-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай арии из опер архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка звездные истории зима имя искусство история история жизни история любви картины катар концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей романсы российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237673


Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова

Пятница, 05 Декабря 2014 г. 02:31 + в цитатник
Galyshenka все записи автора Н.Б.Юсупов: Мои книги и несколько хороших картин и рисунков — единственное мое развлечение.

Во второй половине XVIIIвека в России наблюдался расцвет частного коллекционирования произведений искусства. Среди известнейших собирателей того времени был князь Николай Юсупов, ставший основателем легендарного родового собрания. На протяжении практически шестидесяти лет он коллекционировал антикварные книги, старинные скульптуры, изделия из фарфора, бронзы, а также собрал восхитительную подборку живописных полотен западноевропейских мастеров. Юсупову принадлежало крупнейшее в России живописное собрание, состоявшее более чем из пяти сотен ценных произведений.
Его собрание оказалось достаточно универсальным, ведь в те времена объектами коллекционирования становились не только шедевры высокого академического искусства, но и старинные предметы, производившиеся художественными мануфактурами. Весь этот антиквариат служил особой средой жизни истинного аристократа.
Его главным увлечением было современное и античное искусство.

DSC_7948_c1.jpg

23.jpg
Никола Ланкре. Общество на опушке леса. Конец 1720-х годов. Холст, масло. ГМИИ


Николай Борисович принадлежал к древнему и знатному роду, приближенному к русскому двору. Семейные традиции и принадлежность по службе к Коллегии иностранных дел оказали существенное влияние на его личность и судьбу. В его долгой жизни можно выделить несколько этапов, имевших решающее значение для формирования коллекции.
Прежде всего — это первое образовательное заграничное путешествие 1774–1777 годов. Тогда пробудился интерес к европейской культуре и искусству, зародилось увлечение собирательством. Кроме пребывания в Голландии и обучения в Лейденском университете, Юсупов совершил Grand Tour, посетив Англию, Португалию, Испанию, Францию, Италию, Австрию. Он был представлен многим европейским монархам, был принят Дидро и Вольтером.
Фигура юноши, путешествующего в поисках истины от одного ученого мужа к другому, знакома по многочисленным романам: от «Телемака» Фенелона и «Нового Кира — наставления» Рамзея до «Путешествия юного Анахарсиса» Бартелеми и «Писем русского путешественника» Карамзина. Образ юного скифа легко накладывается на биографию Юсупова. Как заметил Лотман: «Позже Пушкин подхватит этот образ, создавая в стихотворении “К вельможе” обобщенный образ русского путешественника в Европе XVIII века»

The_Rape_of_Europa_WGA.jpg
Клод Лоррен. Похищение Европы. 1655. Холст, масло. ГМИИ

42.jpg
С.Риччи. Детство Ромула и Рема. 1708–1709. Холст, масло. ГЭ


В 1781г. Юсупов был сопровождающим графини и графа Северных (вел. кн. Павла Петровича и вел. кн. Марии Федоровны). Путешествуя с ними, он посетил мастерские наиболее известных художников и мастеров своего времени, с которыми в последующем поддерживал хорошие отношения, пополняя их работами свое личное собрание. Кроме того, князь побывал в лучших мануфактурах Парижа, Вены и Лиона. Каждый предмет из юсуповской коллекции, благодаря его идеальным знаниям в сфере искусства, отличался высочайшим качеством и высокой культурной ценностью.
Первое описание этой коллекции было сделано посетившим Юсупова в 1778 году немецким путешественником и астрономом И. Бернулли. Ученый особенно был заинтересован мраморной скульптурой, старинными книгами, картинами и резными камнями. Бернулли отметил, то в собрании камней и гемм, принадлежавшем Юсупову, были сокровища, которыми не могли «похвастаться и монархи».

Юсупов Николай Борисович. (1750 - 1831).
Г.Фюгер. Портрет князя Н.Б.Юсупова в испанском костюме. Не ранее 1783. Холст, масло. ГЭ


1790-е годы — стремительный взлет карьеры Юсупова. Он в полной мере демонстрирует преданность русскому престолу, как стареющей императрице Екатерине II, так и императору Павлу I. При коронации Павла I он был назначен верховным коронационным маршалом. Эту же роль он выполнял на коронациях Александра I и Николая I.
С 1791 по 1802 год Юсупов занимал важные государственные посты: директора императорских театральных зрелищ в Петербурге (с 1791), директора императорских стеклянного и фарфорового заводов и шпалерной мануфактуры (с 1792), президента мануфактур-коллегии (с1796) и министра уделов (с 1800).
В 1794 году Николай Борисович избран почетным любителем петербургской Академии художеств. В 1797-м Павел I отдал в его ведение Эрмитаж, где размещалось императорское художественное собрание.

7de3e1c6a64f.jpg
Давид Тенирс Младший. Пастушка. 1650-е годы. Холст, масло. ГЭ

Teniers_David_II-ZZZ-Shepherd.jpg
Давид Тенирс Младший. Пастушок. 1650-е годы. Холст, масло. ГЭ


Честолюбивое желание быть первым, столь важное для собирателей современного искусства, привело Юсупова к мастерам, уже снискавшим популярность в Европе, но еще не известным в России. В выборе произведений проявилась определенная эволюция вкуса — наравне с работами поздних неоклассицистов приобретались работы ранних романтиков. Однако предпочтение отдавалось картинам камерным, лирическим, полным очарования и грациозности.

lyudi_igra_bilyard_3404x2396.jpg
Л.Л.Буальи. Бильярд. 1807. Холст, масло. ГЭ

luxfon.com-13895.jpg
Ян ван Гойен. Пейзаж с рекой. 1631. Дерево, масло. ГМИИ

David_Jacques-Louis_-_Sappho_and_Phaon_-_GJ-5668.jpg
Ж.Л.Давид. Сафо и Фаон. 1809. Холст, масло. ГЭ

d94ebd43cdbe7cc9321c0b869c0c3fc6.jpg
Никола Ланкре. Общество в саду. Конец 1720-х годов. Холст, масло. ГЭ

batoni_hercule2.jpg
П.Батони. Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком. 1765. Холст, масло. ГЭ


С Архангельским связан наиболее продолжительный период истории коллекции Н.Б.Юсупова. Более 20 лет собрание размещалось в усадьбе, специально обустроенной для показа обширных коллекций.
Дворец, усадьба волею владельца были превращены в идеальную художественную среду, достойную личности эпохи Просвещения. Три знатнейших искусства, «циркуль зодчего, палитра и резец / Ученой прихоти твоей повиновались / И вдохновенные в волшебстве состязались» (А.С.Пушкин).
3351089_large.jpeg
Юсупов, пользуясь положением главноначальствующего Экспедиции Кремлевского строения и мастерской Оружейной палаты, которое занимал с 1814 года, пригласил для работы в Архангельское лучших московских архитекторов: О.И.Бове, Е.Д.Тюрина, С.П.Мельникова, В.Г.Дрегалова. Усадьба раскинулась на обширной территории на высоком берегу Москвы-реки. Регулярный парк украсила мраморная скульптура, составившая отдельное собрание. Современники отмечали, что усадьба «превосходит все частные замки мраморами не только числом, но и достоинством»

830419_original.jpg
Я. Амигони. Зефир и Флора. Начало XVIII века. Холст, масло. ГМУА

p_03.jpg
П.Ротари. Поселянка под деревом. Середина XVIII века. Холст, масло. ГМУА

a278935d7ad7b0718bc6af9101ba6e20.jpg
Ф.Буше. Геркулес и Омфала. Середина XVIII века. Холст, масло. ГМИИ

210903619.jpg
П.Н.Прюдон, К.М.Ламартиньер. Невинность, предпочитающая Любовь Богатству. 1804. Холст, масло. ГЭ

a_lady.jpg
Корреджо. Женский портрет. Около 1520. Холст, масло. ГЭ

Canovas-CupidPsyche.jpg
5007062f4h.jpg
А.Канова. Амур и Психея. 1794–1796. Мрамор. ГЭ


Картины итальянской школы составляли в это время значительную часть коллекции, представляя мастеров «большого стиля» — Тициана, Корреджо, Фурини, Доменикино, Фр.Альбани, А.Караччи, Б.Скидоне, С.Риччи. Из голландских художников современниками выделялись «два прекрасных и очень знаменитых портрета» Рембрандта:

Portrait-of-a-lady-with-an-Ostrich-Feather-Fan-Rembrandt-van-Rijn-1660.jpg
Рембрандт. Портрет дамы с страусовым веером в руке. 1658–1660. Холст, масло. Национальная галерея искусств. Вашингтон

default2.jpeg
Рембрандт. Портрет мужчины в высокой шляпе и перчатках. 1658–1660. Холст, масло. Национальная галерея искусств. Вашингтон


Две работы Рембрандта – "Портрет мужчины в высокой шляпе и перчатках" и "Портрет женщины со страусовым веером в руке" помогли Юсуповым прожить в Париже после эммиграции 1919 года, даже не смотря на то что были украдены у семьи Юсуповых.
Американский финансист и коллекционер предметов искусства Джозеф Уайденер (Joseph Widener) отказался вернуть картины, отданные ему в 1921 году под залог в 2 миллиона долларов. Правда, некоторые периодические издания того времени делали предположения, что Юсуповы получили всего 100 000 фунтов стерлингов, и что Уайденер позднее отказался принять от князя Феликса чек в качестве оплаты залога и процентов, решив оставить картины себе. Так или иначе, князь не получил свои любимые работы Рембрандта, и обе они висят сегодня в Национальной художественной галерее Вашингтона.

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6402.php
http://ria.ru/weekend_lifestyle/20110528/381009086...removeClass&value=registration
http://history-gatchina.ru/paul/manege/nord.htm

Серия сообщений "Музеи изобразительных искусств":
Часть 1 - Альфонс Муха (Часть 4)
Часть 2 - Русский музей. Коллекция иконописи. Фотоподборка1.
...
Часть 9 - Киевский Национальный Музей Русского Искусства...
Часть 10 - Киевский Национальный Музей Русского Искусства-2...
Часть 11 - Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова
Часть 12 - Джоконда. Загадки за улыбкой
Часть 13 - "На нем защитна гимнастерка..."
...
Часть 47 - Исторические дворцы Италии:Палаццо Питти(Palazzo Pitti).Часть 3.Палатинская галерея.Живопись
Часть 48 - Исторические дворцы Италии:Галерея современного искусства (Милан)
Часть 49 - Гавана - 11. Музей изящных искусств.

Рубрики:  По России/Дворянское гнездо
живопись, графика, акварель/Жанровая живопись
искусство
Метки:  

Процитировано 25 раз
Понравилось: 21 пользователям

mng52   обратиться по имени Пятница, 05 Декабря 2014 г. 11:12 (ссылка)
красиво
Ответить С цитатой В цитатник
мария_карчина   обратиться по имени Пятница, 05 Декабря 2014 г. 11:29 (ссылка)
Спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Пятница, 05 Декабря 2014 г. 11:40 (ссылка)
Прекрасная подборка, спасибо за пост! А я бывала в Юсуповском дворце, весьма интересная была экскурсия... Есть и фотографии, но качества дурного, снимать было нечем и обстановка невероятно неудачная для съёмки - в толпе экскурсантов в ритме общей экскурсии снимать невозможно практически...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Декабря 2014 г. 13:13ссылка
Искала фото интерьеров, но и в инете все некачественные.
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Декабря 2014 г. 13:35ссылка
С Юсуповским дворцом большая проблема, потом скажу почему нет фото, сейчас на поезд бегу, опаздываю...
Перейти к дневнику

Воскресенье, 07 Декабря 2014 г. 22:53ссылка
Короче говоря, видимо фотографий и не будет, потому что так было и так будет: в этом дворце все работники немного тронутые, с большим апломбом и самомнением, абсолютно не заинтересованные в нас - простых смертных. Снова попыталась туда попасть с фк, но не судьба, я даже не могу добиться от них ответа, можно ли мне моей камерой фотографировать или нет. Денег хотят много и сразу. Такие вот дела. А вообще, у меня всё же кое-что есть, хоть и низкого качества, и если будешь писать ещё - я поделюсь, возьми мои фотографии, те что есть, а можно было бы и сюда их взять, если бы раньше договорились.
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Декабря 2014 г. 00:35ссылка
Катюш, может быть пришлешь ссылочку на них. Они наверное в Яндексфотки, я полагаю.
В любом случае о Юсуповых хочу продолжить. По крайней мере об убийстве Распутина. А если будут фото, то может быть 2-ю часть о коллекции - будет у нас совместный постик.
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Декабря 2014 г. 05:38ссылка
В и-нете они есть только в моих старых постах, но не все. Я найду их и пришлю ссылки Или могу свежим взглядом посмотреть какие получше и прислать почтой. Посты почитать стоит, вдруг информация ценная там...
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Декабря 2014 г. 09:21ссылка
Конечно, пришли ссылочку на посты. Может их и переделывать не надо -опубликовать в экскалибуре и все.
Перейти к дневнику

Вторник, 09 Декабря 2014 г. 14:27ссылка
Я думаю нет, посты старые, уже не совсем то что надо...
Вот посмотри, может быть что-то пригодится: 1-я часть тут http://eldisblog.com/post115570186
2-я часть тут http://eldisblog.com/post115570200
Перейти к дневнику

Вторник, 09 Декабря 2014 г. 14:48ссылка
Будет чем заняться, Спасибо.
Перейти к дневнику

Вторник, 09 Декабря 2014 г. 14:50ссылка
Если что-то пригодится - забирай, качество не супер, но иного похоже не предвидится.
AGI09   обратиться по имени Пятница, 05 Декабря 2014 г. 21:12 (ссылка)
Прекрасные работы великих мастеров! Отменный вкус у князя Николая Борисовича Юсупова!
Жаль, что Юсуповы и Россия "потеряли" две работы Рембрандта – "Портрет мужчины в высокой шляпе и перчатках" и "Портрет женщины со страусовым веером в руке"... Спасибо за прекрасный, исторический материал, за изумительные картины! Конечно, забираю к себе в цитатник!!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Декабря 2014 г. 21:24ссылка
Всегда вам рада. Спасибо за комментарии.
Конечно Юсуповы уезжали очень тяжело в 19-м из Ялты. Прятали бриллианты в детских пеленках. Жили потом скромно - с одной кухаркой (при армии слуг в России).
Было что-то еще вывезено конечно (Это же их собственность) помимо Рембрандта. Потом раздарено друзьям после смерти Ф.Юсупова. Достаточно большая часть коллекции сейчас в ...Мексике у одного скульптора, друга Юсупова. Он тогда был совсем молодым, сейчас ему за 75.
Он пытается организовать музей.
Перейти к дневнику

Суббота, 06 Декабря 2014 г. 11:12ссылка
Безусловно, это их собственность и не смею это обсуждать. Но, ....
Очень интересна история семьи Юсуповых, до сих пор их наследием в России почитают и любуются. Низкий им поклон. А Вам - творческих успехов!
Jamesmay   обратиться по имени Пятница, 05 Декабря 2014 г. 21:28 (ссылка)
Огромное спасибо! Мне не довелось побывать в Юсуповском дворце раньше, а теперь тем более сложно. А не познакомиться с такой красотой - было бы обидно.
Ответить С цитатой В цитатник
Юрий-Киев   обратиться по имени Суббота, 06 Декабря 2014 г. 06:10 (ссылка)
Огромнейшее спасибо за такой интересный пост. Читал и смотрел с большим интересом...
Ответить С цитатой В цитатник
izogradinka   обратиться по имени Суббота, 06 Декабря 2014 г. 06:56 (ссылка)
Каждая картина - шедевр!
Спасибо, Galyshenka, что находите для нас интересный материал об искусстве)))
Ответить С цитатой В цитатник
valentina_ishenko   обратиться по имени Суббота, 03 Января 2015 г. 22:58 (ссылка)
Спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку