-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в FAQ_AvtandiLine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2005
Записей: 731
Комментариев: 4765
Написано: 4932


Обучение дирижированию и сходство с обучением машинописи

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


GenuineLera   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 18:12 (ссылка)
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

067382
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 18:51 (ссылка)
Василий, до чего же интересное сообщение. Что называется, проглотила раскрыв рот. )

А в контексте дискуссий с Вольдемаром - и тем более.
Вольдемара, как водится, ничто не_переубедит, но за это я ему начинаю становиться благодарна - он дал Вам повод :) написать такой хороший материал.

Движения на первом году обучения. Значит, они "заучиваются", как своего рода алфавит, да? Нет ли примеров, понятных для несведущего в этом деле человека, каков характер этих движений, на что они внешне похожи?

А в практике репетиций с хором на основе этих движений рождаются уже индивидуальные... если верно понимаю, они индивидуальные в двойном смысле: 1) для управления именно этим хором и именно в этом произведении, и 2) постепенно вырабатывается "почерк", пластика, свойственная именно этому дирижеру.

Вспоминаю такие разные, огромный диапазон... Например, форменная буря - вся неистовая, вся размашистая, но на диво эстетичная, почти по-балетному заорганизованная)), - у Микиса Теодоракиса... Не_могла бы его себе представить работающим во фраке или даже просто в смокинге, в пиджаке... Рубашка, свободная и в спине и в рукавах, развевающаяся от движений. И ладони раскрытые, с трепетом пальцев, и конечно без палочки. Безумно красивое зрелище.

А кто-то и из симфонических дирижеров работал совсем без палочки...

И противоположность бурной манере - Евгений Светланов. Бережно-точные, краткие штрихи, черточки, уколы - самым кончиком палочки, только изредка взмах. На редкость интеллигентное, "профессорское" впечатление. Но так может выглядеть необязательно музыкант, а и хирург, например, или еще кто-нибудь.

Дмитрий Кабалевский в настоящем (до пят) фраке, движения рук такие очень нормальные, что ли, средней длины, но сами слова эти, формально правильные, - "нормальный", "средний", - не_подходят к его гротескной, породисто-нервной манере, - человек эпохи Стравинского, да? )) и не_просто человек, а именно творческий человек (музыкант, художник).

А некоторые дирижеры эдак "ррромантично" посылают волны то ли оркестру, то ли залу :)

Сама по себе картина работы дирижера - удивительная и захватывающая. Ой, но я, конечно, отвлеклась. )))
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 18:56 (ссылка)
Ой, а Иоганн Штраус в фильме "Большой вальс", или лидер "Штраус-капеллы" (фамилию не_помню), концерт посчастливилось слушать в зале им. Чайковского. Когда так весело и грациозно, с юмором, с артистическим шармом и шиком дирижируют кончиком смычка, глазами и плечами, одновременно ведя соло на скрипке!.. )))
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 19:05 (ссылка)
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php...go=next&categ=0#BlCom507827578
Вторник, 17 Февраля 2009 г. 18:56
GenuineLera

Ой, а Иоганн Штраус в фильме "Большой вальс", или лидер "Штраус-капеллы" (фамилию не_помню), концерт посчастливилось слушать в зале им. Чайковского. Когда так весело и грациозно, с юмором, с артистическим шармом и шиком дирижируют кончиком смычка, глазами и плечами, одновременно ведя соло на скрипке!.. )))


Так вот, фееричной кажется даже сама мысль, что подобное многообразие может сформироваться и развиться из какой-то одной общей элементарной азбуки...

И, уж наверное, для Вас не_пустой звук та тема, "доводящая" Вольдемара до белого каления: сглаживание базовых движений. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Pekhov   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 19:05 (ссылка)
Исходное сообщение GenuineLera
Движения на первом году обучения. Значит, они "заучиваются", как своего рода алфавит, да? Нет ли примеров, понятных для несведущего в этом деле человека, каков характер этих движений, на что они внешне похожи?



А в практике репетиций с хором на основе этих движений рождаются уже индивидуальные... если верно понимаю, они индивидуальные в двойном смысле: 1) для управления именно этим хором и именно в этом произведении, и 2) постепенно вырабатывается "почерк", пластика, свойственная именно этому дирижеру.


Да-да, правильно.

