Обучение дирижированию и сходство с обучением машинописи |
Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: 1 [2] [Новые] |
И что же ― вам там в Академии 5 лет показывают двудольную, трёхдольную и четырёхдольную схемы???
В Академии, как и в любом другом учебном заведении, существуют и занятия по дирижированию в классе, "под рояль", и практика работы с хором.
Занятия "под рояль" проводятся постоянно два раза в неделю, в Академии практика работы с хором по такой схеме:
8 класс - не проводится;
9 класс - обработка народной песни для мужского хора;
10 класс - русская духовная музыка (мужской хор тоже);
11 класс - дипломная программа из трёх произведений: два для смешанного хора, одно для мужского.
На 1-4 курсах курсовые хоры каждый семестр готовят тематически единую программу (в конце каждого семестра - зачёт в форме открытого концерта).
На 5 курсе - дипломная программа для смешанного хора (большой состав: участвуют все студенты Академии): произведения a cappella и произведения с сопровождением.
Что вырабатывают на практических занятиях, я уже рассказал.
Схема занятий в классе в общих чертах такая:
8 класс - постановка рук. Произведения в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
9 класс - сложные размеры: 6/8, 6/4, 9/8, 9/4, 12/8, 12/4.
10 класс - несимметричные размеры.
11 класс - произведения крупной формы.
В вузе тоже приблизительно такая схема.
Собственно, с подробностями Вы можете ознакомиться из любой учебной программы по данному курсу, они не засекречиваются.
"Всё остальное Вы должны найти сами" - это к практике. Работа с хором - это не только умение правильно махать руками. Это процесс общения с коллективом, управления им, творчество, собственно: дирижёр - как бы посредник между композитором и непосредственным исполнителем. В общем, это довольно сложно объяснить в двух словах.
Руками махать учат в классе "под рояль". Закладывают основы дирижёрской техники. Недаром на первом году обучения нет практики работы с хором. Рано ещё.
Это что касается собственно дисциплины "дирижирование".
Кроме того, курс включает в себя и такие специальные дисциплины, как хороведение, хоровая литература, история хорового искусства, чтения хоровых партитур, гармония, полифония, сольфеджио и пр.
Руками махать учат в классе "под рояль".
А как учат? Только показывают схемы движения рук (как при обучении обычному слепому методу), а дальше "махайте, махайте и махайте ― практика вас научит!" или ещё что-то?
Ну я же сказал - проходят произведения "под рояль". Только у дирижёра нет задачи выучить концертмейстера играть произведение так, как он слышит и хочет, чтобы оно исполнялось. Учится дирижёр,.
Но "проходят произведения" - значит всё же максимально по возможности имитируют живое исполнение, руками дирижёр должен показывать всё, что будет показывать хору.
Впрочем, обучение не сводится только лишь к выучиванию движений рук. Важен и, в частности, анализ партитуры и др.
А "под рояль" дирижёр, после того, как ему объяснили схемы и позы, учится самостоятельно? То есть ему просто дают пианиста ― и вперёд, до экзамена? Ничему больше не учат?
Нет, занятия проводит преподаватель.
"Объяснили схемы и позы"... Это же не словарь.
Итак, занятиями руководит преподаватель, на основной части занятий проходят произведения "под рояль" под руководством преподавателя, выявляют все неточности, корректируют движения рук, головы, корпуса...
А эти "неточности, коррекции движения рук, головы, корпуса" ― они действительны только для новичка-дирижёра или для опытного дирижёра тоже? В смысле того, может ли опытный дирижёр на практике "сгладить" схему, и дирижировать вальс на 2/4?
Я не понимаю, о чём Вы спрашиваете.
Хорошо, тогда конкретнее:
Может ли опытный дирижёр на практике "сгладить" схему, и дирижировать вальс на 2/4?
Вы меня простите, пожалуйста, но Вы спрашиваете какую-то чушь. Я вообще ничего понять не могу.
Всё вы понимаете. Опытный наборщик для написания ТЬ вместо 2 движений из учебной схемы ― ТО и ОЬ, делает одно ― ТЬ. Вот я и спрашиваю, может ли и опытный дирижёр поменять учебную схему и дирижировать вальс схемой на 2/4? Или, в отличие от машинописи, все данные ему схемы и рекомендации имеют силу и после окончания обучения?
Если я сказал, что не понимаю, значит, не понимаю.
Теперь постараюсь ответить после Вашего разъяснения.
Игнорирую всё, что касается машинописи, это к дирижированию не относится.
Простите, если я объясню не достаточно понятно, мне трудно оценить, доступно я объясняю или нет. Если что-то не ясно, зададите вопросы.
Вальсы разные бывают. Даже один и тот же вальс в зависимости от той или иной исполнительской ситуации играют по-разному.
Какие-то надо дирижировать "на три" (достаточно медленные: отсчитывать каждую долю). Более подвижные надо дирижировать "на раз" (по однодольной схеме - отсчитывая только сильные доли), но обычно - с тактом высшего порядка (возможно по двудольной, трёхдольной, четырёхдольной схеме). Кроме того, часто применяется и "замазанная" трёхдольная схема: нет чётких точек, и тогда схема оказывается как бы промежуточной между трёходольной и однодольной.
Если будет совсем туго, засниму видюшки...
Исходное сообщение Vladi_mir
Все учебники и тренажёры учат ... "разглаживанию" ... А вот кто учит вашему "сглаживанию" ... ?
Кстати, если базовые движения в обычном слепом не единственно возможные, и есть ещё и "небазовые", то назовите мне, пожалуйста, эти "небазовые" движения. Сколько их и какие они?
Автандилина
AvtandiLine
Зарегистрирован: 06.12.2005
Сообщения: 2430
Откуда: Москва и Санкт-Петербург
Добавлено: Чт Фев 26, 2009 12:33 am
[quote="Kto"]Зачем тогда дискуссии? Если уже заранее ясно, что ни к какому результату они не приведут.
Отсюда и ЗМ.
Но не следует понимать так, что как будто все с Вами совершенно согласны и потому "перечить", как Вы говорите, Вам не стали.
Ситуация, на мой взгляд, именно такая.[/quote]
На мой - тоже.
Сколько раз зарекалась, но опять поддаюсь на настойчивость, с которой Владимир продолжает спрашивать и спрашивать, - хотя уже заранее известны и наши ответы, и его ответы на наши ответы.
(Форумчане, побейте меня, что ли, в наказание, когда посылаю эти совсем ненужные ответы!)
Удивительно, что человек упрямо...
Хотя, нет: НЕудивительно.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: 1 [2] [Новые] |