liudmila_letoвсе записи автора10 декабря исполнилось 195 лет со дня рождения Сезара Франка(1822-1890), одного из крупнейших композиторов XIX века, занимающего во французской музыкальной культуре совершенно особое место.
"Нет имени чище, чем имя этой великой, чистосердечной души. Почти все, кто приближались к Франку, испытывали на себе его неотразимое обаяние, и это личное обаяние играет, быть может, большую роль в том воздействии, которое продолжают и ныне оказывать его произведения на французскую музыку", — писал о нем Ромен Роллан.
Большую часть наследия Франка составляют сочинения для органа — инструмента, которым композитор прекрасно владел. Многие называют его величайшим из композиторов для этого инструмента после Баха.
Музыке Франка чужды те черты, которые по традиции считаются типичными для французского искусства: блеск, живость, изящество. Ей свойственны патетика, возвышенность, строгий характер.
Именно такие свойства у этой музыки-
Три пьесы для большого органа (1878)
Фантазия Ля мажор (Andantino) FWV 35
Cantabile Си мажор (Non troppo lento) FWV 36
Героическая пьеса си минор (Allegro maestoso) FWV 37
"Я никогда не слышал ничего, что могло бы сравниться с импровизациями Франка с т.з. чистой музыкальной фантазии. В церкви у него было немного времени, чтобы настроиться; несколько попыток, несколько вопросительных фраз, затем выбранный вариант, расточительность в изобретательности, ведущие к чуду, несравненное богатство полифонии, в которой мелодия,гармония, архитектоника несли печать оригинальности, трогательной находки, гениального озарения. Никогда не было `рассудочных` комбинаций, демонстрации силы звука, которой злоупотребляют органисты-`эквилибристы`, стремящиеся `эпатировать галёрку`; лишь постоянное сосредоточение на своем искусстве, забота о благородстве своего дела, горячая искренность"
Луи Вьерн-французский органист и композитор(1870-1937)
А здесь музыка совершенно другого плана.Послушайте-
«Эолиды»
симфоническая поэма (1876)
Это первая настоящая симфоническая поэма Франка в свободной одночастной форме, вписавшая как бы новую страницу в историю французской музыки позднеромантического периода. Содержание "Эолид" навеяно одноименной поэмой Леконта де Лиля, свободно трактующего мотивы античной легенды "о веяньях небес - ветрах, ласкающих прелестным лобзанием горы и долины, льющих из золотых сосудов отдохновение, любовь, грацию и гармонию".
Музыка поэмы имеет некоторые специфические черты, присущие жанру скерцо: преобладание быстрого темпа, ритм короткого дыхания, обилие легких стаккато, прозрачная ткань. Общий характер музыки поэмы светлый, мажорный. Основой оркестрового колорита являются струнные, арфа и деревянные духовые. Франк старался создать в высоком регистре оркестра мелодичные и прозрачные звучности: "Эти звучности как бы уходили, возвращались вновь, сталкивались и улетали",— пишет в своих воспоминаниях дочь одной из учениц композитора.
Можно упомянуть ещё одни строки Ромена Роллана о Франке: "...этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда - та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество".
Один из прозорливых современников композитора писал:"Г-н Сезар Франк... будет считаться в XX веке одним из самых великих музыкантов девятнадцатого".
Ksantipushka,согласна что звучит убедительнее.И мне так показалось,но авторский вариант совершенно необычен и современен.Я бы скорее его отнесла к ХХ веку.Поэтому и привлек мое внимание.