Морская жизнь.Для начинающих. |
Автор
Весь распорядок на флоте вертится вокруг фразы «Четыре через восемь». Это означает, что моряк стоит четыре часа вахты, потом восемь отдыхает и – снова на вахту. Такой порядок ввёл ещё Джеймс Кук, и он неукоснительно соблюдается до сих пор.
Вахту стоят круглосуточно. И именно стоят! Я сейчас говорю про штурманов, помощников капитана, которые несут вахту на мостике. Про машинно-котельное отделение промолчу, ибо оно находится где-то там, внизу, чуть выше Ада, и что там делают механики и мотористы - одному Богу известно. Может быть они там взапуски бегают, мыльные пузыри дуют или змея воздушного запускают, а может быть топливом барыжат – непонятно. Вот только шум, стук и лязг производят немалый. Сами же они на голубом глазу утверждают, что тоже стоят вахту, а в перерывах работают. Лично я не проверял, но, судя по тому, что гребной винт исправно крутится, когда это надо, значит, если они и врут, то без фанатизма. Выходить из машинного отделения механики наотрез отказываются, там и живут.
А вот штурмана вахту стоят. На мостике нет сидений. Не кинотеатр, знаете ли. Есть, правда, одно кресло и один диванчик. Но они для капитана. Предполагается, что капитан вахту не несёт. Так же предполагается, что на Марсе жизнь есть.
Бывает, что капитан с мостика сутками не сходит: тяжёлая ледовая обстановка, шторм, когда волны выше сельсовета, плавание в узкостях, места с интенсивным судоходством. Да мало ли! Вот тогда капитан и на диванчике может изредка и чутко подрыхнуть, и в кресле с устатка посидеть. Некогда ему в таких ситуациях в салонах прохлаждаться или в кают-компании компот пить. У капитана вахта круглосуточная. Бессрочная. Не зря в международных правилах предупреждения столкновений судов пишут: «All responsibility for the safety lies with the captain», что в переводе на общепонятный означает «вся ответственность за безопасность судна лежит на капитане».
Бывает, конечно, что и штурманец свою пятую точку в кресло в отсутствие на мостике капитана притулить пытается, но это такой же муветон, как и курение под одеялом. И пресекаются такие попытки решительно и на корню.
Стоит штурман на мостике, несёт ходовую вахту. Стоит, вперёд смотрит. И всё вокруг подмечает: где пискнуло, что блызгнуло, почему запах неуставной – до всего ему есть дело. А со стороны посмотришь – истукан истуканом, лбом иллюминатор подпирает, замер, как филин на ветке. Бездельник! Но это на обывательский непривычный взгляд штурман бездельничает. Враки всё: он, страдалец, ежесекундно текущую ситуацию анализирует и единственно правильное решение о дальнейшем движении судна принимает. И на вахте он – второй после Бога. А Бог, царь и прокурор на судне – капитан. Един в трёх лицах. И слово его – крепче пряника.
Время суток по-морскому пишется четырьмя цифрами, через точку. Первые две цифры – часы, вторые – минуты.
Вот какой график несения вахт у штурманов:
С 00.00 до 04.00 и с 12.00 до 16.00 несёт вахту второй помощник капитана. Вахта с 00.00 считается самой трудной и поэтому называется Собакой. А может быть она называется так по аналогии с «часом волка» (время между тремя и четырьмя часами утра, когда подымает голову вся на свете нечисть). Всё может быть. Но стоять эту вахту крайне неприятно. Но нужно.
С 04.00 до 08.00 и с 16.00 до 20.00 несёт свою вахту старший помощник капитана. Развод экипажа на работы обычно происходит под конец его утренней вахты, ближе к 08.00. Для этого на мостик поднимаются старший механик и боцман. Иногда и капитан присутствует, но обычно не вмешивается.
Если на судне есть четвёртый помощник, то вахту с 16.00 до 20.00 доверяют ему.
С 08.00 до 12.00 и с 20.00 до 24.00 несёт вахту третий помощник капитана. Её ещё называют Пионерской. Почему? Да потому что третий помощник – это обычно выпускник мореходки без большого практического опыта. А ещё потому, что очень удачна эта вахта по времени: помощник успевает и на завтрак, и на обед, и на ужин сходить во время, для того отведённое. Без переносов.
У помощников капитана есть прозвища. Старпома обзывают Чифом (от английского «Chief», вождь). Второго окликают либо как Сэконд (ну, здесь понятно даже шестиклассникам церковно-приходской школы), либо Карго, потому что он за груз отвечает. Третьего дразнят Кассиром, он деньги экипажу выдаёт. И его же единственного называют Штурманом: в заведование Третьего входят карты, книги, пособия и штурманские инструменты.
Четвёртый же как был Четвёртым, так им и остаётся. Поэтому он поскорее стремится стать Третьим. Если имеет амбиции. А если Четвёртый родился неисправимым распиз#дяем, на флот попал по комсомольскому призыву, или в горах Кавказа по приказу Берия на снежного человека удачно облаву делали, а поймали по ошибке его, и - вот он на флоте, роднуленька наш! - да в добавок такого Четвёртого вполне устраивает одна вахта в сутки, а в остальное время нравится изображать бурную трудовую деятельность, то перед вами – Счастливый Человек. С таким надо на память фотографироваться.
Вахта вахте рознь. Бывает, что моментально проходит, успеваешь пару пачек сигарет за вахту незаметно выкурить в метаниях по рубке, а бывает тянется тягомотно. Хотя, если быть беспристрастным, и та, и другая, и любая вахта продолжается ровно четыре часа. Или восемь склянок, что равнозначно.
Откуда есть пошли «склянки»? Да от службы времени на судне, откуда ж ещё? У великих британских штурманов задолго до написания Карлом Марксом «Капитала» были песочные часы. Из одной склянки этих часов песок пересыпался в другую ровно через полчаса. Как только песок пересыплется, часы сразу же переворачивали, «отбивали склянку». И тотчас давали команду «Ring the bell!» матросу с музыкальным образованием по классу фортепиано. А тот уж без промедления ударял в судовой колокол. В половине первого, т.е. через полчаса от начала вахты, били один раз в одну сторону колокола. В час производился один двойной удар в обе стороны колокола. У мастеров «отбивать склянки» этот удар получался почти слитным. В половине второго производился один двойной удар и один одинарный, и так далее до конца вахты, прибавляя каждые полчаса по удару в одну сторону. В конце вахты отбивали четыре двойных удара - восемь "склянок", - и все начиналось сызнова. Наступала новая вахта.
Великие русские моряки умели понимать иноземную речь. А великие рязанские матросы – нет. Поэтому со временем команда «Ring the bell!» в русском флоте трансформировалась в команду «В рынду бей!». Нормально. Мне, лично, нравится.
Вот, не далее как вчера, один корейский рабочий моей жене объяснял, что для ремонта необходимо купить ротбанд. Есть такая гипсовая штукатурка. Объяснял он ей по-корейски. Приседал, похлопывал для лучшего понимания сказанного. Даже пытался говорить курсивом. Я уже не помню, как это было записано женой в финальном варианте, но выглядело вполне забавно. Так что не надо оваций, оно само случилось. Чем русские матросы отличаются от Птицы Говорун? Правильно, умом и сообразительностью. А чем русский судовой колокол отличается от английского? Да тем, что английский как был "bell", так им и остался. А русский судовой колокол теперь называют рындой. О как.
Серия сообщений "Море, стихия.":Часть 1 - Spiritus vini
Часть 2 - Петрович.
Часть 3 - Что такое осень
Часть 4 - Морская жизнь.Для начинающих.
Часть 5 - О зиме в жару
Часть 6 - Аморе нас манит и губит порой - сказал капитан пассажиру
...
Часть 23 - Антилопа
Часть 24 - АНТИЛОПА. Что решил, командир?
Часть 25 - АНТИЛОПА. ОТРУБИТЬ ШВАРТОВЫЙ
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 3 4 5 6 7 8 [Новые] |
Исходное сообщение hlebniks
ПОЛЛИТРУК вынужден сообщить следующее.
Ввиду того, что он истинный Сатрап и Диктатор, он из личного каприза значительно сократил авторский текст.
Автор был вынужден согласиться под угрозой попадания в мои застенки на неопределенный срок...
Исходное сообщение zuza94
Сандро, автор, по-моему, с Дальневосточного...
Исходное сообщение hlebniks
ПОЛЛИТРУК вынужден сообщить следующее.
Ввиду того, что он истинный Сатрап и Диктатор, он из личного каприза значительно сократил авторский текст.
Автор был вынужден согласиться под угрозой попадания в мои застенки на неопределенный срок...
Исходное сообщение Сандро
Исходное сообщение zuza94
Сандро, автор, по-моему, с Дальневосточного...
Моряки все братья.
Полл, ты поди вырезал всё по теме "женщины на корабле"?)
Исходное сообщение Сандро
zuza94, Всопмним бессмертную песню - "Ты морячка, я моряк!..."
Исходное сообщение laura_s
что такое рында!
Исходное сообщение Сандро
Исходное сообщение hlebniks
ПОЛЛИТРУК вынужден сообщить следующее.
Ввиду того, что он истинный Сатрап и Диктатор, он из личного каприза значительно сократил авторский текст.
Автор был вынужден согласиться под угрозой попадания в мои застенки на неопределенный срок...
Полл, ты поди вырезал всё по теме "женщины на корабле"?)
Ответ на комментарий Сандро
Исходное сообщение Сандро
Исходное сообщение laura_s
что такое рында!
Слово из категории "вмордувинд" ))
Исходное сообщение ninalvovna39
а как на это смотрит поллитрук?
Исходное сообщение ninalvovna39
так и я о том.
во время подсуетился.
значит, против отдать штурвал.
Ответ на комментарий hlebniks
Ответ на комментарий Сандро
Исходное сообщение Сандро
Написано отлично.
Небольшой вопрос - речь, я так понимаю, идёт не о больших судах? Т.к. "третий помощник – это обычно выпускник мореходки без большого практического опыта" - явно не на межокеанских рейсах. На том же Титанике у капитана было 7 помощников и все - с дипломами капитана. Однако, порядок вахт всё равно такой же, просто на мостике не один офицер, а два.
Ответ на комментарий ninalvovna39
Исходное сообщение ninalvovna39
Автор хочет ввести у нас морской порядок? И поставить всех на вахту?
наверно и капитаном хочет быть он сам?
а как на это смотрит поллитрук?
Ответ на комментарий tric_trac
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 3 4 5 6 7 8 [Новые] |