Дом-музей Михаила Пришвина под Звенигородом. Жизнь писателя. |
“Мой дом над рекой Москвой — это чудо. Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои или сны. Это не дом, а талант мой, возвращенный к своему источнику”.
М. М. Пришвин
Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954), рядом со своим домом в Дунине
Дом-музей писателя Михаила Михайловича Пришвина находится под Звенигородом, в одном из самых живописных уголков Подмосковья, который не зря называют Подмосковной Швейцарией за красоту природы, обилие водоемов и холмистый рельеф местности.
Деревянный дом построили в начале XX века, в это же время здесь появилась усадьба с аллеями и лугом. Хозяйкой усадьбы тогда была Мария Освальд, жена финляндского уроженца (неслучайно в архитектуре постройки прослеживается финское влияние). В 1901 году Освальд продала дом жене статского советника Конкордии Васильевне Критской, чья семья находилась в центре культурно-общественной жизни: в гости в Дунино в разные годы приезжали скульптор Анна Голубкина, революционерка, общественный деятель, автор мемуарных книг Вера Фигнер, художник Петр Кончаловский, скульптор Сергей Коненков.
В 1946 году Михаил Пришвин купил дом у Натальи Александровны Лебедевой-Критской, дочери Конкордии Васильевны. Приехал писатель сюда вместе с женой Валерией Дмитриевной, которую встретил перед войной и с которой прожил четырнадцать счастливых лет.
Дом действительно достался писателю в полуразрушенном состоянии, однако Пришвин был очарован этим местом, ведь оно напомнило ему усадьбу Хрущево под Ельцом, в которой он провел детство: “...когда я вышел из болот и стал здесь на глубокую почву, где липы растут и нет комаров, мне кажется, будто я вернулся в Хрущево, в лучшее, прекрасное место, какого и не бывало на свете”.
“Около вечернего чая пришли девушки: предсельсовета и агроном. Они поставили печать на заготовленные нами бумаги, и двухмесячная борьба и колебания были закончены: развалины дачного дома стали нашим владением <...> Я подарил Критской книгу с надписью: “Н. А. Лебедевой-Критской на память о счастливом хомуте. Я счастливо влез в хомут счастливого 13 мая 46 года, она счастливо из него вылезла”. М. М. Пришвин
Особенно Пришвину понравилась семигранная терраса на высоких каменных столбах — с нее открывается великолепный вид на Москву-реку, заливные луга и леса (не зря в XVII веке это место получило название Миловидово). На этой террасе Пришвин проведет десятки плодотворных дней за работой над своим тайным дневником и книгами: многие из них будут вдохновлены прогулками певца природы по окрестностям и самому усадебному участку с его яблоневым садом, вековыми елями и липами.
В доме помимо террасы есть еще три комнаты: столовая-гостиная, просторный кабинет писателя, который выполнял также функции спальни и библиотеки, и маленькая проходная комнатка его жены (Пришвин шутливо называл ее “денщицкой”). Еще в одном небольшом помещении сегодня хранятся книги, а в бывшей кухне проводятся лекции.
Значительная часть предметов интерьера сохранилась с времен Пришвина, и некоторые вещи могут многое рассказать о его хобби. Так, например, в кабинете на столике в углу вы увидите старые фотоаппараты, фотоувеличитель, специальные бачки для проявления пленки — Пришвин увлекался фотографией и создавал в том числе циклы пейзажных снимков. В этой комнате можно найти и свидетельства другой его страсти — охоты, которая для него была сопряжена с длительными прогулками по лесу и наблюдениями за природой.
Спальня, там же кабинет М. М. Пришвина.
Кровать, оставшаяся от лазарета, застелена байковым одеялом. У печки - специально сооруженная для собак лежанка из металлической сетки. Выбирая дом, всегда думал о том, будет ли собакам в нем хорошо. Увлекался натаской собак всю жизнь, говорил "Собаки вывели меня в люди".
Здесь, у печки, стояли сапоги, ружья.... Стрелял, в основном, зайцев, дичь, тетеревов. На медведей и волков не охотился: "Это похоже на убийство!".
Любил апрель: "Всё оживает, всё куда-то летит, поёт, всюду море воды… А прилетели соловьи и кукушки - весна для охотника кончилась".
На кровати висит удивительная трость, которая по волшебству превращается в табурет. Устал на прогуле, воткнул трость в землю, раскрыл - и отдыхай)
Книги возили с собой из Москвы. Любимая книга Пришвина - "Всадник без головы" Майн Рида. Еще на полках стоят Блок, Горький, Мережковский, Шекспир, Лев Толстой, Шолохов, Гоголь, Достоевский, Розанов, Маяковский, тома Брокгауза и Ефрона...
Комната Валерии Дмитриевны.
Столик с предметами для занятий фотографией.
В самом темном уголке - кусочек домашней фотолаборатории. В архиве - более 4 тысяч негативов, хранившихся в маленьких конвертиках, склеенных Пришвиным из папиросной бумаги, в коробочках из под сигарет и конфет. Фотоработами писателя проиллюстрированы его книги, но большинство снимков Пришвин не надеялся опубликовать при жизни.
"Если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь "для себя", то мои фото издадут, и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни".
"Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это не увидит. Я хочу доказывать светописью мои видения реального мира…"
В МАММ проходила выставка Михаила Пришвина "Фотографии и дневники.1929-1936".
Главный акцент в светлой столовой — деревянный расписной буфет, который выполнен мастерами из Сергиева Посада. Одна из гостий писателя как-то сказала о нем: “Ваш буфет как наша жизнь: цветы и решетка”. Стол же, за которым вместе с Пришвиным пили чай советские писатели и художники, вероятно, был сколочен солдатами во время Великой Отечественной войны (тогда в доме размещался госпиталь).
Расписной буфет в столовой-гостиной.
Столовая-гостиная.
В разных комнатах незначительные на первый взгляд детали, создают здесь особую атмосферу: это, например, настольная лампа, декорированная засушенными листьями, или брелоки-игрушки, висящие на стене, — помощница Пришвиных по хозяйству часто путала ключи, и Валерия Дмитриевна решила облегчить ей задачу, придумав для каждого ключа определенный символ.
Рабочий стол писателя.
Брелоки для ключей
Трости писателя в прихожей
Удобств в доме изначально не было, и даже простой умывальник в коридоре появился не сразу. Его установили после того, как друг Пришвина, академик Сергей Капица, привез писателю массивную эмалированную раковину — роскошный по тем временам подарок.
Еще один особенно ценный для Пришвина предмет находится во дворе. В гараже стоит последний автомобиль писателя, “Москвич-400”. Михаил Михайлович любил водить машину и ездил на “Москвиче” до конца своей жизни, считая возможность в любой момент сесть за руль великим счастьем.
"Москвич - 400" М.М.Пришвина
Михаил Михайлович перед очередной поездкой на своём авто
Мало кому известно, что знакомый всем нам с детства известный писатель Михаил Михайлович Пришвин был замечательным шоффером (именно так, с двойной "Ф"). Впервые сев за руль в возрасте 61 года, Михаил Михайлович оказался страстным автолюбителем. За 20 последних лет жизни писатель сменил 5 личных автомобилей. В дневнике 1944 года Пришвин совершает исторический экскурс: «Не знаю, есть ли в Москве шофёр более старый годами, чем я: не видал старше и, пока не увижу, буду считать себя старейшим шофёром в Москве. Я хорошо помню то время, когда в Петербурге прочитал в газете «Новое время» корреспонденцию о первых двух «автомобильных каретах», которые показались на Невском. Помню разговоры в деревне о «безлошадных телегах», как называли первое время автомобили крестьяне. И уже лет десять прошло с тех пор, как сдал экзамен на шофёра-любителя».
Дневниковые записи Михаила Михайловича Пришвина, воспоминания Валерии Дмитриевны Пришвиной, его знакомых и друзей раскрывают многогранный талант писателя, который был не только певцом русской природы и охотником, но и страстным фотографом и автолюбителем. Любовь к автомобилям появилась как бы случайно, но сразу захватила импульсивную натуру писателя. Неожиданно быстрая реализация его задумки привела к вспышке страсти к машинам, что впоследствии проявилось в цикле «Шофёрские рассказы» и многочисленных строках дневника.
Первым был ГАЗ-А – лицензионная копия «Форда-А», с фордовской же инструкцией по уходу. Четырёхцилиндровый двигатель объёмом 3,3 литра и мощностью 40 лошадиных сил позволял машине развивать скорость 90 километров в час. Машина представляла собой зелёный фаэтон с брезентовой крышей, откидывающейся назад, это был всего лишь третий автомобиль в г. Загорске.
"Москвич - 400" М.М.Пришвина в гараже дома-музея
Михаил Пришвин приезжал в Дунино каждое лето на протяжении 8 лет, до самой своей смерти. В первое лето после его кончины Валерия Дмитриевна приехала в Дунино и нашла в дверях записку от читателей Пришвина. С этого момента началась история музея, который сначала был неофициальным: Ценители творчества Пришвина приезжали сюда, как в гости, а Валерия Дмитриевна за чаем рассказывала им о жизни и творчестве Пришвина и о роли дунинского дома в его жизни.
Валерия Дмитриевна ведет экскурсию, 1954 год.
Валерия Дмитриевна завещала дом государству, и после ее смерти в 1979 году здесь был создан музей, который стал отделом Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля.
Памятная доска на входе в усадьбу М.М. Пришвина
Дом-музей М. М. Пришвина зимой
О Михаиле Пришвине...
Пришвин Михаил Михайлович (1873 — 1954), писатель. Родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. С 1883 г. учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в четвёртом классе за дерзость учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище. В 1893 г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института.
Семья Михаила Пришвина относилась к состоятельным семьям того времени. Отец был купцом, разводил лошадей, потрясающе умел кататься и считался ярым охотником. Михаил Дмитриевич – отец писателя, значительно повлиял на судьбу сына и всей семьи. Проиграв все свое состояние, в том числе и родовое имение, оставил семейство в трудном положении. В итоге не вынес переживаний и скончался от паралича.
Мария Ивановна - мать писателя
Мать писателя – Мария Ивановна (Игнатова), женщина стойкая и сильная духом, осталась одна с 5 детьми на руках. Несмотря на свое тяжелое положение ей удалось воспитать детей и дать им хорошее образование.
Михаил Михайлович в детстве и в молодые годы
Увлечение марксистскими идеями привело в 1897 г. к аресту и высылке в город Елец.
Пришвин по настоянию матери в 1900 году отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. В 1902 году Пришвин познакомился со студенткой исторического факультета Сорбонны Варварой Измалковой. Трёхнедельный роман закончился разрывом и расставанием молодых людей. В своих дневниках Пришвин неоднократно возвращается к этому неудавшемуся роману, считая, что эта любовь к Измалковой, закончившаяся быстрым разрывом, стала источником его таланта писателя. По возвращении в Россию работал агрономом.
В 1906 г. произошёл резкий перелом в жизни Пришвина — он совершил путешествие в Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В 1907 году Пришвин стал корреспондентом газеты «Русские ведомости», одним из редакторов которой был его двоюродный брат И.Н.Игнатов.
Оставив профессию агронома, стал корреспондентом различных газет.
В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны — на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы. В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями. В детском журнале «Родничок» в 11-м и 12-м номерах за 1906 год был напечатан первый рассказ 33-летнего Пришвина под названием «Сашок», в котором возникают темы, которым он будет привержен всю жизнь: единство неповторимо прекрасной природы и человека. Через год вышла в свет книга «В краю непуганых птиц», объединившая путевые очерки о природе, быте и речи северян. Все произведения писателя, в числе которых «За волшебным колобком» (1908 г.), «Чёрный араб» (1910 г.), «Башмаки» (1923 г.), проникнуты страстной любовью к родной природе, простым людям, пониманием своеобразной поэтики их сосуществования. В более поздних работах автор вплетает в повествование сказочные и фольклорные мотивы: «Родники Берендея» (1925 г.), «Женьшень» («Корень жизни», 1933 г.), «Корабельная чаща» (1954 г.), «Осударева дорога» (1957 г.). Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (оба 1939 г.), «Кладовая солнца» (1945 г.). Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вёл на протяжении всей жизни. В них идёт постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, времени.
Писатель с детства был очень музыкален и в юности играл на мандолине. «По моему, — писал Пришвин, — гений человека не огонь похитил с неба, а музыку и направил её вначале к облегчению труда, а потом и самый труд, на который распространяется музыкальный ритм, сделал через это наслаждением».
Михаил Пришвин был женат дважды. Первый брачный союз писатель заключил с Ефросиньей Бадыкиной (1883—1953) . О женщине-крестьянке, уроженке смоленской деревни автор часто упоминал в «Дневнике». .Жил с ней фактическим браком. Гражданский брак оформили, когда сыновья сдали выпускные экзамены в школе. В дневниках Пришвин часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое сыновей: Сергей (умер младенцем в 1905 году), Лев (1906—1957) — популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов, участник литературной группы «Перевал», фотограф, Пётр (1909—1987) — охотовед, до 1949 года работал зоотехником в зверосовхозе «Пушкинский», автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения, в 2009 году).
Ефросинья Павловна Бадыкина, первая жена писателя
Пришвин с одним из сыновей, 1907 год
М.М.Пришвин в загорском доме с первой женой Ефросиньей Павловной (в белой шали), сыновьями и близкими людьми, фото конца 30-х годов ХХ века
В 1940 году 67-летний М. М. Пришвин женился на 41-летней Валерии Дмитриевне Лиорко (1899—1979). Валерия Дмитриевна прожила с писателем счастливо до его кончины. После смерти Пришвина работала с его архивами, написала о нём несколько книг, многие годы возглавляла музей Пришвина.
Михаил Михайлович и Валерия Дмитриевна
"Верно судить о писателе можно только по семенам его, понять, что с семенами делается, а для этого время нужно и время. Так скажу о себе (уже 50 лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки. Милый друг, если ты переживешь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови "Незабудки".
Последняя запись в дневнике - за пол-дня до смерти:
"Деньки вчера и сегодня (на солнце -15) играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым".
Умер писатель 16 января 1954 г. в Москве.
Могила Пришвина на Введенском кладбище Москвы
Рубрики: | история/Жизнь Замечательных Людей история/Музеи Литература культура По России |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |