Зелё (пассионарные_любители) все записи автора
Феллинивская картина необычна тем, что "кинематографична дважды". Это фильм о режиссёре, снимающем фильм. Творение о творце. Вспомните: главный герой - мужчина в расцвете сил, модный режиссёр Гвидо (Марчелло Мастроянни) снимает очередной фильм. Точнее, вот-вот начнёт снимать. Строятся декорации, съехались актёры, ходит по пятам продюссер, кружится вокруг да около прилипчивый критик, надоедают примадонны, но Гвидо не торопится начинать съёмки. Потому что не может решить, что это будет за фильм. Быть может, у него творческий кризис, а быть может, он вдруг начал понимать, что всегда был пустышкой? И Гвидо подумывает о том, чтобы снять фильм о своей же жизни. К тому же помимо творческого кризиса режиссёра терзает кризис личный: красивая, но бездушная любовница, надоевшая жена и недостижимый чрезмерно идеализируемый образ знакомой актрисы (Клаудиа Кардинале)...
Весь фильм зритель наблюдает реальные события и "другое пространство" - то ли сны, то ли мечты-мысли, то ли фрагменты из будущего (или представляемого) фильма. То ли всё разом или поочереди. То ли неважно что. "Киноткань" прорывается на экран без объявления или отбивки. Неоднозначной остаётся и атмосфера фильма. Иногда нас пытаются насмешить, иногда ирония становится слишком горькой, а иногда речи критика накатывают малоприятной трезвостью. Иные эпизоды (о, этот "гарем" Гвидо!) тонки, язвительны, смешны; иные (финальный диалог с Клаудией) пронзительно задушевны; иные нарочито комичны.
Стоит ли упоминать, что события фильма -- автобиографичны? Восьмой с половиной фильм Федерико Феллини -- это публичный самоанализ о публичном самоанализе.
Спустя 14 лет после выхода на экраны и победы фильма на Московском кинофестивале бас-гитарист группы "Пинк Флойд" Роджер Уотерс, высупая на сцене, плюнул в лицо поклоннику в зале и задумался о нехитром образе стены, стоящей между группой и слушателями. Спустя ещё два года одноимённая пластинка вышла в свет, а ещё через три года Алан Паркер доснял фильм.
И дело не только в том, что у фильмов есть очень похожие сцены (в какой-то момент и Гвидо и Пинка тащат на сцену под руки). Просто это тоже "творение о творце". "Стена" сделана музыкантом и о музыканте. По большей части - воспоминания, мысли и эмоции самого Уотерса, но не без прямых отсылок к образу Сида Баррета (Пинк, сбривающий себе брови, накачивающийся наркотиками до потери вменяемости) и даже Роя Харпера (Пинк, крущащий мебель в комнате). Феллини снимает наивные, сентиментальные сцены, подростково изливая свои банальные мужские комплексы, и тут же устами критика разносит себя в пух и прах за безыскусность. Уотерс снимает наивные, сентиментальные сцены, подкупая слушателя эффектной музыкой, выдавая пронзительность своих стонов (впрочем, стоны были в предыдущих альбомах, здесь уже (простите, многоуважаемый мистер Уотерс!) скулёж) за экспрессивность рок-музыки.
Пинка в конце ждёт суд, где в роли свидетелей выступают знакомые, близкие и родные.
Гвидо -- самоубийство (из ряда "кинособытий") и финальный танец, где собираются знакомые, близкие и родные.
Осмелившись трактовать фильм, можно сказать, что "Восемь с половиной" - это фильм о творце... не фильма, а о творце своей жизни. О чём снимать фильм? Как поступить с женой главного героя? Как поступить со своей женой? Гвидо не трус, он просто не знает, куда жить, как хотеть жить. И, по бьющему наповал выражению Клаудии, просто не умеет любить.
Пинк -- отчаявшийся идеалист, Человек, накопивший столько невыплаканной дряни в душе, что не может её не обратить против мира, существующего за Стеной. Пинк не фашист, он просто не умеет любить.