-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка звездные истории зима имя искусство история история жизни история любви италия картины концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей романсы российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция французский композитор храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237394


"На нем защитна гимнастерка..."

Пятница, 29 Января 2016 г. 13:36 + в цитатник
Galyshenka все записи автора rg.ru/2016/01/13/rodina-serov.html

Этот портрет - справа от входа в главный зал выставки "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения", которая триумфально проходит в Москве. "Портрет военного" из частного собрания датирован 1911 годом. На нем - полковник, о чем говорят золотые погоны с двумя просветами и без звездочек (не путать с полковничьим погоном наших дней). И однозначно - боевой офицер: орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, изображенный художником с блистательным мастерством, можно было заслужить лишь за ратный подвиг на поле боя. Живописец знал это, потому и выписал на холсте знак отличия столь тщательно. Вглядитесь внимательно в лицо этого человека, - обращается к зрителю художник. - Именно благодаря таким офицерам полководцы и военачальники заслуживают место на скрижалях Истории.


В.А. Серов. Портрет военного. 1911 г. Частное собрание

Почему полковник изображен в солдатской полевой гимнастерке?!1 Ответить на этот вопрос - значит узнать имя неизвестного офицера.

Почему полковник одет не по уставу?

Дело в том, что в 1911 году офицеры Русской императорской армии ни в строю, ни вне строя гимнастерку не носили. Она им не полагалась! Однако Серов, который никогда особенно не церемонился с портретируемыми, сознательно решил запечатлеть полковника именно так. А значит, уговорил свою модель пойти на явное нарушение уставной формы одежды. И уже кисть мастера превратила заурядную гимнастическую рубаху цвета хаки в яркий художественный символ. Ведь эстетика символизма предполагала использование намеков, таинственности, недосказанности.

Белая гимнастическая рубаха использовалась в летней форме нижних чинов с конца 1850-х - начала 1860-х годов, а во время Русско-японской войны ее, равно как и белые офицерские кители, военнослужащие стали явочным порядком окрашивать в защитный цвет для маскировки. О том, как это происходило, колоритно поведал в своих мемуарах граф Алексей Алексеевич Игнатьев.

"Когда к отходящему на юг поезду я явился в белом кителе и в белой фуражке, с шашкой на серебряной портупее, с револьвером и биноклем через плечо, мне казалось, что у меня вполне боевой вид. Но некий уже побывавший на фронте полковник сразу расхолодил меня и остальных офицеров, которые тоже были в белом.

- Не забывайте снимать фуражки, когда придется высовывать голову из окопа, - советовал полковник. - Лучшей мишени, чем белая фуражка, не сыскать. А японцы - отменные стрелки!

Он объяснил нам далее, что белое обмундирование и, особенно, белые фуражки служат одной из немаловажных причин наших потерь в людском составе.

На первом же ночлеге Павлюк (унтер-офицер, вестовой Игнатьева. - Авт.) категорически потребовал у меня фуражку и китель и сдал их в покраску какому-то китайцу.

- Никто в белом не воюет! - авторитетно заявил он.

Впрочем, все перекрасились. Но как! Проснувшись утром, я увидел вместо русской пехоты толпу в каких-то желто-зеленых, голубоватых и зеленоватых тряпках. Не лучший вид имело и большинство офицеров. В результате кустарной, спешной и неумелой покраски обмундирования все наше воинство сразу приобрело жалкий вид. Мне вспомнилось, что английские и американские военные атташе носили форму хаки, у японцев тоже хаки. Значит, секрет защитного цвета уже был известен. Почему же его не использовало русское военное министерство, посылая сотни тысяч солдат на фронт?"2

Именно в такой, отнюдь не фабрично окрашенной солдатской гимнастерке, и изображен серовский полковник. Но почему офицер в нарушение всех уставов решился позировать в ней знаменитому портретисту?!


В Туркестане и солдаты, и офицеры носили белые гимнастерки. В.В. Верещагин. У крепостной стены

Служил ли полковник в Туркестане?
В 1907 году походная хлопчатобумажная гимнастерка зеленовато-серого цвета была введена официально лишь для нижних чинов. В 1911-1912 годах в армию пришла суконная защитная рубаха для походной формы, которую носили в холодное время вместо мундира. А 9 сентября 1914 года, спустя месяц после начала Первой мировой войны, был издан приказ N 589, разрешавший "всем офицерам, врачам и военным чиновникам ношение походных рубах образца 1912 года".

Но - внимание! - было два исключения. Офицеры, служившие в Туркестанском военном округе, носили гимнастерки. "В приказе по военному ведомству N 149 от 26 апреля 1869 года для всех чинов войск Туркестанского военного округа вводились белые гимнастические рубахи в качестве одного из постоянных предметов летней походной формы одежды. На рубахи пристегивались плечевые мундирные погоны образца 1868 года. Несмотря на то что приказ действовал только в пределах ТуркВО, они постепенно стали распространяться и в других местах"[3]. Во время Русско-японской войны многие офицеры перекрашивали и носили не кителя, а солдатские гимнастерки. Как раз так поступил полковник Леонид Вильгельмович Леш, будущий генерал от инфантерии. И именно таким он запомнился уже упоминавшемуся графу Игнатьеву. "Вся внешность Леши дышала здоровьем и спокойствием. Загорелый, потный, он шел мне навстречу в распахнутой косоворотке желто-зеленого цвета. От солдат отличали его только золотые погоны с малиновым просветом".


Борода у офицера на серовском портрете - как у генерал-адъютанта Михаила Дмитриевича Скобелева.

В пользу того, что неизвестный полковник служил в Туркестане, свидетельствует и его борода а-ля Скобелев: офицер явно стилизовал себя под знаменитого "белого генерала". А большой орлиный нос выдает в нем, скорее всего, уроженца Кавказа или Закавказья. Надо было учесть и это.
Следовало искать офицера, вероятно, служившего вместе со Скобелевым в Средней Азии, принимавшего участие в Русско-японской войне, имевшего в 1911 году чин полковника и награжденного орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

Помочь здесь могли только всезнающие справочники, хранящиеся в Российской государственной библиотеке.

Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, изображенный на исследуемом портрете.

За что полковника уволили в запас?

Важно, что имя офицера - на уровне научной гипотезы - удалось установить. Им оказался Виктор Викентьевич Погосский (25 февраля 1858 - 30 января 1930). Офицер имел армянские корни (его предки Погосяны впоследствии русифицировали свою фамилию) и получил неплохое образование - 2-й Московский кадетский корпус, Николаевское инженерное училище по первому разряду и Офицерские гальванические классы. В 1879 году в чине подпоручика Погосский был направлен на службу в 1-й Кавказский саперный батальон. А в 1880-1881 годах воевал в Средней Азии и под началом генерала Скобелева принял участие в Ахал-Текинской экспедиции.
Подпоручик Погосский был прекрасным знатоком минного дела, а генерал Скобелев внимательно следил за всеми техническими новинками и охотно использовал их в военном деле. 12 января 1881 года, перед штурмом цитадели Геок-Тепе, в 11 часов 20 минут по приказу генерала был произведен взрыв мины с целью обрушения части стены. Подпоручик Погосский был одним из основных исполнителей этого приказа. "Последовал глухой подземный удар, задрожала почва, и огромный столб земли и кусков стены высоко поднялся над землею и медленно упал, засыпав наши передовые работы, засыпав часть охотников, неосторожно подавшихся вперед, и осыпав мелкими каменьями даже колонну, лежавшую за плотиною. Стена упала на протяжении 9 сажен (19,2 метра. - Авт.) и образовала удободоступный обвал. Стоявшие на этом участке стены текинцы погибли. Не успел взрыв еще улечься, как роты первой колонны вышли из-за плотины и бросились с криком "ура" на обвал"4. Крепость Геок-Тепе была взята штурмом, Ахал-Текинский оазис покорен.

Это была последняя победоносная война Российской империи. Виктору Викентьевичу Погосскому она принесла чин поручика и несколько боевых знаков отличия. Среди них орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, с которым его и запечатлел Серов.

Боевой офицер успешно поднимался по ступеням служебной лестницы, в 1901 году за отличие получил чин полковника и Русско-японскую войну встретил в должности командира 210-го пехотного резервного Перекопского полка. Вот когда ему пригодилась белая гимнастическая рубаха, хранившаяся у Погосского со времен Ахал-Текинской экспедиции. Полковник велел ее перекрасить, и гимнастерка верой и правдой прослужила ему всю кампанию. Впрочем, он мог ее и пошить заново в 1904-1905 годах. Суть дела от этого не меняется.

А потом случилось что-то экстраординарное...

Мы не знаем, что именно. Какая "история" приключилась с Погосским, чем боевой офицер разгневал своих начальников... Нам важен факт из его послужного списка: с 23 октября 1910 года по 17 января 1912-го полковник Погосский был уволен с действительной военной службы и находился в запасе5. Нам важно, что Серову позировал "запасник"! И он вполне мог позволить себе эту объяснимую вольность - надеть гимнастическую рубаху защитного цвета, ставшую для него символом личного участия в двух войнах.

Остается, пожалуй, только один важный вопрос - где художник мог познакомиться с полковником Погосским?


Дача В.А. Серова (не сохранилась). Здесь он мог познакомиться с офицерами, знавшими полковника Погосского. Ино, Финляндия. 1900-е

Где полковник встретился с художником?

Серов, постоянно нуждавшийся в деньгах (в день его смерти в доме оказались сбережения в размере 85 копеек), часто писал портреты на заказ, и его знакомство с полковником Погосским вряд ли было случайным. У художника была дача в поселке Ино (Финляндия), где в 1909 году началось сооружение современного форта для обороны Петербурга. Дачу Серова, отчужденную в казну за выкуп, снесли при строительстве; летом 1911 года Валентин Александрович последний раз побывал в Ино. Там, среди военных инженеров, руководивших сооружением форта, вполне могли быть знакомые специалиста по минному делу полковника Погосского.
Возможна иная версия. Светлейшая княгиня Ольга Константиновна Орлова, урожденная княжна Белосельская-Белозерская, которую неоднократно портретировал Серов, была племянницей генерала Скобелева по линии матери. Весьма вероятно, что полковник Погосский счел долгом нанести визит княгине Орловой, племяннице своего легендарного начальника, у которой мог познакомиться с художником, а затем заказать ему свой портрет. (Погрудный портрет кисти Серова стоил 1000 рублей, портрет в полный рост - 5000 рублей.)

Так или иначе они встретились. И то, что эта работа не стала дежурной для художника, не надо объяснять. Достаточно вглядеться в "Портрет военного".

"Люблю человеческое лицо, - говорил Серов, - так сложно и своеобразно, что в нем всегда можно найти черты, достойные художественного воспроизведения, - иногда положительные, иногда отрицательные. Я, по крайней мере, внимательно вглядываюсь в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте. Поэтому меня и обвиняют, будто портреты иногда смахивают на карикатуры"6.

Портрет полковника Погосского можно назвать одной из вершин портретной живописи Серова: в последний год жизни мастер нашел тот идеальный тип, которым можно лишь вдохновляться...

P.S. Виктор Викентьевич Погосский в составе Государственного ополчения принял участие в Первой мировой войне, командовал бригадой, получил чин генерал-майора. Затем воевал в Гражданскую на стороне белых, был начальником штаба корпуса.
Эмигрировал в Германию. В 1930 году умер в Берлине и упокоился на кладбище Тегель.


Примечания
1. Гимнастерка - сам этот термин имеет более позднее происхождение. "...Название "гимнастерка" было внедрено в официальный оборот только в марте 1942 года по личному распоряжению главного интенданта Красной армии генерал-майора интендантской службы П.И. Драчева. До этого решения в официальной документации применялся термин "рубаха", а еще раньше - "гимнастическая рубаха" (Печейкин А.В. Гимнастерка. Из истории военного обмундирования и снаряжения // http://history.milportal.ru/2011/08/gimnastyorka/).
2. Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. Т. 1. М.: Художественная литература, 1959. С. 240.
3. Печейкин А.В. Указ. соч. // http://history.milportal.ru/2011/08/gimnastyorka/.
4. Куропаткин А.Н. Завоевание Туркмении. Поход в Ахал-Теке в 1880 - 1881 гг. СПб. 1899. С. 205.
5. Список полковникам по старшинству. СПб. 1913. С. 21.
6. Цит. по: Сарабьянов Д.В. Валентин Серов. Альбом. Л.: Аврора, 1987. С. 24.
"Родина" №116 (1)

Серия сообщений "Музеи изобразительных искусств":
Часть 1 - Альфонс Муха (Часть 4)
Часть 2 - Русский музей. Коллекция иконописи. Фотоподборка1.
...
Часть 11 - Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова
Часть 12 - Джоконда. Загадки за улыбкой
Часть 13 - "На нем защитна гимнастерка..."
Часть 14 - "Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве". Начало собирательства.
Часть 15 - Знакомство с Паолой Волковой
...
Часть 47 - Исторические дворцы Италии:Палаццо Питти(Palazzo Pitti).Часть 3.Палатинская галерея.Живопись
Часть 48 - Исторические дворцы Италии:Галерея современного искусства (Милан)
Часть 49 - Гавана - 11. Музей изящных искусств.

Рубрики:  По России/Дворянское гнездо
живопись, графика, акварель/Портрет
Метки:  

Процитировано 14 раз
Понравилось: 17 пользователям

Капочка_Капа   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2016 г. 14:24 (ссылка)
Люблю такие истории- расследования! А воспоминания графа Игнатьева я прочитала в классе 4 м, там было тома 2-3.. Мой дед собирал мемуары военачальников.. Воспоминания Жукова я тоже читала))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Января 2016 г. 14:38ссылка
Капочка_Капа,- Внучка своего деда!

Читала парочку, но военное - не мое. хотя мемуары тоже с удовольствием и большим интересом читаю, в основном и посты по ним писала (когда еще не была тутошним модератором и было время)
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Января 2016 г. 14:49ссылка
Люблю мемуары! Они позволяют увидеть ситуацию глазами непосредственного участника! А это вдвойне интересно)
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Января 2016 г. 14:52ссылка
Люблю мемуары! Они позволяют увидеть ситуацию глазами непосредственного участника.. А это вдвойне интересно!!
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Января 2016 г. 15:27ссылка
Капочка_Капа, Согласно, но иногда бывает тяжеловато написано. Самые тяжелые- были, не поверишь, о народниках, как они взрывы устраивали. Думала, будет захватывающе, а у них сплошная конспирация, даже в мемуарах, как-то по бытовому они свои бомбы изготавливали, ну никакой романтики. Разочаровали.
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Января 2016 г. 15:50ссылка
Вот народников я не читала, все военные, артисты, писатели, художники.. богема вообщем)) там такие бытовые мелочи описываются, о которых ни один историк не укажет..
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Января 2016 г. 15:56ссылка
Капочка_Капа, Этих тем более интересно читать! Они и языком владеют, и окружение у них необычное. Творческие люди всегда необычайно интересны.
Captain_Smollett   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2016 г. 14:39 (ссылка)
Galyshenka, спасибо!
Повторюсь, пожалуй, говоря что Серова люблю и он мне близок в качестве портретиста великолепного.

Кроме того, промелькнуло название деревни Ино, где была дача Серова - у меня как раз на следующее лето туда намечен визит
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Января 2016 г. 14:40ссылка
Captain_Smollett, Значит будем любоваться фото!
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Января 2016 г. 15:01ссылка
Galyshenka, конечно!
если все будет хорошо
Чингиз   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2016 г. 14:49 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Января 2016 г. 15:27ссылка
Чингиз, Хорошего вечера.
Leon_Meusi   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2016 г. 16:31 (ссылка)
Очень интересно. Спасибо, Галочка!
5570014_1235320_399656770160202_353202664_n (600x600, 123Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Эолинда   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2016 г. 23:34 (ссылка)
Отличный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
altinira   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2016 г. 04:22 (ссылка)
Очень интересный пост! С благодарностью забираю!
Ответить С цитатой В цитатник
Jamesmay   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2016 г. 18:50 (ссылка)
Спасибо, ново для меня, интересно и познавательно. Л.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку