Программа путешествий "Усадебного экспресса" зимой 2018 года |
Судя по всему, красивая снежная зима будет радовать нас еще, как минимум, целый месяц. А это значит, что это время нужно использовать с максимальной пользой! У "Усадебного экспресса" большие планы на Февраль! Мы подготовили для вас четыре тура по усадьбам: максимально "уютных" и познавательных.
2 февраля. Сладкое Мураново. 3800 р. Экскурсию по музею-заповеднику "Усадьба "Мураново" им. Ф.И.Тютчева" мы дополним необычными интерактивами и дегустацией удивительных сладостей!
10 февраля. Шахматово, Тараканово, Клин. От поэзии к музыке. 3800 р. Если вы любите русскую культуру, увлекаетесь литературой и музыкой, цените науку и предпочитаете путешествовать по местам, связанным с великими сынами нашего Отечества, то это путешествие – для вас!
24 февраля. Зима в Поленово. 4200 р. Экскурсия по усадьбам двух гениев: художника Василия Поленова и уникального во всех отношениях Андрея Тимофеевича Болотова. Это будет похоже на зимнюю сказку в декорациях живописных тульских пейзажей
2 марта. Ожившие легенды усадеб Подолья. 3600 р. Вас ждут тенистые аллеи и стены усадьбы Ивановское, церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, а также усадьбы Щапово и Поливаново.
Какая из этих поездок наиболее интересна вам? Спешите забронировать билеты в наши путешествия на официальном сайте "Усадебного экспресса"!
Метки: новости экскурсии путешествия Усадебный Экспресс |
В Талдоме пройдет торжественное открытие Музея М.Е. Салтыкова – Щедрина |
Метки: новости музеи Талдомский район события Москвовская область Салтыков-Щедрин М.Е. Салтыков-Щедрин Спас-Угол |
В Талдоме пройдет торжественное открытие Музея М.Е. Салтыкова – Щедрина |
Метки: новости музеи Талдомский район события Москвовская область Салтыков-Щедрин М.Е. Салтыков-Щедрин Спас-Угол |
Свято-Казанский храм в БОГОРОДИЦКЕ: история и современность |
Метки: храмы Тульская область Казанский храм Богородицк А.Т. Болотов |
Шелкоткацкая фабрика А. А. Соколикова (Фабрика "Павлово-Посадский Шелк") |
Метки: фабрики фото 2017 Павло-Посадский район промышленная архитектура Соколиковы Павловский Посад индастриал |
Усадьбу Горетово с расположенными на ее территории современными постройками продают за 100 миллионов |
Метки: новости Горетово новости исторической недвижимости Московская область продается усадьба |
Уничтожение облика дома купца Булошникова на Большой Никитской отменяется до ближайшей экспертизы |
Метки: новости снос улица Большая Никитская Москва градозащитная деятельность |
Уничтожение облика дома купца Булошникова на Большой Никитской отменяется до ближайшей экспертизы |
Метки: новости снос улица Большая Никитская Москва градозащитная деятельность |
Уничтожение облика дома купца Булошникова на Большой Никитской отменяется до ближайшей экспертизы |
Метки: новости снос улица Большая Никитская Москва градозащитная деятельность |
Градозащитники: возгорание дома купца Зверькова в Звенигороде могло произойти из-за поджога |
Метки: новости пожары Звенигород градозащитная деятельность утраты |
Градозащитники: возгорание дома купца Зверькова в Звенигороде могло произойти из-за поджога |
Метки: новости пожары Звенигород градозащитная деятельность утраты |
Градозащитники: возгорание дома купца Зверькова в Звенигороде могло произойти из-за поджога |
Метки: новости пожары Звенигород градозащитная деятельность утраты |
Ирина Глик: "Я мечтаю, чтобы Богородицк стал городом, в котором хотелось бы жить" |
Метки: Тульская область интервью меценатство Ирина Глик благоустройство Богородицк благотворительность меценаты А.Т. Болотов |
Ирина Глик: "Я мечтаю, чтобы Богородицк стал городом, в котором хотелось бы жить" |
Метки: Тульская область интервью меценатство Ирина Глик благоустройство Богородицк благотворительность меценаты А.Т. Болотов |
Ирина Глик: "Я мечтаю, чтобы Богородицк стал городом, в котором хотелось бы жить" |
Дизайнер Ирина Глик хорошо известна московской публике как руководитель успешной дизайн-студии "Геометрия", создатель интерьеров модных ресторанов, одна из самых ярких бизнес-леди Москвы и активная мама пятерых детей. Но мало кто знает о том, что значительная часть ее жизни посвящена, в том числе, Богородицку - городу, где Ирина родилась, выросла и "ловила" первые лучи вдохновения, прогуливаясь по знаменитому болотовскому парку.
Вот уже на протяжении многих лет Ирина Глик является благотворителем значительной части проектов по благоустройству города. О том, сколько собственных средств и финансов она вкладывает в годной город, Ирина предпочитает не афишировать. Однако, признается: с популяризацией Богородицка и его исторического наследия в наши дни обстоит непросто. В этом интервью Ирина Глик любезно согласилась рассказать читателям блога "Летопись русской усадьбы" о своих планах по благоустройству города, истории своего счастливого детства в Богородицке и становлении в качестве дизайнера. Мы обсудили множество вопросов: о том, почему классический стиль всегда в моде, о том, какие болотовские тренды в ландшафтном дизайне популярны в наши дни, о том, в какой временной период Богородицк был оживленным и радостным городом и о многом другом.
Знают ли молодые российские ландшафтные дизайнеры имя Андрея Тимофеевича Болотова? Какие уголки болотовского парка и дворца Бобринских Ирина любит больше всего? В чем недостатки российской системы поддержки проектов, связанных с усадьбами? И, главное: каким Ирина Глик видит Богородицк после благоустройства Набережной, Горсада и основных туристических зон?
Друзья, если вы поддерживаете идеи благоустройства прекрасного города Богородицка и замечательного мецената Ирину Глик в ее непростом деле - сделайте пожалуйста репост этой записи.
- Ирина, расскажите пожалуйста о своей семье и детстве, проведенном в Богородицке!
- Я родилась и выросла в Богородицке. Жили мы на Графской стороне - это парковая часть левого берега Уперты и Городского пруда. Жили мы в своем доме с большим садом. Этот сад был удивительным и представлял собой причудливый микс огромных, посаженных, наверное, еще Болотовым дубов, фруктовых деревьев и маминых грядок. Я росла в большой и дружной семье: вместе с братом и сестрой. Мой папа, много лет проработав в сельском хозяйстве, показал себя хорошим управленцем и некоторое время возглавлял город. Я им очень горжусь, и особенно приятно мне осознавать, что многие жители Богородицка до сих пор вспоминают его работу добрым словом. Он был очень хозяйственный, ответственный и чуткий к чужим бедам и проблемам.
Обелиск в Церериной роще, 2018 год.
- В каком примерно возрасте вы стали осознавать, что дворец Бобринских – это достопримечательность и когда он стал производить на вас первое впечатление?
- Я даже не могу вот так четко идентифицировать этот момент. Можно сказать, что на территории дворцового парка прошло мое детство. В школу я ходила через Церерину Рощу, а в музыкальную школу - через сам парк. Он как будто бы всегда присутствовал в моей жизни.
Акварель А.Т. Болотова на выставке в ГИМ.
Здание музыкальной школы, 2018 год.
- Как часто вы гуляли в дворцовом парке?
- Каждый день! Я всегда восхищалась этим местом, и вообще - росла очень впечатлительным ребенком. Гуляя здесь, я любовалась деревьями, цветами, постоянно представляла, что могло происходить здесь в прошлом, придумывала различные истории. Я чувствовала красоту этого места по-детски непосредственно, но очень ярко. Я выросла в красоте. Она давала мне ощущение гармонии и дает его сейчас.
Болотовский парк, 2018 год.
- Можно ли сказать, что детские и юношеские впечатления от красоты Богородицкого дворца, во многом, сформировали ваш вкус – как человека и как специалиста?
- Наверное, это так. В парке я ощущала гармонию, которую я уже потом начала искать в своей профессии. Чувствовала искусно выстроенный баланс красоты здесь. Но это - не про какие-то конкретные знания и не про уроки. Это записывается на подкорке. И ты с этим растешь.
- За что вы больше всего любите свой родной город?
- За то, что у меня здесь было прекрасное детство. Он красивый. Я гордилась им и его историей. Чувствовала, что живу в уникальном городе. Я очень люблю наш дворец, наш парк, наш герб, на котором изображено 9 пучков чабреца. Помню, с каким особым трепетом мы относились к этому растению в детстве, собирали его, заваривали чай. Уже сейчас, имея собственный опыт родительства, я понимаю, что свое детство я провела в очень правильном месте.
Екатерина II в левой руке держит чабрец.
- Какие еще достопримечательности, не считая дворца, вам дороги?
- В какой-то степени, я ощущала себя деревенским жителем. Ведь большая часть города располагалась на правом берегу Уперты. А я же, в свою очередь, выросла на тихом левом берегу, с частным сектором и огромным парком. Центром города для меня, безусловно, был и остается дворец. Это уже сейчас я открыла для себя красивейшее здание бывшей типографии, думаю о том, как можно облагородить и использовать его. Ведь оно, как и сам дворец, сохранило свой неповторимый облик. В наши дни в Богородицке исторических построек сохранилось очень мало. В основном ценна его уникальная планировка и дворцово-парковый ансамбль.
Дворец, март 2018 года.
- Могли бы вы представить в детстве, что через несколько десятилетий станете помогать Богородицку?
- Нет. Кто об этом думает в детстве? Но когда в 90 –х город стал затухать и постепенно разрушаться, было очень грустно на это смотреть. Закрылись шахты, множество предприятий. Богородицк, как и многие маленькие периферийные города, столкнулся с острой нехваткой средств на поддержание инфраструктуры. Пешеходный мост, который соединял правую и левую части города, настолько обветшал, что с него просто-напросто сняли все доски. А большой городской пруд, любимое место отдыха горожан, стал постепенно зарастать и превращаться в болото .Но даже в эти трудные годы были предприняты попытки по расчистке пруда. Правда, не совсем удачные. Пруд долго стоял без воды , почистить смогли только маленькую часть примыкающую к плотине. А сама некогда красивая переливная плотина была заменена на стандартное, страшное сифонное сооружение, которое уже сейчас в полуаварийном состоянии.
Качели в горсаду до реставрации дворца. Источник: http://photoshare.ru/photo15299548.html
Особенно грустно воспринималось все это на контрасте с воспоминаниями детства. Ведь я застала, пожалуй, пик процветания Богородицка. "Сердцем" города был Горсад. Я помню, что здесь были потрясающие карусели, гиганские качели, домики с развлечениями, аренда лодочек. Сейчас, рассматривая эту территорию, я думаю: "Ну неужели столько всего могло здесь поместиться?". А ведь здесь была еще и дискотека, аллейки с лавочками и, конечно же, прекрасный летний театр со сценой. Сюда часто приезжали артисты, в том числе и столичные, рок-группы. Горсад любили все: и старички, и дети, и молодежь. В детстве мне казалось, что столица не где-то там, в Москве, а вот она, у нас, в Городском саду. А потом все исчезло…Наблюдая за печальными метаморфозами города, очень хотелось, чтобы все снова нормализовалось. И я стала постепенно задумываться, чем же я могу в этом помочь.
Вход в горсад. Источник: http://photoshare.ru/photo4325052.html
- Расскажите о своей профессиональной карьере в области дизайна.
- К своей карьере я подошла немного "сбоку", сперва получив филологическое образование. Но мне всегда нравилось создавать гармоничное пространство вокруг себя. Уже в детстве я пыталась мысленно и в действиях украшать интерьер, думала, какие аксессуары могут оживить дом, какие шторы повесить в гостиной. Кстати, в художественную школу в детстве я так и не пошла, хоть и мечтала об этом. Живя в Богородицке, я занималась в музыкальной и спортивной школах. Стало быть, "художка" стала бы третьей в списке моего дополнительного образования. Я записалась туда, очень тщательно готовилась, создавая какие-то работы. Меня взяли в школу. Но за обучение нужно было платить 9 рублей в месяц. Проанализировав все, мои родители мягко отказали мне в посещении художественной школы. Они аргументировали это тем, что не надо распыляться по трем направлениям. Конечно же, я не держу на них никакой обиды. Возможно, этот случай подтолкнул меня к мысли задуматься о художественном образовании позже. И вот уже 15 лет я тружусь на поприще интерьерного дизайна и архитектуры.
- В те годы как вы оценивали Богородицкий дворец с точки зрения его визуального облика?
- Я просто очень любила это место. Тогда я не была подкована с профессиональной точки зрения, чтобы полностью увидеть его художественную ценность. А еще, периодически у меня формировалось ощущение "второго дома" - во дворце. Я постоянно бывала там на школьных мероприятиях, даже принимала участие в театральных постановках по Шекспиру. До сих пор помню тот трепет, с которым я входила в этот огромный белоснежный зал. А когда поднималась на верхнюю смотровую площадку дворца, убеждалась в абсолютной гармонии мироздания (улыбается) – основные пять лучей городских улиц веером сходятся к оси дворца.
Белый зал во дворце.
- Какой архитектурный стиль вам нравится больше всего?
- Я, лично, не люблю сложных вещей. Мне важны гармония, свет, свободное движение энергии. Мне ближе экологичный минимализм или современная уютная классика. Ставить пробы на стилях - не совсем правильно. Это вопрос личностных приоритетов. Любой стиль имеет право на существование. И в зависимости от умения дизайнера и воли заказчика любой стиль может воплотиться как в красивом, так и в уродливом виде. Как, например, Богородицкий дворец - творение Старова. Он для меня является олицетворением благородной красоты и гениальности То, каким его создал архитектор, говорит о безусловном его таланте!
- Сейчас в среде модных дизайнеров активно идут споры о том, чем является пресловутый «дворцовый» стиль: архаизмом или классикой? Какой позицией на этот счет придерживаетесь вы?
- Классика! Ну какой же это архаизм? Другое дело, что такой стиль необходимо правильно "считывать". А для этого нужен определенный интеллектуальный багаж. Однако, не могу не отметить, что есть множество пошлых примеров современной интерпретации такого "классического" стиля. Это возникает от неумения дизайнера работать со стилем и нежелания заказчика прислушиваться к советам экспертов. Поэтому вокруг классического стиля и существует некий негативный флер. Мне нравится классика и я уверена, она всегда может быть и фоном для абсолютно современных решений: если в сложных вещах и деталях есть баланс, то это очень здорово!
- Возвращаясь к Богородицку…Что вас, как дизайнера, больше всего вдохновляет во дворце Бобринских?
- Любимый мною с детства Белый зал, фасады и грандиозная простота форм.
Дворец, 2018 год.
- А можете ли вы назвать гениальным дизайнером того времени Андрея Тимофеевича Болотова?
- Конечно же! Я считаю, что он - Гагарин ландшафтного дизайна! Мега-мозг! Агроном, архитектор, режиссер, воспитатель, экономист, инженер, писатель, издатель.. . Он - живое воплощение истины о том, что талантливый человек талантлив во всем. И при всем при этом это был человек с особым стержнем, неким ощущение внутренней порядочности и стремлением полностью отдаваться своему делу. Таких людей очень и очень мало. И именно с его уходом наступил период определенного заката в Богородицке, что тоже, весьма символично...
- Рассматривая акварели Болотова, увидели ли вы для себя нечто такое, что у вас, как у современного специалиста вызвало бы эмоции «вот это да!»?
- Разумеется, особенно после знакомства с выставкой "Монумент садов Богородицких..." в ГИМ! И особенно ярко я это осознала, когда увидела все акварели Болотова и его сына. По сути, он уже тогда занимался вещами, которые не теряют актуальности и в современном дизайне. Болотов делал удивительную вещь - он "лепил" многочисленные формы, без каких-то серьезных инструментов, ориентируясь на свой собственный вкус и чувство меры. Он выстраивал структуру восприятия этой красоты, искал самые красивые ракурсы на нее - делал все не только для внешней гармонии, но и для гостей парка, эти знаменитые видовые "сиделки" уникальны! Мои самые любимые акварели Болотова - те, где фигурируют его пруды, гроты и виды дворца с шикарной угловой лестницей.
- Какие из болотовских идей вы могли бы легко рекомендовать нашим современникам применять в современном ландшафтном дизайне?
- Я очень люблю саму идею пейзажных парков. И считаю, то, что Болотов решил отойти от регулярной схемы парка в сторону пейзажной - удачным решением. Мне кажется, что идти за природой - это правильно и сейчас, и было правильным в прошлом. Сейчас многим нашим паркам не хватает таких искусных и гармоничных сочетаний между природой, технологиями и развлечениями. Многие современные ландшафтники пытаются достичь такого эффекта и в наши дни. Но этому надо учиться. В первую очередь - у Болотова.
- Как вы считаете, достаточно ли известно имя Болотова среди наших современников?
- Совсем нет! Процент тех, кто знает Болотова и любит его, очень мал. Но среди поклонников его таланта много тех, кто с ним практически "сроднился". Пока я не совсем понимаю, почему имя Болотова сейчас не столь популярно. Часто в разговоре с ландшафтниками, я касаюсь темы Болотова. По идее, они просто не могут не знать, кто является самыми яркими фигурами в российском паркостроении. Но я вижу полное замешательство в глазах. И это грустно. Может быть, в российском менталитете он остался, в первую очередь, агрономом. Его имя незаслуженно предано забвению. Но, все-таки, он не совсем забыт.
-А как, по-вашему, обстоят дела с известностью Богородицка в наши дни?
- С этим обстоят дела еще хуже, чем с Болотовым. Мы должны признать, что сегодня Богородицк мало кому известен. Даже в своем регионе, Тульской области, он находится в тени самой Тулы , Ясной Поляны, Куликова Поля, и других, без сомнения - прекрасных и важных объектов. К тому же, богородчане - весьма скромные люди. Мы не умеем громко кричать о себе, даже если имеем уникальные достопримечательности. Конечно же, в городе есть активисты, хорошие и самоотверженные люди. Но популяризацию и туристический пиар должны брать на себя другие структуры. Они же должны вкладывать больше ресурсов в развитие инфраструктуры.
На дне сегодняшнего пруда, с архитектором Гораном Драгичевичем и строителями.
- В каком году вы поддержали первый проект по благоустройству Богородицка? И что это был за проект?
- Это был как раз тот пешеходный мост, 7 лет назад.
Новый мост, март 2018 года.
Старый мост. Источник: http://photoshare.ru/photo4324986.html
- Почему вы предпочитаете не афишировать вашу меценатскую деятельность?
- Наверное, ее нужно афишировать - как еще один способ привлечь внимание к Богородицку. Но пока у этой деятельности не очень много плодов, к сожалению. Но я жду действительно важного и значимого результата.
- Самое важное, на ваш взгляд, начинание, которое вы поддержали в Богородицке – это что?
- Сложный вопрос...Если в глобальном плане, то я мечтаю реализовать проект по восстановлению городских прудов и сделать так, чтобы город постепенно обрел вид, достойный своего статуса. В город должна вернуться правильная, "живая" энергия. Но а если мы говорим о более мелких деталях, то я, как правило, могу так заинтересовать своих собеседников Богородицком, что они приезжают в этот город.
Набережная, осень 2015 года.
Набережная, конец ноября 2018 года.
- Вам нравится, когда ваш родной город называют «Тульским Петергофом»? Может быть, ему подошло какое-то другое определение?
- Мне не нравится. Это дилетантский подход. Объективно говоря, между Богородицком и Петергофом никогда и не было ничего общего. Да, здесь жил потомок российской императрицы. Да, здесь был грандиозный парк с почти дворцовым размахом. Но "Тульский Петергоф" - это отсутствие фантазии. И наши попытки как -то заинтересовать читателя городом в эпоху "желтых заголовков". Я люблю название города, оно очень светлое, поэтичное.
Вид на дворец, март 2018 года.
- Как часто вы бываете в Богородицке?
- Из-за большой загруженности по работе, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Но летом я стараюсь приезжать к маме. Во время таких визитов я часто общаюсь с горожанами. Им очень нравится то, что город постепенно меняется. Подходят бабушки и дедушки. Благодарят. Уже за маленький кусочек реализованного проекта - благоустроенные дорожки горсада и части набережной. Увы, в прошлом году нас подвел подрядчик со скамейками и ограждениями. Но я очень надеюсь, что мы реализуем все задуманное.
- Вы – счастливая мама пятерых детей. Как относятся ваши дети к Богородицку? Они любят здесь бывать вместе с вами?
- Любят, но из-за ритма жизни тоже нечасто здесь бывают. Старшие дети частенько приезжали сюда на лето, когда были маленькие , гуляли по парку моими тропами. Моей главной задачей было - не отбить у них интерес к парку и музею. Смогла трехлетняя Маша пешком дойти до дворца и спокойно послушать экскурсию - хорошо, кто-то не смог - ничего страшного. Они чувствуют мою любовь к этому городу и "пропускают" ее через себя. Иногда это даже более наглядно, чем лекции и экскурсии. Тем более, они видят мою вовлеченность в проект благоустройства, радуются достижениям, расстраиваются, если переживаю я. В нашей семье любовь к стране и путешествиям прививается на познавательном уровне. Вот, например, наш старший сын уже несколько лет увлекается путешествиями по России, любит снимать достопримечательности. Он очень любит природу, как и мы.
- Поддерживают ли ваши близкие ваши благотворительные проекты?
- Поддерживают, как могут. Это очень сложный вид деятельности. Это не только "денег дала". Тебе приходится сталкиваться с равнодушием, принимать участие в государственных контрактах, зачастую убыточных из за системы торгов, общаться с чиновниками, которые не всегда бывают порядочными, строителями. И это - не всегда спокойное общение. Я говорю и себе и близким, что я делаю это ради родного города, что я не могу видеть всю эту разруху и хочу помочь. Но иногда все равно бывает сложно. Я переживаю - переживают и близкие. Очень важно, чтобы у подобных городских проектов была федеральная поддержка. Маленьким городам сложно самостоятельно тянуть такие глобальные задачи, как в нашем случае реконструкция прудов и всей инфраструктуры вокруг. У них просто банально нет человеческих и финансовых ресурсов. Вот за эти ресурсы и идет постоянная борьба. И я благодарна людям, которые мне в этом помогают.
Набережная в процессе мощения, справа Ирина Глик.
-Каким вы видите Богородицк, скажем, через 20 лет?
- Мы почистим пруды. Сделаем широкую набережную со спуском к воде и местами для отдыха. Организуем красивейшую аллею на пути к парку. Построим новую плотину со смотровыми площадками. Горсад снова будет полон жизни. У нас будет прекрасный театр и студия мультипликаторов, которые уже сейчас готовы развивать свое дело. Все будут хотеть у нас жить. В городе и рядом с ним будут целые поселения и коттеджные поселки, где будут жить интеллигентные и современные люди: айтишники, архитекторы, журналисты. У нас будут часто останавливаться поезда. А еще, у нас обязательно будет благоустроенный пляж и потрясающая рыбалка. Горожанам будет очень комфортно жить, а туристы будут наслаждаться многочисленными пешеходными маршрутами по нашим красотам. А может у нас будет и один из самых грандиозных в России театральных фестивалей! ( прим- рассказывая об этом моя собеседница улыбается и будто бы смотрит на благоустроенный Богородицк своими глазами)
- Хотели бы вы стать хозяйкой собственной усадьбы?
- Мы с семьей живем за городом. Но не можем позволить себе размеренного образа жизни. Да что там говорить: в широком смысле этого слова, при нашем ритме, мы не являемся полноправными хозяевами собственной жизни. Особенно трудоголики. Но я с удовольствием иногда работаю в собственном саду. Мне близки все эти болотовские идеи и задумки. Я выросла на земле и мне очень не хватает творчества, связанного с природой. Если же речь идет о восстановлении именно старинной усадьбы, то для этого, мне кажется, нужно быть немного сумасшедшим. Нужно иметь с этой усадьбой личную историю. Ибо это совсем не про бизнес. Честно говоря, я думаю, что у нас в стране пока нет подходящих условий для собственников исторических зданий. Члены Ассоциации владельцев исторических усадеб полностью правы, пытаясь донести мысль о необходимости нулевых ставок для таких людей. Но я бы сказала, что энтузиастам, решившим заботиться о памятниках нашей истории нужно еще и доплачивать! Это огромная работа, которая нуждается в поддержке!
- И, наконец, традиционный вопрос: есть ли будущее у русских дворцов и усадеб?
- Если будет правильная государственная политика, то есть. Если этого не будет - то нет. Я часто читаю истории о тех замечательных людях, которые своими силами оберегают совсем проблемные объекты от неминуемой гибели. Их не слышат, не понимают, и не помогают даже с консервацией объекта. Это очень печально. Глядя на такие примеры, я начинаю даже корить себя за минуты отчаяния в решении некоторых вопросов с Богородицком. Но я верю в наших людей. Верю в то, что захотев спасти нашу историю мы однажды осуществим свои мечты!
Предыдущие интервью на тему Богородицка:
1. Алексей Бобринский: "Мне бы хотелось видеть Богородицк университетским городом"
Метки: Тульская область интервью меценатство Ирина Глик благоустройство Богородицк благотворительность меценаты А.Т. Болотов |
Православные храмы сверху, 2018. Со светлым праздником Крещения Господня! |
Дата фотографий: 2018 год.
Ярославская область.
2. Архитектурный ансамбль в Коровниках. Храмовый комплекс состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской иконы Божьей Матери, колокольни, невысокой ограды со Святыми воротами.
3. В 1680-е гг. была сооружена шатровая колокольня, которая за свою высоту и стройность прозвана "ярославской свечой".
4. Высота колокольни 37 метров. "Ярославская свеча" представляет собой высокий восьмигранный столп, словно вырастающий из земли, служит опорой для богато декорированного шатра с ажурным ярусом звонов.
5. В Ярославль в прошлом году я возил тур вместе с National Geographic.
6. Ярославль. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове. Это единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый собор. Изображена на 1000-рублевой купюре образца 1997 г.
Архангельская область.
7. Собор Успения Пресвятой Богородицы - главный храм Александро-Ошевенского монастыря. В этом большом двухэтажном храме 1709 года шесть приделов и колокольня.
8. Александро-Ошевенский монастырь – единственный из сохранившихся в Каргополье.
9. Саунино. Церковь Иоанна Златоуста. Церковь построена в 1665 году и является классическим образцом шатрового зодчества - "восьмерика на четверике".
10. Турчасово (Посад). Церковь Спаса Преображения. От ансамбля Турчасовского "города" осталась кубоватая Преображенская церковь 1786 года и колокольня 1793 года.
11. Поле (Есенская). Церковь Богоявления Господня (1853 год). Основной сруб церкви представляет собой двусветный четверик размерами 8,4×8,8 м, перекрытый кубоватой тёсовой кровлей с двумя поставленными друг на друга восьмериками в центре, поддерживающими шею и главку (последние не сохранились, восстановлены после 1990 года). Остальные три сруба — пятигранный алтарь, трапезная и притвор, над которым поставлена колокольня.
12. Пияла. Ведущей композиционной доминантой ансамбля является крещатая, типа "восьмерик на четверике", шатровая Вознесенская церковь.
13. Сырья. Церковь Николая Чудотворца, 1866-67 гг.
14. Сырья.
15. Подпорожье (Медведевская, Жеребцова Гора). Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь достойно представляет блестящую серию онежского кубоватого зодчества. Основные мотивы, выработанные онежскими плотниками: крещатый план, трехлопастная бочка апсиды. Торжественность его облика еще более усиливается новым оригинальным приемом решения многоглавия: главки, увенчивающие бочки четырех прирубов, здесь подняты на восьмигранные усеченные дощатые пирамидки, так что шейки главок начинаются у повала, а маковки приходятся на уровне куба. Создается своего рода девятиглавие, живописная пирамида из шишек-главок. Здание справедливо считается хрестоматийным. Это один из этапных памятников в развитии северного деревянного зодчества.
16. Лявля. Церковь Николая Чудотворца. Наиболее древняя из шатровых храмов Архангельской области, срублена в 1587 году. Древний тип шатрового храма, рубленного восьмериком от основания, так называемый "восьмерик от пошвы". К восьмерику церкви, с востока и запада, прирублены одинаковые по размеру прямоугольные алтарь и трапезная. Перед трапезной небольшой притвор.
17. Лявля. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1804 год.
Тульская область.
18. Богородицк. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Строился по проекту И.Е. Старова, тогда еще молодого выпускника Российской академии художеств, впоследствии известного архитектора, прославленного созданием Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
19. Богородицк. Колокольня Казанского храма, которая раньше служила въездной башней во дворец.
Владимирская область.
20. Александровская слобода, опричная столица Ивана Грозного.
21. Александров. Храм Спаса Преображения, в прошлом единственная посадская каменная церковь города.
22. Александровская слобода. Троицкий собор. Мощный куб, опирающий своды на четыре столпа, имеет трехчастное деление полукружий четырех сторон. Поарочное покрытие завершается осадистой главой на толстой шее светового барабана *. С трех сторон закрыт галереями, скрадывающими его первозданную красоту.
23. Александровская слобода. Церковь-колокольня Распятия Христова и Марфины палаты. Распятская церковь-колокольня высотой 56 метров была возведена при Иване Грозном скорее всего в 1571 году, сразу после новгородского погрома. Эту небольшую восьмиугольную церковь (со стороной не более четырёх метров) при Грозном царе превратили в основание огромной, увенчанной глухим шпилеобразным шатром колокольни. С юга к церкви-колокольне примыкает звонница, соединённая с основным сооружением. Над тремя рядами кокошников поднимается восьмерик с шатровым завершением. Источники свидетельствуют, что в шатре был деревянный чулан с часовым механизмом.
24. Александровская слобода. Покровская церковь. Древняя часть памятника, за исключением восьмерика, шатра над ним, северной палаты и восточной части подклета, находится внутри обстройки XVII века. В этих поздних обстройках утонул ее древний восьмерик с приземистым чешуйчатым шатром, который считают прообразом всех последующих шатровых храмов.
Москва.
25. Усадьба Свиблово. Церковь Троицы Живоначальной во время Пасхи. Храм ярусный, в плане крестообразный, одноглавый. Верхний ярус – восьмерик и подобный ему барабан.
Московская область.
26. Радонеж. Храм в честь Преображения Господня. Бесстолпный одноапсидный четверик храма с боковыми портиками дорического ордера увенчан купольной ротондой. С запада к нему примыкают трапезная и трехъярусная со шпилем колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона.
Орловская область.
27. Сабуровская крепость. Храм Михаила Архангела. Здание типа восьмерик на четверике, перекрытое высоким сводом с ярусной главкой, с небольшой трапезной и колокольней.
28. Моховое. Церковь Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Шатиловых.
29. Новомихайловка. Храм Михаила Архангела, предположительно, архитектор Жилярди.
Московская область.
30. Черкизово-Старки. Храм Николая Чудотворца. Многие приписывают авторство проекта В.И.Баженову, но работы велись под наблюдением другого архитектора. В доме напротив церкви жили поэты А. Кочетков, В. Меркурьева, М. Цветаева. Под старковскими сводами молилась Анна Ахматова: Никольская церковь воспета в ее стихах. Храм однопрестольный. Он перекрыт сомкнутым сводом, над которым возвышается глухой деревянный барабан, обшитый железом. Стены украшены "готическими" арочками, нишами, пирамидками-пинаклями. Иконостас - "готический", со стрельчатыми нишами и образами в чеканных окладах. Рядом с церковью находится склеп князей Черкасских с беседкой-сенью (кровля не сохранилась) и мраморными надгробиями первой половины XIX в. Отдельно стоящая колокольня покоится на четырех пилонах. Оба яруса обработаны также в "готическом" духе; звонница венчается шпилем.
31. Черкизово. Храм Успения Пресвятой Богородицы. В плане храм напоминал четырехлепестковый цветок. Внутри его украшал сложный фигурный иконостас с цельными кипарисными дверями, драгоценная утварь XVII в., старинные иконы. В 1821 г. храм Успения перестроили в классическом стиле. Небольшая звонница соединялась с главным храмом двухпрестольной трапезной.
Тверская область.
32. Торопец. Богоявлененская церковь. Лучший из памятников барокко в Торопце. Построена на средства купца Гундорова в 1760-х. Двухэтажный храм с восьмигранным куполом и восьмигранной колокольней с богатым декоративным убранством в духе барокко.
33. Торопец. Собор Корсунской иконы Божией матери. Каменный трехпрестольный собор построен на его месте в 1795-1804 годах по проекту смоленского архитектора Осипа Спиркина.
34. Торопец. Свято-Тихоновский женский монастырь. Храм Николая Чудотворца. Основной объем Никольского храма состоит из массивного четверика, несущего широкий световой восьмерик. Над железной кровлей восьмерика, имеющего волнистый фасонный профиль, возвышается луковичная главка с шейкой на декоративном граненом барабане. К четверику, стоящему на бутовом фундаменте, с востока примыкает трехчастная апсида. С южной стороны имеется сводчатая галерея и два крыльца, а с северной — квадратный в плане и несколько вытянутый вверх придел с собственным алтарем и небольшой глухой главкой, опирающейся на свод. Примыкавшая к церкви с запада пристройка, частично закрывавшая нижнюю часть храма, своим еще более скромным убранством подчеркивала богатство восьмерика.
35. . Торопец. Свято-Тихоновский женский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы имеет в плане форму скругленного квадрата.
Ярославская область.
36. Усадьба Воронино. Троицкая церковь. Раньше второй ярус колокольни соединялся переходом, поддерживавшимся колоннами, с хорами утраченной Троицкой церкви. Высокие арочные проёмы сужающихся кверху ярусов и сквозное полуциркульное окно в тимпане фронтона первого яруса колокольни придают ей удивительную лёгкость. Купол колокольни заменил первоначальный который пострадал от пронёсшегося в этих местах урагана в 1904 году.
37. Ростов Великий. Пятиглавый храм Спаса на Песках, в прошлом соборный храм существовавшего здесь Спасо-Песоцкого (Княгинина) монастыря, основанного еще в XIII веке женой ростовского князя Василько - княгиней Марией - единственнной известной в русской истории женщиной-летописцем.
38. Ростов Великий. Спас-Яковлевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского слева и справа церковь Иакова Ростовского и Зачатия Анны.
39. Ростов Великий. Спас-Яковлевский монастырь.
40. Ростовский кремль.
41. Ростов Великий. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Бесстолпный одноглавый трёхапсидный четверик с обширной одностолпной трапезной и отдельным одноглавым объёмом северного Космодамианского (с 1772 - Троицкого) придела. В 1817 вместо старой шатровой колокольни построена новая в стиле классицизма.
42. Ростов Великий. Храм Николая Чудотворца на Подозерке. Основной объём храма - двухсветный одноглавый четверик с трапезной и ярусной колокольней.
43. Ростов Великий. Храм Спаса Всемилостивого на Торгу. Она "вписана" в план Гостиного двора. Главный куб, перекрытый сомкнутым сводом, увенчан пятиглавием.
Московская область.
44. Можайск. Собор Рождества Богородицы Ферапонтова Лужецкого Можайского монастыря, 1520 год.
45. Можайск. Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь.
46. Можайский кремль. Никольский собор. С запада пристроена паперть с колокольней, а храм увенчан ротондой и четырьмя уникальными боковыми главками-"беседками".
47. Бородино. Спасо-Бородинский монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери - большой пятикупольный собор, выстроенный в память Бородинского сражения на средства солдат и офицеров Гвардейского и Гренадерского корпусов по проекту М. Д. Быковского, незаурядный памятник архитектуры, одна из ранних попыток интерпретации форм византийской архитектуры.
48. Храм Спаса Нерукотворного. Небольшой однокупольный кубический храм в стиле ампир. Выстроен на средства М. М. Тучковой (1818-1820, архитектор Д. И. Жилярди) в память погибшего при Бородино мужа, генерал-майора А. А. Тучкова.
49. Спасо-Бородинский монастырь был основан Маргаритой Михайловной Тучковой (урожденной Нарышкиной) на месте гибели ее мужа, генерала Александра Алексеевича Тучкова IV.
Владимирская область.
50. Гороховец. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
51. Гороховец. Свято-Знаменский женский епархиальный монастырь. Храм Знамения Пресвятой Богородицы.
52. Гороховец. Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной, 1681-1686. Когда смотришь на храмы гороховецкой школы: они, с одной стороны, высокие, вертикально ориетированные, но с другой - производят впечатление скорее не башен, а кораблей с развитой, далеко выступающей на восток горизонтальной "палубой" первого этажа, на которой установлена "надстройка" этажа второго. Так решена задача разделения летнего и зимнего храмов.
53. Гороховец. Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь на Никольской горе.
54. Гороховец. Храм Всех Святых. В основе ее лежит четырехугольник, на котором установлен широкий восьмигранник со шлемовидным покрытием, стройным барабаном и луковичной главкой. С восточной стороны расположена полукруглая одночастная аспида, увенчанная миниатюрной главкой, с западной – шатровая колокольня.
55. Гороховец. Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной.
56. Гороховец. Храм Сретения Господня. Храм имеет трехчастное деление – апсида, трапезная комната и основной объем. В плане он представлен прямоугольным и несколько вытянутым по основной оси. Церковь состоит из кубической двухсветной, высокой центральной части, которая покрыта четырехскатной крышей и завершается пятью главками. С западной стороны к главному объему относится одноэтажная трапезная, покрытая на три ската и располагающая крыльцом. С восточной стороны на одном ярусе с трапезной расположены три полукруглые апсиды.
57. Гороховец. Свято-Сретенский Гороховецкий женский монастырь.
58. Гороховец. Храм Воскресения Христова. Массивная двухэтажная прямоугольная в плане церковь поставлена на высокий подклет. Пространственная композиция здания отличается ступенчатостью. Высота объёмов усиливается к средней части: апсида подклета, апсида паперти, апсида основного объёма, собственно объём и его завершение. Только с юга все объёмы постройки выполнены в единой горизонтальной плоскости.
59. Муром. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Пятиглавый Спасо-Преображенский собор.
60. Муром. Церковь Козьмы и Демьяна, 1564. Небольшой кубический одноапсидный храм, венчавшийся многогранным шатром сложной конструкции.
61. Муром. Свято-Троицкий женский монастырь.
62. Муром. Свято-Троицкий собор. В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик.
63. Муром. Свято-Благовещенский мужской монастырь.
64. Муром. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, с пятью главами, с рядами кокошников по верху четверика, с нарядным шатровым крыльцом и стройной шатровой колокольней. На колокольне на средства Тарасия Цветнова были установлены часы. Изначально главы храма были шлемовидные, но позднее они были переделаны в луковичные.
65. Муром. Свято-Воскресенский женский монастырь с Воскресенским собором.
Липецкая область.
66. Чаплыгин. Свято-Троицкий собор. Квадратный в плане четырехстолпный объем пятикупольного храма обогащён прямоугольной в плане алтарной апсидой с востока и трапезной с запада, ризалитами притворов северного и южного фасадов. К западному фасаду примыкает четырёхъярусная колокольня.
67. Баловнево. Храм Владимирской иконы Божией Матери. Церковь построена в классическом стиле, но имеет необычную объемно-пространственную композицию: отсутствие апсиды, трапезная, равная по ширине храмовой части, и две колокольни придают церкви сходство с постройками Западной Европы.
68. Стрешнево. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Храм находится на другом берегу реки Дон напротив усадьбы Полибино.
Тульская область.
69. Усадьба Никольско-Вяземское Толстых. Храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1836 году во исполнение обета, данного на войне 1812 года, граф Николай Ильич Толстой - отец писателя Льва Николаевича Толстого с помощью прихожан построил каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, но без колокольни.
70. Храм Толстых.
Орловская область.
71. Клейменово. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, где захоронен А.А. Фет.
72. Усадьба Спасское-Лутовиново . Храм Спаса Преображения. 16 января 1816 года в Спасо-Преображенском храме венчались отец и мать И. С. Тургенева, который позже не раз сам бывал в этом храме.
73. Спасское-Лутовиново. Часовня-усыпальница И. И. Лутовинова в Спасском-Лутовинове.
Вологодская область.
74. Усадьба Хвалевское. Руины Троицкой Варнакушской церкви. 1750.
75. Харчевня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится рядом с усадьбой Хвалевское. В селе Борисово-Судское восстанавливается родовое поместье дворян Качаловых, корни которых прослеживаются аж из глубин XVI века. Этим благородным делом занялись Войцеховские-Качаловы Юрий Михайлович и Вера Борисовна. При этом Вера Борисовна является праправнучкой Николая Александровича Качалова, который долгое время занимал должность директора департамента таможенных сборов Российской империи, был личным другом Александра III, предпоследнего российского императора. Они же восстанавливают Покровскую Нижнечужбойскую церковь, что расположена возле деревни Харчевня.
Тульская область.
76. Богословское. Церковь Иоанна Богослова. Симметрично-осевое построение композиции здания и академическая статика его объема.
77. Горки. Церковь Михаила Архангела.
78. Мокрый Корь. Христорождественская церковь.
79. Усадьба Студенец. Церковь Георгия Победоносца.
80. Исаково. Церковь иконы Божией Матери "Знамение"
81. Свиридово. Церковь Флора и Лавра.
82. Мильшино, усадьба "поручика Ржевского". Цероковь Рождества Пресвятой Богородицы.
83. Бобрики. Усыпальница Бобринских.
84. Бобрик-Донской. Храм Спаса Преображения. Храм построен в стиле классицизм по проекту архитектора Старова. Состоит из четверика с боковыми портиками в антах, перекрытого купольным сводом с люкарнами и главкой, трапезной связанной с колокольней под шпилем.
85. Остропяты.
86. Рождествено (Сахарово).
87. Солодилово.
Тверская область.
88. Кашин.
89. Кашин.
90.
91.
92. Калязин.
93. Калязин.
94. Усадьба Воронино, Троицкая церковь.
95. В 2019 году я надеюсь снять для вас много новых кадров. Спасибо за внимание!
Экскурсии по усадьбам на сайте usadboved.ru
Метки: храмы сверху #churchgodview фото 2018 церкви квадрокоптер подборки |
Программа путешествий "Экоэлектрички" зимой 2019 года |
Зима - это прекрасное время для знакомства с природой! Слово "природа" все еще ассоциируется у вас с летом? Тогда "Экоэлектричка" приглашает вас в свои ближайшие путешествия!
"Экоэлектричка" подготовила многообразие белых маршрутов. Среди них есть короткие, на несколько часов, и длинные, например, трехдневная экспедиция в "южную тайгу"!
3 февраля нас ждёт прогулка по Лосиному острову, чаепитие и мастер-класс по приготовлению угощения птицам. 2 000 руб.
10 февраля мы отправимся в Ботанический сад МГУ на Воробьевых горах, где узнаем о зимовке птиц и тоже сделаем птичье печенье. От 1 400 руб.
15-17 февраля запланирован уникальный трехдневный зимний тур в Центрально-Лесной заповедник. У нас предусмотрены прогулки по зимним экотропам, изучение следов, лекции, посещение метеостанции, мастер-классы. От 11 500 руб.
3 марта. Зубры и страусы. Мы приглашаем Вас в один день посетить самых больших животных в Европе – зубров и самых больших птиц в мире – страусов. От 2 800 руб.
А какая экскурсия из этого списка больше всех заинтересовала вас?
Метки: Экоэлектричка новости туры путешествия |
Второй том уникального сборника «Усадьбы Липецкого края» поступил в продажу |
Метки: новости Липецкое областное краеведческое обществ книги Липецкие усадьбы сборники Липецкая область |
В ГИМ пройдет семинар «Парк в Богородицке: от замысла к воплощению» |
Метки: выставки новости акварели ГИМ Богородицк А.Т. Болотов |
В ГИМ пройдет семинар «Парк в Богородицке: от замысла к воплощению» |
Метки: выставки новости акварели ГИМ Богородицк А.Т. Болотов |