ОЛЬГОВО - ПРЕКРАСНАЯ УСАДЬБА АПРАКСИНЫХ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. |
Подмосковное Ольгово берет своё начало в 16 веке. В эпоху Ивана Великого это было дворцовое поместье, а после Смуты первый царь династии Романовых - Михаил Фёдорович - подарил село герою Московского осадного сидения 1618 года, боярину Фёдору Васильевичу Чаплину. За родом Чаплиных место продержалось до 1740 года, когда его выкупила с целью перепродажи вдовая генеральша Соймонова. Новым владельцем Ольгова стал прославленный дворянин елизаветинских времён - Степан Фёдорович Апраксин.
Степан Фёдорович Апраксин, фельдмаршал. (1702 - 1758)
Генерал - фельдмаршал проделал блестящий карьерный путь, и сгубила его только собственная глупость и самоуверенность. Во время войны России с Пруссией у Апраксина были все возможности разгромить короля Фридриха 2, будучи главнокомандующим российскими силами. Более того, в решающем сражении при Гросс - Егерсдорфе, когда поле осталось за Россией, и Фридрих с остатками армии позорно бежал, Степан Фёдорович Апраксин не соизволил преследовать врага. О причинах этого решения генерала учёные спорят до сих пор, но факты - вещь упрямая: вместо того, чтобы догнать и добить Фридриха, присоединив к Российской Империи территорию Восточной Пруссии, Апраксин вначале прохлаждался, встав лагерем, а затем и вовсе покинул немецкие земли, вернувшись на линию старой границы.
Сражение при Гросс - Егерсдорфе.
В Петербурге это сочли предательством, и фельдмаршал попал под суд. Во время допроса толстый и чванливый Апраксин был настолько запуган начальником тайной канцелярии, графом Шуваловым, что скончался прямо во время дознания.
Елизавета Петровна оказалась добра к потомкам царедворца, и не стала преследовать и высылать их. Более того - родной сын фельдмаршала - Степан Степанович - развернул в усадьбе Ольгово широкомасштабное строительство.
Апраксин Степан Степанович 1757 - 1827
Генерал от кавалерии и смоленский военный губернатор, единственный сын фельдмаршала С. Ф. Апраксина, создатель усадьбы Ольгово. Живя на склоне лет в Москве на широкую ногу, остался в памяти горожан как радушный хлебосол и завзятый театрал.
Первый красавец своего времени, Степан Апраксин отличался особенной склонностью к женскому полу. Он был причиной несчастия княгини Наталии Петровны Куракиной (1758—1825), бросившей для него мужа, князя С.Б.Куракина, двоюродного брата Апраксина. Он же, изменяя Куракиной, влюбился в свою родственницу красавицу княжну Екатерину Владимировну Голицыну (1770—1854), дочь известной «Пиковой дамы» Н.П,Голицыной и женился на ней 13 июля 1793 года. Екатерина Владимировна была фрейлиной Екатерины II, числилась кавалерственной дамой ордена Св.Екатерины 2-й и 1-й степеней и в звании статс-дамы состояла гофмейстериной великой княгини Елены Павловны. Их брак вышел счастливым, они имели трех дочерей и трех сыновей.
Екатерина Владимировна Апраксина, урождённая княжна Голицына (1770 - 1854)
Наталья Апраксина в замужестве Голицына – дочь московского генерал-губернатора Степана Степановича Апраксина, внучка княгини Н.П. Голицыной, «Princesse Moustache» («Усатая княгиня»), той самой, что стала прообразом знаменитой Пиковой Дамы. Родилась Наталья 13 ноября 1794 года в Москве, в шумном, веселом, постоянно наполненном гостями доме, который в те времена называли «Парижем в миниатюре». Быть приглашенным в дом С.С. Апраксина считалось большой честью. Умерла Наталья Степановна Голицына 7 мая 1890 года, в возрасте 96 лет
Владимир Степанович Апраксин (13 ноября 1796 — 1 июля 1833) - генерал-майор, владелец усадеб Ольгово и Брасово. Любимый друзьями за доброту граф, по словам современников, был "очень веселый, живой, умный, образованный человек". В сентябре 1811 года он поступил на военную службу в Свиту Его Величества по квартирмейстерской части. Шестнадцати лет от роду прапорщику Апраксину уже довелось, состоя при кирасирском корпусе, понюхать пороху и стать участником Отечественной войны 1812 года.
Владимир Степанович был крупным помещиком, имея более 12 тысяч душ крепостных. Это огромное состояние ему досталось, будучи обремененным долгами расточительного отца. Для их уплаты пришлось продать несколько мелких имений, дома в Петербурге и Москве. Вскоре, приведя свои дела в порядок, Апраксин сделал много пользы крестьянам, особенно в Брасовском имении Орловской губернии, где у него было 7 тысяч крепостных. В частности, он упразднил все сборы коноплей, холстами и т. п., а также устроил школу, откуда вышли отличные служащие по имению.
Летом 1833 года Владимир Апраксин был в Курске. Как сообщают архивные документы, после прогулки 29 июня в "публичном городском саду" вернувшись к себе, он почувствовал сильную жажду: То, что не удалось пулям и штыкам, оказалось по силе распространившейся в это время в Курской губернии эпидемии холеры. Уже 1 июля он скончался. Тело покойного генерала из Курска перевезли в Москву, где и похоронили в Новодевичьем монастыре. Все его подчиненные, знакомые, слуги горько оплакивали столь преждевременную смерть.
София Степановна Апраксина в замужестве Щербатова (09.11.1797—03.02.1885) - фрейлина двора, статс-дама, благотворительница; вторая супруга московского градоначальника генерала от инфантерии Алексея Григорьевича Щербатова. Кавалерственная дама ордена Святой Екатерины.
Остальные трое детей умерли в младенчестве.
С.Ф. Апраксин был одним из богатейших людей своего времени, однако, заняться благоустройством подмосковного имения не успел. Этим масштабным делом занялся его сын – Степан Степанович. Именно ему Ольговская усадьба обязана своей славой. Новый владелец развернул в тихом селе масштабное строительство. Для проведения работ в 1786 г. им был приглашен итальянский архитектор Франческо Кампорези, скоро ставший, по выражению современников, «министром всех ольговских построек». Зодчий принялся за перестройку главного дома. Старое кирпичное сооружение начала XVIII века, возведенное еще при предыдущих владельцах, было надстроено, расширено и перестроено в стиле классицизма. У него появился второй этаж и богатый фронтон. Дворец был соединен с флигелями специальными галереями, а с восточной парковой стороны к нему теперь примыкал шестиколонный портик в ионическом стиле.
Само село Ольгово, или Льгово, как его называли в прошлом, гораздо древнее, чем расположенная в нем одноименная усадьба. Дата его возникновения теряется в веках. Известно лишь, что вплоть до XVII века оно принадлежало дворцовому ведомству. Лишь после Смутного времени Ольгово обрело постоянного хозяина. Им стал дмитровский воевода Федор Васильевич Чаплин, отличившийся в войне против польских интервентов. Как при нем выглядело село и господское имение, нам доподлинно неизвестно. Однако некоторые основы планировки будущей усадьбы были заложены уже тогда. В частности, именно при Чаплиных в Ольгове была возведена деревянная церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, впоследствии перестроенная в камне. По иронии истории, эта древнейшая постройка в Ольгово лучше всего сохранилась до наших дней. И сегодня купола Введенского храма по-прежнему возвышаются над запущенным парком и пришедшей в полный упадок усадьбой.
Усадьба Ольгово — подмосковное имение в Дмитровском районе, принадлежавшее в XVIII—XIX веках династии Апраксиных. Это поместье, в отличие от других дворянских особняков того времени, не имело помпезного убранства и было оформлено в едином гармоничном стиле. Над оформлением усадьбы Ольгово трудился очень известный архитектор и гравер Франческо Кампорези, более известного в России как Франц Иванович. Именно этот зодчий преобразил усадьбу, превратив её в замкнутую самодостаточную систему. Здесь было продумано всё - начиная от просторного усадебного дома с большими светлыми залами, до корпусов челяди, амбаров, манежа и конюшен, в которых Степан Степанович разводил породу орловских рысаков. Имелась крытая оранжерея, а площадь усадебного парка составляла целых 55 гектар. Среди деревьев белели ротонды и беседки по последнему писку моды. По приказу Апраксина - младшего, крепостные вырыли три больших пруда, в которых разводили рыбу, а он сам любил отдыхать в тенистой роще у воды.
Въездные обелиски и хозяйстенные постройки. фото 2020 года
Очертания построек усадьбы Ольгово различимы издалека. Путешественник, подъезжающий с запада (а именно по этому маршруту в Ольгово приезжали гости), за несколько километров замечает внушительные конюшни из красного кирпича, некогда являвшиеся гордостью российского коннозаводства. Основатели усадьбы выбрали место для нее как нельзя удачнее. Расположенная на склонах Клинско-Дмитровской гряды, она идеально вписывается в ландшафт. Со стороны центрального въезда в усадьбу все окрестности – как на ладони. Строители Ольгово создавали не просто архитектурный ансамбль еще одного дворянского гнезда. Они занимались тем, что на современном языке называется формированием пространства. Живописные холмы, искусственные и естественные водоемы, петляющая среди холмов дорога – все это служило обрамлением блестящей усадьбы, которая по праву считалась одним из шедевров русского зодчества XVIII-XIX веков. Сегодня от этого великолепия сохраняются лишь отдельные следы.
Парковый фасад главного дома, фото 1900 года
И.Э. Грабарь. "Летний пейзаж с прудом". 1921 год, Ольгово
Вид на усадьбу со стороны церкви. фото первой половины ХХ века
Усадьба в 1935 году
Вид на пруд от главного дома в 1928 году
Главный усадебный дом. 1-й районный лагерь юных пионеров Октябрьского района. Июнь 1934 года.
Интерьеры главного дома до 1917 года
Парадный двусветный зал с колоннами коринфского ордера, поддерживающими хоры. Отделка зала искусно выполнена в дереве. раскрашенном под мрамор. фото до 1917 года
Парадный зал ещё в 1935 году
Парадный зал уже в 1968 году
Гостиная в графском доме, фото 1925 года
Так выглядел графский дом в 1968 году
А так выглядел парковый фасад главного дома в 1998 году
Теперь такими можно видеть руины прежде прекрасного дворца Апракиных в Ольгово
Главный дом усадьбы находится в полностью руинированном состоянии.
Руины графского дома
В усадебном парке
Восточную часть усадьбы занимал обширный парк площадью более 40 га. Кампорези полностью поменял его планировку. От французского стиля, модного в первой половине XVIII в., было решено отказаться в пользу пейзажного английского. На территории имения создали целую сеть искусственных каналов и прудов с живописными островами. Каждому из прудов дали свое название - «Розовый», «Сельский», «Малиновый воробей», «Белый Воробей», «Черный Воробей». Гости графа Апраксина могли проводить дни напролет, катаясь в лодках по парковым водоемам. На берегу Белого пруда граф приказал возвести посвященный его жене «Храм добродетели» в античном стиле. Здесь же расположилась «Турецкая мечеть», созданная в память взятия Очакова русскими войсками в 1788 году.
Грот в усадебном парке. весна 2020
Окнами на парк выходил парадный зал дворца, выполненный в классическом стиле. Коринфские колонны поддерживали массивные галереи, по всему периметру стены помещения украшали пилястры. В нишах находились бюсты членов семьи Апраксиных. Вся мебель была своя, производства домового завода. Дореволюционные фотографии донесли до нас блеск внутреннего убранства апраксинского дворца: большие двусветные залы, богато обставленные комнаты, ампирные галереи, украшенные картинами и скульптурами.
Пруд и парковый павильон в 1968 году
Пруд с островом. Парк занимает территорию около 40 га., являясь ценным образцом садово-паркового искусства второй половины XVIII века. Усадьба зимой.
Один из сохранившихся прудов, фото 1998 года. Усадьба осенью.
Один из прудов. весна 2020
Усадьба Ольгово считалась чуть ли не культурным центром Московской губернии.
Была у помещика одна страсть - он содержал крепостной театр, в котором крестьяне и крестьянки преображались в актёров. Театр в Ольгово был столь популярен, что в усадьбу наезжали даже артисты из столиц и из заграницы, чтобы дать здесь спектакль.
Северный флигель, фото 1980 года
Северный флигель. Театр.
Отличало имение Апраксиных от остальных, это наличие собственного полноценного театра. Он был построен прямо на территории усадьбы Ольгово, а актерами в нем были обычные крепостные. Оттого театр и назывался крепостным. Репертуар театра состоял ни много ни мало из шести спектаклей. На частной сцене показывали патриотические пьесы, комические оперы и просто комедии.
Репертуар крепостного театра.
«Всеобщее ополчение» — патриотическая пьеса (поставлена после 1812 г.);
«Деревенские певицы» — опера, муз. Фиорованти, перевод Мерзлякова (по заказу Апраксина);
«Освобождение Смоленска» — патриотическая пьеса (поставлена после 1812 г.);
«Прасковья Правдухина» — пьеса неизвестного жанра (поставлена после 1812 г.);
«Счастливая Тоня» — комическая опера в четырёх действиях (поставлена после 1812 г.);
«Храбрые Кирилловны при нашествии врагов» — комедия (1812).
Не менее любопытно, что в представлениях нередко участвовали животные, поэтому у театра был собственный вольер. Деятельность театра прекратилась с началом войны с Наполеоном, но уже в 1813 году спектакли стали показывать снова.
Ольгово. Вид водяной мельницы в середине XIX в.
Не удивительно, что о роскоши апраксинских представлений знала вся древняя столица. О Степане Степановиче современники говорили: " Богат-пребогат, фамилия не только знатная, но и заслуженная, дом как полная чаша; своя музыка, свой театр, свои актеры, любит жить на большую ногу, приветлив и радушен.
Гостеприимство Апраксина было столь велико, что у него полюбили останавливаться дядья А. С. Пушкина,- Василий и Алексей, Вяземский и другие известные люди того времени. Степан Степанович любил веселиться, и порой устраивал вечеринки для своих крепостных. Тогда он созывал в усадьбу народ, выкатывал во двор бочки с пивом и вином, расставлял столы со снедью.
Здание конного двора
Южный овальный флигель для семейных крепостных, 1780-е гг.
Скотный двор. Постройка конца XVIII века
Амбар. Хозяйственные сооружения частично арендованы под магазины и склады, частично пустуют. Постройка конца XVIII века
Хозяйственные постройки конного двора XVIII века. Манеж
Конторские флигели. Постройки конца XVIII века
Печальный вид усадьбы Апраксина в наше время.
Вид на усадьбу со стороны церкви.
Усадебная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Общий вид. Фото 1930 гг.
Храм построенный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Святителя Николая, был освящен в 1751 году. Дочь Прасковьи Андреевны Соймоновой вышла замуж за С.Ф. Апраксина, ставшего фельдмаршалом. К 1749 году закончилось приобретение совместных земель, и было положено основание усадьбы Ольгово. Окончательное сложение архитектурного усадебного комплекса, в который входила и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, относится к последней трети XVIII – началу XIX века.
Церковь и сохранившееся здание рубежа XVIII-XIX в.в., переделанное в 1894 году под церковно-приходскую школу.
Слава Ольговской усадьбы гремела на всю Россию. Граф Апраксин постоянно принимал гостей, которые подолгу оставались в его доме. После смерти Степана Степановича жизнь здесь постепенно затихала. Дом Апраксина несколько десятилетий стоял нежилым, так как прежние владельцы переселились в Орловское имение «Брасово». После смерти сына Степана Степановича — Владимира Степановича — имением владели Екатерина Владимировна (жена Степана Степановича) и ее внук Виктор Владимирович Апраксин (1822-1898). Виктора Владимировича в Ольгово привлекала хозяйственная сторона. Он был активным членом Императорского сельскохозяйственного общества, был удостоен серебряной медалью Парижской выставки «За успехи в сельском хозяйстве». Суховатый, чопорный аристократ, он был из породы «старых бар», которых называли «белой костью».
Виктор Владимирович Апраксин (1821-1898) с женой Александрой Михайловной, ур. Пашковой (1829-1916)
В конце XIX в. его внук провел небольшую перестройку имения. Заново был возведен южный флигель, примыкавший к главному дому. В остальном же вплоть до революции 1917 года Ольговская усадьба сохраняла облик блестящей эпохи конца XVIII века. В начале XX века она превратилась в настоящую сокровищницу произведений искусства. Во многом именно это спасло ее от уничтожения в первые годы после революции.
Детей у Александры Михайловны и Виктора Владимировича не было. После смерти мужа с 1898 до 1915 годы имением управляла Александра Михайловна. А после нее имение должно было перейти к их родственнику по мужской линии графу А.А. Игнатьеву. Он жил тогда в Париже в качестве военного агента (атташе) и после революции оставался там много лет. К 1917 г. Ольгово было одно из богатейших в Подмосковье. Здесь почти в неприкосновенности сохранилась обстановка 18-19 вв. Сохранились фамильная портретная галерея, богатейшее собрание живописи и скульптуры, множество дорогих изделий из бронзы, серебра, фарфора и хрусталя, старинной мебели, ценная библиотека и семейный архив. Грянула революция.
Новые власти решили создать в Ольгове музей усадебного быта. Он функционировал до 1926 года, после чего был закрыт, а сама усадьба превращена в дом отдыха, позже в пионерский лагерь.
В Ольгове всегда бережно сохранялись все старинное, включая даже гардероб владельцев: шитые золотом и серебром бархатные кафтаны и камзолы, театральные костюмы, бутафорское оружие. По словам А.Н. Греча, «дом был наполнен мебелью красного дерева, ореховой, карельской березы работы старинных мастеров, а также и своей собственной, крашеной, доморощенного изготовления… В старых бюро и секретерах остались письма и счета, на стенах — акварельные и рисованные портреты наряду с сувенирами заграничных путешествий, разбросанными по столам. Все это вместе создавало своего рода единственное впечатление жилого уюта; казалось, владельцы только что покинули дом, оставив раскрытой на рояле тетрадь рукописных нот и свежие цветы в старинных фарфоровых вазах. Десятилетиями накапливались вещи».
После революции местный волостной совет сохранял усадьбу в неприкосновенности, за ее сохранностью следили Московская комиссия по охране памятников искусства и старины, а в середине 1918 г. музейный отдел Народного комиссариата просвещения. Ольгово входило в число подмосковных имений, которые подлежат обязательному сохранению. Оно упоминалось в важнейших правительственных документах, взято на государственную охрану. Но уездные совдепы претендовали на часть имущества и помещений. Некоторые вещи были вывезены в музеи Москвы. Чтобы сохранить Ольгово, здесь в 1919 г. был организован музей усадебного быта.
Огромная роль в сохранении интерьера, вещей и всего комплекса принадлежала основателю музея в Ольгове Юлиану Павловичу Анисимову. Именно он первым написал об истории Ольгова, его архитектурном ансамбле, его достопримечательностях, определил его место в русской культуре. Юлиан Павлович Анисимов родился в 1886 г. в Москве, в дворянской семье. Получил прекрасное образование. Учился в Москве, Париже, в Сорбонне, окончил Высшую художественную школу, брал уроки у великого французского художника Анри Матисса. Художник, искусствовед, музейный работник, переводчик, знающий несколько европейских языков, поэт (автор нескольких поэтических сборников). Ольгову повезло, что именно он отдал несколько лет своей жизни усадебному музею.
Экспозиция дмитровского музея.
15 ноября 1925 г. состоялось решение Совета народных комиссаров, по которому усадебные музеи из ведения Главнауки Народного комиссариата просвещения передавались на бюджет местных органов власти (Ольговский — в Московский отдел народного образования). Так музей лишился могущественного покровителя и квалифицированного руководителя. МОНО не имел средств для содержания таких музеев, да и музейных специалистов тоже. Поэтому большинство усадебных музеев в 1925-1927 гг. закрылись. В том числе и Ольгово. Мебель и остальные ценности частично вывезли в Дмитровский музей, часть растащили или продали за бесценок.
В залах краеведческого музея города Дмитрова.
До нас от известного имения, к сожалению, дошли лишь развалины да руины. Ни один объект усадьбы не сохранился в том виде, чтобы его можно было с гордостью показывать туристам. Хотя архитектурный ансамбль поместья был очень богатый и включал оранжереи, церковь, парк на 55 га и многочисленные пруды, обелиски и беседки.
Потомки проживают в Париже и вероятно еще где-то в Европе. Но их имена не на слуху и о жизни ничего найдено не было.
Потомки Апраксиных живут во Франции, но никаких сведений о них не найдено.
Есть сведения, что подготовлен реставрационный проект по восстановлению усадьбы Ольгово, однако никакие строительные работы здесь пока не ведутся.
Хочется верить, что объект культурного наследия РФ, которым признана усадьба Ольгово, не останется лишь красивым статусом.
C 2003 года и по настоящее время усадьба находится в частном владении. На территории располагается конно-спортивный клуб, на усадебном пруду организована платная рыбалка...
Рубрики: | архитектура/Дворцы история/Новое время (конец XV в. — 1918 год) архитектура/Интерьеры По России/Россия царская По России/Дворянское гнездо живопись, графика, акварель/Портрет культура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |