-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в FAQ_AvtandiLine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2005
Записей: 732
Комментариев: 4765
Написано: 4933


Обучение дирижированию и сходство с обучением машинописи

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


Pekhov   обратиться по имени Воскресенье, 22 Февраля 2009 г. 23:32 (ссылка)
Владимир ответил на форуме, а мне хотелось бы и здесь записывать "для истории".

Итак, Владимир:
И что же ― вам там в Академии 5 лет показывают двудольную, трёхдольную и четырёхдольную схемы???


Мой ответ:
В Академии, как и в любом другом учебном заведении, существуют и занятия по дирижированию в классе, "под рояль", и практика работы с хором.
Занятия "под рояль" проводятся постоянно два раза в неделю, в Академии практика работы с хором по такой схеме:
8 класс - не проводится;
9 класс - обработка народной песни для мужского хора;
10 класс - русская духовная музыка (мужской хор тоже);
11 класс - дипломная программа из трёх произведений: два для смешанного хора, одно для мужского.
На 1-4 курсах курсовые хоры каждый семестр готовят тематически единую программу (в конце каждого семестра - зачёт в форме открытого концерта).
На 5 курсе - дипломная программа для смешанного хора (большой состав: участвуют все студенты Академии): произведения a cappella и произведения с сопровождением.

Что вырабатывают на практических занятиях, я уже рассказал.
Схема занятий в классе в общих чертах такая:
8 класс - постановка рук. Произведения в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
9 класс - сложные размеры: 6/8, 6/4, 9/8, 9/4, 12/8, 12/4.
10 класс - несимметричные размеры.
11 класс - произведения крупной формы.
В вузе тоже приблизительно такая схема.
Собственно, с подробностями Вы можете ознакомиться из любой учебной программы по данному курсу, они не засекречиваются.

"Всё остальное Вы должны найти сами" - это к практике. Работа с хором - это не только умение правильно махать руками. Это процесс общения с коллективом, управления им, творчество, собственно: дирижёр - как бы посредник между композитором и непосредственным исполнителем. В общем, это довольно сложно объяснить в двух словах.
Руками махать учат в классе "под рояль". Закладывают основы дирижёрской техники. Недаром на первом году обучения нет практики работы с хором. Рано ещё.

Это что касается собственно дисциплины "дирижирование".
Кроме того, курс включает в себя и такие специальные дисциплины, как хороведение, хоровая литература, история хорового искусства, чтения хоровых партитур, гармония, полифония, сольфеджио и пр.
Ответить С цитатой В цитатник
Pekhov   обратиться по имени Понедельник, 23 Февраля 2009 г. 22:18 (ссылка)
Продолжаю хронику.

Владимир:
Руками махать учат в классе "под рояль".

А как учат? Только показывают схемы движения рук (как при обучении обычному слепому методу), а дальше "махайте, махайте и махайте ― практика вас научит!" или ещё что-то?


Василий:
Ну я же сказал - проходят произведения "под рояль". Только у дирижёра нет задачи выучить концертмейстера играть произведение так, как он слышит и хочет, чтобы оно исполнялось. Учится дирижёр,.
Но "проходят произведения" - значит всё же максимально по возможности имитируют живое исполнение, руками дирижёр должен показывать всё, что будет показывать хору.

Впрочем, обучение не сводится только лишь к выучиванию движений рук. Важен и, в частности, анализ партитуры и др.


Владимир:
А "под рояль" дирижёр, после того, как ему объяснили схемы и позы, учится самостоятельно? То есть ему просто дают пианиста ― и вперёд, до экзамена? Ничему больше не учат?


Василий:
Нет, занятия проводит преподаватель.
"Объяснили схемы и позы"... Это же не словарь.

Итак, занятиями руководит преподаватель, на основной части занятий проходят произведения "под рояль" под руководством преподавателя, выявляют все неточности, корректируют движения рук, головы, корпуса...


Владимир:
А эти "неточности, коррекции движения рук, головы, корпуса" ― они действительны только для новичка-дирижёра или для опытного дирижёра тоже? В смысле того, может ли опытный дирижёр на практике "сгладить" схему, и дирижировать вальс на 2/4?


Василий:
Я не понимаю, о чём Вы спрашиваете.


Владимир:
Хорошо, тогда конкретнее:
Может ли опытный дирижёр на практике "сгладить" схему, и дирижировать вальс на 2/4?


Василий:
Вы меня простите, пожалуйста, но Вы спрашиваете какую-то чушь. Я вообще ничего понять не могу.


Владимир:
Всё вы понимаете. Опытный наборщик для написания ТЬ вместо 2 движений из учебной схемы ― ТО и ОЬ, делает одно ― ТЬ. Вот я и спрашиваю, может ли и опытный дирижёр поменять учебную схему и дирижировать вальс схемой на 2/4? Или, в отличие от машинописи, все данные ему схемы и рекомендации имеют силу и после окончания обучения?


Василий (тут я наконец, кажется, понял, чего от меня хотят):
Если я сказал, что не понимаю, значит, не понимаю.

Теперь постараюсь ответить после Вашего разъяснения.
Игнорирую всё, что касается машинописи, это к дирижированию не относится.

Простите, если я объясню не достаточно понятно, мне трудно оценить, доступно я объясняю или нет. Если что-то не ясно, зададите вопросы.

Вальсы разные бывают. Даже один и тот же вальс в зависимости от той или иной исполнительской ситуации играют по-разному.
Какие-то надо дирижировать "на три" (достаточно медленные: отсчитывать каждую долю). Более подвижные надо дирижировать "на раз" (по однодольной схеме - отсчитывая только сильные доли), но обычно - с тактом высшего порядка (возможно по двудольной, трёхдольной, четырёхдольной схеме). Кроме того, часто применяется и "замазанная" трёхдольная схема: нет чётких точек, и тогда схема оказывается как бы промежуточной между трёходольной и однодольной.

Если будет совсем туго, засниму видюшки...


А теперь подумал, что, может, видюшки стоит заснять, даже если не очень туго будет... Для ФАВТа. :)
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Четверг, 26 Февраля 2009 г. 01:53 (ссылка)
Для ФАВТа! Вот это идея, а про туго-нетуго не_имеет значения. )))
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Четверг, 26 Февраля 2009 г. 02:08 (ссылка)
Исходное сообщение Vladi_mir
Все учебники и тренажёры учат ... "разглаживанию" ... А вот кто учит вашему "сглаживанию" ... ?

Кстати, если базовые движения в обычном слепом не единственно возможные, и есть ещё и "небазовые", то назовите мне, пожалуйста, эти "небазовые" движения. Сколько их и какие они?

Сейчас пойду пересчитаю... нет, не эти "небазовые" движения пересчитаю, а количество своих напрасно посланных ответов на ваши, Владимир, вопросы, на которые заведомо бессмысленно пытаться отвечать...

Копирую сюда цитату с форума Юрикора, вот это будет по делу:

http://urikor.net/phpBB2/viewtopic.php?p=64589#64589
http://urikor.net/phpBB2/viewtopic.php?p=64589#64589



Автандилина
AvtandiLine
Зарегистрирован: 06.12.2005
Сообщения: 2430
Откуда: Москва и Санкт-Петербург
Добавлено: Чт Фев 26, 2009 12:33 am

[quote="Kto"]Зачем тогда дискуссии? Если уже заранее ясно, что ни к какому результату они не приведут.

Отсюда и ЗМ.

Но не следует понимать так, что как будто все с Вами совершенно согласны и потому "перечить", как Вы говорите, Вам не стали.

Ситуация, на мой взгляд, именно такая.[/quote]

На мой - тоже.
Сколько раз зарекалась, но опять поддаюсь на настойчивость, с которой Владимир продолжает спрашивать и спрашивать, - хотя уже заранее известны и наши ответы, и его ответы на наши ответы.

(Форумчане, побейте меня, что ли, в наказание, когда посылаю эти совсем ненужные ответы!)

Удивительно, что человек упрямо...
Хотя, нет: НЕудивительно.


Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Воскресенье, 04 Февраля 2018 г. 03:17 (ссылка)

счетчик посетителей сайта




660918
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: 1 [2] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку