Galyshenka все записи автора
 |
kommersant.ru/gallery/2709011#id=1139501
21 июня 1905 года родился Жан-Поль Сартр. Жизнь и философская концепция знаменитого французского писателя, отказавшегося от Нобелевской премии по литературе

«Люди — как игральные кости: мы бросаем себя вперед по жизни»
Жан-Поль Сартр родился в Париже в 1905-м году. Образование будущий лауреат Нобелевской премии по литературе получил в лицеях Ла-Рошели, затем окончил Высшую нормальную школу в Париже с диссертацией по философии и стажировался во Французском институте в Берлине. В периоды с 1929-го 1939-й и 1941-го по 1944-й годы Сартр преподавал литературу в различных лицеях Франции

«Мир прекрасно обошелся бы без литературы; еще лучше он обошелся бы без человека»
С 1944 года Жан-Поль Сартр занялся исключительно литературной работой, хотя его первый роман «Тошнота» вышел шестью годами ранее (в 1938 году). Многие это произведение считают лучшим в карьере писателя: по мнению ряда критиков, в нем Сартр «поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций». Известно, что мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, философов Анри Бергсона и Эдмунда Гуссерля, писателя Федора Достоевского и еще одного философа — Мартина Хайдеггера

«Ты всегда в ответе за то, чему не пытался помешать»
В октябре 1945 года Жан-Поль Сартр основал литературно-политический журнал «Новые времена», позиция которого была близка к марксизму и экзистенциализму. Писатель и философ выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, а в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира. Сартр дистанцировался от принятия идеи французского Алжира, анализировал насилие как гангренную производную колониализма. После неоднократных угроз французских националистов ими была дважды взорвана его квартира в центре Парижа, а редакцию «Новых времен» боевики-националисты захватывали пять раз

«Для того, чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом»
Жан-Поль Сартр (на фото — в центре) оказывал поддержку кубинской революции 1959 года и написал серию статей, посвященных этой теме, а позднее принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. В том числе, в 1967 году на заседании Международного трибунала по этому процессу в Роскилде Сартр произнес свою скандально известную речь о геноциде, в том числе в французском Алжире

«Свобода — это то, что я сам сделал из того, что сделали из меня»
Одним из центральных понятий для философии Жан-Поля Сартра (на фото — справа) стало понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное и даже предшествующее сущности человека: достаточно полно это выражает его фраза «Человек осужден быть свободным». Сартр понимал свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию или оправдывающую таковое, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека. Так, согласно Сартру, узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне философской компетенции

«Право на любовь мы завоюем кровью»
Жан-Поль Сартр был участником революции во Франции 1968 года и отчасти даже ее символом: например, студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра — автора труда «Бытие и ничто» (1943 года), ставшего подобием библии для молодых французских интеллектуалов. Арест философа во время очередного протеста молодежи, переросшего в беспорядки, вызвал негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль, то отдал приказ выпустить Сартра со словами: «Во Франции Вольтеров не сажают»

«Мы не можем вырвать ни страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу»
В послевоенные годы Жан-Поль Сартр стал частью многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Философ и писатель участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, публично выступал против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, а также против подавления инакомыслия в СССР

«Писатель не должен позволять превращать себя в институт, даже если это, как в данном случае, принимает самые почетные формы»
В 1964 году Жан-Поль Сартру был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Писатель отказался принять высокую награду: его не устроила «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, выбравшего, по словам философа (а по этому поводу он написал «Почему я отказался от премии»), неудачный момент — когда Сартр открыто критиковал СССР. Кроме того, писатель не захотел быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту
)

«Любовь не имеет ничего общего с обладанием. Ее высшее проявление — предоставлять свободу»
С Симоной де Бовуар (на фото) Жан-Поль Сартр познакомился в студенческие годы, и она была не просто спутницей его жизни, но еще и автором-единомышленником. Причем мужем и женой пара так и не стала. Вместо этого они заключили между собой договор, согласно которому стали партнерами, храня друг другу интеллектуальную верность, при этом не считая изменой любовные связи на стороне

«Мы выдумываем ценности. Априори жизнь не имеет смысла. Это мы создаем ей смысл»
В течение жизни Жан-Поль Сартр колебался в своих политических взглядах, однако его позиции всегда оставались левыми, и всегда Сартр старался отстаивать права обездоленного человека

«Но я ничего больше не вижу: сколько я ни роюсь в прошлом, я извлекаю из него только обрывочные картинки, и я не знаю толком, что они означают, воспоминания это или вымыслы»
Жан-Поль Сартр умер 15 апреля 1980 года. Незадолго до смерти философ и писатель попросил не устраивать ему официальных похорон, поэтому похоронную процессию составили лишь близкие Сартра. Однако по мере того, как процессия двигалась по Парижу мимо любимых мест мыслителя, к ней стихийно присоединились 50 тыс. человек

«Я есть мое прошлое, и если меня нет, мое прошлое не будет существовать дольше меня или кого-то еще. Оно не будет больше иметь связей с настоящим. Это определенно не означает, что оно не будет существовать, но только то, что его бытие будет неоткрытым. Я единственный, в ком мое прошлое существует в этом мире»
На фото: похороны Жан-Поля Сартра 19 апреля 1980 года