Chibisova (Туманов_на_Журфаке) все записи автора
Когда каждое утро, каждый будний день, встаешь, просыпаешься (часто именно в такой последовательности и происходит), собираешься и идешь в школу, где проводишь большую часть дня, сложно поверить в штампованную истину «школьные годы чудесные – лучшее время в жизни каждого человека». Но как бы мы не ворчали и не жаловались на нелегкую долю, нам это нравится. Возможно, дело во внутренней потребности человека к обучению и развитию, в обстановке школьной суеты, в общении с друзьями, в зачаточном тщеславии или желании проявить себя. У каждого – свои причины и мотивации, но школа, безусловно, не проходит для человека бесследно: здесь закладываются навыки, начинает формироваться жизненный опыт, личная ответственность; появляются друзья, знакомства, первая любовь, определяется цель в жизни. Сейчас эти фразы звучат как клише, но по прошествии многих лет каждый утверждается в их истинности.
Учиться легко и интересно. На самом деле, миф о занудности, ненужности неподъемной тяжести гранита науки придумали лентяи (которые, кстати сказать, всегда добиваются в жизни того, чего хотят благодаря хитрости и изворотливости, к тому же далеко не безграмотны). От учителя многое зависит в младшей школе, в старшей же - на учителей перекладывает ответственность за свои неуспехи только несамостоятельный (или не до конца развившийся), неглубокий ученик. Почему дует ветер, откуда появился человек, кто изобрел компьютер, какими правами мы обладаем – на все эти вопросы, часто мучившие многих в детстве, дает ответы именно школа.
Но школа – не просто источник знаний. Тот, кто хочет, может освоить школьную программу не выходя из библиотеки или благодаря современным программам дистанционного образования. Школа же создает атмосферу. И эта атмосфера должна быть комфортной. Здесь уже играет роль инфраструктура, учителя, персонал, само здание, наконец.
Вопрос о школьной форме довольно спорный. Я считаю, что она необходима в начальной и средней школе, так как это дисциплинирует и настраивает на определенную обстановку. Что касается старших классов, то здесь позволены некоторые послабления. Во-первых, соблюдают ее единицы, во-вторых, люди уже должны сами осознавать, в каком виде и куда и зачем они приходят.
В старших классах, когда основной объем знаний уже получен, в процессе систематизации знаний и выработки личной позиции важными являются дискуссии во время уроков. В споре рождается истина, это действительно так. Обсуждение темы с преподавателем, вопросы, появление разных точек зрения – у ученика должна быть возможность выступить, научиться вести аргументированную полемику. Еще в Древнем Риме (!) дискуссии во время занятий считались неотъемлемой частью учебного процесса. К сожалению, с вступлением в силу ЕГЭ такие предметы как литература, обществознание перестали быть «местом для дискуссий»…Спрашивается, куда мы идем?...Но, не будем о грустном.
Полезным новшеством было разделение на математические и гуманитарные классы, но теперь опасения внушает настрой многих школьников начисто забросить предметы не своего профиля. «Я математик, какая «Война и мир»!?» или «Я гуманитарий, уберите Вашу таблицу электроотрицательности!» - знакомо, не так ли? Друзья мои, называть гуманитарием или математиком значит в совершенстве и досконально стараться узнать предметы вашего профиля, но НЕ ЗА СЧЕТ ОБЩЕЙ ЭРУДИЦИИ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЛЯ ВСЕХ ПРОГРАММЫ. И если вы не считаете себя способным справиться с такой нагрузкой, идите в обычную общеобразовательную школу, а не играйте на нервах родителей и преподавателей.
Далее, внеклассная жизнь. Экскурсии, концерты, семинары, круглые столы, конференции, соревнования – этому должно быть уделено особое внимание. Как раз таким образом ученик готовится ко взрослой жизни, такие мероприятия развивают кругозор, помогают наладить общение, научиться выступать на публике, отстаивая свою точку зрения. Это все составляет тот фактор, который и называется атмосферой. Отношение к такого рода событиям довольно скептическое как с точки зрения ученика, так и учителя, что скорее всего связано с организацией мероприятий. (Россия, однако).
Попробуйте вспомнить интересные и весел случаи из вашей школьной жизни. Их, безусловно, было немало. Готовы ли вы отказаться от этого насыщенного времени, проведенного в стенах школы и ради чего? Пить, курить или сидеть, уткнувшись в экран? Мда..продуктивно, а главное как весело. Пройдет жизнь, и что останется у вас в памяти? Не зная ни родного языка, ни культуры, ни законов этого мира, можно ли называться человеком?
Основная задача школы – научить учиться. Apprendre a аpprendre, как говорят французы. Если вы научитесь получать удовольствие от учебы – перед вами открыты все двери. Вообщем, как писал Ломоносов : «…О ваши дни благословенны/Дерзайте ныне ободрены/ Раденьем вашим показать/ Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов/Российская земля рождать!»