В первый период обучения - базовые шаблонные движения: правая рука тактирующая, левая "ведёт мелодию", но вообще более свободная... Постановка рук - как далеко от корпуса, друг от друга; положение локтя, кисти, даже пальцев. Т. н. "дирижёрские схемы" - двудольная, трёхдольная, четырёхдольная. Составляющие движения: ауфтакт, точка.
Сравнение? Проще всего, наверно, для трёхдольной схемы. Её точки, грубо говоря, представляют собой прямоугольный треугольник с прямым углом внизу. Ой, как непонятно, кажется, выразился... Опустим это пока, если придумаю что получше, напишу :)
Ну вот. Это "каркас" движений. Выглядит, честно скажу, очень некрасиво :)
На него уже накладываются и движения, связанные с той или иной исполнительской задачей. Даже показ динамических оттенков, который, конечно, тоже обязателен уже при дирижировании "под рояль" - уже как "движение второго порядка".
И эта база готовит то, что потом получится на практике.

Даже уточню Вашу формулировку: для управления исполнения не только именно этого произведения именно этим коллективом, но даже для выполнения конкретной локальной задачи: в 25 такте crescendo, в 26 такте sforzando, в 27 такте кричат, в 28 такте снимают с дыхания, в 29 такте более острый штрих, в 30 такте более чёткая артикуляция слов... И т. д.
Т. е. вариантность и в репетиции тоже. Импровизационность в некотором роде.
А для неё нужно, чтобы дирижёр вообще не думал, как куда ему махнуть рукой...
Ответить С цитатой В цитатник
Pekhov   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 19:06 (ссылка)
Рассказывают, к Рихарду Штраусу подошёл человек и попросил его научить дирижированию.
Штраус сказал:
- Я могу показать Вам схему двудольную, трёхдольную и четырёхдольную. Увы, всё остальное Вы должны найти сами...

(Не дословно.)
Ответить С цитатой В цитатник
Pekhov   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 19:14 (ссылка)
Сглаживание заслуживает отдельного разговора :)

Я сказал о составляющих движения: ауфтакте и точке. (Ауфтакт - предварительный жест перед точкой, а точка - в долю. Постарайтесь разобраться, но я не уверен, что достаточно понятно объяснил.)
Очень важно понимать, что это такое, и понимать их природу. Поэтому иногда (и я считаю это полезным) начинающим дирижёрам показывают схему дискретно. Пусть 3-дольная будет для примера. Я постараюсь объяснить словами, не могу же руками махать в блоге :)
Итак. Движения правой рукой. Всё это делаем, но следим за положением кисти, пальцев, локтя и пр. Контролируем свободу движений.
Итак.
1. Ауфтакт к первой доле (рука вверх, потом вниз к точке).
2. Точка в первой доле - раз! (точка строго внизу)
ПАУЗА!! (потом снимается, когда обучающийся разобрался, что к чему)
3. Ауфтакт ко второй доле (рука, грубо говоря, вправо, но по дуге: естественное и плавное движение).
4. Точка во второй доле - два! (справа от корпуса)
ЕЩЁ ПАУЗА, ОСТАНОВКА!! (тоже потом снимается, конечно)
5. Ауфтакт к третьей доле (ну, петля, что ли...)
6. Точка в третьей доле - три! (тоже внизу)
ОСТАНОВКА!!
7. Ауфтакт к первой доле (рука вверх) - это то же движение, которое было в начале. Круг замкнулся.
Впоследствии движения объединяются.
Такое вот сглаживание.
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 19:14 (ссылка)
А вот каким образом исполнители (хор, оркестр) понимают жесты дирижера, при большом разнообразии индивидуальных дирижерских манер? чтО сохраняется, какая-то основа? или они для понимания должны взаимно срепетироваться?
))) если это не офтоп... очень надеюсь, что нет )))
Ответить С цитатой В цитатник
Pekhov   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 19:16 (ссылка)

Ответ на комментарий GenuineLera

Исходное сообщение GenuineLera
А вот каким образом исполнители (хор, оркестр) понимают жесты дирижера, при большом разнообразии индивидуальных дирижерских манер? чтО сохраняется, какая-то основа? или они для понимания должны взаимно срепетироваться?

Обычно интуитивно понимают. Кое-что может остаться непонятым, да, если дирижёр начинает что-то чудить (хотя и не всегда поэтому). Тогда это оговаривается отдельно: я, мол, махну тут вот так, а вы вступайте вот тут. Но если дирижёр покажет верно, это обычно понимается...
Ведь природа дирижёрских движений очень естественна и логична.

Так же и нарабатывается пассивный дирижёрский опыт...
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 19:17 (ссылка)
(тот мой коммент к предыдущему Вашему комменту, который не про ауфтакт, а раньше)
Ответить С цитатой В цитатник
Pekhov   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 19:17 (ссылка)
Да-да, я понял. :)
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 19:19 (ссылка)
(не_успевают комменты отображаться)))
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 19:22 (ссылка)
Ага, про ауфтакт и сглаживание, как мне кажется, поняла. (В какой-то мере знакома была с этим, но чуть). Что ж, Ваше сообщение укрепляет нашу "солидарность" насчет машинописи - что сглаживание движений в машинописи происходит естественно и закономерно и не_является никаким "переучиванием". Совершенно согласна!
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 19:23 (ссылка)
А немецкий язык Вам в изучении музыки больше полезен, чем английский, да?
Ответить С цитатой В цитатник
Pekhov   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 19:24 (ссылка)
Да. Только про разделение движения на ауфтакт и точку С ОСТАНОВКАМИ - это в самом-самом начале и не надолго. Для понимания, что движение к точке из двух частей состоит.
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Вторник, 17 Февраля 2009 г. 19:30 (ссылка)
Остановки - для понимания. И конечно, не_надолго.

- Даже как-то символично это всё. Хорошо!.. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Pekhov   обратиться по имени Приложение :) Пятница, 20 Февраля 2009 г. 23:19 (ссылка)


Поздороавлись, пообщались... :)
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Суббота, 21 Февраля 2009 г. 01:03 (ссылка)
...двое златовласых, в среднем - среднего возраста :)
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Суббота, 21 Февраля 2009 г. 01:09 (ссылка)
Спросить даже страшно ) он Мастер вашего курса?
...это Федосеев?..
Ответить С цитатой В цитатник
Pekhov   обратиться по имени Суббота, 21 Февраля 2009 г. 01:12 (ссылка)
Да, Федосеев. :)

Нет, не Мастер курса, это была репетиция к сегодняшнему концерту - Рождественская оратория епископа Илариона (Алфеева).

Есть, кстати, фотография его в молодости, я на Владимира Ивановича на этой фотографии очень похож... Я даже, мягко говоря, удивился, когда увидел.
Найду - покажу. :)
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Суббота, 21 Февраля 2009 г. 01:15 (ссылка)
К сегодняшнему концерту - т.е. Вы после концерта?

:) Как только умещается столько разного сразу?!.. Респект!..
Ответить С цитатой В цитатник
Pekhov   обратиться по имени Суббота, 21 Февраля 2009 г. 01:17 (ссылка)
Да, после него. :)
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Суббота, 21 Февраля 2009 г. 01:25 (ссылка)
Смех, не_знаю, в каком из ресурсов задавать вопросы...

Самое главное - где проходил концерт, и будут ли фотки и прочие вещдоки? ))
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Суббота, 21 Февраля 2009 г. 01:27 (ссылка)
Такое событие. Еще одно из!..

Поздравляю, Василий, от всей души!
Ответить С цитатой В цитатник
Pekhov   обратиться по имени Суббота, 21 Февраля 2009 г. 01:30 (ссылка)
В КЗЧ (Концертном зале им. П.И. Чайковского).

ТВ было, наверно, даже и трансляция концерта будет. Когда только, не знаю.
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Суббота, 21 Февраля 2009 г. 01:34 (ссылка)
Вот когда мне жаль, что я сейчас в Питере ))))

За Вас очень рада.
И надеюсь, концерт, что называется, состоялся!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 22 Февраля 2009 г. 20:04 (ссылка)
И, уж наверное, для Вас не_пустой звук та тема, "доводящая" Вольдемара до белого каления: сглаживание базовых движений. :)

Какое "каление"? Все учебники и тренажёры учат, наоборот, "разглаживанию" сумбурных движений предыдущего способа набора на порядка 50 движения обычного слепого метода. А вот кто учит вашему "сглаживанию" (если допустить, что оно существует)? Каждый сам себя на практике?

Кстати, если базовые движения в обычном слепом не единственно возможные, и есть ещё и "небазовые", то назовите мне, пожалуйста, эти "небазовые" движения. Сколько их и какие они?
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 22 Февраля 2009 г. 20:24 (ссылка)
Да, Василий, представьте, что всё обучение в дирижировании сводилось бы к схемам дирижирования на различные размеры, а дальше начинающим дирижёрам предлагалось бы "дирижировать, дирижировать и ещё раз дирижировать" в надежде на то, что практика всё сама расставит на свои места, а руки "сами" всё сгладят. Что бы вы сказали на такой "курс дирижирования"? А именно это и предлагается в учебниках и тренажёрах по машинописи. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Pekhov   обратиться по имени Воскресенье, 22 Февраля 2009 г. 22:08 (ссылка)
А Вы чуть выше не прочитали рассказ о Рихарде Штраусе? Прочитайте.
Пример неудачный для Вас и удачный для меня. ;)
Ответить С цитатой В цитатник
Pekhov   обратиться по имени Воскресенье, 22 Февраля 2009 г. 22:39 (ссылка)
По сути, кстати, примерно так и происходит.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку