Притча: «Жил-был Широкий Кругозор, который любил мечтать,
Но мама его постоянно осаживала:
- хватит летать в облаках, займись чем ни будь полезным;
Да и в школе ему втолковывали:
- учи от сих и до сих, - как написано!
И Кругозор учил, всё сужаясь и сужаясь,
пока не превратился в точку!
Точку Зрения!...»
Доброго времени суток уважаемые читатели канала. В ноябре прошлого года я разместил статью «Санкт-Петербург. Атланты Эрмитажа. Инопланетяне или утраченные технологии предков?» К сегодняшнему дню её прочитали более 36 тысяч раз. В обсуждениях меня и благодарили, и ругали, и обзывали, и даже угрожали, хотя я лишь высказал личное мнение и привёл аргументы, почему я сомневаюсь, что эти скульптуры дело рук человеческих. Но я о другом.
В развернувшейся дискуссии под статьёй, в первую очередь, меня удивило количество людей, принявших в ней участие. Я не ожидал, что так многим эта тема не безразлична. А раз это так, то имеет смысл обсудить более видимый и значимый артефакт в нашем городе, он находится буквально в двухстах метрах от знаменитых атлантов и многим не даёт покоя – Александровская колонна!
Официальная информация объекта:
Алекса́ндровская коло́нна (также иногда называется Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник») — памятник в стиле ампир, находящийся в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Находится в ведении Государственного Эрмитаж.
Характеристики :
· Общая высота сооружения — 47,5 м
· высота фигуры ангела — 4,26 м (2 сажени)
· высота креста — 6,4 м (3 сажени)
· высота навершия колонны с крестом ~12 м
· высота ствола (монолитной части колонны) — 25,6 м (12 саженей)
· нижний диаметр колонны — 3,66 м (12 футов), верхний — 3,15 м (10 футов 6 дюймов)
· Масса цоколя и пьедестала — 704 тонны
· Масса гранитного ствола колонны 612 тонн
· Масса навершия колонны 37 тонн
Ствол колонны стоит на гранитном основании без дополнительных опор только под действием силы тяжести.
Самая большая и высокая колонна в мире, вырезанная из одного куска красного гранита.
Официальная история нам рассказывает: Указ о сооружении монумента перед Зимним дворцом был издан императором Николаем I в 1828 г.
Проект памятника, разработанный архитектором Огюстом Монферраном, был утверждён в 1829 г.
В 1830 г. начались работы по рытью котлована (около 30х30 метров, глубиной около 4,5 метров) и сооружению гранитного фундамента (под фундамент было забито 1102 сосновых свай).
В конце октября 1830 г. строительство фундамента было завершено, и в «лето от Рождества Христова 1830 ноября в 19-й день» состоялась закладка памятника.
Почти два года под руководством купцов отца и сына Яковлевых шла выломка гранита в карьере Питтерлакс в Финляндии для постамента и гранитного монолита колонны монумента, а также черновая обтёска и перевозка монолита колонны в Санкт-Петербург на специальном судне с помощью двух пароходов и выгрузка на Невский берег.
Сложнейший подъём гранитной колонны монумента производился с помощью специально построенных деревянных лесов 30 августа 1832 г. при более чем 300 000 зрителей и свиты императора. 600-тонная гранитная колонна была поднята с помощью 60 кабестанов, управляемых более чем 2 000 человек и установлена на постамент всего за 100 минут!
Николай I, удовлетворённый успехом, сказал главному архитектору по-французски: «Монферран, вы себя обессмертили!».
В течение двух последующих лет производилась окончательная доработка монумента: полировка гранитной колонны, отливка и установка бронзовых украшений на постаменте и фигуры ангела с крестом, которая должна была завершить памятник.
Что ж. На этой официальной информации и поставим точку. Далее давайте разбираться, что факт, подтверждённый документально, а что «натянуто на глобус», т.к. документов подтверждающих нет. Оправдывать отсутствие документов столь важного по тем временам события, тем, что прошло много времени не принимается. Во-первых, не так уж и давно, не прошло ещё и двухсот лет, во-вторых, в 40-х годах 19 века, уже всё тщательно документировалось, фотографировалось и каталогизировалось. Сохранилось масса воспоминаний очевидцев тех событий, начиная от Жуковского и Пушкина (который на открытии монумента не присутствовал принципиально.))
Что же подтверждено документально? Размеры монумента, авторство скульптуры ангела с крестом (хотя, и оно вызывает сомнения) и сам факт праздника по случаю открытия Александровской колонны. Достаточно прочесть книжку «Воспоминание о торжестве 30-го августа 1834 года» / [В. А. Жуковский]. Праздник действительно был.
Что не подтверждено никакими документами. Буквально всё, что связано с изготовлением самой монолитной колонны (без верха и без пьедестала). Начиная от добычи собственно самого монолита (есть десятки цифр и ни одной официально задокументированной), способа черновой обработки (каким образом из более чем 1500 тонного квадратного в сечении куска гранита, удалось сделать 620 тонную, круглую колонну), и способа чистовой обработки имеющей энтазис - утоне́ние — плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси от максимального в пределах нижней трети ствола до минимального в завершении. Применялся для создания зрительного эффекта напряжённости и устранения иллюзии вогнутости ствола колонны.
Создать энтазис на более чем 25 метрах твердейшего гранита, суть которого только для более приятной глазу визуализации объекта, это баснословно, катастрофически, неоправданно дорого и технологически невыполнимо при отсутствии токарного станка подобного размера (его и сегодня не создать), алмазного инструмента для резки камня и математически выверенного точного среза подошвы колонны (ведь диаметр её 3 метра 66 сантиметров и она ничем не закреплена, а стоит под собственным весом).
Уважаемые читатели, я хотел бы, что бы вы реально представили себе размеры колонны. Площадь её подошвы составляет 10,5 кв. метра. Это площадь стандартной кухни в МКД, где спокойно обедает семья из 4-ёх человек, собака и два кота. Представили? А при высоте кухни в 2,50 метра – их там поместится 10 штук!
А вот ещё один наглядный пример.
Не мало важный фактор, который не берётся хоть как-то «оформить» официальная история - чистый вес колонны. Он равен 612 тоннам! К примеру, ракета 11А511 «Союз» при габаритах 50 метров высотой, 10 метров в диаметре, весит 33,4 тонны, чуть ли не в 20 раз легче и поднимают её на стартовый стол не менее 2-ух часов, а нашу тяжеленную красавицу лихо прокатили по деревянным лесам (которые выдержали её вес) и установили за 100 минут! Видимо к 21 веку в своём цивилизационном развитии мы что-то упустили. Сегодня эту колонну устанавливали бы сутки, используя краны, домкраты и прочие вертолёты.
Приведу ещё один реальный пример.
В наши дни в Астане (Казахстан) был построен самый большой шатер в мире "Хан-Шатыр". Для поднятия опоры весом 1500 т лучшие инженеры современного мира под руководством турецкого инженера Селами Гуреля потратили 2 суток. Итого, в 21-м веке с помощью машин в 2.5 раза больший вес поднимали в 30 раз дольше, чем вручную в 19-м веке. Причем, по современной технологии.
Но Бог с ним с установкой и транспортировкой. Сделали то как? Любопытно, что именно этой, самой важной части работы над общим проектом Александровская колонна, уделено до смешного мало внимания и информации. Эту 26-ти метровую, шестисот-тонную детальку просто заказали у камнереза Суханова. Всё. Это всё! Ну… почти всё… ))
Существует известный альбом г-на Монферрана, в котором нарисованы все этапы изготовления, транспортировки, установки колонны. Даже есть рисунок, как в каменоломне Питтерлакс, откололи громадный кусок гранита. Но даже к этому рисунку у специалиста возникает масса вопросов. И главное, нет никакой информации, рисунка, фотографии, схемы, как из квадратного гранитного блока умудрились сделать круглую с изящным утонением колонну? Её подвешивали? Её вращали? Как и на чём, при её колоссальном размере и чудовищном весе? Ну хоть намёк, пол- намёка… . Но никаких документов нет. Бог с ним, не существует технологической карты на бумаге, но не существует и никаких устных знаний об этой технологии. А ведь было это все совсем недавно! Менее 200 лет назад.
Напрашивается вывод, наша цивилизация за 200 лет деградировала так что мы стали поднимать мегагрузы в 30 раз медленнее, а на деревянных счетах и в столбик вычисления производили в 30 раз быстрее чем современные компьютеры. Это в количественном плане. В качественном деградировали за последние 200 лет еще больше. Не существует такого токарного станка с ЧПУ, который мог бы крутить заготовку весом в 1000 тонн. (напоминаю, заготовка должна была весить минимум вдвое больше). Сегодня человечество такую колонну из гранита сделать не сможет ни за какое время и ни за какие деньги. А 200 лет назад справились вручную за несколько десятков месяцев.
Как-то не укладывается всё это в общую историческую канву. Меня буквально гложат сомнения. Какой Суханов? На какой глазок?
Что может являться доказательством ручного или какого-то иного способа строительства Александровской колонны и многих других объектов в Санкт-Петербурге?Документы на бумаге! С описанием технологического процесса добычи гранитного блока из скалы и изготовления из этого блока, например, сложно изогнутой формы Александровской колонны с помощью ручных инструментов.
Могу допустиить, что конкретно эти документы утеряны. Всякое бывает. Но тогда где подобные документы на изготовление атлантов, гранитных шаров на стрелке ВО, колонн Исаакиевского собора, Баболовской ванны из гранита и многих других объектов? Так не бывает. Куда они все разом испарились? Ведь если верить официальной истории, то их делали разные люди в разное время.
Повторюсь. Возможно допустить утрату документов о строительстве доисторических мегалитических сооружений древнего мира. Таких как Баальбек или Мачу-Пикчу. Потому что нет ничего удивительного в том, что через тысячи или миллионы лет не дошла до нас письменная информация о технологиях их ручного изготовления.
А Санкт-Петербург строился всего-то за несколько поколений до нас, как нас уверяют, ещё при жизни Пушкина. В хорошо задокументированный период, когда написаны были горы научной и художественной литературы, где не только литература, но техническая документация хранящаяся в архивах написана на хорошо понятном, почти современном языке. И, при этом, нет ни слова об инструментах и способе изготовления идеальных колонн из гранита в ручную или как-то иначе. Нет ни документов, ни устных знаний. Как так?
И напоследок очень любопытный факт. Настоящие герои 300-летия Петербурга - реставраторы. Два года Владимир Сорин «лечил» Александрийский столп. Два года его рабочее место находилось в 50 метрах над Петербургом.
Владимир Сорин с Петром Португальским заглянули туда, куда никто не заглядывал с пушкинских времен - и увидели чудо. Оно не описано ни в учебниках, ни в путеводителях.
Колонна стоит не на плоскости, а на усечённом конусе, ее края свешиваются и при весе сооружения в сотни тонн не крошатся. Колонна при своей повседневной «жизни» не может стоять, не двигаясь при ураганных ветрах, подземных толчках или быстрых перепадах температур. Так или иначе она двигается, но при этом спущенные, более тонкие края колонны целы. Не понимаю. Как этого добились? Из чего же она сделана??
Казалось бы. Был у колонны сотни раз. Фотографировал столько же. И все эти сотни раз она потрясает моё воображение. Вопросов много. Но загадочная колонна молчаливо стоит и стоять будет, плевать ей на слухи и домыслы. Огромная, могучая, роскошная и величественная.