Bellum nec timendum, nec provocandum. — Не надо ни бояться войны, ни вызывать её.
EurasiaNet: Российских летчиков в Закавказье собьют российские же системы |
Метки: Армия С-300 Азербайджан Армения Россия |
Новые боевые человекоподобные роботы и новые корабли |
На Зеленодольском заводе заложили третий МРК типа «Буян»
Российские антропоморфные роботы и другие разработки компании «Андроидная техника»
|
Два двигателя для Т-50 |
Метки: ПАК ФА Тип-50 |
Военные новости |
Новые авиационные разработки |
Новое вооружение ВДВ |
Метки: реформа армии |
Интервью с директором завода им. Дягтерёва |
Завод имени В.А.Дегтярева является современным многопрофильным предприятием, крупнейшим во Владимирской области и одним из ведущих машиностроительных предприятий страны. Наше предприятие производит широкий спектр военной и гражданской продукции. В частности, здесь выпускается пулемет калибра 12,7 мм "Корд", 30-мм двуствольная пушка ГШ-30, переносной зенитный ракетный комплекс "Игла-С", противотанковые ракетные комплексы. Кроме того, предприятие производит разнообразную гражданскую продукцию, в том числе мототехнику, аккумуляторные батареи.
Сегодня из цехов завода выходит оружие, которое широко известно и оценено во всем мире. Это, в первую очередь, переносной зенитный ракетный комплекс "Игла" 9К38, ракета 9М133 противотанкового комплекса большой дальности "Корнет-Э", противопехотный автоматический гранатометный комплекс АГС-30. Для авиатехники выпускаются скорострельные двуствольные пушки ГШ-30 и ГШ-23
Производственная база завода постоянно совершенствуется. Мы стараемся широко внедрять компьютерную технику на всех этапах - от проектирования и конструирования отдельных изделий до управления предприятием в целом.
Ранее, на первом этапе технического перевооружения решалась проблема качества. В первую очередь внимание обращалось на прецизионные (высокоточные) обрабатывающие центры, координатно-измерительные машины, оборудование для входного контроля закупаемых материалов, метрологическое оборудование, испытательные центры…
В настоящее время упор сделан на высокопроизводительное переналаживаемое оборудование с числовым программным управлением, в разы повышающее производительность труда и сокращающее сроки подготовки производства новых изделий. Если раньше оборудование приобреталось в среднем на 200-300 млн рублей в год, то в текущем году объем средств, направленных на перевооружение, приближается к 500 млн. рублей.
Оружие, выпускаемое заводом, поставляется в десятки стран, пользуется неизменным успехом на международных выставках. Доля экспорта вооружений составляет 75% от общей выручки предприятия. При этом самый маленький заказ самой маленькой страны почему-то превышает заказы российского военного ведомства.
ЗиД имеет собственное конструкторское бюро по стрелковому вооружению, которое постоянно ведет новые разработки и модернизацию серийных изделий. Крупнокалиберный пулемет и снайперская винтовка под брендом "Корд" уже приняты на снабжение силовых структур. Кроме того, ведутся работы по созданию новых автоматов калибра 5,45 и 7,62 и 40мм гранатомета, а также модернизация пулемета "Печенег".
Производственный потенциал завода не только сохранен, но и значительно укреплен. Объем выпускаемой продукции по сравнению с 2006 годом увеличился в три раза и превысил 12 млрд. рублей При этом численность работающих нам удалось сохранить на уровне 2007 года.
Метки: ГШ-30 АГС-30 корнет ГШ-23 Корд Игла |
Кто хочет вступить в сообщество? |
Вопрос к новым ПЧ: кто хочет получить возможность добавлять сообщения в сообщество?
Отписываемся в комментах.
Напоминаю:
- в сообществе запрещена реклама всякой фигни. За это бан навсегда.
- в категорию "всякая фигня" попадает и навязчивая реклама израильской армии.
- в категорию "всякая фигня" может попасть и бездумное копирование постов, новостей и других публикаций.
- не приветствуются жопоголизм и ура-патриотизм.
- приветствуется хоть попытка своего анализа.
- приветсвуется появление новых аналитических публикаций, сообщество, всё же, аналитическое, а не чисто оружейное.
- несмотря на предыдущий пункт приветствуется появление ТТХ интересных образцов оружия. Перед тем, как постить их, потрудись изучить тэги: возможно, об этом уже сто раз писали.
- все посты должны идти с тэгами. Рано или поздно буду банить за отсутствие тем и тэгов.
- не размещайте больше посты, для этого есть кат.
- запрещео размещение заведомо незаконных материалов, в том числе, посвящённых уголовной переделке оружия и незаконному изготовлению взрывчатых веществ.
- запрещены мат и хамство.
|
Как полетит «Лайнер» |
![]() |
25 мая 2011, 20::03 Фото: annews.ru Текст: Роман Крецул |
«Есть мнение, что у новой ракеты улучшена система разведения боеголовок, возможно, увеличен забрасываемый вес». Такими словами эксперты оценили, каким именно образом была модернизирована уже давно стоящая на вооружении морская ракета «Синева». Ее новая модификация «Лайнер» была испытана в начале недели.
Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени Макеева (Миасс, Челябинская область) объявил об успешных проведенных испытаниях новой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) морского базирования «Лайнер».
20 мая 2011 года в 18.50 мск по программе государственных летных испытаний (тема «Лайнер») с борта стратегической атомной подводной лодки Северного флота «Екатеринбург» был произведен успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Лайнер» из акватории Баренцева моря по боевому полю «Кура», расположенному на полуострове Камчатка», – говорится в сообщении пресс-службы предприятия.
Текст: Роман Крецул
(c) http://www.vz.ru/society/2011/5/25/494240.print.html
|
Радиосредства второй мировой войны |
Советская военная радиоаппаратура 1930-х и 1940-х
Радиоаппаратура, выпускавшаяся для Красной Армии в 1937-1945 гг., в Радиомузее РКК целиком занимает витрину № 1.
Слева вверху находится компактная радиостанция "Север-бис", которая в годы войны производилась в блокадном Ленинграде. Этими радиостанциями оснащались разведгруппы и партизанские отряды.
Рядом выставлены достаточно редкие экспонаты - авиационный приемник КС-2СМ и пехотная радиостанция 13-Р, которые начали поставляться в войска в 1942 году и собирались с использованием деталей и узлов от вещательных радиоприемников 6Н-1. Образец приемника 6Н-1 также имеется в Радиомузее РКК.
В нашей экспозиции представлены две модели радиостанции А-7, первой массовой советской радиостанции с частотной модуляцией. Это А-7-А в укладочном ящике и А-7-Б в брезентовой сумке. Модели А-7-А и А-7-Б начали поставляться в войска в 1944 году. Следует сказать, что хотя в Радиомузее РКК имеется А-7-А военных лет, в витрине выставлен образец, выпущенный после войны. Сделано это потому, что образец этот весьма любопытный - у него необычная ручка настройки, а в правом нижнем углу имеется второй стрелочный индикатор.
|
Недостатки NH-90 |
Тут его ТТХ
http://ru.wikipedia.org/wiki/NHI_NH90
Кому охота сравните их с ТТХ Ми-8 или Ми-17
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8-17
Ми-8, машина 50-х годов, превосходит его по всем показателям: грузоподъёмность, выста полёта, пассажировместимость, крейсерская скорость. Ну, только по максимальной скорости европейская вундрефаль чуть-чуть превосходит наш вертолёт.
Цена европейской вундрефали 16 миллионов евро.
При том, что вертолёт — расходный материал войны.
Тут немного дельной инфы.
http://www.arms-expo.ru/053049049048124050052049055053.html
Кстати, Франция сокращает их закупки — кризис поел все деньги.
Что самое смешное, что похожу статью про неостатки этого вертолёта, я приводил года два назад. За это время они там и не исправили их.
Машина разрабатывается, к слову, с 85-го года…
Метки: NH-90 |
Анализ десантных возможностей НАТО |
|
«Булава» пролетела 9,3 тысяч километров |
Метки: ГЛОНАСС Булава |
Военные новости |
ОАО «НПП «Звезда»: спасти и сохранить |
В Международный суд ООН подан иск к России |
Модернизация Су-30 МКИ - новый совместный проект России и Индии |
Интерес к российским средствам ПВО будет расти |
Вновь неудача с космическим запуском |
"У-УАЗ" производит вертолеты для ЮтЭйр и Газпромавиа |
5 триллионов рублей выделят на авиационную отрасль |
Исполнители гособоронзаказа получат авансы |
Танки Т-90, Т-84 "Оплот", "Леопард" и "Абрамс": эмоции и реалии |
Пентагон обеспокоен растущей военной мощью Китая |
Компании «Сухой» исполнилось 15 лет |
Т-50: Долгая дорога к 5-му поколению |
Выводы сделаны |
Россия готова помочь Венесуэле в приобретении оружия |
Проведен успешный пуск ракеты-носителя «Днепр» |
С-400 может отличить учебную цель от "Боинга" |
Новые бронемашины поступили на вооружение израильской армии |
ЦАГИ, Вертолеты России и Cytec обсудили перспективы применения композитов |
На МАКСе представят проект бесплатформенных инерциальных навигационных систем
Петербургский концерн "Авиаприборостроение" приступил к реализации проекта по разработке и производству бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) для летательных аппаратов
|
Про Тигр |
В истории боевого применения СТС "Тигр" есть достаточно знаменитое фото и известная история, пояснение к ней:
машина реальная,в 08 году в Чечне прошла обкатку,а заодно и обстрелку,по прибытию в Чечню у душков появилась огромная заинтересованность долбануть эту машину,ставка началась от 1.5 тыс.у.е.докатилась до 2 тыс.у.е.,9.08.08 они всё таки ухитрились словить нас,два попадания из РПГ и множественные попадания 7.62 мм БЗ,включая боковые стёкла.Итог:поцарапали краску пассажирской двери от первого попадания из РПГ,вырвано переднее пассажирское сиденье от второго выстрела РПГ(так как после спешивания оставил дверь открытой),загорелась обшивка салона водительского места,которуб быстро потушили,поцарапало краску от пулевых попаданий по корме и повреждено,но не основательно боковое стекло,авто в короткое время завели и на глазах у духов отогнали в безопасное место.Вот такая дивная машина
Так вот, на небезызвестном форуме desantura.ru нашли подробное описание этого происшествия и кучу фоток в довесок.
http://desantura.ru/forum/forum36/topic8919/?PAGEN_1=9
|
MAARS Robot Demonstration during RIMPAC 2010 |
|
М38А1С со 106-мм безоткатным орудием от фирмы "SKYBOW" |
Сегодня по Дискавери рассказывали, что это орудие было бесполезным уже во Вторую мировую войну против немецких танков, а Т-34 в Корее просто смели американцев с их бесполезными противотанковыми средствами.
И сегодня видел ливийцев на таких же машинках. Интересно, с кем они воюют на таком старье? Там же нет никакой оперативности.Мухомор зажал бабки, сидел на золоте, а теперь срёт кирпичами, что не купил у нас нормальное оружие.
|
История "Виллиса" |
Американская компания "Виллис-Оверленд" (Willys-Overland) стала знаменитой как изготовитель самого известного во времена Второй мировой войны легкого полноприводного разведывательного автомобиля "Виллис-МВ" (4x4), вошедшего в историю под названием "Джип" (Jeep). Между тем наибольшую часть своей жизни компания занималась изготовлением гражданских легковых машин и небольших грузовиков. В 1909 г. ее основал Джон Норт Уиллис (John North Willys), После этого в военной истории компании "Виллис-Оверленд" наступил долгий перерыв, длившийся до июня 1940 г., когда от управления Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США поступило предложение разработать легкий 3-местный полноприводный разведывательный автомобиль с полезной нагрузкой 250 кг. Машина с простым открытым кузовом без дверей должна была нести на себе пулемет, иметь колесную базу 80 дюймов (2032 мм) и развивать скорость 50 миль в час (80 км/ч). Ее сухая масса первоначально оценивалась в 1200 фунтов (545 кг), потом ее увеличили до 1275 фунтов (580 кг), а впоследствии довели до 2160 фунтов (980 кг). Прототип следовало представить на испытания через 49 дней, а в течение следующего месяца изготовить еще 70 машин. Такие приглашения разослали 135 американским фирмам, но положительный ответ дали только две, в том числе "Виллис-Оверленд". К тому времени фирма находилась в состоянии тяжелого кризиса, а перспектива получения крупного государственного заказа могла бы спасти ее от банкротства. В установленный срок свою машину представила лишь небольшая фирма "Америкэн Бантам" (American Bantam), давно сотрудничавшая с военным ведомством. Первый образец "Виллиса", разработанный главным инженером Делмаром Барни Роосом "Виллис-МВ" Легендарный "Виллис-МВ" выпускался в основном в универсальном исполнении с открытым кузовом и брезентовым тентом. Во время войны на его базе создали огромное количество различных вариантов: штабные и санитарные, с различным вооружением, бронированные, авиадесантируемые, 10-местные длиннобазные, гусеничные, полугусеничные или на железнодорожном ходу. Наиболее известными боевыми машинами на таком шасси стали самоходные установки Т47 с 12,7-мм пулеметом и Т21 с 75-мм безоткатным орудием, 8-зарядная система залпового огня Т36, зенитные комплексы SAS и легкие бронеавтомобили серии Т25. В СССР на них испытывалась самая легкая "катюша" — реактивная установка БМ-8-8 с 8 ракетами калибра 80 мм. В США в разгар войны появились опытные образцы сверхлегких джипов "Виллис-MBL" или "Пилот" (Pilot) с 5-ступенчатой коробкой передач и деревянными кузовами, весившие около 700 кг, а также "Виллис-WAC" (Willys Air Cooled) "Виллис-МВ" стал самым массовым автомобилем периода Второй мировой войны, первой в мире серийной полноприводной машиной и самым популярным легким военным автомобилем всех времен. В общей сложности до августа 1945 г. компании "Виллис" и "Форд" по государственным заказам изготовили 626727 джипов, из которых 348849 экземпляров пришлось на "Виллис", а с учетом иных поставок — 359851 автомобиль. С появлением "Виллиса-МВ" практически вся партия выпущенных к тому времени машин серии МА была поставлена в СССР по лендлизу. В ходе войны к ним присоединились еще 52 тыс. джипов "Виллис-МВ" и "Форд GPW", часть из которых собирали в Коломне и Омске, а на "Виллисе" выпускали также амуницию и комплектующие для самолетов.
Окончание войны для компании "Виллис", прочно привязанной к производству армейских джипов, стало предвестником трудных времен. С прекращением потока крупных военных заказов она так и не смогла разработать ничего нового и долгое время модернизировала свой вариант МВ, превращая его в очередные военные и гражданские модели, судьбы которых тесно переплелись между собой. Еще в 1944 г. "Виллис" разработал гражданский вседорожник CJ (Civilian Jeep) или CJ1А, выпускавшийся с 1946 г. в улучшенном исполнении CJ2A, которое уже через два года поступило в армию США. Потребности вооруженных сил в таких машинах и привычка к джипам военных времен оказались столь сильными, что зимой 1950 г. на гражданском шасси CJ3A началось изготовление нового джипа "Виллис-МС", более известного под военным индексом М38. Он получил усиленную ходовую часть, шины размером 7.00–16, цельное лобовое стекло, ограждение указателей поворота, 24-вольтовое электрооборудование, переднюю лебедку и весил 1250 кг. До 1953 г. изготовили около 60 тыс. таких машин, в выпуске которых участвовал также канадский завод компании "Форд". Одним из немногих вариантов серии М38 был опытный авиадесантируемый "Аэро Джип" (Aero Jeep) или "Бобкэт" (Bobcat), весивший 700 кг.
Практически одновременно с джипом М38 фирма разработала более солидный вариант "Виллис-MD" или М38А1. Он отличался верхнеклапанным двигателем "Харрикэйн" (Hurricane) прежнего рабочего объема, развивавшим мощность 67 л.с. и определившим более высокое расположение капота, удлиненной на 1 дюйм колесной базой (2057 мм), более широкими шинами размером 7.50–16 и увеличенными габаритами. В 1952 г. "Виллис" приступил к его серийному производству и выпускал этот джип до последних дней своего существования. Усиленное шасси М38А1С использовалось для установки безоткатных орудий, зенитных пушек и противотанковых ракет "Дарт" (Dart). С 1954 г. в программу входил длиннобазный 6-местный джип "Виллис-MDA" (база 2565 мм), шасси которого применялось в основном для санитарных машин М170. В общей сложности автомобилей серии М38А1 построили около 100 тыс. экземпляров. С 1953 г. на гражданском шасси CJ3B с верхнеклапанным 62-сильным мотором изготовлялся армейский джип М606, предназначенный в основном для экспорта и сборки по лицензиям во многих странах мира. В свою очередь, военные серии MD и MDA послужили основой гражданских вседорожников CJ5 и CJ6, остававшихся в производстве до середины 80-х гг., а в конце 50-х гг. модель CJ5 стала базой обновленного джипа М606А2. С конца 40-х гг. в вооруженные силы США поступали также доработанные варианты гражданских полноприводных пикапов и грузопассажирских автомобилей "Стэйшн Вэгон" (Station Wagon). Столь глубокая взаимозаменяемость и многообразие моделей, практически не отличавшихся друг от друга, отражали тяжелое положение "Виллиса", не способного самостоятельно создать принципиально новые полноприводные автомобили. 28 апреля 1953 г. его выкупила промышленная корпорация "Кайзер Индастриз" (Kaiser Industries), превратив в свое отделение "Кайзер-Виллис" (Kaiser-Willys Division), но сохранив прежнюю торговую марку. Приток крупных финансовых средств позволил "Виллису" заняться созданием принципиально новой военной техники. Развитием опытных работ конца Второй мировой войны стала авиадесантируемая транспортная тележка "Механический мул" (Mechanical Mule) 4x4 грузоподъемностью 500 кг с колесной базой 1448 мм, трубчатой алюминиевой рамой, двумя или четырьмя управляемыми колесами. Откидное рулевое колесо можно было устанавливать как в передней и задней частях грузовой платформы либо сбоку от нее, так и под машиной, что позволяло управлять ею, следуя рядом или ползком под автомобилем, высота которого составляла всего 685 мм. Прототип ХМ274 появился в 1951 г., а серийное производство "Механического мула" М274 началось только в 1956 г. В задней части под платформой помещались 4-цилиндровый оппозитный двигатель "Виллис АО-53" (876 см3, 15 л.с.) воздушного охлаждения и 3-ступенчатая коробка передач. Вариант М274А1 получил 17-сильный мотор с усиленным охлаждением. Развитием "Механического мула" в 1958 г. стал опытный многоцелевой бескапотный грузопассажирский автомобиль ХМ443 с полезной нагрузкой 750 кг, оснащенный 4-цилиндровым оппозитным мотором жидкостного охлаждения (2,7 л, 72 л.с.), расположенным в центральной части шасси, независимой пружинной подвеской и открытым алюминиевым кузовом. Вариант ХМ443Е1 предлагался также в виде многоцелевой тележки. Из опытной стадии фактически не вышла и серия многоцелевых военных автомобилей на базе стандартной 1-тонной бескапотной серии FC (4x4). В конце 50-х гг. на шасси FC170 с 4-цилиндровым дизелем, 3-ступенчатыми основной и раздаточной коробками "Виллис" изготовил опытные образцы пикапов ХМ676 и ХМ677 С появлением в начале 60-х гг. более совершенного и дешевого джипа М151 компании "Форд" финансовое положение "Виллиса" стало резко ухудшаться. Эта марка прекратила существование в 1963 г., когда отделение "Кайзер-Виллис" было преобразовано в компанию "Кайзер Джип" (Kaiser Jeep). Впоследствии она перешла к концерну "Америкэн Моторс" (American Motors). В настоящее время прямым наследником "Виллиса" является компания "Джип" (Jeep), на 2006 г. входившая в корпорацию "ДаймлерКрайслер" (Daimler-Chrysler). |
|
Робот-оруженосец |
Солдаты современной армии перегружены всевозможной амуницией. Им приходится переносить припасы, оружие, боезапас – а порой еще и компьютер, целый набор хитроумных гаджетов и необходимые элементы питания. Lockheed Martin предлагает взвалить заботу о тяжести на робота, который будет послушно следовать за хозяином.
|
![]() |
http://www.popmech.ru/article/9521-robot-oruzhenosets/
Картинки, похоже, не отображаются…
Дано как всегда в духе американского бахвалства: не указана цена, не указано количество выпущенных штук, не указана дата принятия на воооружение. Нет простейшей попытки анализа рекламной информации.
нтересно, а как будет сопровождать пехотинцев, если они сядут в транспортное средство? Будет пытаться его догнать?
А что будет делать солдаты во время выполнения пеших задач? Идти пешком за колёсным средством? Хороша вундерфаль.
Естественно, если будет преграда из воды или скал, то дорогущую игрушку придётся бросить афганцам для утех.
А вообще, полезная нагрузка в 300 кг при весе в 1,7 тонну – это полный провал инженеров. Примитивные советские грузовики (ЗИЛ, Газ), которые соответствуют довоенным технологиям ( могут брать столько же веса, сколько весят сами. А эта хрень переносит только одну двадцатую своего веса. При этом сама весит столько, что, как я уже сказал, перенести его через препятствие заведомо невозможно.
Предлагаю реанимировать Willys MB. Весит он меньше вундерфали, а грузоподъёмность почти такая же. Вставить ему электронные мозги. Возможно, даже гибридный двигатель. А то амеры доставляют топливо в Афганистан самолётами, так как бензовозы им постоянно жгут, или платят взятки душманам, чтобы те пропустили колонну.
Я думаю, даже после этого Willys MB будет стоить раз в десять дешевле этого робота. И эффективнее: случись что, скинул багаж, сел сам. А так роботизированных джипик следует за обычным джипиком Ну, или использовать квадроциклы.
Но боюсь мой вариант американцам не понравится: распилов не будет.
Ну, а если серьёзно, то есть и багги, в том числе четырёх— пятиместные. Уже в войну были облегчённые Виллисы весом всего в 450 кг. А сейчас раздолье материалов, можно что-то создать. Уже в войну были трёхосные Виллисы с повышенной проходимостью, а сейчас есть четырёхместные квадроциклы, которые лёгки, с высокой проходимостью.
При желании роль бортового компьютера может играть обычный смартфон. Думаю, одного гигагерца вполне хватит для того, чтобы машинка следовала за ведущим.
|
ЧВК: Любой конфликт за ваши деньги |
Международное право не признает их полноценными комбатантами, они лишены гарантий безопасности, которыми располагают военнопленные, а в некоторых странах они и вовсе объявлены вне закона. Но правительства крупнейших государств, руководители транснациональных корпораций и неправительственных организаций не гнушаются заключать с ними контракты, а в Ирландии для увековечивания их славы создан целый музей. Эти люди стали героями многочисленных книг, от античного «Анабасиса» Ксенофонта до современных романов Фредерика Форсайта, и им отведено немалое место в размышлениях об идеальном государстве таких выдающихся социальных философов Средневековья, как Томас Мор и Никколо Макиавелли.
Имя им — наемники. Кондотьеры, «дикие гуси», солдаты удачи — в разные времена их называли по-разному, но сути это не меняло. Кто они? Заурядные преступники, отребье, собранное для выполнения грязных дел? Или благородные авантюристы, «братья по крови горячей и густой», которые за последние годы спасли по меньшей мере две африканские страны от кровавых междоусобных войн?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде всего определиться в терминах. Российские генералы, которые на дух не переносят саму идею профессиональной армии, презрительно именуют наемником всякого военнослужащего, получающего жалованье. На самом деле это не так. Определение наемника было сформулировано в Первом дополнительном протоколе к Женевским конвенциям 1949 года, посвященным законам ведения войны. Наемником считается человек, который, во-первых, специально завербован для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, во-вторых, фактически принимает непосредственное участие в боевых действиях, в-третьих (это главное), принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду и обещанное материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение военнослужащим такого же ранга, выполняющим те же функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной страны, в-четвертых, не является гражданином страны, находящейся в конфликте, наконец, в-пятых, не послан государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Таким образом, наемник отличается от профессионального военнослужащего (а также, например, иностранного добровольца) тем, что он, воюя, руководствуется прежде всего корыстными соображениями. Ни солдаты Иностранного легиона французской армии, ни военнослужащие частей непальских гуркхов британских вооруженных сил не являются наемниками. Да, эти части сформированы не из граждан тех стран, в вооруженных силах которых они служат, но их жалованье соответствует жалованью обычных военнослужащих.
![]() В «школе наемников» Фрэнка Кэмпера. 1985 год. Двухуровневые курсы в The Mercenary School, существовавшей с 1981 по 1986 год, прошли курсанты из многих стран, в том числе Англии, Германии, Израиля, Испании, Канады , Мексики, Норвегии, Панамы, Франции и Японии
1. Во время полевых выходов укрытием от дождей курсантам служили только синтетические плащ-палатки 2.3. На практических занятиях по рукопашному бою: выпускники должны были уверенно владеть не только ножом и штыком, но и веревками, палками и разряженным оружием 4. Фрэнк Кэмпер рассказывает курсантам об устройстве и применении автоматического оружия |
На протяжении многих веков военное наемничество считалось в высшей степени достойным занятием. Первой апологией наемников можно считать «Анабасис» античного полководца Ксенофонта (первая половина IV века до н. э.) — историю десятитысячного греческого войска, сражавшегося в рядах армии персидского царя Кира Младшего. А на закате античной Греции наемничество и вовсе стало чрезвычайно уважаемой и весьма распространенной профессией. Греки из одних и тех же городов-государств воевали и в войске Дария, и в войске Александра.
Новый взлет наемничества пришелся на Средневековье. Одними из первых эту профессию освоили викинги: они с удовольствием нанимались в личную гвардию византийских императоров. Знаменитый норвежский король Харальд III был горд, заняв должность начальника охраны императора. За 10 лет пребывания в Константинополе (1035–1045) Харальд участвовал в 18 битвах, а вернувшись на родину, еще 20 лет воевал в Европе. В Италии на излете Средневековья наемники-кондотьеры, в чьем распоряжении всегда находился отряд опытных солдат, стали главной действующей силой бесконечных войн между городами-государствами. Профессионализм достиг там таких высот, что, сходясь в битве, противники были озабочены прежде всего тем, чтобы переиграть друг друга за счет искусных построений войск, и изо всех сил старались не причинять вреда друг другу. Известен случай, когда в результате упорного многочасового боя был убит лишь один человек.
В ту же эпоху состоялась заочная дискуссия между Никколо Макиавелли и Томасом Мором. Последний, рисуя в своей «Утопии» идеальное государство, доказывал, что его защиту должно обеспечивать войско наемников-варваров, так как жизнь гражданина слишком ценна. Макиавелли же, у которого опыт общения с наемниками был не только теоретическим, в знаменитой книге «Государь» утверждал прямо противоположное: наемники, цель которых — получить деньги, отнюдь не горят желанием пожертвовать жизнью на поле боя. Основоположник политического реализма вполне цинично рассуждал: плох наемник, который терпит поражения, однако гораздо хуже наемник, одерживающий победы. По очевидной причине он задается вопросом: так ли уж силен тот государь, который его нанял, а если нет, то почему бы не занять его место? Следует признать, что самые удачливые из итальянских кондотьеров точно следовали сценарию, прописанному Макиавелли. Самый яркий пример — кондотьер Муцио Аттендоло, прозванный Сфорца (от sforzare — «одолевать силой»), бывший крестьянин, положивший начало династии миланских герцогов.
В XV–XVII веках решающую роль в европейских войнах играли ландскнехты — самостоятельные отряды наемников из разных европейских стран. Организация отрядов ландскнехтов была максимально ориентирована на обеспечение эффективности. Например, на каждые четыре сотни бойцов был положен переводчик с нескольких европейских языков, а капитан, командир отряда, был обязан сам говорить на этих языках.
В XVII веке начались знаменитые «полеты диких гусей» — так называли свой путь в континентальную Европу отряды ирландских наемников. Первый такой «полет» состоялся в 1607 году, а в течение следующих трех столетий ирландцы, демонстрируя отчаянную смелость, сражались на всех известных войнах, причем не только в Старом Свете. Ирландские наемники участвовали в создании нескольких государств Чили, Перу и Мексики, четверо ирландцев были ближайшими помощниками Джорджа Вашингтона во время Войны за независимость, а другие четверо подписывали Декларацию независимости.
Наконец, благосостояние целых наций зиждилось на массовой службе в иностранных государствах. Классический пример — швейцарцы, предлагавшие свои шпаги всем монархам Европы. Так, в 1474 году французский король Людовик XI заключил договор с несколькими швейцарскими селениями. Каждому из них монарх обязался, пока он жив, платить ежегодно по 20 000 франков: за эти деньги селения должны были, если король ведет войну и требует помощи, поставлять ему вооруженных людей. Жалованье каждого наемника составляло четыре с половиной гульдена в месяц, а каждый выход в поле оплачивался по тройной месячной ставке.
Широкое распространение наемничества в доиндустриальную эпоху связано прежде всего с тем, что военная победа в силу относительной малочисленности армий в значительной степени зависела от индивидуальной выучки каждого воина. Все определялось тем, как ловко он управляется с пращой и дротиком или шпагой и мушкетом, умеет ли держать строй в фаланге или каре. Обученный профессиональный воин стоил на поле боя десятка, а то и сотни крестьянских сыновей, согнанных в феодальное ополчение. Но иметь постоянную профессиональную армию, которую приходилось бы кормить и в мирное время, могли позволить себе только самые обеспеченные из монархов. Тем же, кто победнее, приходилось нанимать ландскнехтов перед самой войной. Понятно, что деньги они получали в лучшем случае до тех пор, пока длились боевые действия. А чаще средства у нанимателя кончались раньше, и наемникам оставалось рассчитывать только на победу и захват трофеев.
Наступление индустриальной эпохи свело наемничество почти на нет. Унифицированное производство эффективного и в то же время простого в обращении оружия сделало ненужными годы тренировок. Настало время призывных армий. Если военной премудрости можно обучить всего за три-четыре года, если можно быстро (здесь свою роль сыграло появление железных дорог) собрать людей по стране, то нет необходимости содержать большое войско в мирное время. Вместо этого все мужчины страны, пройдя военную подготовку, превращались в резервистов массовой мобилизационной армии. Поэтому Первая и Вторая мировые войны, где в битвах принимали участие миллионы, фактически обошлись без наемников. А вновь востребованы они оказались в 60-е годы XX столетия, когда началась деколонизация Африки.
В странах, где колониальные административные структуры распались, а армий не было вовсе, немедленно началась вооруженная борьба за власть. В этой ситуации пара сотен профессиональных военных, знакомых с партизанской и противопартизанской тактикой, делала президентом и премьером любого нанявшего их племенного вождя или отставного чиновника старой колониальной администрации.
В 1961 году долгая гражданская война охватила одно из богатейших африканских государств — Конго. Практически сразу после провозглашения независимости страны провинция Катанга, знаменитая алмазными копями и медными рудниками, объявила об отделении. Самопровозглашенный премьер Моиз Чомбе стал набирать собственную армию, костяк которой составили французские и британские наемники, и конфликт мгновенно вписался в контекст холодной войны: СССР заявил о поддержке центрального правительства, которое возглавлял Патрис Лумумба. В Конго начались столкновения на племенной почве, жертвами которых стали десятки тысяч мирных жителей.
Во всей этой кровавой круговерти, в которой участвовали несколько племенных группировок, войска ООН, бельгийские парашютисты, решающую роль играли наемники. Именно в Конго взошли звезды самых знаменитых «солдат удачи» — француза Боба Денара и британца Майкла Хоара, по чьим биографиям можно писать историю самых известных 20 лет наемничества. И самых кровавых: по итогам событий 1960–1970-х годов на наемников стали смотреть как на бандитов. Не зря команда Денара именовала себя les affreux — «ужасные»: пытки и убийства были в этом подразделении нормой. Впрочем, жестокость европейских «солдат удачи» вряд ли затмевала бесчеловечность прочих участников конфликтов в Африке. Майкл Хоар с некоторой оторопью вспоминал, что стал свидетелем того, как чомбовцы сварили пленного заживо. Да и постоянно восстававшее племя симба, которое поддерживали кубинские и китайские инструкторы, мало уступало в жестокости своим землякам.
![]() Боб Денар после провала попытки переворота на Коморах, 1995 год. Фото: AFP/EAST NEWS |
Ренессанс продолжался недолго, и уже в конце 1970-х наступает упадок традиционного наемничества. Все началось с суда над белыми наемниками, захваченными правительственными войсками в Анголе. Власти этой страны, вроде как выбравшие «путь социалистического развития», поддерживали СССР и его сателлиты (в частности Куба). И процесс имел очевидную политическую подоплеку — он должен был продемонстрировать, что Ангола стала жертвой агрессии западных спецслужб. Суд был неплохо подготовлен: из допросов обвиняемых и свидетелей возникла отнюдь не романтическая картина того, как ловкие вербовщики соблазняют безработных алкоголиков легким заработком. Но снисхождения «соблазненные» не дождались: троих наемников приговорили к смерти, а еще два десятка надолго сели в тюрьму.
А дальше пошло-поехало. Позорным провалом в 1981-м закончилась организованная Майклом Хоаром попытка переворота на Сейшелах. Когда Хоар и его коммандос прибыли на острова под видом членов некоего клуба любителей пива, который раз в год устраивает развлекательные туры, на таможне в их багаже обнаружили разобранный автомат Калашникова. «Туристов» окружили, и они едва успели удрать на захваченном тут же в аэропорту самолете компании «Индиан эйр». В ЮАР, куда прилетели наемники, их тут же арестовали, и Хоар оказался в тюрьме, после чего отошел от дел.
Еще обиднее получилось с Бобом Денаром. В 1989-м был убит Ахмед Абдаллах — его ставленник на посту президента Комор, а его самого эвакуировали французские парашютисты. В 1995-м во главе трех десятков бойцов Денар высадился на Коморах, где его ждали еще три сотни вооруженных людей, подготовивших новый военный переворот. Но президент Комор обратился за военной помощью к Франции — стране, чьи задания Денар выполнял много лет, и легендарного наемника предали. Парашютисты Иностранного легиона, столько раз воевавшие плечом к плечу с Бобом, окружили его группировку и заставили сдаться, а потом без лишнего шума вывезли во Францию.
К концу XX века наемничество в традиционном виде пришло в упадок. Чего стоит одна только фарсовая история с попыткой переворота в Экваториальной Гвинее в 2004 году! Участвовавших в ней «наемников», похоже, набирали среди великосветских бездельников: к заговору оказались причастны, например, сын знаменитой Железной леди Марк Тэтчер, лорд Арчер и нефтеторговец Эли Калил (хотя среди задержанных были и профессионалы — бывшие юаровские спецназовцы). Подготовку заговора раскрыли спецслужбы Зимбабве, наемников арестовали, но все они отделались символическими сроками, а живший в ЮАР Марк Тэтчер и вовсе получил условный срок и был выслан в Лондон под присмотр матери.
Закат «традиционного» наемничества был предопределен кардинальным изменением международного климата. Холодная война закончилась, и объем секретных операций, в которых участвовали наемники, заметно упал. ЮАР после крушения режима апартеида перестала служить главным работодателем, важнейшей базой и источником кадров для наемников. Резко сократился и «фронт работ». Африканские государства худо-бедно создали национальные армии, спецслужбы и полицию и больше не испытывали острой нужды в услугах «солдат удачи». А государства Запада из-за всепобеждающей политкорректности стали стесняться связей с наемниками.
В итоге на смену всегда пьяным, увешанным оружием «диким гусям» пришли респектабельные джентльмены с ноутбуками. А принимать заказы стали не подпольные вербовочные пункты «солдат удачи», а частные военные компании (ЧВК), предоставляющие самый широкий спектр услуг в области обеспечения безопасности. Как считают специалисты, сегодня в этой сфере заняты более двух миллионов человек, а общая стоимость контрактов превышает 100 миллиардов долларов в год (то есть вдвое больше российского военного бюджета).
![]() Конец 60-х — начало 70-х годов XX века — пик успехов «солдат удачи» и их общественной популярности. В этот период Фредерик Форсайт пишет свой знаменитый роман «Псы войны», где благородные белые воины дарят чернокожим жителям захваченной ими страны месторождение платины. В то же время в прокат выходит фильм «Дикие гуси», в котором знаменитый Ричард Бартон (на фото) сыграл донельзя романтизированный образ исполненного достоинства полковника Фолкнера, прототипом коего, как утверждают, является Хоар (он же выступает консультантом ленты). В результате, вопреки усилиям ооновских юристов и советских пропагандистов, наемники в глазах обывателей приобрели имидж не кровавых убийц, а благородных авантюристов, отягощенных бременем белого человека. Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM, EVERETT COLLECTION/RPG |
На первый взгляд вся разница между представителями столь серьезного бизнеса и Хоаром с Денаром заключается лишь в том, что первые официально зарегистрированы и дали официальное обязательство не участвовать ни в каких противозаконных операциях. Однако дело не в юридических формулах. В 90-х годах XX века неожиданно выяснилось, что легальные заказчики в лице государств, транснациональных корпораций и международных неправительственных организаций куда выгоднее, чем кандидаты в диктаторы. И важнейшим элементом военных операций последних 10–15 лет стала передача довольно важных общественных функций на аутсорсинг частным военным компаниям.
Нынешний расцвет частных военных компаний вызван как революцией в военном деле, так и изменениями политической и социальной обстановки. С одной стороны, техническая революция сделала бессмысленным существование массовых мобилизационных армий. Новые средства ведения боевых действий, основанные на компьютерных и информационных технологиях, вновь, как и в доиндустриальную эпоху, вывели на первый план отдельного бойца — эксперта в применении современных вооружений. С другой стороны, общественность развитых стран крайне болезненно воспринимает потери среди солдат своих армий. Смерть военнослужащих дорого стоит не только в переносном, но и в прямом смысле: например, гибель каждого американского солдата обходится Пентагону как минимум в полмиллиона долларов: специальные выплаты (помимо страховых) и особые льготы семье, включающие финансирование медицинского обслуживания и образования. А наемник, хоть его жалованье в несколько раз превосходит жалованье военнослужащего, стоит гораздо меньше. Во-первых, он получает свои большие деньги не несколько десятков лет подряд, а в течение короткого срока. Во-вторых, государство не оплачивает его смерть или увечье — эти риски в виде страховых сумм изначально заложены в стоимость контракта с ЧВК. А потери частных военных компаний порой сравнимы с армейскими. Например, в 2004 году в иракском городе Эль-Фаллудже в результате нападения на конвой, который охраняли сотрудники компании Blackwater, четверо охранников были захвачены толпой, убиты и сожжены.
Частные военные компании дали о себе знать уже в середине 1990-х годов. Отставные американские военные, нанятые корпорацией Military Professional Resources, приняли участие в подготовке операций боснийских мусульман и хорватов против сербских военных формирований. Впрочем, эти операции еще вписывались в старую концепцию военного противостояния эпохи холодной войны: наемников приглашали действовать там, где США и западноевропейские страны считали неудобным участвовать непосредственно. А подлинной демонстрацией нового лица и новых функций наемников стала операция в Сьерра-Леоне, где уже несколько лет шла чрезвычайно кровавая гражданская война.
Против правительства Сьерра-Леоне воевала группировка под названием Революционный объединенный фронт, боевики которой в целях устрашения отрубали руки мирным жителям. Правительственные войска несли одно поражение за другим, мятежники находились уже в 30 километрах от столицы, а ООН никак не могла сформировать миротворческие силы. И тогда правительство за 60 миллионов долларов наняло частную военную компанию Executive Outcomes, созданную в ЮАР в основном из бывших солдат спецназа. Компания быстро сформировала легкий пехотный батальон, который был оснащен бронетранспортерами, безоткатными орудиями и минометами и действовал при поддержке нескольких ударных вертолетов. И этому батальону потребовалась всего пара недель, чтобы разгромить антиправительственные силы.
Ситуация в стране стабилизировалась настолько, что там удалось провести первые за 10 лет выборы. Вскоре контракт с Executive Outcomes, заключенный на девять месяцев, истек. Транснациональные горнодобывающие компании, которые и финансировали из-за кулис эту операцию, посчитали, что дело сделано. И ошиблись: гражданская война началась снова. На сей раз в дело все-таки вступили миротворческие силы ООН, собранные в основном из подразделений африканских государств. Операция миротворцев, каждый год которой стоил около 500 миллионов долларов, завершилась в 2005-м без существенных результатов. Ревизия, проведенная ооновскими чиновниками, выявила чудовищную неподготовленность «голубых касок»: они действовали без бронетехники и авиационной поддержки и даже почти без боеприпасов — на каждую винтовку приходилось всего по два патрона! А вскоре правительство Сьерра-Леоне вновь обратилось к частной военной компании, которая кроме всего прочего стала спасать и ооновских миротворцев…
Эта история стала хрестоматийным примером неэффективности миротворчества ООН и эффективности ЧВК. Эксперты указывали, что частные военные компании, во-первых, не тратят время на политические согласования в рамках Совета Безопасности и преодоление бюрократических барьеров. Во-вторых, в отличие от правительств развивающихся стран, чьи войска участвуют в миротворческих операциях, они не экономят на содержании и обеспечении своих сил. А в-третьих, подряжаясь выполнить конкретную военную задачу за определенную сумму, ЧВК, в отличие от государств, получающих от ООН около миллиона долларов в год за каждый миротворческий батальон, совершенно не заинтересованы в затягивании операции.
Но подлинный расцвет частных военных компаний начался после того, как войска США и НАТО вошли в Афганистан и Ирак. Вскоре стало ясно, что альянсу не хватает личного состава для проведения вспомогательных и сопутствующих операций: сопровождения конвоев, охраны представительств правительственных и международных организаций, охраны всевозможных складов. Эти услуги и предложили наемники, контракты с которыми заключали уже не правительства развивающихся государств, а Государственный департамент и Министерство обороны США. В американском военном ведомстве было создано даже специальное управление, отвечающее за заключение контрактов с частными военными компаниями.
В 2008 году в Ираке уже работали до 20 000 сотрудников ЧВК, тогда как численность военной группировки достигала 130 000 солдат и офицеров. По мере вывода американских войск Пентагон передает частным военным компаниям все больше функций, включая, например, обучение иракских военнослужащих и полицейских. Соответственно растет и численность наемников: по прогнозам экспертов, к 2012 году она может достичь 100 000 человек. То же самое происходит и в Афганистане, где компании вроде DynCorp и Blackwater превратились по сути в частные армии.
Резко возросший спрос на услуги наемников даже породил кадровый дефицит. Для выполнения простых охранных функций частные военные компании в массовом порядке стали нанимать местных жителей, чего раньше старались не делать. Слишком активная вербовка сотрудников в Афганистане привела даже к конфликту с руководством страны. Афганский президент ультимативно потребовал прекратить деятельность ЧВК, переманивающих военнослужащих из регулярной армии. А растущая нехватка специалистов с боевым опытом (отставников из США и Великобритании уже недостаточно) приводит и к вовсе неожиданным результатам. По слухам, силы специального назначения ЮАР сократились едва ли не вполовину из-за резкого оттока кадров в частный сектор, где зарплаты могут достигать тысячи долларов в день.
На рынке современного наемничества нашли свое место и российские специалисты. International Charters, зарегистрированная в Орегоне, нанимала в 1990-х как отставных американских десантников, так и бывших советских спецназовцев, которые дружно и эффективно действовали в Либерии, где разразилась кровавая гражданская война, жертвами которой стали десятки тысяч человек. И это неудивительно: в наемническом интернационале бывшие противники прекрасно уживаются друг с другом. Возможно, это следствие кадровой политики руководства частных военных компаний, которое, как правило, мало волнует прошлое их подчиненных и то, кто на какой стороне воевал раньше. В сообществе современных наемников одинаково высоко ценятся как бывшие сербские спецназовцы (правозащитники не раз критиковали британскую компанию Hart Group за то, что она нанимает большие группы сербов, которые воевали в Боснии и могут быть причастны к военным преступлениям), так и их коллеги из Хорватии.
Такая «неразборчивость» частных военных компаний может объясняться просто: если требуешь от кандидата в наемники наличия боевого опыта, то вряд ли можно предъявлять к нему и высокие моральные требования. И несколько громких скандалов, связанных с персоналом различных ЧВК, служит тому подтверждением. И тем не менее спрос на услуги современных наемников растет. При всей неоднозначности опыта частных военных компаний следует признать, что они становятся важной военной силой не потому, что политики меняют нравственные ориентиры, а потому, что стремительно меняются военные технологии.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7164/
Метки: ЧВК |
Военные новости |
Революционный материал способен значительно увеличить боевую мощь ВМС США |
|
Беспилотники идут на дно |
|
Последний "Гепард" прибыл во Вьетнам |
|
Потеря спутника - ошибка в расчетах |
|
Тайвань создает новую ракету |
|
Военные новости |
Почти все предприятия ядерно-оружейного комплекса, в настоящий момент имеющие форму ФГУПов, госкорпорация Росатом планирует акционировать к 2013 году.
Активно работать над акционированием Росатом планирует уже с этой осени. Как приводит слова первого замглавы Росатома Ивана Каменских отраслевая газета "Страна Росатом", "соответствующее решение уже принято".
Также И.Каменских отметил, что осенью Росатом продолжит выполнение гособоронзаказа. Он подчеркнул, что срыва госзаказа не предвидится и "все идет хорошо".
Предприятия атомного энергопромышленного комплекса были преобразованы в акционерные общества еще в 2008 году. Гражданские активы отрасли консолидирует компания Росатома - ОАО "Атомэнергопром".
Далее:http://www.finmarket.ru/z/nws/new
Российский космический грузовик впервые за 30 лет не смог выйти на расчетную орбиту.Грузовой космический корабль «Прогресс М-12М» не сможет доставить груз к МКС. Ракета не сумела вывести его на расчетную орбиту. Роскосмос уже подтвердил факт аварии, источники в космической отрасли назвали ее предварительные причины.
«На заключительном этапе выведения грузового космического корабля «Прогресс» на орбиту произошла нештатная ситуация. В настоящее время специалисты выясняют причины происшествия», – сказал источник.
Далее:http://vz.ru/incidents/2011/8/24/5
Испытания нового двигателя для ПАК ФА проходят успешно
Известный конгрессмен-демократ Деннис Кусинич предлагает обсудить, каким образом ливийские повстанцы сумели так быстро захватить столицу страны Триполи, и пересмотреть "странную" роль НАТО, которую эта организация играет в современном мире, пишет официальная газета конгресса США Hill.
"Ведущее руководство НАТО может действовать под предлогом защиты международных законов, но они сами не должны иметь никаких льгот в их отношении. Если представители режима (Муамара) Каддафи ответственны (за преступления против человечности), то командиры НАТО также должны нести ответственность перед Международным уголовным судом (МУС) за гибель мирных ливийских жителей в результате бомбардировок НАТО", - цитирует газета пресс-релиз Кусинича.
Далее:http://ria.ru/arab_ly/20110825/42
|