить в борьбе против капитализма. Что вы об этом думаете? Почему феминистская теория и практика важна для левого движения?
– Феминистская теория и практика, в первую очередь, важны для женщин. А для левой организации это просто нонсенс – не поддерживать феминизм. Иначе получается, что вы за равенство, но только до тех пор, пока вам самим не приходится жертвовать своими привилегиями. То есть, если мужчину на работе эксплуатирует начальство – это считается серьезной политической проблемой, требующей немедленного решения, а если мужчина эксплуатирует дома женщину – это не страшно, пусть потерпит до революции? Женщины, которые проводят свою жизнь в материальном, сексуальном и психологическом обслуживании мужчин, могли бы тратить это время и эти силы на самообразование, творчество и борьбу. Это колоссальный потенциал, который уходит в никуда до тех пор, пока женские проблемы считаются второстепенными.
– Ваше мнение о деле Pussy Riot? Можно ли определить вашу позицию как "критическую поддержку"?
– Pussy Riot – политзаключенные, пострадавшие за свою либерально-антиклерикальную акцию. Размах примененного против них государственного насилия недвусмысленно показывает, что эта акция была действительно острой.
Что касается критики, то пока три предполагаемые участницы находятся в СИЗО, а остальные вынуждены скрываться, любая содержательная критика их предыдущей деятельности кажется мне несвоевременной.
– Значительная часть феминистских идей и методологии пришла к нам из западного опыта. Не ограничены ли возможности их применения на постсоветском пространстве?
– На мой взгляд, такие ограничения касаются разве что терминов, за которыми стоят специфические вехи истории западного движения, и часто – аргументации. Например, когда мы читаем тексты деятельниц второй волны феминизма в США, мы видим развернутый анализ положения женщины-домохозяйки – но для нас это не так актуально, потому что постсоветские женщины очень давно присутствуют на рынке труда. Или же полемика между белыми феминистками среднего класса и афроамериканками: у нас проблемы расизма и ксенофобии стоят совсем иначе, и во многом ситуация с ними гораздо более катастрофическая, чем в Америке в 60-е годы. Конечно, нам нужен собственный анализ. Тем не менее, сами идеи и методы второй волны для нас актуальны как никогда.
С другой стороны, не надо забывать и о том, что у нас есть своя традиция женского движения, которая отсчитывается со второй половины XIX века. И многое из того, что писали "равноправки" в дореволюционной России, сегодня тоже отнюдь не утратило своей остроты.
– Каковы приоритеты феминистского активизма в России и на постсоветском пространстве? Что требует незамедлительного внимания и действий?
– С одной стороны, у нас есть груз проблем, которые замалчивались в Советском Союзе, –например, гендерное насилие, двойной рабочий день и даже, как ни трудно в это поверить, разница в зарплате и трудовая дискриминация женщин в целом. Кроме того, существует ряд проблем, связанных с так называемым "патриархатным ренессансом" – с возвращением капитализма и ужесточением гендерного порядка. Это проблемы контроля над женским телом, репрессивного стандарта красоты, ограничения репродуктивных прав.
Женщины в России (и, насколько я могу судить, на постсоветском пространстве) зажаты в тисках между двумя репрессивными идеологиями. Первая – консервативная (в ее советском или религиозном вариантах), согласно которой женщина не должна иметь сексуального желания, должна подчиняться родителям и мужу, рожать много детей и обслуживать свою семью. Вторая –либеральная, в которой женщина вроде бы имеет чуть больше свободы, но при этом обязана быть сексуально привлекательной для мужчин, обслуживать их – и, опять же, неизменно ставить интересы мужа и семьи выше любых своих интересов. Третья позиция – феминистская – почти не присутствует в публичном поле. Поэтому одна из важнейших наших задач на сегодня –заниматься просвещением во всех существующих формах.
Собственно, все те конкретные проблемы, которые я назвала, требуют немедленного реагирования. По многим из них уже ведут работу правозащитные организации. В 2011 году российским феминисткам удалось крайне скудными силами существенно затормозить принятие закона, ограничивающего право на аборт – в итоге он все же был принят, но в сильно смягченной версии по сравнению с тем, что предлагалось вначале. Это была пусть относительная, но победа, и тогдашняя кампания сильно помогла сплотить феминистское движение, сделала его более заметным. Этими же проблемами мы будем заниматься и дальше.
Беседовал Дмитрий Райдер
Иллюстрация – Николай Олейников, инсталляция Fight Library (prototype), 2011, Galway, Ireland
Источник: http://liva.com.ua/vera-akulova.html
П.С. от super_dale:комменты под оригиналом внизу тоже доставляют. Заранее прошу прощения, что новость за 2012г.
Метки: феминистская партия рф феминизм в действии прямая речь введение в феминизм новости феминизм изнутри феминизм и СМИ |
Объявление о наборе проституток ("массажисток") Ростов-на-Дону, куда обращаться? |
|
Найден портрет британской феминистки XVII века Анны Клиффорд |
Согласно дневниковым записям леди Анны, она позировала художнику Уильяму Ларкину летом 1618 года в возрасте двадцати восьми лет. Ларкин написал два портрета Анны Клиффорд. Один из них остался в родовом имении ее мужа Ричарда Саквилля в Ноуле, графство Кент, второй был отправлен ее кузине и вспоследствии утрачен.
Кэтрин МакЛеод, куратор коллекции портретов XVII века в Национальной портретной галерее, заявила, что полотно Ларкина является очень важным приобретением для музея.
"Линии лица на этом портрете особенно изысканны и тонки. Он удивительно передает индивидуальность и характер героини, что весьма необычно для английского портрета этого периода", — заявила МакЛеод.
В Национальной портретной галерее уже есть один портрет леди Анны Клиффорд, написанный в 1640-х годах Питером Лели. Творчество Уильяма Ларкина в галерее представлено двумя картинами — плечевым портретом Фрэнсис Говард, графини Сомерсет, и портретом Джорджа Вильерса, первого герцога Бекингема, в полный рост.
Леди Анна Клиффорд (1590 — 1676), графиня Дорсет и позже герцогиня Пемброк является одной из самых заметных фигур в Великобритании XVII века. Одним из самых значительных поступков леди Анны, снискавшим ей славу "протофеминистки" называют ее попытки добиться права наследования по женской линии от своего отца, Джорджа Клиффорда, третьего графа Камберленда.
Источник: http://obozrevatel.com/culture/07438-najden-portret-britanskoj-feministki-xvii-veka-annyi-klifford.htm
Метки: выдающиеся женщины женщины Средневековья история женская история |
Феминистки потогонных фабрик |
Глобализация промышленности привела к перемещению производства одежды, обуви, электроники и других товаров в страны Глобального Юга с их низкооплачиваемыми работниками. Многие из этих производств располагаются в ЭПЗ – разновидности зон свободной торговли, где бизнес освобожден от большинства налогов, пошлин, требований к условиям труда, технике безопасности, санитарно-гигиеническим нормам. Эти зоны покровительствуют работодателям через антирабочие структуры, предоставляя иностранным инвесторам покорную и преимущественно женскую рабочую силу.
Признание женского труда законным в богатых западных странах позволило фабрикантам из Китая, Вьетнама, Малайзии представлять использование ими преимущественно женского труда соответствующим распространенной среди феминисток уверенности в освободительной роли оплачиваемой работы. В самом деле: как часто мы слышим, как Николас Кристоф из "Нью-Йорк Таймс" защищает подобные заводы, называя их шансом для женщин? "Что лучше? – интересуется он у читателей. – Такая работа – или женщины, которые копаются в горах мусора в поисках еды или вещей, которые можно продать?"
Использование дешевого женского труда в экспортной промышленности не ново – впервые оно было внедрено в Южной Корее во времена так называемого экономического чуда, когда женщин массово отправляли с ферм на заводы. В 1989 году политэкономист Элис Амсден показала, что одной из ключевых предпосылок успешной южнокорейской индустриализации был разрыв между женскими и мужскими зарплатами.
Гендерно-зависимая структура заработной платы, которая позволила получить сверхприбыль американским компаниям вроде Фэрчайлд и стала доминирующей в южнокорейской электронной промышленности, затем распространилась повсеместно.
Вскоре после изобретения кремниевого чипа в 1958-59 Фэрчайлд открыл первый зарубежный полупроводниковый завод в Гонконге, а в 1966 этот завод переместился в Южную Корею. Дженерал Инструментс передислоцировал свое производство микроэлектроники на Тайвань в 1964 году, а в 1965 многие хайтек-компании переместили заводы на границу между Штатами и Мексикой, открыв первые макиладоры. В следующем десятилетии примеру последовали Сингапур, Малайзия, Филиппины; в конце 70-х годов к ним примкнули страны Карибского бассейна и Южной Америки.
Как только ТНК, привлеченные правительственной рекламой "ловких пальчиков" местных женщин-работниц, переместили производства за океан, резко выросло количество и разнообразие товаров, произведенных низкооплачиваемой женской рабочей силой.
Сверхприбыли неизбежно сопутствовали неудовлетворительным условиям труда в новых ЭПЗ. Когда в 90-х годах всплыла информация о нечеловеческих условиях, в которых работали женщины на подобных заводах, во всем мире начались масштабные протесты против возвращения потогонных фабрик. Наоми Кляйн даже считает, что всемирное движение за справедливость во многом обязано своим происхождением именно протестам против условий, в которые были поставлены рабочие, производившие товары известных брендов на заводах ТНК вроде "Найк".
Началась серьезная дискуссия о преимуществах и недостатках ЭПЗ. Некоторые исследовательницы-феминистки (например, Патриция Фернандез-Келли) осудили крайнюю эксплуатацию трудящихся женщин в экспортных анклавах. Другие (например, Линда Лим и Наила Кабир) защищали ЭПЗ как возможность выбраться из патриархальной семьи или как источник большего дохода, чем женщины могли бы получить на кустарном производстве.
В своей работе о японских производителях электроники в Малайзии Айва Онг отмечает, что хотя деревенских девушек эксплуатируют, увольняя сразу же, как только начинают слабеть их юные глаза, в то же время фабричная работа позволяет им сменить крестьянские саронги на голубые джинсы и добиться права на выбор мужей.
Диана Вулф обращает внимание на парадоксальную ситуацию, в которой оказались работницы: "Женщины обеспокоены противоречиями процесса глобализации. С одной стороны, возможности трудоустройства, появившиеся вследствие преобразований в мировой экономике, создают новые разновидности патриархального и капиталистического контроля над женщинами". Но, с другой стороны, низкооплачиваемый труд, который "часто не обеспечивает прожиточный минимум", в то же время дает женщинам "инструменты, благодаря которым они [противостоят] патриархату… Женщины, у которых я брала интервью [на о. Ява, в Индонезии], предпочитали работу на "глобальных потогонках" деревенским рисовым полям".
Крайний полюс этого спектра мнений представляет, пожалуй, мнение Шелли Фельдман, изучавшей экспортно-производственные заводы Бангладеш. Она скептически относится к примитивным выкладкам "экономического детерминизма". Фельдман критикует феминистских исследовательниц, которые не могут признать за женщинами способность делать собственный выбор.
Она доказывает, что жительницы Бангладеш, которым посвящен ее труд, находятся под влиянием не внешних факторов (вроде программ структурного развития, приватизации и либерализации экономики), а личного выбора, что "обусловлено и становится возможным благодаря сложным и противоречивым жизненным историям женщин".
Однако аргументация Фельдман, похоже, основывается на упрощенной дихотомии: либо женщины Бангладеш руководствуются в своих поступках частными аспектами их собственных жизней и нужд, либо они выдавливаются в сферу оплачиваемого наемного труда политикой правительства и текстильными фабриками. Очевидно, эти факторы тесно взаимодействуют между собой, однако без упоминания политики структурной перестройки легко прийти к абсурдному предположению, будто сами крестьянки магическим образом создали ЭПЗ.
Возможно, эти исследовательницы, используя феминистскую оптику двадцать первого века (рассматривающую работу как путь к освобождению), приравнивают недавно пролетаризированных работниц Глобального Юга к "лоуэлльским девушкам" из Массачусетса девятнадцатого века, которые переместились со своих ферм на первые американские текстильные фабрики. Благодаря суровым условиям работы (если сравнивать с их коллегами из английского Манчестера) девушки Лоуэлла выработали и рабочую, и феминистскую сознательность.
Нет сомнений, что работа на фабриках ЭПЗ, обеспечивающая молодых женщин независимым доходом, может иметь освободительный эффект. Эти женщины идут путем, предсказанным Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом: вместо выполнения неоплачиваемой и истощающей работы на ферме, объекта феодального и патриархального контроля, они устраиваются на фабрики, что дает в перспективе экономическую автономию и осознание собственных возможностей. Но теория иногда расходится с практикой, особенно учитывая тяжелые условия, в которых работает большинство женщин в ЭПЗ.
Условия эти могут различаться от страны к стране, но почти никогда они не соответствуют государственному трудовому законодательству. Согласно отчету Международной конфедерации свободных профсоюзов от 2004 года, работодатели не брезгуют никакими методами, препятствуя попыткам объединения и преследуя профсоюзных активистов.
Работницы ЭПЗ постоянно сталкиваются с притеснениями, даже если не делают попыток объединиться в профсоюзы. В компании CODEVI, расположенной в ЭПЗ Уанаменте (Гаити) и производящей джинсы "Ливайс" для Grupo M, рабочие испытали "принуждение, избиения, незаконные увольнения, вербальное насилие, неоплачиваемые сверхурочные, запугивание огнестрельным оружием и допросы".
В Мексике трудящиеся обычно работают по краткосрочным контрактам без каких-либо гарантий постоянной занятости. Женщин-соискательниц могут принуждать к медосмотру, в частности проверкам на беременность, – включая осмотр без одежды и "навязчивые вопросы личного характера вроде "Есть ли у вас парень?", "Как часто вы занимаетесь сексом" и "Есть ли у вас дети?".
Джереми Сибрук, также исследовавший фабрики в Бангладеш, соглашается с Кабир в том, что работницы из бангладешской Дакки проходят через серьезные испытания, чтобы получить работу на заводе, и вынуждены преодолевать препятствия, поставленные на их пути патриархальными семьями и общинами. Однако он показывает, что женщины не имеют власти решать, какая именно промышленность будет развиваться в Бангладеш, из-за чего они не могут выбирать между различными возможностями.
Они работают по 14 часов в день с постоянными задержками заработной платы, терпят жестокость надзирателей и крайне опасные условия труда. Сибрук стал свидетелем пожара 27 августа 2000 года в Дакке, убившего десяток людей; за последние годы в пожарах погибло еще более двух сотен рабочих. Совсем недавно, в 2013 году, катастрофа на заводе Рана Плаза за пределами Дакки унесла жизни более тысячи работников. Как отмечает Сибрук, "Сложно назвать такую ситуацию хорошим примером самоопределения".
Более того, Эллен Роузен показывает, что страны, внедряющие ЭПЗ, отнюдь не унаследовали американскую модель индустриализации 19 в. и потенциал для перемен, который он принес.
"Сегодняшняя экспортно-производственная экономика не … копирует старейшие формы индустриализации в странах с развивающейся экономикой. В отличие от западных стран, где капиталоемкое производство было основой экономического роста, во многих развивающихся странах такой основой становятся отрасли с низкой оплатой труда. На Западе высокооплачиваемая заводская работа мужчин была залогом благосостояния домохозяйств, в то время как в экспортно-ориентированной экономике большинство рабочих – низкооплачиваемые женщины-работницы, доля которых в производстве составляет примерно 80%."
Женщины получают "женскую" зарплату, однако при этом мужчины не получают зарплату "мужскую" – из-за чего у женщин, работающих в ЭПЗ, гораздо меньше возможностей выбраться из нищеты.
На мировой арене кооптация идеалов феминизма выходит за рамки использования женского права на оплачиваемый труд, оправдывая эксплуататорские условия труда. Она также иллюстрирует, как женский "эмпауермент" используется, чтобы утвердить неолиберальные модели развития и политику структурной перестройки, внедренных в странах третьего мира в восьмидесятых годах и продвигаемых сейчас в северных странах вроде Ирландии и Греции.
Международные финансовые институты (включая Всемирный банк, МВФ, ООН и огромное количество НКО типа CARE) наряду с корпоративными структурами вроде "Найк" заявляют, что решение глобальных проблем, особенно бедности и недостаточного медицинского обеспечения, состоит в обучении и подготовке женщин и девочек. Женский эмпауермент, а также распространение микрокредитования и других мер, позволят выбраться из нищеты в средний класс не только женщинам, но и их детям и семьям.
Обратите внимание, например, на жизнерадостные слова с найковского вебсайта "Girl effect":
"Девочки – движущая сила перемен. Они играют ключевую роль в решении наиболее устойчивых проблем развития, перед лицом которых стоит сегодняшний мир. Инвестируя в их экономический потенциал через образование, предотвращение ранних детских браков и подростковой беременности можно решить такие проблемы, как эпидемия ВИЧ/СПИДа, а также разорвать замкнутый круг нищеты.
Подростковые беременности в Индии являются причиной потерь потенциального дохода приблизительно в 10 млрд. долларов. В Уганде 85% девочек бросают школу в раннем возрасте, из-за чего недополученная прибыль также оценивается в 10 млрд. долларов. Если в Бангладеш преодолеют детские браки и подростковые беременности миллиона девочек, национальный доход до конца жизни этих девочек в перспективе может увеличиться на 69 миллиардов долларов".
Такая убежденность в преобразующей силе отдельных женщин и девочек – циничное использование феминистской или, если быть точнее, псевдофеминистской идеологии. Создание национального богатства и поднятие уровня жизни в наибольшей мере определяется государственным регулированием экономики, а не малым кредитованием или профессиональным обучением женщин.
Показателен пример Южной Кореи: впечатляющий процесс индустриализации во времена военной диктатуры в 60-х стал результатом сильной государственной политики. Государство поощряло корпоративные группы (чеболи), успешно следовавшие государственной стратегии, одновременно наказывая тех, кто не справился. Правительство использовало государственные банки, чтобы модернизировать инфраструктуру, ограничить прямые иностранные инвестиции и защитить местных производителей от зарубежных конкурентов, ограничив импорт.
Если говорить коротко, правительство действовало как проектировщик, заказчик, руководитель и администратор для целого ряда отраслей, модернизировав экономику в таких масштабах, что в 80-х годах технологически развитая страна предлагала помощь государствам, индустриализированным гораздо раньше.
Несмотря на то, что современные популярные эксперты относятся к государственному регулированию экономики как к ереси, правда в том, что именно ему величайшие промышленные центры восемнадцатого и девятнадцатого века – Великобритания, Германия, США – обязаны своей промышленной мощью.
Как отмечает Ха-Джун Чанг, в период между Гражданской и Второй мировой войнами "Соединенные Штаты имели наиболее защищенную экономику в мире". Авраам Линкольн был учеником Генри Клея, защитника так называемой американской системы, "основанной на развитии инфраструктуры и политике протекционизма". Улисс Грант, генерал Гражданской войны и президент (1869-1877), критикуя британцев за проповедование свободной торговли в его стране, язвительно замечал: "Свободную торговлю Америка примет, когда выведет из-под протекции все, что может предложить. Лет через двести".
Игнорируя этот исторический опыт, международные финансовые институты с 80-х годов навязывают странам Глобального Юга неолиберальный режим "свободного рынка", который делает невозможным государственное регулирование. Страны, внедряющие предложенные реформы, вместо толчка для развития экономики обнаруживают, что больше не могут ею управлять.
Конечный итог – искаженный процесс развития, который не повторяет успешный путь, пройденный старейшими промышленными центрами Европы и недавно индустриализированными странами в послевоенный период (Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур). В условиях сегодняшней мировой экономики неправильно полагать, будто бедные страны могут победить нищету и болезни без серьезного развития промышленности и сельского хозяйства.
Я не собираюсь приукрашивать издержки такой модели. Мы должны помнить, что Южная Корея была модернизирована, находясь под пятой жестокой военной диктатуры, и что часть ее экономического успеха заработана отважным и влиятельным профсоюзным движением, выросшим после возвращения демократии.
Бесспорно, возвращение к государственному регулированию экономики само по себе, без широкого и демократического участия рабочих, отнюдь не панацея. Сегодняшние дискуссии о сырьевом экономическом развитии, изменении климата, праве коренных народов на землю и смежных проблемах – также тема для отдельной статьи.
Но факт остается фактом: государственное регулирование экономики демонстрирует успешный опыт борьбы с нищетой огромного количества людей.
"Успешное" распространение феминизма закончилось тем, что богатейшие страны и международные организации вроде ООН получили возможность игнорировать историческую реальность, изображая женщин в качестве ключа к экономическому развитию. Например, глава ООН Кофи Аннан в речи, посвященной 60-й годовщине Комиссии ООН по правам женщин, заявил: "Многочисленные исследования учат нас тому, что нет иной политики, способной поднять экономическую продуктивность или снизить детскую и материнскую смертность".
Конечно, феминистскими активисткам может польстить, что бывший генеральный секретарь ООН признает важность поддержки женщин и девочек во всем мире. Но его заявление вводит в заблуждение.
Международные финансовые институты и богатые страны создали миф, будто помощь отдельным женщинам, одна за одной, может уничтожить бедность, болезни и голод. Утверждение, что ключ к развитию принадлежит женщинам и девочкам, – это ловкий трюк, отвлекающий внимание политиков, активистов, рабочих от дурных поступков групп вроде "тройки институций" (ЕС, МВФ, ЕЦБ), мечтающих распять Грецию и правительство партии СИРИЗА ради финансовых интересов банков, владельцев ценных бумаг и богатых стран-кредиторов
Конечно, очень важно, чтобы женщины и девочки повсюду получили образование, профессиональную подготовку, имели репродуктивные права, доступную медицину, контроль над собственными решениями о работе и браке, контроль над сексуальностью. Но эти фундаментальные ценности феминизма не могут быть достигнуты только лишь поочередной помощью отдельным женщинам, пока все остальное общество разоряется мерами жесткой экономии и рыночным фундаментализмом неолиберальной политики.
Перевод Макса Меркулова
Источник: http://liva.com.ua/the-sweatshop-feminists.html
Метки: гендерное неравенство азбука шовинизма атака на женские права дискриминация гендер и политика теории угнетения случаи дискриминации фемицид дискриминация и жизнь |
Первая в мире художница-феминистка Артемизия Джентилески |
Иосиф Цвиткис (Мюльхайм-на-Руре)
Энциклопедической словарь трактует понятие "феминизм" следующим образом: "В широком смысле – стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; в узком – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами. Возникло в XVIIIвеке".
Среди громких имен женщин, боровшихся за свои права, не часто встречается имя удивительной художницы Артемизии Джентилески. 400 лет прошло, с тех пор как просвещенная Европа следила за исходом судебного процесса 1612 года, где истцом была юная художница Артемизия. Вопреки принятым в те мрачные времена правилам, став жертвой изнасилования в возрасте восемнадцати лет, Артемизия Джентилески не побоялась подать на насильника в суд. Семь месяцев разбирательств, унизительных и мучительных для молодой женщины, во время которых ей пришлось пережить два публичных гинекологических освидетельствования и даже пытки с целью добиться правды, завершились осуждением насильника. И потому Артемизию можно смело назвать первой в истории феминисткой.
В XVII веке папы, стремясь превратить Рим в красивейший город христианского мира, покровительствуют искусству. В Риме работает множество художников, а самый знаменитый из них - Караваджо, вокруг которого вскоре образовалась целая школа. Лучшим и талантливейшим учеником этой школы считается Орацио Джентилески Ломи, отец Артемизии. В Риме им написаны фрески для Ватиканской библиотеки.
В семье Джентилески у 30-летнего Орацио и его 18-летней жены Пруденции 8 июля 1593 г. родилась дочь Артемизия. После нее в семье родилось еще четверо сыновей, двое из которых умерли в младенчестве. Детство и девичество Артемизии совпали с огромными изменениями в судьбе Рима: создавались крупные архитектурные ансамбли, церкви и дворцы, которые Орацио часто расписывал вместе с Караваджо. Просвещенный Орацио дал Артемизии хорошее образование, а в мастерской отца она научилась технике живописи. Ей исполнилось 12 лет, когда в декабре 1605 года во время родов умерла ее мать и с этого времени Артемизия становится ученицей своего отца.
Мастерство молодой художницы росло так быстро, что к шестнадцати годам она стала настоящей художницей. Так же, как у отца, ее работы создавались под влиянием Караваджо. И уже в 1609 году Артемизия пишет большую картину "Мадонна с младенцем". Через год появляется "Сусанна и старцы". В 1610 году начата картина "Играющая на лютне", напоминающая "Лютниста" Караваджо.
Отец считал, что Артемизии необходимо получить уроки построения перспективы у его приятеля художника Агостино Тасси. С ним вместе они в 1611-1612 годах расписывали стены дворца Распильози в Риме, где на фреске "Концерт Аполлона и муз" моделью одной из муз была Артемизия.
Учеба у художника Тасси, отличавшегося предосудительными нравами, обернулась для Артемизии печальной историей: учитель обесчестил ученицу. Отец, будучи в курсе происшедшего, надеялся, что Тасси женится на его дочери, и долго не мог поверить в вероломство своего компаньона. Только после настойчивых просьб дочери он подал на Тасси в суд. В суде выяснилось, что Тасси давно женат, о чем не подозревали ни Артемизия, ни ее отец. Чем всё закончилось – известно.
После окончания судебного процесса отец выдал Артемизию замуж за флорентийского художника Пьерантонио Стиаттези и, как поговаривали, небезвозмездно. Свадьба состоялась 29 ноября 1612 года (через два дня после заключения Тасси в тюрьму). Артемизия отказалась от фамилии отца, но не приняла и фамилию мужа, а взяла фамилию дяди Аурелио, который сократил свою полную фамилию до просто Ломи. Правда, в дальнейшем она все-таки подписывала свои картины и фамилией Джентилески.
Через пару недель после венчания молодожены переехали во Флоренцию, где Артемизия проявила себя как успешная художница. Но события, которые сказались на ее эмоциональном состоянии, отразились в картине "Юдифь, обезглавливающая Олоферна" (1612 - 1613 гг). На полотне изображена Юдифь в момент, когда она отрубает голову Олоферну. Ее решимость, ее твердая рука, потоки крови и блестяще выписанные ткани, свет, освещающий сцену насилия, – всё выполнено в стиле Караваджо, но значительно жестче, чем у великого мастера. Интересна картина и тем, что в образе Юдифи Атремизия изображает себя, а в образе Олоферна - ее обидчик Тасси. И в дальнейшем Атремизия много раз изображала женщин, подвергшихся мужскому насилию, или тех, которым удалось одержать верх над мужчинами.
Во Флоренции у Артемизии сложились хорошие отношения с наиболее уважаемыми художниками того времени. Ей покровительствует герцог Козимо II Медичи, с его дочерью Кристиной она в дружеских отношениях. Она дружит и состоит в активной переписке с приближенным к дому Медичи Галилео Галилеем (сохранились 28 писем к нему). Именно Галилей уговорил Козимо II Медичи заказать у Артемизии новый вариант картины "Юдифь, обезглавливающая Олоферна". Ее значимость как художницы выросла настолько, что в 1616 году она стала первой женщиной-академиком флорентийской Академии живописного искусства.
В флорентийский период жизни Артемизией создаются прекрасные картины: "Святая Катерина", божественной красоты "Ангел" и "Минерва", "Кающаяся Магдалина", "Иаиль и Сисара". Она в прекрасных отношениях с племянником Микеланджело - Буонаротти-младшим, который заказал художнице серию картин для Дома Буонаротти.
О том, каковы были ее взаимоотношения с мужем в этот флорентийский период, известно немного. Он появляется тогда, когда ему требуются деньги и ей приходится регулярно оплачивать его долги. Даже рождение детей (из четырех выжили только две дочери Пальмира и Пруденция) не изменили его. Финансовые проблемы, не прекращающиеся из-за мотовства мужа, нарастали и Артемизия принимает решение покинуть Флоренцию.
С 1621 года она работала в Генуе, где ею написаны "Лукреция" и "Клеопатра". Затем Артемизия перебралась в Венецию, где знакомится с Антонисом Ван Дейком и Софонисбой Ангиссолой. В 1622 году вместе с мужем и дочерьми она возвращается в Рим, где ее считают выдающейся художницей и первоклассной портретисткой. Через год для мужа Пьерантонио Стиаттези снимается новое жилье и с этого момента они живут порознь.
Во Флоренции Артемизия начала работу над портретом главы правительства республики и заканчивает его в Риме. Кроме того, в Риме был закончен заказанный еще Козимо II Медичи второй вариант картины "Юдифь и служанка" и выполнена картина "Магдалина - аллегория Меланхолии".
В 1630 году Артемизия Джентилески переезжает в Неаполь. К этому году она стала столь знаменитой, что ей заказывают полотна знатные особы, среди которых Филипп IV Испанский, Людовик XIII, представители духовенства. Она впервые получила заказ на фресковую роспись церкви в городке Поццуоли под Неаполем. Там она выполнила три больших картины.
Ее работы настолько популярны, что многие заказчики просят их повторить: так появляются авторские копии Юдифи, Клеопатры и Магдалины.
В последующие 2-3 года создаются "Благовещение Марии", "Рождество Иоанна Крестителя", "Слава".
Артемизия много лет не видела своего отца, который с 1625 года служил придворным художником английского короля Карла I. И когда художница получила от него письмо, от единственного мужчины, которого искренне любила, - от своего отца, Артемизия в начале 1638 года, бросив всё, уезжает к нему в Лондон.
В письме Орацио Джентилески писал, что уже стар и не может самостоятельно закончить начатые картины для потолка большого вестибюля в королевской резиденции в Гринвиче и что его замысел "Аллегории Мира и Искусства", где надо написать огромное количество муз, может воплотить в жизнь только его дочь. И Артемизия, создавая то, что задумал отец, превзошла его в мастерстве.
Здесь, в Лондоне, художнице пришлось пережить много горестных минут: в феврале 1639 года внезапно умер ее отец. После его смерти она оставалась в Англии почти два года, заканчивая картины в Гринвиче и подписывая их "Орацио и Артемизия Джентилески".
В Англии началась гражданская война. Агрессия пуритан, направленная против католиков и принадлежащих им произведения искусств, заставила Артемизию возвратиться на континент.
Через 10 лет после ее отъезда кальвинисты, казнившие короля Карла I, устроили небывалые в истории живописи аукционы, распродавая картины из королевских коллекций. На одном из аукционов всего за 20 фунтов была выкуплена кредитором короля картина, созданная Артемизией еще в 1630 году "Автопортрет в образе аллегории Живописи". Позднее она была возвращена уже Карлу II и сейчас находится в Лондоне, в королевской коллекции дворца Кенсингтон.
С 1642 года, вернувшись в Неаполь, Артемизия много работает, создавая такие произведения, как "Эсфирь перед Агасфером", "Самсон и Далила", "Сусанна", несколько вариантов купающейся Вирсавии.
До конца жизни Артемизию сопровождали непонимание, несправедливость и денежные затруднения. Интерес к художнице, гордой и независимой, добившейся европейского признания, имевшей множество покровителей и поклонников, постепенно угас. Ее могила в Неаполе потеряна. Точная дата ее смерти - неизвестна. Возможно, она умерла в 1653 году от чумы.
По-настоящему любил ее лишь отец, предопределивший судьбу дочери дважды: сначала, когда назвал девочку Артемизией (по-латыни - горькая полынь), и тогда, когда в 12 лет начал учить ее живописи.
Интерес к живописи Артемизии Джентилески возник снова лишь в прошлом столетии, когда итальянский искусствовед Роберто Лонги отметил роль художницы в распространении караваджизма в Европе. В 1970 году международная феминистская организация назвала Артемизию первой феминисткой в истории человечества.
О ее жизни написано много романов, пьеса, снят фильм. Весной прошлого года в музее Майоля в Париже была открыта большая выставка художницы. А в Берлине находится отель "Артемизия 3", где всего восемь номеров и куда его владелица принимает только женщин.
Творчество выдающейся художницы XVII столетия и ее жизнь настолько переплетены, что понять ее живопись без знания ее драматической биографии невозможно, как невозможно понять искусство барокко без Караваджо и его последовательницы - Артемизии Джентилески.
Источник: http://www.partner-inform.de/partner/detail/2013/3/236/5869/
Метки: выдающиеся женщины искусство введение в феминизм феминистское искусство женская история женщины в мире женское искусство |
Феминистки достучались до Mattel — Барби «растолстела» |
Компания Mattel начнет выпускать легендарную Барби с разными типами фигур. На сайте компании новых кукол целая толпа: 24 вида причесок, 22 цвета глаз и семь оттенков кожи на четыре вида телосложения — крепенькие, кровь с молоком и изящные дюймовочки.
Говорят, разным будет даже размер ноги. Кроме чернокожей и азиатки в основном эта та же, но с небольшими вариациями симпатичная девчонка Барби, знакомая многим поколениям детей.
В компании, кажется, наконец-то вняли долгому крику феминисток и признали, что на культовой лежит ответственность за формирование стандартов красоты у миллионов маленьких девочек по всему миру.
Один вопрос: не слишком ли поздно? Культовая кукла давно стала терять популярность, а менеджеры Mattel — деловую хватку. В прошлом году компания лишилась контракта с Disney на продажу кукол-принцесс. Русалочка и Золушка перебежали к конкуренту Mattel — компании Hasbro, первой решившейся отказаться от унификации фигур и сделать каждую королевичну уникальной.
Возможно, толстая талия новой Барби поможет исправить ситуацию. По крайней мере, коллекционеры точно купят. В России новые куклы появятся уже этой весной.
Источник: https://point.md/ru/novosti/v-mire/feministki-dostuchalisj-do-mattel-barbi-rastolstela
Метки: феминизм в действии дети игры новости |
Хорошая финансовая новость. |
|
ИНТЕРНЕТ-ТРОЛЛЯ АРЕСТОВАЛИ ЗА УГРОЗЫ ФЕМИНИСТКЕ В TWITTER |
Метки: мужской взгляд дискриминация случаи дискриминации мизогиния домогательства фемицид правосудие |
«На радость феминисткам»: Обама хочет доверить женщине командование армией США - В мире на Joinfo.ua |
Метки: выдающиеся женщины политика политика и гендер новости женщины в мире |
Моя зависимость |
Я тут новый текст для колонки написала. В нём нет статистики, важной мировой информации о политике или активизмe. Но там есть мой опыт, мои грехи и "грешки", а также рассказ о том, как я менялась на примере журналов, которые я читаю. От тонких журналов для послушных девочек про торты, салаты и диеты, до феминистских журналов, которые я, впрочем, теперь тоже больше не выписываю.
Захотелось поделиться с Вами ссылкой. "Моя зависимость"
Спасибо читательницам за время!
Метки: женская история женский взгляд |
Нужны героини для фильмов о женщинах. |
Метки: эйджизм акция чайлдфри феминизм в действии асексуальность борьба со стереотипами видео женское искусство лесбиянки |
Поддержим кандидатку в гражданский совет КПРФ |
Метки: насилие |
Акция против назначения Милонова омбудсменом 16.04.16 |
Метки: выбери женщину лесбофобия феминизм в действии политика сбор подписей акция |
Проект «Фемактивистская карта» |
Метки: феминизм в действии мероприятия и действия |
Петиция |
|
Узбекские женщины жалуются на сексуальное насилие в московском спецприемнике |
Затем репортер "Озодлик" с помощью женщины, отправившей в нашу редакцию свое аудиообращение, связался по телефону с несколькими узбекистанцами, чьи родные содержатся на данный момент в Центре временного содержания иностранных граждан в Троицком районе Московской области. Двое мужчин из Узбекистана на анонимных условиях сообщили нашему радио, что слышали о подобных случаях в Центре для мигрантов.
– Однако точной информации у нас нет, потому что эти женщины не могут ни с кем встретиться. Нет разрешения. Определенно положение женщин в спецприемниках тяжелое. У многих нет разрешения на работу, поэтому они и были задержаны, они оштрафованы на крупные суммы. Теперь они должны не только оплатить эти штрафы, но и заработать себе на билет обратно в Узбекистан. У этих бедных женщин нет денег, нет людей, которые бы приехали за ними, поэтому месяцами они живут в спецприемниках. Сейчас их заставляют там работать, чтобы они заработали себе на билет и оплатили штраф. Эти женщины сейчас работают на заводе по производству резиновых галош, – говорит "Озодлик" один из узбекских трудовых мигрантов в России.
В беседе без микрофона с репортером нашего радио еще один узбекский гастарбайтер рассказал о встрече с пожилым мужчиной из Андижана, дочь которого в течении месяца содержится в спецприемнике.
– Бедняга целый месяц бегал, чтобы найти 13 тысяч рублей, наложенных на его дочь. Этот человек рассказал мне, что положение девушек там крайне тяжелое, что там очень плохое питание. Их кормят только макаронами. Им не разрешают ни с кем видеться, они, оказываются, содержатся в отдельных боксах. Бедные женщины не могут никому рассказать о своем положении, – говорит собеседник из Узбекистана.
Редакция "Озодлик" пока не располагает конкретными доказательствами или официальным ответом, подтверждающими заявления о "сексуальном насилии" в отношении мигранток в Центре временного содержания иностранных граждан в Троицком районе Московской области. Однако наше радио начало собственное расследование относительно жалоб на сексуальное насилие, подтвержденных нам несколькими собеседниками. В скором времени читатели "Озодлик" смогут ознакомиться на веб-сайте нашего радио с дополнительными подробностями по данному делу.
Если вам известны подобные случаи, пожалуйста, свяжитесь с редакцией "Озодлик" с помощью следующих мессенджеров:
WhatsApp + 420 724 971 539, + 420 602 612 713
VIBER + 420 602 612 713
SKYPE ozodskype, ozodlikonline, ozodovoz
При использовании наших материалов ссылка на сайт радио "Озодлик" обязательна
Метки: политика изнасилование мигрантки Россия насилие женщины как собственность мужчин |
КРИТИКА «ТРАКТАТА» ПРОТОПОПОВА (В ТРЕХ ЧАСТЯХ). ЧАСТЬ 1. |
Метки: сексизм наука шовинизм в литературе псевдонаука |
перевод |
Метки: помощь зала |
Срочная новость из группы ВК Мой аборт |
Метки: репродуктивные права новости |